Воины берсерки: Берсерки — ВикиВоины — энциклопедия о военной истории – Берсерки: что известно о самых беспощадных викингах

Берсерки — ВикиВоины — энциклопедия о военной истории

Берсерки

Род занятий:

Участие в морских торгово-грабительских и завоевательных походах, пиратство, обеспечение безопасности конунга

Время деятельности:

VIII — XI века

Родина:

Скандинавия:

Швеция
Дания
Норвегия

Место действия:

Европа, Африка и Северная Америка (Виндланд)

Оружие:

Боевой топор, “Бородатый” топор, Скандинавская секира, Скандинавский меч, Скрамасакс, Сакс, Копье, Метательное копье, Метательный топор, Скандинавский Щит, Бродекс

Доспехи:

Медвежья шкура

Враги:

Европейцы, Африканцы и Индейцы

Берсерки или Берсеркеры — в древнегерманском и древнескандинавском обществе полу-легендарные воины. В сражении отличались жестокостью, большой силой и нечувствительностью к боли.

Слово берсеркер образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; -serkr означает «шкура», «шёлк» — (ткань). В русской традиции чаще используется вариант «берсерк». Форма «берсерк» возникла как заимствование из английского; англ. berserk означает «неистовый, яростный».

Вероятно, что старинные описания берсеркеров несколько приукрашены. Тем не менее бросается в глаза, что все они изображают свирепых воинов, которые боролись с дикой, прямо-таки неистовой страстью. В письменных источниках берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в песне о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хафсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Снорри Стурлусон в «Круге земном»

Берсерки: что известно о самых беспощадных викингах

Что мы знаем о берсерках? Что они дрались как звери, кусали щиты и чуть ли не шли в бой с голыми руками. Так нам про них рассказали. Между тем, о том, кем на самом деле были берсерки, ученые спорят до сих пор.

Слово «берсерк»

Неясности с берсерками начинаются уже начиная с их названия. Откуда появилось это слово? Впервые оно упоминается в Старшей Эдде, затем его использует скальд Торбьерн.

Долгое время, до середины XIX века, ни у кого из специалистов не возникало сомнений, что berserkr означает «без рубашки». Однако Свейнбьёрн Эгильссон в своем словаре предположил, что «берсерк» означает «медвежья рубашка». Предположение было охотно принято, хотя никакого альянса между медведями и берсерками в родовых ирландских сагах нет. С того времени и пошла путаница.

На образ берсерков повлияли дохристианские преставления об оборотничестве, поэтому перевод «медвежья рубашка» был встречен мифологами даже с воодушевлением. Он открывал им большой простор для интерпретаций. Единства по поводу того, откуда все-таки это слово произошло, нет до сих пор.

Источники

Берсерки были впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (предположительно 872 год). О них скальд написал: «Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами».

Упоминаются берсерки и в «Эдде». Дважды. Оба раза они — как полулегендарные герои. Полулегендарными же являются и жены берсерков, которые сражаются в «Песнях о Харбарде» с самим Тором. Но здесь, вероятно, как это часто бывает в мифологии, произошло наложение образов, и автор имеет в виду под женами берсерков мифологических великанш.

Главным источником сведений о берсерках стала посвященная Одину глава из «Истории норвежских королей», написанной Снорри Стурлусоном: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка». То есть здесь берсерки выступают как «люди Одина», что весьма примечательно, поскольку нигде до этого в сагах и мифах Одина не сопровождает никакая свита из воинов.

Еще есть исландские родовые саги. В них берсерки уже вполне себе реальные люди, но, скажем мягко, малопривлекательные. Они приходят в дома к простым людям накануне Рождества и устраивают там разгром, грабят и насилуют женщин. Положительным героем в таких сюжетах обычно выступает какой-нибудь бравый исландец, который побеждает берсерков либо при помощи дубины (потому что они-де неуязвимы для огня и железа), либо хитростью, потому что признается как аксиома, что берсерки глупы.

В историческом отношении именно этот образ берсерка ближе всего к истине. Принятие христианства, централизация, «переформирование армии», распад дружин викингов — все эти факторы оставили без источника пропитания большую группу бывших воинов, которые кроме как воевать больше ничего не умели. Поэтому они и грабили, и кутили, пока в Исландии не вышел «антиберсеркский» закон 1123 года, в котором черным по белому было написано: «Замеченный в бешенстве берсерка будет наказан 3 годами ссылки».

Показательно, что в законе говорится именно о «ярости берсерка», как об особом состоянии, а не профессиональной черте воинов. К этому мы ещё вернемся.

Ели ли берсерки мухоморы?

Немного разобравшись с тем, откуда берсерки в принципе появились, нужно ответить на главный вопрос. «Мухоморная тема» постоянно муссируется в разговорах о берсерках. Впрочем, никакой объективной основы эти представления под собой не имеют.

Сначала об опьянении берсерков заговорил исланский скальд Снорри, он уверял, что берсерки пьют напиток троллей. Ни одного упоминания о чем-нибудь подобном нет в сагах о берсерках.

Затем, в конце XVIII века, об одурманивании берсерков себя психотропными средствами заговорил исследователь С. Эдман. При этом он связывал религию викингов с восточносибирским шаманизмом. Почему? Одному ему это было известно, но миф начал приживаться. Ученые, такие, например, как Рейкборн-Хьеннеруд пусть и допускают, что кто-то из берсерков действительно бился в состоянии опьянения, указывают, что это не подтверждено никакими фактами, поэтому разговоры на эту тему — сущий вздор. Если подумать логически, то весьма сомнительно, чтобы конунг окружал себя 12-ю наркоманами с мечами и топорами.

Берсерки

Тем представлением о берсерках, которые мы имеем сегодня, мы обязаны историку-медиевисту, одному из теоретиков нацизма, члену НСДАП и сотруднику Анненербе Отто Хёфлеру.

