Виды шуток: Шутка — Википедия – Юмор — Википедия

Шутка — Википедия

Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.

Розыгрыш или шалость отличается от разговорной шутки тем, что основным её компонентом является юмор физический, а не словесный (например, положить соль в сахарницу).

Шутки, как правило, используются для развлечения друзей или зрителей. В ответ обычно ожидается смех, а когда этого не происходит, шутка, как говорят, оказалась «плоской» или провалилась. Однако у шутки есть и другие цели и функции, общие для комедии/юмора/сатиры в целом. Плоская шутка — это та, которая не содержит подтекста (хотя цель развлечь/развлечься у шутящего имеется), и ее невозможно додумывать. Например, что-то стало холодать, не пора ли нам поддать. Плоская шутка может быть признаком нарушения функции головного мозга (Лобный синдром психической расторможенности, или синдром Брунса-Ястровитца)

.[1]

Шутки были частью человеческой культуры с древнейших времён. Недавнее открытие документа под названием Philogelos (Любителям смеха) даёт нам представление о древнем юморе. Написанный в Греции Гиероклом и Филагриусом, этот документ датируется третьим или четвёртым столетием нашей эры, и содержит около 260 шуток. Учитывая то, что юмор из нашей современной культуры недавнего XIX века порой является непонятным для нас сегодня, юмор из этого древнего документа выглядит удивительно знакомым. В нём есть разные стереотипы, и среди них фаворитами являются рассеянный профессор, евнух, люди с грыжами или неприятным запахом изо рта. Многие шутки основаны на идее знания характера персонажа, например:

Парикмахер, лысый мужчина и рассеянный профессор втроём путешествуют. На ночлеге они решили по очереди сторожить багаж. Когда настала очередь парикмахера, ему во время дежурства стало скучно, и он ради шутки побрил профессору голову. Когда профессор проснулся на свою смену, он потрогал свою голову и говорит: «Ну и глупый парикмахер. Он разбудил вместо меня этого лысого».

Существует даже шутка, похожая на скетч Монти Пайтона «Мёртвый попугай»: человек покупает раба, который вскоре после этого умирает. Когда он жалуется об этом торговцу рабами, тот говорит: «Но он же не умирал, когда принадлежал мне». Комик Джим Боуэн так представил сборник современной аудитории: «Одну или две из этих шуток я видел в действиях людей в наше время, правда, слегка обновленными. Эти люди садились в автомобиль вместо колесницы, одним из них был Томми Купер»[2].

Причина, по которой люди смеются над шутками, была и остаётся предметом серьёзного научного исследования. Вот некоторые примеры.

  • Иммануил Кант в «Критике способности суждения» (1790) утверждает, что «смех является эффектом, который возникает, если напряжённое ожидание превращается в ничто». Вот 220-летняя шутка, приведённая Кантом, и его анализ
    [3]
    :

В Сурате индиец, который сидел за столом у англичанина, увидев, когда тот откупорил бутылку с элем, что пиво, превратившись в пену, выходит из бутылки, выразил в многочисленных восклицаниях крайнее удивление, а на вопрос англичанина, что же в этом удивительного, ответил: «Меня удивляет не то, что оно выходит, а то, как вам удалось загнать его туда».

Мы смеемся и ощущаем истинное удовольствие, слушая рассказ о том, как и смеемся мы не потому, что ощущаем себя несколько умнее этого невежественного индийца или по поводу чего-либо приятного, обнаруженного во всем этом нашим рассудком, а потому, что наше напряженное ожидание внезапно превратилось в ничто.

  • Анри Бергсон в своей книге
    Le Rire
    («Смех», 1901) высказывает мысль, что смех эволюционировал, чтобы сделать социальную жизнь возможной для человека.
  • Работа Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (нем. Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten).
  • Артур Кёстлер в книге «Акт творения» (1964) анализирует юмор и сравнивает его с другими видами творческой деятельности, такими, как литература и наука.
  • Работа Марвина Минского «Общество разума» (1986).
Марвин Минский предполагает, что смех имеет определённые функции, связанные с работой человеческого мозга. По его мнению, шутки и смех являются механизмом мозга для распознавания бессмыслицы. По этой причине, утверждает он, шутки, как правило, не так смешны, когда вы слышите их повторно.
Эдвард де Боно считает, что мозг является машиной сравнения шаблонов, и он работает путём распознавания утверждений и образов действий и разложения их на знакомые образы. Когда знакомые связи не срабатывают и в мозгу возникает неожиданная альтернативная связь по новому маршруту, отличному от ожидаемого, то возникает смех «как реакция на установление нового соединения». Эта теория объясняет многие феномены, связанные с шутками, например:
  • Почему шутки смешны только в первый раз, когда мы их слышим: если шутка услышана повторно, её шаблон уже имеется, поэтому никаких новых связей не возникает, и поэтому несмешно.
  • Почему шутки имеют сложные и часто повторяющиеся настройки: повторение устанавливает знакомый шаблон в мозге. Распространённый метод, используемый в шутках, состоит в том, чтобы рассказать одну и ту же историю дважды, а затем пересказать её в третий раз с добавлением концовки. Первые два пересказа создают знакомый шаблон в мозге и таким способом подготавливают его для изюминки.
  • Почему в шутках часто используют стереотипы: использование стереотипов отсылает к знакомому, ожидаемому образу действий, экономя время настройки мозга.
  • Почему в шутках используются варианты хорошо известных историй (например, «Золотая рыбка и три желания» или «Заходит человек в бар»): это опять-таки экономит время на настройку и установление знакомого шаблона.
  • В 2002 году Ричард Вайсман провел исследование с целью открытия самой смешной шутки в мире[4].

Смех, естественная человеческая реакция на шутки, в умеренных количествах благоприятен для здоровья, напрягает мышцы живота и высвобождает эндорфины, натуральные химические вещества в мозге, влияющие на эмоциональное состояние человека.

Часто люди используют подходящие к ситуации шутки, чтобы пережить неприятности. Это так называемый «юмор выживания» (англ. survivor humor), в котором шутки выполняют специфическую функцию: снизить воздействие стресса. Эти шутки менее понятны людям, не попадавшим в подобные ситуации

[5].

