Рыцарство в наше время – Рыцари в наше время

Нужны ли сегодня рыцари

Как
часто вам приходилось слышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай
как рыцарь»? В эту же секунду воображение рисует нам очень сильного человека,
закованного в стальные доспехи; на голове у него шлем с пером, а в руке – меч
или копьё. Рыцарь садится на коня и спешит в бой.

Когда-то в Средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка

В тяжёлой амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами,

Играли рыцари с судьбой

И на турниры ехали.

И
действительно, в Средневековье рыцарями принято было называть тяжеловооруженных
всадников, которые добывали славу не только силой оружия, но и своими
поступками.

Настоящий
рыцарь должен был руководствоваться своеобразным кодексом чести, пункты
которого он клялся исполнять.

Например,
он всегда должен был быть справедливым и выступать на стороне правого против
неправого. Защищать слабых, особенно детей и женщин, которые не могут сами за
себя постоять. Быть учтивым и любезным по отношению к женщинам. Обладать
высокими идеалами и чёткими представлениями о жизни, добре и зле.

При
обряде посвящения в рыцари, юноши клялись быть честными, решительными,
благочестивыми. Их готовили к этому с самого раннего детства. Первые семь лет
жизни родители учили мальчика манерам, которых должен был придерживаться рыцарь;
рассказывали истории о рыцарских поступках и брали его с собой на рыцарские
турниры. Игровое время занимали деревянный меч и щит, с помощью которых мальчик
сражался против воображаемых врагов.

В
возрасте семи лет будущий рыцарь становился пажом – мальчиком-слугой
благородного господина. Как у слуги, его служба делилась на домашние
обязанности, физические нагрузки и обучение. Домашние обязанности пажа
заключались в уборке грязной посуды со столов, поддержании одежды господина в
надлежащем порядке и помощи ему при одевании.

Будущего
рыцаря обучали верховой езде и охоте, как с оружием, так и с ястребом или
соколом. Игры с мечом, которые юноша практиковал ещё под родительской крышей,
приобретали определённую форму – теперь в его руках было настоящее оружие.

Образование
строилось на манерах, которым обучали мальчика его родители, а также включало
занятия по религии и навыки, которые развивали мышление, например, шахматы.

В
четырнадцать лет паж становился оруженосцем рыцаря. Оруженосец помогал надевать
доспехи и следил за их состоянием, был правой рукой рыцаря на турнирах и в
битвах, присматривал за его конём.

Если
оруженосец достойно выдерживал испытания, усваивал все уроки и проявлял себя на
поле брани, он вполне мог рассчитывать на то, чтобы стать рыцарем.

Пройдя
длинный путь от пажа к оруженосцу и от оруженосца к рыцарю, юноши усваивали
подлинные идеалы и ценности, бескомпромиссно следовали рыцарскому кодексу
чести, посвящая свою жизнь благородному поприщу. Для средневекового общества
рыцари были образцом мужественности и благородства.

В
героических и лирических песнях средневековые поэты-певцы-трубадуры прославляли
рыцарские доблести, среди которых военное искусство, мужество и сила были лишь
дополнением к иным достоинствам – верности, долгу, щедрости, великодушию и
жертвенности в любви.

Правда,
были и такие рыцари, которые грабили и притесняли свободу беззащитных крестьян,
жгли деревни и нападали на чужие земли. Однако рассказы о «чёрных рыцарях» ушли
далеко в прошлое, а образ героя с благородным сердцем живёт в нашем воображении
до сих пор. Рыцари представляются нам мужественными, справедливыми, честными
людьми, которые всегда боролись за правду и справедливость. Дух рыцаря нельзя
было сломить, что прославило его образ в веках!

Несколько
столетий назад рыцарство сошло с исторической арены. О том времени напоминают
только музейные экспонаты. В наши дни увидеть лошадь на улице – уже большая
редкость, а спокойно прогуливающегося человека в доспехах, совершающего подвиги
налево и направо, – и подавно. Сегодня облачённых в доспехи людей мы можем
увидеть только на фестивалях исторической реконструкции.

У
поэта Владимира Алейникова есть такие стихи:

Говорят, что нам не
повезло

В том, что время рыцарей
прошло,

Что исчезли смелость и
отвага.

Безнаказанно вокруг гуляет
зло.

Застоялись кони под
седлом,

Ржавчиной покрылись меч и
шпага.

Пусть проходит время – не
беда.

Остаются рыцари всегда,

И всегда готовы ногу в
стремя.

Их не замечают иногда,

Но хотя проносятся года,

Рыцари нужны в любое
время.

Каким
же должен быть современный рыцарь?

Когда
вашим сверстникам задали вопрос: «Кто же такой современный рыцарь?», ответы
были следующими:

«Это
мужчина, уважающий мнение других людей. Рыцари помогают слабым и защищают
девушек от плохих мальчуганов. Конечно, сейчас, в наше время, мальчики другие,
они считают, что, если ты помог девочке, то все подумают, что ты её любишь, и
не делают этого больше, поэтому рыцари нужны».

«Современным
рыцарем может быть кто угодно, главное, чтобы он был хорошим человеком».

«Рыцарь
никогда не нагрубит. Будет доверять и любить. Обнимет, когда грустно, и не
будет надоедать вопросами. Воспитанный и спокойный. Придёт по первому зову…».

И
действительно, сегодня о человеке благородном, воспитанном, смелом, верном
своему долгу говорят, что он настоящий рыцарь. Конечно, он не носит тяжёлых
доспехов, в руке у него не меч, а, скорее всего, сумка или какой-нибудь
инструмент. У него нет боевого коня – он ездит на трамвае или в метро. Но в его
груди бьётся благородное смелое сердце. Такой человек никогда не обидит слабого
и всегда придёт на помощь в трудную минуту.

Но
быть рыцарем во все времена ой как нелегко! Конечно, в наше время уже нет нужды
защищать честь и правду с мечом в руке, но, к сожалению, даже сегодня можно
встретить людей, которые не желают помогать другим, остаются равнодушными к
чужому горю, да и сами, попав в беду, быстро забывают о собственном
достоинстве, унижаются и выпрашивают снисхождение за свои ошибки.

Если
вы хотите, чтобы у вас были хорошие и надёжных друзья, хотите гордиться своей
жизнью и не стыдиться своих поступков, хотите, чтобы вас уважали, то будьте
рыцарем в поступках, в мыслях, в отношениях. Ведь это гораздо сложнее, чем
прятаться за чужую спину.

Как
часто вы уступаете место пожилым людям в автобусе, здороваетесь со старшими или
помогаете вашим одноклассникам? Эти поступки, на первый взгляд, кажутся
несущественными, но они являются проявлением современного рыцарства в качествах
человека, таких как доброта, вежливость, человечность, понимание, взаимовыручка
и многих других. Современный рыцарь придёт на помощь в любой ситуации и никогда
не будет поступать так, как герои стихотворения Агнии Барто.

В коридоре, в классе ли, –

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки.

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

Шкаф тяжёлый с книгами,

С книгами

Три девочки двигали,

Двигали.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки – на лавочке,

Парни – на диванчике.

А
теперь давайте подведём итоги нашего урока. В современном мире рыцарство
– это проявление благородства и самоотверженности, честности и внимательности к
тем, кто слабее.  Разве эти качества не стоит в себе воспитывать? Так как же
ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня рыцари?». Наверное, только так: рыцари
необходимы в любое время и в любом обществе. Чем их больше, тем лучше
становятся люди. Ну а теперь давайте принесём с вами клятву настоящего рыцаря и
постараемся руководствоваться ею в дальнейшей жизни.

Клянёмся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро
добыть.

Невежд разить мечом
волшебным.

И строгим словом, и
целебным.

Клянёмся рыцарями быть!

Клянёмся рыцарями быть!

Всегда спасибо говорить.

И лень, и грубость
позабыть.

Клянёмся рыцарями быть!

Клянёмся, клянёмся,
клянёмся!

videouroki.net

Что значит быть рыцарем 🚩 Разное

Первые рыцари – это воины конницы из Древнего Рима, ведь именно на принадлежность к такому роду службы указывало это звание. Много позднее, уже во времена Средневековья, оно стало указывать на принадлежность к знатному роду, и получить его можно было либо по наследству, достигнув совершеннолетия, либо заслужив ратными подвигами на поле боя. Но не только за ратные дела награждали славных воинов этим почетным званием.

Кроме отваги и воинской чести, рыцарь должен был обладать и другими положительными качествами, например, быть хорошо воспитанным, почитать старших, блюсти законы своего ордена, который оказал ему честь посвящения в рыцари, и уметь галантно обходиться с дамами. Эти особенности стали характерными для рыцарей в период Крестовых походов и сделали их не только воинами, но и неотъемлемым атрибутом высшего общества и религии.

Понятия о рыцарстве в современном мире немного отличаются от понятий древности. Нынешним рыцарям не нужно отправляться в походы, носить определенный вид одежды, быть всадником или владеть землями. Для девушек 21 века рыцарь, прежде всего, галантный и способный постоять за себя и за свою даму мужчина.

