Рисунок нефертити – Почему Нефертити стала символом не только женской красоты, но и мудрости? | Биографии

Нефертити — Википедия

Нефертити
Нефертити
Бюст Нефертити. Новый музей Берлина
Совместно с Эхнатон
Предшественник Тия
Преемник Меритатон

Рождение XIV век до н. э.
Смерть прибл. 1330 до н. э.
Род XVIII династия
Супруг Эхнатон
Дети дочери: Меритатон, Макетатон, Анхесенамон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура, Сетепенра
Вероисповедание Древнеегипетская религия, Атонизм
Commons-logo.svg
 Медиафайлы на Викискладе

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty, «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370—1330 до н. э.) — «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351—1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «амарнский период», ознаменовалось религиозной реформой (атонизм), когда главным божеством провозгласили бога Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна[1]. Дискуссионным в научной среде остаётся идентификация Нефертити с фараоном-женщиной Нефернефруатон, вероятно, правившим около 2 лет.

Царица широко известна благодаря обнаруженному в 1912 году экспедицией Людвига Борхардта своему скульптурному бюсту (ныне представлен в Новом музее Берлина) в реалистичной манере амарнского искусства. Автором скульптуры считается скульптор Тутмос, в руинах мастерской которого бюст найден.

С начала исследования и проведения раскопок на развалинах Ахетатона (современная Тель эль-Амарна) в 1880-х годах до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса[править | править код]

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. Якобы, Нефертити — это присланная в жёны Аменхотепу III митаннийская принцесса Тадухепа[2]. Аменхотеп III скончался вскорости после прибытия Тадухепы к египетскому двору, и царевна стала женой его сына Аменхотепа IV (Эхнатона)[3]. Однако, супруга Эйе по имени Тэи носила титул кормилицы Нефертити, что опровергает теории идентичности Тадухепы и Нефертити, поскольку прибывшей царевне не нужна была кормилица[4]

.

Версия о египетском происхождении[править | править код]

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити — «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити — принцессы Мутбенрет (Беренмут).

Некоторые египтологи полагают, что Мутнеджмет — супруга Хоремхеба — идентична сестре Нефертити[5], поскольку имя Мутбенрет может читаться также как и Мутнеджмет. Однако в данной теории не достаточно доказательств[6]. Также Мутнеджмет не носила титул «Дочь фараона», что ставит под сомнение версию о её родстве с Эйе[7].

Существует предположение, что Нефертити — дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии — фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги. Следовательно, царица также происходила из Ахмима и могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону

[8]. Тэи, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью[9]. При этом, Тэи и Эйе нигде не упомянуты родителями Нефертити[10].

От Эхнатона Нефертити родила шесть дочерей:

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12—15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает вторая дочь царственной четы — принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены; её место заняла второстепенная царица Кийа, а позже — старшая дочь Нефертити — Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Имеется предположение, что загадочной правительницей Нефернефруатон была Нефертити, получившая на 5 год правления мужа новое атоническое имя Нефернефруатон-Нефертити[5]. Эхнатон сделал её соправителем, в то время как Кийа стала его главной женой[3]. Нефернефруатон могла оставаться регентшей при малолетнем Тутанхамоне[11]. Для продолжения родословной был заключён брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити Анхесенамон.

В произведениях искусства[править | править код]

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами» с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлён кульминационный момент этой идиллии — поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон — солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене — больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «

Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, — говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, — при звуке голоса её ликуют». Стены зала, возведённого Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествлённой с богиней Тефнут — богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своём излюбленном головном уборе — высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчёркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

  • Экспонаты Египетского музея Берлина
  • Commons-logo.svg

    Фигура стоящей Нефертити.

  • Фигура стоящей Нефертити.

  • Бюст Нефертити.

  • Нефертити приносит подношения Атону

  • Commons-logo.svg

    Нефертити побивает пленников

Бюст[править | править код]
Commons-logo.svg Бюст Нефертити — одна из самых известных находок Людвига Борхардта

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой.[12] Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001—2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс[13] и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити[14]. В 2003 году сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити[15]. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой»[16]. Согласно генетико-генеалогической экспертизе, мумия KV35YL идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), сестра Эхнатона, мать Тутанхамона[17].

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 %» за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение[18][19]. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривза, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

6 мая 2018 года министр по делам древностей Египта Халед аль-Анани официально представил результат исследований итальянских учёных, которые доказали отсутствие скрытых внутренних или прилегающих к гробнице Тутанхамона помещений[20].

По мнению Захи Хавасса, мумией Нефертити может оказаться KV21B из гробницы KV21. Эта мумия имеет искривление позвоночника и косолапость, состояние костей указывает, что на момент смерти их обладательнице было около 45 лет[21].

Commons-logo.svg

Кинематограф[править | править код]

Художественная литература[править | править код]

Нефертити фигурирует в романах Ника Дрейка «Нефертити. Книга мёртвых», Паулины Гейдж «Проклятие любви».

