Стоимость ка 52: Минобороны купит 114 боевых вертолетов Ка-52 по миллиарду за штуку – Ка-52 — Википедия

Как устроен вертолет Ка-52 «Аллигатор» (7 фото) | Екабу.ру

Армейский анекдот про крокодилов, которые пусть низэнько, но летают, больше не будет казаться тебе таким смешным. Перед тобой первое летающее земноводное! Вожак стаи винтокрылых штурмовиков — вертолет Ка-52 «Аллигатор».

Боевые вертолеты хорошо зарекомендовали себя в локальных конфликтах (насколько понятие «хорошо» вообще приложимо к машинам для массового убийства). Однако же давно стало ясно, что успех вылета зависит не столько от удачных одиночных действий, сколько от слаженной работы группы. Увы, пилоту одноместной машины некогда командовать коллегами: своих дел невпроворот. 

Поэтому военные создали двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» — того самого «Аллигатора».

На его просторах рядом с пилотом легко умещается командир группы или штурман — оператор вооружения. Ка-52 снабжен мощным комплексом электронных средств наблюдения, связи и наведения. Все это превращает «Аллигатор» в превосходного вожака стаи «боевых птиц» (и плевать на некоторое несоответствие законам природы).

Хитрая конструкция винтов позволяет обойтись без хвостового винта
Ка-52 выгодно отличается от импортных машин подобного класса. Например, соосная схема несущих винтов делает ненужным хвостовой рулевой винт.

Благодаря этому существенно снижаются моменты инерции, что в сочетании с допустимой вертикальной перегрузкой в 3,5 единицы позволяет «Аллигатору» выполнять резкие маневры, недоступные конкурентам. А насколько важно для боевого вертолета мгновенно увернуться от вражеской ракеты, ты не понаслышке знаешь и сам… Это Ка-52 тоже умеет.

Приборная панель напоминает игровой автомат твоего детства

Впрочем, главная задача «Аллигатора» все же не трусливо уворачиваться, а наводить на врага стаи боевых товарищей по небу с помощью цифровой системы внешнего целеуказания. Она позволяет передавать разведанные координаты цели на значительные расстояния и дает возможность винтокрылым штурмовикам («Винтокрылые штурмовики» — отличное название для панк-группы, скажи?) идти в атаку, даже когда они вообще не видят цель.

Кстати, для многострадального вертолетоносца «Мистраль» разрабатывается специальная корабельная версия «Аллигатора».


Ка-52 «Аллигатор» в разрезе

Ну и в отличие от многих других вертолетов, в Ка-52 летчики сидят на катапультируемых креслах! Проблема с расчленением пилотов несущими винтами решается просто: в аварийной ситуации сначала отстреливаются лопасти, а потом уже вылетают кресла.

При всем этом стоимость Ка-52 составляет треть цены его американского конкурента AH-64D «Апач Лонгбоу», то есть всего 20 миллионов долларов за штуку. Бери аллигатор, дорогой. Последний остался!




Конкуренты

«Мангуст», «Длинный лук апачей»? Пусть «Аллигатор» и проигрывает конкурентам по ряду показателей, зато у него самое устрашающее имя!

AH-64D Apache Longbow

Взлетный вес, max: 8006 кг
Cкорость, max: 276 км/ч
Скороподъемность, max: 13 м/с
Практический потолок: 4465 м
Вооружение: 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека

Agusta A.129 Mangusta

Взлетный вес, max: 4100 кг
Скорость, max: 315 км/ч
Скороподъемность, max: 11 м/с
Практический потолок: 6500 м
Вооружение: 12,7-мм пулемет, 8 ПТУР BGM-71 TOW, 2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3P
Экипаж: 2 человека

Eurocopter PAH-2 (HAP) Tiger


Взлетный вес, max: 6000 кг
Скорость, max: 280 км/ч
Скороподъемность, max: 6,4 м/с
Практический потолок: 3500 м
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871; 8 ПТУР Hot2 и/или TRIGAT LR; 4 УР «воздух-воздух» Mistral и/или FIM-92 Stinger
Экипаж: 2 человека

как новый вертолет будет догонять «Апач»


«Аллигатор», не ставший «крокодилом»


Вертолет Ка-52, несмотря на свою оригинальную соосную компоновку и крайне необычное для ударных винтокрылых машин размещение членов экипажа бок о бок, — далеко не самый частый предмет для обсуждения среди любителей авиации. Одна из причин лежит на поверхности: еще в начале 2000-х гг. пропаганда проела плешь зачастую абсурдными заявлениями о «фантастических возможностях» давно почившего в бозе Ка-50 (базовая версия Ка-52 «Аллигатор»), который в силу недостатков вообще никогда не смог бы стать основным ударным вертолетом ВВС РФ.

