Упражнения для развития дикции для детей – Презентация урока для интерактивной доски (средняя, старшая, подготовительная группа): Упражнения для развития дикции и артикуляции

Содержание

Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста»

Основные упражнения для улучшения дикции у дошкольников

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».

  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.

  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.

  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.

  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.

  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.

  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.

  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. 

Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых

У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и четко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится!

Упражнения на дикцию для детей, скороговорки

Как известно, отличная дикция (т.е. максимально ясное и чёткое произношение каждого согласного, а также слов и фраз в целом) может формироваться у ребёнка на протяжении нескольких лет. Безусловно, важную роль в этом играет и совершенствование работы органов речи, поэтому, если вы замечаете у дошкольника смазанную, неясную и недостаточно чёткую речь, не затягивайте и сразу же предпринимайте действия для развития его дикции.

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»Упражнение «Трубочка»

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.
  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».
  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнение «Маятник»Упражнение «Маятник»

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.
  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.
  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.
  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.
  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.
  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.
  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните  губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Ребёнок улыбаетсяРебёнок улыбается

Упражнения первого занятия обычно вызывают смех у ребёнка

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения.  После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста»

Основные упражнения для улучшения дикции у дошкольников

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».

  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.

  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.

  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.

  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.

  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.

  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.

  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

Упражнения для дикции 1-4 классы

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

hello_html_195b3ee5.jpg

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом

  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов

  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями

  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

  • Пожёвывание губ

  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно

  2. Пожёвывание языка

  3. Похлопывание языка губами

  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»

  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа

  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха

  7. Переворачивание языка на разные бока

  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Презентация урока для интерактивной доски (средняя, старшая, подготовительная группа): Упражнения для развития дикции и артикуляции

Слайд 1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ И АРТИКУЛЯЦИИ

Слайд 2

Дикция – это четкое произношение звуков. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Совершенствование дикции связано с отработкой артикуляции движений органов речи

Слайд 3

«Бегемот» Рот пошире открываем , В бегемотиков играем, 1,2,3,4,5, а теперь закроем рот- отдыхает бегемот Выполнение: На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Нижние и верхние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5.

Слайд 4

«Лягушка» Подражаем мы лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам, Улыбнулись губки, Вот и наши зубки. Выполнение: Удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Слайд 5

«Улыбка» Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Выполнение: Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Слайд 6

«Хоботок» («Трубочка») Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Выполнение: Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Слайд 7

«Заборчик» А сейчас раздвинем губы, Посжимаем наши зубы, Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Выполнение: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Слайд 8

«Пятачок» Дети свинку угощают, Свинкин носик выбирает: Держит высоко Андрюша Сладкую большую грушу. Справа — рыженький Антошка Предлагает ей картошку. Может, у Катюшки шустрой — Там, внизу, — забрать капусту? Слева — с яблоками Лада. Хрюшке что-то делать надо: Ищет пятачок опять: «Это выбрать? Это взять?» Выполнение: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Слайд 9

«Хомячок» Хомка, хомка, хомячок-полосатенький бочок похрусти-ка зернышком поиграй-ка с перышком кукурузкой похрусти, только, Хомка, не грусти! Выполнение: Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Слайд 10

«Худенький Петя» («Худышка», «Голодный хомячок») Выполнение: Втянуть щеки.

Слайд 11

«Кусаем и чешем губки» Если губки я кусаю, Значит, я переживаю. Если губки я чешу, Значит, сладкого прошу. покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.

Слайд 12

«Рыбки разговаривают» Рыбка рыбке говорила: — Я сегодня борщ сварила Из ракушек и из ила, Очень-очень вкусно было! Рыбка рыбке отвечала: — Ты, кума, не то сказала: Это был не борщ, а щи — Для борща траву ищи! Выполнение: хлопаем губами друг о друга.

Слайд 14

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками , языковёртками , потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему: Картотека игр и упражнений «Культура и техника речи»

Картотека игр и упражнений

«КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

РЕЧИ»

(средний, старший возраст)

Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Мыльные пузыри»

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

                Осторожно – пузыри!

                — Ой, какие!

                — Ой, смотри!

                — Раздуваются!

                — Блестят!

                — Отрываются!

                — Летят!

                — Мой — со сливу!

                — Мой – с орех!

                — Мой – не лопнул дольше всех.

 

«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 «Самовар»

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…».

«Чайник»

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых – пых – пых – пых…».

«Резиновые игрушки»

Ход: Педагог – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса».  «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Педагог произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

«Косари»

Ход: Дети берут в руки «косу» и произносят: ссс! ссс! ссс!… ( Звук отрывистый, короткий. Движения рук размашистые и резкие)

«Осенние листочки»

Ход игры: Воспитатель: «Осенние листочки на веточках сидят                                                                     Осенние листочки детям говорят:                                                                            Осиновый – а- а – а – а.                                                                                Рябиновый – и – и — и.                                        

                                              Берёзовый – о – о — о.                                                                                           Дубовый – у – у — у.                                                                                           Вот какой у нас хороший получился осенний хор:

                                              -А-а-а-о-о-о-и-и-и-у-у-у».        

                

Упражнения на развитие артикуляции:

«Веселый язычок»

а) Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай 

Перед зеркалом, шутя! 

Наша сказка – вам подсказка, 

Ведь зарядку каждый день 

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень. 

б) Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. 

Видит: спинку выгнула 

Розовая кошка. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 

В) Расстелил половичок 

На крылечке язычок.

