Современные истребители: самые новейшие и мощные современные боевые самолеты России и мира – Лучшие истребители Америки, России и Европы довоенного времени и современности

Содержание

Лучшие истребители Америки, России и Европы довоенного времени и современности

Во время проведения различных авиасалонов и выставок часто приходится сталкиваться с тем, что каждая из стран-участниц называет свои самолеты лучшими в мире. В действительности же оценивать и сравнивать качества крылатых машин, особенно истребителей, крайне сложно. Порой даже результаты непосредственных боевых столкновений могут оказаться обманчивыми. Поэтому более правильным будет не составлять топ-листы для той или иной исторической эпохи, а просто перечислить самолеты, которые по разным причинам стали известными и рассказать о том, чем они примечательны.

Лучшие современные истребители мира

В наши дни военные летательные аппараты соревнуются между собой не только по скорости, максимальной высоте полёта и нагрузке, но и по уровню совершенства бортового оборудования. Лучшие самолеты мира – это малозаметные, скоростные и невероятно сложные машины, которые могут выпускаться далеко не каждой развитой страной.

F-35 Lightning II

Истребитель F-35

Американский истребитель пятого поколения F-35 на аэродроме

Самолет Lockheed F-35 может стать самым массовым истребителем пятого поколения в мире, если только явно затянувшаяся программа его доводки закончится, наконец, успехом. Эта машина задумывалась как относительно дешевая, однако, в программу по её разработке уже вложены невероятные объемы финансовых средств – более полутора триллионов долларов. Компенсировать такие затраты можно лишь в том случае, если будут проданы тысячи F-35, но пока до этого далеко – бесконечная битва с недоработками и дефектами продолжается, а в Пентагоне уже не раз намекали на то, что вечно ждать они не намерены.

В то же время нельзя не отметить, что выглядит F-35 во многом привлекательно. В нем максимально воплощены все достижения технологии «стелс», он оснащается самым современным высокоточным вооружением, способным уничтожать любые цели. Кроме того, следует учитывать, что этот самолет сможет заменить сразу три устаревших истребителя четвертого поколения: F-16, F/A-18 и F-15. Потенциально это сулит немалую выгоду как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании.

К настоящему моменту построено около пятисот F-35, но судьба этого истребителя должна решиться в декабре 2019 года, когда будет принято окончательное решение о дальнейших перспективах его серийного производства. По словам представителей компании Lockheed, осталось не более 13 серьёзных недоработок, а еще год назад их было более сотни. Самолет будет поставляться в 18 различных стран. Потребность в них оценивается как минимум в 2 000 единиц.

Сухой Т-50 (Су-57)

Истребитель Су-57

Пара истребителей Су-57 выполняет демонстрационный полёт

Серийное производство первого российского истребителя пятого поколения Су-57, ранее известного как Т-50, началось только в 2019 году. Многие западные эксперты, оценивая этот самолет, по известной только им причине утверждают, что он не обладает малозаметностью. В действительности же точных данных о величине эффективной поверхности рассеивания Су-57 сейчас нет ни у кого, кроме разработчиков истребителя. Впрочем, то же самое можно сказать и о зарубежных «соперниках» новой российской машины. Зато точно известно, что по маневренности этому истребителю равных нет, а в состав его бортового вооружения входят ракеты Р-37 с самой большой в мире дальностью действия. Кроме того, по максимальной и крейсерской скорости этот самолет намного опережает американский F-35.

По-настоящему значимым военным фактором Су-57 станет лишь после того, как его изготовят в значительных количествах. Возможно, это произойдет уже в ближайшие годы. В корпорации «Сухой» уже заявили, что планируются экспортные поставки этих машин. Потенциальными покупателями могут стать любые страны, желающие защитить себя от авианалётов с участием F-22 и F-35.

Eurofighter Typhoon

Истребитель Eurofighter Typhoon

Истребитель Eurofighter Typhoon взлетает с полным комплектом вооружения

Сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon является уникальным в своём роде самолётом, поскольку его создание осуществлялось интернациональным консорциумом, состоящим из британской компании Rolls-Royce, немецкой MTU Aero Engines, итальянской FiatAvio и испанской ITP. Поначалу в этом объединении принимала участие ещё и Франция, однако, затем руководство страны приняло решение создать свой собственный самолет.

Разработка Eurofighter Typhoon несколько затянулась – его эксплуатация началась лишь в 2003 году, когда страны НАТО уже начали задумываться о приобретении истребителей пятого поколения. Впрочем, эта задержка стала в чём-то полезной: самолет оснастили более совершенным оружием и предприняли ряд мер для снижения его радиолокационной заметности.

Начиная с 2008 года истребитель принимал участие в широко известном индийском тендере MRCA и имел неплохие шансы на успех, но командование ВВС Индии отдало предпочтение французскому самолёту «Рафаль».

Eurofighter Typhoon неоднократно выходил победителем из учебных боев с такими машинами, как F-15 и F-16. Разработчики истребителя уверены в том, что он обладает большим превосходством и над Су 35, правда, подобные заявления, скорее всего, носят рекламный характер и рассматривать их всерьез нельзя. Как бы то ни было, если Eurofighter и не самый лучший истребитель четвертого поколения, то во всяком случае он может стать достойным противником для любого другого современного самолёта, и , безусловно, еще долгое время будет использоваться во всех закупивших его странах.

F-22 Raptor

Истребитель F-22

Истребитель F-22 Raptor при выполнении виража

Первым в мире истребителем пятого поколения стал американский F-22 Raptor. Этот самолет и сегодня считается лучшим в мире воздушным бойцом, поскольку сочетает в себе малозаметность, отличную маневренность и мощное вооружение. Из-за строгой секретности многих технологий, примененных при создании этой машины, она никогда не поставлялась на экспорт. Оборотной стороной столь внушительного великолепия стала непомерно высокая цена истребителя – любые другие боевые самолёты из различных стран мира гораздо дешевле.

В 2011 году производство F-22 было свернуто, однако, его можно и возобновить. Главной проблемой этого самолёта стала, видимо, некоторая неопределенность его целевого предназначения. Истребитель уже принимал участие в боевых действиях, атакуя наземные объекты различных террористических группировок, но ту же самую задачу могли бы не менее успешно решить гораздо более дешевые самолёты.

Кроме того, в настоящее время часть бортового оборудования F-22 уже не выглядит настолько впечатляюще, как это было в середине «нулевых». Самолет по-прежнему не имеет радаров бокового обзора и инфракрасных поисковых датчиков. Еще один существенный недостаток истребителя – невозможность его использования в рамках «сетецентрической войны».

Dassault Rafale

Истребитель Dassault Rafale

Дозаправка в воздухе французского истребителя Dassault Rafale

Многоцелевой французский реактивный истребитель четвертого поколения Dassault Rafale создавался практически одновременно с самолетом Eurofighter Typhoon. Обе эти машины довольно схожи по своей основной концепции и построены по одной и той же аэродинамической схеме, которая называется «утка». В то же время у «Рафаля» есть как минимум два преимущества: во-первых, у этого самолета имеется палубная версия, он способен взлетать с авианосцев, а во-вторых, величина его полезной нагрузки на две тонны больше, чем у Eurofighter Typhoon, что имеет огромное значение при выполнении ударных миссий.

В 2012 году «Рафаль» одержал победу на индийском тендере MRCA, однако, вплоть до настоящего времени поставки этих истребителей в Индию всё еще не завершены (предполагалось продать не менее 126 самолётов).

Dassault Rafale оборудован радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решёткой, и способен использовать многие виды управляемых ракет как французских, так и американских. Это даёт ему возможность вести равный воздушный бой, в том числе и с российскими истребителями.

F-16 Fighting Falcon

Истребитель F-16

Истребитель F-16 из эскадрильи Agressor, раскрашенный «под Су-57», исполняет роль противника во время учений

По итогам войны во Вьетнаме американские военные специалисты пришли к выводу о том, что в составе ВВС необходимо иметь не только дорогой и тяжелый многоцелевой истребитель, но и более легкую, маневренную и дешевую машину, ориентированную в первую очередь на ближний воздушный бой. Воплощением такой концепции должен был стать F-16 Fighting Falcon, задуманный как «младший товарищ» более мощного F-15.

