Рафтинг что – Рафтинг (спортивный сплав) — это… Что такое Рафтинг (спортивный сплав)?

Виды рафтинга

В чём заключается суть рафтинга? Ответ прост – его суть в борьбе, причём не только в преодолении водных препятствий и борьба со стихией, но и победа над самим собой. И те, кто почувствовал этот азарт, экстрим — тот уже не сможет забыть ощущения выхода за рамки своих возможностей. Никто не остаётся после сплава прежним.

Рафтинг по бурной реке

Чем хорош рафтинг

Рафтинг по реке хорош тем, что подходит не только опытным туристам-водникам, но и новичкам. Он активно развивается, становясь всё более и более популярным как среди экстремалов, так как требует от них высокой координации действий, выносливости, немалого уровня физической выносливости и, главное, быстро принимать верные решения во время сплава по реке, но и среди простых отдыхающих, решивших проверить, на что они способны.

Помощниками в рафтинге выступают лишь экипировка и опыт инструктора, который по совместительству часто является ещё и капитаном команды. Это экстремальное и тяжёлое занятие, но все преодолённые трудности доставляют массу позитива и удовольствия, которое приносит не только сам процесс, но и места, где он проходит — ведь вид первозданной, не тронутой человеком природы мало кого может оставить равнодушным.

В кругу профессионалов различают два смежных понятия:

  1. Рафтинг — это спуск по водам именно горной реки, который может длиться, в зависимости от маршрута, от пары часов до одного дня.
  2. Сплав — спуск по равнинной реке, намного менее экстремальный и сложный. Он может проходить несколько дней подряд.

Для рафтинга не так важен возраст участников. Более важна сила рук, выносливость и умение работать в команде, а также — сила духа участника спуска.

Категории рафтинга

В зависимости от того, где течёт река, в горах или на равнинах, разнится степень сложности для рафтеров. Их всего шесть, и рассчитаны они на людей разного уровня подготовки:

  1. Первая, самая лёгкая категория не представляет собой абсолютно ничего сложного. Сплав проходит по тихим участкам рек, с медленным течением и переходами шиверного типа. На всём маршруте опасность могут представлять разве что выступающие из воды камни и мель.
  2. Ко второй категории относят спуски умеренной сложности, которые включают в себя более сложные препятствия: бочки (участки с обратным течением), сложные шиверы, возможны небольшие сливы.
  3. Третья категория — это уже тяжёлые маршруты, на которых множество выступающих из воды камней, беспорядочные валы, перепады высот и крутые пороги потребуют от участников недюжинной выносливости и сноровки. Без опытного инструктора такие спуски смогут пройти лишь имеющие опыт спортсмены.
  4. Четвёртая категория явно не для новичков. К ней допускаются довольно опытные рафтеры, так как спуски изобилуют непредсказуемыми препятствиями, мощными течениями и сложнейшими порогами. Без подготовки, предварительного осмотра и планирования на такие маршруты становиться нельзя. Но даже в случае выбора наиболее безопасного маршрута от участников потребуются профессиональные навыки маневрирования и обхода всевозможных препятствий.
  5. Пятая категория рассчитана не просто на опытных рафтеров — она для профессионалов. К таким спускам никогда не приступают без предварительного осмотра маршрута, потому как они включают в себя сложнейшие бочки, узкие проходы между скал, сливы по небольшим водопадам, отвесные каньоны и иногда не имеют даже одного участка со спокойной водой, где можно было бы перевести дух.
  6. Самая сложная, шестая категория рафтинга обуславливается наличием бурных порогов верхней проходимости, а сама возможность сплава зависит от уровня воды. Эта категория предельно экстремальная, она только для опытнейших рафтеров, которые любят рисковать — ведь даже самая маленькая ошибка тут может стоить жизни. Многие из таких маршрутов до сих пор остаются не пройденными.

Рафтинг по быстрой реке

Виды рафтинга

Рафтинг имеет любительскую, спортивную и профессиональную ветви. Виды рафтинга следующие:

  1. Туристический рафтинг. Подразумевает собой спуски по спокойным рекам, не выше второй категории, где специальная подготовка не требуется. Является наиболее распространённым видом рафтинга, который доступен любому начинающему туристу. На каждом судне, вмещающем от четырёх до двенадцати человек, есть опытный инструктор, отдающий несложные команды, которые участники должны выполнять максимально точно. Длительность таких заплывов обычно не превышает нескольких часов.
  2. Походный рафтинг представляет собой нечто среднее между спортивной и туристической ветвью. В таком виде сплавов походы могут длиться не один день, прерываясь лишь на сон и краткий отдых, и потому подход к выбору экипировки более жёсткий, чем в туристическом.
  3. Спортивный рафтинг. Как и любой вид спорта, он состоит из системы различных состязаний во всевозможных категориях сложности. Программа соревнований может включать в себя слалом, спринт, марафон (затяжные спуски на 14-фунтовых рафтах), гонки на каяках. Это молодой, но очень бурно развивающийся спорт, где спортсмены, как и в других дисциплинах, проходят ежедневные тренировки, готовятся к чемпионатам.
  4. Отдельными ветками рафтинга являются научные экспедиции в отдалённые и труднодоступные уголки нашей планеты и спасательные операции на рафтах.

Также существует сезонная классификация — это летний и зимний рафтинг.

Заключение

Рафтинг — это самая настоящая школа духовного и физического совершенства, будь то мини или зимний рафтинг, которая даёт бесценную возможность проверить себя на выносливость и силу воли. Тут вы можете проверить себя на прочность и убедиться — способны ли вы выходить из экстремальных ситуаций как победитель или же нет.

В помощь начинающим рафтерам

Российская Федерация Рафтинга

raft

Цель статьи — помочь читателю с наименьшим риском для жизни и с максимальными положительными эмоциями окунуться ( рафтинг не для аквафобов ! ) в бурный и головокружительный мир сплава по белой воде. Статья поможет выбрать судно и снаряжение для самостоятельного сплава, а если Вы ограничитесь участием в сплаве коммерческом, заставит окружающих смотреть на Вас с уважением и почтением как на опытного рафтера.

Необходимый словарь терминов

Рафт — широко распространенный в мире тип судна, который используется для сплава по самым сложным рекам, чаще коммерческого, но так же и спортивного. Степень комфортности и надежности этого судна не идет ни в какое сравнение с известными в России типами гребных туристских судов. Рафт — самое популярное коммерческое, семейное и экспедиционно-служебное судно.
Рафтинг — сплав (чаще групповой) по бурной (белой) воде, часто соряженный с мощной адреналиновой инъекцией. Иногда под рафтингом подразумевают любое мероприятие на воде с использованием в качестве судов рафтов. Например, рыбная ловля с борта рафта.
Рафтер — человек, задняя точка которого касалась, хотя бы один раз, борта рафта, а руки сжимали весло и совершали пусть и хаотические гребки в бурной воде.

 

Итак, о рафтах

Классический рафт — надувная лодка с соотношением длины к ширине около двух. Диаметром борта 50-60 сантиметров. Полный объемом надувных элементов 2,5 — 3 кубических метра. Пассажировместимость — от 4 до 18 человек. Давление воздуха в бортах (а особенно в днище) значительно превышает показатели широкоизвестных в России ПСНов и ЛАСов. Как судно, предназначенное для сплава по бурной воде, рафт имеет прочный упругий корпус из современных синтетических материалов (HYPOLON, TREVIRA, LEXATRON и т.п.) и большие запасы плавучести и остойчивости. Важнейшей характеристикой сплавного рафта является наличие системы самоосушения кокпита (self-bailing floor), осуществляющей моментальный сброс воды. Одинаковые пропорции классических рафтов позволяют иметь единственный размерный параметр — длина в футах.