Именно он развивал мысль о том, что берсерки — воины самого Одина, некая мужская каста избранных воинов, которые за свое бесстрашие попадают после смерти прямиком в Валгаллу, где образуют союз и наслаждаются жизнью. Между тем, по мифологическим представлениям, воины в Валгалле не образуют никаких союзов. Днем они предаются «военным потехам», то есть сражаются и убивают друг друга, а ночью уже предаются веселью. Такой «вечный бой».

Именно созданный Хёфлером образ берсерка и его идеи о государственнообразующей функции мужских союзов стали для ученого «пропуском» и в партию национал-социалистов, и в Анненербе. Это была новая мифология нацизма, в которой расово-правильные берсерки признавались настоящими «псами войны», не привязанными к жизни, безрассудно следующими за Одином. Такая героизация была выгодна новой немецкой власти, она хорошо укладывалась в рамки пропаганды.

Читайте также:

Берсерк = голый воин = ярыга — 6 — Норма


Берсерки не были самыми первыми, как и не были самыми лучшими воинами, использовавшими боевой транс. Их популярность благодаря Голливуду, стала общепланетной и затмила действительно гениальных мастеров боевых исскуств.
Я уже писал о древних евреях — искусных сверхвоинах и истории боевых исскуств.
Еврейский бокс и еврейские самураи:
http://www.liveinternet.ru/users/5421357/post296525756
http://www.liveinternet.ru/users/5421357/post297170081

Немного повторюсь.

Евреи и самураи

Евреи — родоначальники, так называемых «восточных боевых искусств»

Я считаю, что вообще так называемые восточные единоборства — придумка евреев и описаны в Библии. Самсон нунчаками из ослиной челюсти крушил филистимлян (кстати, в освободительных войнах 17-го века украинские казаки использовали в качестве оружия лошадиную челюсть — сколотая определенным образом она превращается в страшное оружие), а «сильные» Давида в одиночку или вдвоем, спина к спине — отбивались от целого войска.

«После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля.» (Суд.3:31) Воловье рожно — это длинная палка — «дрын» (заостренная с одного конца, которой погоняют волов, кстати, у греков такая палка называлась — стимул, отсюда и понятие стимулировать), весьма похож на боевой посох монахов Шаолиня.
«Вот имена храбрых у Давида: Исбосеф Ахаманитянин, главный из трех; он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз. (Один против восьмиста! — если этот человек не был мастером боевых искусств, киньте в меня «оружие пролетариата»!)
По нем Елеазар, сын Додо, сына Ахохи, из трех храбрых, бывших с Давидом, когда они порицанием вызывали Филистимлян, собравшихся на войну; израильтяне вышли против них, и он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу. И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать [убитых]. За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян, то он стал среди поля и сберег его и поразил Филистимлян. И даровал тогда Господь великую побед»у.(2Цар.23:8-12) Один человек против филистимской армии! А еще говорят — «один в поле не воин». Это для гоев верно, а в израильской армии как по Суворову (о Суворове поговорим отдельно») — «каждый солдат знает свой маневр».
» И Авесса, брат Иоава, сын Саруин, был главным из трех; он убил копьем своим триста человек и был в славе у тех троих. Из трех он был знатнейшим и был начальником, но с теми тремя не равнялся. Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время;(имеется в виду евразийский лев — разновидность пумы. Последних львов этого вида истреблял князь Владимир Мономах в русских/украинских степях) он же убил одного Египтянина человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем: вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе у трех храбрых; он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний.» (2Цар.23:18-23)
33 богатыря в поэме Пушкина — это «сильные», гвардия Давида из Библии. А сам дядька — на иврите ДОД — и означает — Давид. Это произошло потому, что Пушкин пересказывал сказки караимов -крымчаков и крымских евреев — Это «сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», Руслан и Людмила».. Кстати, Пушкин носил не снимая еврейский обручальный перстень с надписью на иврите «бетабаат haзэ ат мекудешел ли… — сим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля.
Самураи, отважные воины бросающие вызов смерти. Но это не просто солдаты, а философы, поэты. Быть самураем — это стиль жизни, этика, философия, а не просто виртуозное владение оружием. Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»; то есть самурай — служивый человек. На иврите же сабурим — это евреи, родившиеся в Израиле, жесткие как кактус — сабур, то есть, по-нашему — крутые ребята. На славянском — сябры — общинники, отсюда и сербы.
А не имеет ли слово карате славянские корни — «кара те» (то есть тебе), говорил славянский самурай, зарвавшемуся противнику.
Когда евреи-торговцы захватили монополию на всем шелковом пути от китайского города Кайфыня (Хайфа) до испанского Толедо (от Талит) и Тулузы (от Талес, оба слова означают еврейское молитвенное покрывало), они нанимали «сильных» — ХАЗАКИМ (бродников и казаков) в качестве охранников караванов. Так еврейское боевое искусство оказалось в Китае и затем Японии. Этих казаков также называли китайцы -«сё-мурен», то есть люди с цветными (голубыми, например) глазами. Отсюда недалеко и до «самурай».Черноглазые китайцы считали голубоглазых людей демонами, японцы такжк завут лиц европейской расы — демоны — гой-жзин. В общем, гои и в японии гои. «Уходя на пенсию», стражи караванов поселялись в монастырях, оказывавшим помощь бедным и больным. Там хазаким и учили приемам единоборств молодых монахов.
Кстати, знаете ли вы, что по ДНК японцы и казахи – братья на 97, 3%.(а ДНК Кыргызов с теми же Казахами всего на 43,7%).И еще, среди самурайских родов частота маркера R1a значительно выше, чем у остальных японцев. А казахи, отображаясь в сакской (казачьей) гаплогруппе R1a1, всерьёз, по-научному, считают себя современными казаками (и арийцами), и еще казахи ревностно сохраняют для себя термин «казаки» на государственном уровне. Это не фантазии. Я (Хазарин), будучи в Алма-Ате разговаривал с местной интеллегенцией, и они всерьез отождествляют себя с казаками и потомками ариев!!!


