Поллок элизабет – Jackson Pollock and Lee Krasner

История любви и жизни художника Джексона Поллока…

Сегодня посмотрела интереснейший  фильм о любви и жизни художника Джексона Поллока, который произвел на меня неоднозначное впечатление.
С одной стороны — талантливый художник абстрактного экспрессионизма, с другой стороны  пьющий и ведущий разгульный образ жизни человек, уничтожающий  сам себя. Возможно кто-то знает о его работах и в каком стиле он писал, а кто-то нет. Каким он был, как жил  и  творил свои картины  об этом пост.

Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Превратив холст в зеркало подсознания, Поллок сумел создать шедевры, не имеющие аналогов в мировой живописи.


Рой Поллок был простым трудягой с американского За­пада без всяких претензий, но его жена Стелла, начитав­шись женских журналов, мечтала о более красивой жизни, её всё время виделись званые ужины, брендовая одежда, прогулки на яхте, богемные разговоры, стильные украшения… Но Поллоки не могли себе это позволить. В этой семье и родился Джексон Поллок в 1912 году, в Коуди, штат Вайоминг, а вскоре семейство переехало в Феникс, столицу Аризоны. Рой вкалывал на своей ферме в одиночку, без помощни­ков, которым ему нечем было платить, но, когда наступили совсем трудные времена, ферму продали с аукциона. Пол­локи перебрались в Калифорнию, там их преследовали нескончаемые неудачи, и в конце концов в 1921 году Рой ушел из семьи. Джексон Поллок кое-как учился в школе, где его интересовал только один предмет — рисование, отчасти потому, что старший брат Чарльз вздумал стать художни­ком и с этой целью отправился в Нью-Йорк. Когда Джек­сонна Поллока за неуспеваемость исключили из школы. Чарльз по­звал брата к себе, на Восточное побережье. Поллок поступил в Студенческую лигу искусств, но кро­ме трудностей с рисованием, прогрессу в учебе мешало частое потребление алкоголя.

Несмотря на сухой закон, Нью-Йорк предлагал бесчисленные возможности надрать­ся в стельку, и Поллок не упустил ни одной. В пьяном виде он был плохим парнем, затевал драки с совершенно не­знакомыми людьми, выбегал на проезжую часть, пугая во­дителей. Джексон Поллок нередко приставал к незнакомым женщинам, а однажды порубил топором картины Чарльза. Как-то он пропал на четыре дня и обнаружился в больнице Бельвю. Родные пристроили Поллока в частную психиатрическую клинику, где его согласились лечить бесплатно. Как гово­рят, признать наличие проблемы — первый шаг к ее ре­шению. Однако Поллок отказался признать — и так и не признал до конца, — что он алкоголик. Протрезвев, он заявил персоналу, что полностью вылечился и отправился дальше гулять.
В ранних работах Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим.

В течение 1930-х годов он широко путешествует по США, однако, в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.В 1943 году его работу «Волчица» покупает Музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.

Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Густава Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938—1944 годов.

В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

«…Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.

Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь….»

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины.

Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена.


Комментарий Намута:

«…Влажный забрызганный холст застилал весь пол. . . . Стояла полная тишина. . . . Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. . . . Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все….»

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

К середине 1950-х годов он почти бросил писать; вскоре разрушилась и его семейная жизнь. Узнав о романе мужа с молодой натурщицей, Поллока покинула Ли Краснер. После 1951 года работы Поллока стали темнее по цвету, часто даже черными, а также вновь возникли фигуративные элементы.


В 1956 году Поллок и Краснер развелись, он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.
О Джексоне Поллоке снято несколько документальных фильмов: «Джексон Поллок» (1987), «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999), «Who the *$&% Is Jackson Pollock?» (2006) и художественный фильм «Поллок», где его сыграл Эд Харрис.

Джексон Поллок — одна из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма. Его картина «Номер 5, 1948», проданная в 2006 году на аукционе  «Сотбис» за 140 млн долларов, на сегодняшний день является самым дорогим произведением искусства. Купленное полотно стало самой дорогой картиной в мире. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.

Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Гарольд Розенберг говорил о трансформации живописи в экзистенциальную драму, то, что появляется на холсте — это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «просто рисовать». Телодвижения Поллока вокруг холста — это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных.