К середине 2018 года общее количество произведенных F-16 превысило 4 600 экземпляров – самолет стал самым массовым из всех истребителей четвёртого поколения. Был достигнут выдающийся коммерческий успех: поставки осуществлялись более чем в 25 различных стран мира.

Наиболее значительные по объему партии этих машин получили следующие государства:

  1. Бельгия;
  2. Колумбия;
  3. Израиль;
  4. Египет;
  5. Нидерланды;
  6. Дания;
  7. ОАЭ;
  8. Южная Корея;
  9. Норвегия;
  10. Польша;
  11. Таиланд;
  12. Китай;
  13. Турция.

Одна из причин столь высокой популярности F-16 – высокий потенциал модернизации истребителя. Самолет многократно обновлялся, росли его боевые возможности, становилось намного более совершенным бортовое оборудование, расширялся спектр применяемого вооружения.

МиГ-35

Истребитель МиГ-35

Маневрирование с боевой нагрузкой на истребителе МиГ-35

Серийное производство лёгкого фронтового истребителя МиГ-35 еще не началось, хотя ранее планировалось, что этот самолет начнет поступать на вооружение российских военно-космических сил уже в 2019 году. Государственные испытания машины продолжаются.

Следует отметить, что еще в 2011 году МиГ-35 принимал участие в индийском тендере MRCA, где были представлены многие военные самолеты из разных стран мира, но не сумел продемонстрировать заявленных характеристик двигателя и радиолокационной станции. Причина проста – на конкурс был отправлен прототип, причем довольно «сырой».

МиГ-35 представляет собой результат глубокой модернизации более известного самолета МиГ-29. Новый истребитель оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой, улучшенными двигателями с управляемым вектором тяги и современным высокоточным оружием. О своей заинтересованности в приобретении этого самолета уже заявили 29 различных стран. Предполагаемая стоимость МиГ-35 – 45 миллионов долларов, что в несколько раз меньше цены таких самолетов, как «Рафаль» или Eurofighter.

Saab JAS 39 Gripen

Истребитель Saab JAS 39 Gripen

Saab JAS 39 Gripen – самый компактный и лёгкий истребитель четвертого поколения

Швеция является одним из немногих государств, способных самостоятельно разрабатывать и производить современные военные самолеты-истребители. Созданный в этой стране Saab JAS 39 Gripen впервые поднялся в воздух еще в 1988 году. По своим общим очертаниям он в какой-то мере напоминает как «Рафаль», так и «Еврофайтер». Такое пристрастие европейских авиастроителей к аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением объясняется, видимо, стремлением к увеличению маневренности.

Saab JAS 39 Gripen обладает самыми малыми размерами и самой малой массой из всех истребителей четвертого поколения. Без горючего и боекомплекта он весит всего 7 100 килограммов, а это на три тонны меньше, чем «Еврофайтер», который считается лёгким самолётом. Иностранных покупателей, кроме того, привлекает сравнительно небольшая цена шведского истребителя.

По основным тактико-техническим характеристикам Saab JAS 39 Gripen несколько уступает своим конкурентам, но разница эта совсем невелика, и может быть компенсирована мастерством пилота и обновленным составом оборудования, в который вошла, в частности, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Истребитель F/A-18

Истребитель-бомбардировщик F/A-18E Super Hornet совершает посадку на палубу авианосца

Самолеты F/A-18E и F/A-18F составляют сегодня основу палубной авиации военно-морских сил США. Эти машины, совместившие в себе качества истребителя-бомбардировщика и штурмовика, смогли успешно заменить сразу двух своих предшественников – F-4 Phantom и A-7E Corsair. Основным разработчиком самолета являлась компания McDonnell Douglas, которая затем была поглощена известной корпорацией Boeing.

Ранние варианты этого самолета обозначались как F/A-18 Hornet, однако, начиная с модификации E, появившейся на авианосцах в 2000 году, используется другое, более броское название – Super Hornet. Разумеется, это не случайно: взлётный вес обновлённого истребителя увеличился на 6,8 тонны, почти в полтора раза выросли боевой радиус и время полета, изменился даже размах крыла. Кроме того, самолет получил более мощную силовую установку и современное бортовое электронное оборудование.

Особое внимание при модернизации было уделено снижению радиолокационной заметности машины. В итоге эффективную поверхность отражения удалось уменьшить до 1,2 квадратного метра с фронтального направления.

В американском флоте самолет F/A-18 E/F оценивается очень высоко благодаря своей надежности и высокой эффективности боевого применения. Его единственный недостаток по сравнению с прежними «узкоспециализированными» палубными штурмовиками – несколько меньшая дальность полёта.

Лучшие истребители военного времени

Во время Второй мировой войны истребители выпускались тысячами, а некоторые модели даже десятками тысяч. В ходе ожесточенных боев большинство их погибло, и лишь немногие уцелевшие превращены сегодня в музейные экспонаты.

МиГ-3

Истребитель МиГ-3

Полет восстановленного истребителя МиГ-3

В 1941 году единственным советским истребителем, превосходящим по скорости немецкие боевые машины, был МиГ-3. Этот самолет был создан для использования на большой высоте: именно там он мог раскрыть все свои преимущества и разогнаться до 640 километров в час. Вот только основные воздушные сражения на советско-германском фронте проходили на средних или даже малых высотах, где МиГ сразу тяжелел и становился довольно неповоротливым.

Еще одним очевидным недостатком советского истребителя было его слабое вооружение – всего один крупнокалиберный и два обычных пулемета. Всё это привело к тому, что уже в 1942 году МиГи перестали появляться на фронте. Надо сказать, что один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, Александр Покрышкин, высоко оценивал этот самолет, считая, что при умелом пилотировании он представляет собой грозное оружие.

МиГ-3 отличался довольно высоким уровнем технологичности и ремонтопригодности, что позволило этим истребителям дожить до конца войны. В основном они использовались в авиации ПВО.

Messerschmitt Bf.109

Истребитель Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109 на рулении. Хорошо видны крыльевые ниши для шасси

К концу войны, созданный еще в 1935 году Messerschmitt Bf.109, откровенно устарел, однако, с 1939 по 1942 это был лучший истребитель в мире. Одно только появление «мессеров» в воздухе уже заставляло нервничать пилотов всех стран антигитлеровской коалиции.

Основным «козырем» Bf.109 был вертикальный маневр. Немецкие асы, летавшие на этом истребителе, старались наносить внезапные и быстрые удары с высоты, а затем уходить от преследования на большой скорости. В горизонтальном маневре «мессер» был не так хорош, но советским самолетам трудно было навязать свои условия боя, поскольку они проигрывали в скорости.

Как известно, в конечном счете от люфтваффе мало что осталось, а война закончилась в Берлине, но память о смертоносном немецком истребителе сохраняется до нынешнего времени. Bf.109 остается едва ли не самым известным из всех когда-либо существовавших военных самолетов.

P-38 Lightning

Истребитель P-38 Lightning

Пара P-38 Lightning выполняет полет над штатом Калифорния

Двухдвигательные тяжелые истребители имелись на вооружении разных стран, участвовавших во Второй мировой войне. В СССР это был Пе-3, в Германии – Bf.110, в Британии – «Москито», но лучшим из всех стал американский P-38 Lightning. Его успех оказался настолько значительным, что в память об этом самолете получил своё имя новейший F-35 Lightning II.

Правда, на европейском театре военных действий достижения P-38 оказались не такими уж значительными. Их собственные потери составили здесь 1750 самолетов, в то время как количество уничтоженных в боях вражеских машин достигло двух с половиной тысяч. Однако война велась еще и на Тихом океане, а вот там преимущество «Лайтнинга» было вполне очевидным. Два мотора обеспечивали надёжность полетов на большие расстояния над морем, а мощное вооружение и очень неплохая скорость позволяли рассчитывать на победу в любом воздушном поединке.

Следует отметить, что этот самолет был многоцелевым и успешно использовался в качестве разведчика, бомбардировщика и даже санитарной машины. Наиболее известны, впрочем, всё-таки воздушные победы, например, перехват бомбардировщика, на котором летел японский адмирал Ямамото. P-38 атаковали и уничтожили сначала истребители прикрытия, а потом и главную цель, что привело к гибели одного из лучших военачальников Японии.