Примечание: САКСКИЙ  ГЕН: гаплогруппы, входят в так называемый «сакский ген» — генетическая основа  казаков всех времён и территорий. Саки — исторически это скифы и  арии — народ населявший Сибирь,Среднюю Азию,Кавказ .


Взгляните на фотоснимок статуи предводителя японских самураев Кусуноки Масашиге (1294-1336) у императорского дворца в Токио. Это очень характерный, знаковый, памятник. В нем воплощен не азиатский, а ЕВРОПЕЙСКИЙ тип человека. Японцы, в отличие от нас, хорошо помнят, кто стоял у истоков основания их родины и до сих пор очень обижаются, когда их называют «азиатами».

Когда же появились настоящие самураи?
Самурайство зародилось в результате реформ Тайка (646 г.) которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан. Наибольший же толчок к развитию даймё и самураев как класса дал император Камму в конце VIII — начале IX века, обратившись за помощью к региональным кланам в борьбе против айнов.


Когда появились боевые искусства?


Японские искусства самураев — будзюцу (X-XI вв.), когда зародился военный класс буси (самураи) для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам — кстати Николай Второй прям-таки обожал стрелять по всему, что движется и не только по бродячим собакам и собачкам фрейлин в летнем дворце, но и по кошкам и воронам). Истинный самурай!
Примерно с Х в., параллельно со становлением военного сословия самураев, начало складываться искусство борьбы в доспехах — ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Наивысшего расцвета оно достигло в конце XII–XIII вв.
В XVI в. на основе кумиути складывается новая разновидность японского искусства ближнего боя, которая называется «когусоку-дзюцу» — «искусство боя малым оружием», кратко — «когусоку».Основу когусоку составляли приемы боя малым оружием, направленные на убийство противника, а также приемы его захвата живьем и связывания.

Искусства ближнего боя описаны в летописных сводах «Кодзики» (712 г.) и «Нихонги» (720 г.) имеются упоминания о тикара-курабэ, или «состязаниях в силе», — рукопашных поединках не на жизнь, а на смерть с использованием всех известных в те времена приемов: ударов руками и ногами, бросков, выкручиваний рук, удушений.
7-век — Сумо. Причем это не только мужская борьба. В святилище Инари в г. Хигасиканэ борются саотомэ – девушки, сажающие рис. Даже древнее название сумо — «сумаи» — связывают с окончанием уборки риса — сумаи.
Китайские — e-ie — кулачный бой, широкий термин и более узкий — Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу. Начало — династия 618-907гг.
Карате — термин «каратэ» («китайская рука») был введён в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава. В 19-м веке карате попадает собственно в Японию.
Во второй половине XVI – начале XVII вв. был сделан огромный шаг вперед в области рукопашного боя без оружия и с использованием малых видов оружия и подручных средств. Началось формирование нового направления искусства ближнего боя, которое в настоящее время принято называть «дзю-дзюцу». Дзю-до же до !882 г. не было.
Годом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — город Аябе.
Крав Мага — название на иврите означает «ближний (контактный) бой» (мага — бой , крав (ближний, контакт), и относится к бою при физическом взаимодействии с противником, в отличие от боя с применением оружия на расстоянии (хотя в крав-мага изучаются современные виды оружия — винтовки, пистолеты, и другие предметы, в сочетании с приёмами самообороны).
Система крав-мага была разработана в 1930-х годах Ими Лихтенфельдом, известным также как Ими Сде-Ор (Сде-Ор — «поле света», перевод фамилии на иврит). Первоначально он обучал своей системе борьбы в Братиславе, чтобы помочь защитить еврейскую общину от нацистских вооружённых формирований. После прибытия в Палестину, Лихтенфельд начал преподавать рукопашный бой в Хагане. После образования в 1948 году Государства Израиль он стал главным инструктором по физической подготовке и рукопашному бою в Школе боевой подготовки Армии обороны Израиля. Лихтенфельд прослужил в АОИ до 1964 года, постоянно развивая и совершенствуя свою систему. После выхода в отставку крав-мага была адаптирована им к гражданским реалиям.
Самбо — 1938 г. — советский (русский) вид борьбы на основе сочетания восточных боевых искусств.
Итак, опять мы не видим все до того же до 8-го века даже зачатков прославленных боевых искусств.
Они появляются внезапно и как бы в готовом виде, хотя в дальнейшем и совершенствуются.

В Европе первыми испытателями транса (в том числе и боевого) были:

 

Нордические шаманы
 

 В настоящее время широко известны и достаточно хорошо изучены классические шаманские культы Сибири и Америки. Но в то же время на территории Севера Европы существовала своя специфическая шаманская традиция. Отнести ее именно к шаманским верованиям позволяет наличие и основополагающая роль того, что Мирча Элиаде назвал «архаическими техниками экстаза».
https://www.youtube.com/watch?v=qlPufHhbd1A

  Рунические маги – эрили восприняли от предшествовавших им народов Севера практику приема галлюциногенов (мухоморов) и экстатических путешествий во время камлания под звуки бубна и колотушек, но в то же время выработали свою систему символов для иллюстрирования шаманской космогонии в виде рун. При этом все основополагающие мотивы очень тесно перекликаются: Древо Миров в виде Иггдрасиля, Один – как архетип шамана, его обретение знания через страдания, жертву и перерождение, путешествие в верхние и нижние миры, населенные духами и богами.

  В последствии верования эрилей стали переходом от шаманизма к языческим культам Раннего Средневековья с их более оформленным пантеоном божеств, а Футарк старших рун превратится в мантическую систему, но по-прежнему будет хранить в себе необъятные знания шаманов о мирах и энергиях, которые эрили добыли в своих невероятных путешествиях по ту сторону известной нам реальности.

