Зачем нам: Зачем нам эта Конституция? — Медиапроект s-t-o-l.com – Скачать бесплатно Onlife — Зачем нам это всё в MP3

Зачем нам эта Конституция? — Медиапроект s-t-o-l.com

День Конституции – повод задуматься не столько о том, как меняется значение Конституции в наши дни, но прежде всего о нас самих в контексте Конституции, в том числе, и об особенностях русского правового сознания

Большая российская энциклопедия определяет Конституцию Российской Федерации как «основной закон, она обладает высшей юридической силой, является юридической базой развития законодательства, существующего правопорядка и правоприменительной практики, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой конституционного (в том числе судебного) контроля».

Да-да, всё верно: речь идёт именно о Конституции России, принятой общенародно 12 декабря 1993 года, в непростой для страны год.

Живая классика

Если почитать газеты начала 90-х, то чаще всего о новой российской конституции писали в духе Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном…»

Между тем полная цитата нашего гения сатиры сегодня читается как настоящее пророчество.

«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы да ободрать кого-нибудь. Заполучить бы куш хороший – и в сторону. А потом, „глядя по времю“, либо севрюжины с хреном закусить, либо об конституции помечтать. Ах, прах её побери, эту конституцию! Как ты около неё ни вертись, а не даётся она, как клад в руки! Кажется, мильон живых севрюжин легче съесть, нежели эту штуку заполучить! И что это за конституция такая, и для чего мне её вдруг захотелось – право, и сам не знаю».

 Медиапроект s-t-o-l.com

Николай Крамской. Портрет писателя Михаила Салтыкова-Щедрина

Ещё вспоминается Александр Николаевич Островский – знаменитая сцена из пьесы «Горячее сердце», где городничий Серапион Мардарьич Градобоев спрашивает у арестантов:

– Друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне бог на сердце положит.

И узники хором умоляют:

–  Суди по душе, будь отец, Серапион Мардарьич».

Не правда ли, звучит актуально, знакомо, современно?

Значит, за 150 лет ничего не изменилось? А если так, то имеются ли основания надеяться, что изменится? Может быть, это русская судьба, одно из проявлений национальной самобытности?

Не держись закона, как слепой забора

На сайте РБК на днях опубликовали результаты соцопроса ФОМ: 47 % опрошенных считают Конституцию формальным документом, не определяющим жизнь страны, 43 % полагают иначе.

Но вот что неизвестно: кто из опрошенных хотя бы раз открывал Конституцию России?

А вы, читатель, скользящий взглядом по странице, читали ли вы нашу Конституцию? Хотя бы о своих правах и свободах – бегло, чтобы понять, что могу, а что должен. Концептуально, так сказать, в принципе. А голосок внутренний уже возражает: а зачем?

И варианты ответов уже готовы:

а) скучно, пусть юристы читают;

б) хоть наизусть выучи – практической пользы никакой.

И насколько такой обречённый, равнодушный, обывательский взгляд далёк от панегирика праву от Марка Туллия Цицерона: «Одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов».

И вроде живём в правовом (согласно статье 1 Конституции РФ) государстве, с верховенством закона, гарантией прав и свобод человека и гражданина. Но, как говорил Мальчиш-Кибальчиш, «всё хорошо, да что-то не хорошо…»

А Цицерону мы ответим русской пословицей: «На людей законы, а на себя рассуждение».

Правовое государство – звучит, конечно, неплохо. Огорчение только от того, что, ратуя за него, мы должны быть готовы и сами жить по праву.

Но заглянем в себя и будем честны: принцип «друзьям всё, врагам закон» нас устраивает. Главная забота не в торжестве закона надо всеми (ст. 19 Конституции: все равны перед законом и судом), а в том, чтобы не попасть в число тех самых «врагов», по отношению к которым закон применяется избирательно. Вот в чём проблема нашего правосознания – фактическое согласие абсолютного большинства с избирательностью правоприменения. Мы настроены игнорировать право как неудобный регулятор поведения.

Такое недоверие к государству и праву не возникло вдруг. Перефразируя Лескова («Русь крещена, но не просвещена»), предположим, что Россия провозглашена правовым государством, но реально не воспитана в уважении к праву и не уважала его никогда. Отчего же так?

«Вот скажи мне, американец, в чём сила?»

В одном трэвел-шоу с участием Владимира Познера был такой эпизод: немолодой и совсем не сентиментальный американец из Монтаны, оказавшись перед оригиналом Декларации независимости с подписями отцов-основателей страны, не смог сдержать слёз. Это было сильно – абсолютно религиозный восторг перед святыней. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их  Творцом определёнными   неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав   людьми   учреждаются правительства, черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых».

При всех исторических провалах (рабство, расизм и т. д.) борьба за права человека, рассматриваемого как носителя неотчуждаемых прав, стали в США основой общественного мировоззрения. Роль государства при этом вторична, сугубо служебна.

Очевидно, что герой сюжета понимает значение главного документа для страны в целом, для каждого жителя, для него лично. Значение это – и символическое, и вполне утилитарное – только возрастает с годами. И к своей Конституции большинство американцев испытывает священный трепет.

Квазирелигиозное отношение иногда замечается и у нас. Но отношение как к Евангелию до переворота 17 года: оклад Евангелия на аналое целовали, но никогда не читали и по нему не жили. В общем, до Бога высоко, до Конституции далеко.

Все предшествующие эпохи текущая власть создавала условия жизни, исключающие воспитание здорового правосознания. А всего-то нужно лет 20 спокойного общественного развития в ситуации реального разделения властей. Плюс свобода слова. Недаром американцы так за неё держатся. Будет свобода слова – потянутся и остальные свободы, и суд вынужденно станет независимым, а граждане – равны перед законом и судом.