Mitsubishi A6M Zero

Истребитель Mitsubishi A6M Zero

Японский лёгкий истребитель Mitsubishi A6M Zero

Перед началом Второй мировой войны американские военные не считали японскую авиацию серьёзным противником, полагая, что Страна восходящего солнца не располагает технологиями, позволяющими ей построить эффективный истребитель. Нападение на Пёрл-Харбор и последующие события показали, насколько ошибочными были эти суждения.

После первых же столкновений в воздухе выяснилось, что японские истребители Mitsubishi A6M Zero обладают примерно такой же скоростью, как и американские F4F Wildcat, но при этом имеют огромное преимущество в маневренности. Ввязаться с «Зеро» в классический бой на виражах, означало совершить самоубийство.

Японский истребитель был максимально облегчен, что резко снизило нагрузку на крыло и дало возможность совершать повороты минимального радиуса. Кроме того, на американских летчиков произвел сильное впечатление огромный боевой радиус «Зеро» — около полутора тысяч километров — в два с половиной раза больше, чем у палубных истребителей США.

Недостатком японского самолета являлась незащищенность: сбить его можно было всего несколькими попаданиями из пулемета. Кроме того, боекомплект к пушкам «Зеро» составлял всего 60 снарядов, что вынуждало пилотов вести огонь очень «экономно».

Ла-5ФН

Истребитель Ла-5ФН

Советский истребитель Ла-5ФН

В первые годы Великой Отечественной войны советские истребители заметно уступали немецким по всем основным характеристикам. Ситуация начала меняться лишь после появления в составе ВВС самолетов Ла-5. Эта машина делалась в страшной спешке, а основой для неё послужил истребитель ЛаГГ-3, который слыл среди лётчиков тяжелым и неповоротливым. Причиной столь незавидных характеристик был слабый мотор, не справлявшийся с массой самолета.

Весной 1942 года на один из истребителей ЛаГГ-3 установили двигатель воздушного охлаждения АШ-82. Его мощность составляла 1700 лошадиных сил – почти в 1,7 раза больше, чем у прежнего мотора. Это буквально преобразило машину, сделав её почти столь же скоростной и маневренной, как немецкий основной истребитель Bf.109G.

Наиболее удачной модификацией нового советского самолета стал Ла-5ФН, появившийся на фронте в марте 1943 года. Он был оснащен форсированным мотором с системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры, позволяло совершать любые эволюции в воздухе без риска внезапной остановки двигателя, а это случалось порой при использовании карбюраторной поплавковой схемы.

Ла-5ФН и его последующее развитие, истребитель Ла-7, стали наиболее надёжными из всех советских истребителей. На таком самолете воевал, в частности, Иван Кожедуб, одержавший в 120 воздушных боях 62 победы.

Современные, Российские истребители — Авиация и фотография — LiveJournal

  Собрал небольшую подборочку с прошлого МАКСа 2013.
Решил освежить в памяти «как это было», а за одно и показать мощь Российской авиации.
Лучшие, одни из лучших, должны стать лучшими в Мире, ааа, какая разница! Главное что они НАШИ!:)))

1. Су-35С.
Как считают аналитики многих стран мира это лучший истребитель в мире для завоевание превосходства в воздухе. Поколение 4++. Он уступает новейшим истребителям Америки, в основном, большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22 Raptor. Но кому это нужно, когда в дальнем бою ракетное вооружение С-35С более эффективное и разрушительное чем у птенца Штатов? Да и перейти в ближний бой крайне сложно, когда радиус поражения Российских ракет воздух-воздух почти в 2 раза больше, чем у оппонента. В ближнем бою сверхманевренность истребителя Су-35 дает так же большее преимущество в бою, чем у F-22.
Более близкие аналоги по 4му поколению, такие как F-16, F-15 и F-18 безнадежно устарели для этой машины.

1DSC_1685.jpg

2. Су-34.
Новейший фронтовой бомбардировщик Российских ВВС, способный так же выполнять функцию истребителя.
Впитал в себя самое лучшие от Су-24 и добавил кучу современных новшеств. По праву считается лучшим фронтовым бомбардировщиком в Мире. Активно поставляется в ВС РФ.
Конструкторы разработали и воплотили в жизнь успешную концепцию универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой.

2DSC_7737.jpg

3. МиГ-35
Кто не знает самолет МиГ-29? Наверное таких людей в стране очень мало. Даже самый далекий человек от авиации хоть раз, да слышал об этой машине.
МиГ-35 это дальнейшая, глубокая модернизация самолета МиГ-29.
Одноместная и двухместная версии самолетов МиГ-29М / МиГ-29М2 являются принципиально новыми машинами с повышенной дальностью полета, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.

3DSC_8803.jpg

4.ПАК ФА или Т-50
Суперсовременный, Российский истребитель.
Насколько он нужен и насколько эффективен покажет только время, испытания и эксплуатация этой машины.
А пока он только проходит испытания.
Чем же он должен быть хорош?
Малозаметностью, высокой маневренностью. тяжелой тяговооруженностью, новым бортовым радиолокационным комплексом на основе фазированной антенной решетки, что позволяет одновременно вести и атаковать большое количество целей, а так же большей экономичностью двигателей, что должно быть достигнуто новыми двигателями, которые обеспечат сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме.
Пока ПАК ФА летает на «старых» двигателях с отклоняем вектором тяги, что дает ему высокую тяговооруженность и высокую маневренность, но не снижает радиолокационную заметность, а эта характеристика стоит в основе истребителя 5-го поколения.

4DSC_8527.jpg

5. Су-27
Старичок или заслуженный ветеран ВВС РФ!. До сих пор один из лучших истребителей в мире, положивший начало целому ряду новых и уникальных машин, таких как Су-30См, Су-30МК, Су-34, Су-35С, Су-33 и еще много различных модификаций.
5DSC_9435.jpg

6. Су-35 в вертикальном наборе высоты. Благодаря повышенной тяге двигателей самолет имеет невероятные летные показатели!
6DSC_1662.jpg

7. МиГ-29
Такой же ветеран, как и Су-27 и такой же отличный самолет! Это легкий, ударный самолет ПВО. Маленький радиус действия, но отличные летные характеристики в совокупе с современным вооружением под крыльями делает его отличным охотником и средством воздушной обороны.
На базе него так же было выпущено множество различных модификаций.
7DSC_4901.jpg

8. На ПАК ФА будет реализована новая кабина пилота, которая повышает обзор летчика до 360 градусов.
8DSC_8488.jpg

9. Летчики в кабине Су-34 находятся «плечом к плечу», в отличие как в аналогичных машинах используется размещение экипажа «друг за другом». Это делает более эффективную работу летчиков фронтового бомбардировщика.
9DSC_5661.jpg

10. МиГ-35 с дымовыми ракетами под крыльями демонстрирует высший пилотаж для зрителей Международного Аэро-Космического Салона 2013.
10DSC_6700.jpg

11. Су-35С, может развернутся, буквально, на месте. Такие маневры может сделать далеко не каждый самолет
11DSC_1714.jpg

12. Плоский, как летающая тарелка, Т-50 сделан, чтобы снизить его заметность радарами противника
12DSC_8305.jpg

13. Резкий набор высоты истребителя Су-35 всегда завораживает и восхищает!
13DSC_4553.jpg

14. Виртуозная посадка летчиков-испытателей лии им. Громова на самолете МиГ-35
14DSC_8768.jpg

15. Аэродинамическая схема самолета Су-34 не только высокоэффективная для его нужд, но и еще в определенную погоду выдает вот такие красивые потоки влажного воздуха
15DSC_7727.jpg

16. Самолет 5-го поколения закладывает вираж
16DSC_8280.jpg

17. Су-35 касается взлетно-посадочной полосы лии им Громова
17DSC_1723.jpg

18. Очень красивая машина Т-50!
18DSC_3148.jpg

19. МиГ-29 использует довольно шумные и «дымящие» двигатели.
19DSC_4940.jpg

20. Фокусы с низкой облачностью и высокой влажностью
20DSC_8329.jpg

21. То же самое умеет делать и самолет Су-35С
21DSC_4676.jpg+

22. «Вспотел» ПАК ФА. Так старается удивить зрителей:)
22DSC_8483.jpg

23. Для повышения праздничного настроения у зрителей, для масштабности зрелищности, пилотажная группа «Стрижи» на самолетах МиГ-29 отстреливает тепловые ловушки. Смотрится очень эффектно и красиво!
В условиях военный действий эти ловушки это активная защита летчика и самолета от вражеских ракет. Ловушки выступают в роли ложных целей для ракеты неприятеля «заманивая» их на себя и отводя от самолета.
23DSC_4740.jpg