  В III-IV веках нашей эры Европу всколыхнуло Великое переселение народов. Среди варварских племен особое место занимали готы, которые в последствии во многом сформировали основные европейские народности. В среде готов-переселенцев, жаждущих завоеваний и новых знаний, в этот период сформировалось некое загадочное общество наподобие боевого ордена-братства эпохи крестовых походов (как-то тамплиеры или госпитальеры), члены которых назывались герулами. В своих обычаях они сочетали бесстрашие и презрение к смерти берсерков с духом равноправия и общности. Но главной отличительной особенностью герулов было то, что они являлись единственными носителями практики боевой магии, основанной на Футарке Старших рун (руническом алфавите).
  Слово «герул» — это латинский вариант слова «erilar» — эриль, рунический маг, напрямую указывает на характер знаний, которыми обладали эти необыкновенные воины. Военное мастерство и посвященность в сакральные тайны сообщало им чувство избранности и позволило герулам оставить свой след в истории.
  В III веке воины-маги оседают в устье Дона и Приазовье, откуда совершают отчаянно смелые морские набеги на все Черноморское побережье, вплоть до Греции. Через пол тысячелетия их подвиги повторит князь Святослав, в котором угадывается прямой последователь воинских традиций герулов (герулов историки относят к уже известным нам готским племенам, хотя в действительности герулы — это не этническая группа, а межплеменной клан воинов-характкрников). А в XVI-XVIII веках готское наследие найдет свое воплощение в ведической магии запорожских характерников и донской казаческой вольнице.

 

Беловодье — Русь до Алтая

У всех народов мира во все времена были свои представления о рае и счастливой жизни после смерти. К юным и прекрасным богам попадали древние греки и римляне, на вечный пир среди героев попадали воины севера, рай ожидал праведных христиан. На Руси с древних времен говорили о некой стране блаженства и счастья, которую шепотом называли Беловодье. Одновременно с образом христианского рая Беловодье на Руси считалось убежищем от горя и страдания. Но в отличие от христианского рая после смерти жители Руси верили, что Беловодье можно найти при жизни. В народе бытовало поверие, что Беловодье – не абстрактное понятие, а определенная географическая область, в которую можно найти путь и остаться там жить до конца дней. Выдающийся русский художник этнограф и ученый Николай Константинович Рерих в 20-х годах XX века оставил в своем дневнике такую запись: «За великими озерами, за горами высокими находится священное место, где процветает справедливость, там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение. Зовется это место Беловодье.» Запись о легендарной стране была сделана в связи с подготовкой Центральноазиатской экспедиции.Верхнеуймонская долина – крайняя точка путешествия Рериха в горный Алтай, удаленное, труднодоступное место. Именно его считал Рерих сердцем Беловодья, сокрытой от людей землей. Беловодье во многом является мифом, красивой легендой, но эта легенда имеет под собой все основания.

 

Берсерки

 


О них уже мы читали.
На самом деле архетип берсерка возник гораздо раньше и берет свои корни в индоевропейской мифологии. Он получил свое выражение в античном мифе о бешенстве Геракла, черты берсеркерства также прослеживаются в неистовсве неуязвимого героя «Илиады» Ахилла. Пытаясь объяснить явление берсеркерства ученые выдвинули 3 основные гипотезы.
По первой из них ярость берсерка – одержимость звериным духом. Эта версия подтверждается наличием сведений об атрибутах оборотничества присущих берсеркам: переодевание в медвежьи и волчьи шкуры.
Вторая – употребление галлюциногена в виде настойки из мухоморов. Употребление «растений силы» для облегчения вхождения в транс бойцами не исключено, но маловероятно, если учитывать необходимость повышенной концентрации в условиях боя.
Согласно третьему объяснению берсерки – воины страдавшие синдромом Пагета, болезнью при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Интересно, что в скелете Ильи Муромца мы видим очень мощные и толстые кости и череп с очень плотной и мощной лобной костью (толщиной больше 2 см.
Все эти версии имеют право на существование, своих приверженцев и аргументацию, но наиболее правдоподобным объяснением существования берсерков представляется возможность некоторых специально обученных воинов произвольно впадать в состояние боевого транса.
 

Кельтские фении

 

Самые знатные составляли священный отряд фианну. Фении не прятались за спины, щиты, броню, не просчитывали действия врага и не изучали стратегию – это действия труса, которые они признавали недостойными. Зато часами тренировались, доводя свое виртуозное мастерство до фантастических пределов. Их приемы отличались невероятной сложностью, а подготовка помогала задействовать в нужный момент все резервы организма, открывая второе дыхание и внутреннюю энергию. Все это преподавалось в школе боевой ловкости. Там они учились рукопашному бою, бою на шестах, приемам с копьем, с веревкой, прыжкам, метанию шеста и так далее. Одним словом, кельтские герои умели использовать любой предмет, любое оружие, чтобы выйти победителем. Сейчас такое мастерство можно встретить только в редких восточных школах. К физическому развитию примешивался духовный настрой, умение выместить энергию в боевом кличе, умение владеть дыханием, которое позволяло руководить телом, как было удобно. Они могли идти в бой практически голыми и все равно выигрывали! Выигрывали благодаря бешенному натиску и бесстрашию, которое светилось в глазах и пугало даже стойких римских легионеров. Считается, что боевой экстаз кельты порой поддерживали в себе с помощью наркотических средств.

 

Кельтские берсерки

Осознанно вызываемое боевое неистовство переросло у кельтов в культ воина-зверя. Особенно такая форма ведения боя прижилась у германцев, которые продолжали ее использовать даже в Средние века. Силам, которые выпускали из себя такие воины, трудно было противостоять даже бронированному сомкнутому строю, владеющему искусством правильного боя. Многих берсеркеров называли либо волками, либо медведями, в зависимости от того, ипостась какого зверя воин принимал во время боя. Бьорны и ульфы встречались в равной степени одинаково. Во время боя берсеркер

Берсеркер — это… Что такое Берсеркер?

Бе́рсерк (бе́рсеркер) — воин, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута — берсерки — плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; -serkr означает «шкура», «рубашка»). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Снорри Стурлусон в «Круге земном» пишет:

« Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка. »

В русской традиции чаще используется вариант «берсерк». «Берсеркер» возник как заимствование через английский язык.