  1. ↑ Перепёлкин, Ю. Я. «Древний Египет», С.-Пб. «Нева», 2000 г. — // Глава «Солнцепоклоннический переворот Амен-Хотпа IV»
  2. Tyldesley, Joyce A. Nefertiti : Egypt’s sun queen. — London: Viking, 1998. — 232 с. — ISBN 0670869988.
  3. 1 2 Tyldesley, Joyce A. Chronicle of the queens of Egypt : from early dynastic times to the death of Cleopatra. — New York, NY: Thames & Hudson, 2006. — С. 124. — 224 с. — ISBN 0500051453.
  4. Cyril Aldred. The End of the El-‘Amārna Period // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1957. — Декабрь (т. 43). — С. 30—41.
  5. 1 2 J. Tyldesley. Chronicle of the Queens of Egypt. — Thames & Hudson, 2006. — С. 136—137.
  6. Geoffrey Martin. The Hidden Tombs of Memphis. — Thames & Hudson, 1991. — С. 96.
  7. Dorothea Arnold, James P. Allen, Metropolitan Museum of Art (New York N.Y.). The Royal Women of Amarna: Images of Beauty from Ancient Egypt. — Metropolitan Museum of Art, 1996. — С. 15. — 193 с. — ISBN 9780870998164.
  8. Anthony E. David. A Biographical Dictionary of Ancient Egypt. — Routledge, 2002. — С. 91. — 206 с. — ISBN 9781135377045.
  9. Aidan Dodson & Dyan Hilton. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. — Thames & Hudson, 2004. — С. 36, 147. — ISBN 0-500-05128-3.
  10. Jacobus Van Dijk. Horemheb and the Struggle for the Throne of Tutankhamun // BACE. — 1996. — № 7. — С. 32.
  11. Aidan Dodson. Amarna Sunset: Nefertiti, Tutankhamun, Ay, Horemheb, and the Egyptian Counter-reformation. — Oxford University Press, 2009. — С. 35—37. — 233 с. — ISBN 9789774163043.
  12. ↑ На лице Нефертити учёные нашли следы пластической операции
  13. ↑ Учёные нашли мумию Нефертити и своими глазами увидели, как выглядела первая красавица Древнего Египта (неопр.). www.africana.ru. Дата обращения 27 апреля 2018.
  14. ↑ В растерзанной мумии признали известный символ женской красоты (рус.). Грани.Ру. www.grani.ru. Дата обращения 27 апреля 2018.
  15. ↑ Лицо знаменитой красавицы Нефертити «обновилось» (рус.). Грани.Ру. www.grani.ru. Дата обращения 27 апреля 2018.
  16. ↑ Египтяне назвали первооткрывателей мумии Нефертити лжецами и запрещают им дальнейшие исследования (рус.). Грани.Ру. www.grani.ru. Дата обращения 27 апреля 2018.
  17. Hawass Z, Gad YZ, Ismail S, Khairat R, Fathalla D, Hasan N, Ahmed A, Elleithy H, Ball M, Gaballah F, Wasef S, Fateen M, Amer H, Gostner P, Selim A, Zink A, Pusch CM. Ancestry and Pathology in King Tutankhamun’s Family (англ.) // JAMA: the Journal of the American Medical Association. — 2010. — Февраль. — DOI:10.1001/jama.2010.121. — PMID 20159872.
  18. ↑ В гробнице Тутанхамона найдена комната, в которой может находиться усыпальница Нефертити, ТАСС (29.11.2015).
  19. В. Лаговский. Мумия Нефертити, похоже, действительно спрятана в гробнице Тутанхамона, Комсомольская правда (30.11.2015).
  20. Wagdy, Mohammed. Egypt says no hidden rooms in King Tut’s tomb after all (англ.), chicagotribune.com (6 мая 2018). Дата обращения 27 августа 2018.
  21. Zahi Hawass, Sahar N. Saleem. Scanning the Pharaos. CT Imaging of the New Kingdom Royal Mummies. — Cairo: American University Press, 2016. — С. 136, 142. — ISBN 978-977-416-673-0.

Русскоязычная[править | править код]

  • Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. — М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. — М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. — М.: АСТ, 2008
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. — М., 2005.
    • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. — 2000. — № 3. — С. 12—18.
    • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир — М.: Эксмо, 2011

Иностранная[править | править код]

  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. — London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. — Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. — New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. — Torino, 1992, pp. 189—193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. — Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. — Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. — London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. — London, 1998
Научно-популярные фильмы

Нефертити — История красоты — LiveJournal

Я совсем-совсем не египтолог, а просто созерцатель и читатель. Но, поскольку в своем журнале делюсь самыми сильными впечатлениями от произведений искусства, то не показать то, что больше всего поразило меня в Новом музее Берлина, было бы странно. Сердцевина музея – залы с находками экспедиции Немецкого восточного общества под руководством Людвига Борхардта. Самое главное открытие немецких археологов в Египте случилось сто лет назад в Амарне. В декабре 1912 года здесь была обнаружена мастерская скульптора, которого, возможно, звали Тутмос. Именно отсюда происходит знаменитый раскрашенный бюст супруги Эхнатона. Но прежде, чем увидеть его, посетители музея оказываются среди менее известных изображений Нефертити.