Конструктивно рафты можно разделить на однослойные и двухслойные. Первые изготавливаются из газодержащих тканей на прочной основе (лавсан и т.п.) с наличием защитнодекоративного покрытия из полиуретана или поливинилхлорида и нескольких внутренних связующих и герметизирующих слоев. Подобные ткани являются гордостью производящих их фирм, а многолетнии гарантии на них указываются на рекламных буклетах. Лодки из такой ткани либо свариваются различными видами сварки, либо склеиваются клеями. По этой технологии работает большинство производителей рафтов: AVON, ZODIAC, SOTAR, ACHILLES, MARAVIA и отечественный МNEV из Санкт-Петербурга.
Двухслойные рафты имеют оболочку, изготовляемую из прочной на истирание ткани (в основе лавсан, покрытие полиуретан или поливинилхлорид), и внутренние пневмокамеры из тонкой газодержащей ткани. Обводы корпуса такого рафта задаются кроем оболочки, а внутренние камеры имеют, как правило упрощенные формы. В США наиболее известна фирма AIRE, в России — RAFTMASTER.
Рассмотрим преимущества и недостатки двух конструктивных подходов.
Возможности транспортировки. Если Вы хотите отправиться в самостоятельный сплав, и есть вероятность пешего подхода к началу маршрута, или продолжительные обносы непроходимых препятствий, Вам следует остановить свой выбор на двухслойных, так как при схожем весе с однослойными аналогами они разбираются на большее количество отдельно переносимых деталей.
Ремонт. Если Вы путешествуете по каменистым горным рекам, то в бурном потоке Ваш рафт может получить повреждения. Двухслойные конструкции в ремонте менее прихотливы — оболочка зашивается и при необходимости заклеивается, а с заделкой пробойны на пневмокамерах (которые появляются довольно редко) справиться и малоопытный рафтер.
Обслуживание. Переимуществом однослойных является простота подготовки к сплаву — рафт следует только наполнить воздухом, а двухслойные надо научиться перед надуванием собирать, укладывая в оболочку пневмокамеры. Да после плавания вторые следует разбирать и тщательно просушивать.
Цена. Использование при производстве рафтов, независимо от их конструктивных особенностей, большой доли высококвалифицированного ручного труда приводит к достаточно высоким ценам. Однако двухслойные рафты дешевле, так как изготвляются из сравнительно недорогих материалов широкого применения.
Остановимся подробнее на некоторых моделях. Из однослойных конструкций — SOTAR и MNEV, а из двухслойных — RAFTMASTER.
SOTAR (State of the Art Raft) — заслуженно входит в лидирующую группу производителей рафтов. Первая конструкция самоотливного рафта в начале 80-х с пришнурованным к бортам надувным дном — это SOTAR. Они доказали всему миру, что рафт для бурной воды обязан быть самоотливным. Это был революционный шаг, который по прошествии лет стал казаться совершенно естественным. SOTAR первый исключил клеевые соединения, разработав новые ткани LEXATRON (полиуретан на капроновой основе) и POLYTRON (поливинилхлорид на более прочной лавсановой основе) специлально под сварные швы. На рафтах SOTAR Международная Федерация Рафтинга проводит все свои спортивные мероприятия.
SOTAR изготавливает рафты в трех исполнениях: Elite, Prfessional и Adventure. Рафты исполнения Elite изготавливаются из материала 40 oz. LEXATRON с 12-ти летней гарантией. Цвет — желтый, голубой, оранжевый и белый. Дно — надувное с продольным рифлением или гладкое. Цена — 5812 $ за 16-ти футовый рафт.
Рафты исполнения Professional изготавливаются из материала 33 oz. LEXATRON с 6-ти летней гарантией. Цвет — желтый или голубой. Дно — надувное с продольным рифлением. Цена — 4940 $ за 16-ти футовый рафт.
Рафты исполнения Adventure изготавливаются из материала 40 oz. POLYTRON с 5-ти летней гарантией. Цвет — желтый или голубой. Дно — надувное с продольным рифлением. Цена — 3952 $ за 16-ти футовый рафт.
Отечественный производитель однослойных рафтов из Санкт-Петербурга, Николай Мнев, занимался долгое время моторными лодками. С 1996 года фирма MNEV&K начала изготовление сплавных рафтов используя отработанные технологии (клейка с прогревом) и корейские ткани опробованные на моторных судах. Рафт MNEV классической формы и стоит 1800 $ за 16-ти футовый.
Продолжатель традиций пионеров отечественного рафтостроения фирма RAFTMASTER придерживается более популярной в российском туризме двухслойной технологии. Шитоклееная оболочка рафта RAFTMASTER — технологически сложное изделие, изготовленное на промышленном оборудовании опытными мастерами. Надувные элементы корпуса выклеены из легкого прорезиненного капрона по технологиям, используемым практически всеми отечественными производителями надувных конструкций ( ЯРТ, УРТ, СРТ). Все используемые материалы отечественного производства. Гарантия на судно — 2 года. Цвета — красный, вишневый, желтый, голубой, синий, зеленый и стальной. Цена — 1200$ за 16-ти футовый рафт (модель 999).
Главное, на что Вам следует обратить внимание при выборе рафта — наличие системы самоосушения. Лучше, если она будет в виде пришнурованного надувного дна. Жесткое фанерное дно у украинского рафта БРИГ — нонсенс. Важным фактором при выборе судна служит и предпочтенный Вами способ гребли.

Способы гребли в рафте

В рафтинге традиционно используются три способа гребли: распашными веслами, установленными на специальной раме (rowing oars), канойный (paddling) и комбинированный, когда гребцу распашными веслами помогают как минимум два каноиста.
В «Мекке» рафтинга — США, еще недавно, например, на востоке использовали только канойный способ гребли, а на западе — распашной. Но, постепенно, западные рафтеры адаптировались к энергичной групповой канойной гребле, а восточные — осознали мощность и маневренность распашной.
Практически любой современный классический рафт, благодаря симметричному корпусу, позволяет выбрать любой способ гребли.
Чисто распашной способ применим исключительно при экспедиционном и спасательном использовании рафта. Имеются желающие использовать распашные весла в семейном туризме, где приживается и комбинированный способ гребли. В коммерческом сплаве устанавливать гребную раму имеет смысл только на грузовом судне, так как в случае бурной воды возможны травматические повреждения малоопытных пассажиров.
Когда появился видеофильм «Дикая река» со звездой Голливуда Мэрил Стрип в роли бравой рафтерши, малочисленные отечественные рафтеры некоторое время находились под впечатлением комбинированного способа гребли во всей красе продемонстрированного в финальной части картины. Работа носовых гребцов с канойными веслами по вытягиванию рафта из «бочек» (зона обратного движения воды) и по боковым смещениям в дополнении к поступательным и вращательным усилиям распашного гребца казалась логичной и привлекательной. Однако, вскоре выяснилось, что распашная гребля на бурной воде весьма сложна. У малоопытного рафтера до половины гребков проходят в холостую. Положение «лицом вперед» (иначе первое же касание веслом «габарита» приводит к потери равновесия, а то и к тяжелой травме) не позволяет использовать всю мощь туловища, а бортовая качка сводит на нет синхронность движений.
Видимо, по-этому в спорте и экстремальных сплавах нет альтернативы канойной гребле. Гребля канойными веслами в рафте — это увлекательное командное мероприятие, требующее развитого чувства равновесия.
Мнение, что в рафте самостоятельно могут сплавляться неопытные новички, глубоко ошибочно и годится для рекламных буклетов коммерческих сплавных фирм.
Быстрее всех активной гребле в рафте кроме специалистов в ровной гребле и водном слаломе, обучаются горнолыжники, сноубордисты, виндсерфингисты, то есть те, кто привык к зафиксированным стопам. Свои стопы рафтеры заклинивают под надувными поперечинами, либо вдевают в специальные фиксаторы (locker). Самая большая ошибка — желание дополнительно зафиксировать на борту судна свою задницу. Это самый короткий путь к оверкилю (перевороту). В бурной воде рафт кидает как щепку, и только активные усилия всего экипажа позволяют сохранять судно на киле и выбранной траектории.
Отдав должное рафту и способам гребли перейдем к неоходимым аксессуарам рафтинга.