История

Более тысячи лет назад Харальд Прекрасноволосый основал Королевство Норвегия. Это было далеко не мирным предприятием, так как знатные роды не желали лишаться своих земель. Ему потребовалась армия. На передние боевые порядки он выбирал особенно сильных, решительных и молодых мужчин, тех самых берсерков. Те посвящали свою жизнь Одину, богу Войны, и в решающей битве при Боксфьорде, одетые в медвежьи шкуры стояли на носу корабля, «кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон». Так говорил один из участников той битвы — Торбьёрн Хорнклофи; в подтверждение тому также строки норвежских и исландских саг.

Они появляются в Саге об Инглингах известного исландского поэта Снорри Стурлуссона:

« Мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны как медведи или быки. Они убивали врагов, когда их самих не брал ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов. »

Вероятно, что старые песни были несколько приукрашены. Тем не менее, бросается в глаза, что все описания изображают свирепых воинов, которые боролись с дикой, прямо-таки магической страстью. В 31 главе «Германии» римский писатель Тацит пишет:

« Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага, они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию. »

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier» и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

« … они упрямые воины. Им свойственна природная дикость. Чёрные щиты, раскрашенные тела, выбирают тёмные ночи для сражения и селят страх в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их. »

«Harier» значит «Воин» и Один звался средь них «Herjan», «Господин Воинов». При этом никто из них не имел своего дома или поля, какую-то заботу. Они приходили к кому угодно, их угощали, они пользовались чужим, они были беспечны в своих делах, и лишь слабость старости делала их непригодными к воинской жизни. Они считали стыдом умирать в собственных кроватях от дряхлости и при близкой смерти они закалывались копьём.

»

Актер, изображающий берсерка

Дальнейшая судьба берсерков сложилась следующим образом. Через 200 лет после битвы при Боксфьорде на Скандинавию обрушились христианские миссионеры. Старые языческие обычаи и образ жизни запрещались, в частности, борцы в звериных шкурах. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключён 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли.

Объяснения ярости

Звериный дух

Переодевание в медвежьи шкуры, возможно, стало причиной того, почему воины считались в этих шкурах дикими и неуязвимыми. Но почему они приходили в ярость и бушевали? Возможно, что они попадали во власть чего-то подобного магическому экстазу и чувствовали, что они одержимы яростным звериным духом. Это предположение подкрепляется описанием ярости берсерка из саги об Инглингах. Там дикие воины зовутся «Мужами Одина». Один (у южных германцев Вотан) во многом схож с этими воинами. Один из его аспектов — бог Войны, «Господин Ярости». Он будит в германских бойцах воинское мужество, смелость, выносливость, следит за тем, чтобы самые лучше воины были в его дружине в решающем бое конца света. Как Вотан он руководит дикой охотой (wilde Jagd), которая шумит ночными штормами и которую никто не в силах задержать. Другой его аспект — он самый мудрый из богов, одарён такими силами, в которые никто не посвящён и не смеет владеть так же искусно как он. Шаман, хранитель знаний, религиозных и тайных мистерий. Мастер магии, которой служат звериные духи, хозяин волков и воронов — животных полей сражений. Если он восседает в Асгарде, то близ его ног сидят волки Гери и Фреки, вороны Хугин и Мунин, которые сообщают ему все происшествия мира.

Предполагаемая вера берсерков в одержимость животными, «звериным духом», вполне обычна. Этнографы подтвердили, что и в других странах случалось подобное. Если «дух» овладевает человеком, то он не чувствует ни боли, ни усталости. Но когда это состояние оканчивается, то одержимый погружается в глубокий сон.

Химическое воздействие

Были предприняты и другие попытки объяснения «ярости берсерка», где источник подобной мощи не являлся трансцендентными силами. Состояние опьянения, приступы бешенства, галлюцинации и последующая усталость могли быть вызваны химическими субстанциями, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Исследователи знают, почему люди после употребления мухоморов становятся такими: химические процессы возникают из-за галлюциногенов схожих с LSD, мускарин — один из них, изменяет скорость импульсов нервных окончаний, вызывает чувство эйфории. Но может быть и противоположный эффект, из-за большого его количества, bad trip (дословно «плохое путешествие»), который может окончиться смертью. Однако удивительны наступающие изменения, обусловленные этим веществом, которые возникают изначально только у одного человека, а потом распространяются на всех. На любой техно-вечеринке можно наблюдать схожий эффект. Поведение человека, принявшего галлюциноген, ритмичная музыка, монотонные хлопки, притопывания приводят в это же состояние и других. Эта «синхронизация» осуществляется активизацией свойственной телу нейротрансовой системы, действие которой схоже с действиями наркотиков. Таким образом, возникает динамика, которую можно назвать «коллективный экстаз». Предполагают, что берсерки знали это и только несколько предводителей «подбадривали себя допингом» из мухомора. Определённо они знали, какое действие он оказывает на человека. Геттингенский профессор психиатрии Ханскарл Лойнер: «Мухомор играет с первоначальных времён исключительную роль мифологического средства на субарктических и арктических пространствах. Он использовался живущими здесь племенами для экстатических практик». Однако всё же нет точных доказательств подобной теории. Ни в каких источниках нет упоминай о подобном поднятии сил. При этом есть неопровержимые доказательства использования мухоморов народами крайнего севера (чукотские племена).

Некоторые этнографы предполагают, что берсерки принадлежали к определённым тайным союзам или семьям, в которых знания таинственных сил или «растений силы» передавались из поколения в поколение. Другие полагают, что существовали объединения берсерков «мужские союзы», и что проявление ярости берсерка было испытанием на смелость, которое требовалось каждому молодому мужчине при вступлении во взрослый союз. У многих первобытных народов можно было наблюдать такие ритуалы с танцами в масках и экстатическими состояниями. Необъяснимым, однако, в этой теории остаётся то, что ни в каком из скандинавских источников ничего подобного не существует.