Свобода слова – лекарство от тотальной лжи и лицемерия, а ведь именно лицемерие губит государства. Оказывается, запрос на правду, неискоренимо присущий человеку, делает лицемерие смертельным для любой власти.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Фото: pixabay

А будем ли мы гордиться своей Конституцией? Её создателями? Плакать, глядя на неё? Вряд ли. И дело не в том, плоха она или хороша как нормативный акт. В отличие от отцов-основателей США, подписи которых стоят под текстом Декларации, а сама она хранится как главная, почти религиозная, святыня, я бы при всём уважении не смог бы назвать отцами русской демократии и творцами нового русского государства людей, хотя и написавших хорошую Конституцию, но положивших начало концу первого, пусть и корявого, но свободного российского парламентаризма. Каким бы прекрасным ни был текст Конституции, сама она несёт родовые травмы политического кризиса 1993 года и совершенного неоправданного насилия. И это не изменится, это уже часть нашей постсоветской истории.

Не стоит предъявлять претензии к тексту Конституции: для торжества подлинной конституционности как демократического мировоззрения правильных слов недостаточно. Нужно главное – отношение к Конституции не как к ритуальной декларации, а как к документу высшей юридической силы, непосредственно определяющему мою повседневную жизнь.

Приведённый опрос ФОМ показывает, что это не так. И можно предложить следующее объяснение, почему не так.

Вопрос антропологический

Русский народ воспитан в православии. Для православия не характерен внешний юридизм. Правила веры принимаются не в силу соблюдения легитимной процедуры, а в силу общего консенсуса, соборно. Не случайно отвергнутые народом высшие церковно-законодательные форумы именовались разбойничьими. И русское секулярное правосознание, как почти всё секулярное в современном мире, является отголоском христианской традиции. Только это «христианские истины, сошедшие с ума» (Г. Честертон).

Для русского религиозного сознания предшествующих эпох юридический закон не связан с высшим Благом, а значит, неинтересен. А поскольку исходит от государства, то и опасен.

Как писал Николай Бердяев, русский народ – это народ конца в смысле мессианском, положительно-эсхатологическим. Но у русского христианского эсхатологизма есть и негативная сторона, когда болезненно апокалиптическое стремление к завершению истории может осуществляться в катастрофических формах (помните, «Зачем нам такой мир, если в нём нет России?»).

Если здоровый анархизм (не путать с анархией) действительно присущ русскому народу, то с таким мирочувствием трудно устраивать общественный быт, удобную, комфортную во всех аспектах (бытовом, правовом, экологическом и т. д.) жизнь. У русских нет того дара формы, который имеется в избытке у условно западных формальных законников. Наше – это устремлённость в будущее, библейское или коммунистическое, апокалиптичность, неудовлетворённость настоящим, неумение и нежелание устраиваться в истории.

Нередко, рассуждая о присущем русским правовом нигилизме, вспоминают шуточное стихотворение Бориса Алмазова:

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал…

Но такая высокомерная самооценка – мы люди свободы, духа, а не формального порядка – приводит не к преодолению права (не в силе Бог, а в правде), а к беззаконию и беспорядку. Правовой нигилизм как частное проявление русского нигилизма, не означает духовного преодоления правовых начал жизни, а на практике приводит к отрицанию самых минимальных правил. И вот мы либо бунтуем, свергаем, либо до поры раболепно подчиняемся нормам, в глубине считая их навязанными и несправедливыми. В голом псевдо-духовном отрицании права один шаг до «всё дозволено». Что и подтвердил переворот 1917 года. С высоты намерений (пусть даже идеально-коммунистических) мгновенно низверглись в дьявольское беззаконие. Западный юридический формализм с презрением называли «вексельной честностью»: ведь мы выше этого, мы над законом. И вот посрамлены за гордыню, теперь собираем крохи национального самосознания, ищем русскую идею, но опять начинаем забывать о простом праве. Не выдержал русский народ собственной высоты, гигантского потенциала, всегда обречённо нереализуемого. Энергия XIX – начала XX века ушла в разрушение. Здоровый анархизм народа, отравленный голым отрицанием права русской интеллигенцией, сломал великую страну.

Поэтому вопрос об отношении русских к российской Конституции – антропологический. Неконституционное правоприменение только выявляет нашу антропологическую повреждённость. Рост правосознания – не самоцель, а сопутствующий «бонус» нравственного возрождения русского человека, гуманизации общества. А это задача не столько для правоведов, сколько для того самого гражданского общества. Правосознание как представление о границах дозволенного есть у каждого человека. Но именно архаичное правосознание (право сильного), или «одичавшее» (по выражению Ильина) правосознание (всё поделить), является реальной бедой современного российского общества. И впереди долгий процесс исцеления, без которого санация репрессивных законов и оживление замершей Конституции России невозможно.

Государство-семья

Надо сказать, что любое государство не слишком заинтересовано в росте правосознания граждан. Потому что гражданин с правосознанием становится требовательным («исполняйте вашу Конституцию») и неудобным налогоплательщиком, которого уже не устраивает бесконтрольность и несменяемость власти.

Я не предлагаю вдруг полюбить Конституцию России. Она не Закон Божий, который «слаще мёда и капель сота». Но живая Конституция нормализует отношения власти и граждан, выстраивает правильную иерархию, в которой роль государства – обеспечительная, вторичная, а первичны жизнь и свободы человека (статья 2 Конституции РФ).

Проблема в том, что власть российского государства стояла и стоит, как заметил один философ права, не на правовых отношениях (например, на политическом договоре правительства с населением), а на интимных, чувственных, эротических отношениях народа к правителю. Фигура верховного правителя должна быть такой, чтобы привлекать. Он не может быть просто избранным чиновником, временным, сменяемым, безликим и бездушным. Он может быть только отцом, лидером, то есть  носителем власти, вышедшим из безликого положения, спасителем. А это отношения уже не деловые, а сугубо интимные.  В отношении народа к властителю всегда есть «бессознательное стремление к замене власти эротическим союзом», как писал отец Сергий Булгаков. Это уже не просто государство, а государство-семья.

