Скороговорки для развития речи и дикции взрослых длинные – Скороговорки для развития речи и дикции взрослых, у детей и подростков: лучшие, сложные, длинные

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Скороговорки как способ развития речи и дикции у взрослых

Четко поставленные звуки помогают делать речь человека правильной и удобной для восприятия, что играет важную роль в построении карьеры. К тому же общаться с собеседником, который разговаривает так, словно у него рот заполнен кашей, не слишком комфортно. Многие слова искажаются, а звуки теряются. Решить проблему с разборчивостью произношения у людей помогут скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Они заметно отличаются от детских скороговорок своей сложностью.

Скороговорки – что это такое?

Скороговорка – одно либо два и более предложений, представленные запутанными, проблематичными в произношении словами/слогами. Не стоит ставить их в один ряд с рифмованными пословицами. Последние отличаются присутствием конкретного смысла, тогда как скороговорки предназначены исключительно для улучшения дикции и свойств речи.

Скороговорки

Довольно часто скороговорки для развития дикции взрослых звучат смешно. Но это значительно упрощает прохождение занятий, делая их веселыми и увлекательными.

  • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  • Дыроколом протокол проколол прокурор.

Несложные короткие скороговорки на развитие дикции желательно использовать вначале. По мере улучшения речи занятия нужно усложнять, практикуя более длинные и сложные в произношении скороговорки. Они помогают прорабатывать сразу несколько – примерно три – пять – проблемных в выговоре звуков.

  • Кошка на окошке машет мошке.
  • Брови бритвой брил Кирилл.
  • Перелетела перепелица перед перепелом.

До того, как приступить к занятиям, человек должен дать максимально объективную оценку своей речи. Каждая из скороговорок предназначена для проработки определенного звука. И перед выбором нужно проанализировать разговор, выявив проблемные звукосочетания. С помощью правильно подобранных скороговорок можно улучшить дикцию, решить сложности с артикуляцией и темпом речи.

Во время занятий важно помнить следующее. Если человек разговаривает быстро, «проглатывая» некоторые звуки, то скороговорки на этапе их изучения надо озвучивать в медленном темпе, внятно выделяя все фонемы.

Самой сложной и длинной скороговоркой считается Лигурия. Она представляет собой логичный по повествованию рассказ, но составлен он исключительно из трудных в произношении предложений. Используется в качестве корректировки и улучшения дикции для профессиональных ораторов и дикторов.

Как сделать выбор

До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.

  • Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
  • Вся братва в дрова во дворе трава.
  • Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.

Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.

Гимнастика для тренировки артукуляционного аппарата

Упражнения для улучшения дикции нельзя практиковать, не научившись управлять губами и языком – главными участниками артикуляции. Именно развивающая речевая физкультура позволит подготовиться к произношению сложных скороговорок.

скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Занятия нужно проводить ежедневно. Длительность каждого составляет три – шесть минут. Упражнения выполняются в положении сидя, спина должна быть прямой, но не напряженной.

Чтобы иметь возможность проконтролировать упражнения, делать их нужно строго перед зеркалом. Каждое движение проводится до незначительного напряжения лицевых мускулов.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице улыбка, обнажающая оба зубных ряда. Зафиксироваться на 15 секунд.
  • Собрать губы в трубочку. Представить, что перед вами пушинка, и дуть на нее.
  • Чередование сдувания пушинки с широкой улыбкой. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Нужно открывать и закрывать рот.
  • На лице улыбка с приоткрытым ртом. Язык расслабить и уложить на поверхность губы.
  • Рот открыт. Напрягайте и высовывайте язык.
  • Трогайте острым кончиком языка область за верхним зубным рядом.
  • Прижмите кончик языка к области за нижним зубным рядом.
  • Двигайте языком вверх-вниз, дотрагиваясь им за верхним/нижним зубным рядом.
  • Язык вниз, не выдвигая его изо рта, и отодвинуть назад. Затем по очереди трогать им заднюю поверхность резцов.

Подобные занятия отлично подготовят артикуляционный аппарат к произношению словосочетаний, которые вызывают сложности.