Согласно социологическим опросам, женщины видят рыцаря современности хорошо образованным, элегантно одетым, с атлетическим складом фигуры, безупречными манерами и безгранично романтичным. Причем воинские способности и отвага зачастую стоят на втором плане, уступая знанию романтических стихов, желанию дарить женщине цветы и подарки и наличию финансовой стабильности.

Но современные мужчины вкладывают в понятие рыцаря совсем другое значение. Причем существуют даже рыцарские ордены, подобные средневековым, со своим уставом, обязательствами, в которых чтятся традиции и выполняются ритуалы посвящения, в точности повторяющие древние.

Один из таких орденов – Орден тамплиеров, который существует на территории России с 1993 года. Рыцари ордена свято чтят религиозные правила, но не соблюдают строгих монашеских запретов, как средневековые основоположники этого движения. Однако устав современных тамплиеров все также содержит такие требования, как защита обездоленных, помощь бедным, почитание старших, уважение и нежность к матери своих детей и своим родителям. Участники организации занимаются реставрацией памятников, благотворительностью, развитием рыцарского движения среди молодежи, проводят показательные турниры и игрища.

www.kakprosto.ru

3 ордена крестоносцев, существующих и в наше время

Радуйтесь! Рыцарей больше нет!

Мир и спокойствие вашему дому…

А. Белянин

Понятие «рыцарский орден», а уж тем паче «духовный рыцарский орден» однозначно ассоциируется со Средними веками. Крестовые походы, распространение истинной веры проверенным методом «огнем и мечом», рыцари-братья в кольчужных комбинезонах с характерными накидками-коттами… Знакомо, да?)

Однако рыцарство вовсе не ушло окончательно в прошлое. Да, оно сильно изменилось, в корне пересмотрело свои взгляды и род занятий, но тем не менее — да возрадуются романтичные души! — оно сохранилось. Многие христианские рыцарские ордена сохранились до нашего времени. В них при желании даже можно вступить, правда, придется принять католичество…)

Итак, какие же ордена рыцарей существуют в наше время?

1. Странноприимный орден (Госпитальеры)

Начнем, пожалуй, с одного из самых древних и знаменитых рыцарских орденов, чья история была необычайно бурной и интересной. Это — госпитальеры. Они же — иоанниты. Они же — мальтийцы, «рыцари с Мальты».

Фирменный знак ордена — белый крест на черном фоне.

Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) в 1099 году изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.

Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника — но держались.

После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем — на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.

Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая — в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.

Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.

В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью — такой вот казус судьбы — уже являются протестантскими.

Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям — благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь…))

2. Тевтонский орден

Да-да, вы не ослышались. Именно тевтонский орден. Тевтоны вовсе не были уничтожены под корень в 1242 году на Чудском озере, как многие думают. Они еще лет 200 после этого ухитрялись поддавать жару, в основном собачась с поляками. Но обо всем по порядку…)

Рыцарь-тевтон. Почти как госпитальер, только наоборот — черный крест на белой котте

Тевтонский орден — точнее, «орден дома святой Марии Тевтонской» — был основан как подразделение госпитальеров в 1190 году, руководившее больницей в Акре. Шел Третий крестовый поход — неудачный, провальный, и руководство ордена (хотя тогда еще — всего лишь лазарета для раненых) поняло, что «пора бечь». И сбежало, свернув дела, в Германию (тогда — север Священной Римской империи германской нации).

Вскоре после этого тевтонцы были признаны Папой как самостоятельное духовно-рыцарское объединение. Им пожаловали земли в городке Эшенбах, а через столетие под власть ордена перешел и знаменитый впоследствии Нюрнберг.

Интерес Тевтонского ордена состоит в том, что это был один из немногих чисто национальных духовно-рыцарских орденов. В нем состояли только немцы, тогда как в большинстве других служил чистый интернационал.

Задачей тевтонцев была борьба с пруссами, тогда еще — чистыми дикарями-язычниками. И орден показал себя так хорошо, что пруссы были за 100 (примерно) лет нивелированы под корень. Не стало пруссов, остались пруссаки, как подвид немцев.

И орден озадачился. Цель существования была достигнута. Проблема! Язычники кончились! Слишком хорошо сработали, господа, надо было хоть пару штук на развод оставить… А теперь — да кому мы нужны?

И орден закуклился сам в себе. От потери смысла существования стал вырождаться. Попробовал было повоевать с Литвой и Польшей, пару раз выиграл, пару раз качественно получил по шее и пригорюнился. Язычников не было. Наезжать на собратьев по вере ляхов дальше было откровенно не с руки, Папа, сидючи на престоле в далеком Риме, начинал коситься неодобрительно. Дальше на Восток сидели новгородцы, хоть и христиане, но еретики. Но зато и сами мастера раздавать люлей, вот хоть у шведов спросите. А потом завелись московиты — эти вообще звери оказались.

И в 1525 году последний великий магистр тевтонов, Альбрехт Гогенцоллерн, задружившись с Мартином Лютером, впал в протестантизм. Он натурально, не хуже Березовского приватизировал земли ордена,»перевелся» из великих магистров в герцоги и запродался в вассалы к польскому королю. Польша тогда была в силе.

Новое герцогство, ставшее миной замедленного действия для польской короны, и получило название Пруссия… В будущем оно станет королевством и соберет вокруг себя все остальные германские земли.

Но как же существование в наше время? А очень просто. В 1834 году Тевтонский орден был возрожден. Сейчас его штаб-квартира находится в Вене, и в нем числятся многие современные западные бизнесмены. Основная сфера деятельности — благотворительность.

Да, по факту это больше не рыцари, увы… Но де-юре Тевтонский орден существует.

3. Орден святого Гроба Господня Иерусалимского

Тоже один из древнейших орденов, созданный прямым указом Папы в 1099 году, во время Первого (и единственного по-настоящему удачного) Крестового похода. Изначальная цель — охрана Гроба Господня от немытых сарацин, чтоб не лезли, понимаешь, к нему грязными лапками — мало ли где они ими ковырялись…)

Задачей ордена Гроба Господня до сих пор является миссионерская деятельность на Ближнем Востоке, в основном в Палестине и в Сирии. Современные рыцари Ордена Гроба Господня занимаются сохранением и развитием католической веры в данном регионе, благотворительностью и т.п. Их, кстати, довольно много — около 30 тысяч человек.

Знак ордена — характерный красный крест «потент» на белом фоне, в сочетании с четырьмя маленькими крестами.

В отличие от многих других орденов, этот прославился в большей степени своими миссионерами, чем воинами, хотя основателем его был сам легендарный Готфрид Бульонский. Однако и вести просветительскую работу можно, согласитесь, по-разному )

Длительное время великими магистрами ордена Гроба Господня были непосредственно Папы Римские. Сейчас им управляет кардинал, причем почти наполовину состав ордена состоит из мирян, т.е. простых людей, не лиц духовного звания. Принимают, между прочим, и женщин.

Членство в этом ордене на Западе необычайно почетно.

Основная резиденция — в Риме, в монастыре при Палаццо делла Ровере.

Кстати, отцы-иезуиты тоже до сих пор существуют, и неплохо себя чувствуют…)

hystory.mediasole.ru

Кто они, современные рыцари? — Звезды

Нередко современные дамы с тоской в сердце делятся мыслью: мол, перевелись на земле настоящие рыцари! Где трепет перед возлюбленной, верность, доблесть и мужество? Где, в конце концов, поединки за любовь? Девушки, спешим вас обрадовать: даже в нашей реальности есть место для рыцарских подвигов — особенно накануне сакраментального праздника 8 Марта. Рассказываем, кто же такие рыцари, где искать современного героя средневековых баллад и за какие заслуги вашего суженого можно смело удостоить этого высокого титула.

Грезы о сильном, целомудренном и скромном воине, облаченном в блестящие доспехи, конечно, сформированы литературой. Острые углы сгладились, неприглядные стороны рыцарства скрылись — и вот во всем своем блеске и притягательности появился куртуазный роман, воспевающий все достоинства служивых мужей. Именно служивых! Это сейчас воображение по незнанию рисует нам образ независимого и свободолюбивого крестоносца, сражающегося за свою честь и благосклонность прекрасной девы. История же упорно диктует свое: рыцари — это своеобразный «офицерский состав» средневековых государей, армейская элита, воинское братство, присягавшее правителям. Причем значительная часть представителей рыцарства принимали религиозные обеты — о каких уж влюбленностях и турнирах здесь можно рассуждать! Члены орденов тамплиеров, госпитальеров и прочих посвящали свою жизнь служению Богу, не размениваясь на придворные интрижки.

