Википедия социальная психология – Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Содержание

Социальная психология как наука — Википедия

Переиздание в Болгарии (1968)

«Социальная психология как наука» — монография Б. Д. Парыгина. Первая монография по социальной психологии, написанная и изданная в СССР. Ставшая теперь библиографической редкостью книга вышла первым изданием в 1965 году (208 стр., тир. 3400 экз.) в издательстве Ленинградского государственного университета. После авторских уточнений и дополнений переиздана Лениздатом в 1967 г. (264 стр., тир. 15000 экз.).

На сегодня известны переводы книги на чешский, болгарский, испанский и португальский языки и переиздания, сделанные в Чехословакии (Прага, 1968), Болгарии (София, 1968), Уругвае (Монтевидео, 1967) и в Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1972).

В этой книге впервые в мировой научной литературе была представлена и всесторонне аргументирована разработанная автором теория социальной психологии как самодостаточной системы научного знания — её методологии, предмета и области практического применения, структуры, функций и статуса в контексте гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Основные положения и новации работы стали частью изданного в 1971 году фундаментального исследования «Основы социально-психологической теории».

Центром внимания этой науки и её наивысшей ценностью провозглашался человек как личность, со всем богатством его взаимосвязей с другими людьми, понимаемый вне декларируемых идеологических установок, шаблонов и политических догматов. Выход в свет этой книги явился своеобразным вызовом, брошенным тоталитарной идеологии, основанной на ортодоксальном и вульгарно-догматическом толковании марксизма. Вместе со второй, изданной в 1966 году, монографией — «Общественное настроение», книги Парыгина стали знаком своего времени в гуманитарной науке. В 1967 году на основе опубликованных книг Б. Д. Парыгин, на заседании ученого совета философского факультета ЛГУ, защитил первую в СССР докторскую диссертацию по проблемам социальной психологии[1]. Оппонентами на защите выступили выдающиеся ученые, профессора: доктор психологических наук Б. Г. Ананьев, доктор исторических наук Б. Ф. Поршнев и доктор философских наук В. П. Тугаринов.

Выходу монографии предшествовала публикация ряда статей Б. Д. Парыгина, в которых было предложено авторское видение места и роли социальной психологии в системе гуманитарных и естественных наук, её предмета и специфики в отличие от социологии и общей психологии, особенностей и структурной характеристики её главных проявлений, что вызвало интерес к этим вопросам.

Аннотация к первому изданию (1965). В предлагаемой книге рассматриваются узловые вопросы социальной психологии: дается исторический очерк развития социально-психологических идей и знаний, приводится характеристика общественной психологии как явления духовной деятельности общества, её структуры, значения, функций и законов формирования; определяются предмет социальной психологии как науки, её соотношение с другими общественными науками, направления социально-психологических исследований. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, для пропагандистов и партийных работников.

Аннотация ко второму изданию (1967). Как влияет образ жизни современного человека на его психику? От чего зависит эффективность идеологического воздействия? Каковы пути и средства познания психического мира личности? Ответы на эти вопросы поможет найти данная книга, в которой характеризуется социальная психология как наука, её предмет, задачи, проблемы, методы и место в системе социальных знаний. В книге также раскрываются механизмы поведения и формирования личности, способы общения, межличностных взаимоотношений (подражание, мода, заражение, внушение, убеждение и т. д.), показано значение конкретных форм индивидуального и группового поведения людей в экономической жизни общества (психология производственного коллектива, психология потребления и обслуживания), в быту (психология досуга и развлечений), в политической и духовной жизни общества, особенно в практике формирования нового человека, идеологической и пропагандистской работе. Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, для пропагандистов и партийных работников, а также для всех, кого интересуют новые направления исследований в философской, психологической и социологической литературе.

