Самолет утенок су 34 – Су-34 по прозвищу «Утенок»: лучший бомбардировщик армии России — Армия и ОПК

Су-34 по прозвищу «Утенок»: лучший бомбардировщик армии России — Армия и ОПК

Сотый новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 выпущен Новосибирским авиационным заводом им. В.П. Чкалова. Об этом сообщил 19 августа на своей официальной странице в Facebook вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ «УТЕНОК»

Су-34 Валерий Шарифулин/ТАСС

Су-34

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж — два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют «Утенком» за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет — любимец многих пилотов — наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. «Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, — прим. ТАСС)», — признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС

Су-34

© Марина Лысцева/ТАСС

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях — таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback — «Защитник». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС© Богдан Руденко/пресс-служба Минобороны России

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

«Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета», — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Самолет Су-34 обладает возможностью летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Таких «способностей», по мнению Литовкина, нет ни у одного истребителя в мире, в том числе у разрекламированных американских F-22 и F-35.

Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «удара в спину» вражеского самолета.

По данным из открытых источников, длина самолета — 23,3 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 14,7 м. Практический потолок — 14 тыс. 650 м. Дальность полета — 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км — с дозаправкой; боевой радиус действия — до 1,1 тыс. км. Взлетный вес — 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки — 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС
© Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны России

Интерес зарубежных заказчиков к российским самолетам, особенно истребителям-бомбардировщикам Су-34, после операции в Сирии вырос, в частности, интерес проявляет ряд стран Ближнего Востока.

Несомненно, увеличился интерес, я хочу сказать, что еженедельно десятки делегаций «Рособоронэкспорта» находятся в зарубежных командировках, очень интенсивный процесс переговоров со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Азии и так далее

Сергей Гореславский

Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта»

В 2015 году «Рособоронэкспорт» инициировал подготовку паспорта экспортного облика для Су-34. В 2016 году может быть подписан ожидаемый контракт с Алжиром на поставку фронтовых бомбардировщиков.

Переговоры по данному вопросу уже идут и находятся в продвинутой стадии, контракт еще не подписан. Алжирская сторона давно хотела Су-34, но раньше на эту машину не было паспорта экспортного облика. Сейчас он уже имеется. Думаю, в середине 2016-го или до конца года контракт будет точно подписан

Источник в ОПК

ГЕОГРАФИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС

Су-34

© Марина Лысцева/ТАСС

Впервые боевое применение Су-34 было в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году. Он использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО при помощи станции помех «Хибины».

Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитным ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС под Гори.

‘ТАСС/Минобороны России’

С 2015 года в телевизионные кадры хроники операции ВКС РФ в Сирии этот самолет попадает неоднократно. За его успешной работой с интересом наблюдают иностранные военные специалисты, многочисленные эксперты и аналитики.

Су-34 вылетали на задание не только с авиационными бомбами ОФАБ-500 и корректируемыми авиабомбами КАБ-500, но и с ракетами «воздух-воздух» малой и средней дальности.

В состав номенклатуры применяемых авиационных средств поражения Су-34 входят ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (AA-11 Archer, по классификации НАТО) и средней дальности Р-27 (AA-10 Alamo, по классификации НАТО).

‘Телеканал «Звезда»/YouTube’

Самолет может нести до шести ракет Р-73 на пусковых устройствах, расположенных на законцовках или под консолями крыла и до восьми ракет семейства Р-27, которые могут быть установлены на авиационных катапультных или пусковых устройствах как под крылом, так и на подфюзеляжных узлах подвески.

Весной 2016 года Су-34 впервые применялись для ликвидации ледовых заторов. Они стали причиной самого масштабного за последние 20 лет паводка на реке Северная Двина в Вологодской и Архангельской областях. Бомбардировщики выполнили по два захода и сбросили восемь бомб общей массой 4 т.

16 августа Су-34 были впервые использованы с иранского аэродрома Хамадан для атаки по боевикам в Сирии. В вылете участвовали также дальние бомбардировщики Ту-22М3. Они нанесли удар по объектам запрещенных в РФ группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (организации запрещены в РФ) в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб.