Болезнь

Медики тоже внесли свою лепту в вопрос берсерков: «Легендарная сила берсерков не имеет ничего общего ни с духами, ни с наркотиками, ни с магическими ритуалами, а была болезнью, передающейся по наследству», думает профессор Джессе Л. Байок. Исландский поэт Эгиль был вспыльчив, зол, непобедим, так же как его отец и дед. Упрямый характер, а голова его была такая массивная, что и после смерти Эгиля нельзя было расколоть её топором. Так написано в саге об Эгиле.

Описания там указанные позволили Байоку узнать то, что семья Эгиля страдала от синдрома Пагета (англ.), наследственной болезни, при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Профессор Байок: «Человеческие кости обновляют себя постепенно и обычно структура кости за 8 лет обновляется. Однако болезнь повышает темп разрушения и новообразования так сильно, что слишком сильно, уродливо меняет структуру кости, и те становятся значительно больше, чем прежде». Особенно заметны последствия синдрома Пагета на голове, кости её становятся более толстыми. В Англии от 3 до 5 % мужчин старше 40 лет подвержены этой болезни.

Упоминания

В художественных произведениях

  • У писателя Роберта Шекли упоминание в рассказе «Носитель инфекции».
  • У писателя Романа Злотникова есть цикл книг про берсерков.
  • аниме и манга
  • Серия книг всемирно известного американского фантаста Фреда Саберхагена о войне человечества с запрограммированными на уничтожение всего живого машинами.
  • Книга Ольги Григорьевой «Берсерк», а так же цикл книг «Стая» и «Набег» (премия Гоголя в номинации «Вий»), посвященный теме викингов и берсерков. Сайт автора: [1]

В играх

  • В настольной тактической игре Warhammer 40,000 присутствуют миниатюры Берсеркеров Кхорна.
  • Коллекционная карточная игра Берсерк и компьютерная игра по её мотивам Берсерк Онлайн.
  • В игре Heroes of Might and Magic III есть заклинание «Берсерк», заставляющее вражеский юнит атаковать ближайший к нему юнит независимо от принадлежности последнего.
  • В игре Heroes of Might and Magic IV есть юнит Берсеркер.
  • В игре Heroes of Might and Magic V есть заклинание «Берсерк», а в дополнении Владыки севера появился юнит берсерк.
  • В играх Doom 2 есть предмет, делающий игрока берсерком — в несколько раз повышается урон, наносимый кастетом и жизнь восстанавливается до 100 %.
  • В игре Doom 3 имеется шлем «Берсерк», дающий игроку сверхскорость, сверхреакцию и сверхмощь.
  • В игре Unreal Tournament 2003 и Unreal Tournament 2004 существует режим «Берсерк», включаемый особой комбинацией клавиш при значении адреналина равном 100, — скорострельность увеличивается в два раза.
  • В игре Neverwinter Nights 2 имеется класс берсеркер.
  • В MMORPG Everquest II имеется класс берсерк.
  • В MMORPG World Of Warcraft класс воин является симбиозом воина и берсеркера, а у класса друид существует возможность выучить навык «Берсерк», дающий кратковременную прибавку урона.
  • В игре RF_Online есть класс воинов «Берсерк». По мощи атаки им нет равных в бою.
  • В игре Стальные Гиганты один из монстров носит название «Берсерк Вульфа».
  • Игра Gears of War получила награду «Лучший враг года Берсеркер», за одноименного юнита. В игре его можно убить используя орбитальный лазер «Hammer of Dawn».
  • В игре
  • В игре Morrowind у орков есть способность берсеркера (можно использовать 1 раз в день), увеличивающая силу и выносливость.
  • В дополнении игры Diablo (Diablo: HellFire), есть магия «Берсеркер».
  • В играх Myth: The Fallen Lords и Myth 2: Soulblighter есть юнит «Берсеркер».
  • В файтингах Soul Calibur 2 и Soul Calibur 3 есть боец по имени Berserker.
  • В игре Quake 4 есть враг Берсерк.
  • Юниты Берсерки есть в играх Rome: Total War и Medieval 2: Total War.
  • В игре Battle Realms есть юнит Berserker.
  • В игре Lineage II есть Berserker Spirit 2: Временно снижает Уклонение, Физическую и Магическую Защиту, но повышает Физическую и Магическую Атаку, Скорость Атаки, Чтения Заклинаний и бега.Также существует класс Berserker расы Kamael.
  • В таких аддонах к игре Civilization IV как Civilization IV: Warlords и Civilization IV: Beyond the Sword, берсерк — уникальный юнит Викингов
  • В игре Age of Empires II берсерк — уникальный юнит Викингов, имеет способность к самовосстановлению.

Смотри также

Амок

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Берсерк (манга) — Википедия

Берсерк
Berserk Vol. 1.png
Обложка первого тома
ベルセルク
(Бэрусэруку)
Berserk
Kenpuu Denki Berserk
剣風伝奇ベルセルク
베르세르크
Жанр / тематикатёмное фэнтези, драма, боевик, ужасы
Манга
Автор Кэнтаро Миура
Издатель Япония Hakusensha
На русском языке Россия Комикс-Арт
Публикуется в Young Animal
Аудитория сэйнэн
Публикация 29 августа 1989 года настоящее время
Томов 40
Глав 359 (375)
Аниме-сериал
Режиссёр Такахаси Наохито
Студия OLM
Лицензиат Флаг России MC Entertainment
Телесеть Япония Nippon Television Vap
Премьерный показ 7 октября 1997 года 31 марта 1998 года
Серий 25 + 1 спецэпизод
Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм I. Бехелит Властителя»
Режиссёр Тосиюки Кубоока
Сценарист Итироу Оокоути
Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава
Студия Studio 4°C
Лицензиат Россия Reanimedia
Премьера Япония февраль 4, 2012 (2012-02-04)
Россия апрель 26, 2012 (2012-04-26)
Продолжительность 80 минут
Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм II. Битва за Долдрей»
Режиссёр Тосиюки Кубоока
Сценарист Итироу Оокоути
Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава
Студия Studio 4°C
Лицензиат Россия Reanimedia
Премьера Япония июнь 23, 2012 (2012-06-23)
Россия август 23, 2012 (2012-08-23)
Продолжительность 100 минут
Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм III. Сошествие»
Режиссёр Тосиюки Кубоока
Сценарист Итироу Оокоути
Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава
Студия Studio 4°C
Лицензиат Россия Reanimedia
Премьера Япония февраль 1, 2013 (2013-02-01)
Россия апрель 27, 2013 (2013-04-27)
Продолжительность 107 минут
Аниме-сериал
Режиссёр Шин Итагаки
Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава
Студия GEMBA, Millepensee , Liden Films
Телесеть Япония WOWOW, MBS, TBS, CBC, BS-TBS
Премьерный показ 1 июля 2016 года 23 июня 2017 года
Серий 24