Введение

Глава 1. Из истории социальной психологии

  • 1.1. Возникновение социальной психологии
  • 1.2. Основные этапы развития, направления и черты буржуазной социальной психологии
  • 1.3. Возникновение и развитие марксистской социальной психологии
  • 1.4. Развитие социальной психологии в СССР

Глава 2. Методология социалистической психологии

  • 1.2. Предмет социальной психологии
  • 2.2. Место социальной психологии в ряду других наук
  • 3.2. Система социальной психологии
  • 4.2. Принципы и категории социальной психологии
  • 5.2. Законы социальной психологии
  • 6.2. Методы социальной психологии

Глава 3. Некоторые вопросы теории

  • 1.3. Проблема личности в социальной психологии
  • 2.3. Групповая деятельность
  • 3.3. Проблема общения в социальной психологии
  • 4.3. Психология социальных групп

Глава 4. Прикладная социальная психология

  • 1.4. Из истории прикладной социальной психологии
  • 2.4. Значение, задачи и система прикладной социальной психологии
  • 3.4. Психология материального производства
  • 4.4. Психология быта
  • 5.4. Психология политической жизни
  • 6.4. Психологическая сторона общественного сознания
  • 1972. A psicologia social como ciência. — Rio de Janeiro: Zahar Ed., — 218 p., (на португальском яз.). [тираж не указан].
  • 1968. Социалната психология като наука. — София: Дим. Благов, — 240 стр., (на болгарском яз.), (20,4 х 13,3 см, тир. 1600 экз.).
  • 1968. Sociální psychologie jako věda. — Praha: SPN, — 192 S. (на чешском яз.), (21 х 15 см, тир. 6000 экз.).
  • 1967. La psicologia social como ciencia. — Montevideo: Pueblos Unidos. — 249 p., (на испанском яз.), [тираж не указан].
  • 1967. Социальная психология как наука (2-е издание). — Л.: Лениздат, — 264 стр., (20 х 13 см, тир. 15000 экз.).
  1. ↑ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (вопросы истории, методологии и теории)

Социальная психология (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальная психология (укр. Соціальна психологія) — украинский научный журнал. Входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК Украины для опубликования основных научных результатов диссертаций по психологическим, социологическим (с 2003) и философским (с 2010) наукам.

Основан в 2001 году Украинским центром политического менеджмента. В 2003 году соучредителем издания стал Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова[1]. Выходит 6 раз в год, объём 15 печатных листов. Издатель: Украинский центр политического менеджмента (до 2011), «Центр социальных коммуникаций» (с 2011).

Главный редактор (с 2001) — Шайгородский Юрий Жанович, доктор политических наук, кандидат психологических наук.

Проблематика: социальная психология, психология личности, политическая психология, психология управления, психология массовых коммуникаций, социальная работа, этнопсихология, социология, философия.

Общий тираж издания (на 2014 год) составил более 35000 экз. За время выхода журнала на его страницах опубликовано более 1100 статей украинских и зарубежных авторов.

Журнал «Социальная психология» — самое цитируемое специализированное издание по психологическим наукам, относится к числу наиболее цитируемых украинских научных изданий[2]

Включен в национальный рейтинг научных периодических изданий «Библиометрика украинской науки», в котором индексируются полные тексты научных публикаций всех форматов и дисциплин. По состоянию на 1 июля 2019 года вклад журнала «Социальная психология» по двум ключевым показателям оценен: h-индекс (индекс Хирша) = 28; i-индекс = 170. Журнал входит в ТОП-30 украинских научных изданий.

Содержание журнала раскрывается в национальной реферативной базе данных «Украиника научная» и в украинском реферативном журнале «Джерело», внесен в «Летопись журнальных статей» Книжной палаты Украины. Электронная версия представлена на портале «Научная периодика Украины» Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского

[3] и на сайте Украинского центра политического менеджмента[4].

В. Андрущенко, В. Бакиров, В. Бебик, В. Бех, И. Бех , В. Бондаренко, И. Булах, В. Вашкевич, В. Евтух, В. Жадько, Г. Ложкин, С. Максименко, В. Москаленко, Л. Орбан-Лембрик, В. Погребенник, Ю. Приходько, Н. Слюсаревский, В. Татенко, Л. Хижняк, В. Цыба, К. Чернова, Ю. Шайгородский, Т. Яценко.

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт

 — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.