В видеоролике использована воздушная съемка самолета Су-34 операторами Агентства «Военинформ» Министерства обороны РФ.

Су-34: четверть века на службе ВВС России — ФОТО

tass.ru

бомбардировщик Су-34 за 60 секунд

Су-34 создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, при этом конструкторы учитывали наличие у вероятного противника большого количества истребителей четвертого поколения. Именно поэтому самолет способен не только наносить удары по наземным целям, но и вести воздушный бой.

История создания

Базовая модель Су-34 — тяжелый истребитель Су-27, однако в конструкцию были внесены серьезные изменения. В первую очередь они коснулись кабины: пилоты сидят в ней рядом, а не друг за другом. Это облегчает работу и коммуникацию членов экипажа. Кроме того, самолет выполнен по схеме «продольный триплан», что позволило улучшить его маневренные характеристики.

По сравнению с Су-27 была увеличена полезная нагрузка и запас топлива. Первый полет машина совершила 13 апреля 1990 года, но сложная экономическая ситуация в стране позволила начать производство только в 2008 году.

Из-за характерной приплюснутой формы носовой части в войсках получил прозвище «утенок». Всего на вооружении стоит более 100 бомбардировщиков.

Интересные факты

— РЛС переднего обзора способна обнаруживать наземные и воздушные цели на расстоянии до 250 км, 4 из которых самолет способен обстреливать одновременно;

— РЛС заднего обзора в контейнере между двигателями позволяет обнаруживать атаку в заднюю полусферу;

— Несет средства РЭБ, которые уменьшают вероятность поражения Су-34 системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз и способны подавлять как радары самолетов, так и средств ПВО;

— Благодаря этому бомбардировщик может использоваться в том числе и как самолет радиолокационной борьбы;

— Кабина самолета имеет размеры, достаточные для того, чтобы пилоты могли во время дальнего перелета встать в полный рост и размяться, кресла оснащены системой электромассажа;

— Пилоты могут приготовить пищу в микроволновой печи, на борту есть кондиционер и биотуалет.

Характеристики  

Длина: 23,3 м

Размах крыла: 14,7 м

Высота: 6,09 м

Максимальная взлетная масса: 45 000 кг

Максимальная боевая нагрузка: 9000 кг, 12 000 кг при боевом радиусе менее 1000 км

Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1

Тяга на форсаже: 2 × 13 500

Максимальная скорость: 2200 км/ч (1,8 М)

Перегоночная дальность: 4000 км (7000 км с ПТБ)

Боевой радиус: 1100 км

Практический потолок: 17 000 м

tvzvezda.ru

Характеристики российского самолёта-истребителя Су 34

Су 34 относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34

Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего Су 34 получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Су 34 взлет

Су 34 взлет

Конструктор позаботился о защите пилотов.  Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость Су 34 неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Су 34 кабина

Су 34 кабина

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика Су 34

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Полезная нагрузка – 8 т
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения Су 34, в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов
Су 34

Су 34

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях Су 34 принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, Су 34 разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть Су 34 из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Су 34 вид снизу

Су 34 вид снизу

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения Су 34. 18 апреля 2016 года пара Су 34 разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Су 34 Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Су 34

Су 34

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, Су 34 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика Су 34, производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»

Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»

Видео самолёта-истребителя Су 34:

 

aviarf.ru

Су-34 «Утёнок» — незаменимый самолёт для авиации ВКС России

Су-34 «Утёнок» - незаменимый самолёт для авиации ВКС России

Су-34 — новейший российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик. В СМИ и в ВКС России самолёт имеет неофициальное название «Утёнок», предназначен для замены устаревших самолетов Су-24М и Су-25. Су-34 предназначен для решения широкого спектра задач: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, уничтожение надводных кораблей, ведение радиоэлектронной борьбы, уничтожение воздушных целей и нанесение стратегических ударов (в том числе ядерных).

Истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет сверхманевренность, единственная фигура высшего пилотажа недоступная Су-34 это «Кобра Пугачева». Су-34 имеет большой боевой радиус действия, при использовании подвесных топливных баков и малой боевой нагрузке самолёт способен использоваться в качестве стратегического бомбардировщика.