Другое дело — королевская высокая знать, выросшая из крупных землевладельцев-вассалов. Они обязаны были иметь в своем распоряжении конницу и доспехи — вдруг придется защищать своего сюзерена. И именно этот класс создал тот самый морально-этический кодекс, свод правил рыцарей, некоторые пункты которого дошли и до наших дней. Вскоре доблестными военными в теории могли становиться все (естественно, кроме бедствующих простолюдинов) — в средневековой Германии, например, обряд посвящения проводили сами же рыцари. Романтические картины, где девушка касанием меча посвящает трепетного поклонника в высокий титул — скорее исключение из правила. Кстати, то самое касание меча является поздней традицией. До этого мальчишек нарекали, опоясывая специальным поясом, подвязывая золотые шпоры или надевая кольчугу. Корни обряда с мечом — римские: символический удар по шее лезвием олицетворяет смирение новоиспеченного рыцаря перед господином и Богом. Считалось, что это единственный удар, который не должен быть возвращен.

Помимо литературы свою роль в романтизации рыцарства сыграла и церковь, которая имела привычку активно вмешиваться во все светские дела. Пункты о верности, целомудрии и смирении, так милые женскому сердцу, настойчиво добавили именно церковники. Особенно ратовали они за благочестие рыцарей: те обязаны были ежедневно отстаивать обедню, молиться, быть готовым в любую минуту отправиться в очередной крестовый поход… К счастью, воинам, состоявшим в светских орденах, позволялось влюбляться и драться на поединках за своих избранниц, а также быть бесстрашным и вспыльчивым — как и положено офицеру.

Как говорят: «Заставь дурака богу молиться…» Впрочем, с божественным у рыцарей сложилось, а вот с мирскими делами случился явный перебор. Ухаживания за дамами из вполне себе обыденного процесса превратились в настоящий культ любви и обожания. Но как сочетать целомудренность и страсть? «Конфетно-букетные» периоды у воинов длились годами. Спустя месяцы обходительного обращения и только если мужчина успешен в военном деле, он получал возможность… поцеловать ручку своей даме! До «реальной любви» дело доходило очень редко: завоевательные походы часто прерывали платонические отношения. Естественно, ни о какой быт семейная лодка не разбивалась — это позволяло веками пестовать женщину как идеал, совершенство и божество.

Следы в истории

Часть фактических знаний о рыцарях плавно переместилась в область мифологии. Так, кое-кто искренне верит в рыцарей Круглого стола короля Артура, а некоторые гадают, реальным ли персонажем был пират и забияка, по совместительству обладавший рыцарским титулом, Фрэнсис Дрейк.

Герои прошлых лет умудрялись распространять стратегически важную информацию о своей непобедимости и неуязвимости — так, некий Жан ле Менгр Бусико, французский воин, с восемнадцати лет рьяно боролся с неверными, чем заслужил титул живой легенды. Кстати, он был одним из ревнителей идеалов куртуазной любви, эдаким собирательным образом идеального мужчины. Правда, все имеет свой конец — Бусико, считавшийся чуть ли не бессмертным, погиб в турецком плену в расцвете сил и лет.

Другой известный рыцарь, которому посвящено книжное определение «без страха и упрека», сэр Галахад, увы и ах, — лишь литературная выдумка. Зато какая! Юный воин считался сыном того самого Ланселота Озерного и воспитанником Мерлина. По преданиям, именно Галахад единственный сумел найти и подержать в руках вожделенный для всех рыцарей Священный Грааль — правда, радовался он недолго, после обретения реликвии сразу вознесясь на небо.

Многие ошибочно называют рыцарем и вполне реального исторического деятеля, короля Ричарда I, известного как Львиное Сердце. Спешим разочаровать: король не мог быть ничьим вассалом, и, следовательно, рыцарского титула иметь не мог. Он вошел в историю как безупречный воин, который больше времени провел в походах и завоевательных кампаниях, нежели на троне. И уж, конечно, свое прозвище Ричард получил не просто так. К тому же хроника уверяет, что знаменитый правитель был просто-таки магнитом для дам. Еще бы — монарх-блондин, с голубыми глазами, под два метра ростом явно привлекал женщин. Но совершенства в мире нет: будучи безрассудным храбрецом и благородным бойцом, Львиное Сердце не отличался административными талантами. Все завоеванные земли он раздавал направо и налево, не заботясь о богатстве и процветании страны.

Самый известный французский рыцарь — Жак де Моле, прославившийся не любовными или военными победами, а тонким умом и прекрасными организаторскими способностями. Де Моле был последним великим магистром знаменитого ордена тамплиеров. Его имя связывают с расцветом ордена: по всей Европе открывались «представительства» тамплиеров, братство начинает неплохо зарабатывать и влияет на экономику Франции. Успешный предприниматель в титуле рыцаря, Жак де Моле был сожжен заживо — за якобы «еретические настроения». Нетрудно догадаться, что все средства ордена забрали себе власти, санкционировавшие казнь.

Популярный орден Подвязки основал еще один известный представитель рыцарства — колоритный персонаж Эдуард Черный Принц (в Средние века эффектные прозвища очень любили). Второе звучное имя юноша получил из-за своих доспехов темного цвета. Ему повезло с родственниками: Эдуард был сыном короля, который и посвятил его в рыцари. Но дальнейшую славу принц завоевывал самостоятельно. Легендарные исторические битвы, о которых знает каждый школьник — при Пуатье и при Креси, — были проведены и выиграны именно нашим героем (собственно, за это папа-монарх и подарил ему новоиспеченный орден Подвязки).

Среди тех, кто носил рыцарский титул, который со временем стал просто аристокра-тическим, — пират Фрэнсис Дрейк, своими грабежами значительно обогативший британскую казну, национальный герой Шотландии Уильям Уоллес (его образ воплотил Мел Гибсон в «Храбром сердце»). Посмертно награждены титулом великий Шекспир и Исаак Ньютон.

Популярный футболист и любимец дам Дэвид Бекхэм ходит с орденом, но без звания

Герои нашего времени

Эра огнестрельного оружия окончательно уничтожила рыцарство как военный класс. А уж сейчас парни в сияющих доспехах — всего лишь утрированный образ мужчины мечты. Но тем не менее среди нас все еще остаются настоящие рыцари — да-да, те, кого когда-то посвятили. Любопытный факт: высокое звание носили почти сто шестьдесят служащих Красной армии Советского Союза. Маршалы Василевский и Соколовский были Рыцарями Большого Креста — их присудили заочно. Пользоваться всеми привилегиями граждане СССР смогли бы только в случае отказа от гражданства и переезда в Англию.

Современные рыцари (или кавалерственные дамы — да, женщин тоже посвящают!) могут не принадлежать ни к одному из орденов, а также не быть связанными с военным делом. В таком случае их называют рыцарями-бакалаврами. Присуждается это звание деятелям искусства, науки и спорта. Так, создатель и популяризатор Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли был произведен в рыцари-командоры лично Елизаветой II. А вот скандальный рокер Мик Джаггер такой почести был лишен — говорят, из-за романа с кем-то из монаршей семьи. Королева пять раз отказывала в праве признавать его достойным кандидатом: имя Джаггера нещадно вытравлялось из списков «номинантов». В результате певец стал сэром с помощью принца Чарльза, большого его поклонника. Кстати, сам наследник британской империи уже в девять лет носил это высокое звание. За какие заслуги — непонятно.

Его младший сын, Гарри, любимец девушек и журналистов, принял титул рыцаря-командора Викторианского ордена не случайно. Он прекрасно понимает значение пословицы «делу время — потехе час». Принц обожает шумные вечеринки и попадает в скандальные истории, при этом не забывая о своем долге перед страной. Напомним, что рыжеволосый хулиган служил в вооруженных силах Англии десять лет, за это время побывав в горячих точках Афганистана. Почетное награждение прошло при закрытых дверях — на церемонию посвящения были допущены лишь самые близкие.

Самая известная благотворительница мира — актриса Анджелина Джоли — также рыцарь, точнее, дама. Ее признали не за успехи в киноиндустрии, а именно благодаря деятельности в качестве посла ООН. Вместе с титулом Джоли вручили и орден Святого Георгия. Женщина лично приняла награду из рук Елизаветы и призналась, что очень польщена. Правда, пользоваться всеми бонусами звания кавалерственной дамы она не может, поскольку не собирается менять свое американское гражданство.

На вручение ордена Элтон Джон пришел со своим партнером Дэвидом Фернишем и матерью

А вот подданный Великобритании футболист Дэвид Бекхэм, пусть и при ордене, но рыцарского титула пока не получил. Говорят, что звезда спорта до сих пор пребывает в надежде на милость королевы — но, похоже, зря. Приближенные ко двору уверяют, что высокого звания Дэвид лишил себя сам — явился на свадьбу Кейт Миддлтон и принца Уильяма со своим недавно полученным орденом, приколотым на правый лацкан. Такого пренебрежения (дорогие награды носят ближе к сердцу, слева) внимательная королева не потерпела. С вожделенным рыцарством связан один забавный эпизод в жизни Бекхэма. Во время зажжения олимпийского огня в Греции в 2012 году ведущий церемонии объявил футболиста «сэр Дэвид Бекхэм». Британская делегация не смогла сдержать смеха.