Патерналистская модель отношений в государстве-семье предполагает инфантильное согласие на воспитательные меры со стороны отца-кормильца.

– Вот деньги на обед, чтоб в 10 часов вечера был дома, а с хулиганами я сам разберусь.

– Папа, да я уже взрослый!

– Взрослый?! Так, где мой ремень?!

Эх, ну ладно…

Зачем вам свобода совести, например? От неё одни проблемы-: баптисты эти, кришнаиты. Давайте её ограничим, и всем станет только спокойней. К сожалению, современный общественный договор между народом и властью допускает такие действия. Шажок за шажком – и вот мы уже живём в мире Великого инквизитора.

«Растёт правосознание»

Реальная жизнь даёт не много поводов уважать право как часть общей системы государственного регулирования. Ещё Герцен заметил, что вопиющая несправедливость одной половины законов научила народ ненавидеть и другую, а полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности. Боюсь, что в обозримом будущем мало что изменится и Конституция так и останется сборником правильных слов – чудесных, но далёких от жизни. Пока не актуализируется внешним образом запрос народа на высшие свободы – сло́ва, совести, собрания, неприкосновенности и другие, пока народ не повзрослеет настолько, чтобы отказаться от патерналистской зависимости, пока не осознает человек на диване, что глава № 2 Конституции России – это вот прямо про него, про его достоинство, безопасность и, уж чего там, комфорт, – ничего не изменится. Свободы, описанные в Конституции, – это минимальные условия для счастья, сформулированные юридическим языком. Вы можете быть счастливы без права говорить, мыслить, верить, передвигаться? Это вряд ли.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Фото: pixabay

Для повседневного утверждения прав личности нужны личности. Значит, правосознание для русского человека – это не столько вопрос права и правоприменения, а прежде всего просвещения и духовного развития в личность, которая эти права и свободы способна оценить. Раскрепощение русского человека, пробуждение его достоинства, пушкинского «самостояния», воспитание этической чуткости в вопросах различения добра и зла, права и беззакония, неприятия подделок под видом законов и прочих симулякров общественной жизни.

Времена меняются, и Россия уже дорого заплатила за пренебрежение праву и правде.

Сегодня отсутствие развитого правосознания у граждан, а значит, запроса на добрые законы, привело к массовому появлению ограничительных норм. Народ не видит эти приступы государственного невроза. На радаре «одичавшего правосознания» такие нормы и действия просто незаметны. Не отвлеклись даже на пенсионную реформу – что-то зажглось на радаре и сразу погасло.

Но тот же опрос ФОМ наряду с неверием в действенность Конституции показал парадоксальное наличие запроса на её изменение (68 % опрошенных), причём именно в части увеличения социальных гарантий.

Изменение отношения к естественным правам начнётся с возрождения достоинства человека, его самоуважения, пушкинского «величия его». Полагаю, что вернуть достоинство и понимание личной важности базовых свобод, без гарантированной реализации которых человек расчеловечивается, необходимо для выживания нации.

Ещё с университетских времён начала 90-х в голове навсегда закрепилась мысль выдающегося русского юриста Б. Кистяковского: главное и самое существенное содержание права составляет свобода. И эта мысль примиряет русский запрос на духовную свободу с нормативным её закреплением.

Всё это здесь, в прекрасной Конституции России 1993 года. Говорите, она не исполняется? Но пусть всё-таки она будет (в действующей редакции главы второй) как правильный ориентир, чтобы, когда всё плохо, мы знали, а как же это, когда хорошо: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статьи 2 и 18 Конституции России).

Зачем нам кузнец? Крылатые фразы из фильмов Марка Захарова

Обыкновенное чудо

Один из любимейших россиянами фильм — «Обыкновенное чудо». Первый раз по телевидению «Обыкновенное чудо» показали 1 января 1978 года, и с тех пор за фильмом закрепилась слава «новогоднего». При этом в фильме нет ни единого намека на то, что чудеса случаются только в новогоднюю ночь.

Критики до сих пор не могут дать однозначного определения жанру ленты. Спустя два с лишним десятка лет после съемок Александр Абдулов сказал: «Я не знаю, что это, — сказка, притча, легенда, миф? Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров».

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе так, будто они бессмертны!» — произносил Волшебник голосом Олега Янковского. Трудно представить себе кого-то другого на этом месте. Но в самом начале съемок актер попал в реанимацию, он, переживая, что подводит киногруппу, просил искать ему замену. Но Марк Захаров не стал: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать».

Просто вне конкуренции Леонов-король. Чего стоит его фраза: «Должен предупредить — я страшный человек. Тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное — не я в этом виноват! Предки виноваты — прадеды, прабабки, внучатые тети разные, праотцы и праматери. В жизни вели себя как свиньи, а я вынужден расхлебывать. Сам я добряк умница, люблю стихи, прозу, музыку».

Другие цитаты «королька», полюбившиеся зрителю:

«Подписываешь смертный приговор — и хохочешь, вспоминая ее смешные шалости».

«Мне здесь нравится — дом устроен славно, с любовью. Так взял бы и отнял бы».

«Подумаешь — медведь! Не хорек все-таки… Другие живут, и ничего. Мы бы его приручали, причесывали, он бы плясал нам иногда…»

«Плаху, палача и рюмку водки! Водку мне, остальное ему».

«Я знаю, я подслушивал».

Будто специально для Андрея Миронова, близкого друга режиссера, написана роль обаятельного, самоуверенного министра-администратора: «Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен — чего зря время терять. Ровно в полночь приходите к амбару, не пожалеете!»