Су-34 на авиабазе

История разработки

Предшественниками Су-34 были фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-бомбардировщик Су-17 и Миг-27. Су-24 был специализированным бомбардировщиком, предназначенным для бомбовых ударов. Фронтовой бомбардировщик Су-24 мог атаковать цель на малых высотах (50-150 метров), для этого он имел автоматическую систему огибания рельефа местности. Атака на малой высоте затрудняла обнаружение самолета вражескими радарами и повышала точность бомбометания.

Су-24М имел крыло изменяемой стреловидности, что повышало его аэродинамические характеристики, на больших скоростях полёта более эффективна большая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая. Модернизированный Су-24М получил усовершенствованную авионику (самолёт смог использовать корректируемые авиабомбы КАБ-500, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод», Х-29) и некоторые другие улучшения.

Полет Су-34 на околозвуковой скорости

Фронтовой бомбардировщик Су-24М мог использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-77. Однако самолет третьего поколения легко засекался вражескими РЛС, имел малую бомбовую нагрузку (стандартно 4 тонны, максимально 7,5), не был способен эффективно противодействовать вражеским истребителям (самолет не имел высокой маневренности, эффективного вооружения класса «воздух-воздух»), имел очень маленький боевой радиус (500 км со стандартной нагрузкой 4 тонны, при нагрузке 7,5 тонны радиус был менее 350 км).

Самолеты Су-17 и Миг-27 имели еще меньшую бомбовую нагрузку (около 2-3 тонн), были в большей степени истребителями, чем бомбардировщиками. Су-25 был штурмовиком и не имел столько возможностей, сколько бомбардировщик (за исключением модернизированных версий). К тому же к концу 80-х все эти самолеты устарели по большинству показателей и не отвечали современным требованиям. Был нужен принципиально новый самолет.

Радиолокационная станция Ш-141

Самолет Су-34 имеет радиолокационную станцию Ш-141 предназначенную для обнаружения широкого спектра целей. РЛС обеспечивает обнаружение:
— крупных наземных целей до 200-250 км;
— наземных целей в среднем до 150 км;
— танковые колонны до 75 км;
— крупных транспортных самолетов (без стелс) до 250 км;
— истребителей (поколения 4, 4+,4++) до 90 км.

Так же самолет имеет РЛС заднего обзора, способную засекать вражеские ракеты и самолеты, попытавшиеся атаковать Су-34 сзади. Дальность обнаружения целей в задней полусфере порядка 5-20 км (отсутствуют точные данные в прессе, для ракеты дальность обнаружения меньше, для самолета больше). Многими экспертами высказывается мнение, что самолет может наводить ракеты на цели, находящиеся в задней полусфере (что в свою очередь является уникальной технологией).

ТРДД АЛ-31Ф-М1

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф-М1 с форсажной камерой. Двигатели АЛ-31Ф-М1 развивают максимальную тягу 13300 кгс. Максимальная скорость при использовании данных двигателей доходит до 1900 км/ч.

Назначение Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по широкому спектру цель: от одиночных танков и БМП до крупных промышленных объектов и кораблей.

Су-34 имеет 12 узлов подвески вооружения; может использовать всю номенклатуру неуправляемых авиабомб калибром до 1500 кг; корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500; всю номенклатуру неуправляемых авиационных ракет; управляемые ракеты Х-29, Х-58, Х-15, Х-59 «Овод», Х-55/555, Х-35 «Уран» и Х-31. Стандартный боевой радиус действия 1100 км (с меньшим вооружением и подвесными топливными баками радиус действия до 3500 км).

Пуск ракеты

Боевое применение

1. Пятидневная война (август 2008 года) в Южной Осетии: Су-34 в количестве 2-х единиц применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех «Хибины» (еще до принятия на вооружение).

2. Военная операция России в Сирии (с 30 сентября 2015 года).

Красивый эффект от испарения влаги при в процессе преодоления звукового барьера

Модернизация Су-34

Су-34М — перспективная модернизация российского истребителя-бомбардировщика Су-34 «Утёнок». Самолёт получит усовершенствованную электронику, новые двигатели семейства АЛ-41Ф, сможет использовать новые типы ракет (Х-59МК2). Внешне самолёт не будет отличаться от базовой версии. Изменения коснутся авионики, средств РЭБ и двигателей.