[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности
    [2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

Социальное психологическое явление — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Майерс.

Дэвид Майерс (англ. David G. Myers; род. 20 сентября 1942, Сиэтл, США) — американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки, профессор психологии Хоуп-колледжа (англ.)русск. в штате Мичиган, США. Автор 17 монографий по психологии, в том числе учебных пособий и научно-популярных изданий. Лауреат профессиональной премии имени Гордона Олпорта за исследование групповой поляризации. Заслугой Майерса считается переработка большого объёма психологических исследований и адаптация их для студенческой аудитории и широкой публики. В России широко известен трудом «Социальная психология», который входит в программу курса социальной психологии психологических факультетов вузов[1].

Об авторе Дэвид Дж. Майерс — профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс — редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology, автор десятков книг, в том числе научно-популярных.

Родился 20 сентября 1942 года Сиэтле.

В 1960 году окончил Сиэтлскую старшую школу королевы Анны.

В 1964 году окончил Уайтвортский колледж (англ.)русск. со степенью бакалавра естественых наук по химии. Дипломную работу Майерс защитил по социальной психологии[2].

В 1966 году в Айовском университете получил степень магистра гуманитарных наук по социальной психологии, а в 1967 году степень доктора философии по социальной психологии[3].

Дэвид Майерс прошёл путь от старшего преподавателя (1967—1970) до доцента (1970—1975) и профессора (с 1975) Хоуп-колледжа (англ.)русск.. Также он был приглашённым профессором в 1974 году в Мангеймском университете и в 1985 году в Сент-Эндрюсском университете.

С 1979 года — член Американской психологической ассоциации.

С 1989 года — член Ассоциации психологически наук (Американское психологическое общество).

С 1992 года — член Американской ассоциации прикладной и профилактической психологии (англ. American Association of Applied and Preventive Psychology).

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Предыстория[править | править код]

Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка — а именно так звали родную дочь мужчины — была славной и доброй девушкой. Она рано поняла, что ей лучше не роптать, а подчиняться приказам надменных сводных сестер и молча сносить все их оскорбления. Но однажды, благодаря своей крестной, искусной волшебнице, Золушке удалось убежать из дома, и она оказалась на придворном балу, где ее увидел красавец-принц. Когда же позднее вспыхнувшая в сердце юноши любовь привела его в убогое жилище Золушки, он сначала не узнал ее. Невероятно? Но сказка заставляет нас поверить во власть ситуации. Дома, в присутствии властной мачехи, играя роль покорной и непривлекательной, Золушка была совсем не похожа на ту очаровательную и оживленную Золушку, с которой принц познакомился на балу. Дома она стремилась стать незаметной. А на балу, чувствуя себя красавицей, танцевала и смеялась, как красавица. Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр без труда объяснил бы «эффект Золушки». «То, что мы, люди, представляем собой, зависит прежде всего от ситуации, — писал он. — Нас нельзя отделить от тех обстоятельств, в которых мы оказываемся, ибо они формируют нас и определяют наши 6 возможности» (Sartre, 1946, с. 59-60, авторизованный перевод). Социальная психология — это наука, которая изучает влияние различных ситуаций, обращая основное внимание на то, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга. Писателю Герману Мелвиллу принадлежат следующие слова: «Наши жизни связаны тысячей невидимых нитей». Цель социальной психологии — понять суть и смысл этих связей. И она идет к ней, ища ответы на вопросы, которые интересуют всех нас. В какой мере социальный мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? Как будет показано ниже, изменение нашего социального поведения происходит не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием нашего собственного отношения к ним. Женщина, счастливая в браке, припишет язвительное замечание своего супруга («Ты когда-нибудь научишься класть вещи на место?») каким-нибудь внешним обстоятельствам («Наверное, у него сегодня был трудный день»). Не чувствующая себя счастливой ту же самую реплику объяснит его плохим характером («Он всегда всем недоволен»), а потому может предпринять контратаку. Более того, ожидая проявлений враждебности со стороны своих супругов, такие женщины всем своим поведением могут выражать обиду и тем самым вызывать ожидаемую ими враждебность.