Колоритный шотландец, вечный Джеймс Бонд и просто красавец мужчина Шон Коннери носит свой рыцарский титул уже шестнадцать лет. Посвящение состоялось в честь заслуг актера в киноиндустрии. На вручение Шон приехал с женой. Она была в элегантном юбочном костюме, а он… в юбке! Традиционный зеленый килт в клетку, безупречные белые гольфы и классические ботинки-шотландки Коннери дополнил изящным фраком-двойкой и рубашечкой с пышными кружевами. Вышло вполне себе мило.

Гордость современной Англии, легендарные битлы, также были представлены к орденам (которые, как правило, означают дальнейшее продвижение в рыцари) — правда, из великолепной четверки до высокого звания «дослужился» лишь сэр Пол Маккартни. Дело было так: в шестидесятые всех участников Beatles наградили орденами Британской империи. Пацифист Джон Леннон сразу отказался от «этой сомнительной чести» в знак протеста против политики Англии в отношении Вьетнама. Барабанщик Ринго Старр отшутился, заявив, что будущее рыцарство его не прельщает — лучше уже быть сразу герцогом. Джордж Харрисон орден принял, но остался крайне равнодушен к оказанному вниманию. В итоге сэром величают лишь Маккартни — аж с 1997 года.

Всего через год после сэра Пола рыцарем стал и Элтон Джон. Естественно, из-за ориентации звезды ходило много слухов и споров. На вручение певец пришел со своим партнером и матерью, которая всегда была против их отношений. В итоге тот самый раз был последней встречей мамы и сына — с тех пор родственники не общаются.

Как мы видим, для того чтобы тебя нарекли рыцарем, сегодня не нужно совершать военных подвигов, отличаться отвагой и честью — вполне достаточно успешно продвигать искусство и культуру в массы. И поэтому немного грустно — где же идеальная любовь, преисполненные достоинством дамы и их скромные и верные кавалеры? Обратим свое внимание на людей без титулов и чинов — зато в доспехах. Ведь сейчас как никогда активно возрождаются традиции средневекового рыцарства — все больше людей всерьез и надолго увлекаются исторической реконструкцией, перевоплощаясь в воинов в латах. Что интересно — они не только воссоздают знаменитые исторические битвы, но и стараются в реальной жизни во всем следовать тому самому этическому кодексу мужчины, который навсегда воспели романы Вальтера Скотта. Кто знает, может быть, мечта на белом коне и вправду существует?

Кстати…

Василий Ливанов

Знаменитый российский актер Василий Ливанов, известный даже детям по роли Шерлока Холмса, в 2006 году был удостоен звания рыцаря именно за шикарное воссоздание этого литературного образа. К слову, изображение Холмса-Ливанова через год появилось и на мемориальных новозеландских монетах. Впрочем, королева Елизавета, которая с радостью подписала соответствующий указ, не одна восхищается талантом Ливанова. По недавним мировым опросам поклонников ТВ-шоу, «наш» Холмс — самый любимый и признанный.

www.womanhit.ru

Рыцарство как элита средневекового общества

История вообще сложная и неоднозначная штука, тем более по прошествии многих веков. Про рыцарство тоже есть много противоречивых свидетельств. Давайте почитаем вот такое мнение :

Нет, пожалуй, в истории другого явления, которое находило бы столь искаженное отражение в современном массовом сознании, как рыцарство. Действительно, преображенное острогротесковым пером Сервантеса, пройдя сквозь призмы писателей-романтиков начала XIX в., марксистко-ленинской историографии, современной литературы, развенчивающей все и вся, и, наконец, через голливудские фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой толщей вымыслов, небылиц, неумеренного восторга, насмешливого ерничанья и умышленного искажения фактов.

Король и воины. Французская миниатюра. Середина XV в.

 

Для большинства современных людей рыцарь представляет из себя нечто совершенно противоположное тому, кем он был в действительности. Немного чудак, бухающийся на колени перед всеми дамами, немного спортсмен, таскающий непонятно зачем на себе груду железяк, чуточку драчун, по большей части неудачливый (на манер Дон Кихота), маргинал, иногда (в голливудских фильмах) борющийся за свободу «раскованной личности». В общем, личность странная, чудаковатая, а уж если как-то и проявляющая себя с сильной стороны, то исключительно в противопоставлении «несправедливому» и «непонимающему» его обществу.

Нет ничего более абсурдного, чем подобное видение рыцарства. Прежде всего, когда говоришь об этом сословии, необходимо четко отдавать себе отчет в том, что рыцари являлись не только представителями элиты общества своего времени, но, и более того, они, собственно говоря, составляли подавляющую часть элиты средневековой Европы. Действительно, рыцарство зародилось в Западной Европе на рубеже X-XI вв. в качестве военного сословия, состоящего на службе крупной земельной аристократии.

Однако очень скоро идеалы, образ жизни и стиль поведения этих элитных воинов стали распространяться на все дворянское сословие, включая высшую аристократию и самих королей. К концу XII в. практически все западноевропейское дворянство (за исключением той его части, которая выбрала духовную карьеру) проходит через церемонию посвящения в рыцари. В XIII в. слова «рыцарь» и «дворянин» стали практически синонимами. В это время ритуал посвящения становится все более торжественным и пышным, требования, предъявляемые к вступающему в рыцарское сословие, все более высокими.

 

Битва. Миниатюра XIII в.

 

В результате в XIV, а тем более в XV вв. далеко не все дворяне могли удостоиться этой дорогой чести. Но если не все они в это время становились рыцарями, то не по причине нежелания, а в основном вследствие недостаточных материальных средств. Не прошедшие посвящение мелкопоместные дворяне чаще всего сохраняли скромный титул оруженосца, который тем не менее предполагал при благоприятном стечении обстоятельств возможность посвящения в рыцари.

Самое же главное, что идеалы и образ жизни рыцарства были безусловным образцом для всего дворянского сословия. Таким образом, все те, кто реально сосредотачивал в своих руках власть, являлись рыцарями.

Король, «региональные власти», командование всеми войсками и прочими «силовыми структурами» — все это рыцари. Рыцари были не маргиналами и чудаками, они составляли стержень, становой хребет всего общества, именно они решали — мир или война, распоряжались всеми материальными благами, вершили правосудие, определяли политику государства, и, наконец, безраздельно господствовали в мире светской идеологии и светского искусства.

В XIV-XV вв. развитие мануфактур и торгового обмена все более повышало роль буржуа, торговцев и организаторов производства в жизни общества. Однако это было лишь самым началом того долгого процесса, который приведет в XIX-XX вв. буржуазию к главенствующей роли в социальной, политической и идеологической сферах. В описываемое нами время буржуазия, даже богатая, была еще ничтожно слаба в области политической, а в области же идеологической ее роль сводилась практически к нулю: «ей еще нечего было сказать и поведать миру», — как метко заметил крупнейший специалист по истории средневековой Франции Ю.П. Малинин.

Истинной элитой общества, знатью являлись лишь те, кто выполнял свой воинский долг. Вся аристократия была насквозь проникнута воинскими рыцарскими идеалами и менталитетом.

 

Рыцарь. Миниатюра XIII в.

 

Несмотря на то, что в XIV-XV вв. аристократическое сословие становится все более закрытым для проникновения в него простолюдинов, и в это время сохранялось убеждение, что выполнение воинского долга способно облагородить человека и ввести его в замкнутый круг знати.

Знаменитый французский рыцарь Жан де Бюэй, автор прекрасного романа «Жуван-сель» писал: «…кто не знатен по происхождению, становится таким благодаря оружию и воинской службе, которая знатна сама по себе». Таким образом, знатность рассматривалась не только как наследственный дар, но и как нечто, что можно заслужить только оружием на поле чести. Богатство же само по себе не рассматривалось как достоинство человека. Считалось, что оно было нужно королям и знатным сеньорам для проявления щедрости.

Как указывалось в трактате того времени, королю «необходимо иметь богатство и копить сокровища, чтобы при необходимости он мог щедро оделять честных людей, дабы они помогли ему защитить и себя, и страну от врагов…»

По отношению же к богатству, нажитому «бизнесом», идеологи рыцарства не щадили презрительных эпитетов. Чувствуя подсознательно, а может быть и сознательно, где зародится та сила, которая разрушит их традиционный, построенный на идеологии меча мир, рыцари явно враждебно воспринимали буржуа, считая его элементом, вредным для общества. Вот как восклицал в XV в. знаменитый бургундский историограф

Жан Молине: «…а вы, богатые буржуа, не имеющие понятия о чести и наслаждении славой, будучи врагами общественного блага и всякой доблести, не способны понять… благодаря кому и за чей счет вы живете и наслаждаетесь мирским счастьем; ведь вы в безопасности мирно живете, а рыцари — в постоянных схватках со смертельной опасностью; вы спите, защищенные, спокойно в городах, а они — в открытом поле, с мечом в головах; вы живите в мечтах умножить свои имущества, они умирают за вас и ради вашего богатства!»