Защитное снаряжение

Участие в рафтинге подразумевает постоянную близость к бурной воде. Так уж получается, что горные реки не отличаются особо теплой водой, так как берут свое начало они на ледниках, а текут в глубоких тенистых ущельях. Конечно за некоторыми исключениями. Например, Замбези перед водопадом Виктория (после которого начинается каньон облюбованный рафтерами всего мира) сотни километров течет по равнине прогреваясь на всю глубину. Нам же в России, да и бывшем союзе о таких реках приходиться только мечтать, и готовиться к пронизывающему холоду быстрой и жесткой воды.
Одежда рафтера напоминает слоеный пирог из самых современных синтетических материалов: неопрен, Polartec, HiPora и т.п. Важнейшим фактором является быстрое высыхание на воздухе и хорошие теплоизоляционные качества.
Начинать следует со спасательного жилета, так как он необходим в обязательном порядке. Цены на жилеты — от 30 до 80$. Жилеты бывают жесткие (с вспененным наполнителем) и надувные. Важно чтобы жилет плотно сидел на рафтере, не мешал грести (морские и авиационные спасательные жилеты не подходят) и выбираться на судно из воды, а в воде не стремился соскочить через плечи. Объем жилета достаточно иметь не менее 12 литров (спортивные жилеты тестируют гирькой всего в 7 кг). Но главное помнить — никакой жилет не заменит умение плавать и не зачалит Вас к берегу самостоятельно — он лишь подстрахует и не более того.
Близость камней в сочетании со скоростью потока, да лопасти весел товарищей иногда оказывающиеся в непосредственной близости от Вашей головы — это далеко не все причины, для того чтобы одеть на голову защитный шлем. Легкие полиэтиленовые каски изготавливаются несколькими фирмами специально для рафтинга. Цены на них до 50$ и экономить на этих головных уборах не следует. Особенно хороши шлемы: Protec (США) , Prijon и Romer (Германия).
Дальнейшая экипировка зависит от условий сплава. И если на Замбези Вам дополнительно понадобятся только шорты и сандали, то на горных реках Средней Азии и Алтая необходим неопреновый гидрокостюм, брызговая куртка, неопреновая обувь и защитные брюки с накладками на коленях, бедрах и голени. А на Севере, где к холодной воде добавиться и невысокая температура воздуха, вместо неопренового костюма Вы облачитесь в нательное белье из Polartecа и сухой изолирующий костюм, а на руки надените неопреновые перчатки. Итак, по порядку.
Неопреновый гидрокостюм. Самый распространенный вариант — полукомбинезон без рукавов с глубокой проймой и молнией на груди. Толщина неопрена от 3 до 5 мм. Коленные и бедренные накладки важные при сплаве в каяке для рафтера необязательны. Костюм выбирают строго по размеру, в мокром состоянии он немного растягивается, а полостей между телом и неопреном быть не должно. Для женщин костюмы имеют специальный крой и являются большим дефицитом. Цена — от 100 до 200$. Костюмы для дайвинга не подходят, наличие рукавов мешает работать веслом, натирает подмышки. Короткие варианты без плечиков или шорты хороши только в теплую погоду. Наиболее популярны костюмы фирм Prijon, Hiko, Camara.
Брызговая куртка изготавливается из современной мембранной ткани, одевается поверх неопренового костюма и защищает от брызг руки и плечи. В холодную погоду попдевают нательную рубашку из Polartecа. Цена на брызговую куртку в среднем 30-40$.
Защитные брюки за рубежом практически не изготавливают, там обходятся отдельными щитками. В России их изготавливают на заказ, есть интересные конструкции, когда брюки объединены со спасжилетом в комбинезон.
На ногах рафтера специальная сплавная обувь. Это, как правило, неопреновые ботинки на резиновой ребристой подошве. Иногда верх ботинка изготовлен из прочной сетки, тогда под ботинок одевают неопреновый носок. Цена ботинок фирм Hiko и Prijon — от 30 до 70$.
Большое значение для успешного сплава имеет упаковка снаряжения. Для видео и фототехники используют полиэтиленовые кофры от американской фирмы Pelicase, цена на них от 100 до 200$. Для одежды удобны так называемые драйбэги (dry bag) — герметично закрываемые мягкие мешки, снабженные ручками для переноски или рюкзачными лямками. Используют и жесткие полиэтиленовые бочки с герметичной крышкой. Бочки рекомендуют для той же фототехники или медицинской аптечки. Практически все фирмы занимающиеся производством рафтов и иных сплавных средств выпускают широкий спектр гермоупаковок: Prijon, Hiko, SOTAR и др.

Заключение

Теперь выбор за Вами. Рынок снаряжения для рафтинга, как видно из статьи, достаточно обширен, а перечень необходимых вещей (включая судно) в денежном эквиваленте приближается к стоимости автомобиля.
Я, однако, хочу порекомендовать список пяти наиболее важных факторов, влияющих на принятие решения.
Вы собираетесь приобрести судно для участия в соревнованиях, для туризма или для… рыбалки. Если для соревнований, то не забывайте о существующих габаритных ограничениях. Если для туризма, то имейте в виду категорию предполагаемых Вами маршрутов. Если только для рыбалки, то прочитайте статью с самого начала.
Предполагаемая длительность путешествий и степень их автономности. Здесь следует рассмотреть и вероятные транспортные проблемы, связанные с доставкой судна к началу маршрута и возможность его ремонта в полевых условиях.
Количество членов экипажа, среди которых следует сразу выделить предполагаемых пассажиров. Здесь необходимо учесть их возраст и сплавной опыт.
Предпочтительный способ гребли, посадки экипажа судна.
Ваши финансовые возможности. Помните: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи…»


Успешного Вам выбора…
Григорьев Алексей..

Что такое рафтинг

Для того чтобы понять, что такое рафтинг, нужно представить у себя перед глазами бурную реку, с головокружительной скоростью несущую свои воды вдоль берегов, ощутить жажду приключений и желание получать радость от преодоления препятствий, которые возникают на пути течения реки. Может показаться, что такой экстрим доступен лишь тренированным профессионалам и новичку в нём не место — но это не совсем так. Каждый может получить заряд адреналина под руководством опытного инструктора. Но чтобы начать, стоит узнать, что же такое рафтинг.

Рафтинг по реке

Немного истории

Понятие «рафтинг» происходит от слова raft («плот» в переводе с англ. языка) и означает одновременно вид активного отдыха и экстремальный вид спорта, участники которого сплавляются на небольших лодках по течению естественных и искусственных водных каналов. По рафтингу проводятся официальные чемпионаты, соревнования, вручаются кубки Мира и Европы, есть даже Федерация рафтинга.

Существует легенда о том, как появился рафтинг. Она гласит, что рафты впервые возникли во время войны во Вьетнаме и использовались для переправки жизненно важных грузов по артериям рек. И в один из дней такой плот оторвался от привязи и ушёл вместе с человеком в пороги. Солдат, переживший этот эпизод, отнюдь не стал бояться рек, а получил волну адреналина и удовольствия, оттого что пережил такое испытание. И забава эта очень быстро распространилась, ведь солдатская жизнь не блещет развлечениями. А тут всё под рукой — вода, пороги, боевые побратимы, готовые бороться со стихией вместе. С тех пор, как гласит байка, и существует это развлечение, которое, недолго думая, окрестили рафтингом.

Также рафты использовались во Второй мировой войне американским спецназом при высадке в Нормандии в 1944 году. Увы, тогда попытка высадки на побережье не увенчалась успехом.

Соревнования по рафтингу

Первые соревнования по рафтингу прошли в 1989 году

О рафтинге

Чем бы ни являлся рафтинг во время своего зарождения, сейчас это как коммерческое развлечение, доступное каждому желающему, так и серьёзный, порой опасный вид спорта.