Тренировка гласных

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых помогают совершенствовать произношение согласных. Помимо тренировки артикуляционного аппарата, важно быть знакомым с правильным произношением гласных звуков. Верное расположение языка и губ во время их озвучивания, значительно облегчает постановку проблемных согласных букв.

скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Артикуляционные правила для гласных звуков:

  • «А». Рот открыт. Форма – большой круг. Сложите пару пальцев в высоту и разместите их в межзубное пространство. Нижний зубной ряд спрятан за губами, верхний остается открытым. Делайте вдох – задержка воздуха в легких – выдох, на фоне которого тихо произносится звук.
  • «У». Губы вытянуты вперед «уточкой». Звук произносится на выдохе. Звучать он должен как можно дольше.
  • «О». Сложите губы «кольцом». Слегка их вытяните. Разместите в межзубной щели палец. Выдыхаемый воздух свободно проходит через свободное пространство между зубными рядами, не «упираясь» ни в поверхность зубов, ни в нёбо.
  • «Ы». Положите между рядами зубов мизинец. Широко улыбнитесь, челюсть чуточку выдвиньте вперед. Воздух должен проходить через получившуюся щель.
  • «И». Поставьте кончик мизинца между зубами. Звук необходимо произносить, освобождая легкие от воздуха. Он должен проходит строго между зубами. Если будут ошибка, то будет слышен легкий свист.

Как заниматься

До начала занятий необходимо детально ознакомиться с теорией их проведения.

  1. Тренировка всегда проводится поэтапно. Вначале текст необходимо произнести медленно, по слогам, проговаривая каждый звук.
  2. Темп озвучивания скороговорки нужно увеличивать постепенно, не форсируя событий. В противном случае человек будет запинаться, и пользы такие занятия не принесут.

Скороговорки для взрослых надо проговаривать, контролируя артикуляцию и дикцию.

скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Дополнительные рекомендации будут следующими:

  • Начиная занятия, понравившиеся скороговорки нужно проговаривать несколько десятков раз за день. Длительность одного «урока» не меньше 5 минут.
  • Выбранные скороговорки необходимо распечатать достаточно крупным текстом на отдельном листке бумаги. Разместите их в самых видных местах – например, на холодильнике, компьютерном столе и т.д. – чтобы они постоянно привлекали внимание человека.
  • Скороговорки необходимо заменять другими – полностью весь список – каждые 10 – 12 дней. Это позволит внести разнообразие в занятия и исключит привыкание артикуляционного аппарата к однообразному произношению.
  • Скороговорки должны обязательно содержать проблемные звуки, которые необходимо исправить и закрепить.

Скороговорки для развития речи взрослых достаточно сложные, и чтобы не ухудшить имеющуюся проблему, пытаться произнести текст быстро не стоит. Слова желательно проговаривать неспешно и максимально ритмично. Важно понимать смысл озвучиваемого текста.

  • Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
  • Протокол протоколом запротоколировал.
  • Цапля с цыпленком цепко сцепились.

Наращивание темпа проходит постепенно. Человек должен стремиться к тому, чтобы произносить скороговорку на одном дыхании. Очень важно четко озвучивать окончания слов, делая акцент на согласных звуках.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Каждое занятие желательно фиксировать на диктофонной записи, чтобы имеет возможность прослушивать ее позднее. Это поможет отслеживать, улучшается ли дикция и над какими звуками еще необходимо хорошо поработать.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Еще полезные советы

скороговорки для развития речи и дикции взрослых

  1. Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
  2. Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
  3. Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
  4. Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
  5. Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
  6. В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
  7. Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.

Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.

Мотивационный блог VergulenKo.com | Прикольные скороговорки на «Р» для тренировки и развития дикции

Скороговорки на "Р" для взрослых и детей - фото

Работать со скороговорками полезно не только для устранения дефектов речи и развития дикции, но и для повышения самооценки, уровня уверенности в себе и просто для удовольствия. Наша речь это то, что почти всегда на виду. Ведь большая часть нашей жизни проходит в постоянном общении. И от качества собственной речи зависит, как отношение к нам окружающих, так и наше внутреннее состояние.