Правила юмора аналогичны правилам поэзии. Основными из них являются: распределение по времени, точность, синтез и ритм. В одном из эссе французский философ Анри Бергсон сказал: «В каждом остряке есть что-то от поэта»[6]. В этом эссе Бергсон рассматривает сущность юмора как вкрапления механистического в жизненное. Он использовал в качестве примера книгу английского юмориста, в котором пожилая женщина, желающая иметь репутацию филантропа, предоставляет «дома в пределах хорошей слышимости из её особняка для перевоспитания атеистов, которые были специально подготовлены для этой цели, и для большого числа честных людей, которых специально превратили в пьяниц, поэтому она гарантированно может вылечить их, и так далее». Эта идея выглядит смешной, потому что подлинное побуждение к благотворительности, являющееся само по себе реалистичным и жизненным, приобрело в данном случае вкрапления механистической концепции из-за соблазна особым образом выглядеть со стороны.

Для достижения точности комик должен тщательно подбирать слова, чтобы обеспечить яркий, сфокусированный образ, и при этом не быть банальным, иначе можно аудиторию ввести в заблуждение и не возбудить смех. Правильное расположение слов в предложении также имеет большое значение для достижения точности.

Поскольку шутка считается наилучшим способом выражения максимального уровня юмора при минимуме слов, она является одним из ключевых технических элементов комиков. Приведём пример из Джорджа Карлина:

«У меня такой же авторитет, как у Папы римского, жаль, что верят в это немногие.
[7]
»

Хорошо известная модель «краткости» дала многочисленные примеры шуток, в которых продолжительность сама по себе является кульминацией. Известно много таких образцов из репертуара Монти Пайтон, например, песня «Я люблю светофор». Такой юмор часто используется в сериале Гриффины. Например, в эпизоде «Wasted Talent» Питер Гриффин стучит по своей голени (классический дешёвый фарс), бережно обхватывает её руками, дует на неё, якобы успокаивая боль, но значительно дольше, чем ожидается. Некоторые версии популярной водевильной шутки «Аристократы» могут продолжаться в течение нескольких минут, она считается анти-шуткой, а юмор больше заключается в настройке публики, чем в концовке.

Содержание шутки (смысл) — это не то, что вызывает смех, а то, что придаёт ей характерные особенности и вызывает улыбку. Заставляет нас смеяться механизм шутки. Милтон Берл демонстрировал это в классическом театральном эксперименте в 1950-х годах: если во время серии шуток вставлять фразы, не являющиеся шутками, но с тем же ритмом, аудитория всё равно смеётся. Классикой является тройной ритм с тремя ударениями: вступление, предпосылка и антитеза (в антитезе должна быть концовка).

Что касается экспериментов Милтона Берла, на их основе можно продемонстрировать понятие «нарушение контекста» или «ломка шаблона». Это не обязательно ритм, который вызвал у аудитории смех, а несоответствие между ожиданием шутки и заменяющей её нелогичной «нормальной фразой». Эта нормальная фраза, сама по себе неожиданная, является разновидностью концовки — анти-концовкой.

В шутках юмор часто строится на неожиданном, мягком нарушении табу (при этом они могут содержать что-то несимпатичное или социально неуместное), или играть на стереотипах и других культурных убеждениях. Многие шутки вписываются в более чем одну категорию.

Темы[править | править код]

Политические шутки являются, как правило, формой сатиры. Чаще всего они касаются известных политиков и глав государств, но могут также обыгрывать нелепости политической ситуации в стране. Ярким примером политических шуток можно считать политические карикатуры. Известны две большие категории такого рода шуток. В первой переводится в юмористическую плоскость негативное отношение к политическим оппонентам или к политикам в целом. Во второй высмеиваются политические клише, лозунги, фразы или просто ошибки политиков. Некоторые из них, особенно шутки серии «У Вас есть две коровы», извлекают юмор из сравнения различных политических систем.

Профессиональный юмор содержит карикатурное изображение некоторых профессий, таких, как юристы, и понятен он, в основном, в профессиональных кругах. Его разновидностями являются математический, физический юмор и так далее.

Этнические шутки эксплуатируют этнические стереотипы. Они часто являются расистскими, и могут быть оскорбительными. Например, англичанин начинает рассказывать шутку со слов: «англичанин, ирландец и шотландец …». В ней предполагается скупость шотландца, глупость ирландца и консервативность англичанина. Такие шутки существуют среди многих народов.

Шутки, основанные на других стереотипах (например, шутки о блондинках), часто считаются смешными.

Религиозные шутки делятся на несколько категорий:

  • Шутки, основанные на стереотипах, связанных с религиозными профессиями (например, шутки о монашках, шутки о священниках, раввинах, и т. п.)
  • Шутки на тему классических религиозных понятий: распятия, Адама и Евы, святого Пётра на вратах в рай, и т. д.
  • Шутки, в которых конфликтуют различные религиозные конфессии, например: «Раввин, знахарь и пастор отправились на рыбалку…»
  • Письма и обращения к Богу.

Самоуничижительный юмор внешне похож на стереотипные шутки, но ставит целью посмеяться над самим собой. Он иногда используется и политиками, которые ценят его возможности по превентивной реакции на спорные вопросы, за счёт чего можно выбить некоторые аргументы у критиков. Например, когда Авраама Линкольна обвинили в двуличности, он ответил: «Если бы у меня было два лица, вы думаете, я бы носил именно одно из них?».

Сюрреалистические или минималистские шутки используют семантические несоответствия, например: «Вопрос: что это — красное и невидимое? Ответ: непомидоры..»

Слоновьи шутки почти всегда имеют форму загадки или головоломки, часто в виде последовательности загадок, и обычно содержат сюрреалистический, анти-юмористический или мета-юмористический юмор, в котором обязательно присутствует слон.

Чёрный юмор имеет дело с ситуацией по принципу «если вы можете смеяться над этим, оно не убьёт вас». Обычно такие шутки построены на трагедиях, смерти, несчастных случаях, войнах, катастрофах или травмах.

Стиль[править | править код]

Шутка типа вопрос/ответ, иногда выглядящая как обычная загадка, имеет якобы просто вопрос и ответ, который закручивается для юмористического эффекта, при этом часто используются каламбуры. К этому типу принадлежат шутки типа «Тук-тук-тук. Кто там?», «Вкручивание лампочки», множество вариаций на тему «Зачем курица перешла дорогу?» и целый класс шуток типа «В чем разница между _______ и ______», в которых концовка часто состоит в игре слов или спунеризме с перестановкой двух совершенно очевидно не связанных между собой понятий.

В некоторых шутках требуется два человека, при этом на одного из них (как правило, это подыгрывающий партнёр комика) можно положиться, что он даст правильный ответ человеку, рассказывающему анекдот. Такие шутки чаще встречаются в исполнении на сцене, чем в неформальном разговорном юморе.