Нефертити

Обнаженная царица, с лицом, обращенным к солнцу, и слегка опущенными уголками губ, пронзительно реальна. Статуя, которая сохранила явные следы переделки, в своей незаконченности кажется особенно живой.

Нефертити

Поскольку Нефертити мы знаем с детства, очень интересно увидеть ее стареющей, слегка поблекшей, но более земной.

Нефертити
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Nefertiti_Standing-striding_Berlin_detail.jpg

В Лувре экспонируется женский торс, который также предположительно считают изображением Нефертити. Это одно из самых откровенных и чувственных изображений женского тела в древнем искусстве.

Нефертити

Если изображение этого торса в фас встречается достаточно часто, то профильное в популярных книжках не встретишь. А жаль! Поскольку становится ясно, что место египетской царицы где-то посередке между палеолитическими «Венерами» и Афродитой Праксителя. Острые ключицы, тонкая талия и бедра женщины, которая много раз рожала. У Нефертити было шесть дочерей!

Нефертити

С тремя дочерьми Нефертити и Эхнатон изображены на рельефе, который тоже находится в Берлине. Солнечный диск с лучами-руками осеняет царскую семью.

Эхнатон и Нефертити

На другом рельефе Эхнатон и Нефертити устремлены друг к другу. А солнце словно гладит их своими лучами.

Эхнатон и Нефертити

Головку юной Нефертити из песчаника мне уже доводилось видеть вживе и раньше. В Берлине, очень давно, когда я была на практике в ГДР. И недавно, на выставке в Эрмитаже.

Нефертити

Пористость камня, нежность контуров лица, легкая подкраска губ и точные контуры глаз – все это создает на редкость пленительный образ.

Нефертити

Нежнейшая улыбка словно тает на ее губах.

Нефертити

Мимо этой головы Нефертити я сначала просто прошла. Издалека я ее просто не узнала.

Нефертити

На самом деле, это необыкновенно интересная работа над ошибками.

Нефертити

А затем из светлого зала попадаешь в полутьму, где стоит знаменитый бюст и нельзя фотографировать. Поэтому воспользуюсь фотографиями из сети.

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/753532873/sizes/o/in/set-72157605305142725/

Кружить вокруг этого портрета можно бесконечно! Каждый ракурс вызывает восхищенный вздох!

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/1489014313/sizes/l/in/set-72157627918116031/

На самом деле она прекраснее, чем можно предполагать по ее многочисленным воспроизведениям.

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/1489014313/sizes/l/in/set-72157627918116031/

Покинув этот зал, можно уходить из музея. Сравниться с Нефертити уже никто не сможет…

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/753532865/sizes/o/in/set-72157605305142725/

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах

Не так давно я встретила в интернете удивительные картины российской художницы с восточными корнями — Галлы Абдель Фаттах. От этих картин словно веет зноем египетской пустыни, сочные краски создают атмосферу восточных сказок, грациозные кошки и прекрасные женщины проносят нас сквозь века, в далекое прошлое, где жила царица Нефертити.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 1

Галла Фаттах родилась и выросла в России, хотя по происхождению египтянка. Родители Галлы — балерина и кинооператор, переехали жить в Советский Союз, где и появились на свет их дочери — Галла и Геба. Неудивительно, что рожденные в творческой семье, девочки тоже посвятили свою жизнь искусству. Сегодня Геба Фаттах – балерина в Большом театре, а Галла окончила Суриковский институт и стала художницей. Хотя сама Галла не отрицает, что в детстве тоже мечтала заниматься танцами, наверное поэтому на ее картинах так много девушек, которые, кажется, застыли на мгновение в танце, один взмах рукой, и прекрасная танцовщица продолжит движение.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 2

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 3

Кроме того, художница признается, что именно творчество ее сестры вдохновляет ее на создание новых картин с элементами некоторой театральности.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 4

К древнеегипетской тематике Галла Фаттах пришла не сразу. Поначалу ее привлекали древние фрески, но они казались Галле неживыми, слишком статичными, а восточный темперамент художницы требовал динамичности, движения. Галле хотелось, чтобы ее картины были живыми, сохраняя цвет и форму древних произведений искусства. Так появился собственный стиль Галлы, в котором сочетаются современная европейская живопись и традиции египетских фресок, золото и лазурь, характерные для древней культуры и яркая сочная палитра красок, актуальная в наши дни, темпераметность юга и сдержанность севера.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 5

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 6

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 7

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 8

Очень часто на картинах Галлы присутствуют кошки — настоящие священные животные Древнего Египта.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 9

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 10

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 11

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 12

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 13

Сегодня картины Галлы Абдель Фаттах пользуются популярностью не только на территории бывшего СССР, но и в Европе, а также на родине художницы, в Египте.