Ка-52 лишен откровенно экстремальной одноместной компоновки, при которой летчику пришлось бы в боевых условиях почувствовать себя Юлием Цезарем. По сути, к концепции вертолета Ка-52 есть лишь одна претензия, связанная опять же с размещением экипажа. При таком размещении командир и оператор систем вооружений лишены такого бокового обзора, который есть у летчиков Ми-28Н или «Апача». В случае с бомбардировщиками выбор схемы бок о бок вызван проблемами и нагрузками, свойственными для продолжительных по времени полетов. Зачем ударному вертолету такое «счастье» — большой вопрос.

Впрочем, нас больше интересует не это. Поговорим лучше про бортовую радиоэлектронику и вооружение Ка-52. Здесь все довольно неоднозначно. На первый взгляд вертолет имеет очень серьезное преимущество над многими другими машинами этого класса, в том числе — Ми-28Н (но не Ми-28НМ) Он получил радиолокационный комплекс переднего обзора «Арбалет» миллиметрового диапазона, который дает возможность выявлять препятствия и наземные цели и более эффективно поражать последние. А также осуществлять полет на предельно-малых высотах, в режиме картографирования местности.


Ситуацию подпортили «детские болезни». Можно, конечно, читать победные реляции российского Минобороны, однако куда более объективной будет оценка других стран. В нашем случае такая страна одна — Египет. В 2018 году издание Defence Blog сообщило, что арабские военные недовольны экспортными Ка-52 и хотят купить больше «Апачей». «У нового Ка-52 есть технические проблемы с силовой установкой, авионикой, навигационными системами и системами ночного видения. В жарких климатических условиях двигатель Ка-52 значительно теряет мощность в разных режимах полета», — пишет Defence Blog. Есть и альтернативная оценка. Так, по словам египетского генерала Тарека Саада Заглюля, российская машина не уступает «Апачу».

Однако нужно понимать, что слухи редко берутся из ниоткуда, а профессиональный военный, скорее всего, не будет открыто критиковать свое ведомство из опасений получить ненужные трудности.

Новый вертолет?


Необходимость модернизации признают и в самой России. Одна из проблем хорошо видна всем: это архаичное вооружение класса «воздух-поверхность». Речь, в частности, идет о противотанковой ракете комплекса «Атака» с максимальной дальностью примерно в шесть километров и радиокомандной системой наведения. Такой комплекс не всегда может обеспечить эффективное поражение целей в сложных боевых условиях. Можно сказать проще: он морально устарел.

В 2017 году в сети появилось фото, на котором можно видеть «сирийский» Ка-52, вооруженный противотанковой управляемой ракетой «Вихрь-1». Такой комплекс, конечно, лучше «Атаки», но он был хорош в 80-е, когда и разрабатывался. Сейчас, когда США переходят на ПТУР AGM-179 JAGM с реализацией принципа «выстрелил-забыл», ракету, которую нужно вести по лазерному лучу, сложно назвать современной. В сложных боевых условиях это не только большая нагрузка на экипаж, но и существенный риск для вертолета быть сбитым, так как до момента поражения цели машина не может совершать резких маневров без опасения сорвать захват. Кстати, это лишний раз демонстрирует то, насколько «странной» была концепция Ка-50, использующего эти самые «Вихри».

Ка-52М: как новый вертолет будет догонять «Апач»
Кстати, уместно напомнить, что этот принцип «выстрелил-забыл» на своих «вертушках» реализовали не только американцы, но и немцы. Eurocopter Tiger в версии для Бундесвера имеет возможность применять ракеты PARS 3 LR с дальностью более семи километров. На этом примере (Европу часто критикуют за «наплевательское отношение» к обороне) хорошо видно, насколько сильно за последние десятилетия отстали отечественные комплексы вооружения для вертолетов.

К счастью для ВВС, модернизированный Ка-52, вероятно, будет иметь куда более серьезный ударный потенциал. В мае текущего года агентство ТАСС сообщило, что модернизированный вертолет Ка-52М будет обладать намного более широкими возможностями по поражению наземных и воздушных целей, чем базовая версия. «Ведутся работы, связанные с еще большим увеличением дальности обнаружения и распознавания целей и, соответственно, увеличением возможностей применения вооружения для работы, как на земле, так и в воздухе», — говорится в сообщении пресс-службы холдинга «Вертолеты России». Известно также, что номенклатуру вооружений Ка-52М унифицируют с вертолетами марки «Ми». А еще будет увеличена дальность полета вертолета.