Высказывается мнение, что на самолёте заменят прицельно-навигационный комплекс «Платан» на модернизированный или новый комплекс. Также планируется сильно повысить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ), путём добавления нового съемного контейнера, который будет крепиться на одной из 12 точек подвески самолёта. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибина», расположенный в двух контейнерах на законцовках крыльев останется и будет дополнять новый комплекс РЭБ.

Самолёт получит перспективную управляемую ракету класса «воздух-поверхность» большой дальности Х-59МК2. Ракета будет иметь максимальную дальность 285 км, на ней будут частично применены технологии снижения радиолокационной заметности (стелс).

Авиационная управляемая ракета Х-59МК2

Длина ракеты составляет 4,2 метра. Х-59МК2 оснащена складным крылом, длина которого от одного конца до другого 2,45 метра. Стартовый вес ракеты около 770 кг. Ракета способна запускаться на высотах от 200 метров до 11 км при скорости полёта от 0,5 до 0,9 Махов (один Мах равняется скорости звука). Во время запуска цель должна находиться в передней полусфере в пределах 90 градусов.

Ракета Х-59МК2 летит на высоте 50-300 метров, скрываясь от радаров противника (радары плохо обнаруживают цели на малых высотах, так как они «сливаются с поверхностью земли»). Вероятное отклонение ракеты от цели не превышает 5 метров (при максимальной дальности в 285 км)!

Боевая часть ракеты имеет массу 310 кг, что позволяет ракете наносить большой урон вражеским целям. Также большая масса БЧ позволит уничтожать широкий спектр целей (от кораблей и промышленных объектов до колонн бронетехники и зенитно-ракетных комплексов). Ракета имеет малогабаритный турбореактивный двигатель, способный развивать скорость до 1000 км/ч. Помимо Су-34М, ракету способен использовать самолёт пятого поколения Су-57.

Данная ракета существенно повысит возможности и перспективного истребителя-бомбардировщика Су-34М и перспективного истребителя пятого поколения Су-57.

Весьма вероятно, что Су-34М сможет использовать ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 и КС-172.

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37

Максимальная дальность пуска Р-37 составляет 300 км. Такая большая дальность позволяет ракете уничтожать на больших дистанциях вражеские стратегические бомбардировщики и крупные транспортные самолёты. Боевая часть ракеты порядка 60 кг. Стартовая масса ракеты 600 кг.

Ракета состоит на вооружении ВКС России и используется высотными истребителями-перехватчиками Миг-31БМ и многоцелевыми истребителями Су-35С. Некоторые источники утверждают, что также ракету способны нести самолёты Су-27. Вероятно, Су-27 нуждаются во внешнем целеуказании при пуске на предельные дальности, потому что их радары не способны засекать на таких больших дистанциях воздушные цели.

Также, вероятно, Су-34М смогут нести перспективные ракеты КС-172 с максимальной дальностью пуска 400 км.

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф

Самолёт Су-34М получит новые двигатели с большей реактивной тягой. Двигатели будут иметь отклоняемый вектор тяги, что повысит маневренность самолёта. Новые двигатели нужны самолету, так как Су-34 весит в полтора раза больше, чем Су-27 на базе которого он разработан.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утёнок» является грозным оружием за счёт мощного и разнообразного вооружения, систем РЭБ, большого боевого радиуса и отличной маневренности. Модернизированная версия повысит возможности Су-34.

/Александр Растегин/

army-news.ru

как Су-34 наводит ужас на террористов

Тактика дальнего боя

Новейшему российскому истребителю-бомбардировщику Су-34 не впервой быть испытанным реальными боевыми действиями. В августе 2008 года пара этих самолетов впервые появилась над районами боестолкновений во время операции по принуждению Грузии к миру, произведя там настоящий фурор. Тогда российские Су-34 были задействованы в подавлении средств радиоэлектронной борьбы грузинских сил ПВО.