5 коротких скороговорок для взрослых

А потому, независимо от того, является ли хорошо поставленная сценическая речь вашей профессией или нет, вам необходимо время от времени практиковаться в проговаривании скороговорок на «р». Педагог по сценической речи, Иван Диденко, даст вам несколько напутственных советов о том, как правильно работать со скороговорками. Это займёт 2 минуты. А затем в путь!

***
На дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова
Дрова вдоль двора, дрова поперёк двора
Дрова вверх двора, дрова вних двора
Дрова вглубь двора, дрова в ширь двора
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Надо дрова выдворить
Выдворить, выдворить
На дровяной двор
На дровяной двор
На дровяной двор

***
Бобр добр до бобрят.

***
Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»?
И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ.

***
Пекарь Петр пек пирог.

***
У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

***
Перед коровой короб корок.

***
Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь,
позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

***
На карнавале короновали клонированного крокодила.

***
Три вороны на воротах.

***
На дворе дрова, за двором дрова,
дрова вширь двора. Не вместит двор дров,
надо дрова выдворить на дровяной двор.

***
В Каракалпакии каракалпак окаракалпачивал окаракалпачиванием каракалпаков.

***
Добры бобры идут в боры.

***
У Алекса был кларнет,
а у Даши были кораллы.
Алекс украл у Даши кораллы,
а Даша у Алекса украла кларнет.

***
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

***
Карл у Клары украл кораллы,
а Клара-краля подкралась к ларю,
да и украла у Карла кларнет.

***
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

***
У Кондрата куртка коротковата.

***
У редьки и репки корень крепкий.

***
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет.

***
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***
Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***
Все скороговорки в мире не выговорить и не выскороговорить!

***
У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***
На дворе – трава,
На траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

***
Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А Карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары крали не крал кораллы,
То карлица краля Клара у карлика лекаря Карла, не крала бы кларнет.

***
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

***
Сыворотка из-под простокваши.

***
Теоретизировали — теоретизировали и дотеоретизировались.

***
Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.

***
Наши покупки — крупы да крупки.

***
По двору, подворью –
В добром здоровье.

***
Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

***
Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***
Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

***
Королева кавалеру подарила каравеллу.

***
С другом дружи, а другому не груби.

***
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

***
Сыпь песочек в черненький черепочек.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!

***
Проговори говорилки-приговаривалки.
Приговариваю к проговариванию говорилок-проговаривалок.

***
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***
Три вороны на — воротах.
Три сороки – на пороге.

***
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***
Резанул резоном резво разнесенный резонанс.

***
Тридцать три трубача трубят тревогу.

***
Рим-пилигрим забрался на трактир и Рим-пилигрим обозлился на весь мир.

***
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.

***
Хорош в дорожку пирог с горошком.

***
Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***
Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

***
Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.

***
У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***
В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***
Во дворе — горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.

***
Идут бобры во сыры боры.

***
Наш Абросим есть не просит.
А есть – не бросит.

***
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***
Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

***
Скажет друг дружке,
А дружка – подружке,
А подружка – борову,
А боров — всему городу.

***
У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***
На дворе дрова топорами рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.

(Просмотров: 14 025)

Комментарии

+125 к Карме за комментарий

Скороговорки для развития дикции ч.2

Самые сложные и современные скороговорки и чистоговорки.

Во второй части сборника скороговорок представлены самые разнообразные скороговорки для развития речи и для развития дикции. В основном опубликованы самые популярные и действительно помогающие развитию дикции как у детей, так и у взрослых! Скороговорки подходят для всех и являются тренировкой во многих жизненных ситуациях, будь то тренировка перед пением (распевка), будь то подготовка к важной встрече/ конференции, будь то постановка и развитие речевых навыков у ребенка. В разделе «Скороговорки» представлены также всеми известные скороговорки «Лигурия» и скороговорка «Про китайцев», которые мы советуем осваивать только после тренировки на более простых скороговорках.