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах, фото № 14

Нефертити — cicerone2007 — LiveJournal

Я совсем-совсем не египтолог, а просто созерцатель и читатель. Но, поскольку в своем журнале делюсь самыми сильными впечатлениями от произведений искусства, то не показать то, что больше всего поразило меня в Новом музее Берлина, было бы странно. Сердцевина музея – залы с находками экспедиции Немецкого восточного общества под руководством Людвига Борхардта. Самое главное открытие немецких археологов в Египте случилось сто лет назад в Амарне. В декабре 1912 года здесь была обнаружена мастерская скульптора, которого, возможно, звали Тутмос. Именно отсюда происходит знаменитый раскрашенный бюст супруги Эхнатона. Но прежде, чем увидеть его, посетители музея оказываются среди менее известных изображений Нефертити.

Нефертити

Обнаженная царица, с лицом, обращенным к солнцу, и слегка опущенными уголками губ, пронзительно реальна. Статуя, которая сохранила явные следы переделки, в своей незаконченности кажется особенно живой.

Нефертити

Поскольку Нефертити мы знаем с детства, очень интересно увидеть ее стареющей, слегка поблекшей, но более земной.

Нефертити
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Nefertiti_Standing-striding_Berlin_detail.jpg

В Лувре экспонируется женский торс, который также предположительно считают изображением Нефертити. Это одно из самых откровенных и чувственных изображений женского тела в древнем искусстве.

Нефертити

Если изображение этого торса в фас встречается достаточно часто, то профильное в популярных книжках не встретишь. А жаль! Поскольку становится ясно, что место египетской царицы где-то посередке между палеолитическими «Венерами» и Афродитой Праксителя. Острые ключицы, тонкая талия и бедра женщины, которая много раз рожала. У Нефертити было шесть дочерей!

Нефертити

С тремя дочерьми Нефертити и Эхнатон изображены на рельефе, который тоже находится в Берлине. Солнечный диск с лучами-руками осеняет царскую семью.

Эхнатон и Нефертити

На другом рельефе Эхнатон и Нефертити устремлены друг к другу. А солнце словно гладит их своими лучами.

Эхнатон и Нефертити

Головку юной Нефертити из песчаника мне уже доводилось видеть вживе и раньше. В Берлине, очень давно, когда я была на практике в ГДР. И недавно, на выставке в Эрмитаже.

Нефертити

Пористость камня, нежность контуров лица, легкая подкраска губ и точные контуры глаз – все это создает на редкость пленительный образ.

Нефертити

Нежнейшая улыбка словно тает на ее губах.

Нефертити

Мимо этой головы Нефертити я сначала просто прошла. Издалека я ее просто не узнала.

Нефертити

На самом деле, это необыкновенно интересная работа над ошибками.

Нефертити

А затем из светлого зала попадаешь в полутьму, где стоит знаменитый бюст и нельзя фотографировать. Поэтому воспользуюсь фотографиями из сети.

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/753532873/sizes/o/in/set-72157605305142725/

Кружить вокруг этого портрета можно бесконечно! Каждый ракурс вызывает восхищенный вздох!

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/1489014313/sizes/l/in/set-72157627918116031/

На самом деле она прекраснее, чем можно предполагать по ее многочисленным воспроизведениям.

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/1489014313/sizes/l/in/set-72157627918116031/

Покинув этот зал, можно уходить из музея. Сравниться с Нефертити уже никто не сможет…

Нефертити
http://www.flickr.com/photos/menesje/753532865/sizes/o/in/set-72157605305142725/

Совершенная красота

Нефертити — знаменитая египетская царица, супруга фараона Аменхотепа IV, легендарная красавица. Ее прекрасное лицо украшало храмы по всей стране, любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для египетских художников того времени. О происхождении царицы, ее жизни при фараоне и о секрете мумии царицы расскажет Екатерина Астафьева.

Откуда пришла красавица?

«Прекрасная красота Атона, красавица пришла» — так можно перевести имя Нефертити. И уже отсюда начинаются загадки. Почему красота Атона — понятно, ведь муж Нефертити Аменхотеп (он же Эхнатон) провел значительную религиозную реформу, в ходе которой установил культ малоизвестного божества Атона, олицетворяющего солнечный диск. В честь него фараон выстроил грандиозный храм в Фивах и белокаменный город Ахетатон, куда и перенес столицу.

Фото 1.jpg

Эхнатон, Нефертити и их дочери

Но почему же про знаменитую красавицу говорят «пришла»? Некоторые исследователи считают, что на самом деле Нефертити не была египтянкой по крови. Они полагают, что царица являлась миттанийской принцессой, которую прислали ко двору отца ее будущего мужа. У тогдашнего царя Митанни было две дочери — Гилухепа и Тадухепа, которых он отправил в Египет. В некоторых источниках можно найти информацию, что у Нефертити была младшая сестра, которая вышла замуж за одного из фараонов. Но соотнести Гилухепу с Нефертити не вышло в силу разницы в возрасте. А вот Тадухепу, невесту Аменхотепа III, «доставшуюся в наследство» его сыну, некоторые ученые отождествляют с прекрасной царицей. По другой версии Тадухепа — это побочная жена Эхнатона Кийа, которая почти всю жизнь провела в тени Нефертити.