24. ПАК ФА тоже умеет «подымить». К сожалению еще не придумали экологически чистых двигателей да еще с такими же характеристиками, как у используемых в нынешнее время.
24DSC_3185.jpg

25. Су-35С проходит под перистыми облаками
25DSC_1700.jpg

26. Т-50 производит посадку после демонстрационного полета
26DSC_3227.jpg

27. Летчики на истребители МиГ-35 «закручивают небо в узелок»!:)
27DSC_6657.jpg

28. Пилотажная группа «Русские Витязи» на истребителях Су-27 пролетают облачную пелену
28DSC_9114.jpg

29. Еще вираж на Т-50
29DSC_8331.jpg

30. Су-30СМ
По пути в ангар натыкается на засаду ДПС в кустах аэродрома)))
30DSC_7563.jpg

31. Вот так, еще совсем недавно, перевозили по аэродрому новый самолет пятого поколения ОКБ «Сухой».
Чтобы ни один шпиЁн ничего не увидел лишнего!)))
31DSC_1905.jpg

Вот и все на сегодня.
Спасибо за просмотр!
Хорошего дня и мирного неба над головой!

Истребители. Виды истребителей. История истребителей.

 

Из всех бороздящих небо военных крылатых машин истребители так и остались самыми скоростными и маневренными. Лишь их вооружение стало намного мощнее, а средства обнаружения противника — все более изощренными и совершенными. Несмотря на «хищное» название, истребители остаются скорее защитниками, чем атакующими, и в наступлениях почти не применяются.

Их используют для сопровождения и защиты бомбардировщиков, транспортных самолетов и самолетов гражданской авиации от перехватчиков противника, а также для защиты объектов на земле от атак с воздуха. Гораздо реже истребители используют для поражения наземных и морских целей.

Некоторые военные инженеры утверждают, что в будущем роль истребителей смогут запросто исполнять более универсальные БПЛА. На данный момент разработка подобных беспилотников еще ведется, но некоторые из них уже отлично справляются с задачами точечного уничтожения наземных объектов. Такой подход интересен еще и тем, что применение беспилотных истребителей позволит значительно уменьшить потери среди личного состава. Сами же аппараты будут стоить намного дешевле, а на летные характеристики не будут влиять ограничения для человеческого организма.

Помимо выше упомянутых типов истребителей, существуют также многоцелевые (предназначены для уничтожения наземных войск и авиации противника) и истребители-перехватчики (защищают наземные объекты от воздушного нападения). Занимателен тот факт, что в отличие от остальной истребительной авиации мира в российских ВВС такая граница между истребителями исчезла. Новое вооружение истребителей Су-27 и МиГ-29 позволило стереть границы между фронтовой, палубной и ПВО авиацией. Данные самолеты могут справиться со всеми задачами.  

История истребителей

Первые воздушные бои случились во времена Первой мировой войны, когда появилась потребность в специальных самолетах для уничтожения воздушных целей. Первыми истребителями являются разведывательные аппараты, которые переукомплектовали для воздушных боев. Их скорость полета составляла 150 км/ч. Экипаж состоял из двух человек: пилот и стрелок. В тот момент штурман использовал в качестве вооружения гири, пушечные ядра и металлические бруски. Истребитель заходил к вражескому самолету сверху и сбрасывал на него тяжелые предметы. Менее чем через месяц воздушные бои усовершенствовались – штурман начал брать с собой пулемет или пистолет.

Немного позже инженеры придумали новое устройство – турель, которая позволяла пулемету вращаться на 360о. Ее устанавливали сзади пилота. Хоть стрелок и обстреливал заднюю полусферу, он не мог вести огонь в самой актуальной для истребителя фронтальной зоне. Курсовой пулемет не монтировался из-за винта. Но вскоре французский летчик Р. Гаррос придумал систему, позволяющую стрелять через винт. Конструкция устройства была следующая – в основании лопастей винта устанавливались металлические уголки. Их крепление было таким, что при попадании пули она рикошетила в безопасную для самолета и пилота область. Главный недостаток заключался в потере 10% боезапаса. Изобретатель А. Фоккер придумал синхронизатор стрельбы, который позволил стрелять прямо через плоскость винта, не цепляя его и не теряя боезапас.

После окончания Первой мировой войны многие государства поняли ценность такого грозного оружия, начали моделировать и усовершенствовать новые типы истребителей. Таким образом, фанерные бипланы превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами. Первый представитель нового поколения – Junkers D.I. На тот момент новые истребители носили несколько пулеметов и развивали скорость до 450 км/ч.

К началу Второй мировой войны истребительная авиация была отлично сформировавшимся классом боевой техники. Основные мировые державы обладали несколькими основными типами истребителей. В Германии особо отмечаются Ме-110, Вf-109 разных модификаций. В СССР располагались И-16 и И-153, в Англии – «Харрикейн» и «Спитфайр». Более развитыми в этом отношении были Япония, США и Франция. К началу боевых действий в Европе конструкторы еще не уяснились с самым главным преимуществом истребителей – маневренностью или скоростью. На тот момент сложно было создать что-то объединяющее две характеристики, поэтому и схемы у тех или иных самолетов отличались друг от друга. После начала войны и получения опыта в ходе боевых воздушных действий все уяснили, что один двигатель значительно лучше, нежели два. Практически на протяжении всей войны главные промышленные государства так и не выпустили ни одной модификации биплановых истребителей. Только американский «Лайтинг» получил относительное развитие.

Огромная востребованность в истребителях во времена Второй мировой основывалась на необходимости постоянной поддержки штурмовой и бомбардировочной авиации. Именно в этот период были выяснены основные способы и тактики применения военных самолетов, а  в особенности истребителей. Дальнейшее развитие привело к созданию Як-9Б, который планировался как улучшенная модель с более эффективными ударными способностями. Именно этот самолет стал первым шагом к появлению истребителей-бомбардировщиков.

С дальнейшим развитием истребительной авиации поршневые модели попросту модернизировались до последней своей возможности. Но самолет на пропеллере не мог преодолеть звуковой барьер, чего так хотели добиться конструкторы. В конце войны Германии удалось первой начать выпуск реактивных истребителей – Ме-262, Не-162, ракетных истребителей – Ме-163. Они были более скоростные, чем какие-либо в мире на тот момент, и, естественно, обладали значительно лучшими летными характеристиками. Но конец войны был близок, антигитлеровская коалиция была уже у стен Германии и огромная часть военных заводов и фабрик была уничтожена. Небольшие произведенные партии новых истребителей не смогли внести весомого вклада в дальнейшее развитие событий.

В период 60-х годов в ряды ВВС разных стран мира начали поступать сверхзвуковые истребители. Они могли развивать скорость, практически вдвое большую за звук. Практический потолок увеличился до 20 км. А в качестве нового оборудования применялись радиолокационные станции и ракеты «воздух-воздух». Подобное развитие не было случайным. Главным двигателем подобной модернизации считалась холодная война между США и СССР. Та или иная страна могла запросто отправить бомбардировщиков для осуществления бомбежки ядерным оружием. Поэтому для быстрого и эффективного перехвата требовались новые сверхзвуковые истребители. Таким образом в конфликтующих странах, включая и Европу, начали появляться самолеты, которые хоть и отличались некоторыми данными, но все же по летно-техническим характеристикам и совокупным компоновочным признакам относились ко второму поколению истребителей.

Особый вклад в дальнейшее развитие внесла модернизация зенитных ракет, которые полностью убрали возможность бомбардировки наземных объектов с воздуха. Естественно, сопровождающая авиация начала также меняться в качестве применения.  Начало появляться третье поколение истребителей – «Мираж» F-1, J-37 «Вигген», МиГ-23. Далее последовало наращивание авиационных мышц в плане появления четвертого поколения. Первой державой, которой удалось запустить подобный истребитель, стали США – F-4С «Фантом». После него начали появляться F-15 «Игл», F-15А, «Спарки» ТF-15А. СССР также не отставал – Су-27, МиГ-29 и -31.