Саша шапкой шишку сшиб.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, 
срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла.
Свиристель свиристит свирелью.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).
У ежа ежата, у ужа ужата.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Сени с Саней в сетях сом с усами.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
Четверть четверика гороха, без червоточинки.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Яшма в замше замшела.
Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
А мне не до недомогания.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Боронила борона по боронованному полю.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, 
жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Все бобры для своих бобрят добры.
Вставай, Архип, петух охрип.
Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку -
испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи.
Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Инцидент с интендантом.
Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара-краля кралась к Ларе.
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб; грабь граблями сено, краб!
Кукушка кукушонку сшила капюшон. 
Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Курфюрст скопроментировал ландскнехта.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Либретто “Риголетто”.
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
На речной мели мы на налима набрели.
На ура у гуру инаугурация прошла.
На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
Невелик бицепс у эксгибициониста.
Недопереквалифицировавшийся.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог.
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
Около колодца кольцо не найдется.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
Осип охрип, а Архип осип.
От топота копыт пыль по полю летит.
Окола кола вьюн и хмель вьются на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
Прыгают в поле сорок сорок,
десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?
Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
Прецедент с претендентом.
Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых, у детей и подростков: лучшие, сложные, длинные

Лучшие скороговорки для развития речи и дикцииСкороговорки – это наипростейший и доступнейший способ улучшить собственную артикуляцию без финансовых затрат на занятия с логопедом или специалистом ораторского искусства. Но вот если бы была такая скороговорка, научившись произносить которую, можно было бы вещать не хуже ведущего на телевидении… Русский язык может похвастаться такой! «Лигурия» – самая длинная скороговорка, разучив которую, можно виртуозно овладеть своим речевым аппаратом.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

По разным оценкам специалистов, от 15 до 30% населения имеют проблемы с речью. Самые часто встречаемые проблемы:

  • «Гхе»-канье – самый легкий дефект дикции, который может быть приобретенным или врожденным. Получить такой «подарок» в свою речь можно после продолжительного общения с жителями юга России или востока Украины.
  • Коверканье или невыговаривание грассирующего звука «р». Это самый сложный для произношения звук, поэтому насчитывается более тридцати вариантов его искажения. Иногда причина этого – укороченная подъязычковая связка, но чаще всего это следствие слабости мышц языка и привычка, которую легко побороть.
  • Шепелявость. Ее причина может быть в неправильном прикусе, отсутствии зубов или пирсинге языка, но чаще всего виной тому опять же слабые мышцы языка.
  • Нечеткое произношение согласных. Люди часто преувеличивают значение гласных, и поэтому как бы «съедают» согласные звуки, от чего получается «каша во рту». В переносном, конечно, смысле.

Существует три основных способа, которые могут помочь справиться самостоятельно с самыми распространенными дефектами дикции:

  1. Прослушивание своего голоса на диктофонной записи. Часто люди сами не замечают своих недостатков в речи. И если детям делают замечания родители, чтобы поправить произношение, то по поводу неправильной дикции взрослых принято тактично помалкивать. Поэтому полезно включить диктофон и громко прочитать страницу любимой книги, а потом прослушать запись.
  2. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на укрепление и развитие слабых мышц языка для четкости дикции и правильности произношения. Для каждого звука существуют свои упражнения, поэтому, выявив свои недостатки после прослушивания собственного голоса, можно определить необходимый тренировочный комплекс.
  3. Произношение скороговорок. Небольшие фразы, построенные так, чтобы затруднить скоростное прочтение вслух – это прекрасный способ избавиться от косноязычия. Равно как и всякое упражнение, совершенствующее произношение, они рассчитаны на выработку четкости выговаривания звукосочетаний или же некоторых отдельных звуков.

Самая длинная скороговорка в мире

«В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа…» в провинции Италии, называемой Лигурией, начинают развиваться события наиболее длинной во всех языках скороговорки, собравшей в смешное повествование более четырех сотен слов из двух с лишним тысяч русских букв.

Даже профессиональному диктору на ее прочтение придется затратить не менее двух с половиной минут. Часто люди этой профессии используют данную скороговорку как предэфирную разминку, но не обязательно быть диктором, чтобы посредством «Лигурии» улучшать красоту своей речи и дикцию.