Эта задача была успешно решена за счет применения бортового комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины», который обеспечил радиопеленгацию зондирующих сигналов радиолокаторов, искажая параметры отраженного сигнала. Кроме того, бортовым вооружением Су-34 по позициям зенитно-ракетных комплексов грузинских формирований были нанесены несколько бомбо-штурмовых ударов, что позволило полностью нейтрализовать средства ПВО в районе Гори.

Сегодня в составе авиационной группы ВКС России в Сирии, находящейся на авиабазе «Хмеймим» в Латакии, также имеется несколько (по некоторым данным шесть) этих новейших российских истребителей-бомбардировщиков. Новейших, потому что государственные совместные испытания этих самолетов завершились только в конце 2010 года, а окончательное решение об их принятии на вооружение ВВС России состоялось в марте 2014 года.

Из-за характерной внешности, а именно приплюснутой носовой части, в войсках самолет прозвали «Утенком». О том, как показывает себя в сирийском небе эта «птичка», лучше всего свидетельствуют результаты ее боевой работы.  В частности, как сообщило на днях Управление пресс-службы и информации Минобороны России, именно с помощью Су-34 были уничтожены объекты террористов в районе населенных пунктов Мадан-Джадид, Ракка, штаб и пункт управления боевиков ИГ в окрестностях Дейр-Хафира и Эль-Баба. В районе Тель-Биса удары были нанесены по складам боеприпасов, которые в результате налета были полностью уничтожены.

Боевое применение Су-34 именно в Сирии производится с высоты пять тысяч метров. Известно, что нахождение на таком эшелоне практически полностью исключает вероятность поражения переносными зенитными ракетными комплексами типа «Стингер». В то же время бортовое прицельно-навигационное оборудование Су-34 дает возможность обеспечить попадание по любым наземным объектам с абсолютной точностью. Как подчеркнул официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков, «с применением данного типа самолетов удары могут наноситься по объектам террористов на всей территории Сирии».

Весь спектр боевого применения

Су-34 – уникальный, многопрофильный самолет. Он предназначен не только для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземному противнику в оперативной и тактической глубине, но и для гарантированного поражения воздушных целей. По своим боевым возможностям этот истребитель-бомбардировщик относится к поколению самолетов 4+.

Высокие летно-технические и маневренные характеристики, наличие цифрового радиоэлектронного оборудования, прицельных систем большого радиуса действия, современной бортовой системы связи и информационного обмена, а также высокоинтеллектуальной системы радиолокационного противодействия и обороны отличают эту машину от иных аналогов. По сути, в сирийском небе сегодня устроено «дефиле» новейшей российской авиационной техники.

Уникальна даже система размещения экипажа. Летчик и штурман сидят здесь не один за другим, как в прочих моделях боевых самолетов, а рядом друг с другом. Удивительно, но внутри самолета можно встать, размять ноги. В кабине даже имеется небольшой санузел, есть кухня с микроволновкой. К слову, наличие этих удобств, а еще внутренних топливных баков большой емкости с возможностью подвески дополнительных резервуаров и системой дозаправки в полете, позволяет самолету проводить в воздухе до десяти часов без посадки.

Конечно, в Сирии сейчас востребованы совсем не эти характеристики. Аэродром в Латакии не настолько удален от позиций террористов, чтобы лететь до них несколько часов, да еще и заправляться в воздухе. Куда больше востребованы боевые возможности Су-34. У самолета имеется 12 точек подвески бортового вооружения. В частности, как рассказали в штабе Воздушно-космических сил, машина может комплектоваться бомбами КАБ-1500 и КАБ-500, бомбами весом в 250 и 100 килограммов. Кроме того, самолет может комплектоваться четырьмя блоками неуправляемых авиационных ракет либо управляемыми авиационными ракетами «воздух-поверхность» (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35 количеством до шести штук), либо двумя Х-58 (У) и Х-59 (М).

В воздушном бою приоритет обеспечивается за счет применения управляемых авиационных ракет «воздух-воздух» средней дальности (Р-27, РВВ-АЕ) и ракет ближнего боя (Р-73). Поражение воздушных целей на перехвате, а также уничтожение наземных объектов в пикировании обеспечивается встроенной пушечной установкой ГШ-301 калибром 30 мм. Общий вес боевой нагрузки самолета может достигать 8 и даже 12 тонн.