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Суть вопроса[править | править код]

Сегодня расширяющаяся сфера интересов социальной психологии придает особое значение следующим проблемам. — Власть ситуации. Все мы — создания своих культур и конкретных обстоятельств. А это значит, что неблагоприятные ситуации оказываются сильнее добрых намерений, заставляя людей следовать ложным утверждениям и повиноваться жестокости. В начале 1990-х гг., в ходе кровавого столкновения с боснийскими мусульманами, множество сербов, к которым при других обстоятельствах мы могли бы отнестись как к соседям, превратились в жестоких насильников. — Власть личности. Мы также создаем свои социальные миры. Если группа порочна, то ее члены вносят в это свой вклад (или сопротивляются злу). На одну и ту же ситуацию люди могут прореагировать по-разному. Выйдя на свободу после многолетнего тюремного заключения, один политический деятель не способен избавиться от чувства горечи, а другой, например южноафриканец Нельсон Мандела, идет вперед и работает ради объединения своей страны. — Важность социального познания. Отчасти люди реагируют по-разному из-за того, что поразному мыслят. Наша реакция на оскорбление, нанесенное другом, зависит от того, как мы его объясняем — как отражение его враждебности или как результат того, что у него был тяжелый день. Социальная реальность — это нечто такое, что мы конструируем субъективно. Имеют значение и наши убеждения относительно самих себя. Оптимистично ли мы смотрим на жизнь? Кажется ли нам, что мы контролируем ситуацию? Считаем ли мы себя лучше или хуже других? Важно, как мы объясняем мир и самих себя. — Практическое применение принципов социальной психологии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, социальные психологи все более и более активно используют свои концепции и методы для решения таких текущих социальных проблем, как эмоциональное благополучие, здоровье, принятие решений в зале суда, изживание предрассудков, защита и сохранение окружающей среды и борьба за мир.

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Критика[править | править код]

Касаемо симптомов, можно выделить три основные группы, которые разбиваются на несколько подгрупп:

Во-первых, «члены группы переоценивают её и права» (иллюзия неуязвимости, не подвергаемая сомнению вера в нравственность группы)

Во-вторых, «члены группы перестают слышать оппонентов» (рационализация, стереотипные представления об оппонентах)

В-третьих, «группы страдают от воздействия сил, подталкивающих их к единообразию (давление конформизма, самоцензура, иллюзия единодушия, «поглотители информации»)

Чтобы не попасть под этот эффект, т.е. чтобы не стать заложником влияния любой группы (от группы друзей до групп поддержки какого-то политика или политического течения) Майерс приводит следующий список:

·        Быть беспристрастным – не становиться ни на чью сторону;

·        Поощрять критическую оценку; назначать «адвоката дьявола»

·        Периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения;

·        Приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу, и соратников;

·        Прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все остающиеся сомнения.

Как можно заметить, Майерс подвёл определённый итог всему, что было описано выше. Соблюдение этих мер позволит человеку не попасть ни под одну из описанных Майерсом и другими социальными психологами, иллюзий, что особенно важно в работе менеджера. Конечно, есть шанс оказаться в меньшинстве, однако, согласно экспериментам, «Когда меньшинство систематически выражает сомнения в мудрости большинства, представители последнего начинают свободней выражать свои собственные сомнения и могут даже присоединиться к меньшинству». Но для этого меньшинство должно последовательно, настойчиво и целеустремленно отстаивать своё мнение.