Само плавательное средство, хоть и называется плотом, очень сильно от него отличается. Рафт имеет вид объёмной надувной лодки, выполненной из современных синтетических материалов, отличающихся износостойкостью и крепостью. Корпус рафта состоит из независимых отсеков, которые образуют внешний каркас, а внутренний составляют надувные поперечные баки, образующие рёбра жёсткости (многие путают их с местами для сидения). Конструкция доказала свою надёжность, устойчивость и манёвренность в сплавах по высокогорным рекам — самым крутым и опасным трассам для этого вида спорта. Ещё от обычных лодок его отличает наличие дренажной системы самослива, которая помогает сразу же избавляться от лишней воды в нём. Отсюда и жёсткие меры по исключению перегруза рафта — в таком случае система может работать неэффективно и это грозит аварией.

Ещё одна черта, выделяющая рафт среди иных водных транспортных средств — это одиночные либо парные ножные упоры для ног на дне рафта. Они качественно фиксируют ступни участников сплава, удерживая их на крутых порогах и помогая грести. Также не вывалиться за борт помогает и специальное покрытие, не дающее ногам скользить. Оно есть не на всех рафтах, но если он им оснащён, то сцепление с баллоном будет отменным.

На случай того, что гребец всё же выпал за борт, предусмотрена верёвка, что опоясывает периметр лодки. Она крепится с помощью стальных колец и составляет неотъемлемую деталь современного рафта.

Рафты для сплава

Количество людей, участвующих в заплыве, варьируется от 4 до 16 — в зависимости от конструкции рафта. Их габариты варьируются по ширине от 1,8 до 2,5 метра, а по длине — от 3,5 до 6 метров, а тип соответствует трудности трассы, высоте порогов и полноводности реки. Чем меньше рафт, тем он манёвреннее и тем более узкая и сложная река проходится на нём. Средние и большие рафты используются на относительно лёгких сплавах на крупных полноводных реках.

Нельзя выделить чёткие виды рафтинга, но можно выделить чёткое назначение самих сплавов. Существует такая классификация:

  1. Походный рафтинг. Туристический коммерческий сплав, в который могут специально включить даже простые прогулки по тихим водам. Но для любителей адреналина в них могут включить участки с порогами и препятствиями.
  2. Спортивный рафтинг. Вид спорта, в котором соревнующиеся выполняют задачи и им начисляются очки согласно достигнутым результатам.
  3. Экспедиционный рафтинг. Научный поход группы людей, имеющих спецподготовку.

Также рафтинг используется при осуществлении спасательных операций.

Виды гребли и туров

Типы гребли в рафтинге делятся на 3 основные типа. Первый — при помощи обычных распашных вёсел, которые закреплены на специальной раме. Также применяют способ гребли, как для каноэ, при котором гребцы равномерно располагаются по периметру бортов. Они сидят на гондолах, а ноги зафиксированы в специальных петлях на дне рафта. Самые опытные участники находятся сзади, выполняя роль рулевых, и отдают команды остальным. Порой этим занимается один человек, который является командиром группы. Существует также комбинированный способ, когда гребцам на распашных вёслах помогают каноисты.

Но какой бы способ ни был выбран, главное — это слаженные действие всей команды, синхронная работа по удержанию рафта в нужном положении и жёсткая субординация, которая поможет успешно закончить сплав.

Всего существует шесть уровней (категорий) сложности рафтинг-туров, от самого простого до наисложнейшего соответственно. До третьего уровня туры предполагают участие людей, не имеющих спецподготовки, они сидят на бортах рафта, следуя командам инструктора. В некоторых случаях гребцы находятся внутри рафта, прямо на рёбрах жёсткости, неплохо выполняющих и роль пуфиков. Начиная с четвёртого уровня для допуска к прохождению требования ужесточаются, а шестой пройти могут лишь опытные профессионалы. Личная безопасность обеспечивается средствами защиты: касками, спасательными жилетами. Если сплав осуществляется в холодной воде, то к ним добавляются неопреновая обувь и гидрокостюмы.

На популярность того или иного маршрута влияет множество факторов, среди которых главными являются:

  1. Так как вся суть рафтинга — в прохождении препятствий, на первом месте стоит количество интересных участков и степень сложности.
  2. Наличие достопримечательностей (водных и исторических), которые можно увидеть при преодолении маршрута.
  3. Расположение и возможности добраться до точки старта. Ведь некоторые туры могут проходить в самых отдалённых местах планеты, до которых добраться могут не все.

Но даже на самом простом маршруте рафтинг по реке не перестаёт быть экстремальным занятием. И оно несёт в себе как изрядную дозу адреналина и впечатлений, так и некую долю риска. Бытует мнение, что этим могут заняться полные новички, без советов и руководства опытного гида, — оно в корне неверно. Это увлекательно и безопасно (обратно же — относительно безопасно) только при соблюдении правил безопасности, наличии опытного сопроводителя и соответствующего подготовке участка реки. Конечно, в сравнении с греблей на байдарке либо каяке, требующих длительных тренировок, рафтинг кажется относительно лёгким и щадящим способом покорить реку. Но это не мешает его популярности, так как любители экстрима среди непрофессионалов оценили его по достоинству.

В этом виде спорта при непосредственном сплаве существует всего 6 команд, за счёт которых рафт перемещается по течению:

  1. Ход — команда прилагает все силы для движения рафта вперёд.
  2. Малый ход — участники гребут вполсилы.
  3. Табань — назад.
  4. Зацеп — такой гребок, который смещает лодку параллельно текущему её положению (осуществляется перпендикулярно оси рафта).
  5. Отлом — гребок, смещающий рафт и противоположный зацепу.
  6. Суши — вёсла кладутся на колени (отдых).

Сплав по реке

И напоследок

Гребля в рафтинге не является самоцелью. Это возможность получить те незабываемые ощущения и яркие впечатления, которые недоступны в обыденной жизни. Где ещё можно ощутить бешеный прилив адреналина от борьбы с безжалостной стихией на крутых участках пути и следующее за нею умиротворение и спокойствие на тихой воде? Решив заняться им, вы на себе сможете прочувствовать все прелести (впрочем, как и тяготы) жизни туриста: очутится в лоне нетронутой человеком природы, спеть песни под гитару у ночного костра, пообщаться с интересными и необычными людьми, наполнить память воспоминаниями, а альбом — фотографиями. А может статься так, что вас ждёт Федерация рафтинга, если увлечётесь всерьёз.

Ценный сплав: 7 увлекательных вариантов рафтинга

В самой спортивной рубрике «Challenge» предлагаем тебе достойные альтернативы неспешным прогулкам и вечеринкам. Ты уже знаешь, где прокатиться на велосипеде по горам, а где лучше пройтись пешком. В свежем выпуске предлагаем освоить не только сухопутные способы передвижения, но и водную стихию. Собрали для тебя 7 идей для сплава по рекам – от простых вариантов поближе к дому до полупрофессиональных трасс – как обычно, при поддержке PayOkay. Если ты внимательно следишь за рубрикой, то уже знаешь, что эта карта создана для активных молодых людей, которые не сидят на месте и привыкли получать от путешествий максимум.

 


 Быстро и легко

Рафтинг в Чехии

Маршрут: река Влтава, от города Высший Брод до Боршова
Сложность: 1/5

Подробности

Считается, что каждый чех должен не только выполнить стандартную жизненную программу с сыном, деревом и домом, но и хоть раз сплавиться по Влтаве – реке, которая протекает через Прагу. Классический маршрут – это 70 км, которые можно в расслабленном режиме проплыть за 5 дней.