Но пока буржуа были еще далеки от своего политического триумфа, и миром полностью распоряжалась аристократия, выковавшая свои громкие имена под звон мечей и грохот ломающихся копий. Эти люди не только принимали политические решения, но и в случае военного конфликта по долгу своего положения, по самой сути своего существования должны были первыми встать в ряды бойцов.

 

Святой Людовик в битве при Тайбуре. Французская миниатюра. Середина XV в.

 

Французская монархия, которая с особой ясностью воплощала в себе идеалы рыцарства и его сословного долга, является, пожалуй, самым ярким примером реальности данной моральной и этической схемы. Король Людовик VI (1108-1137), один из первых в династии Капетингов, был отважным воином и чуть ли не каждый год водил своих рыцарей в битвы и походы. Его сын, Людовик VII (1137-1180), лично возглавил крестовый поход. В битве при горе Кадмус все рыцари, сражавшиеся вокруг короля, погибли, и он остался один на один с десятками врагов.

Но король, как пишет хроникер, своим окровавленным мечом срубал головы и руки тех, кто осмеливался к нему приблизиться. Ему удалось прорваться до брошенного коня и благодаря наступавшей темноте вырваться из кольца врагов. Король вернулся в лагерь весь окровавленный, в доспехе, утыканном стрелами. Его сын Филипп II Август (1180-1223) также лично возглавил крестовый поход и во время штурма Сен-Жан-д’Акра не раз водил своих воинов в самые отчаянные атаки. Когда же он вернулся на родину, и ему пришлось отражать нападение коалиции, ведомой германским императором, он лично возглавил свою армию, несмотря на то, что в этот момент ему было почти 50 лет (возраст по тому времени весьма почтенный).

В битве при Бувине 27 июля 1214 г. король был сбит с коня немецкими пехотинцами. В течение нескольких минут он остался один на один с десятками врагов и только благодаря своей отваге и тяжелой руке с мощным мечом сумел выстоять и был спасен подоспевшими французскими рыцарями.

Его сын Людовик VIII (1223-1226), хотя и правил всего три года, но успешно руководил многими военными кампаниями — как при жизни своего отца, так и во время своего короткого правления. Интересно, что когда его отец громил немцев под Бувином, сын в качестве наследного принца командовал другой армией, которая наголову разгромила английскую армию при Ларош-о-Муане (2 июля 1214 г.).

Неоднократно он подавал пример своим исключительным личным мужеством. Недаром современники дали ему прозвище Людовик VIII Лев. Его сын Людовик IX Святой (1126-1270) в битве с англичанами под Тайбуром не просто увлек свои войска на штурм моста, а лично взял его штурмом, опрокидывая своей могучей палицей всех, кто вставал у него на пути. Этот король возглавил два крестовых похода. В первом из них он подал пример такой доблести и самопожертвования, что заслужил восхищение даже своих самых заклятых врагов.

В трагической битве под Мансурахом король был в самой гуще схватки. «Людовика не остановили ни стрелы, летящие со всех сторон, ни греческий огонь, который пылал на его доспехах и на сбруе коня, а его верный историограф Жуанвиль удивлялся, как король не погиб в этом бою, объясняя это разве что чудом и всемогуществом Бога…» Этот список можно было бы продолжать еще очень долго.

 

Битва при Куртре. Миниатюра из «Больших французских хроник». Середина XV в.

 

Но в завершение хотелось бы отметить только поступок короля Иоанна II Доброго (1350-1364) из династии Валуа. Этот король не был блистательным полководцем и потерпел поражение при Пуатье (19 сентября 1356 г.). Когда битва была уже проиграна и англичане добивали продолжавших сражаться французских рыцарей, Иоанн II непоколебимо оставался на месте, решив не отступить ни на шаг. Обладая огромной физической силой и великолепно владея оружием, могучий король крушил направо и налево своей огромной секирой, разя насмерть всех тех, кто осмеливался приблизиться к нему.

Рядом с ним, оставшись до конца, стоял его сын Филипп, которому не исполнилось еще 14 лет. Он, конечно, не мог еще помериться силой с английскими воинами, но, рискуя своей жизнью, предупреждал своего отца: «Отец, внимание: справа… слева… позади!» Когда, наконец, подавленный огромным численным превосходством король вынужден был сдаться, принц Уэльский, командовавший английскими войсками, счел за честь потчевать своего царственного пленника в своем шатре и произнес, лично наливая ему вино и подавая яства: «Сир, все мои рыцари, которые видели бой, согласны в том, что вы были самым доблестным воином».

Вне всякого сомнения, подобное участие коронованных особ в битвах было связано не с тем, что французские короли были вульгарными драчунами и принимали вызов каждого встречного-поперечного. Это было невозможно уже из-за сакрального (священного) характера особы короля. Его непосредственное участие в физическом контакте с противником происходило только тогда, когда этого требовали экстраординарные обстоятельства. Однако, когда в решающей битве наступал кризис и самопожертвованием было необходимо подать пример всем воинам, король, не задумываясь, бросался в гущу схватки.

Ясно, что при подобном отношении к войне со стороны главы государства и воинском менталитете, пронизывавшем всю элиту общества, знать королевства не могла не быть первой на поле сражений. В трагической битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.), где французское рыцарское войско потерпело жестокое поражение, полегли чуть ли не все высшие должностные лица королевства. Хотя вследствие своего трагического недуга король Карл VI лично не участвовал в сражении, здесь отважно бились и пали смертью храбрых семь принцев крови, Коннетабль и Великий Адмирал Франции, Великий Гофмейстер, Главный смотритель вод и лесов, Архиепископ Санский, почти все байли (управляющие регионов от лица короля) севера Франции и великое множество графов, баронов и просто известных рыцарей.

Если учитывать, что Коннетабль-должность, примерно соответствующая министру обороны в современном государстве, Великий Адмирал-командующему военно-морским флотом, Великий Гофмейстер-главе администрации Президента, Главный смотритель вод и лесов — министру экономики и министру, ответственному за экологические вопросы, байли — полномочным представителям Президента в регионах и губернаторам, то все эти потери представляли собой примерно то же, как если бы в 1996 г. в трагическом штурме Грозного пали не только молодые солдаты и офицеры, а вместе с ними в первых горящих танках погибли бы несколько министров, десятки губернаторов, сотни депутатов, а прочих чиновников высшего ранга — без счета…

Таким образом, рыцарство являет собой прежде всего не «раскованных личностей», бьющихся с кем попало наподобие участников современных боев без правил, а элиту государства. Необходимо также обратить внимание на то, что рыцарь никогда не был одиночкой вроде героев голливудских фильмов. Вообще, средневековое общество было строго иерархичным и не мыслило себе «просто человека». Каждый занимал определенное место в сословной иерархии и вне этого места просто не существовал. Самым страшным для человека того времени было одиночество. Одинокий — значит ничтожный, хуже, чем нищий, и уж тем более хуже, чем последний крестьянин. Поэтому знатный человек должен был быть постоянно окружен свитой оруженосцев, пажей, наемных воинов, слуг, а в случае особо знатных персон-то и сверх того, целой свитой рыцарей.

В жизнеописании Жака де Лалена хроникер с гордостью отмечает, что его герой появился для поединка с мессиром Жаном де Бонифасом в окружении «по крайней мере пятисот конных. Среди них были графы де Сен-Поль, сеньор де Фьен, его брат, много знаменитых вельмож, как придворных герцога, так и его родственников…» Одиноко странствующий рыцарь — не более чем герой романов. Документы же доносят до нас совершенно другой облик рыцарства. Во французских архивах сохранились подробные документы, перечисляющие силы королевской армии, собранной в 1340 г. для ведения кампании против английского короля на севере Франции. Эта армия делилась на 12 отрядов (batailles).

В частности, отряд герцога Алансонского насчитывал 1268 тяжеловооруженных конных воинов (рыцарей и оруженосцев), каждый из которых имел своих слуг. Отряд делился на 134 подразделения. Самым большим было «знамя» самого герцога, в которое входило 73 тяжеловооруженных конных воина. 23 других отряда (рыцарей-баннеретов) имели от 60 до 14 рыцарей и оруженосцев. Также было 100 мелких отрядов («копий»), насчитывавших от 19 до 2 тяжеловооруженных воинов. Наконец, остальные состояли из «копий» по 2-5 человек, в которые входили только оруженосцы.

Если учитывать, что тяжеловооруженные воины (за исключением командира), входившие в состав небольших «копий», были в основном оруженосцами или конными «сержантами», видно, что каждый рыцарь был фактически командиром большего или меньшего кавалерийского отряда. Причем каждый из этих отрядов сражался, поддерживая прочно спаянный в единое целое строй так называемого «кон-рота» (conroi). Таким образом, являющий собой в мирное время представителя власти и элиту общества, рыцарь исполнял на войне обязанности, которые куда более сближают его с офицером, чем просто с отборным бойцом.