Или: «А кто у нас муж»? — «Волшебник». — «Предупреждать надо»; «Будете мешать — оставлю без обеда»; «От любви бывают разные болезни, но все они не смертельны».

Кстати, словарь крылатых фраз этой картины мог быть богаче. Цензурой была вырезана фраза министра-администратора, обращенная к Королю: «Стареет наш королек». Усмотрели намек на постаревшего Брежнего.

Требовали убрать и песенку Миронова про бабочку, которая крылышками «бяк-бяк-бяк», но режиссер отстоял гастрономическую точку зрению на этот счет. Выжил и эпизод, когда король Евгений Леонов выходит сочетать законным браком свою дочь с министром-администратором и делает в окошке жест, характерный для вождей, стоявших во время демонстраций на Мавзолее.

Интересно, когда Юрия Соломина, снявшегося в роли хозяина гостиницы, назначили министром культуры, фильм «Обыкновенное чудо» стали чаще крутить на телеэкранах. А его дуэт с Екатериной Васильевой, где министр культуры проникновенно пел: «Ах, сударыня, когда мы с вами вместе, все цветочки расцветают на лугу…» — вообще стал едва ли не визитной карточкой всех телеканалов.

Формула любви

В 2005 году в одном из социологических опросов россияне называли наиболее популярные крылатые фразы отечественного кино. Вторым по популярности ответом стала фраза из кинофильма «Формула любви» Марка Захарова «Зачем нам кузнец, нам кузнец не нужен» (или «Зачем нам кузнец, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь?»).

Зачем нам навязывают ругаться матом? Как нецензурная брань влияет на нашу жизнь — Альтернативный взгляд Salik.biz

Важнейшей возможностью, которой обладает каждый из нас, это возможность жить осознанно. Если вы внимательно присмотритесь к тому, как устроена наша современная жизнь, особенно в городах, вы заметите, что сама она создана таким образом, чтобы вы почти всегда пребывали в бессознательном состоянии. И что самое интересное, при этом это состояние бессознательной жизни искусно создает у нас иллюзию, что все решения мы принимаем свободно, без какого-либо внешнего вмешательства со стороны. Главная цель западных пропагандистов, которые стремятся к господству над нашим сознанием – это создание у как можно большего количества жителей, как можно большего количества рефлексов, то есть действий, не требующих обдумывания. Проще говоря, идеал рабовладельцев – это человекоподобные существа напоминающие собачек из экспериментов академика Павлова. Если вы помните школьный курс биологии, академик Павлов так натренировал своих собак, что у них после звонка, которым сопровождалось кормление, начиналось выделение желудочного сока даже тогда, когда еду им не выдавали.

Для того, чтобы люди стали человекоподобными существами, нужно сделать так, чтобы мыслительные процессы у этих людей были как можно более примитивными. Как же они решают эту задачу? Способов много, но главный из них – это максимальное упрощение языка, на котором мы все с вами общаемся. Эллочка Людоедка из романа Ильфа и Петрова со словарным запасом в 30 слов, может выступать в качестве идеала, к которому двигают всё население. В принципе, уже можно констатировать, что большая часть жителей планеты вполне успешно к этому приближаются. Для нашей страны, с большим процентом грамотных людей, с традициями чрезвычайно развитой речи, русским языком, достаточно сложным, а значит способствующем развитию мыслительных способностей, был выбран такой очень мощный инструмент воздействия на сознание, как всяческое распространение, введение в наиболее широкий оборот матерной лексики. Нельзя сказать, что этот инструмент примитивизации мышления используется только для нашей страны. Но, именно у нас, и об этом можно говорить уверенно, этот элемент системы оболванивания, получил максимальное развитие. Сейчас очень легко представить, как заволновались все любители крепкого словца, как в их памяти замелькали образы классиков русской литературы, которые, что греха таить, действительно прославились в кавычках, в том числе, и произведениями полностью построенных на использовании обсценной, т.е. непристойной лексики. Обязательно многие начнут вспоминать о том, что в армии, на стройке и во многих других сферах нашей жизни, якобы вообще нельзя обойтись без матерщины.

— Salik.biz

Так вот, мы утверждаем, что без мата обойтись можно. Сейчас, конечно, это трудно представить, но можно и, главное, нужно. И нужно прежде всего для того, чтобы не превратится в послушное существо, раба западной системы. Разве вы не видите, как вам буквально вдалбливают идею того, что матерная речь – это просто вершина освобождения личности. Все эти ведущие телевизионных шоу, рок-музыканты, рэп-исполнители, киноактеры и театральные деятели в обязательном порядке лукаво подмигивая вам во время своих телеэфиров и ютуб-роликах, в спектаклях и фильмах, где аккуратно запикивая, а где и прямо обрушивая на вас всё это словесное зловоние, где каждый в силу своих талантов, несёт как им кажется, драгоценнейшую мысль: «Матернись, и тебе станет легче. Веселее. Проще. И свободнее. А главное, это же очень модно! Смотри как мы красиво это делаем. Делай как мы. И станешь таким же как мы». И мы потом не удивляемся, когда идя по улице слышим веселый, заливистый детский мат на всю улицу. Мы привыкаем. В этом-то и состоит цель западных пропагандистов, что хотят разрушить наше общество и сделать из ЧЕЛОВЕКА послушное существо. Мы должны привыкнуть и начать считать нормой то, что является абсолютно противоестественным.

Нас приучают к выученной беспомощности, мы должны сломаться и воспринимать деградацию как совершенно естественный процесс. Делают так, чтобы мы НЕ ПОНИМАЛИ, что мы делаем, когда материмся. А не понимаем мы это, потому, что НЕ ЗНАЕМ, какую силу имеют наши слова.