И здесь начинается самое интересное. Напомним, что весной текущего года стало известно о том, что Россия проводит в Сирии испытания новейшей ракеты, которая предназначена для перспективного ударного вертолета Ми-28НМ. Она получила название «изделие 305». Согласно данным из открытых источников, ракета способна поражать цели на дистанции более 25 километров, используя инерциальную систему на первом участке полета и мультиспектральную головку самонаведения — на последнем. Таким образом, речь идет об аналоге (впрочем, довольно условном) ракет AGM-114L Longbow Hellfire и упомянутой выше AGM-179 JAGM, использующих принцип «выстрелил-забыл». При этом дальность у российской ракеты, если верить источникам, чуть ли не вдвое выше.

Ка-52М: как новый вертолет будет догонять «Апач»

Что касается «изделия 305», то его высокие характеристики во многом достигаются за счет применения аэродинамической схемы «утка» с развитыми носовыми аэродинамическими рулями. Кроме этого, по мнению экспертов, за счет больших углов пикирования на цель (60-70 градусов) ракета сможет без затруднений прорываться к цели, и ей не так страшны западные комплексы активной защиты, такие как Trophy и Iron Fist. Логика в этом есть.

Наконец, что касается самого вертолета Ка-52М. Нужно полагать, что уже вскоре мы сможем увидеть первые эти машины.

«Есть новая опытно-конструкторская работа, которую с этого года мы начали выполнять по дальнейшей модернизации. Мы надеемся, что в следующем году сможем выйти на контрактацию, со своей стороны приложим все усилия, чтобы у нас получилось по аналогии с Ми-28 — чтобы мы вышли на долгосрочный контракт с Ка-52 в модернизированном облике»,


— заявил глава холдинга Андрей Богинский в декабре 2019 года.

Несмотря на несколько размытые сроки, можно сказать наверняка, что для ВКС РФ такая прибавка будет на руку. Даже вне зависимости от хода испытаний «изделия 305» или каких-то других перспективных ПТУРов.

Вертолет Камов «Ка-52» | Энциклопедия военной техники

Боевой ударный вертолет Ка-52

ОКБ им. Камова Ка-52 Аллигатор
Обозначение НАТО: HOCUM-B

Фирма “Камов” выставила на суд общественности двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 “Черная акула”. В ночь перед презентацией винтокрылая машина получила название – “Аллигатор”. “Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника”, – объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев.

К созданию нового поколения боевых машин фирма “Камов” приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны. Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе “Черной акулы”. Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.

В разработке “Аллигатора” приняли участие иностранные компании. Французская “Thomson”, например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.
Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе “Прогресс”, который в ближайшее время последует примеру фирмы “Камов” и войдет в состав ВПК “МАПО”. Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК “МАПО” в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне.

“Черная акула” рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.
По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: “Апач” (США), “Тайгер” (Германия-Франция), “Ройвалк” (ЮАР). По критерию “эффективность-стоимость” Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.

Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием. На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме “бок о бок” упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире.

Основные тактико-технические характеристики Ка-52:
Экипаж – 2 чел.
Диаметр несущего винта – 14,50 м
Длина вертолета с вращающимися винтами – 15,90 м
Масса:
Максимальная – 10400 кг
пустого вертолета – 7800 кг
Статический потолок – 3600 м
Практический потолок – 5500 м
Тип двигателя – 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность – 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)
Практическая дальность полета – 1160 км
Дальность действия – 520 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 3,5 ед.
Вертикальная скороподъемность – 10 м/с
Максимальная скорость:
на пологом пикировании – 350 км/ч
в горизонтальном полете – 310 км/ч
полета вбок – 80 км/ч
полета назад – 90 км/ч
Вертолет Ка-52 может нести на своем борту следующее вооружение: 12 сверхзвуковых ПТУР “Вихрь”, наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса “воздух-воздух”, вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка – 2000 кг на 4 узлах подвески.

Какими разработками усилят ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»

МОСКВА, 30 мая РИА Новости, Николай Протопопов. Высокая маневренность, бронированная кабина, мощное вооружение и уникальная система катапультирования разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» и его морской собрат Ка-52К «Катран» успешно применялись российскими ВКС в Сирии. После тестирования в боевых условиях принято решение модернизировать машину. О том, как будут улучшать «Аллигаторы”, в материале РИА Новости.