Клемент Гринберг провозгласил абстрактный экспрессионизм и, в частности Поллока, кратким изложением эстетических ценностей. Таким образом, работы Поллока представлялись лучшей живописью этого времени, кульминацией художественной традиции, возвращающейся в работах кубистов и Сезанна к Моне, в которых живопись становилась чище и более концентрированной.



melena1001.livejournal.com

Как сложилась судьба талантливых женщин, чьи заслуги присвоили мужчины

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эффект Матильды — это отрицание вклада женщин в науку и приписывания их заслуг коллегам-мужчинам. Знали ли вы, что основоположниками кинематографа были отнюдь не братья Люмьер? Они просто снимали сценки из жизни. А вот идея писать сценарии и ставить трюки первой пришла в голову обычной секретарше Алис Ги. Но ее имя осталось в памяти лишь самых преданных фанатов кино.

AdMe.ru внимательно изучил биографии выдающихся женщин, чьи имена долгое время оставались в тени мужчин.

Фанни Мендельсон, которая писала музыку за брата

Фанни родилась в 1805 году. Она была старшим ребенок в семье Мендельсон. Вместе с братом Феликсом девочка стала обучаться музыке, как оказалось, небезуспешно. Она писала небольшие пьесы, пела и играла на скрипке и фортепиано. Лучшие музыканты Германии восторгались талантом Фанни, а ее волшебному голосу Гете посвятил несколько стихотворений.

Когда девушке исполнилось 15, отец запретил ей заниматься музыкой. Фанни готовили к тому, чтобы стать примерной женой и матерью. Втайне от родителей она продолжила писать песни, но показывала их только брату и публиковалась под его именем.

Замужество стало для Фанни глотком свежего воздуха. Муж Вильгельм был покорен талантом жены. Он настаивал на том, чтобы она продолжила заниматься музыкой, и даже открыл для любимой музыкальный салон.

И пока свои произведения девушка играла в узком кругу родных и близких, они звучали в лучших концертных залах мира. Феликс Мендельсон выдавал произведения сестры за свои. Такое положение дел устраивало саму Фанни, ее родителей и, конечно же, Феликса. Они считали, что не женское это дело — писать музыку.

Читатели не верили в то, что Мэри Шелли написала готический роман о Франкенштейне

Мэри Шелли вошла в историю мировой литературы как автор произведения о докторе Викторе Франкенштейне, который создал человекоподобное чудовище.

Первая публикация романа вышла в свет в 1818 году. Несмотря на то что роман был анонимным, читатели сразу же присвоили авторство Перси Биши Шелли, мужу Мэри. Девушке было всего 18 лет, а Перси успел зарекомендовать себя хорошим поэтом. Возникла такая путаница из-за того, что адресовано произведение было отцу девушки Уильяму Годвину.

Эль Фэннинг в роли Мэри Шелли.

Второе издание романа вышло уже под именем Мэри Шелли. Читатели и критики не поверили в то, что столь юная особа смогла написать пугающий готический роман. Но черновики говорят об обратном. Написаны они рукой Мэри, а Перси просто редактировал книгу жены.

Нетти Стивенс открыла тайну рождения, но ее заслуги присвоил коллега

Нетти была одной из первых женщин-генетиков. В начале ХХ она занималась генетическим исследованием различных насекомых. Изучая мучных червей, ей удалось выяснить, что наборы хромосом зависят от пола: особи мужского пола имеют хромосомы типа XY, а особи женского — XХ. Стивенс сделал

www.adme.ru

Джексон Поллок ( фильм + картины ) | Блогер pushilina на сайте SPLETNIK.RU 7 апреля 2017

Давно назревал пост, толком не пойму, как к нему подступиться.

Одно дело начирикать про всем известного, простите,Дали, другое — когда поисковик не выдает ни одного отдельного поста про гения с мировым именем, новатора современной живописи ; того , кто написал самую дорогую картину в мире ( со временем лишь одна картина побила этот рекорд). 

Но  поскольку есть идея другого поста,  где  как раз упоминаются работы этого гения, нате,получите)) 

Итак. Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. 

Сначала картины +немного жизненного и творческого пути, потом о великолепном фильме.

__________________________

Та самая известная и самая дорогая.  В 2006 г она была продана за 140млн долларов, лишь в 2011 это рекород был «побит» другой картиной.

Номер 5, 1948 

 

Номер 3, 1949г

Белый свет, 1946

Особенного таланта к живописи у юноши, по мнению окружающих, не было, он понимал это, но «американский» характер еще больше убеждал поступить вопреки «правилам», и в шестнадцать лет Пола зачислили в лос-анджелесскую Высшую школу прикладных искусств. Учеба длилась около года, на протяжении которого ученик вел себя безобразно, за что и был отчислен из заведения.