«Байки лохматой собаки» представляют собой очень долгую и запутанную шутку с намеренно слабой или полностью отсутствующей концовкой. Юмор заключается в том, чтобы создать напряжённое ожидание аудитории, а затем полностью её разочаровать. Чем дольше история будет продолжаться без раскрытия аудитории замысла, что это такая шутка, а не серьёзный анекдот, тем более успешной она будет. Некоторые шутки представляют высказывания в виде пословиц, поговорок, фраз из песен или рекламных объявлений, например шутки Николая Фоменко, Вадима Галыгина и Дмитрия Нагиева, звучавшие и звучащие после рекламы на Русском радио.

  • Mary Douglas «Jokes.» in Rethinking Popular Culture: Contemporary Perspectives in Cultural Studies. [1975] Ed. Chandra Mukerji and Michael Schudson. Berkeley: U of California P, 1991.
  • Cante, Richard C. Gay Men and the Forms of Contemporary US Culture (англ.). — London: Ashgate Publishing. ISBN 0 7546 7230 1. Chapter 2: The AIDS Joke as Cultural Form, March 2008.
  • Holt, Jim. Stop Me If You’ve Heard This: A History and Philosophy of Jokes (англ.). — New York: W. W. Norton (англ.)русск., 2008. — ISBN 0393066738.
  • Grace Hui Chin Lin & Paul Shih Chieh Chien, (2009) Taiwanese Jokes from Views of Sociolinguistics and Language Pedagogies [1]
  • Dictionary of the History of ideas: Sense of the Comic
  • Jokes в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz) — An active listing of links to jokes.

Юмор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Улыбка — знак хорошего настроения

Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире[1].

В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.

В философии и науке XVIII века противоречивость юмора рассматривалась в русле поиска логики построения юмористического образа. Так, шотландский философ Дж. Битти в эссе о смехе обозначил объект своего труда как «результат наблюдения двух или более нелогичных, несоответствующих или нелепых частей или обстоятельств, рассматривающихся как объединенные в одном сложном объекте или группе»[2]. А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» указывал, что два несовпадающих элемента, из которых возникает смешное — это усвоенные нами понятие и реальный объект, который «мыслился в этом понятии» (но в действительности оказался отличным от него)[3].

В теории разрядки юмор трактуется как механизм «освобождения от напряжения», как своеобразный «предохранительный клапан». Шотландский философ XIX века А. Бэн и английский социолог Г. Спенсер также рассматривали смех как разрядку[4]. Элементы теории разрядки можно найти и в подробной интерпретации оснований юмора, предложенной З. Фрейдом. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» основатель психоанализа четко определяет различие между юмором, комизмом и остротой. З. Фрейд считал, что юмор — это средство решения психической проблемы простейшими способами, успешно опробованными индивидами в самом начале жизни[5]. По мнению Э. Оринга, юмор зависит от восприятия «соответствующего несоответствия» («appropriate incongruity»)[6]. Его ученый понимает как нахождение связи между двумя категориями, которые с позиции здравого смысла рассматривались бы как противоречивые[4].

Английский социолог М. Малкэй пишет, что в юмористическом образе «правила логики, ожидания здравого смысла, научные законы и требования приличий» не являются обязательными. Он полагает, что общественная жизнь включает в себя множество противоречивых значений и смыслов, и юмор с его релятивизмом создает особую среду, особый «язык» для выражения этих противоречий. Тем самым юмор служит поддержанию социального порядка[4].

Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор»[источник не указан 811 дней] (ср.: гуморальный). По мнению древних именно соотношение этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

Существуют различные формы юмора:

и так далее.

Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор. Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и другие.

Психология юмора рассмотрена Зигмундом Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»[7].

Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером в получившей широкую известность книге «The mating mind». Эволюционные психологи предполагают, что юмор является аналогом павлиньего хвоста, который служит для демонстрации самкам своих хороших генов[8].

Ислам выработал целый ряд правил относительно юмора[9].

Некоторые города претендуют на звание национальной (или даже мировой) «столицы юмора».

  1. ↑ Психология. Словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  2. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. — London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. — С. 321—487.
  3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 6 т.. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — Т. 1. — С. 496.
  4. 1 2 3 Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 1.
  5. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.-М.: Университетская книга, 1997. — С. 319.
  6. Oring E. Engaging Humor. — Urbana: University of Illinois Press, 2003. — С. 210.
  7. ↑ Matte, G. (2001). A psychoanalytical perspective of humor. Humor: International Journal of Humor Research, 14(3),223-241
  8. Александр Марков. Чувство юмора и щедрость — результаты полового отбора? (неопр.). Дата обращения 2 марта 2014.
  9. ↑ Можно ли рассказывать анекдоты?
  10. ↑ Newsy.Sadurski.com: Wąchock Stolicą Humoru (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 13 мая 2008 года.

Классификация шуток и юмора

     Предложим классификацию шуток и юмора по следующим критериям:
  1. По исполнению.
  2. По объекту.
  3. По душевному настрою.
  4. По содержанию.
  5. По структуре.
I. По исполнению шутки и юмор могут быть: письменные (поэтические и в прозе), устные, графические (шаржи, карикатуры), песенные (частушки), театрализованные (комедии, КВН) и даже музыкальные.

II. Объекты шуток, или над кем или чем смеются люди?
     1. Над собой
     — Хелена! Интересно быть замужем за художником? — спрашивает одна дама другую.
     — Да, муж рисует, а я готовлю обед, а потом мы вместе пытаемся угадать, что у каждого получилось.

     — Почему у тебя синяк под глазом?
     — А пусть не лезут!

     — Почему вы все время щелкаете пальцами?
     — Отгоняю крокодилов.
     — Но тут нет крокодилов.
     — Ну вот, теперь и вы убедились, что это эффективное средство.

     2. Над другими
     Это самая многочисленная группа анекдотов и шуток. Например, типичные шутки над тещами.

     Психиатр спрашивает пациентку:
     — Скажите, миссис Браун, а нет ли в вашей семье случаев мании величия?
     — Есть. Зять иногда заявляет, что он глава семьи.

     3. Над жизнью
     «Люди бы никогда не знали радости в жизни, если бы себе не льстили», — горько заметил Ларошфуко.

III. По вызываемым чувствам шутки можно разделить на следующие группы:

     3.1. Гедонические шутки и юмор
     Они воспевают жизнелюбие, пафос минуты, радости жизни. Особенно ярко это проявляется в тостах.
     Выпьем, выпьем пока тут, на том свете не дадут.
     Если даже там дадут, выпьем там и выпьем тут.