А между тем, каждое произнесенное нами ругательство бьёт не только по окружающим нас людям и детям, оно бьёт прежде всего по нам самим.

Зачем нам нужен смех? — Люди Роста

По материалам Алексея Иваницкого, доктора медицинских наук, руководителя лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН.

Смех — один из видов выражения эмоций и передачи их другим людям через мимику лица и характерные ритмические звуки. В смехе, помимо лицевых мышц, участвуют дыхательные мышцы и голосовые связки. Мимика — это эволюционно более ранний способ коммуникации по сравнению с речью. Она есть и у животных. Основатель эволюционной теории Чарльз Дарвин специально интересовался этим вопросом, посвятив ему один из своих трудов. Смех занимает особое, элитное место в эмоциональных переживаниях человека. Ведь смех — это не только эмоция, но и результат работы интеллекта, осознания некоторой необычности, парадоксальности ситуации. Считается, что смех возник у предков человека примерно 7 миллионов лет назад. Помимо человека, могут смеяться только шимпанзе и крысы. Кстати, человек не может услышать крысиного смеха, потому что эти звуки относятся к ультразвуковой области.

Ребенок начинает смеяться в возрасте нескольких месяцев, хотя плакать он может с момента рождения, а говорить начинает, когда ему где-то около года. Это связано с тем, что смех более сложное переживание, чем плач, но он проще, чем речь. Ребенок начинает смеяться, когда понимает, что, например, «страшная гримаса» его матери всего только игра и на самом деле ничего страшного нет.

Ученые различают смех и юмор. Юмор — это гораздо более позднее приобретение человека, чем смех, и он основан на более тонкой игре разума, неожиданных ассоциациях и соединении, казалось бы, несоединимого. Так построен, например, каламбур — речевая шутка, когда смешиваются близкие по звучанию, но различные по смыслу слова (пример из Д.Д. Минаева: «Девушкам, кто ниже них, уж, конечно, не жених»). Анализ литературных произведений показывает, что юмор возник примерно три века назад. Классик немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте относил юмор к «высшим проявлениям человеческого духа».

Какие же эмоции передает смех как средство коммуникации? Конечно, это проявление радости. Человек сообщает окружающим, что ему хорошо, что он нашел решение какой-то сложной проблемы, и приглашает окружающих разделить его хорошее настроение. Очень важен смех для установления контакта с собеседником или группой лиц, иногда с аудиторией. Ведь если мы смеемся вместе, то, значит, мы думаем одинаково, имеем общие интересы, разделяем общие моральные ценности. Смех может приобретать характер злорадства, когда мы вместе смеемся над общим врагом. Соединяя интеллект и эмоции, смех может быть сильным оружием, демонстрацией своего бесстрашия и способности противостоять злу. Н.В. Гоголь заметил: «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится».

Общепризнанно, что смеяться полезно для здоровья. Ученые из Оксфорда и Бирмингема установили, что смех способствует зачатию. После процедуры экстракорпорального оплодотворения одну группу женщин развлекал клоун, а вторую сразу отпускали домой. Оказалось, что процент тех, кто стал матерями, был заметно выше у женщин, прошедших «лечение смехом» (36% против 20% в контроле).

Современные методы изображения живого мозга (мозговой имиджинг), такие как функциональная магнитно-резонансная томография и другие, дают возможность определить зоны мозговой коры, которые ответственны за смех. В большей степени они расположены в правом полушарии. Напомним, что речевые зоны находятся в левом полушарии. Следовательно, и здесь смех дополняет речь. Важную роль играет также лобная кора, ответственная за абстракцию, и лимбические структуры, связанные с эмоциями.

Зачем нам предназначение? |

Очень часто нам кажется, что мы рождены для какой-то великой цели, что у нас есть некое предназначение. Или, во всяком случае, мы думаем, что оно должно у нас быть. Без этого, наша жизнь представляется пустой и бессмысленной, проживаемой впустую. Откуда берется это предназначение, зачем оно нам нужно, можно ли его как-то получить?

Что означает предназначение?

Предназначение предполагает, что человек предназначен для чего-то, то есть при рождении в него закладывается понимание некоей идеи, для которой он создан и вся его жизнь будет подчинена именно этому. Сама идея того, что миссия существует, предполагает, что существует некто или нечто, кто эти миссии раздает. Но, вот беда, у людей существует проблема с получением этих миссий. Иначе говоря, скорее всего, подавляющее большинство людей, не сможет внятно ответить на вопрос, какое ему выдали предназначение.

В концепции придания смысла человеку и человеческим деяниям, самим же человеком, определить свое предназначение люди могут любым общественно-приемлемым способом.

Очевидно, чтобы точно знать его в контексте присвоения свыше, нужно получить точную информацию, в чем оно заключается. Мало, кто из людей может похвастаться тем, что некие силы посетили его и дали четкие указания. Без этого, очевидно, сложно быть уверенным в том, что предназначение действительно существует и, оно именно такое, как, возможно, кажется.

Как отпустить человека из своего сердца?

Поиск предназначения

Предназначение бывает необходимо настолько, что появилась идея о том, что само открытие предназначения связано с поиском. То есть, ориентируясь на какие-то внутренние ощущения, находя определенные знаки, медитируя и размышляя о провидении, можно рано или поздно открыть, в чем именно заключается предназначение. Очевидно, это тоже не самый научный прием, поскольку источники подобного знание научно не сертифицированы.

Таким образом, в области науки высшее предназначение идентифицировать невозможно. Так что, если люди говорят  о своем высшем предназначении, будет более точным говорить, что они в это верят.

Откуда берется идея предназначения?