Сирийский опыт

Замминистра обороны России Алексей Криворучко на днях заявил, что в 2020-м планируется заключить контракт на закупку 114 модернизированных вертолетов Ка-52М, а первый серийный образец будет создан к 2022-му.

ВКС России активно применяли Ка-52 в Сирии с апреля 2016-го. Как известно, в условиях военных действий из техники выжимают максимум, нередко эксплуатируя боевые машины на пределе возможностей. По заверениям разработчиков, все выявленные в таком режиме использования вертолета недостатки будут учтены и устранены при модернизации.

В частности, «Аллигатор» получит новые системы энергоснабжения и обнаружения целей. По требованию военных повысят защищенность машины, увеличат дальность авиационных средств поражения, а ряд образцов вооружения унифицируют с вертолетами семейства Ми.

«Аллигаторы» хорошо поработали в Сирии: уничтожали танки, бронированную технику и живую силу противника, вели воздушную разведку, а также обеспечивали безопасность аэродрома Хмеймим. По отзывам военных, вертолет отлично зарекомендовал себя и при поддержке тактического десанта сирийской армии в тылах боевиков.

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 Т214 февраля 2018, 18:20Новое оружие России»Корова» на автопилоте. Что известно о новом тяжелом вертолете Ми-26Т2ВСамый большой в мире серийный транспортный вертолет очень скоро поступит в российские войска в качественно новом воплощении.

Высокая огневая эффективность Ка-52 позволяла правительственным силам Сирии действовать внезапно и стремительно, практически без потерь захватывать позиции террористов. Ка-52 активно применялись против боевиков при освобождении Пальмиры и достойно показали себя в непростых условиях горно-пустынной местности.

Корабельную версию Ка-52К «Катран» тоже успели обкатать в арабской республике. В ноябре 2017-го “Катраны” вылетали на боевые задания с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Вообще-то, их разрабатывали под «Мистрали», но в связи с расторжением контракта на поставку французских вертолетоносцев, Ка-52К испытывают на других типах кораблей российского флота. От стандартного «Аллигатора» «Катран» отличается механизмом складывания лопастей и несущих консолей, что обеспечивает компактность, упрощая базирование на корабельной палубе или в трюме. Кроме того, машина оборудована усиленными стойками шасси, повышающими выживаемость экипажа при аварийной посадке или в шторм.

Живучий и маневренный

«Аллигаторы» серийно производят на авиационном заводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край). Конструкторы занялись этим проектом в 1990-е. За основу взяли ударный Ка-50 «Черная акула». Вертолет предназначался для обнаружения и распознавания объектов на земле, подвижных и неподвижных наземных целей, уничтожения бронетехники, вертолетов, а также низколетящих самолетов противника.

Планеры Ка-50 и Ка-52 практически идентичны, только носовая часть стала более обтекаемой. В отличие от одноместной «Акулы», «Аллигатором» управляют два пилота. Оба вертолета оборудованы системой катапультирования с отстрелом лопастей, что само по себе остается беспрецедентным конструкторским решением в практике создания винтокрылой техники.

Другая особенность «Аллигатора» соосное расположение несущих винтов. Эта схема сложнее, чем традиционная одновинтовая, но дает ряд важных преимуществ. Российские вертолеты уникальны. На Западе эту конструкцию не применяют, потому что не хватает опыта и знаний. Соосные вертолеты более грузоподъемны, а габариты существенно меньше. Такие машины гораздо маневреннее, в полете не возникает дополнительных кренов, высота больше.

«Аллигаторы» устойчивы к боковому ветру и сложным метеоусловиям, способны выполнять сложные маневры и лететь вперед даже боком. Кроме того, соосные вертолеты очень живучи на поле боя. Так, в одном из вылетов в Чечне Ка-50 дотянул до базы после попадания снаряда боевиков в винт. Потом поврежденный элемент просто отрезали и заменили новым.

За несколько лет в Сирии потеряли только один Ка-52. Вертолет разбился 7 мая 2018-го при выполнении планового полета над восточными районами страны. Оба летчика погибли. Минобороны России сообщило, что причина инцидента техническая неисправность, а не огневое воздействие с земли.

По земле и воздуху

Вооружение Ка-52 стандартное для большинства российских ударных вертолетов: одноствольная автоматическая 30-миллиметровая пушка 2А42, различные типы неуправляемых реактивных снарядов. Снизу можно подвешивать авиабомбы калибром до 500 килограммов, зажигательные баки, ракеты класса «воздух — земля» с лазерным наведением и ракеты «воздух — воздух» «Игла». Общая боевая нагрузка почти две тонны.