Взял он клещи, 

Взял топор 

И пошел чинить забор. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 

«Веселый пятачок» (для губ)

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

 Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна»
«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
«Окно» — рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в «окне»), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

Упражнения на свободу звучания:

«Капризуля»

Ход: Детям изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

   

 «Больной зуб» 
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Ход игры: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
   

 «Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Ход игры: Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

Упражнения на опору дыхания:

«Птичий двор»

Ход: Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

«Эхо» (по Н. Пикулевой)

Ведущий                                Дети

Собирайся, детвора!                        Ра! Ра!

Начинается игра!                        Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                   Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                   Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                Час! Час!

Сколько будет через час?                 Час! Час!

И неправда: будет два!        Два! Два!

Дремлет ваша голова!        Ва! Ва!

Как поет в селе петух?        Ух! Ух!

Да не филин, а петух?        Ух! Ух!

Вы уверены, что так?        Так! Так!

А на самом деле как?        Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Упражнения на расширение диапазона голоса:

«Чудо-лесенка»

Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

        Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

        Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

        Шаг-на-го-ры,

        Шаг-на-ту-чи…

        А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…

        Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

        Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

 «Самолет» 
Цель: расширять диапазон голоса.
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Муха»

Ход игры: Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» и начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно.

Творческие игры со словом

«Что ты слышишь?»

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате  в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

«Угадай, кто позвал»

Цель: развитие слухового, зрительного внимания. 

Ход игры: Ведущий отворачивается спиной к детям. Один из детей громко его зовет. Ведущий должен отгадать.

«Скороговорки»

1. Едет с косой козел.

2. Ехал Пахом на козе верхом.

3. Ткач ткет ткани на платок Тане.

4. Все бобры добры до своих бобрят.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

7. Дали Клаше каши с простоквашей.

8. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

10. Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.

11. Купила бабуся бусы Марусе.

12. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

13. Шапкой Мишка шишки сшиб.

14. Маленькая болтунья молоко болтала – болтала, не выболтала.

15. Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

16. Осип охрип, Архип осип.

17. Летели лебеди с лебедятами.

18. Волки рыщут – пищу ищут.

19. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

20. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

21. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

22. Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар неваляшку, катушку, лягушку, —

Кто потерял столько игрушек?

  «Мяч эмоций» 
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

 «Звериные скороговорки»
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
    Ткет ткач ткани на платок Тане.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Шесть мышат в камышах шуршат.
    Слишком много ножек у сороконожек.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
    У четырех черепашек по четыре черепашонка.
    Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

 

  «Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
— Расскажи мне про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

 «Вопрос-ответ»

Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д..

 

     «Фантазии о…»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я — утюг», «Я — кошка», «Я — кукла» и т.д.

 

 «Сочини сказку»

Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

 

  «Подскажи словечко»

Ход: 1. Краски с … (кисточкой).

Автобус с … (колесами).

Стол со … (скатертью) и т. д..

2. Не бывает сливы без … (косточек).

Не бывает часов без … (стрелок).

Не бывает стула без … (спинки) и т. д..

3. Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь … («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

Ответишь ты … («нашел»).

Скажу теперь я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты … («конец»).

 

 «Веселые стихи»

Цель: Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

        Летний день

Ут-ут-ут-ут     —     на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют   —   птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят     —     злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит    —     заяц под кустом сидит.

        В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут    —     у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат    —     под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит   —     дятел на сосне стучит.

        В зоопарке

Ит-ит-ит-ит   —     полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     медленно змея ползет,

От-от-от-от    —     пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут     —     быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят     —     обезьянки там шалят.

«Вороны»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры:

Вот под елочкой зеленой                                   Дети бегают, размахивая

Скачут весело вороны:                                        руками, как крыльями.

«Кар – кар – кар!» (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар – кар – кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают                                      Садятся на корточки, руки

И все вместе засыпают:                                           под щеку – засыпают.

«Кар – кар – кар!» (Тихо).

«Дополни предложение»

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила»… («книжки, тетради» — продолжают дети).

«Закончи предложение»

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов.

Ход игры: Педагог начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «… чтобы было тепло,… чтобы пойти погулять, … чтобы не замерзнуть».  «Мы зажгли свет, потому что…». «Полили рассаду, чтобы…». В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

«Рифмы»

Цель: учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Педагог читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (носорог).

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог).

В реке большая драка:

Поссорились два… (рака).

Слон шагает по дороге

\Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный… (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе… (пять).

«Узнай по интонации»

Цель: развитие интонационной выразительности речи.

Ход игры: Сначала педагог, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай – ай – ай», «Ой – ой – ой», «Ох – ох – ох» и т. д.. Дети отгадывают, кого изображал говорящий.

 «Мы большой построим дом»

Эту игру можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки, поскольку в процессе ее дети легко осваивают текст и жесты.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.                 — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются.      – дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка начинается.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!- дети ударяют кулачком одной руки о кулачок другой

Кто стучится в гости вдруг?    — подносят руку к ушку, как бы прислушиваясь                                             

Может это зайки?

Дети:

Вот забавные ребята

Эти серые зайчата!        — дети руками изображают «уши зайчиков»

Шустро скачут по опушке,                — дети прыгают

Из травы видны их ушки.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.        — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются        — дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка продолжается!

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Кто стучится в гости вдруг?

Может, это ежик?

Дети:

 Это я – колючий Ёж,

Ты рукой меня не трожь!        — дети грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу!                — двигаются маленькими шагами

А устану – посижу!                — садятся на корточки

Педагог:      

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кто стучится в гости вдруг?

Может, косолапый мишка?

Дети:

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы.                — дети выставляют ладошки перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу!                — дети «собирают малину»

Дальше можно добавить любые другие четверостишия. Игра заканчивается следующими словами:

Вот какой чудесный дом!

В нем мы весело живем!

                

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о