     В совхозе идет искусственное осеменение коров. Закончив процесс, ветеринар со специальным шприцем и банкой спермы садится в свой «Москвич», а тронуться не может — коровы плотным кольцом окружили машину. Он сигналит, никакой реакции. Тогда он опускает боковое стекло и кричит:
     — Эй, вы, пошли вон с дороги!
     И тут одна из коров с большими грустными глазами просовывает в окошко голову и печально произносит:
     — А поцеловать?..

     3.2. Горький юмор, или смех сквозь слезы
     Тост: «За успех нашего безнадежного дела».

     3.3. Обидные злые шутки и насмешки
     — Почему у черепахи крыша на спине?
     — Съехала с головы.

     В ресторане.
     — Посмотри на лицо этой женщины, я хочу себе такое же сине-зеленое платье.

     Однажды в моей альпинистской практике был такой случай.
     Одного физически сильного человека не любили за его мерзкий характер. Группа альпинистов направилась на ледовые занятия. На очередном привале этот человек обнаружил в своем рюкзаке ядро для толкания. Когда он собрался было швырнуть ядро со склона, ему передали расписку, из которой следовало, что ядро взято на складе на его имя, с надписью: «Ты все понял?».

     Посетитель — бармену:
     — Сказать тебе способ, как продавать вдвое больше пива?
     — Скажи.
     — Доливай кружки доверху.

     3.4. Черный, мрачный, убойный юмор
     Автор не любит такой юмор. В жизни и так много неприятного, стоит ли увлекаться мрачными анекдотами. Но, к удивлению автора, любителей анекдотов с черным юмором оказалось очень много. Видимо потому, что у черного юмора есть и обратная сторона, — шутящий думает: «Это случилось не со мной», «Я-то не такой, у меня-то все в порядке», и это вызывает жизнеутверждающий смех.

     — Сестричка, может быть меня в реанимацию? — говорит больной на каталке.
     — Нет и нет! Профессор сказал в морг.
     — Но ведь я еще живой!
     — А мы еще не доехали.

     Хирург травмпункта спрашивает у завмага:
     — Скажите, сколько вчера продали мотоциклов?
     — Двадцать два.
     — Черт возьми, где же еще двое?!

     Афоризмы:
     Давно я не лежал в Колонном зале.
     Жизнь дается человеку один раз, и то случайно.
     У чекиста и мумия заговорит!
     Все, что происходит, может быть лучше!

     Прошел день, и вспомнить нечего.
     Прошел год, и вспомнить нечего.
     Прошла жизнь, и вспомнить нечего.

     — Что такое счастье, сынок, ты поймешь, когда женишься, но будет уже поздно.

     Даже эпитафии бывают нестандартными:

     «Циля, теперь ты веришь, что я был болен?»
     «Умер, как и жил — скоропостижно».

     — Что будет после перестройки?
     — Перестрелка.
     (Полнейший пессимизм. Наверное, этот анекдот накаркал войну в Чечне.)

     Самый жуткий анекдот (времен «культурной революции» в Китае) из всех известных автору.
     Секретарь парторганизации на общем собрании объявляет:
     — Завтра будет массовое повешение, — и зачитывает список приговоренных (там и тогда все вершилось быстро и без лишних слов).
     Вопрос из зала:
     — Веревку с собой приносить? (Высшая степень идеологического зомбирования.)

     3.5. Человек попадает впросак из-за своего невежества
     Однажды у великого Карузо сломалась машина, и он вынужден был остановиться у фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнес: «Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне знаменитого путешественника Робинзона Карузо!»

     Петька спрашивает:
     — Василий Иванович, ты бы за 5 лет реформы провел?
     — Да.
     — А за год?
     — Да.
     — А за месяц?
     — Да.
     — А за неделю?
     — Нет, пулеметов маловато.

     Один мужик говорит другому:
     — Такое горе — вчера умер один мой знакомый. Замечательный был человек, каждый день выпивал но тридцать кружек пива и по два литра водки.
     — А от чего умер?
     — Откуда ж я знаю?!

     — Я смотрю, товарищ солдат, вы слишком умный.
     — Кто, я?
     — Ну не я же!

     Мальчишка одну гранату в карман сунул, а в другой ковыряется.
     — Что ты делаешь, она же взорвется!
     — Ничего, у меня вторая есть.

     3.6. «Смешно, да не до смеха»
     «Организация ищет бухгалтера. Вознаграждение гарантируется».
     (Скрытый намек на необходимость жульничать.)

     — Иссык-Куль плавал?
     — Плавал.
     — Мальчика спасал?
     — Спасал.
     — Мальчик утонул?
     — Утонул.
     — Тюбетейка где? (Тупая жадность.)

     Двое молодых ученых получили приглашение на престижную зарубежную конференцию по проблеме, в которой они были специалистами. Опасаясь, что их не пустят, они попросили организаторов конференции прислать приглашения также директору института и секретарю парторганизации, хотя те были далеки от этой проблемы. Накануне отъезда выяснилось, что начальники едут, а молодых ученых «зарубили».

     3.7. Пошлые шутки
     Это отвратительная категория шуток и анекдотов, которые раньше назывались сальными, скабрезными. Теперь такие определения вышли из употребления, однако «юмор» этого типа благополучно существует. Видимо, есть спрос — есть предложение. Хотя я бы не называл это юмором, а отнес к категории словесной мерзости. К величайшему сожалению, теперь стали широко и свободно продавать сборники анекдотов самого низкого пошиба, пошлые и мерзкие. Если человеку нравятся пошлые анекдоты и плоские шутки, то у него и культурный уровень низкий, и отношение к людям соответствующее — циничное и грубое.
     А как реагировать на пошлую шутку? Можно просто не заметить. Можно сделать замечание: «Мне не нравится эта ваша шуточка». Можно ответить остроумно и сделать пошляка всеобщим посмешищем. Все зависит от ситуации и ваших возможностей в ней.

     3.8. Насмешки социальные

     — Что было раньше, яйцо или курица?
     — Раньше было все.

     — Как будем жить?
     — Еще хуже.

     — Что такое дисциплина?
     — Это искусство всегда быть глупее своего начальника.

IV. По национальной принадлежности
     4.1. Еврейские анекдоты

     По улице еле-еле идет старый Рабинович. Ему кричат:
     — Рабинович, как ваше здоровье?
     — Не дождетесь!

     — Рабинович, говорят, вы большой интриган?
     — Да, но кто это теперь ценит!