Некоторые исследователи считают, что Нефертити не была египтянкой

Фото 2.jpg

Нефертити, приносящая жертву Атону

Тем не менее некоторые ученые придерживаются версии, что Нефертити — дочь знатного египетского вельможи, возможно даже двоюродная сестра Эхнатона. Степень ее родства с Тутанхамоном также доподлинно не установлена. Матерью юного фараона считают сестру Эхнатона, возможно, ей могла оказаться и Нефертити. Но официально детьми царицы считают только 6 дочерей.

Залог плодородия и процветания

В жизни страны Нефертити играла большую роль. Власть ее была огромной. Например, она всегда сопровождала супруга во время жертвоприношений, религиозных праздников. Царица воплощала в себе животворящую силу солнца, была залогом плодородия и процветания всей страны. Ей возносили молитвы, ее изображали на стенах храмов, в честь нее сооружали колоссальные скульптуры. Чаще всего Нефертити изображали в ее любимом синем парике, увитом лентами. Из-за того, что царице не удалось родить фараону наследника, в конце жизни она играла все меньшую роль в жизни Египта и отошла на задний план. К 14-му году правления Этанона исчезают упоминания о Нефертити.

Нефертити не смогла родить фараону наследника



Фото 3.png
Гранитное изображение Нефертити

Она дышит жизнью

В 1912 году немецкий египтолог Людвиг Борхрадт обнаружил в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса знаменитый бюст Нефертити. В тот день Борхардт записал в своем дневнике «Она дышит жизнью… Это невозможно описать словами, это надо видеть». Бюст изготовлен из известняка, и у него не хватает левого глаза. Ученые считают, что это прижизненное изображение царицы и, согласно традиции, второй глаз должны были вставить лишь после смерти, вселив в скульптуру душу умершей. Зрачок «видящего» правого глаза изготовлен из горного хрусталя. Изящный разрез глаз подчеркнут стрелками. Интересно, что недавно с помощью компьютерной томографии обнаружили на бюсте следы «пластической операции». Как утверждают исследователи, первоначально у изображения Нефертити был нос с горбинкой, ямочки на щеках и даже морщины. Надо всем этим поработал неизвестный скульптор, сделав Нефертити идеалом красоты.

Фото 4.jpg
Знаменитый бюст Нефертити

Любовь Эхнатона и Нефертити

Некоторые исследователи замечают в лице царицы черты андрогинии: гортань выдается вперед чуть больше, чем у женщин, линии лица прямые и резкие. На некоторых египетских изображениях Нефертити и Эхнатон постепенно становились похожи друг на друга, из-за чего фараон рисовался более женственным, а царица — более мужественной.

В 1912 египтолог Людвиг Борхардт обнаружил бюст Нефертити


Вообще изображений самой царицы существует куда больше, чем фараона — видимо, Нефертити привлекала живописцев своей красотой. Сохранилось также изображение царицы в возрасте: красота поблекла, плечи ссутулились. На некоторых рельефах можно найти довольно откровенные для того времени сцены поцелуя Эхнатона и Нефертити. Они считаются первыми изображениями плотской любви царственных особ.

Фото 5.jpg

Изображение Нефертити в возрасте

Бюст в 1913 вывезли в Германию, а с 1924 начали демонстрировать широкой публике в Новом музее на Музейном острове. До сих пор не утихают споры между Германией и Египтом: власти последнего требуют вернуть красавицу-царицу на родину, как, впрочем, и множество других артефактов.


Тайная комната будет открыта

В ноябре 2015 министр по делам древностей Египта Мамдух ад-Дамати заявил, что в знаменитой гробнице Тутанхамона в Луксоре обнаружили потайную комнату, в которой, по предположениям исследователей, может находиться усыпальница Нефертити. С помощью радиологического исследования и инфракрасного сканирования ученые установили, что за северной стеной гробницы располагается свободное пространство.

Ученые: В гробнице Тутанхамона хранится мумия Нефертити


Британский ученый Николас Ривс надеется, что ему удастся обнаружить останки Нефертити, чью мумию до сих пор не нашли. Он выдвинул гипотезу, что гробница Тутанхамона изначально предназначалась царице, но фараон скончался раньше, в 1323 году до н. э. в весьма юном возрасте, из-за чего отдельную усыпальницу ему построить не успели, и пришлось в спешном порядке осваивать уже готовую. Об этом свидетельствует, например, то, что погребальная маска Тутанхамона была, скорее всего, предназначена Нефертити. По мнению Ривса, доказать это можно просто: на золотой маске была найдена ретушированная печать с именем царицы, к тому же мочки ушей на маске проколоты, что было характерно для детских или женских масок.