Берсерк (яп. ベルセルク Бэрусэруку) — фэнтези-манга, автором которой является Кэнтаро Миура. Первый том был издан в 1989 году, однако манга продолжает выходить и по сей день. Согласно опросу, проведённому в 2007 году министерством культуры Японии, занимает 25-е место среди лучшей манги всех времён.[1] Кроме того, на основе манги было создано несколько видеоигр, три полнометражных анимационных фильма и 3 анимесериала (1997, 2016 и 2017 года выпуска). В настоящее время в Японии опубликовано 375 глав манги (первые 16 глав в журнале «Animal House», остальные 359 глав в журнале «Young Animal»). Отдельное издание к настоящему моменту составляет 40 танкобонов. В ноябре 2009 года компания «Комикс-Арт» объявила о приобретении лицензии на российское издание манга-сериала «Берсерк»[2], и 24 июня 2010 года вышел первый том[3].

Манга имела значительный успех как среди читателей, так и среди критиков[4]. Изданный тиражом более 29 миллионов копий, «Берсерк» рассказывает историю жизни наёмника по имени Гатс. Действо разворачивается в мире, напоминающем средневековую Европу. Основу сюжета составляют мистические события, происходящие вокруг Гатса, и его отношения с Гриффитом, предводителем наёмников, известных как «Банда Ястреба» (яп. 鷹の団 Така но Дан). Как манга, так и аниме отличаются крайней жестокостью, что делает сериал классическим представителем т. н. «тёмного фэнтези»[5].

Мир[править | править код]

Вымышленный мир манги «Берсерк» напоминает Европу приблизительно XIV—XV веков (в новой экранизации много доспехов начала XVI века). Основное место действия — королевство Мидланд, которое граничит с империей Тюдор. Между ними идёт война, которая не прекращается вот уже сто лет. На Востоке располагается обширная Кушанская империя, её культура напоминает индуистскую. Кроме того, существует ещё несколько меньших по размеру королевств, графств, республик и городов-государств.

Хотя действие «Берсерка» и происходит в фэнтези-сеттинге, магия в его мире распространена незначительно. Широкое распространение она имеет лишь на Востоке, где маги подчиняются императору Ганишке. На Западе магией владеют лишь немногочисленные ведьмы, за которыми охотится Святая Инквизиция, поскольку магия активно порицается религией Святого Престола. Церковная организация схожа с инквизицией из католицизма, глава также носит титул папы, а город происхождения носит название Ватикан.[6]

Персонажи[править | править код]

Гатс (яп. ガッツ Гатцу) — главный герой манги. Высокий, мускулистый, черноволосый мужчина, сражающийся поражающим воображение мечом «Убийца Драконов» (длина меча — почти два метра). В период арки «Золотой Век» Гатс — наёмник, командир авангарда отряда Сокола, также возглавлял её рейдовые партии. В других арках также известен как «Чёрный Мечник», одинокий охотник на демонов, отправившийся в путь, чтобы отомстить Гриффиту за страшное предательство. Чёрный Мечник лишён правого глаза и левого предплечья, на месте которого он носит протез, скрывающий маленькую ручную пушку.

Сэйю — Нобутоси Канна, Хироаки Иванага

Гриффит (яп. グリフィス Гурифису) — в период арки «Золотой Век» предводитель отряда Сокола. Крайне амбициозный человек: основная цель его жизни — завоевать собственное королевство, и ради претворения этой цели в жизнь он готов пожертвовать всем и всеми. Необычайно красив, умён и коварен. Мастерски владеет клинком. Уважает людей, которые стремятся к своей мечте. Пытался захватить власть над Мидландом, однако всегда стремился сделать это в наибольшей степени легитимно и оставаясь популярным в народе. За заслуги перед Мидландом был пожалован званием лорда-протектора.

Сэйю — Тосиюки Морикава, Такахиро Сакураи

Каска (яп. キャスカ Кясука) — единственная девушка в отряде Сокола, помощница и первая заместительница Гриффита. Превосходно владеет мечом, уступая в этом лишь Гатсу и Гриффиту. Изначально была влюблена в Гриффита и готова ради него на всё, после того, как он спас её и принял в отряд Сокола. После того как Гатс стал одним из соколов, между ним и Каской постоянно вспыхивали конфликты, однако с течением времени характер их взаимоотношений начал меняться на более дружеский, а потом и вовсе перерос в любовь. По манге — одна из троих, кто выжил при гибели отряда Сокола, но не выдержав Затмения, потеряла рассудок.

Сэйю — Юко Миямура, Тоа Юкинари

25-серийная аниме-экранизация манги, озаглавленная Берсерк (яп. 剣風伝奇ベルセルク Кэнфу: Дэнки БЭРУСЭРУКУ), была снята в 1997 году на студии Oriental Light and Magic. Несмотря на то что в основном сериал следует манге довольно точно, в него были внесены некоторые изменения. Поскольку при создании аниме было принято решение ограничиться первыми 13 томами манги, содержащими две первые сюжетные арки («Чёрный Мечник» и «Золотой Век»), многие сцены, касающиеся событий и сюжетных линий, раскрытых позднее, были исключены из сценария. Примером этому могут служить битва с графом из 2—3 томов, и практически полностью вычеркнутый 11-й том.