Военный командир, важная персона в гражданском обществе, насквозь проникнутом идеями иерархии, выполнения долга, служения, соблюдения строгих правил этикета, — рыцарь, разумеется, не мог вести себя как расхлестанный американский мужлан, одетый в псевдостаринную одежду, с оголенным торсом, каким представляется его образ в современных голливудских фильмах. Одним из важнейших стержней поведения рыцарей было строгое соблюдение правил того общества, столпом и опорой которого они служили. Это проявлялось прежде всего в неукоснительном соблюдении правил общения и этикета, считавшихся необычайно важными для средневекового человека.

Знаменитый нидерландский медиевист начала XX в. Йохан Хейзинга прекрасно резюмировал это стремление к соблюдение внешних форм: «Соревнование в учтивости… было до чрезвычайной степени развито… Каждый счел бы для себя невыносимым позором не предоставить старшему по рангу место, которое ему подобало». А придворный историограф герцогов Бургундских Шателлен заявлял: «Кто уничижается перед старшими, тот возвышает и умножает собственную честь, и посему добрые его достоинства преизобильно сияют на его лике».

Итак, рыцарство, прежде всего — это не куртуазное ухаживание за прекрасными дамами, хотя, конечно, оно составляло не малую часть рыцарской культуры, это и не бесшабашное махание различными вида ми металлических предметов, а выполнение норм поведения в строго иерархизированном обществе, которое рассматривало себя как триединое политическое тело, подразделяющееся на молящихся, сражающихся и трудящихся. Причем сражающимся отводилась роль вершения власти и правосудия.

Без сомнения, не все рыцари отвечали высоким этическим нормам, которые породило сознание человека того времени. Среди них были и грабители, и убийцы, и жестокие бесчеловечные эксплуататоры. Но не они определяли общий стиль поведения элиты, которая в большинстве своем осуждала все эти отклонения от нормы. Нормой же считалось самопожертвование на поле боя, способность без колебаний отдать свою жизнь за государя и отечество. Подобное отношение к своему долгу создавало определенный общий настрой элиты, который можно охарактеризовать как «духовную доблесть», именно эта духовная доблесть по мысли идеологов Средневековья и способствовала «благому управлению другими людьми в соответствии с божескими заповедями».

 

Олег Соколов
Журнал «Империя истории» №2 2002

 

А еще я вам хочу напомнить например вот что:  ознакомьтесь как развивалась ИСТОРИЯ рыцарского турнира, или например как связана с рыцарями история воинского приветствия. А вот вообще замечательная история об одном рыцаре, помните — ОДИН ИМЕЕТ СИЛУ ВОЙСКА

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=38649

masterok.livejournal.com

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1

«…но один из всадников фракийских…»
(Вторая книга Маккавейская 12:35)

Предисловие

Почему в Библии, где всадник встречается 39 раз, упомянуты и всадники из Фракии, чем они заслужили такую честь наряду со всеми остальными? А все дело в том, что Фракия славилась именно своими всадниками, и недаром многие римские императоры, начиная с Марка Аврелия, включали в свою титулатуру и наименование «сарматский». Хотя… лукавили перед своим народом, поскольку все их победы над конными народами Великой степи были недолгими и непрочными. Но показательно, насколько важную роль довелось сыграть всадникам в истории человечества, особенно, если они были хорошо вооружены.

Вот почему сегодня мы вновь возвращаемся к рыцарской теме, но на несколько ином информационном уровне. Если раньше речь шла в основном о тех или иных видах рыцарского вооружения, то сейчас это будет своего рода путешествие по странам и континентам, в ходе которого рыцари и их вооружение будут рассматриваться от одного региона к другому. Но в строго заданных хронологических рамках – с 1050 года по 1350-ый. Это был очень важный период в истории развития вооружения и тактики его применения, эпоха крестовых походов и установления интернациональных связей между весьма отдаленными странами. Многие из читателей ВО указывали на необходимость именно такого подхода в изложении темы рыцарского вооружения, поскольку он дал бы возможность в итоге получить полную, законченную картину, и следует признать справедливость такого замечания. Однако объем информации по регионам получается очень большим, даже если мы ограничимся простым обзором имеющейся по ним информации. К тому же придется встретиться с огромным количеством повторений, которых, безусловно, нужно избегать. Поэтому материалы цикла в первую очередь будут ориентированы на то, чтобы дать общую «картинку» генезиса рыцарского вооружения в разных «землях и странах», затем показать отдельные образцы элементов рыцарского вооружения, и, наконец, сделать выводы об общем характере произошедшего в том или ином месте в указанное время.

Теперь, прежде чем рассматривать непосредственно рыцарей и рыцарство указанного периода, давайте посмотрим, а что, собственно, имели к этому времени общего «всадники войны» в разных странах и как они к этому общему пришли?


Нормандские лучники и всадники идут в атаку. Однако не все еще зажимают копья под мышкой. Некоторые готовятся по старинке их бросать. Сцена 51 (фрагмент). Фотография из «Музея ковра», Байё, Франция)

Начнем с того, что в начале новой эры на территории Евразии существовали всего три действительно великие империи: Римская на Западе, Китайская на Востоке и Персидская держава между ними. Конский состав, без которого немыслима тяжелая конница, Китай получал из Ферганы, потому как местная порода лошадей, потомков лошади Пржевальского, для латной конницы не годилась; персы получали лошадей из Аравии, а римляне – из Аравии, Причерноморских степей, а также Испании. «Подвижный трензель» уже подробно описал Ксенофонт. Шпоры у греков, кельтов и римлян появились уже в IV – III вв. до н.э., а затем распространились и на Востоке. Затем в IV в. где-то на границе Китая и Кореи были изобретены стремена, вместе с гуннами перекочевавшие в Европу.


На этой миниатюре из манускрипта 869 – 950 гг. стремян у всадников все еще нет. (Сент-Омер, Франция, Региональная библиотека Сент-Омера, Франция)

И вот уже к тому времени, когда на доселе грозный Рим надвинулись не менее грозные к этому времени готы, их вооружение выглядело в достаточной мере «рыцарским». Судить об этом можно на примере гордого короля готов Тотилы и того, как он снаряжался на бой накануне сражения (в описании Прокопия Кесарийского), хотя стремян и он, и его воины, по археологическим данным, все еще не знали.

Франкское войско в походе. Иллюстрация к псалму 59. «Золотая Псалтырь». Около 880 г. (Сент-Галлен (монастырь св. Галла), библиотека монастыря, Швейцария)

«…И вот что стал он делать. Сначала он немало постарался, чтобы показать противнику, какой он великолепный воин. Он облачился в доспехи из золотых пластин и украсил себя всего от шлема до кончика копья лентами и пурпурными подвесками, так что совсем преобразился и стал похож на короля. Сидя верхом на прекрасном коне, он прошествовал между двумя армиями и, как на воинском ристалище, показывал, на что он способен, гарцевал на коне, подбрасывал в воздух копье, подхватывая его на лету. Играючи перекидывал его из одной руки в другую. Он гордился своей ловкостью в этих делах. Владел конем так, как это умеет только с малолетства привыкший к ристалищу. Так миновала первая половина дня…»

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Миниатюра Симона Мармиона на сюжет «Песни о Роланде» из «Больших французских хроник». Сер. XV в. (Российская Национальная библиотека, СПБ.) Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Король Хлодвиг и чаша в Суассоне. Совершенно очевидно, что Хлодвиг в 486 году просто не мог носить подобные доспехи, что говорит об отсутствии исторического мышления у художников того времени. Миниатюра из «Больших французских хроник». Сер. XIV в. (Национальная библиотека, Франция)

Теперь обратимся к «Песне о Роланде», канонический текст которой – «Оксфордская рукопись», написанная где-то между 1129 и 1165 годами на англо-нормандском диалекте и хранящаяся в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета, то там можно прочитать следующее:

Великий Карл Испанию разграбил,
Разрушил города и занял замки.
Он мнит, что время мирное настало,
И едет к милой Франции обратно.
Вот стяг его Роланд на землю ставит.
С холма взметнулось грозно к небу знамя.
Вокруг стоят французские палатки.
Меж тем в ущельях сарацины скачут.
На них стальные панцири и латы,
Все в шлемах, препоясаны мечами,
На шее щит, копье в руке зажато.
В засаду сели мавры в горной чаще.
Четыреста их тысяч там собралось.
Увы, французы этого не знают!
Аой!