     4.2. Вопросы к армянскому радио

     — Почему ни один армянин до сих пор не летал в космос?
     — Этого нельзя делать, потому что тогда все армяне умрут от гордости, грузины от зависти, а весь Кавказ достанется азербайджанцам и чеченцам.

     4.3. Одесские анекдоты
     Особняком стоят одесские анекдоты с совершенно специфическим юмором. Судите сами.

     — Гражданин, как вы относитесь к новому светлому будущему?
     — Так его уже строили!
     — Вам что, жалко! Будет два светлых будущих!

     Один одессит звонит другому по телефону.
     — Слушай, Мойша, сегодня в «Правде» такое напечатали, такое напечатали…
     — Так и что же?
     — Ну, это ж не телефонный разговор.

V. Детские анекдоты

     — Почему у тебя один ботинок черный, а другой коричневый? — спрашивает Винни Пух у Пятачка.
     — Я и сам это заметил. Но когда пришел домой, то и там обнаружил один ботинок черный, а другой коричневый.

     Пришел ежик в магазин и спрашивает:
     — У вас сметана есть?
     — Нет.
     — Так вам и надо!

     О современной школе
     Вовочка приходит радостный из школы:
     — Я получил 5 по биологии!
     — За что?
     — Я сказал, что у страуса три ноги.
     — Но это же неверно!
     — Да, но остальные говорили, что четыре…

VI. «Солдатский» юмор

     Солдатские шутки
     Солдат пишет домой письмо: «Мама, купите поросенка и назовите его Старшина Петров. Приеду — зарежу».

     Психиатр осматривает солдата.
     — Вам случалось слышать голоса, которые неизвестно откуда идут?
     — Да доктор, когда я говорю по телефону.

     и высказывания их командиров…
     Сейчас спать, а завтра утром, хоть всю ночь разговаривайте.
     Перестань руками шевелиться.
     Вы за кого меня, дурака, принимаете?
     Снег расчистить от меня и до следующего столба.
     Прижмите эти руки конец с концом.
     По команде «Смирно» головной убор не поправляется и не разговаривает.
     Я вам кому сказал. Никакого отбоя! В постель только через меня!
     Даю вам слово на отсечение.
     Быстрее марш снег убирать, а то растает.
     Траншею копать от забора и до обеда.
     Сейчас я разберусь как следует и накажу кого попало!

Виды (формы) комического

     Различают много форм (видов) комического, перечислим основные:

     Остроумие — это любое создание комического, «акт творения» шутки, юмора, сатиры. Без остроумия нет комического. Заметим: для того чтобы быть остроумным, надо иметь, как минимум, ум. «Сначала умие, потом остроумие». Остроумный человек может выразить суть одной меткой фразой, да так, что и добавить нечего. В хорошей остроте нет презрения, но есть шутка. Другое своеобразие остроумия — это краткость. Однако краткость еще не острота, нужна «острая» неожиданная мысль. Истинное остроумие человечно, ему чуждо разрушение, хотя зачастую критика может быть довольно едкой.
     Вот определение Вольтера: «Под острым умом понимают то неожиданное сравнение, то тонкий намек; иногда это самовольная игра словом, которое дается в одном смысле, тогда как его следует понимать в ином, это изящная связь между двумя необщепринятыми идеями — редкая метафора…»

     Юмор — этот термин имеет два значения: первое — понимание комического, то есть умение видеть и показывать смешное; второе — мягкая снисходительная критика, устная или письменная. Юмор — центр нашего исследования — очень емкое понятие. Юмор сочетает легкую безобидную насмешку и веселость. Юмор — это смех беззлобный, хотя и не беззубый. Под маской смешного в юморе таится серьезное отношение к предмету смеха, не сводимое только к смешному.
     Отметим, что у юмора нет ничего общего с язвительностью и коварством, с ехидством и злобой — это функции сатиры, сарказма, насмешки, издевательства. Юмор же — это изящество ума, несущее добро. Это раскованность ума, легкость ассоциации, умение видеть необычное в обычном, это то, что отражает творческие способности ума. Истинный юмор предполагает наличие высокого вкуса, чувства прекрасного, чувства меры, наблюдательности и, конечно, творчества. Поэтому чувство юмора — это одно из важнейших Качеств Творческой Личности (смотрите Приложение).

     Чувство юмора — это способность понимать юмор, воспринимать смешное. Это комплексное чувство: и моральное, и эстетическое, и интеллектуальное, и эмоциональное. Многие считают это чувство врожденным. С этим можно согласиться. Оно довольно редкое, поэтому оно так и ценится, как редкие дорогие камни или самородки золота и платины. Наверное, поэтому юмор так сложно создать. Но, считать, что чувство юмора не поддается воспитанию и развитию, не следует.

     Шутка — то, что говорится или делается не всерьез, а ради развлечения, забавы и веселья.

     Ирония — это тонкая скрытая насмешка, даже издевка, например, над необоснованными претензиями или когда говорят о желаемом, как о существующем в действительности.

     Ученик на бегу столкнулся с учителем, остановился, но ничего не сказал.
     Учитель: «Извините, что я не уступил вам дорогу, в следующий раз буду внимательней».

     Сатира — по сравнению с иронией и юмором, это еще более мощное средство обличения и осмеяния серьезных пороков и недостатков. Сатира обличает и бичует хамство, нечестность, взяточничество, воровство, произвол, коррупцию…
     «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» — слова знаменитого сатирика И.А. Крылова»:
     Ильф и Петров писали: «буде строгий гражданин снова заявит, что сатира не должна быть смешной, — просить прокурора республики привлечь упомянутого гражданина к уголовной ответственности по статье, карающей за головотяпство со взломом».
     Сатира использует гиперболу, гротеск, пародию, аллегорию, карикатуру, фельетон, памфлет, шарж, сарказм. Сатира может быть и не смешной, когда, как говорится, «не до смеха». Сатира может быть устной (А. Райкин, М. Жванецкий, М. Задорнов), графической (Гойя, Домье, Бидструп), театральной (Мольер, Горин), литературной (Ювенал, Аристофан, Свифт, Салтыков-Щедрин, Проспер Мериме, Э. Кроткий, И. Ильф и Е. Петров).

     Пример устной сатиры.

Армянское радио спрашивают:
     — Как идет перестройка?
     — Стремительно! Даже Красная площадь превращена в международный аэропорт «Шереметьево-3». (Намек на посадку самолета Росса на Красной площади.)