Переезд в Нью-Йорк, предпринятый Поллоком в 1930 г., стал решающей вехой не только в его творческой судьбе, но и началом личной трагедии, связанной с непреодолимым влечением к алкоголю. Уроки живописи у Томаса Бентона, художника, отстаивавшего реалистическое направление, повлияли на стиль ранних картин Поллока («Ночное пастбище»), но, к сожалению, алкоголизм учителя пагубно отразился и на подопечном.

На протяжении 1930-х гг. Поллок занимается поиском индивидуального стиля, предметная живопись в его творчестве постепенно исчезает, становится заметным влияние европейского авангарда, но «озарение» приходит в … психиатрической больнице, куда он попал после сильнейшего запоя. В 1938 г., помещенный в лечебницу Поллок, заполнил множество альбомов, в которые он перенес свои кошмары и видения, посетившие его из области запредельного. Теперь, «творческий союз» с этим миром, сначала сделает художника знаменитым, а затем потребует непомерно высокую плату – жизнь.

Мурал, 1943

​​​​​​​

Лавандовый туман, 1950

Номер 4 ( серый и красный), 1948

Полная морская сажень, 1947

Набросками, созданными в психбольнице, Поллоку удалось доказать, что упреки в отсутствии у него каких-либо способностей к рисованию – безосновательны,     т. к. в передаваемых им образах, свободно угадывались прототипы реальных вещей.

В лечебнице художник принял решение порвать с пагубной зависимостью, для чего обратился к учениям Юнга и Фрейда, причем так основательно, что теории этих психоаналитиков, во взаимодействии с «обновленным» сознанием, и стали, практически, той базой его творчества, которая принесла ему известность.

Знаковой оказалась встреча художника с Джоном Грехэмом, сотрудником музея Метрополитен, заинтересовавшимся мистической стороной живописи Поллока; вскоре музейный смотритель сыграл немаловажную роль в создании нового образа художника, который не просто создает картины, но и общается с потусторонним миром. Через Грехэма Поллок познакомился с Ли Краснер – художницей, ставшей позже ему женой, и «гидом» в мире нью-йоркского художественного авангарда.

На запад, 1934-35 гг

Синие шесты, 1952

Без названия, 1941

Синее (Моби Дик), 1943

Новые знакомства Поллока позволили ему принять участие в выставке, организованной в 1943 г. Пеги Гугенхейм, и его картина «Стенографическая фигура» была хорошо воспринята критикой, а в конце того же года состоялась первая персональная выставка художника, на которой он вкусил первые плоды настоящей славы. В этот период у Поллока как раз выработался свой индивидуальный стиль абстрактной живописи. Также специалисты отметили, что при всей оригинальности его манеры, в картинах ощутимо присутствует сюрреализм, а вместе с ним и гротескные образы Пикассо.

Несмотря на то, что передовая американская публика с восторгом приняла работы Поллока, его картины на тот момент не имели финансового успеха, за исключением произведения под названием «Номер 5. 1948» (на данный момент сумма, уплаченная на аукционе за эту работу, остается рекордной).

Номер 8 ( деталь), 1949

Пасха и Тотем,  1953

Стенографический образ, 1942

 

Отражение Большой медведицы, 1947

В 1945 г., после официального брака с Ли Краснер, пара поселилась на Лонг-Айленде, где начался самый плодотворный период его творчества, и открытие т. н. «капельного» способа создания произведений, который и принес ему мировую известность. При всей «революционности» такого метода, не следует забывать, что «капельная техника» уже использовалась Максом Эрнстом, а с разными способами нанесения материалов на поверхность, Поллок экспериментировал ранее под руководством мексиканского мастера Сикейроса.

К 1951 г. прежняя техника показалась художнику несостоятельной, он сосредотачивает творческие поиски в новом направлении, сочетая абстракции с сюрреализмом. В этот период краски на полотнах стали «темнеть», а затем, и вообще уступили место черному цвету. Депрессия усиливалась, закончилась двухлетняя «передышка» от алкоголя.

Он и Она, 1942

Галактика, 1947

К середине 1950-х гг., Поллок практиковал широкие штрихи, выполняя их энергичными движениями. Произведения иногда всего лишь нумеровались, и это, по мнению автора, должно было представить зрителю саму «сущность» картины.

Откладываемый со дня на день трагический финал, к которому двигался художник, не выходивший из «алкогольного тумана», произошел 11 августа 1956 г., когда он разбился в аварии, управляя собственным автомобилем. Бытует версия, что это могло быть самоубийство.