Кроме того, сценаристы сериала, работавшие в сотрудничестве с мангакой, внесли значительные изменения в общую тематику истории. Ключевая для манги атмосфера сверхъестественного, темы судьбы и причинности, были заменены на более подходящую для короткого телесериала тему амбиций и страдающей от них дружбы. Помимо этого, даже несмотря на то что сериал демонстрировался поздно ночью (вторник, 00:00-00:30), некоторые сцены оказались чрезмерно жестокими даже для этого слота и также были вырезаны или значительно изменены. На экраны сериал вышел в осеннем сезоне 1997 года и демонстрировался с 7 октября 1997 года по 7 апреля 1998 года.

27 сентября 2010 года была официально анонсирована вторая экранизация манги[7] (ремейк), ей занимается компания Studio 4°C[8]. Премьера первого анимационного фильма серии состоялась 4 февраля 2012 года[9]. После выхода «Берсерк. Золотой век. Фильм III: Сошествие» в 2013 году Studio 4°C предложили сделать сериал, но они отказались, так как редко занимаются подобным форматом[10].

1 июля 2016 года началась трансляция новой адаптации манги, повествование сериала идёт с арки чёрного мечника, то есть это является прямым продолжением первой адаптации и серии фильмов. Показ завершился 23 июня 2017 года. Что касается дальнейшей экранизации, то Сэмюэль Дитс, работавший над созданием сериала «Кастлвания», выразил желание участвовать в проекте[11].

Популярность манги привела к тому, что по её мотивам были выпущены две видеоигры для платформ Sega Dreamcast и Sony PlayStation 2 соответственно, основанные на арке «Белого Сокола». Первая игра, «Глава о Цветке Забвения» (яп. 喪失花の章 Со:сицу хана но сё), представляет собой побочную историю, не связанную непосредственно с событиями манги, тогда как вторая, «Глава об истории войны со Святым Демоном» (яп. 聖魔戦記の章 Сэймасэнки но Сё), довольно близко повторяет сюжет соответствующей главы и может рассматриваться как её своего рода экранизация. Музыка к играм написана композитором аниме-сериала, Сусуму Хирасавой.

С выходом игр за пределами Японии было связано множество проблем, в частности первая из них была выпущена на западных рынках в момент, когда ещё не существовало легального перевода ни манги, ни соответствующего ей аниме, поэтому игра, вышедшая под названием «Sword of the Berserk: Guts’ Rage» (яп. ベルセルク 千 帝国の鷹(ミレニアム ファルコン)篇 ~喪失花(わすれはな)の章~), была встречена довольно прохладно. Вторая же игра, выпущенная в Японии в тот момент, когда на английском языке печатался только пятый том манги, не вышла в США вообще из маркетинговых соображений. Поскольку прочие издания по техническим причинам вынуждены опираться на американское издание, вторая игра, известная на Западе просто как «Berserk» вышла кроме Японии только в Корее, где манга выпускалась значительно дольше и соображения о незнакомости игроков с основой не играли роли.

В 2017 году вышла игра в жанре action/RPG и hack and slash — «Berserk and the Band of the Hawk» (яп. ベルセルク無双 Бэрусэруку Мусо:), которая охватывала промежуток между арками «Золотой век» (Golden Age) и «Сокол тысячелетней империи» (Hawk of the Millennium Empire). Издание появилось для различных платформ: PC, PlayStation 3, PlayStation 4 и PlayStation Vita[12]. Однако на Metacritic были выставлены довольно низкие оценки: 54 и 66 из 100 возможных[13][14]. Сайт IGN дал всего 63 балла, GameSpot — 50.

В 2019 году южнокорейские компании Kakao Games and Pearl Abyss выпустили ивент-кроссовер Берсерка с игрой Black Desert Online[15].

Борис Невский в журнале «Мир фантастики» заметил, что «Берсерк» продолжается до сих пор, и когда Миура поставит финальную точку, не знает даже он сам. Поэтому при создании ограниченной аниме-адаптации режиссёры вынуждены исключать побочные линии. Возмущение фанатов «издевательством над оригиналом» особенно неуместно с учётом того, что сам автор «Берсерка» входит в число создателей. Ещё один упрёк связан с графическими особенностями вроде обилия тиби, особено у Исидро и Пака. Некоторые поклонники прекратили читать мангу, поскольку она превратилась в детский утренник. Но их также ввёл Миура, чтобы разбавить юмором брутальную безнадёгу, хотя «чибики» мешают кровавой атмосфере, творец в своём праве и все претензии отходят к нему. Многим не понравился эффект штриховки, который имитирует затенение карандашом. Но такой неоднозначный приём придаёт оригинальность. В XXI веке 3D в аниме стало повсеместным, процесс не остановить. Экранизация 2016—2017 годов смотрится как веб-анимация, сделанная студентами за еду. У современных отаку в почёте легкомысленные Granblue Fantasy The Animation или бесконечные The Idolmaster, а на серьёзные аниме спрос ограниченный. «Берсерк» попал в замкнутый круг: ниже рейтинги — меньше денег — хуже анимация — ещё ниже рейтинги. Аниме-индустрия переживает кризис[16].

Александр Садовский на сайте IGN Россия подчеркнул: мангу Кэнтаро Миура делает более 30 лет. Это тёмное фэнтези, как и его герой. Если отбросить первые тома, где автор ещё явно не дозрел, и самые поздние, где история, как и положено в любом долгострое, заметно выдыхается, надо отметить, что дочитать её до конца смогут лишь потомки. В общем, «Берсерк» — один из лучших представителей жанра. Он жесток и натуралистичен, но не в ущерб смыслу, и вести сюжет с десятками персонажей автору удается не хуже, чем покадрово прорисовывать поединки. Нашлось место и масштабным баталиям, и гротескным монстрам, а когда тщательно отшлифован почти каждый кадр, хочется простить Миуре любые отступления от здравого смысла[17].

В базах данных

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о