     Графика тоже может быть сатирической. Хорошая графическая сатира, особенно политическая, повышает гражданскую ответственность, социальное самосознание, выявляет политические симпатии и антипатии огромной аудитории читающей публики. Отмечено, что в периоды общественного подъема большое распространение приобретает политическая сатира (Окна РОСТА, Кукрыниксы, Куклы).
     По поводу отсутствия сатиры в западном мире один остроумный человек заметил: «В мире, где машины неукоснительно останавливаются перед «зеброй», взяться глобальному сатирику неоткуда. Там все в порядке и смеяться не над чем». Да, скучно там живется, господа! То ли дело у нас, от глупости и от воровства не соскучишься, сатире есть где разгуляться. Однако не так еще и давно это было весьма опасно.
     Говорят, в Думе обсуждалось предложение: при расчете пенсии сатирикам срок их жизни и выхода на пенсию считать «год за два», как на войне.

     Сарказм (с греческого букв. — рву мясо) — это язвительная, злобная, едкая насмешка, злая ирония над чем-то низменным и порочным, желчное замечание. Если юмор высмеивает обычно незначительные проступки, то сарказм и сатира бичуют серьезные злодеяния, например, глубокое убеждение олигархов в том, что народ — мусор и существует единственно для их обогащения.
     Однажды Пушкин был в гостях у обер-прокурора. И в пушкинские времена эта должность была очень доходной. Жена прокурора пристает к Пушкину, просит сказать экспромт. Пушкин гладил в этот момент кота и сказал вроде бы ему:

  «Кот Васька плут, кот-Васька вор.
Ну, словно обер-прокурор».
     Мы, например, к Остапу Бендеру относимся скорее юмористически, чем саркастически, по той причине, что Остап, хоть и аферист, но обирает он тоже не безгрешных людей и масштаб его махинаций не столь велик, на сарказм «не тянет». А вот сюжет картины художника Решетникова «Опять двойка» и на сатиру «не тянет», это скорее грустная шутка.

Урок 5. О чем нельзя шутить и от чего зависит успех шутки

О чем нельзя шутитьУспех любой шутки обусловлен реакцией зрителей на нее. Если в ответ на остроту, анекдот или какое-то комичное замечание вы слышите смех или видите улыбки, значит, шутка удалась. Если же реакция иная – стоит еще поработать над своим мастерством. Однако успех шуток не всегда зависит от техники исполнения или соответствия определенным требованиям, о которых мы уже беседовали (оригинальность, неожиданность, своевременность и т.д.). Огромнейшую роль играет актуальность затрагиваемой темы и сама тема, ведь есть темы, на которые шутить не принято, иначе юмор либо не будет воспринят, либо будет воспринят негативно – как обида, оскорбление, бестактность или нечто подобное.

Из пятого урока вы узнаете о том, на какие темы нельзя шутить, и что значит актуальность темы (мы укажем на три показателя актуальности шуток), а также о том, благодаря чему шутка становится смешной или наоборот. И начнем мы, конечно же, с запретных тем.

Содержание

  1. О чем нельзя шутить
  2. От чего зависит успех шутки
  3. Рекомендации начинающим шутникам
  4. Проверочный тест
  5. Отзывы и комментарии

О чем нельзя шутить

Запретных тем в юморе не так уж много, но знать их нужно обязательно, чтобы не попасть в каверзную ситуацию и не прослыть бестактным и бессовестным человеком.

К темам, которые лучше не затрагивать, относятся:

  • Религия. Вероисповедания людей и то, во что они верят, – вопрос сугубо индивидуальный. Каждый относится к этому по-разному: для одних религия не имеет значения, а для других она может быть смыслом жизни. Нам же не дано знать, к какой категории относится тот или иной человек. Безусловно, шутка на тему религии может прокатить в компании, где все свои, и знают друг друга много лет, но в обществе незнакомцев говорить о вере в шуточном и тем более негативном ключе – табу. Если же вы все-таки затрагиваете тему религии в своих шутках, помните, что шутить лучше о конкретном человеке, но не о его верованиях. Нельзя смеяться над тем, во что верят миллионы людей по всему миру.  
  • Страны и государства. Несмотря на то, что сегодня ходит немало шуток о США, Украине, странах Европы и других государствах, шутить на эту тему пусть и не запрещается, но следует крайне внимательно и осторожно. Здесь можно столкнуться с тем же, что и в первом случае: кто-то спокойно воспринимает шутки о своей стране, а кто-то, являясь ярым патриотом, может быть серьезно задет вашей шуткой.
  • Страдания и несчастья других людей. Смеяться над тем, что причиняет боль кому-то другому, – верх бестактности и невоспитанности. Обычно подобные шутки воспринимаются людьми крайне негативно, и, пошутив на такую тему, можете быть уверены, что в следующий раз в данной компании людей (даже одного человека) ваше присутствие будет нежелательно. Ко всему прочему, шутки над несчастьями, совершенно несмешные. Ну и чисто по-человечески: никто не знает, что его ждет в будущем, и тот, кому хорошо сейчас, уже завтра может оказаться в беде, в том числе и в ситуации человека, над которым неудачно пошутил.  
  • Физические увечья, недостатки, умственные способности. С этими темами ситуация аналогична предыдущей.
  • Собственное превосходство. Логически продолжая два предшествующих пункта, можно сказать, что не стоит шутить о своем личном превосходстве над другими людьми. Совершенно не важно, чего оно касается: физической силы, интеллекта, материального положения и т.п. Возвышая себя, человек получает прямо противоположный эффект – в чужих глазах он становится ниже. Безусловно, шутки на эту тему сегодня можно услышать довольно-таки часто, но тут уже имеют место индивидуальные особенности каждого отдельно взятого шутника. Если вы хотите создать о себе правильное и приятное впечатление, будьте скромны и не «якайте», выпячивая грудь вперед и говоря, что вы чем-то лучше остальных.
  • Секс. Тема интимных отношений, невзирая на то, что снискала себе большую популярность среди юмористов, должна затрагиваться очень аккуратно. Как и прежде, нам не дано знать степень нравственности своей аудитории, поэтому, пошутив на тему секса, мы рискуем попасть впросак. Кроме того, подобный юмор должен быть уместным и соответствовать ситуации, а сами шутки – преподноситься в нужный момент.
  • Физиология. Здесь имеется в виду совершенно неприличная тема физиологических выделений. Тематика, конечно, не табуирована, но подобный юмор доступен лишь тем, кто умеет шутить действительно мастерски. По большому же счету шутки на рассматриваемую тему зачастую просто-напросто неэстетичны, и вызывают скорее отвращение, нежели смех и улыбку.

О запретных темах в юморе, в дополнение ко всему вышесказанному, мы советуем вам посмотреть видео (вебинар) известного юмориста Павла Воли. Найти его можно по этой ссылке (просмотр начнется с соответствующего момента). 