Глубина, 1953 г ( люблю ее ) 

Здесь вы можете познакомиться со всеми его известными работами

wikiart.org/ru/dzhekson-pollok ,  текс взят отсюда pollock.ru/jackson-pollock-biografiya

А теперь фильм «Pollock». Прекрасное кино, на мой взгляд, где Эд Харрис выступил и в роли режиссера и в роли главного героя картины.

Эд Харрис великолепно сыграл роль художника. По мимо определенного сходства с настоящим Поллоком, Харрис влился в эту роль, полностью передавая характер и темперамент художника: его несколько отрешенное лицо, молчаливость и присущую наверное всем художникам задумчивость. Особенно впечатляет работа Харриса кистью и карасками: очень уверенно и убедительно. (КП)

 

 

Это драма о том, что реальность всегда и везде одинакова: люди ищут счастья и взаимности в чувствах. И в какой бы среде человек не находился, если он не признан, он становится одинок, и последствия могут быть самые непредсказуемые. (КП)

Про Джексона Поллока я услышал впервые. Никогда не понимал, чем же так ценят этот абстрактный экспрессионизм. Но после кино, все стало намного яснее. Художник пытается передать эмоции, чувства, себя на холст с помощью кисти. Для этого не нужен пейзаж, или чья-то натура. Для этого нужно всего лишь сознание, холст, и банка с краской. (КП)

 

Спс 🙂  что-то много Эда у меня последнее время, а в киноигре никто за него взялся, странно. Он звезда однозначно. 

Напоследок фото Поллока.

Пс: кто умеет делать последовательные,качественные и интересные посты — боги пера. Это я так прошу быть снисходительными, у меня такого таланта нет))) 

www.spletnik.ru

Алкогений: Джексон Поллок — www.maximonline.ru

Стремительно прославившись, Поллок стремительно же и угас. В начале 1950-х он переживает кризис, утешаясь алкоголем. Его работы становятся темнее, а затем из них вообще исчезает цвет: он использует только черную краску.

За три года до смерти Поллок отходит от «живописи капельницей» и начинает наносить краску в основном кистью, по старинке. А затем вовсе перестает писать, и его окончательно смывает спиртовой поток.

При жизни Поллоку не удалось продать практически ни одной работы. Однако после смерти галерея продала все его картины, даже те, которые не были закончены. О художнике были сняты два документальных фильма и биографическая драма «Поллок», а его картина «Номер 5» в 2006 году ушла за 140 миллионов долларов, став самой дорогой в мире.

Гений против употребления

1930—1935 Дважды исключен из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. Работает в рамках государственной программы помощи неимущим художникам: чистит памятники, расписывает здания.

1936—1939 Лишается работы из-за пьянства, что усугубляет загул. Арестован за нарушение общественного порядка: в пьяном виде преследовал девушек на велосипеде. На несколько месяцев попадает в лечебницу для алкоголиков. Не излечивается, зато увлекается психоанализом, зарисовывает свои кошмары, в результате меняет художественную манеру.

1940—1944 Заводит роман с художницей Ли Краснер, та вводит его в авангардную тусовку. Знакомится с коллекционершей-миллионершей Пегги Гуггенхейм. Триумфально проходит первая персональная выставка. Снова уходит в тяжелый запой. Мочится в камин в галерее у Гугенхайм.

1945—1950 Женится на Краснер. Пишет в новой технике «капельного письма». Самый плодотворный период. Попивает, но хочет завязать, для чего посещает клинику доктора Эдвина Хеллера в Хэмптоне. Доктор помогает практически полностью избавиться от зависимости. В 1950-м Хеллер погибает в автокатастрофе. Поллок снова начинает пить.

1950—1951 На венецианской биеннале картины Поллока вызывают восторги публики и критиков. Проводит пьяную зиму в Нью-Йорке. Однако пьяные выходки начинают постепенно отвращать от него поклонников.

1952—1955 Почти прекращает писать, отдавшись пьянству. Полиция находит его лежащим в отключке на улице. Начинается роман с натурщицей Рут Клигман.

1956 Ли Краснер оставляет Поллока. Художник, любивший в пьяном виде носиться по улицам на автомобиле, погибает в автокатастрофе. Было это несчастным случаем или самоубийством — не ясно до сих пор.

www.maximonline.ru

Джексон Поллок — фото, картины, биография, причина смерти

Биография

Джексон Поллок — американский художник, представитель абстрактного движения экспрессионистов XX века, известный уникальным стилем капельной живописи. Будучи прославленным мастером своего поколения, живописец оставил богатое наследие, хранящееся в частных коллекциях и представленное в экспозициях ведущих музеев современного искусства.