Но в США удалось перенять инициативу создания самых грозных в мире истребителей. Пятое поколение – F-22 Raptor –начали разрабатывать еще в 86-м году и завершили только в 2001-м. Спустя два года его взяли на вооружение. Параллельно с американскими коллегами разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ имени Сухого. Первые испытания российского Т-50 начались в 2009 году. До сих пор характеристики новой воздушной машины не известны.

Однако современные боевые машины этого типа становятся все более универсальными, постепенно превращаясь в истребители-бомбардировщики. Что касается перехватчиков, то они почти исчезли — их заменили ракетные системы противовоздушной обороны.

 

Среди современных истребителей можно выделить три больших класса:

  1. фронтовые истребители, предназначенные для завоевания господства в воздухе над полем боя
  2. истребители-бомбардировщики, многоцелевые истребители
  3. палубные истребители, базирующиеся на авианосцах.

 

С момента появления первых реактивных истребителей сменилось уже четыре поколения этих боевых машин. Недавно появились первые образцы самолетов пятого поколения.

Специалисты называют поколением все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие сходными боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения. 

К первому поколению истребителей, которое родилось в 50-х годах прошлого столетия, относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, не имевшие электронных средств обнаружения противника — радаров и вооруженные преимущественно пушками малых калибров.

Характерным примером может служить американский истребитель F-86, имевший потолок 15 километров и скорость около тысячи километров в час. Во время войны в Корее этот самолет был единственным серьезным противником для МиГ-15 советского производства. Во втором поколении истребителей было немало прославленных машин с выдающимися техническими характеристиками.

Оно сложилось в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века. Эти машины могли вдвое превосходить скорость звука, имели треугольное крыло, радары для обнаружения целей и управляемые ракеты в качестве основного оружия. В третьем поколении стремительных боевых машин началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато возросла их способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях. Одновременно появились модели с изменяемой формой крыла, а также способные совершать вертикальные взлет и посадку, то есть не нуждающиеся в больших аэродромах.

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают фантастическими скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость до 2, 5 тыс. км/ч, могут летать на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей в радиусе более семисот километров с помощью высокоточного современного оружия.

 

 

Истребители пятого поколения — будущее авиации. Многое в них нацелено на создание максимальной безопасности пилота и обеспечение его полной информацией о воздушном и наземном пространстве. Современные материалы корпуса и крыльев обеспечивают малозаметность этих самолетов для радиолокаторов и приборов ночного видения.

Все элементы управления самолетом и комплексом вооружения сосредоточены в одном узле и находятся под контролем центрального компьютера. Маневренность этих самолетов на порядок превосходит даже совершенные машины третьего и четвертого поколений. В настоящее время на вооружении находится только один истребитель пятого поколения, остальные находятся в стадии испытаний и доработки.

 

Военная авиация

 

Классификация самолетов:

фото военных самолётов и вертолётов России.

Военно-промышленный комплекс России является одним из самых современных в мире, поэтому военная авиация России также является одной из самых современных на планете.

ВПК России способен производить практически любые типы современных военных самолётов, включая истребители пятого поколения.

Военная авиация России состоит из:

  • Бомбардировщики России
    • Дальние бомбардировщики России
    • Фронтовые бомбардировщики России
  • Истребители России
  • Штурмовики России
  • Самолёты ДРЛО России
  • Летающие танкеры (дозаправщики) России
  • Военно-транспортные самолёты России
  • Военно-транспортные вертолёты России
  • Ударные вертолёты России

Основными производителями военной авиационной техники в России являются компании ПАО «Компания «Сухой», АО «РСК „МиГ“», Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, ОАО «Камов» и другие.

Вы можете посмотреть фото и описание продукции некоторых компаний по ссылкам:

Давайте рассмотрим каждый класс судов военной авиации с описаниями и фотографиями.

Бомбардировщики России

Что такое бомбардировщик нам очень точно объяснит Википедия: Бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения..

Дальние бомбардировщики России

Дальние бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает Конструкторское бюро «Туполев».

Дальний бомбардировщик Ту-160

Ту-160, получивший неофициальное название «Белый лебедь» — самый быстрый и тяжёлый дальний бомбардировщик в мире. Ту-160 «Белый лебедь» способен развивать сверхзвуковую скорость, не каждый истребитель способен угнаться за ним.

Смотрите ещё фото Ту-160 «Белый лебедь».

Дальний бомбардировщик Ту-95

Ту-95 является ветераном дальней авиации России. Разработанный в далёком 1955 году, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё является основным дальним бомбардировщиком России.

Смотрите ещё фото Ту-95.

Дальний бомбардировщик Ту-22М

Ту-22М – ещё один дальний бомбардировщик ВКС России. Имеет крылья изменяемой стреловидности, как и Ту-160, но его размеры меньше.

Смотрите ещё фото Ту-22М.

Фронтовые бомбардировщики России

Фронтовые бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает ПАО «Компания «Сухой».

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Су-34 — боевой самолёт поколения 4++, истребитель-бомбардировщик, хотя точнее его назвать фронтовым бомбардировщиком.

Смотрите ещё фото Су-34.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24 — фронтовой бомбардировщик, разработка которого началась в СССР в начале 60-ых годов прошлого века. В настоящее время ему на замену приходит Су-34.

Смотрите ещё фото Су-24.

Истребители России

Истребители в России разрабатывают и выпускают две компании: ПАО «Компания «Сухой» и АО «РСК „МиГ“».

Истребители Су

ПАО «Компания «Сухой» поставляет в войска такие современные боевые машины, как истребитель пятого поколения Су-50 (ПАК ФА), Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубный истребитель Су-33, Су-30, тяжёлый истребитель Су-27, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24М3.

Рассмотрим самолёты Су.

Истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50)

ПАК ФА (Т-50 или Су-50) — истребитель пятого поколения, разрабатываемый ПАО «Компания «Сухой» для ВКС России с 2002 года. По состоянию на конец 2016 года завершаются испытания и самолёт готовится к передачи в регулярные части.

Фото ПАК ФА (Т-50).

Смотрите ещё фото ПАК ФА.

Су-35

Су-35 — истребитель истребитель поколения 4++.

Фото Су-35.

Смотрите ещё фото Су-35.

Палубный истребитель Су-33

Су-33 — палубный истребитель поколения 4++. Несколько таких самолётов находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов».

Су-33

Смотрите ещё фото Су-33.

Истребитель Су-27

Су-27 — основной боевой истребитель ВКС России. На его основе были разработаны Су-34, Су-35, Су-33 и ещё несколько истребителей.

Су-27 в полёте

Смотрите ещё фото Су-27.

Истребители МиГ

АО «РСК „МиГ“» на сегодня поставляет в войска истребитель-перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29.

Рассмотрим самолёты МиГ.

Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 — истребитель-перехватчик, предназначен для выполнения задач в любое время суток и при любой погоде. МиГ-31 — это очень быстрый самолёт.

МиГ-31

Смотрите ещё фото МиГ-31.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 — является одним из основных боевых истребителей ВКС России. Есть палубная версия — МиГ-29К.

МиГ-29УБ

Смотрите ещё фото МиГ-29.

Штурмовики

Единственный штурмовик находящийся на вооружении ВКС России — это штурмовик Су-25.

Штурмовик Су-25

Су-25 — бронированный дозвуковой штурмовик. Первый полёт машина совершила в 1975 году с тех пор, пройдя множество модернизаций надёжно выполняет свои задачи.

Су-25БМ

Смотрите ещё фото Су-25.

Военные вертолёты России

Вертолёты для армии производят Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля и ОАО «Камов».

Вертолёты Камова

ОАО «Камов» специализируется на производстве вертолётов соосной схемы.

Вертолет Ка-52

Ка-52 «Аллигатор» – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции.

Ка-52 «Аллигатор»

Смотрите ещё фото Ка-52.

Палубный вертолет Ка-31

Ка-31 – палубный вертолет, оснащенный комплексом дальнего радиообнаружения и наведения, находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов».

Фото Ка-31

Смотрите ещё фото Ка-31.

Палубный вертолет Ка-27

Ка-27 – многоцелевой вертолёт палубной авиации. Основные модификации – противолодочная и спасательная.

Фото Ка-27ПЛ ВМФ РФ

Смотрите ещё фото Ка-27.

Вертолёты Миля

Вертолёты Ми разрабатывает Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля.

Вертолет Ми-28

Ми-28 – ударный вертолет используемый армией России советской разработки.