Интересно, что вопрос высшего предназначения часто возникает не только у людей из религиозных семей, но и из обычных. И, они часто уверены, что предназначение есть и им его надо просто найти. Очевидно, что этим поискам способствует воспитание, при котором родители считают своего ребенка достойного какой-то высшей миссии, избранным и говорят ему, что он «отмечен» и ему просто надо найти свой путь и свою цель. Одновременно, они могут говорить, что у каждого есть свое предназначение, но, при этом не сообщают, как его получить.

Манипуляция: почему ты молчишь?

Человеческое предназначение

Зачем вам предназначение?StartupStockPhotos / Pixabay

Есть вполне земное представление о том, что у человека может быть свое предназначение, которое напрямую проистекает из таких предпосылок, как:

  • Мои ценности
  • Мои умения
  • Общественные нормы
  • Психологические особенности
  • Мои потребности

Собственно, осознание своего предназначения в рамках этих предпосылок, в любом случае носит некий вероятностный характер, в котором вектором направления может, например, являться наша потребность заниматься тем, что нам хочется. При этом, осознание наших желаний – обязательный этап в формировании предназначения.

Вопрос, соответственно, в том, как именно можно определить предназначение, если оно рождается в рамках человеческого социума?

Довольно логичной выглядит идея о том, что, занимаясь тем, что нам нравится в рамках базиса наших ценностей, мы автоматически выполняем наше предназначение. Ведь, если хорошенько подумать, то наше желание абсолютно равноправный, по сравнению с другими, критерий предназначения в рамках идеи его формирования социумом.

Как сделать первый шаг – инструкция для женщин

Тем не менее, совершенно очевидно, что в концепции придания смысла человеку и человеческим деяниям, самим же человеком, определить свое предназначение люди могут любым общественно-приемлемым способом.

Таким образом, человек способен сам создать свое предназначение, познавая себя. И, в рамках принятия концепции смысла жизни самим человеком, это будет абсолютно оправдано, абсолютно реально и совершенно справедливо.

Андрей Петраков

Андрей Петраков

Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии — ведь все, что связано с людьми безумно интересно! Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.

Связаться со мной

Андрей Петраков
Последние материалы: (Смотреть все)

785

» Зачем нам такая Государственная Дума? Кому она нужна? Мне не нужна, а вам?

С чем можно сравнить нашу Государственную Думу? Давайте сравним например со средней школой. Если школьник спит на уроке, то он как минимум получит запись в дневник, и вызов родителей к учителю. А депутаты спят и ничего! А теперь вы представьте картину где в средней школе во время урока, 50% класса спит (половина!) а другая «сидит в телефонах», обнимается друг с другом, ставит друг-другу «рожки», показывает соседу по парте свои домашние поделки или «травит» анекдоты? Даже в сегодняшнее время, при всём рухнувшем нашем образовании и отсутствии методики преподавания, — такое представить на уроке нереально. А в нашей ГосДуме это в порядке вещей! Высший представительный и законодательный орган власти занимается всем — кроме дела, кроме работы. А вы можете представить себе фантастическую картину когда слесарь Дядя Вася, или студент Петя, без уважительной причины не появляются на работе, либо в институте,- в течении нескольких месяцев (или попросту прогуливают работу и учёбу) а их не то, что не увольняют или отчисляют но ещё и исправно платят им зарплату? Сложно такую картину представить, но не в отношении наших народных избранников! Там двух и трёх месячные прогулы со стабильным начислением зарплаты — это норма. Сейчас вроде как взялись за прогулы и прогульщиков, да что толку! А вообще, — от этих 450 человек, которые получают о-о-чень приличную зарплату, не ходят на работу, а если и ходят то либо кривляются, либо спят, есть хоть какой то толк? Ведь помимо халявной не пыльной работёнки и зарплаты о которой 99% российского народа может только мечтать, они ещё обросли бесчисленными «помощниками депутатов», служебными машинами и квартирами, бесплатными командировками и различными льготами.

Кто всё это оплачивает? Мы — налогоплательщики. Мы содержим этот мега цирк, где доморощенные клоуны в те редкие времена когда они присутствуют на рабочем месте и к тому же в это время не спят, — занимаются всем чем только можно, но только не работой. Иногда на них снисходит озарение и они с умным видом принимают какие то некчёмные и не нужные стране законы, от которых этой самой стране либо абсолютно НИЧЕГО или ещё хуже — ПЛОХО! Помню они несколько дней принимали закон о пчеловодстве (в их понимании — архиважный), когда в стране столько насущных проблем, — коррупция, нищета, деградация экономики, отсутствие доступного и качественного медицинского обслуживания, катастрофическое падение уровня образования и т.д. -перечислять можно очень долго… Карманный, декоративный орган который к тому же заполнен на две трети спортсменами, певцами и артистами. Нужен он нам? Уверен, что если завтра ГосДума исчезнет, то российский народ попросту этого не заметит и не ощутит какого либо дискомфорта. Согласны?

Читать далее…

Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции!

Источник: tony lis

Фото

Зачем нам навязывают ругаться матом? Давайте разбираться

Культура речи — это великое достижение современного развитого человечества! То, как мы выражаем свои мысли, обращаемся друг к другу, объясняемся в разных ситуациях, показывает не только степень интеллекта, отношение к участнику диалога и окружающим. Стиль и манера общения также указывают на отношение человека к самому себе! Уважающая себя личность выбирает благородный стиль общения, приемлет для себя только грамотную речь, без сквернословия и откровенной брани. Однако матерный язык широко распространён в нашей стране и вовсе не сбавляет оборотов. Напротив, поколение, ругающееся матом, заметно молодеет. Если вчера, встретить матерящегося школьника было чем-то из ряда вон, то сегодня на русском матерном смело общаются и первоклассники, и подростки совершенно на равных. Ну а что уж говорить о взрослых? Почему так происходит и какое влияние на жизнь человека оказывает мат — попробуем разобраться!