Неподобающие и неуместные шутки вызывают у людей отрицательную реакцию, приводят в замешательство и портят настроение. Старайтесь обходить их стороной – и за здоровую и правильную реакцию можно будет не волноваться.

Но, как и следует полагать, правильная тема – это не единственный нюанс, влияющий на успех шутки. Есть еще несколько пунктов, которым должен соответствовать шутник и юморист. О них и пойдет речь ниже.

От чего зависит успех шутки

Каждый, кто поставил для себя цель развить чувство юмора, должен знать, что именно делает шутки смешными. Ситуации бывают разными, и везде следует производить подстройку, однако представленные ниже рекомендации будут действовать практически всегда и везде.

Чтобы ваш юмор был смешным и вызывал у аудитории радость и смех, необходимо:

  • Знать аудиторию. Одной категории людей шутка может показаться смешной, а у другой та же самая шутка может не вызвать нужной реакции. Знать всех и каждого, конечно же, невозможно, зато всегда можно иметь хотя бы приблизительное представление о компании, где придется шутить. Элементарно: «пацанские» шутки не подойдут для компании, где есть девушки; интеллектуальные шутки с большой долей вероятности не будут восприняты в кругу грузчиков и сторожей и т.д. и т.п.
  • Соответствовать ситуации. Помните, что эффектная шутка – это шутка, прозвучавшая в нужное время и в нужном месте (первый показатель актуальности шутки). Подходите к делу тактично – так вы сможете всегда рассмешить людей, снять напряжение, если обстановка накалилась, или даже подбодрить и поддержать кого-то. Рассматривайте каждую ситуацию критически, чтобы понять, где и когда шутить уместно, а где и когда – нет.
  • Избегать злословия, клеветы, насмешек и обидных шуток. Они лишают юмор его чудесных свойств – он перестает делать людей лучше, сплачивать их, настраиваться на позитив. Юмор всегда должен иметь положительную направленность, в противном случае он будет служить показателем черствости, негативного мышления и отсутствия взаимопонимания с окружающими.
  • Не бояться смеяться над собой. О самоиронии мы уже сказали предостаточно, поэтому просто напомним, что всегда нужно быть готовым посмеяться над своей персоной, «словить» шутку в свой адрес и грамотно (безболезненно и неагрессивно) на нее отреагировать.
  • По достоинству оценивать не только свой, но и чужой юмор. Во-первых, это позволяет находить общий язык с другими людьми, а во-вторых, служит отличным источником вдохновения.
  • Шутить на злободневные темы (второй показатель актуальности шутки). Это очень актуально на текущий момент времени (а значит, и реакция последует быстрее), а также прекрасно разряжает обстановку. Подумайте о том, какие новости и события сегодня в топе. Это может быть забастовка сексуальных меньшинств, отключение электроэнергии по всему городу, чиновник в нетрезвом состоянии и т.п. Лучше всего проводить такой анализ в начале дня, а результаты записывать.
  • Стремиться делать юмор таким, чтобы он балансировал на грани дозволенного (например, социальных норм) и выделялся на фоне юмора как такового. Об этом, кстати, часто говорила великолепная актриса, известная своим остроумием и искрометными высказываниями, – Фаина Раневская. Насколько умело она шутила, вы можете увидеть в передаче «Смехоностальгия» (нужный выпуск находится здесь).
  • Расширять кругозор. Бедность кругозора – одна из самых серьезных проблем юмористов. Все шутки творятся из фактов, парадоксов, жизненных наблюдений и неожиданных сопоставлений, искусно облаченных в культурную форму. Эрудиция же позволяет не просто придумывать десятки и сотни шуток, но и касаться совершенно разных тем, благодаря чему эффективность юмора многократно возрастает. Заметим, что множество известных команд КВН нередко выходили в лидеры и добивались побед благодаря тому, что умело шутили на малодоступные темы.
  • Учиться шутить на любую тему. Ещё в 1999 году известный сценарист и телеведущий Михаил Марфин сказал: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру ее придумаю». Точно так и А. П. Чехов когда-то говорил, что хорошего писателя отличает умение писать рассказы о банальнейших вещах, к примеру, о чернильнице. Имейте это в виду, и упражняйтесь на досуге, придумывая шутки о зубных щетках, поездках в маршрутках и метро, обвешивании в магазинах и т.п.
  • Чаще шутить о том, что близко и понятно большинству людей (третий показатель актуальности шутки). Глубокомысленный и сатирический юмор – тема для профессионалов. А «народные» шутки и хохмы всегда в цене среди огромного количества любителей вдоволь посмеяться.
  • Обходить стороной избитые и заезженные шутки, часто звучащие в юмористических телепередачах (КВН, Comedy Club и других) или просто находящиеся в обиходе много лет. В некоторых случаях, если ситуация позволяет и шутка, как говорится, будет в тему, пересказывать чьи-то шутки допускается, но злоупотреблять этим не стоит.

Следование этим советам уже само по себе делает остроумные высказывания смешными и поднимающими настроение. Многое, естественно, будет зависеть от вашего личного обаяния и харизмы, но большая часть работы все-таки будет сделана за вас. Не придумывайте велосипед – лучше уделите время придумыванию и продумыванию самих шуток. И на эту тему у нас тоже есть ряд замечательных рекомендаций.

Рекомендации начинающим шутникам

Чтобы всегда быть душой компании и генератором хорошего настроения, чтобы блистать остроумием и чувством юмора, возьмите на вооружение следующие приемы:

  • Продумывайте и ищите материал для шуток
  • Находите темы для разных категорий слушателей и ситуаций
  • Воздерживайтесь от шуток, в безобидности которых вы не уверены
  • Тренируйтесь в написании и рассказывании коротких шуток и историй
  • Читайте больше анекдотов и учитесь рассказывать их перед зеркалом
  • Используйте в шутках игру слов и эффект неожиданности
  • Убеждайтесь в том, что шутка смешная (если шутка не смешна вам, он не будет смешна и вашим слушателям)
  • Сопровождайте свою речь жестикуляцией (иногда, чтобы рассмешить кого-то, можно даже рисовать картинки на бумаге или доске для письма)
  • Развивайте уверенность в себе
  • В непредвиденных ситуациях не бойтесь импровизировать
  • Оттачивайте свое мастерство юмориста на родных, а уже потом переходите к друзьям и знакомым
  • Анализируйте увиденные и услышанные шутки, анекдоты, комичные истории, находя в них смешное и забавное
  • Записывайте юмористические цитаты известных людей – это позволит не только рассмешить, но и произвести впечатление и прослыть интеллектуалом
  • Читайте литературу, из которой можно почерпнуть материал для остроумных шуток, например, произведения М. Мишина, Г. Горина, М. Зощенко, А Аверченко, А. Чехова, Я. Гашека и других отечественных классиков

Не стоит думать, что искусство юмора доступно только отдаренным людям. Быть смешным может любой человек, нужно только знать, как научиться шутить, и работать над собой. Не бойтесь экспериментировать и делать новые шаги, соединять оригинальные идеи и неожиданные повороты, жонглировать словами и забавно рифмовать, переворачивать слова и менять местами буквы. Даже у самых именитых юмористов бывают ситуации, когда их шутки «не заходят», что уж говорить о том, кто только начинает юморить и остроумничать. Главное – смело идти вперед и набираться опыта, а для плодотворной работы у вас уже есть все, что нужно…почти.