Ми-28

Смотрите ещё фото Ми-28.

Вертолет Ми-24

Ми-24 – знаменитый на весь мир ударный вертолет, созданный в 1970-х годах в СССР.

Ми-24

Смотрите ещё фото Ми-24.

Вертолет Ми-26

Ми-24 – тяжелый транспортный вертолет, также разработанный ещё во времена СССР. На данный момент является самым большим вертолётом в мире.

Ми-26

Смотрите ещё фото Ми-26.

Военные самолёты России на страже мирного неба | Новости

Многоцелевой истребитель Су-27 предназначен для обеспечения господства в воздухе. Он появился на вооружении СССР ещё в 80-е и сходу стал лучшей боевой машиной в своем классе. Самолёт значительно превзошёл по скорости своих прямых конкурентов – американские F-16 и F/A-18, обладает боевым радиусом 750 километров и способен нести внушительный арсенал.

Фото: W-dog.net

Помимо России и стран СНГ Су-27 до сих пор находятся на вооружении Китая, Вьетнама, Индонезии и ещё целого ряда государств Азии и Африки. До прошлого года именно на Су-27П и Су-27УБ авиационная группа «Русские Витязи» демонстрировала фигуры высшего пилотажа.

«Русские Витязи» на авиасалоне «Aero India 2013»

Видео: youtube.com

Другим уникальным самолётом четвёртого поколения стал многоцелевой истребитель МиГ-29. Он предназначен для ближнего боя и отличается высокой маневренностью.

Фото: Rusarmy.com

МиГ-29 способен маневрировать с перегрузками до девяти единиц и нести при этом ракеты и бомбы общим весом более двух тонн. На этих машинах фигуры высшего пилотажа совершает другая знаменитая авиационная группа – «Стрижи». А ещё эти самолёты взяли на вооружение более 30 стран.

Высший пилотаж «Стрижей» над Кубинкой. В рамках форума «Армия 2015»

Видео: youtube.com

Су-27 и МиГ-29 были лучшими машинами своего времени. Сейчас их заменяют на более совершенные и современные модификации. На первом месте среди них стоит Су-35. Этот сверхманевренный истребитель относят к поколению 4++. Это означает, что по большинству характеристик он соответствует требованиям, которые предъявляются к самолётам 5-го поколения.

Фото: Mogol.info

Исключение составляют стелс-технологии и система АФАР. Первые отвечают за «невидимость», вторые позволяют усовершенствовать работу радаров. Су-35 способны обнаруживать, сопровождать и атаковать до восьми целей одновременно и уже успешно прошли проверку в ходе операции в Сирии. Несмотря на то, что они эксплуатируются только с 2014 года, Китай уже заказал у России 24 машины и первые из них успел поставить на вооружение.

Высший пилотаж Су-35C

Видео: youtube.com

Если Су-35 – это современная и более совершенная замена Су-27, лёгкий истребитель поколения 4++ МиГ-35 призван заменить МиГ-29. Он предназначен для борьбы за господство в воздухе и нанесения эффективных ударов по наземным и надводным целям из-за пределов зоны поражения ПВО противника с помощью современного высокоточного вооружения. В настоящее время новые МиГи проходят лётные испытание, а на следующий год запланировано начало эксплуатации. К 2020 году на вооружении РФ будет же 20 самолётов МиГ-35.

Фото: Arms-expo.ru

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 – ещё одна успешная машина, появившаяся на базе Су-27. Он способен наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия со стороны ПВО.

Фото: Oblik.msk.ru

При этом может выполнять боевые задачи без сопровождения истребителей прикрытия, так как в состоянии самостоятельно вести манёвренный бой в воздухе с любыми современными самолётами. Су-34 успешно применялись в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии в 2008 году и во время операции в Сирии.

Уничтожение командного пункта ИГИЛ* бомбардировщиком Су-34

Видео: youtube.com

Между тем в небе постепенно наступает эпоха самолётов пятого поколения. И у России есть свой ответ новому витку прогресса – это Су-57. Их начали разрабатывать в 2002 году и в 2019 планируется поставить в серийное производство. Российские Су-57 имеют новейшую бортовую электронику и радар, при этом применяются современные композитные материалы. Точные характеристики самолёта на данный момент засекречены, но планируется, что они не будут уступать своим прямым конкурентам. К настоящему времени завершён первый этап испытаний новой машины.

Фото: Avia.pro

Ту-160 – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с боевым радиусом 7300 км. Он эксплуатируется с конца 80-х и до сих пор превосходит американские аналоги по многим показателям. Это самый тяжёлый боевой самолёт в мире и самый скоростной бомбардировщик.

Фото: Krasvozduh.ru

В 2010 году он установил рекорд на дальность полёта за сутки: 18 тысяч километров. А в 2015 году Ту-160 были задействованы в ходе военной операции в Сирии. Они уничтожали объекты Исламского государства* крылатыми ракетами Х-555 и Х-101.

Пуски крылатых ракет по объектам ИГИЛ* в Сирии с борта Ту-160

Видео: youtube.com

Но уде скоро на смену Ту-160 и Ту-95 придёт новый перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Разработка этой машины началась на базе КБ имени Туполева ещё в 2009 году. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации на 2025-й. Стратегический бомбардировщик нового поколения будет способен применять все существующие и перспективные виды оружия, обладать малой заметностью и нести на борту новейшие системы связи и радиоэлектронной борьбы.

Фото: Defence.ru

*Запрещённая в России экстремистская организация

Александр Саблин

Хотим современный истребитель. И подешевле!

Современные реактивные истребители, такие как американский Lockheed Martin F-35, обходятся все дороже и дороже. Можно ли создать что-то подешевле? Можно, утверждает корреспондент BBC Future – как раз сейчас одна такая разработка проходит испытания.

На международном авиасалоне в британском городе Фарнборо, проводившемся летом этого года, разговоры в основном сводились к череде неудач, постигших программу создания истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II (также известного как Joint Strike Fighter, или «унифицированный ударный истребитель»). Изначально планировалось, что самолет, который в ближайшие несколько десятилетий должен поступить на вооружение ВВС ведущих стран мира, станет звездой выставки. Однако новейший истребитель стоимостью в 100 млн долл. за штуку так и не появился в небе над Фарнборо – пожар двигателя на одном из серийных образцов привел к приостановке полетов всех уже построенных экземпляров.

Впрочем, на выставке была представлена другая новинка, разработка которой – включая постройку и первый полет опытного образца – заняла всего два года. Ударный истребитель Scorpion американского производителя Textron AirLand стоит 20 млн долл. за единицу. Пусть такая сумма и не по карману большинству из нас, но получается, что машина обойдется лишь в одну пятую стоимости F-35. Scorpion – пример того, что современным оборонным проектам вовсе не обязательно отставать от графика разработки на десятилетия и перекрывать первоначальный бюджет на миллиарды долларов. Новый «бюджетный самолет» может не только открыть новую страницу в истории реактивной истребительной авиации, но и найти применение в гуманитарных миссиях.

По словам президента Textron AirLand Билла Андерсона, работы по проектированию новых истребителей в последние несколько десятков лет в основном были сосредоточены на создании дорогостоящих и технологически сложных машин. Американские Lockheed Martin F-35 и F-22 Raptor, Boeing F/A-18 или европейский Eurofighter Typhoon – все эти самолеты обладают высокими техническими характеристиками, но в результате их стоимость оказывается весьма высока. Между тем в современных экономических условиях цена становится решающим фактором даже для самых финансово благополучных стран Запада.

Бюджетные альтернативы

Textron AirLand – не единственная компания, работающая над решением этой проблемы. Китай, например, строит однодвигательный реактивный истребитель JF-17 в кооперации с единственным на данный момент экспортным заказчиком – Пакистаном. По имеющейся информации, цена самолета также составит около 20 млн долларов.

Хотим современный истребитель. И подешевле!
Бюджетный ударный истребитель Scorpion фирмы Textron на выставке в Фарнборо летом 2014 годаХотим современный истребитель. И подешевле!
Российский учебно-тренировочный Як-130 тоже рекламируется в качестве недорогой машины, способной выполнять широкий спектр задач – от обучения курсантов до ударов по наземным целямХотим современный истребитель. И подешевле!
Китайский бюджетный сверхзвуковой истребитель JF-17

Авиапроизводители и раньше предлагали рынку относительно недорогие истребители. Список бывших и нынешних эксплуатантов советского МиГ-21 – разработанного в 1950-х гг. и до сих пор пользующегося успехом – включает чуть ли не все страны, когда-либо сотрудничавшие с СССР в военной сфере. А пример государств, относительно недавно закупивших современную модификацию МиГ-21 в Китае, показывает, что бюджетные истребители по-прежнему пользуются популярностью у стран с относительно скромными оборонными расходами.