Фото 6.jpg

Говард Картер, открывший гробницу Тутанхамона, исследует саркофаг

«Нефертити» Тутмоса — История одного шедевра

В истории Нефертити загадок больше, чем фактов. Неизвестно ни происхождение царицы, ни судьба после нескольких лет брака, ни причина смерти. Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. В браке родилось 6 дочерей. Нефертити была сторонницей проводимых мужем реформ, а по мнению ряда египтологов, еще и их инициатором. На публике супруги всегда появлялись вместе. Тем удивительнее, что к 14-му году правления Эхнатона все упоминания о царице исчезают.

н1.jpg

Нефертити и Эхнатон. (wikipedia.org)

Бюст был обнаружен во время раскопок в 1912 году в древнеегипетском городе Ахетатон — столице, основанной Эхнатоном примерно в 1350 г. до н. э. После смерти фараона город опустел, Фивы вернули столичный статус. Экспедицией руководил Людвиг Борхардт, а финансировал предприниматель, второй казначей Германского восточного общества Джеймс Симон. Именно в его доме в течение 7 лет после обнаружения находился бюст, который затем был передан музею.

Для предмета, которому более 3 тыс. лет, скульптурный портрет Нефертити сохранился поразительно хорошо. Утрачен урей, который, очевидно, был надо лбом царицы, повреждены уши и головной убор — вот и все. Красочный же слой находится в оригинальном состоянии и по сей день.

Основа выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью. На бюсте нет надписей, которые говорили бы о том, кому он принадлежит и кто его выполнил. Узнать Нефертити удалось по синему головному убору, который появился ко времени переезда в Ахетатон и служил особым знаком отличия супруги фараона Эхнатона.

н2.jpg

Бюст Нефертити. (wikipedia.org)

Артефакт был найден в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что этот скульптор (один из немногих древнеегипетских мастеров, чье имя дошло до нас) и был автором.

Скульптурный портрет Нефертити противоречит канонам древнеегипетского искусства. Отсутствие глаза, вертикально обрезанные плечи, общая неустойчивость из-за смещенного центра тяжести — все это расходится с традицией. По одной из версий, это дерзкое поведение Тутмоса связано с религиозной реформой Эхнатона, которая повлекла изменения и в художественной традиции. По другой, бюст был образцом для выполнения последующих скульптурных портретов Нефертити. В пользу этой гипотезы говорит то, что у бюста не обнаружено признаков, которые говорили бы о том, что его планировали в дальнейшем соединить с телом статуи.

Лицо абсолютно симметрично. Правый глаз выполнен из горного хрусталя. Отсутствующий левый глаз — одна из многочисленных загадок бюста. Нет никаких признаков ни того, что в глазнице был камень или красящий пигмент, ни того, что их планировалось добавить позднее. Традиция же древнеегипетского искусства не допускала подобных вольностей. И даже если принять, что это не окончательный вариант, а модель для последующих работ, все же остается неясным суть идеи — оставить Нефертити с одним глазом.

н3.jpg

Лицо Нефертити. (NationalGeographic.com)

С момента обнаружения бюст регулярно подвергался опытам. Ученые исследовали материалы, технику. В 2006 году было проведено томографическое сканирование, которое показало, что под раскрашенным слоем идеальной красавицы есть известняковый слой, который показывает Нефертити как изможденную женщину с морщинистым лицом. Не исключено, что сначала Тутмос создал основу, максимально приближенную к «оригиналу», а затем, используя гипс, «вылепил» идеальный образ и раскрасил его.

Однако через несколько лет после проведенного томографического сканирования немецкий Федеральный институт исследования и тестирования материалов заявил, что при обработке данных были допущены ошибки, и потому никакого так называемого реального лица не существует.

Бюст практически не содержит органического материала, а потому определить его точный возраст невозможно. Считается, что он был создан в 1340 г. до н. э. Однако идеальное состояние зародило сомнение в подлинности бюста. Существует версия, что верхний раскрашенный гипсовый слой был создан сразу после обнаружения бюста, то есть в 1912 году.

Выдвинул ее швейцарский историк культуры Анри Штирлин. По его мнению, бюст был изготовлен по заказу Борхардта для демонстрации одного из обнаруженных драгоценных артефактов принцу Иоганну Георгу Саксонскому. Последний прибыл на место раскопок в Ахетатон с супругой именно в тот день, когда, по официальной версии, был обнаружен бюст Нефертити. При демонстрации саксонский принц якобы был так впечатлен бюстом, что чтобы его не расстраивать и не признаваться, что потрет — лишь подделка, было решено назвать бюст оригинальным произведением.

Против этой гипотезы выступают ученые, которые провели анализ материалов. Результаты говорят, что такие же пигменты использовались и в Древнем Египте. При этом о составе амарнской смеси, из которой изготовлен верхний слой, во времена Борхардта еще не было известно, а посему изготовить подобную подделку было невозможно.