Детство и юность

Пол Джексон Поллок родился 29 января 1912 года в американском городе Коди, штат Вайоминг, в многодетной пресвитерианской семье Стэллы Мэй и Лероя Поллока. Отец будущего художника был фермером и землемером, а мать, продолжая фамильные традиции, занималась ткачеством.

Джексон ПоллокДжексон Поллок

В младенческом возрасте Джексона с братьями перевезли сначала в Аризону, а затем в Калифорнию. В юные годы Поллок интересовался культурой коренных американцев, путешествуя с отцом по стране.

В 1928 году, после неудачной попытки сделать карьеру военнослужащего, юноша поступил в Лос-Анджелесскую школу прикладных искусств, где познакомился с абстракцией и оккультизмом. В учебном заведении Джексон пробыл недолго, его исключили за злоупотребление алкоголем и неудовлетворительное поведение.

Художник Джексон ПоллокХудожник Джексон Поллок

В 1930 году вслед за старшим братом Чарльзом Поллок переехал в Нью-Йорк под начало Томаса Харта Бентона, работавшего в Лиге студентов искусств. Сельская тематика произведений преподавателя мало интересовала Джексона, но способ передачи цвета и независимый характер картин наложили отпечаток на творчество будущего живописца.

Картины

Вдохновленный творчеством мексиканского художника-муралиста Давида Альфаро Сикейроса, Поллок начал работать в экспериментальной мастерской в Нью-Йорке, где освоил технику использования жидкой краски, ставшую визитной карточкой мастера. С 1938 по 1942 годы Джексон участвовал в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ США, параллельно проходя курс лечения от алкоголизма.

Картина Джексона Поллока «Лунная женщина» («Женщина-луна разрезающая круг»)Картина Джексона Поллока «Лунная женщина» («Женщина-луна, разрезающая круг»)

Во время реабилитации психиатр Джозеф Хендерсон, последователь аналитического подхода Карла Юнга, поощрял творческое рвение художника, сделал процесс рисования частью терапии. Влияние этого метода отразилось в работах художника того времени, таких как «Лунная женщина» и «Волчица», написанных в 1942 и 1943 годах.

Наиболее известные картины мастер создал в «капельный период» между 1947 и 1950 годами. В это время художник находился под влиянием работ Томаса Харта Бентона, Пабло Пикассо и Жоана Миро. Он начал использовать алкидные эмали, краски на основе синтетических смол вместо традиционных художественных смесей. В качестве аппликаторов Джексон применял закаленные кисти, палочки и шприцы для поливки.

Картина Джексона Поллока «Волчица»Картина Джексона Поллока «Волчица»

Подражая процессу создания индийских песочных картин, Поллок располагал холсты на полу, чтобы иметь возможность свободно перемещаться вокруг. Техника создания абстракций не предполагала случайных форм и цветов, художник четко знал, в каком месте должно было появиться то или иное пятно. Бросая, капая, наливая и разбрызгивая, Джексон энергично двигался по холсту, почти как в танце, и не останавливался, пока не видел то, что хотел увидеть. Такая манера получила название «живопись действия» с легкой руки искусствоведа Гарольда Розенберга.

В 1950 году молодой репортер Ханс Намут сделал фото Поллока в процессе работы. Сенсационную серию снимков напечатали в журнале «Art News». Желая, чтобы зритель воспринимал произведения как чистую живопись, Джексон отказался от названий и начал нумерацию своих работ с помощью нейтральных чисел, не подталкивающих зрителя к поиску художественного замысла автора.

Джексон Поллок за работойДжексон Поллок за работой

Полотно «№5,1948», впервые представленное на персональной выставке Поллока в галерее Бетти Парсонс, было написано жидкими красками серого, коричневого, белого и желтого цветов и воспринималось как птичье гнездо. В 2006 году оно было продано за рекордную сумму $140 млн и стало одной из самых дорогих картин американского экспрессиониста.

В 2015 году рекорд стоимости побила работа «Номер 17А», проданная инвестору и филантропу Кеннету К. Гриффину за $200 млн.