США в свое время также производили недорогие реактивные боевые самолеты. В 1960-х и 1970-х гг. государствам, не располагавшим финансами для закупок тяжелых двухдвигательных истребителей McDonnel Douglas F-4 Phantom американского производства, предлагалась альтернатива в виде легких однодвигательных Northrop F-5 Freedom Fighter. Данный тип в разное время эксплуатировался более чем в 30 странах мира, а его нелицензионная копия, производство которой наладили в Иране, недавно поступила на вооружение ВВС этой страны.

У самолетов наподобие Scorpion, способного развивать скорость свыше 800 км/ч, есть три основные группы потенциальных клиентов. Первая представлена странами, нуждающимися в небольших реактивных истребителях, способных выполнять определенный набор ударных и разведывательных задач. Такие страны либо никогда раньше не эксплуатировали боевые реактивные самолеты, либо ищут замену своим устаревающим паркам. Во второй группе – государства, которые уже эксплуатируют передовые образцы авиационной техники или же создают подобные разработки самостоятельно, но готовы рассмотреть возможность приобретения меньшего количества дорогих истребителей за счет увеличения закупок бюджетных самолетов. К третьей группе относятся ВВС ведущих мировых держав, которые предпочитают не рисковать потерей более сложной и дорогостоящей техники при выполнении опасных боевых задач.

Как же добиться снижения стоимости такого сложного изделия, как истребитель? Textron провел ревизию продукции своих поставщиков и решил использовать в производстве нового самолета компоненты, уже производящиеся серийно. В противном случае пришлось бы разрабатывать все с нуля (как, например, в случае с истребителем F-35, для которого специально создали новый двигатель). Размер конструкторской бригады намеренно сделали небольшим, чтобы позволить Андерсону и главному конструктору Scorpion Дэйлу Татту более оперативно принимать решения.

«После разработки эскизного проекта мы поставили конструкторской бригаде задачи высокоуровневого проектирования, не перегружая ее большим количеством детализированных требований, – рассказывая Татт. – Нам не пришлось тратить время на разработку, например, нового двигателя или катапультного кресла. В результате мы смогли сосредоточиться на задачах интегрирования отдельных компонентов и на том, чтобы заставить получившийся самолет летать».

Не просто истребитель

Еще одним преимуществом Textron было то, что компания не создавала Scorpion под требования конкретного заказчика. Это означало, что конструкторская бригада могла в процессе работы вносить в проект те изменения, которые считала необходимыми.

«Один показательный пример: Martin Baker [британская компания, производящая катапультные кресла] отправила к нам группу инженеров, чтобы посмотреть, подойдет ли ее кресло к нашей кабине, – говорит Андерсон. – Инженеры пришли к выводу, что не подойдет, а для подгонки кресла им потребуется несколько миллионов долларов и полтора года работы. Однако они добавили, что если нам удастся увеличить размеры кабины на семь с половиной сантиметров в длину и на пять сантиметров в ширину, то в самолет можно будет установить и имеющееся кресло. Мы так и сделали».

После появления на Фарнборо Scorpion поучаствовал в учениях по ликвидации последствий торнадо в американском штате Канзас, где находится штаб-квартира Textron. Самолет использовали для воздушной видеоразведки, то есть в той роли, которую сейчас выполняют в Афганистане беспилотные летательные аппараты. Textron намеревается выставить Scorpion для участия в тендере, который в будущем году будут проводить ВВС США. Ведомство планирует приобрести 350 реактивных учебно-тренировочных самолетов на замену устаревшего парка T-38, которые поступили в эксплуатацию в 1960-х гг. Textron отмечает, что Scorpion можно применять и в качестве самолета погранохраны, для морского патрулирования и оказания гуманитарной помощи.
«Даже заказчики из очень богатых стран сходятся во мнении, что настали времена экономии, – подчеркивает Андерсон. – Нам, конечно, нужны и высокотехнологичные дорогие истребители, но летчикам необходимо набирать опыт, а на существующих самолетах достаточное количество часов налетать трудно. Я думаю, большинство государств приходит к пониманию того, что дорогие самолеты нужны не всегда».

Новейшие истребители России

Подробности
Категория: Обзоры
Опубликовано: 25.03.2017
  1. Су-35С
  2. Су-34
  3. ПАК ФА Т-50
  4. МиГ-35
  5. ЯК-130
  6. Су-47
  7. Ми 1.44
  8. Сравнительная таблица

В последнее время на слуху везде и всюду появляются новости про ПАК ФА, перспективный истребитель пятого поколения для ВКС России, однако несмотря всю свою мощь, этот самолет имеет свою специализацию, а для ВКС России требуются новейшие истребители самых разных типов и в последнее десятилетие практически по всем направлениям появились новые модели, способные на равных противостоять любому потенциальному противнику. 

 

Тяжелый истребитель Су-35С

В настоящий момент это лучший российский истребитель, который выпускается серийно и способен на равных противостоять американским F-35 и F-22. Можно сколько угодно рассуждать о силе и слабости американских боевых машин, но факт в том, что никто, кроме самих американцев не знает полные возможности этих истребителей, так как в боевых действиях с серьезным противником они не участвовали, а на бумаге мы пока отстаем и Су-35С единственный самолет в мире, который приблизился максимально близко по характеристикам к F-22 и является для него серьезным противником, а уж в ближнем бою и вовсе шансы смотрятся намного предпочтительнее. 

Су-35С истребитель поколения 4++, глубокая модернизация платформы Т-10, использованной первый раз на Су-27. Для пятого поколения ему не хватило совсем малого, это пониженной радиолокационной заметности и технологии АФАР. Однако на любом авиасалоне эти машины самый долгожданный гость, ведь благодаря управляемому вектору тяги, он может выписывать немыслимые воздушные фигуры, недосягаемые для других боевых машин, которые дают в бою над любым противником решающее преимущество.

Основные технические характеристики

Длина — 21 900

Размах крыла — 14 750

Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 14500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 25300 / 34500

Максимальная боевая нагрузка: 8000

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2500 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ  — 1580 / 4500 км

Практический потолок — 20 000 м

 

 

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Су-34 начали разрабатывать еще в далеком 1986 для замены существующих тогда фронтовых бомбардировщиков Су-24, которые хоть и были отличными машинами, но новое время диктовало новые вызовы, и требовалась более совершенная машина, многофункциональная, способная не только наносить удары по наземным целям, но и постоять за себя в бою с перехватчиками. Разрабатывался данный самолет на базе Су-27. Свой первый полет он совершил в 1990, однако ситуация в стране сильно затормозила проект, финансирования не хватало, что не могло не сказаться на сроках, и лишь в 2006 году для Российских вооруженных сил были выпущены два экземпляра для испытаний, которые продлились целых пять лет и в 2011 году по их итогам был подписан контракт на поставку в ВКС РФ. Первые серийные модели начали поступать в 2014 году. На данный момент на вооружении ВКС находится 98 подобных машин, и планируется каждый год выпускать по 18-20 экземпляров. 

По своим характеристикам Су-34 является самолетом поколения 4++, и как и Су-35 ему не хватает малой заметности и технологии АФАР. Однако и без этого Су-34 возможно лучший представитель своего класса. Основная его задача не завоевание превосходства в воздухе, а точечная работа по уничтожению целей и подавление ПВО вероятного противника, так же он может использоваться как фронтовой бомбардировщик. Истребитель не нуждается в постоянном прикрытии, и в воздушном бою способен сам за себя прекрасно постоять, что делает его универсальным. Несмотря на то, что при создании был использован старый планер, который серьезно уступает в заметности Т-50, Су-34 оснащен комплексом РЭБ, который прекрасно подавляет все существующие комплексы ПВО. Данный комплекс был проверен в 2008 году в боевых условиях, когда бывшие в то время на испытаниях два Самолета Су-34 использовались для подавления грузинских ПВО. Именно их появление в театре боевых действий и стало одной из причин прекращения боевых потерь ВКС.