Есть в арсенале «Аллигатора» и изюминка противотанковые ракеты «Вихрь», разработанные специально для камовской техники. Размещаются в блоках по шесть штук. Отличаются очень высокой скоростью до 610 метров в секунду, четыре километра ракета пролетает меньше чем за десять секунд. Этот комплекс предназначен для уничтожения бронированной техники и малоскоростных воздушных целей. Ракета массой около десяти килограммов пробивает любую броню толщиной до метра. Наведение на цель осуществляется с помощью обзорно-прицельной системы «Шквал» на дистанции до десяти километров.

Вертолет Ми-8 АМТШ Терминатор

21 сентября 2017, 19:19

«Винтокрылая крепость»: ВКС России усиливают штурмовыми вертолетами

В рамках модернизации «Аллигаторов» унифицируют по вооружению с вертолетами марки Ми. Вероятно, речь идет об ударных машинах Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35М и Ми-8АМТШ “Терминатор” основной акцент в армейской авиации Минобороны делает именно на них. Унификация значительно повысит боевые возможности вертолетов Ка и Ми.

Так или иначе, у российских конструкторов уже получилась очень удачная машина, которую успели полюбить в армии. А предстоящая модернизация выведет Ка-52 на еще более высокий уровень. Об успешности модели говорят и темпы поступления этих вертолетов в ВКС России. Сегодня на вооружении более ста «Аллигаторов», и их количество в войсках продолжает расти.

Минобороны купит дополнительно 114 боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор»

Минобороны РФ купит ещё 114 боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор», заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов, контракт будет подписан в рамках реализации новой Государственной программы вооружения 2018-2027. Об этом сообщает РИА Новости.

«Мы подводили итоги за 2017 год, обсуждали планы на будущую десятилетку, нам предстоит заключить новый контракт на 114 боевых вертолётов», — сказал Борисов журналистам после совещания в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина (Приморский край).

«Это будет новая модификация, обсуждали как раз детали, насколько конструктора успевают провести все необходимые доработки», — сказал Борисов. Он отметил, что для Ка-52 создают новые ракеты повышенной дальности, кроме того вертолёт получит улучшенную оптическо-прицельную систему.

Замминистра также сообщил, что по плану в 2018 году ВКС должны получить шесть новых Ка-52.

Боевой разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор» серийно выпускается для нужд министерства обороны РФ с 2010 года. Вертолёт предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолётов и других летательных аппаратов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

Вертолёт Ка-52 будет модернизирован

Загрузка…





CombatAvia — все о военной авиации России. Ударный вертолет Ка-52, описание и фотографии вертолета, тактико-технические характеристики, вооружение, модификации вертолета Ка-52, история создания Ка-52.


Описание вертолета

Фирма «Камов» выставила на суд общественности двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 »Черная акула». В ночь перед презентацией винтокрылая машина получила название — «Аллигатор». «Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника», — объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев.

К созданию нового поколения боевых машин фирма «Камов» приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны.

Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.

В разработке «Аллигатора» приняли участие иностранные компании. Французская «Thomson», например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.

Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс», который в ближайшее время последует примеру фирмы «Камов» и войдет в состав ВПК «МАПО». Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК «МАПО» в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне.

По одной из версий «Аллигатор» готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован на внутренний рынок.

В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. «Черная акула» рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.

По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: «Апач» (США), «Тайгер» (Германия-Франция), «Ройвалк» (ЮАР). По критерию «эффективность-стоимость» Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.

Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.

На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме «бок о бок» упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей «для себя» и для одноместного Ка-50.

Тактико-технические характеристики

Экипаж — 2 чел.
Диаметр несущего винта — 14,50 м
Длина вертолета с вращающимися винтами — 15,90 м
Масса:
Максимальная — 10400 кг
пустого вертолета — 7800 кг
Статический потолок — 3600 м
Практический потолок — 5500 м
Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность — 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)
Практическая дальность полета — 1160 км
Дальность действия — 520 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5 ед.
Вертикальная скороподъемность — 10 м/с
Максимальная скорость:
на пологом пикировании — 350 км/ч
в горизонтальном полете — 310 км/ч
полета вбок — 80 км/ч
полета назад — 90 км/ч

Вооружение

12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса «воздух-воздух», вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.

Модификации

Нет.


В начало !!! 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о