Наши уроки юмора заканчивает шестой урок, посвященный формам комического – тем формам, в которых вообще принято преподносить шутки. В финальном уроке мы поговорим о том, что такое стендап, миниатюра, скетч, one man show и т.д. Несмотря на то, что материал будет носить преимущественно ознакомительный характер, он окажет вам существенную практическую поддержку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Как придумать шутку легко и быстро. Из чего состоит шутка и как ее написать самому ☺ Школа юмора

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

«Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Итак…

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

По-другому можно сказать:

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

– А какая у вас?

–1600.

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля  и у них получилось. У тебя получится тоже)

Школа КВН // Основные приемы в приветствии

Игра в «Приветствии» сегодня претерпевает некоторые метаморфозы, но играется все равно по определенным правилам, оттого она смешнее, понятнее зрителю и интереснее. Этот раздел посвящен как новым КВНщикам, так и тем, кто уже играет, но совершенно не знает, почему он шутит именно так.

В шутках юмор часто строится на неожиданном, мягком нарушении табу и стереотипов, или игре на стереотипах и других культурных убеждениях. Многие шутки вписываются в более чем одну категорию.

Виды приемов для написания шуток:

Абсурд – абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Может быть сразу выделено противоречие на заходе: «Петр Первый и менеджер по продажам окон ПВХ» — явный абсурд в лоб. Во времена Петра Первого не было окон ПВХ. Есть ассоциация с Петром Первым, который прорубил окно в Европу, значит зрителю нужно ждать эту идентификацию. Авторам, соотвественно тоже, шутить надо где-то там на теме окон, окна в Европу.

«Самый умный, но самый слабый мальчик в классе» – тоже абсурд, выделенный из жизни школы, которая известна каждому сидящему в зале.

Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. В КВН каламбур является недостаточным условием  для шутки!

Парадокс — основной прием, на котором строится большинство шуток (или реприз), номеров или миниатюр. Суть парадокса в разрыве шаблона зрителя. Разрыве его стереотипа. Парадокс используется и в написании текстовых шуток. Практически любой номер в КВН можно отнести к парадоксу. Парадокс  — это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но является выдуманной и неожиданной. Все случаи из жизни, ситуации в банке, возле дома, можно отнести к парадоксу.

В основном, парадокс используют при написании реальных жизненных ситуаций, но иногда можно его использовать и в чем-то фантастическом. Но фантастика уже парадокс. Потому, обычно его привязывают к определенным реалиям.

В самом широком смысле, под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании).

Пример парадокса: «Все помнят ту самую папину видеокассету, но иногда может быть и такая ситуация» – на сцене все в касетной ленте из магнитофона. Кассету не получается достать. Обычная жизненная ситуация, в которой встроен парадокс. Этот парадоксальный заезд на номер может дать доступ авторской группе к написанию хорошего, качественного юмористического материала внутрь этого номера. Дальше уже — выбор автора, что делать с этим заездом.

Гипербола — довольно часто применяемый в КВН вид шутки. Пример речевой гиперболы: «Я не видел тебя целую вечность!». В  КВН обычно используют этот вид стилистической фигуры для того, чтобы создать абсурдность ситуации или персонажа. Абсурд шутки характеризуется именно тем, что шутка с гиперболой может иметь самое непредсказуемое окончание.

Ирония – этот вид оборота довольно легко построить. Ирония строится только на противоположной оценке событий. Например, в номере ждут, что вы положительно оцените ситуацию, но вы высказываетесь негативно. 

Виды шуток, которые обычно работают на зрителя:

Рефлекторные шутки – основаны на непроизвольном проявлении условного или безусловного рефлекса (типа «упади в торт – и она рассмеётся»). Рефлекторный смех вызывается путём воспроизведения простых ощущений, которые постоянно или часто вызывают у определённой группы людей улыбку или смех. Самые примитивные возможности шуток. Еще с древнего времени в комедиях использовались падения, удары, неожиданные кривляния.

Шутка, основанная на радости или удовлетворённости, связана с эффектом новизны. Новая шутка, вызывающая в людях радость или удовлетворённость, в качестве реакции вызывает улыбку или смех. Например, о чем-то радостном, об отдыхе или о любви, о красивой девушке, о победе сборной России где-то, об успехах города, страны. Такие шутки обычно сопровождаются приподнятым настроем зрителя и погружением его в понятную ситуацию.

Изысканная шутка, или аникс – требует  определённой работы разума. Главным в аниксе является создание эффекта неожиданности: это когда не оправдываются ожидания, содержащиеся в начале шутки. Схема аникса посложнее примитивных шуток. Анникс очень часто используют в своих выступлениях известные комики или стенд-ап комики. Примером может послужить шутка Джимми Карра: «Самая быстрая скорость велосипедиста, зафиксированная в Англии – 256 км/ч. Она была зафиксированна… на железнодорожном переезде».

Он содержит вступление (не обязательно), ловушку, точку неожиданности и развязку. Вступление, если оно применяется, должно быть коротким и может служить для дополнительного эффекта – вызывания рефлекса или радости. Ловушка – это текст, увлекающий слушателя или зрителя в неправильном, но ожидаемом, очевидном направлении. Точка неожиданности – это момент, когда эффект неожиданности будет наибольшим. Развязка как раз и создаёт эффект неожиданности, она отличается от того, что было сказано в ловушке.

Аникс требует определённого уровня интеллекта, чтобы понять и запомнить то, что было сказано во вступлении и ловушке, а затем сопоставить это с развязкой. Самое сложное здесь – правильно выбрать концовку, создающую эффект неожиданности. 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о