Основные технические характеристики

Длина — 23 300

Размах крыла — 14 700

Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой 

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8250х2 / 13500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 39000 / 45000

Максимальная боевая нагрузка: 9000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2200 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ  — 2200 / 7000 км

Практический потолок — 17 000 м

 

 

 

ПАК ФА Т-50

Т-50 не первая попытка создать в нашей стране истребитель пятого поколения, в конце 80-ых активно велись разработки МиГ 1.44 и Су-47, однако ввиду плохого экономического положения, в 90-ых годах эти проекты продвигались крайне медленно и успели отстать от развития технологий. В 2002 году было принято решение начать разработку принципиально нового истребителя пятого поколения, сильно отличающегося от его предшественников. Первый летный экземпляр поднялся в воздух в 2010 и спустя 6 лет истребитель был наконец принят на вооружение.

Технические характеристики самолета до сих пор держатся в секретности, однако о многих его компонентах известно уже сейчас. Т-50 полностью удовлетворяет характеристикам самолета пятого поколения. Основной его особенностью является сверхмалая заметность, которая достигается не только технологией АФАР, но и другими защитными элементами, составляя тем самым своего рода «Умную защиту». В сумме с мощнейшей системой РЭБ, этот самолет является практически неуязвимым, если использовать его по прямому назначению. Он не предназначен для прямого воздушного боя, а мощнейший арсенал современных технологий способен обеспечивать ему серьезное преимущество на расстоянии для нанесения точечных ударов и подавлении ПВО вероятного противника, оставаясь при этом незамеченным. Однако и в ближнем бою Т-50 может за себя постоять и мало кому оставит шансов. Благодаря двигателю с управляемым вектором тяги и высокой маневренности он не уступает фронтовым истребителям, а благодаря современному оборудованию и технологии стелс, он может выйти на цель незамеченным.

В настоящее время Т-50 оспаривает пальму первенства на звание лучшего истребителя с американским Ф-22, и по некоторым характеристикам даже его превзошел. Однако есть у него один недостаток, это высокая цена. Один Т-50 стоят как 4 МиГ-29СМТ, и он долгое время не будет основной рабочей лошадкой наших ВКС, как и у американцев в настоящее время модификации Ф-15 и Ф-18 выполняют большинство необходимых задач и прекрасно с ними справляются.

Основные технические характеристики с двигателем АЛ-41Ф1

Длина — 19 700

Размах крыла — 14 000

Тип двигателя —  турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 15000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 30600 / 37000

Максимальная боевая нагрузка: 10000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2600 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ  — 4300 / 5500 км

Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой — 2700 км

Практический потолок — 20 000 м

 

 

МиГ-35

МиГ-35 это усовершенствованная модификация МиГ-29, которая отвечает всем требованиям современного фронтового истребителя. Несмотря на то, что он проигрывает по ТТХ многим отечественным истребителям, самолет подобного типа необходим для российских ВКС. Основная его задача это завоевание господства в воздухе, быстрое и своевременное нанесение ударов за пределами досягаемости ПВО. Этот самолет не имеет таких впечатляющих характеристик, как самолеты КБ Сухого, однако именно истребители подобного класса являются наиболее востребованными в большинстве армии мира и являются их основными рабочими лошадками. Первый свой полет он совершил в 2007 году и все это время велась доработка самолета, прежде всего на него устанавливалось современная электроника. Именно благодаря ей он относиться к поколению 4++

Основные технические характеристики

Длина — 17 320

Размах крыла — 12 000

Тип двигателя —  Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 9000х2 / 15000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 17500 / 27900

Максимальная боевая нагрузка: 6000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1450 / 2700 км/ч

Практическая дальность — 3500 км

Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой —  2000 км

Практический потолок — 17500 м

 

 

ЯК-130

ЯК-130 это не истребитель, однако не упомянуть его в нашей статье мы не можем. ЯК-130 — легкий штурмовик, а так же учебный самолет для российских ВКС. Это не замена знаменитым «Грачам» СУ-25, однако он может выполнять его функции при необходимости.

Свой первый полет данный самолет совершил в 1996, однако тогда на запуск серии не было денег, да и нужно было еще выиграть конкурс у МиГ-АТ. Первоначально он должен был стать просто учебным самолетом, однако конструкция получилась настолько удачная, что в 2011 году на его базе был создан легкий штурмовик, который может выполнять и боевые задачи.

Основные технические характеристики 

Длина — 11 500

Размах крыла — 9 800

Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный двигатель

Тяга в обычном режиме — 2х2500 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 7700 / 10290

Максимальная боевая нагрузка: 3000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1050 км/ч

Практический потолок — 12 500 м

 

 

Экспериментальный истребитель Су-47 Беркут

Су-47 самый красивый истребитель в мире, однако он так и не пошел в серию. История его разработки началась в конце 80-ых, когда в ЦАГИ было рекомендовано опробовать самолет с обратной стреловидностью крыла. Реализацию проекта поручили КБ Сухого. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в сентябре 1997 года он впервые поднялся в воздух. Именно на его базе и должен был создаваться самолет пятого поколения, малозаметный и сверхманевренный. 

Конструкция обратной стреловидности крыла давала самолету огромные преимущества, например для взлета ему нужно было всего 90м полосы, т.е. он спокойно может взлететь с футбольного поля. Так же самолет обладал очень высокой маневренностью для тяжелого истребителя. Благодаря использованию композитов, серьезно уменьшался вес и увеличивался боевой радиус машины.

Однако именно его уникальная конструкция и подвела Су-47. Для его создания использовалось большое количество композиционных материалов, что уменьшало его живучесть в бою и устойчивость при перегрузках по сравнению с традиционными материалами. Беркут превратился в своего рода красивую и дорогую игрушку, но при этом мало превосходящим по своим ТТХ другие самолеты сухого. Скорее всего реализация подобного проекта в будущем будет осуществлена, однако на текущий момент он просто опередил свое время.

 Основные технические характеристики

Длина — 22 600

Размах крыла — 16 700

Тип двигателя —  Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 12400х2 / 17500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 26500 / 38900

Максимальная боевая нагрузка: 8000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2500 км/ч

Практическая дальность / с 2 ПТБ — 4000 / 5500 км 

Практический потолок — 20000 м

 

 

Экспериментальный истребитель МиГ 1.44

Если в КБ сухого разрабатывали тяжелый истребитель, то тогда же в 80-ых годах КБ Микояна было поручено создание сверхманевренного легкого фронтового истребителя. В ЦАГИ была рекомендована конструкция типа утка, которая и была взята за основу создания нового МиГа. Первоначально разработка шла очень туго, и возможность создания истребителя подобной конструкции рассматривалась крайне скептически. Однако после нескольких лет испытаний, была создана оптимальная компоновка фюзеляжа, которая позволяла создать самолет с заданными проектными характеристиками. Однако развал 90-ых поставил крест на финансировании проекта. Своими силами в КБ Микояна доработали проект, однако после первых полетов в 2000 году на проекте МиГ 1.44 окончательно поставили крест, так на его доработку требовались огромные средства, которых просто не было. К слову проект не открыт до сих пор, и легкий фронтовой истребитель создан на базе МиГ-29.

Основные технические характеристики

Длина — 17 300

Размах крыла — 12000

Тип двигателя —  турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Тяга на форсаже —  18000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 18000 / 23500

Максимальная боевая нагрузка: 8000 

Максимальная скорость на высоте —  2800 км/ч

Практическая дальность — 4000

Практический потолок — 20000 м

 

Сравнительная таблица

  Су-35С Су-34 Т-50 МиГ-35 Як-130 Су-47 МиГ 1.44
Длина 21900 23300 19700 17320 11500 22600 17300
Размах Крыла 14750 14700 14000 12000 9800 16700 12000
Тяга в обычном режиме кгс 8800х2 8250х2 8800х2 9000х2 2500х2 12400х2  
Тяга на форсаже кгс 14500х2 13500х2 15000х2 15000х2 17500х2 18000х2
Максимальная боевая нагрузка кг 8000 9000 10000 6000 3000 8000 8000
Максимальная скорость км/ч 2500 2200 2600 1450 1050 2500 2800
Практическая дальность с боевой нагрузкой км 1580 2200 2700 2000   2000  
Практический потолок м 20000 17000 20000 17500 12500 2000 2000

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о