Красота царицы Нефертити. Миф или реальность? (17 фото)

история, Нефертири, Египет

Имя Нефертити уже давно ассоциируется у большинства людей с идеалом женской красоты и изящества. Пластические хирурги копируют для своих клиенток разрезы её глаз и форму лица, модницы же стараются повторить её макияж. Однако судя по найденной мумии, которая возможно принадлежит великой царице её внешность была не так прекрасна…

Когда-то уже много лет назад, я впервые увидел бюст Нефертити и был поражен ее почти инопланетной красотой. К сожалению, тогда реальной информации в печати было немного – все больше о ее муже, знаменитом фараоне-еретике Эхнатоне. Сейчас, по прошествии лет, мы с вами можем узнать о ней гораздо больше, но по прежнему крайне мало. Мы даже не знаем, где и когда она родилась, не знаем, сколько лет она прожила и отчего умерла. Неудивительно — три тысячелетия пролетели с тех пор, истлели папирусные свитки, раскрошился камень, без следа исчезали империи, реки меняли русла, и то, что мы знаем о Нефертити больше, чем просто имя уже само по себе чудо.

Она была великой царицей и родила Эхнатону шесть дочерей. Можно назвать имена каждой дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура и Сетепенра, но разве перечисление имен что-то расскажет нам о ней? Множество ее статуй и изображений украшали храмы, часто ее рисовали рядом с мужем, нередко в кругу семьи и даже побеждающей врагов Египта — так обычно рисовали только самих фараонов.

Вершины власти она достигла к 12-му году правления Эхнатона, когда мы читаем о ней в надписях не просто как о главной жене, а как о соправительнице своего царственного мужа. Вскоре после этого от болезни умерла ее дочь Макетатон, а буквально через год-два все упоминания имени Нефертити исчезают. Выдвигалась версия — царица умерла во время эпидемии чумы. Впрочем, до недавнего времени, основным предположением было то, что Нефертити просто впала в немилость, с возвышением одной из младших жен фараона Кийи. Историки считали причиной опалы неспособность Нефертити родить наследника. Следующей за Кийей женой фараона стала его собственная дочь от Нефертити Меритатон, и почти все упоминания о Кийи были уничтожены.

Возможно, это была месть дочери за мать. Но Меритатон сама не смогла родить своему отцу мальчика, известны лишь упоминания о двух дочерях от этого брака. Однако предположения об опале Нефертити были недавно опровергнуты открытием в 2012 году полустертой надписи, относящейся 16 году правления Эхнатона (его правление длилось 17 лет), где была следующая строчка: « Великая жена фараона, его возлюбленная, госпожа обеих земель (верхнего и нижнего Египта) Нефернеферуатон-Нефертити». Это означало, что статус Нефертити как великой жены (царицы), оставался незыблемым, несмотря на брак фараона с Кийей и с ее собственной дочерью. Есть основания полагать, что Нефертити пережила мужа и даже правила еще два года под именем фараона Нефернеферуатон.

история, Нефертири, Египет

Со вступлением на трон наследника Эхнатона Тутанхамона, жречество начало тотальную атаку на наследие фараона-еретика. Храмы Атона были разрушены или заброшены, упоминания об Эхнатоне уничтожались, стирались надписи, уничтожались стелы. Тогда же, вероятно, были осквернены или даже уничтожены гробницы фараона и его царственной жены.

история, Нефертири, Египет

Далее мы становимся на зыбкую почву предположений. То, что вы прочитаете ниже, поддерживают далеко не все египтологи. Точка зрения спорная, но она имеет право на существование.

Сообщаю вам — мумии Нефертити и Эхнатона найдены. Уничтожение надписей на гробницах, ритуальных предметах – с точки зрения жрецов вполне достаточная месть. Ведь в их именах было упоминание бога Атона. Они мстили не столько фараону, сколько его богу Атону, возвращая культ старых богов. Уничтожение же самих мумий царских особ, чье божественное происхождение не вызывало сомнений, неслыханное святотатство даже по отношению к фараону-еретику.

О нахождении мумии Нефертити сообщила еще десять лет назад Джоанн Флетчер. По мумии была сделана реконструкция предполагаемого облика Нефертити. Не буду рассказывать о бурной реакции египтологического сообщества на это открытие. Скажу, что очень многие не согласились с ней, все с нетерпением ждали результатов ДНК экспертизы, на которую египетские власти долго не давали согласия. Лишь феврале 2010 году экспертиза была проведена, но результаты ее в масс-медиа широко не освещались. Мумия оказалась дочерью Аменхотепа III и его жены царицы Тийи (отца и матери Эхнатона) и матерью Тутанхамона. Большинство египтологов согласилось, что мумия принадлежит одной из жен Эхнатона.