Зачем нам навязывают ругаться матом

Глядя на современную жизнь, особенно в городах, легко обратить внимание на то, что всё устроено так, чтобы человек меньше задумывался глобально, а мыслил примитивно. Что самое интересное, при этом почти каждый человек думает, что действует вовсе не бессознательно, а принимает любые решения свободно. Однако сложно отрицать, что многие распространённые привычки нередко являются бессознательным следованием моде, которую навязывают извне. Например, молодёжный, офисный, профессиональный сленг — это всегда то, что мы черпаем откуда-то. У кого-то весь этот стиль общения мы перенимаем, зачастую считая, что именно так разговаривать правильно. Но присмотритесь только, а лучше даже прислушайтесь, на что сегодня похожа речь многих людей! Сразу невольно вспоминается такой персонаж, как Эллочка-Людоедка из произведения Ильфа и Петрова.

Эта героиня «12 стульев» — идеальный пример незамысловатого стиля общения, активно навязываемого нам сегодня извне. И, что самое печальное, большая часть населения нашего мира приближается к подобному стилю общения семимильными шагами. Согласитесь, человек, который мыслит в рамках «ха» и «хо-хо», а также ещё нескольких незамысловатых буквосочетаний, становится управляем. Но для нашей страны с богатой культурой и чрезвычайно развитой речью, сложным, но таким красивым, русским языком лексикон «Эллочки-Людоедки» освоить довольно непросто.

Однако тот, кому очень нужно упростить русскую речь, придумал весьма действенный инструмент — мат. Конечно, матерная речь характерна не только для нашей страны. Но, кто станет спорить с тем, что у нас этот навязанный вариант речи прижился довольно давно и плотно? Наверняка, многие любители «крепкого» словца сейчас заволновались. И не зря! Ведь от культуры речи зависит жизнь человека и здоровье окружающей его среды. Не стать марионеткой в чьих-то нечистоплотных руках и прожить свою жизнь счастливо, именно так, как этого хочется вам, возможно. Начинать нужно с себя! И первое, о чём всё же стоит позаботиться, это о чистоте собственной речи и сохранении культуры языка.

«Без мата никак» — это миф!

Вот, вы скажете, что в определённых сферах жизни без матерной речи просто никак! Можно вспомнить стройку, армейские казармы, лавку сапожника, футбольную площадку или место молодёжной тусовки. Действительно, представить некоторые направления повседневности без яркого «крепкого» жаргона сегодня очень сложно. Но мы со всей ответственностью заявляем, что отказаться от мата в собственной речи ещё как можно! И вы просто очень сильно удивитесь, как преобразуется ваша жизнь после такого отказа. Ведь, если заглянуть внутрь себя, несложно отыскать протест, который выдвигает личность против навязывания чего-то ей чужеродного. Да, с экранов телевизора, из бесконечных просторов интернет-пространства мы чуть ли не круглосуточно черпаем идею, что мат есть освобождение личности от всяких оков.

И, если ты можешь себе позволить сквернословить без стеснения, ты человек, который привык жить свободно и самовыражаться, как это нравится тебе. Это огромное заблуждение, потому что, перенимая навязанные стереотипы, человек лишь смешивается с безмолвной, послушной толпой, которая следует каким-то примитивным сигналам и уже не способна задуматься о том, что внутри.

Очистить свою речь от «грязи» может абсолютно каждый! И чем чище словесное пространство вокруг человека, тем светлей его мир, благодатней мироощущение, здоровей среда и доступней благоприятные свершения в его жизни. «Матернись и тебе станет легче» — это злая ложь! Очисть свои мысли и речь от сквернословия, и ты ощутишь невероятную лёгкость бытия — вот, это больше похоже на правду.

Что такое слово и, как оно влияет на судьбу

Вы спросите, неужто мат неуместен вовсе? На самом деле, не совсем! Устаревшее название мата — брань. И единственное место, где уместен мат, — это поле брани. Браниться, сквернословить, материться, злословить уместно только там, где идёт сражение. В других сферах жизни «грязное» слово совершенно недопустимо, так как несёт определённую нагрузку. Если сравнивать матерную речь, применяемую в разговоре с близкими и родными людьми, опять же, с использованием оружия на поле брани, то можно сделать весьма неприятный вывод. Матерясь в кругу близких людей, человек словно использует незримое оружие, которое накладывает тёмный отпечаток не только на его энергетической оболочке, но и буквально «ковыряет дыры» в тонком мире окружающих его людей.

На сегодняшний день проведено достаточное количество исследований, доказывающих, что слово несёт определённую нагрузку на здоровье, событийный ряд, настроение людей. Эксперименты проводились на растениях, воде, домашних животных. Да, любой человек, выращивающий на подоконнике комнатные цветы, скажет, что если с растениями говорить, осыпая их добрыми словами и позитивными фразами, они растут лучше, становятся крепче, дают пышную поросль, цветут. Молчание, равнодушие замедляет рост и ухудшает вид растений. Они практически перестают цвести.

Можно вспомнить и эксперименты с водой. Целители и различные маги весьма успешно пользуются методом наговора на воду. Церковная вода, освящённая молитвенным словом, буквально творит чудеса. Разве это не служит доказательством того, что существует энергия слова? Каждая фраза, произнесённая нами, вносит характерные коррективы в нашу жизнь.

Как мы себя ощущаем, ругаясь матом

Если уйти от трудно воспринимаемых экспериментов с растениями и животными, а взять простое людское общение. Скажите ребёнку, как сильно вы его любите и посмотрите в его глаза. Они сразу наполнятся теплом и добротой. Крик, сквернословие, негативная оценка, высказанная в адрес рядом стоящего человека, провоцирует только отрицательные эмоции. Страх, ненависть, отрицание, гнев является закономерной реакцией на словесный негатив. Проявив простую наблюдательность, вы легко сделаете вывод о том, что матерная речь всегда практически связана с каким-либо неблагополучием. Как минимум, это материальное, но и зачастую психологическое неблагополучие. Ведь здоровые, благополучные люди легко обойдутся без мата, даже будучи расстроенными, недовольными.