Если время ограничено, стоит выбрать один из самых живописных «кусочков» маршрута – вниз от Ческого Крумлова. В городе рафтинг особенно приятен и подойдет даже компаниям с детьми: надувные лодки съезжают по «езам» (специально оборудованным порожкам) – с брызгами, переворотами и прочими радостями водных видов отдыха. Как только захочется сделать остановку, вдоль реки найдешь миллион киосков, палаток и летних кафешек – некоторые прямо на реке. На рафте можно даже совершить экскурсию по Праге – многие гиды сядут с тобой в лодку и будут рассказывать об истории и культуре столицы Чехии, пока ты налегаешь на весла. Существенный бонус от PayOkay, который сделает времяпрепровождение в Праге еще приятнее: до конца мая владельцы карточки получают увеличенный cashback (3 %) при покупке билетов в музеи и прочие культурные локации.

 

 

 

Рафтинг в Германии

Маршрут: река Изар, от Ленгрис до Бад Тёлц (52 км от Мюнхена)
Сложность: 1/5
Подробности

Хотя Изар быстрая и холодная, сплавляться на рафте по ней просто и приятно. За хорошие впечатления отвечают музыканты, одетые в национальную баварскую одежду, которых можно встретить по маршруту следования, – они играют специально для рафтеров. И это не удивительно, ведь сплав на плотах и лодках – традиционная баварская забава, которая не теряет своей популярности с XII в. Конечно, изначально реку использовали только для передвижения грузов, а с XV в. по Изару начали отправлять пассажиров – аж до районов Вены и Будапешта. Правда, тогда использовали деревянные плоты, опробовать сплав на которых можно и сегодня. Сезон на Изаре продолжительный – с мая до конца сентября.

 

 

 

Рафтинг в Грузии

Маршрут: река Кура (Мтквари), поселок Вардзиа – Боржоми
Сложность: 2/5
Подробности

Самая полноводная грузинская река предлагает большой выбор участков разных категорий сложности, но нам больше всего приглянулся живописный маршрут Вардзиа – Боржоми, который можно совместить с культурной программой. Например, в Вардзиа тебя ждет пещерный монастырский комплекс XII в. – с десятком церквей, часовен, келий и трапезных прямо внутри горы. Название Боржоми говорит само за себя – город-курорт с минеральными источниками, которым уже больше 1,5 тыс. лет. Гуляй в парке, катайся на канатной дороге, попивай целебную водичку – после ударного рафтинга ты это заслуживаешь. Лучшее время для сплава по Куре – апрель и май, когда тают горные ледники и река становится наиболее полноводной.

 

 

 

 Средний уровень сложности

Рафтинг в Украине

Маршрут: река Черный Черемош, Белый Черемош и Черемош, от поселка Устерики, Карпаты
Сложность: 3/5
Подробности

Возле поселка Устерики Черный Черемош сливается с Белым, образуя «просто» Черемош – мощную и полноводную карпатскую реку, которую обожают украинские рафтеры. Место среди любителей водных видов спорта настолько популярное, что там даже спортивный фестиваль проходит – «Кубок Черемоша». Сезон на реке длится с марта до середины осени, но самый пик – это, конечно, май. Живописная природа, высокие горы, чистые воздух и вода, в меру сложные пороги, приятные кемпинги и душевные разговоры за кружечкой чая из ароматных местных трав у костра – так выглядит типичный сплав в Карпатах. Организованные туры различной продолжительности и степени сложности с едой и ночевками обойдутся тебе в сумму от € 22 (1 день) до € 70 (3 дня) – поверь, бюджетнее вариантов ты не найдешь.

 

 

 

Рафтинг в Италии

Маршрут: река Дора-Балтеа, от Пре-Сен-Дидье
Сложность: 3/5
Подробности

Река Дора-Балтеа начинается с Монблана и течет по долине Аоста. Именно в этом месте и предпочитают сплавляться те, кто знает толк в рафтинге. Здесь полно маршрутов разной степени сложности, школ, что учат заниматься рафтингом, и профессиональных инструкторов, которые тренируют в частном порядке, но главная фишка реки – теплая вода, по которой можно сплавляться без гидрокостюмов и специальных ботинок. После дня на трассе понежься в традиционных итальянских термах (например, в Пре-Сен-Дидье). Также в этом районе полно отелей на любой вкус – ставить палатку дрожащими от усталости руками не придется. Аоста – средневековый итальянский городок, который тоже достоин твоего внимания, особенно, если Рим и Флоренция уже покорены. Археологический музей, амфитеатр и Колизей, местное вино и выпечка – уверены, тебе не захочется уезжать из Аосты.

 

 

 

 Подготовка обязательна

Рафтинг в Словакии

Маршрут: река Бела, вниз от Подбанске
Сложность: 4/5
Подробности

Река Бела – пожалуй, самая красивая и опасная река Словакии и потому самая популярная среди любителей рафтинга. Довольно сложная трасса с тихими участками, во время которых можно перевести дух и насладиться красотой Татров, сплавляясь под горой Криван. Поскольку Бела – горная речка, сложность и условия сплава сильно зависят от погоды и времени года. Сплав разрешен с 15 апреля по 30 сентября, но лучшим временем считается конец апреля–май.

Если ты пока не чувствуешь в себе сил сразиться с таким мощным течением, можешь начать спуск с Прибылина – там уровень сложности как раз для новичков. Обрати внимание, что река холодная (средняя температура +5 ºС). Поскольку ты будешь сплавляться в заповедной зоне, не исключено, что тебе встретятся косули, зайцы, волки, козлы и другие обитатели гор.

 

 

Рафтинг в Черногории

Маршрут: каньон реки Тара, на границе с Боснией и Герцеговиной
Сложность: 4/5
Подробности

Черногория – это идеальный вариант разбавить ленивый пляжный чил экстремальным отдыхом формата Challenge. Например, рафтинг по каньону реки Тара, глубина которого составляет, на минуточку, 1,2 км (по масштабам в мире уступает только Большому каньону в США). Каньон находится в национальном парке Дурмитор, настоящем оазисе нетронутой природы, где растут, например, реликтовые черные сосны, которым уже под 400 лет. Вода Тары настолько чистая, что ее можно пить без всякой обработки. По каньону проходит часть рафтингового маршрута длиной 18 км. Выглядит он эффектно, и сложность его высока, ведь здесь у Тары резкое падение высоты и 21 из 50 порогов маршрута, общая длина которого – больше 60 км. Трасса проходит под величественным мостом Джурджевича, который перекинут через каньон, – это одна из самых впечатляющих построек страны.

 

 

 Что нужно знать о рафтинге? Советы от PayOkay

 

  Перед тем, как определиться, куда ехать, имей в виду, что маршруты для рафтинга классифицируются по 6-бальной шкале (степень трудности от 1 до 6). Могут быть и уточнения, как когда-то в школе: 3+ или 5-. Препятствия, которые попадаются на пути, тоже классифицируются (0–6). Обрати внимание, что без подготовки безопасно покорять маршрут не выше, чем категории 2. Чтобы не искушать тебя зря, в статье мы привели маршруты до 4 баллов и проранжировали их по степени сложности.

  Если ты едешь с компанией меньше 4 человек, учитывай, что вам придется делить лодку с другими путешественниками. Если ты проходишь пороги 3 класса и выше, очень важен вес рафта, а потому, чтобы сбалансировать лодку, инструктор может объединять и разъединять группы, что тоже неплохо – привезешь из поездки новых друзей (поверь, рафтинг очень сплачивает).

  Важно понять, что в лодке – команда. Грести нужно точно так, как скажет инструктор, иначе, если даже один гребец не будет попадать в ритм, рафт может сбиться с курса.

 


Как подготовиться к сплаву?

 

  Итак, вот что тебе понадобится в любом случае: лодка в хорошем состоянии, сертифицированный инструктор, спасательные жилеты, шлемы, весла, гидрокостюм и специальные ботинки для холодной погоды или холодной воды, аптечка.