В ходе проводимой операции против террористов в Сирии Су-34, как и другие наши боевые машины, показывает себя с самой лучшей стороны. В частности, как рассказал представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВКС полковник Игорь Климов, все задачи, поставленные перед российской авиационной группой по нанесению точечных авиаударов по объектам ИГ, выполняются на настоящий момент в полном объеме. Причем здесь постоянно анализируются данные объективного контроля и наглядно показывается, что удары российской авиации наносятся именно точечно, по объектам террористической инфраструктуры, информация о нахождении которых тщательно проверена по нескольким источникам.

«Авиадартс» как проверка боем

Уже известно, что вопросы противодействия террористическим группировкам с применением высокоточного оружия были отработаны в ходе прошедшего в сентябре масштабного стратегического командно-штабного учения «Центр-2015». Как сообщил, подводя итоги прошедших маневров, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, особое внимание при проведении данного СКШУ уделялось отработке задач, максимально приближенных к реальной боевой обстановке.

«Для этого, – пояснил Сергей Шойгу, – подготовка войск, обозначающих условного противника, осуществлялась заблаговременно на основе всестороннего анализа тактики бандформирований «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а также талибов в Афганистане». Кроме того, штабы всех уровней отрабатывали вопросы планирования и управления войсками именно при локализации вооруженных конфликтов.

В ходе предшествовавшей учению внезапной проверки боевой готовности войск и сил Центрального военного округа были отработаны и действия оперативно-тактической авиации. В частности, около 50 самолетов, в числе которых были и истребители-бомбардировщики Су-34, перебазировались на оперативные аэродромы в трех регионах страны. Во время учения экипажи отточили навыки эксплуатации и пилотирования самолетов в различных метеоусловиях, отработали задачи по сопровождению колонн, огневой поддержке подразделений, уничтожению объектов и баз условного противника.

Хорошей проверкой тактики действия военных летчиков стали и прошедшие летом этого года традиционные соревнования боевого мастерства «Авиадартс-2015». Так, экипажи Су-34 из авиационных частей, дислоцированных в Воронежской и Мурманской областях, нанесли ракетно-бомбовые удары по наземным целям условного противника, выполнив боевое применение авиационных средств поражения на удаленных полигонах. При этом мишенная обстановка на полигонах также была максимально приближена к боевой, а различные типы мишеней имитировали танковые колонны условного противника и отдельно стоящие объекты, укрытия и укрепления.

В ходе выполнения практических полетов участники конкурса «Авиадартс-2015» также выполнили полеты на воздушную навигацию, воздушную разведку и технику пилотирования. Были отработаны такие элементы тактики, как обнаружение замаскированных объектов, стрельба из авиационных пушек на точность, выполнены пуски неуправляемых ракет.

Ни единого шанса террористам

Ракетное вооружение, входящее в номенклатуру самолета Су-34 и применяемое в данный момент к террористам, относится к классификации высокоточного оружия. Так, ракета Х-35 нацеливается на объект атаки активной радиолокационной головкой самонаведения. По словам генерального директора ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»», компании-производителя этого оружия, Бориса Обносова, данную ракету отличает повышенная помехозащищенность, необходимая при действиях в сложных условиях, а также усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование и новые материалы. Масса боевой части осколочно-фугасного типа Х-35 превышает 140 килограммов.

Не менее результативна и ракета Х-31. Вес ее боевого заряда – без малого 100 килограммов, а скорость – один километр в секунду. Ракета используется с любого самолета-носителя, на котором может быть подвешен контейнер и имеется бортовая система целеуказания с дальностью действия более 50 километров. При этом данное оружие не просто сочетается с прицельно-навигационной системой и аппаратурой управления оружием, находящимся на борту самолета. Человеческий фактор здесь сведен к минимуму: летчику-оператору нужно лишь нажать «Пуск», приведя в действие катапультное устройство ракеты. Прицеливание, выдача информации с учетом параметров полета самолета-носителя, захват цели активной радиолокационной головкой самонаведения происходят автоматически.