Многие сейчас возразят и начнут вспоминать своих знакомых, которые лихо ругаются матом и при этом являются вполне благополучными в этой жизни. Здесь стоит подумать о том, что порой видимое благополучие вовсе не является реальным. Многие люди сегодня научились лишь делать вид, что они счастливы и всем довольны. Но, немного копнув внутрь их бытия, можно просто ужаснуться тем вещам, которые с ними происходят. Очень многие люди приспосабливаются жить так, будто они не замечают негативной стороны своей жизни. Но спохватиться и сказать «стоп» никогда не поздно! Важно чётко для себя осознать, что, регулярно привлекая в свою жизнь негатив, позволяя себе высказаться крепким словцом и не избегая сквернословия в свой адрес, можно заполучить и соответствующую расплату. Не стоит в таком случае удивляться отрицательным переменам в жизни. Несправедливо тогда взывать к высшим силам с вопросами: «За что?», «Почему?», и утверждением, что всё это «несправедливо»! Только чистый мыслями, чувствами, действиями и речью человек может ждать благостных даров от Вселенной.

Разрушительное слово

Чтобы понять, насколько серьёзной может быть расплата, стоит хотя бы вспомнить, как часто из-за неосторожно брошенного слова в чей-то адрес происходили бытовые преступления. Кровопролитные драки в уличном формате, как правило, начинаются со словесной перепалки. А вот представьте, сколько людей бы осталось в живых и скольких искалеченных судеб удалось бы избежать, если бы в мире не существовало слов с грязным смыслом, т. е. мата? Если бы люди лучше следили за своей культурой речи, многих бед удалось бы избежать. Ведь брошенная фраза сгоряча, может не просто испортить чью-то жизнь, но и «внести» непоправимые перемены в чью-то судьбу. Попросту говоря, мат — это зло, боль, слёзы и горе! Едва ли вы сможете всерьёз адекватно связать матерную речь с искренне счастливыми моментами собственной жизни. А если вам это всё же и удастся, вы точно поймёте, что, убрав из того момента мат, вы бы очистили его и получили бы ещё более светлое и запоминающееся жизненное свершение без привкуса дёгтя и неприятного осадка.

Природа мата нам известна

Конечно, сквернословие в нашей жизни имеет глубокие культурные корни. Оно возникло не на пустом месте и не без смысла. Изначально мат являлся оборонительным оружием. Браными словами предупреждали тех, кто угрожал нападением. Сначала оборонялись словесно и лишь потом пускались в драку. Нередко в ход шло даже оружие. Многие русские браные слова имеют в значении смысл «мёртвый». Например, не самые «трёхэтажные», с точки зрения мата, слова, такие как сволочь, стерва, зараза имеют весьма характерное значение — самоубийца, мертвечина, убитый. Вспомните, что означает в русском языке слово «стервятник»! Врага буквально называли мертвецом, чтобы сломить его волю и подавить его напор. Итак, следом за бранью могло осуществиться только одно — истребление. Наши предки применяли ругательства исключительно с соответствующей целью и не позволяли себе впускать брань в повседневную жизнь, в отношениях с родными и близкими людьми, а также со всеми теми, кому они желали мира и добра. Предки отдавали себе отчёт, что слова несут силу. Если называть живого мёртвым, то это непременно даст свои негативные результаты. Задумывались ли вы, почему у тех, кто сквернословит, часто болеют родные? Возможно, это происходит неслучайно, из-за сформированного вокруг них негативного поля? Люди сами кличут беду, говоря о смерти и называя мёртвыми живых.

О наглости и наготе

Ещё более негативной можно считать пошлую матерную брань. Ведь раньше упоминание в обществе детородных органов считалось признаком наглости и нечистоты. Это сегодня модно считать, что наглость — второе счастье. Однако наглость никогда не была в почёте у наших предков. Это качество считалось тяжёлым пороком. Наглый — голый, неприкрытый, постыдный. Так называли людей, которые могли появиться голыми в общественных местах, которые позволяли себе постыдное поведение и не скрывали низменных пороков. Наглых сторонились. Их считали не совсем здоровыми душевно. Это были люди, нарушившие целомудрие и не осознававшие постыдности такого поведения.

Также матерная брань была любимым инструментом клеветников и лжецов. Человеческая психика так устроена, что она чрезвычайно восприимчива к информации, поданной грубо. Такая подача наносит ущерб тонким телам человека. Этим и пользовались клеветники.

Вы можете услышать такую теорию, что наши предки были несведущи, как дети, позволяли себе вольности и беспорядочные связи. Мол, отсюда и так просто вошедший в нашу жизнь мат. Так вот это и есть клевета! Наши предки бережно относились к своей жизни, они ценили семью и очаг и никогда не позволяли себе просто так сквернословить в присутствии дорогих сердцу людей. Не был в почёте у наших предков и блуд. Развязное поведение и беспорядочные связи находили резкое осуждение в обществе.

Почему из нас никто не хочет, чтобы дети матерились? Почему родители в основной массе следят, чтобы речь ребёнка была чиста? Мы осознаём это на тонком телесном уровне, что мат недопустим, так как вносит в жизнь негатив и меняет судьбу к худшему. А, между прочим, есть очень простой и действенный принцип жизни. То, от чего ты отгораживаешь своих детей, нужно устранить и из собственной жизни! Этот принцип нам продиктован самой природой, на уровне которой работают человеческие инстинкты — защиты своего дитя, самосохранения. Устраните из своей жизни сквернословие, и вы ощутите, что жизнь наладилась. Это выбор, который поможет стать здоровей и лучше!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о