  Что надеть? При выборе одежды ориентируйся в большей степени не на температуру воздуха, а не температуру воды. Купальник оставь дома: если ты выпадешь из лодки в воду с мощным течением и товарищи будут затаскивать тебя обратно – с бикини можно будет попрощаться. Лучший вариант – футболка и шорты. Если холодно, не надевай майки из грубого хлопка – они отвратительно сохнут и не держат тепло. Послушай маму и захвати комплект сменных сухих вещей.

  Что обуть? Отдавай предпочтение специальной обуви для воды или спортивной обуви, которую можно мочить (лучше всего брать закрытую). Вьетнамки и кроксы оставь для пляжа – во время сплава их слишком легко потерять. Конечно, возьми пару сухой сменки.

  Солнцезащитный крем и бальзам для губ должны стать твоими лучшими друзьями на время сплава – если, конечно, не хочешь щеголять с красным обветрившимся лицом после возвращения домой.

  Смени очки на контактные линзы, а солнцезащитные очки со стеклами – на очки с пластмассовыми линзами. Так намного безопаснее.

  Кстати, о безопасности. Обязательно сделай страховку. Даже если ты сплавляешься с опытным инструктором по реке сложности I класса, лучше иметь на руках полис. Главное при оформлении – не говорить, что едешь на спортивные соревнования или заниматься спортом, – страховые коэффициенты сразу взлетают.

 

 

Причем здесь Payokay?

Если ты читаешь эту статью, значит, привык брать от жизни все. Для таких, как ты, у МТБанка есть специальный продукт – карта PayOkay. Основная ее особенность – cashback 1,5 % с любых покупок, совершенных за рубежом или у нас. В мае повышенный cashback (3 %) тебе начислят за походы в музеи, театры и прочие «культурные» места. За перечисление Tax Free можно вообще получить 5 % обратно! Кроме этого, владельцам PayOkay оформляют бесплатную страховку, которая пригодится в посольстве при подаче на визу, а также необходима любому рафтеру, даже если он отлично плавает. Еще один важный момент: PayOkay избавляет от необходимости вести с собой стопку налички – владельцы карточки получают лучший курс для расчетов в валюте за границей. Оформить карточку совсем легко: заказываешь на сайте, и ее привозят бесплатно домой или в офис.

Фото — depositphotos.com

ЗАО «МТБанк», УНН 100394906, ОКПО 14619370

Рафтинг для начинающих

Рафтинг с каждым годом набирает всё большую популярность как среди опытных туристов-водников, которые получают множество возможностей пройти всё более сложные маршруты, так и среди начинающих туристов, ни разу в жизни не державших в руках весло, — ведь для того, чтобы выполнить свой первый сплав, им нужно пройти лишь небольшой инструктаж. Но чтобы понять, что такое водный рафтинг, нужно разобраться в нескольких основных моментах этого вида активного отдыха.

Рафтинг для новичков

Немного о самом рафтинге

Рафтинг – это сплав по горным и равнинным рекам на специальной лодке, рафте, обладающей высокой плавучестью и устойчивостью на воде. Это позволяет существенно снизить требования к участникам спуска, которых может быть от 4 до 12 человек. С изобретением этого надувного бескаркасного судна рафтинг по бурным «белым водам» рек перестал быть привилегией профессионалов, которые раньше осуществляли их на байдарках и плотах.

Если вы решили участвовать в своём первом рафтинг-туре — внимательно изучите сложность маршрута, который хотите пройти. Всего, по международной классификации, их шесть — и чем категория выше, тем больше разнообразных препятствий будет попадаться на пути. Причём некоторые реки в рафтинге нужно покорять лишь на определённых участках и при определённом уровне воды.

Для туристов, только начинающих занятия рафтингом и не прошедших специальную подготовку, запрещены маршруты выше третьей категории сложности. Но это лишь ограничивает количество и сложность препятствий при рафтинге, но ни в коем случае не снижает вероятность возникновения экстремальных и непредвиденных ситуаций, которые, впрочем, не грозят ничем, кроме выброса в кровь внеплановой порции адреналина. А для тех, кто одолел не одну бурную горную реку, есть рафтинг-туры, которые предлагают многодневную борьбу с водной стихией на опаснейших маршрутах.

В случае коммерческих сплавов на борту рафта всегда присутствует опытный инструктор. Зачастую это нанятый турфирмой спортсмен, который отдаёт простые команды участникам, чья задача выполнять их максимально точно — от этого зависит прохождение рафтинг-тура. При кажущейся лёгкости его задачи гид должен присутствовать в любом случае, так как участники могут растеряться в определённых ситуациях из-за отсутствия опыта.

Рафтинг сегодня представляет собой не просто греблю, а полноценный поход, длящийся порой много дней подряд. Популярность таких рафтинг-туров зависит от множества факторов, среди которых выделяются: наличие достопримечательностей, живописных мест, памятников, удобство заброски группы и снаряжения для рафтинга к началу сплава, безопасность полигона для спуска. Для тех, кто не может позволить себе поход, допустим, на неделю, многие турфирмы предлагают рафтинг-туры выходного дня. А для людей, которые располагают достаточным количеством денег и времени, рафтинг откроет все прелести походной жизни: и ночёвка в палатках, и песни под гитару, и вкуснейшая еда, приготовленная на костре.

Даже при прохождении первой категории водных рафтинг-маршрутов не стоит относиться к своему снаряжению с пренебрежением. Нужно серьёзно подойти как к самому рафту, он должен иметь рёбра жёсткости и средства страховки от выпадения за борт, так и к индивидуальной защите — спасательному жилету и каске. В коммерческом рафтинге всё необходимое предоставляет турфирма, но иногда может понадобиться дополнительное снаряжение (например, гидрокостюм для прохождения холодных горных рек). А ещё, хотя и лучшим спасательным средством является сам рафт, очень недурно уметь плавать — ведь никакая экипировка сама вас до берега не довезёт.

О технике безопасности в рафтинге

Каждый, кто занимается рафтингом, проходит инструктаж по технике безопасности. Мы приведём основные положения, которые стоит выучить наизусть:

  1. Ваша личная защитная экипировка для рафтинга должна быть идеально подогнана по фигуре и голове, в противном случае вы устанете от их постоянного ношения. А снимать шлем и жилет категорически запрещено, даже на участках пешего хода.
  2. Весло в руках должно располагаться правильно: одна рука в 10 сантиметрах от лопасти весла, а другая — на рукояти. При ином расположении вы рискуете нанести травму члену команды, который сидит напротив вас.
  3. Не забывайте о правильной посадке в рафте. Внутренние баки — это рёбра жёсткости, а не пуфы для сидения, а участники сплава должны сидеть на бортах. Также баки служат для фиксации ног.
  4. Для того чтобы не вылететь из рафта при сильном ударе или крене — хватайтесь за верёвку, которая протянута по периметру судна. Если же вы вылетели из лодки — нужно сделать один-два хороших гребка к рафту и схватится за верёвку, для того чтобы залезть обратно. В случае когда вас отбросило на несколько метров — участники команды обязаны подать весло, подтянуть к лодке и забросить вас внутрь.
  5. Процесс затягивания человека в рафт выглядит следующим образом — вы поворачиваете его к себе лицом, крепко хватаете за спасательный жилет в районе плечей обеими руками и тянете на себя, используя свой вес.
  6. Иногда человека выбрасывает на значительное расстояние, что даже веслом достать нельзя. В этом случае используют спасательную верёвку, установив предварительный контакт свистом или криком. Задача спасаемого — схватить верёвку и перевернуться на спину. Так его быстро затянут внутрь рафта.
  7. Вам необходимо чётко осознавать, как плавать в порогах. Существуют два основных метода для этого. Позиция самосплава, в которой человек плывёт по течению ногами вперёд, причём ноги должны быть на поверхности, для того чтобы оттолкнуться от надвигающегося камня или стены. Вторая позиция — стиль кроль, применять который можно только на более-менее спокойном участке реки между порогами, где следует развернуться на 70 градусов против течения и грести к берегу кролем, прилагая максимум усилий.
  8. Также очень важно знать, как выбраться из бочки (устойчивой циркуляции воды после слива). Если бочка небольшая, то нужно поджать под себя ноги и обхватить их руками — вы пойдёте на дно, где нижнее течение подхватит вас и выбросит из неё. Только не расслабляйтесь раньше времени — нужно немного отплыть от неё, иначе может засосать на повторный круг. Если же бочка большая, то разворачивайтесь лицом к сливу и активно плывите кролем в него. Слив опустит вас на дно, где донное течение вынесет из опасного участка.
  9. Если рафт перевернулся и вы оказались под ним — не стоит пытаться пробить его головой, всё равно это вам не поможет. Паниковать тоже не стоит — там достаточно воздуха, но долго задерживаться под ним всё же не нужно. Для того чтобы выбраться, отталкивайтесь от его дна руками по направлению потока и вскоре выберетесь из-под него. Только схватите верёвку побыстрее, иначе возникнет проблема — вас может унести течением.
  10. Рафт хорош тем, что, даже перевернувшись, имеет прекрасную плавучесть. Так что, в ситуации переворота лодки, схватитесь за верёвку и не отпускайте.
  11. Не теряйте весло. Никогда.