Эти результаты египтологи трактуют по разному — одни видят в этом лишь подтверждение того, что Нефертити была сестрой мужа, поскольку ее титулатура подтверждает это, другие отказывают ей в такой возможности — ведь Нефертити нигде не упоминается впрямую как дочь Аменхотепа III. Я склонен в этом вопросе принять первую точку зрения, так как не исключено, что одно из имен Нефертити все же есть в списке дочерей фараона — просто нам пока не известно, что это имя принадлежит ей. Но и это не все – ДНК-анализ одной из мужских мумий того же захоронения показал, что она принадлежит отцу Тутанхамона и сыну Аменхотепа III, то есть, вполне вероятно, самому Эхнатону! Значит, Нефертити все же родила ему сына – он стал ее седьмым ребенком.

история, Нефертири, Египет

Итак, самая знаменитая царственная чета в истории древнего Египта найдена (с той или иной степенью вероятности). Однако, в том же 2010 году исследование предполагаемой мумии Нефертити дало еще одно неожиданное открытие. Мумия была значительно повреждена, как считалось, грабителями гробниц. Внимание исследователей привлекло повреждение головы мумии — ее щеки, рта и челюсти. Исследование показало, что рана была нанесена при жизни и оказалась смертельной. Нефертити была убита. Кем?

Вероятно тем, кому это было выгодно, кто поставил у власти малолетнего Тутанхамона и правил вместо него. Это сановник Эхнатона Эйе, который после скоропостижной смерти юного фараона сам стал фараоном, женившись на его жене Анхесенамон (Анхесенпаатон, дочери Нефертити).

история, Нефертири, Египет

Рассказ о Нефертити можно было бы на этом завершить. Но исследования вновь преподносят сюрпризы. Знаменитый всем известный раскрашенный бюст Нефертити, после томографии, проведенной не так давно, раскрыл еще одну тайну. Оказалось, что каменный бюст, покрытый тонким слоем гипса, подвергся небольшим корректировкам. Были убраны морщинки, подчеркнута форма скул, и самое заметное – была изменена форма носа.

У изначального изваяния на носу присутствует легкая горбинка и небольшая седловинка ниже ее, что делает кончик носа слегка курносым. Именно эти характерные черты мы можем наблюдать у предполагаемой мумии Нефертити.

история, Нефертири, Египет

Все известные скульптурные изображения царицы были найдены в мастерской Тутмоса в Амарне. Обычно, говоря о Нефертити, иллюстрируют материал двумя самыми известными изображениями – знаменитого бюста из раскрашенного известняка и небольшой головки из кварцита. Мы с вами сможем увидеть еще несколько изваяний нашей героини, менее известных. Но и это еще не все. Ведь вам интересно, было ли ее тело так же красиво как ее лицо?

история, Нефертири, Египет

Летом 2003 года разразился скандал. Два венгерских художника создали обнаженную бронзовую статую как «модель физической красоты Нефертити», как они утверждали, по ее реальным древним изображениям на рельефах. Реконструированное «тело» и знаменитый бюст царицы были соединены и выставлены в берлинском музее. Египетская служба древностей во главе с доктором Захи Хавассом заявили протест, по их мнению такое изображение оскорбляло египетскую царицу, а обращение с уникальным древним бюстом было названо варварством, граничащим с вандализмом.

На самом деле художники, представившие царицу в образе близком к канонам современных топ-моделей, явно польстили Нефертити. Судите сами, как могла выглядеть царица, властительница миллионов подданных, не знавшая физических усилий, диеты и передвигавшаяся на паланкине? Тонкие голени, жирные бедра, круглый животик и немаленькая задница при таком образе жизни обеспечены. Если мы вспомним вытянутую вперед лебединую шею Нефертити, то к портрету можно добавить еще и сутулость.

Вам не нравится? Что же, не смотрите на фото скульптур Нефертити и не будете разочарованы. На одном из них тело юной красавицы, чуть прикрытое тонкой прозрачной тканью. Но не все знают, что существует и статуя постаревшей, немолодой Нефертити. Время оставило следы на ее лице, взгляд уставший и грустный, но, несмотря на все это, она по прежнему прекрасна.

Нефертити – означает «Прекрасная пришла». Она пришла в этот мир и принесла в него свою невероятную красоту. И мы через три тысячи лет все так же склоняем голову перед ее царственной красотой.

история, Нефертири, Египет

Молодая леди» из КV35, предполагаемая мумия Нефертити

история, Нефертири, Египет

Цветное фото мумии

история, Нефертири, Египет

Реконструкция образа Нефертити по мумии

история, Нефертири, Египет

Результаты томографического исследования известнякового бюста Нефертити

история, Нефертири, Египет

Реконструкция образа Нефертити после томографии бюста

история, Нефертири, Египет

Немецкий бандит смотрит на свое преступление». Так была подписана эта иллюстрация в статье на первой страницы египетской государственной газеты. Сама статья называется — «Царицу Нефертити обнажили в Берлинском музее». На самом деле тело на бронзовой статуи было прикрыто тонкой тканью, так же как и на других реальных статуях Нефертити.

история, Нефертири, Египет

Торс юной Нефертити(?)

история, Нефертири, Египет

Вид сзади

история, Нефертири, Египет

Немолодая Нефертити

история, Нефертири, Египет

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о