Помогать другим или думать только о себе? Осенним днем 1987 г. в городе Колумбус (штат Огайо) из бронированного грузовика выпали мешки с деньгами, и 2 миллиона долларов разметало по асфальту. Остановившиеся водители принялись ловить купюры. Учитывая тот факт, что водителю грузовика вернули всего 100 тысяч долларов, можно сделать вывод, что подавляющее большинство подбирало купюры вовсе не для того, чтобы помочь ему, — они это делали для себя. Когда спустя несколько месяцев аналогичные события произошли в Сан-Франциско и в Торонто, финал был точно таким же: проезжавшие и проходившие мимо присвоили большую часть денег (Bowen, 1988). Какие ситуации «запускают механизмы», делающие людей склонными к помощи или к жадности? Зависит ли то, что люди вырастают готовыми к оказанию помощи другим, от социальных контекстов, например от того, что они живут в сельской местности или в небольших городках? Через все эти вопросы красной нитью проходит одна и та же мысль — мысль о том, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Именно на эти вопросы и пытается ответить социальная психология. Она изучает установки и убеждения, конформность и независимость, любовь и ненависть. Говоря формальным языком, социальная психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Книги, переведённые на русский язык
  • Майерс, Дэвид Дж. Социальная психология / пер. З. Замчук. — СПб.: Питер, 2013. — 800 с. — ISBN 987-5-496-00115-1.
  • Майерс, Дэвид Дж. Психология / пер. И. Карпиков, В.Старовойтова. — СПб.: Питер, 2006. — 848 с. — ISBN 985-483-633-9.
  • Майерс, Дэвид Дж. Интуиция. Возможности и опасности / пер. И. Малкова. — СПб.: Питер, 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-459-01062-6.
  1. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл; Academia, 2008. — 511 с. — (Высшее профессиональное образование. Психология). — ISBN 978-5-89357-227-8.
  2. ↑ Interviews with Myers Архивировано 7 октября 2011 года., Counterpoint Foundation
  3. ↑ About the Author — David G. Myers Архивная копия от 21 февраля 2014 на Wayback Machine, Worth Publishing

Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

Психология социального познания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Схема описывает теоретические источники психологии социального познания

Психология социального познания — самостоятельная область исследований социального познания в рамках социальной психологии, в которой используются также знания из когнитивной психологии и социологии знания. Задачей психологии социального познания является исследование механизмов, с помощью которых человек строит образ окружающего его социального мира.

Вклад когнитивной психологии в исследование социального познания[править | править код]

С точки зрения тех когнитивных процессов, которые участвуют в процессе социального познания, исследуется то, как человек обрабатывает, хранит и использует информацию о других людях и ситуациях социального взаимодействия[1]. Представления о когнитивных процессах, лежащих в основе социального познания основываются на понятии «схема» (англ. schema) и процессах категоризации (англ. Categorization), рассматриваемых в рамках когнитивной психологии.

Вклад социальной психологии в изучение социального познания включает исследования в трех крупных предметных областях: социальной перцепции, исследование атрибутивных процессов, а также исследования в рамках теории когнитивного соответствия.

Социальная перцепция[править | править код]

Термин социальная перцепция был предложен Дж. Брунером, который рассматривал ее с точки зрения социальной детерминации перцептивного процесса. Позднее, в рамках социальной психологии, термином социальная перцепция начали обозначать восприятие социальных объектов. Такими объектами могут выступать как другой человек, так и социальная группа или более крупная социальная общность. Однако вскоре стало понятно, что понятие социальной перцепции не является исчерпывающим для описания познания людьми друг друга, поскольку в таком познании участвует еще множество компонентов помимо одного восприятия.

Атрибутивные процессы[править | править код]

Исследования атрибутивных процессов также внесли значительный вклад в понимание тех механизмов, по которым происходит социальное познание. Приписывание человеком причин тому или иному явлению в социальном мире имеет важные последствия для дальнейшего поведения человека, поскольку «значение» события и реакция человека на него зависят в большой степени от приписанной причины, то есть того как человек объясняет для себя произошедшее событие.

Теории когнитивного соответствия[править | править код]

Исследования в рамках этого направления начали появляться в социальной психологии в середине XX века. Главный акцент в этих исследованиях делается на процесс познания. Общую линию связи между процессом познания и социальным поведением можно описать следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. На основании этих интерпретаций человек принимает некоторое решение о дальнейшем поведении.

  • Андреева Г. М. Психология социального познания. — М. : Аспект-Пресс, 2000.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. — М. : Аспект Пресс, 2003.
  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
  • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. (ред.). Краткий психологический словарь. — Феникс, 1998.

Социальная психология — Вики

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы[3]:12.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о