Инструктаж по рафтингу

Советы для тех, кто является новичком в рафтинге

  1. Не забывайте о том, что рафтинг — это не отдых одиночек. Потому уважайте членов своей команды и поддерживайте доброжелательную атмосферу, ваш сплав будет успешным и безопасным.
  2. Главное в процессе гребли — слаженная работа команды, бросающей вызов водной стихии. И потому не старайтесь грести сильнее всех — гребите одновременно со всеми.
  3. Грести нужно не руками, а корпусом. Если у вас нет опыта в этом деле — обратитесь к инструктору по рафтингу, он покажет на практике.
  4. Никогда не пренебрегайте инструктажем — вам расскажут не только об основных командах, но и о правилах поведения в таких неприятных ситуациях, как переворот рафта или выпадение за борт.
  5. Подавляющее большинство переворотов в коммерческом рафтинге создаются специально, что зачастую обговаривается с участниками сплава.
  6. Отправляясь покорять течение реки, не забудьте взять с собой купальник и сухую одежду, которую стоит сложить в специальный водонепроницаемый мешок. Ведь к концу маршрута вы промокните до нитки, а высохнуть на солнце выйдет далеко не всегда.
  7. Если вы решили заниматься рафтингом в холодную погоду, то лучшим решением для вас будет облегающий свитер и термобельё.
  8. На случай дождя лучше всего иметь болоньевый костюм.
  9. Документы и ценности лучше сложить в герметичный пакет либо оставить на берегу.
  10. Не стоит брать с собой очки. Если же без них никак не обойтись — позаботьтесь о наличии страховочного шнурка.
  11. Если вы используете снаряжение напрокат — то всегда внимательно осматривайте и подгоняйте его под себя. И не бойтесь обращаться за помощью к гиду по водному рафтингу или продавцу.
  12. Все вопросу гиду задавайте не во время, а перед рафтингом.
  13. Беспрекословно выполняйте команды инструктора по рафтингу во время сплава.

Заключение

Новичку может показаться, что водный рафтинг является чем-то вроде развлекательного аттракциона — но это не так. В нём множество правил, которые нужно выполнять, иначе неприятные последствия гарантированны. Но при выполнении всех инструкций рафтинг станет захватывающим приключением, полным ярких эмоций и ощущением победы не только над водной стихией, но и над самим собой.

Безопасность на рафтинге. Советы от профессионалов.

Не столь важно почему вы решили отправиться на рафтинг: появилось желание попробовать что-то новое во время отпуска, захотелось проветриться и активно провести выходной день или же вы подбираете активность для клиентов вашей компании. Можно сказать одно, участие в хорошем рафтинге — это удовольствие, активность которая поможет  взбодриться, выйти из зоны комфорта  и получить незабываемые впечатления, при этом зачастую не имеет значения уровень вашей физической подготовки и был ли предыдущий опыт сплавов. 

Групповой сплав на рафте по реке Риони

Поверьте, сплав на рафте по реке с порогами, это развлечение отнюдь не только для сумасшедших экстремалов и спортсменов. Рафтинг в наши дни стал мейнстримом в индустрии активного отдыха, и без всякого каламбура подходит практически всем, от детей до пожилых людей,  но во всем этому есть очень важный момент: прежде чем отправиться на рафтинг следует предпринять несколько простых действий для того, чтобы позитивные впечатления от сплава запомнились на долгие годы.

Рафтинг — это классно, незабываемо, весело.. Правда, все это будет именно так,  если вы придерживаетесь нескольких простых правил безопасности, ведь безопасность — это основа на которой держится вся индустрия активного отдыха. 

Для этого ниже перечислим советы от мастеров своего дела, профессиональных рафт-гидов и владельцев компаний, работающих на сплавах десятки лет, которые помогут вам и вашей семье, не попасть в плохую ситуацию, и действительно насладиться  рафтингом в хорошей компании. 

Простые правила безопасности на рафтинге 

Выбирайте профессионалов

Когда вы заказываете рафтинг не поленитесь задать вопросы. Как долго компания организует сплавы? Кто будет гидом на вашем сплаве, какой опыт работы у гидов компании, какие тренинги они проходили, какие сертификаты это подтверждают? Есть ли разрешение на работу? Какое снаряжение вам выдадут? Эти вопросы помогут понять профессионализм компании, а работа с профессионалам гарантирует вам, что будут соблюдаться правила написанные ниже, а от их выполнения зависит ваша безопасность. 

При этом не всегда цена — не является критерием качества. Зачастую стоимость стандартного рафтинга в профессиональной компании, сравнима, а иногда дешевле, чем у тех, кто работает из под полы.

Всегда хорошо надевайте спасательный жилет.

Факт того, что вы просто накинули жилет — не дает вам никаких гарантий, даже на спокойной речке. Помните! На воде жилет должен плотно прилегать к телу, все стропы должны быть затянуты, а крепления защелкнуты. Весь трюк тут в том, что жилет должен быть одет достаточно свободно для дыхания, но при этом если в поднимете руки вверх, его нельзя было снять через голову. Правильно надетый жилет — залог безопасности.

Безопасность и комфорт. Не снимайте защитного снаряжения.

Всегда надевайте шлем, не имеет значения насколько сложные маршруты вы уже ездили и насколько прост тот, по которому будет рафтинг сегодня. Получить удар веслом по голове, вы можете даже на практически ровной воде. И то что в шлеме вы даже не почувствуете, без него может привести к возникновению серьезной травмы.

Будьте уверены, что вы выбрали правильную одежду на день.

Сбор снаряжения при подготовке к сплаву на рафтах

Например, весной вода в реке холодная, и даже если погода теплая, следует одеть неопреновый костюм и специализированную обувь (тапки для дайвинга или неопреновый носок с дополнительным ботинком), это поможет вам не замерзнуть и получать удовольствие от сплава, не думая о том, что на вас может попасть холодная вода. В неопреновом костюме можно даже купаться, холодно не будет! Наличие таких костюмов — также показать профессионализма компании, у тех, кто серьезно занимается сплавами, костюмы есть. 

С другой стороны — жаркое лето. Здесь уже опасность таит солнце, для жаркого летнего дня хорошо подходит либо тонкий неопрен, либо одежда из полартека. Перед тем как сесть на рафт, не забудьте нанести солнцезащитный крем на открытые участки кожи. Возможно использование недорогой панамы и солнцезащитных очков.  Поверьте, получить солнечный ожог или удар не самый лучший вариант развития событий.

Держите весло правильно!