Однако ни стальных панцирей (в том смысле, в каком мы понимаем это слово), ни лат в то время конные воины еще не имели, так что это либо неточный перевод, либо… позднейшие переписчики заменили непонятные уже им слова на более «современные». На чем мы основываем это утверждение? Прежде всего это, разумеется, самый важный «документ» нужной нам эпохи – «гобелен из Байё». На самом деле это никакой не гобелен, а… самая обычная вышивка разного вида швами и нитками нескольких цветов по льняному полотну, причем иногда довольно забавная. Там есть испражняющийся человек, человек с зелеными волосами и синего цвета конь. Конец его оборван, что не мудрено, ведь его длина и так достигает 68,38 м при ширине всего… 48/53 см! Есть интересное предположение, что ее авторами была отнюдь не королева Матильда, жена Гийома Завоевателя, а английские монахи из монастыря Св. Августина в Кентербери. Впрочем, как бы там ни было, но важно, что там изображено и ее возраст. Первое письменно упоминание о ее существовании датируется 1476 годом. Но сделана она была несомненно значительно раньше, ведь на ней изображены воины с вооружением и в доспехах в это время уже не существовавших, то известно по другим источникам. Следовательно, «вышивка из Байё» относится ко времени самой битвы при Гастингсе, которую она как раз и изображает, то есть это может быть 1066 год, но, скорее всего, она несколькими годами старше. Кстати, само «завоевание Англии» Гийомом Завоевателем было ничем иным, как экспансией северных графств северной и восточной Франции, и вот с этого-то региона мы и начнем наше путешествие в рыцарские времена той далекой поры. Хочется подчеркнуть, что иллюстративным материалом для этой серии статей будут являться прекрасные миниатюры из средневековых манускриптов – наглядные свидетели той далекой эпохи. Итак…

Рыцари и рыцарство Северной Франции. Часть 1

Начнем с того, что вспомним о том, что государственное устройство Франции того времени сильно отличалось от современного, хотя, как государство, она уже существовала. Да и «карта» ее была совсем не похожа на ту, что известна нам сегодня. Так, в середине XI века графство Фландрия, которое в настоящее время является западной Бельгией, входило в состав французского королевства, но вот Брабант и Эно на востоке, являющиеся сегодня частью Бельгии, тогда принадлежали Священной Римской империи. Шампань тоже достаточно редко находилось под властью французских королей, ну а Эльзас и Верхняя Лотарингия также принадлежали Империи. Земли герцогства Бургундия вокруг Дижона были частью Франции, зато имперским было графство Бургундия вокруг Безансона. К югу почти вся территория к востоку от рек Сона и Рона тоже была собственностью германских императоров, а французская монархия пока еще «ждала своего часа» и лишь к середине XIV века начала свое продвижение на Восток.

Впрочем, и саму Северную Францию в этот период времени ни в коем случае нельзя считать однородной ни в культурном, ни и даже военном отношении. Бретань была в значительной степени кельтской по языку и сохраняла свои военные обычаи вплоть до конца XII века. В XI веке Нормандия все еще отличалась от остальной части страны тем, что поселились там в свое время викинги-норманны, хотя они очень быстро и успешно учились военному делу у французов и в первую очередь тому, как использовать в боях с пехотой отряды тяжеловооруженной конницы. Больше всех отличались от всех прошлых фламандцы; значительная часть которых говорила на фламандском наречии (то есть по-голландски) и, как многие считали, французами вообще не являлись. Уже тогда пехота играла среди них гораздо более заметную роль, чем где-либо еще во Франции.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Критический момент сражения при Гастингсе. Среди норманнских рыцарей распространился слух, что их предводитель убит. Тогда герцог обнажил голову так, чтобы его можно было узнать, а граф Юстас Болонский, указывая на него, крикнул: «Герцог Уильям здесь!» Сцена 55/56. Фотография из «Музея ковра», Байё)

Ряд зарубежных историков считает, что именно Северная Франция, столь успешно выступившая против Британии, была главным источником западноевропейской военной моды, но не технологических или тактических инноваций. Замечено, что с IX по XI века здесь неуклонно снижалось значение более бедных вассалов, служащих либо в качестве пехоты, либо в невооруженной коннице. Термин мilites теперь стал относиться конкретно к всаднику, обычно одетому в доспехи, тогда как раньше под ним подразумевали просто вооруженных людей без различия на конных и пеших.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Наконечник копья XV в. Длина 23,3 см. Вес 2579,8 г. Такие «крылатые наконечники» появились в Европе одновременно с рыцарской конницей и применялись вплоть до ее исчезновения. Боковые выступы не давали копью слишком глубоко войти в тело. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

То есть в 1050 году и позднее уже ощущалась специализация в области военного дела и выделение рыцарей в качестве военной элиты. А вот массовые военные сборы становятся редкостью. Однако города пока еще не имели большого военного значения ни в качестве источника войск, ни в качестве центров обороны. А вот запрет церкви на войну, устанавливавшей так называемый «Божий мир», имел место как на севере Франции, так и на юге. Причем ограничивая масштабы боевых действий и их продолжительность, церковь только лишь способствовала профессионализации класса воинов.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Миниатюра 1200 г. с изображением всадников в кольчужных доспехах типа хауберг, использующих технику куширования копья. Копья снабжены треугольными вымпелами, щиты в «форме перевернутой капли». Обращают на себя внимание конские попоны, служившие пока еще для защиты животных от зноя. («Памплонская иллюстрированная Библия и Жития святых», Памплона, Испания, Библиотека университета Аугсбурга, Германия)Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Следующая миниатюра из этого же манускрипта. Вверху всадники, внизу пехотинцы, чье вооружение от всаднического отличается очень сильно.

К концу XI века военное снаряжение всадников в достаточной степени стандартизировалось и стало очень дорогим, а его правильное использование стало требовать навыков, которые приходили лишь в результате длительной тренировки. Причем milites тренировались и в составе отрядов, когда их призывали сеньоры к своему двору, и, разумеется, индивидуально, «у себя дома», в укрепленных замках. «Рыцарь тот, кто много тренируется с оружием» — таким был взгляд на рыцарство в начале изучаемого периода. Причем, опускалось, а откуда у него это оружие взялось, откуда у него для этого свободное время, а также пища для него самого, а также для его коня. Подразумевалось, что все это у него есть, иначе какой же он рыцарь!

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Типичная европейская кольчуга из сварных колец, соединенных с помощью раскованных П-образных скобок. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевая слаженность отрядов была достаточно высокой. Например, «притворное отступление», с успехом примененное в битве при Гастингсе, в это время стало общепринятой тактикой, по крайней мере, среди нормандцев и бретонцев. Техника «куширования копья», то есть когда всадник зажимает его под мышкой, стала наиболее заметным тактическим приемом Западной Европы в конце XI и начале XII веков. Однако тяжелые и длинные мечи продолжали оставаться очень важным оружием конницы. Дело в том, что наконечники с перекладиной на «крылатых копьях» не всегда позволяли сохранить это оружие после первого копейного удара и тогда всаднику приходилось сражаться именно мечом. Это привело к удлинению его рукоятки, ранее зажимавшей кисть воина, тогда как перекрестие стало отгибаться к клинку и удлиняться в стороны.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Барельеф с изображением Завоевателя в Див-сюр-Мер, Шато Гийома ле Конкура, Фалез. Обращают на себя внимание «броня» из пришитых на основу, а не склепанных колец и длинный нормандский «змеевидный щит».Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Библейский Голиаф. Реалистическое изображение воина начала XI в., из «Котонианской Псалтири» или «Псалтири Тиберия» (ок. 1050, Винчестер). Показательно перекрестие меча, поскольку теперь им все больше пользовались всадники. (Британский музей, Лондон)

Значение стрельбы из лука также возросло, хотя в некоторых областях она пользовалась большей популярностью по сравнению с другими. Нормандия в данном случае претендует на определенный приоритет в использовании лука. В то же время во Франции, как и в большинстве других стран Западной Европы, лук постепенно стал вытесняться арбалетом. На важность арбалетчиков указывает появление конной пехоты, вооруженной арбалетами, начавшееся уже с конца XII века. Такие стрелки также были профессионалами в своем деле и в той же Франции находились под началом «Великого Магистра Арбалетчиков», каковое звание появилось в 1230 году. Считается, что арбалет в значительной степени стал ответом на распространение в Европе в конце XIII и начале XIV века пластинчатой брони.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Лучники и арбалетчики. Миниатюра из манускрипта «Всемирная и мариенлебенская хроника», 1300-1350 гг. Нижняя Австрия. (Библиотека Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, Германия)Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Редкое изображение конных лучников на миниатюре из манускрипта «Всемирная и мариенлебенская хроника», 1300-1350 гг. Нижняя Австрия. (Библиотека Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, Германия)

Процесс специализации военного дела, начавшийся еще в XII и XIII веках, стал особенно заметен впоследствии. Короли и их бароны начали все активнее использовать наемников. Например, в 1202 – 1203 гг. король Франции на нормандской границе располагал воинским контингентом, состоявшим из 257 конных рыцарей, 267 конных сержантов, 80 конных арбалетчиков, 133 пеших арбалетчиков и около 2000 пеших сержантов, который поддерживали еще 300 наемников, о принадлежности которых к роду войск ничего неизвестно. То есть это была небольшая, но в достаточной степени профессиональная армия.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Миниатюра с изображением сражающихся всадников, датированная 1365 г. из «Мировой хроники» Рудольфа фон Эмса. (Государственная библиотека земли Баден-Вюртемберг, Германия)