Для этого следует лишь выполнить несложные действия:

  • разделить «читалку» на отдельные фрагменты;
  • распечатать и развесить их перед глазами в месте, где обычно вы относительно свободны, чтобы уделить время речевой гимнастике;
  • читать «Лигурию» по три раза в день, делая это медленно, не сжевывая окончания и следя за правильностью ударений в словах;
  • постепенно увеличивать темп произношения и периодически прослушивать запись собственного произношения скороговорки.

Спустя непродолжительное время, усложнить тренировку дикции можно будет орешками во рту, по примеру Диогена. Выполняя эти несложные рекомендации, уже через 4 – 5 недель удастся похвастать четким произношением наиболее длинной «читалки» в мире, зачитав ее друзьям и близким по памяти.

Сложные тесты для дикции взрослых

Не только дети, как это чаще всего происходит, но и взрослые могут невнятно или неправильно произносить те или иные слова. Справиться с этим недостатком поможет работа со сложными текстами для совершенствования дикции. Текст самой длинной скороговорки – это еще и пример именно такого сложного текста.

Конечно, не обязательно стараться осилить его сразу в полном объеме, а можно разбить на отдельные фрагменты, например:

  • «…рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба…», – удобный фрагмент для усовершенствования звука «р»;
  • «…Сонька – Сашкина подружка – шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки…», – с юных лет знакомый отрывок с трудно произносимыми шипящими;
  • «…цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь…».

Чтобы тренировки давали больший эффект, следует придерживаться таких правил:

  1. Уделять проговариванию сложно произносимых фраз не менее 10 – 15 минут по 5 – 10 раз в день.
  2. Менять репертуар чистоговорок каждые десять дней.
  3. Усложнять упражнение, занимаясь в условиях, когда дыхание может сбиться, например, на занятиях бегом или другими физическими упражнениями.

Для развития речи у детей

Разделение скороговорок на детские и взрослые весьма условно. К последней группе можно отнести фразы, состоящие из слов, смысл которых детям еще не известен. Но с трех до восьми лет все же лучше работать с отрывками и стишками, нацеленными на выработку автоматизма в выговаривании согласных в разных сочетаниях с гласными.

С трехлетками можно начинать проработку свистящих звуков с-сь и з-зь, например:

  • Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса;
  • Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

С четырех-, пятилетками можно прорабатывать шипящие (ж, ш, ч, щ) и звук л, взяв за основу следующие фразы:

  • Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи;
  • Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

А начиная с достижения пятилетнего возраста до восьми лет нужно научить ребенка выговаривать самый сложный звук русского языка – «р». Подобные скороговорки можно придумывать самостоятельно с ребенком, попутно развивая его сочинительские способности, или использовать уже готовые фразы.

Длинные, но смешные скороговорки

Самая длинная скороговорка содержит много нелогичных и забавных фактов, поэтому ее можно назвать еще и самой смешной. Но скороговорки – это один из видов народного творчества, которые придумывались испокон веков для улучшения дикции, да и просто для увеселения. Ведь труднопроизносимые словосочетания могут ой как рассмешить, если попытаться произнести их быстро и без предварительной тренировки.

Часто смешные скороговорки складывались в смешные стишки:

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Ну а если попытаться составить топ-лист самых смешных и длинных скороговорок, то можно выделить три следующие, располагая от более длинной к менее:

  1. «Лигурия» – самая длинная из скороговорок.
  2. «Арбуз» – рифмованный стишок-скороговорка, в котором в каждой строчке по фразе на одну из букв русской азбуки в алфавитном порядке.
  3. Чистоговорка про хороводоводов и хороводоведов, которая если уступает по длине двум предыдущим, то уж никак не уступит в сложности.

Напоследок стоит отметить, что упражнения со скороговорками пригодятся и тем, кто изучает иностранный язык. В этом случае, тренируясь в быстром произношении скороговорок на изучаемом языке, можно полностью избавиться от русского акцента. Этот эффект, достигнутый однажды, останется даже после прекращения занятий.


Поделиться новостью в соцсетях Когда, как и чем можно парить ноги детям? « Предыдущая запись Оригинальные поделки из тыквы своими руками Следующая запись »

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о