Правильное удержание весла, на первый взгляд такая мелочь, но на деле один из важнейших аспектов безопасности. Одна рука должна находится на шафте, выше лопасти, вторая всегда удерживать верхнюю часть имеющую форму буквы “Т”. Это очень важно! Потому что, если не контролировать верхнюю часть, то ей легко можно набить синяк или выбить зубы себе или соседу. Всегда держите одну руку на “Т”-шке даже когда рафт просто плывет по течению и вы отдыхаете. Также обратите внимание, акцентирует ли ваши инструктор внимание на этом моменте, ведь это говорит о его профессионализме!

Оставайтесь в лодке!

Кажется что по другому быть не может, но на деле случается разное. Вы всегда имеете шанс выпасть из рафта. Иногда, особенно на сложных маршрутах, рафт натыкается на камни и происходит толчок, если он будет очень сильный, есть шанс выскользнуть из лодки. Когда гид понимает, что сейчас будет сильный удар, он дает команду “держись”, в этот момент надо отпустить руку с шафта весла, оставляя руку на “Т” образной части, взяться свободной рукой за веревку идущую вдоль борта рафта, а руку с “Т” опустить к его дну, после удара, взять весло обратно и быть готовым к новым командам. Если вы все же выпали из лодки, то самая важное, что нужно сделать — не паниковать! Спокойно, найдите глазами лодку. Обычно выпав с лодки вы всплываете рядом с ней. Постарайтесь сразу схватится за обвязку рафта или весло, которое вам могут протянуть с лодки, чтобы не уплыть далеко. Если вы оказались далеко от лодки, то действовать надо по обстоятельствам или плыть к лодке или к берегу реки, не забывайте что их два. И самое главное не паниковать, во время паники спасение становится сложным. В любом случае о всех вариантах поведения вам рассказывает гид перед сплавом.

Узнайте как надо правильно плавать

Рафтинг на маршруте по реке Чорохи

Для сплава по реке, в независимости от того упали ли вы или просто прыгнули в воду для развлечения, существует две техники. Первая “пассивная” используется для сплава вниз по течению. Вы лежите на спине, нос и пальцы ног смотрят вверх, лицо в направлении движения, ноги сомкнуты и впереди, колени слегка согнуты. Это безопасная позиция, в случае встречи с камнем вы будете отталкиваться от него ногами и амортизировать удар. Руки держите по сторонам и управляйте вашим движением с помощью них. При этом важный момент, старайтесь держаться как можно выше к поверхности, встреча копчика с подводным камнем очень неприятна и опасна для здоровья. Вторую позицию называют “активной”, здесь все просто перевернувшись на живот плывите туда, куда вам надо, как можно скорее. При этом плывите до тех пор, пока не выберетесь из реки, не оставайтесь в воде. Опять же все это объясняет гид во время инструктажа.

Если вы решили плыть к берегу плывите до тех пор пока не попадете на него. Никогда нельзя вставать в быстро текущей воде. Большинство гидов не старается ходить в воде, которая глубже чем по колено. Если вы попытаетесь встать и пойти, ваша нога может попасть под камень и застрять, а тело понесет вода, что в итоге может привести к перелому стопы. 

Запомните команды, которые будет давать ваш рафт гид

Внимательно выслушайте и запомните команды которые будет давать ваш гид на сплаве и то, что вы должны делать услышав эти команды. Попрактикуйтесь на берегу. Этих команд немного. На простых участках обычно используют “Вперед” “Назад” “Стоп” и “Держись”. На более сложных добавляют команды по бортам “Левый вперед”, команда левому борту автоматически означает, что правый должен начать работу в обратном направлении. Т.е. “левый назад”, автоматически означает “правый вперед”, так же добавляется команда “всем в лодку”, когда вы должны присесть внутрь лодки оставляя руку на “Т” образной части, взяться свободной рукой за веревку идущую вдоль борта. Внимательно слушайте гида. И выполняйте его команды, и не занимайтесь самодеятельностью. В этом случае безопасность и драйв от рафтинга будут на высоте! 

Никогда не паникуйте!

В любой ситуации сохраняйте спокойствие, паника — это потеря сил и времени.

Внимательно слушайте вашего гида во время инструктажа и рафтинга.

Постарайтесь сконцентрироваться во время инструктажа и внимательно следить за гидом, который покажет и расскажет как надо действовать в разных ситуациях, если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, задайте их. Во время сплава на рафте гид также будет давать команды — их четкое выполнение это залог интересного, но при этом безопасного рафтинга.

Рафтинг


Сегодня очень популярные экстремальные виды спорта. Адреналин в крови, страх, риск – все это вызывает восхищение у любителей таких занятий. Одним из видов спорта подобного рода является рафтинг. Существует занимательная байка-легенда об основании рафтинга, как сплава по горным и бурным водам на надувном плавательном средстве – рафте. Легенда гласит о возникновении рафтов во Вьетнаме, во время кровопролитной войны. Тогда их использовали по точному назначению — для транспортировки еды и снаряжения по водным сосудам страны. Однажды на речке Меконг, во время транспортировки одна из лодок оторвалась от места привязи и вместе с солдатами ушла в пороги. Так это было или нет, мы не можем проверить, важно лишь то, что с этого момента рафтингом стали называться, как коммерческие путешествия и сплавы по бурным рекам, так и направление в спорте, которое большинство воспринимают как дурачество и не серьезный вид спортивного увлечения, что весьма ошибочно. Как видите, рафтинг был одним из самых первых видов транспортировки.


На рафтах, тогда это были деревянные плоты, занимались охотой, рыбалкой, а также поставкой продовольствия. В 1842 году лейтенант американской армии Джон Фримонт совершил первую зарегистрированную официально экспедицию на рафтах по сплавах реки Платт. Гораций Дей продумал и мастерски спроектировал оборудование, которое использовалось в этой экспедиции. Его рафты были деланны из четырех независимых друг от друга каучуковых труб и широкого пола.


Сегодня рафтинг как вид спорта доступный всем. Спуск по течению строптивой реки с порогами на надувной лодке стал широко известен с 70 –х годов ХХ века. Как вид водного туризма вызывал восхищение у любителей экстрима и адреналина. Для сплава вам понадобится иметь при себе такое укомплектование как:
1. Шлем
2. Спасательный жилет
3. Ботинки с жесткой подошвой
4. Гидрокостюм (так как вода в большинстве случаев достаточно холодная)
5. Защитная курточка (в зависимости от погодных условий)


Впервые состязания по рафтингу как виду экстремального спорта начали проводить с середины 90 – х годов ХХ века. Это не только способ взбудоражить кровь, но и прекрасно отдохнуть на природе с наслаждением. В зависимости от вашей подготовки, навыков и опыта реки для сплава разделяют на шесть категорий. Первые две предназначены для начинающих и новичков, а остальные для людей прошедших несколько подготовок и имеющих большой опыт в этом деле.


Для безопасного сплава по порожистой горной реке ваша надувная лодка должна обладать такими нужными качествами как:
• Хорошая плавучесть,
• Надежность,
• Устойчивость,
• Комфортность.
В ней должно свободно помещаться до 12 туристов или членов вашей команды. Во время рафтинга на вашем пути будут встречаться различные преграды в виде хаотичного расположения камней по всей протяжности вашего пути. Также незаменимым препятствием станут пороги. Пороги подразумевают под собой наличие в русле водного пространства мест с резкими перепадами уровня воды, сливы, и валы. Также можно встретить места с противоположным направлением потока воды. Нужно быть очень внимательным и аккуратным.


Существует Международная классификация уровня сложности на каждом отрезке бурной реки со стремительным потоком. В соответствии с ней, чем сложнее маршрут рафтинга, тем выше значение опасности.
Таким образом, рафтинг как вид экстремального спорта притягивает к себе не только профессиональных спортсменов, но и обычных туристов и желающих получить выброс адреналина в кровь. Этот вид спорта отлично проверит вашу команду на наличие духа сплоченности и взаимопонимания друг с другом, на сплочение в единый организм. Это отличный вариант для полезного времяпровождения!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о