Если говорить о корректируемых авиационных бомбах КАБ-500, которые также применяются сейчас против объектов террористов в Сирии, то в их оснащение входят телевизионно-корреляционные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели. Они способны «запомнить» местонахождение объекта и корректировать полет бомбы до встречи с ним, чем обеспечивается реализация того самого принципа «сбросил-забыл». Как подчеркивают в корпорации «Тактическое ракетное вооружение», такие ГСН позволяют поражать слабоконтрастные и замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров.

Покоритель высот и широт

Компания «Сухой» в настоящее время продолжает реализацию контракта с Минобороны России по поставкам Су-34 в рамках Гособоронзаказа. Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова исправно выполняет свои обязательства, передавая войскам новую технику. Как говорят сами военные летчики, эти самолеты демонстрируют самые высокие эксплуатационные качества.

В частности, о том, что истребители-бомбардировщики Су-34 намного превосходят своих предшественников, самолеты Су-24, говорил недавно главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев. «Су-34 несет 12 тонн различного вооружения, а боевой радиус у него – тысяча с лишним километров», – отметил генерал Бондарев.

По словам главкома, у этой машины значительно лучше прицельный комплекс, благодаря чему самолет обеспечивает точность бомбометания в пределах пяти-семи метров от центра цели или прямым попаданием. Фактически, как отмечает Виктор Бондарев (кстати, опытный боевой летчик, налетавший не одну тысячу часов в боевой обстановке), благодаря установленному на Су-34 современному оборудованию даже авиабомба становится здесь высокоточным оружием.

Сегодня тактика боевого применения на этом самолете осваивается молодыми летчиками (в том числе недавними выпускниками Краснодарского военного училища) на курсах в Липецком государственном центре подготовки авиаперсонала Минобороны России. До этого подготовку на Су-34 проходили только опытные пилоты. «После обучения в Липецке офицеры приступают к полетам в строевых частях ВКС», – подчеркнул представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны России полковник Игорь Климов.

Су-34 способен завоевать приоритет в воздушном пространстве в любой точке земного шара. Так, недавно летчики Западного военного округа, совершив вылет из Мончегорска (Мурманская область), выполнили полет над акваторией Северного Ледовитого океана и достигли крайней северной точки планеты – Северного полюса. При этом в ходе перелета экипажи дважды дозаправились в воздухе: летчики синхронно выполняли подход к воздушному танкеру и одновременно закачивали топливо в баки. До этого ими был выполнен перелет на мурманский аэродром с аэродрома в Воронежской области с преодолением более 2,5 тысячи километров без посадок и дозаправок. Суммарно экипажи звена из четырех Су-34 за три дня преодолели расстояние более чем в 50 тысяч километров.

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Минобороны России и Объединенной авиастроительной корпорации

tvzvezda.ru

Су-34 назвали лучшим ударным самолетом — Российская газета

Истребитель-бомбардировщик Су-34, как и истребитель Су-35, был принят на вооружение в 2014 году. Оба самолета были разработаны на основе планера всепогодного истребителя Су-27, эксплуатация которого началась в 1985 году. Он был модернизирован с учетом различных задач, которые стоят перед новыми самолетами. В то время как Су-35 является развитием идей, заложенных в Су-30, Су-34 представляет собой новое поколение российских ударных самолетов. Он останется одной из самых передовых боевых машин на десятилетия вперед. Планер этого грозного самолета сохраняет значительные возможности для дальнейшей модернизации.

Россия не одинока в деле создания ударных самолетов на основе истребителя. США и Китай приняли на вооружение F-15E и J-16, созданные на основе F-15С и J-11. И все же Су-34 — наиболее радикальная модернизация лежащей в его основе машины. Пилоты в кабине сидят рядом, а не друг за другом, что позволило избежать дублирования ряда приборов и органов управления. Кабина также оборудована кислородной системой, обеспечивающей выполнение полетов без кислородных масок на высоте до 10 000 метров. Кроме того, пилоты могут стоять в кабине или перемещаться по ней — обычно такие комфортные условия обеспечивают только на дальних бомбардировщиках. Дело в том, что Су-34 разработан на базе Су-27ИБ — советского прототипа истребителя-бомбардировщика, созданного в последние годы существования СССР в качестве замены Су-24. Распад Советского Союза стал причиной закрытия этой программы.