Фландрия все это время оставалась главным источником наемных войск, как кавалерии, так и пехоты, вплоть до XIV века. Многие города создали свои ополчения, воинов в которые поставляли городские гильдии. Причем пехота продолжала играть жизненно важную роль в течение всей первой половины XIV века, хотя впоследствии ее роль снова снижается. В их число входила легкая пехота с дротиками, известная как бидауты, которые, по-видимому, действовали в тесном контакте с рыцарской конницей. Огнестрельное оружие впервые появилось у французов уже в 1338 году и часто упоминалось в хрониках 1340-х годов.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
«Похороны викинга». Картина кисти Ч. Е. Батлера (1864 – 1933), 1909 г. Воины изображены в чешуйчатых панцирях, что в целом не противоречит историческим фактам. В то же время из-за большего веса и дороговизны металла кольчуга получила более широкое распространение, несмотря на значительную трудоемкость своего изготовления.Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
Сегментный шлем VII в. (Германский национальный музей, Нюрнберг, Германия)

P. S. Интересно, что в своем сообщении о битве при Гастингсе в 1066 году, написанного до 1127 года, Уильям Мэлсмберийский рассказывает, что перед началом битвы была исполнена cantilena Rollandi, то есть «песнь о Роланде, «дабы примером воинственного мужа вдохновить бойцов». Вас – нормандский поэт XII века, добавляет к этому, что ее пел Тайлефер, который также испросил для себя чести нанести первый удар врагу.

Использованная литература:
1. Bridgeford A. 1066. The hidden History of the Bayeux Тapestry. L: Fourth Estate, 2004.
2. Nicolle D. The age of Charlemagne. L.: Osprey (Men-at-arms series №150), 1984.
3. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
4. Verbruggen J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
5. Граветт, К., Николь, Д. Норманны. Рыцари и завоеватели (Пер. с англ. А.Колина) М.: Эксмо, 2007.
6. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства. (сокращенный перевод с итальянского В.П. Гайдука) М.: Прогресс,1987.

Продолжение следует…

topwar.ru

20 правил рыцаря из классического руководства от 1483 года

 

 

В 1483 году сэр Томас Лемюэль Хоук оказался среди 323 убитых в битве при Слоутер Бридж. Предвидя такой исход, он написал письмо своим детям в Корниш, изложив Правила Рыцаря – уроки жизни, которые сэр Томас желал передать своим четверым детям.

Сильно поврежденное письмо адаптировал и восстановил Итан Хоук, когда родственники обнаружили это послание в начале 1970-х годов в подвале семейной фермы, неподалёку от Уэйнсвилла, штат Огайо, после смерти прабабушки Хоука.

Так гласит легенда.

В результате появилась книга «Правила рыцаря» (Rules for a Knight) – в действительности художественное произведение. Почему именно о рыцарях? Объясняет Итан Хоук (Ethan Hawke):

«Мне просто всегда нравилась идея рыцарства, – сказал он. – Она означает, что быть хорошим человеком – круто. Или стремиться быть хорошим человеком – круто».

Поэтому Хоук начал внедрять рыцарство в свой семейный уклад:

«Моя жена читала книгу о воспитании детей и в ней зашла речь о ценности правил, поэтому мы заговорили о том, какие правила есть в нашем доме? Вы начинаете с чего-то очень обычного, например, с восьмичасового сна и всё такое. А затем неуклонно задаётесь вопросом, чего ещё мы придерживаемся? Так я начал затачивать под эту тему «правила рыцаря». Похоже на царский указ, понимаете? Я это написал. Идея состояла в том, чтобы красиво написанный текст повесить на стену. Мол, таковы правила».

Этот труд стоит особняком как план цивилизованного роста и самосовершенствования, путь к тому, чтобы стать сильным и надёжным джентльменом (или леди). Идеи в основном дошли от «других рыцарей», в том числе от Мухаммеда Али, Эмили Дикинсон, Дуайта Эйзенхауэра и матери Терезы, которых Хоук перечисляет на странице благодарности.

«Не надо говорить, что ты рыцарь, просто веди себя соответственно».

pravila rytsarya

«Сегодня, – начинает сэр Томас Лемюэль Хоук, – я поделюсь с вами некоторыми из наиболее ценных историй, событий и моментов моей жизни, чтобы где-то глубоко в тайниках вашего воображения эти уроки и мой опыт сохранились и послужили вам».

20 правил рыцаря

1. Одиночество

Бывайте наедине с самим собой. Молчание – полезный инструмент в поиске мудрости и ясности собственного разума. Голос нашей души мягок, его не услышишь в шуме других голосов. Как нельзя увидеть своё отражение в мутной воде, так и с душой. В тишине мы можем ощутить спящую в нас вечность.

2. Смирение

Никогда не кричите о том, что вы рыцарь, просто ведите себя как рыцарь. Вы не лучше других, а другие не лучше вас.

3. Благодарность

Единственный разумный ответ на текущий дар жизни – это благодарность. За всё, что было, рыцарь говорит: «Благодарю». Всему, что придёт, рыцарь говорит: «Да!»

4. Гордость

Никогда не притворяйтесь, что вы не рыцарь и не пытайтесь принизить себя, полагая, что тогда другим с вами будет комфортнее. Мы проявляем наибольшее уважение к другим, предлагая лучшее, что в нас есть.

5. Взаимодействие

Каждый из нас идёт своей дорогой. Мы рождаемся в определённое время, в определённом месте и наши проблемы уникальны. Для нас, рыцарей, понимание и уважение самобытности жизненно важно в нашей способности использовать коллективную силу. Применение силы может быть необходимо для защиты в экстренной ситуации. Но только справедливостью, честностью и совместными действиями можно по-настоящему добиться успеха в руководстве людьми. Мы должны жить и работать вместе, как братья или погибнуть вместе, как глупцы.

6. Дружба

Качество вашей жизни в значительной степени будет определяться тем, с кем вы решили провести своё время.

7. Прощение

Кто не умеет легко прощать, тот не обретёт много друзей. Ищите в других лучшее.

8. Честность

Бесчестный язык и бесчестный ум впустую тратят наше время, а значит, впустую тратят нашу жизнь. Мы здесь, чтобы расти, а истина – это вода, свет и почва, из которой мы поднимаемся. Броня лжи выкована из мрака, она скрывает нас не только от других, но и от нашей собственной души.

9. Храбрость

Все, что даёт свет, должно стерпеть горение.

10. Изящество

Изящество – это способность к восприятию изменений. Будьте открытыми и гибкими.

11. Терпение

Нет такого понятия как единственный шанс в жизни. Суетливый разум – это разум, сбитый с толку; он не способен ни ясно видеть, ни чётко слышать; он видит то, что хочет видеть, и слышит то, что боится услышать или многое упускает. Рыцарь превращает время в своего союзника. Наступает момент для действий, и с ясным разумом этот момент очевиден.

12. Справедливость

Есть лишь одна вещь, которую не стерпит рыцарь: несправедливость. Каждый истинный рыцарь во все времена борется за человеческое достоинство.

13. Щедрость

Вы родились, не владея ни чем, и ни с чем покинете эту жизнь. Будьте бережливы, тогда вы сможете быть щедрыми.

14. Дисциплина

На поле боя, как и во всём остальном, вы преуспеете настолько, насколько подготовитесь. Практикуясь, вы строите дорогу к достижению своих целей. Превосходство коренится во внимании к деталям. Чем лучше рыцарь подготовлен, тем меньше он склонен будет сдаться.

15. Посвящение

Обычные усилия – обычный результат. Каждый день прикладывайте усилия, чтобы лучше соблюдать эти правила. Удача – это следствие замысла. Будьте непоколебимы. Наковальня переживёт молот.

16. Речь

Не говорите о других плохо. Рыцарь не распространяет новости, в которых не уверен, и не судит о вещах, в которых не разбирается.

17. Вера

Иногда, чтобы понимать больше, вам нужно знать меньше.

18. Равенство

Для каждого рыцаря равенство людей – непоколебимая истина. Рыцарь никогда не наблюдает за унижениями мужчин или женщин. Если он при этом присутствует, то должен остановить того, кто совершает обидные поступки или говорит оскорбительные слова.

19. Любовь

Любовь – это конечная цель. Это музыка нашей жизни. Нет такого препятствия, которое она не может преодолеть.

20. Смерть

Жизнь – это длинная череда прощаний; удивлять могут только обстоятельства. Рыцарь благодарит за жизнь, которая ему дана. Он не боится смерти, потому что дело, которое начал один рыцарь, могут завершить другие.

В остальных правилах рыцаря подробнее рассматриваются изложенные идеи. Несмотря на то, что книга относится к разряду беллетристики, она полна размышлений на тему самосовершенствования и что значит быть родителем.

По материалам Farnamstreetblog.com.

Изображение: Рыцарь, смерть и дьявол — Альбрехт Дюрер, 1513 год.

cameralabs.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о