Су-24 стал первым «фланкером» (так в НАТО называют самолеты на основе Су-27), предназначенным для нанесения ударов по наземным целям. Все прошлые модификации специализируются на завоевании превосходства в воздухе. В отличие от Су-24, новая машина сохраняет возможности по ведению воздушного боя, что снижает ее зависимость от истребителей. Самолет вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1 и последней модификацией ракет «воздух-воздух» Р-27 с увеличенной до 130 километров дальностью пуска. Этих ракет пока не так много, однако на сегодняшний день они являются одними из самых смертоносных, превосходя американские AIM-120C и AIM-120B, которыми вооружены истребители стран ЕС и США.

Наряду с оборонительным вооружением для воздушных и воздушных боев, Су-34 также оснащен самыми передовыми боеприпасами «воздух-поверхность», в том числе мощными противокорабельными ракетами. Огромный потенциал в сфере РЭБ вкупе с высокими скоростью, маневренностью и предельной высотой обеспечивают самолету отличную живучесть. Крылатые ракеты позволяют наносить удары с дальней дистанции, снижая риски, исходящие от систем ПВО и истребителей противника. Эти возможности могут стать ключом к успешному нанесению удара по вражеской системе ПВО. За ними последуют удары бомбами и ракетами с меньшей дальностью, которые станут возможны после нейтрализации основной угрозы. Крылатые ракеты Х-65СЭ (противокорабельные) и Х-СД способны поражать цели на расстоянии, превышающем пределы досягаемости современных комплексов ПВО.

Еще одна высокоэффективная крылатая ракета, которую может применять Су-34 — это Х-38, разработанная специально для современных российских самолетов, таких как «адский утенок» (неофициальное название Су-34 в зарубежных СМИ), Су-35, МиГ-35, Су-57. Эта высокоточная самонаводящаяся авиационная ракета класса «воздух-поверхность», которая может быть оснащена кассетной, осколочно-фугасной или бронебойной боеголовкой. Ее максимальная скорость составляет 2,2 Маха. Также Су-34 способен применять противокорабельные ракеты Х-31А, Х-41, Х-35У и П-800 «Оникс». Для ведения боя на более короткой дистанции, когда системы РЭБ и большая высота полета считаются достаточной защитой, предназначены 14 типов бомб. Сочетание комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины» со станциями активных помех САП-14 и САП-518 обеспечивает достаточную защиту от большинства угроз.. По имеющимся данным, Су-34 могут исчезать с экранов вражеских радаров.

Передовые возможности и универсальность Су-34 делают его самым передовым истребителем-бомбардировщиком в мире. Ближайшими соперниками российского самолета являются китайские J-16 и южнокорейские F-15K. Боевой радиус, составляющий 1100 километров, позволяет Су-34 наносить удары вглубь вражеской территории. Так, развернутые в Сирии Су-34 могут поражать цели почти по всему Ближнему Востоку, а те, которые базируются в Калининграде, способны нейтрализовывать цели на территории Германии, Прибалтики, Скандинавии и большей части Франции.

Су-34 не имеет аналогов в составе ВКС России. Создание его преемников пока не планируется. Ожидается, что к 2025 году будет развернуто не менее 300 таких истребителей-бомбардировщиков. Стоит отметить, что Су-34 принимали участие в нанесении ударов по позициям террористов в Сирии. В отличие от Су-24 и Су-25, ни одна из машин не была потеряна. Впоследствии самолеты получили ряд модификаций, сделанных с учетом боевого опыта.

rg.ru

Фронтовой бомбардировщик Су-34. Летно-технические характеристики

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы «тандем». Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.
На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

Технические характеристики

Экипаж – 2 человека;

Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;

Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;

Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;

Длина самолета — 23,34 м;

Высота самолета — 6,36 м;

Размах крыла — 14,70 м;

Максимальная скорость полета:

у земли — 1 400 км/ч,

на высоте — 1 900 км/ч.

Практический потолок — 14 650 м;

Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;

Количество точек подвески – 12.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты «воздух — воздух» четырех типов, управляемые ракеты «воздух — поверхность», авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о