Картина Джексона Поллока «№5, 1948»Картина Джексона Поллока «№5, 1948»

На пике своей славы Поллок резко отказался от капельного метода, уверившись в его несостоятельности. Он изобрел новую технику рисования, в которой совместил абстракцию и сюрреализм. Картины, написанные на неокрашенных холстах, производили довольно мрачное впечатление. Почитатели и коллекционеры не оценили смену стиля художника, при его жизни не было продано ни одной работы из «черной» коллекции.

В 1952 году Поллок вернулся к использованию цвета. Он обосновался в коммерческой галерее Сиднея Яниса, где создал произведения «Пасха и Тотем» и «Серость океана», возродившие спрос ценителей абстрактного искусства. Одной из самых известных работ Поллока стала картина «Голубые поляки», первоначально названная «Номер 11».

Картина Джексона Поллока «Голубые поляки» («№11»)Картина Джексона Поллока «Голубые поляки» («№11»)

В 1973 году это полотно размером 212,1 см на 488,9 см приобрела Национальная галерея Австралии. Покупка вызвала общественное возмущение как неоправданно дорогая (1,3 млн австралийских долларов), но со временем стала самым популярным экспонатом выставочного пространства.

В конце жизни художник экспериментировал с конструкциями из проволоки, марли и гипса с текстурированными поверхностями и забросил рисование. В год смерти Поллок не написал ни одной картины. Последними живописными работами Джексона стали полотна «Запах» и «Поиск», созданные в 1955 году.

Личная жизнь

В 1942 году на одной из выставок картинами Поллока заинтересовалась художница-абстракционистка Ли Краснер. Она посетила мастерскую живописца, желая поближе познакомиться с работами и их создателем.

Джексон Поллок и Ли КраснерДжексон Поллок и Ли Краснер

Через 3 года, в октябре 1945-го, Джексон и Ли поженились и поселились в Спрингсе, на окраине Ист-Хэмптона. Они купили деревянный дом с сараем, где Поллок организовал мастерскую. Краснер работала в спальне на 2-м этаже строения. В первые годы брака молодожены много времени проводили вместе, в свободное время они занимались садоводством и кулинарией, часто устраивали вечеринки для коллег и друзей. Детей у пары не было.

В лице жены художник обрел верную и любящую спутницу жизни, бросившую собственную карьеру и терпевшую запои и агрессию мужа. Считая Джексона гениальным мастером, Ли пыталась устроить его карьеру, хлопотала о выставках, встречалась с коллекционерами. Именно она познакомила Поллока с Пегги Гуггенхайм, создательницей знаменитого музея современного искусства, ставшей организатором первой персональной выставки американского экспрессиониста.

Джексон Поллок и Рут КлигманДжексон Поллок и Рут Клигман

Краснер удерживала мужа на грани алкогольной пропасти, возникавшей в периоды депрессии, кормила его, следила за внешним видом и всячески обустраивала его личную жизнь. Все усилия оказались напрасными. У Поллока появилась другая женщина – Рут Клингман, и Краснер ушла от мужа.

После развода в 1956 году запои Поллока участились. Потеря жены вызвала приступы агрессии, которую художник выплескивал на любовницу. Спустя 3 недели совместной жизни Джексон выгнал Рут из собственного дома в Спрингсе и остался один.

Смерть

Художник тяжело переживал разрыв с Краснер и потерю Клингман. Он замкнулся в себе, стал угрюмым и мрачным. 11 августа 1956 года, желая наладить отношения, Рут приехала к художнику на week-end со своей подругой Эдит и пригласила его на вечеринку.

Могила Джексона ПоллокаМогила Джексона Поллока

Будучи пьяным, Поллок сел за руль своего кабриолета и на ближайшем повороте не справился с управлением. «Олдсмобил» вылетел с дороги и опрокинулся. В аварии выжила только Клингман, которую выбросило из машины. Причиной смерти Джексона стал удар о росшее неподалеку дерево.

Импрессиониста похоронили в Спрингсе, на кладбище Грин-Ривер, в могиле, отмеченной большим валуном с памятной табличкой.

Ли Краснер взяла на себя заботы об управлении имуществом художника, поддерживала его репутацию.

Эд Харрис в роли Джексона ПоллокаЭд Харрис в роли Джексона Поллока

В 2000 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Поллок», посвященный биографии экспрессиониста. Главные роли в картине исполнили Эд Харрис и Марша Гей Харден.

Интересен тот факт, что ранее в Голливуде задумывался другой кинопроект о жизни художника, основанный на устных воспоминаниях друзей. Образы Поллока и Краснер должны были воплотить Роберт Де Ниро, родители которого дружили с Джексоном, и Барбара Стрейзанд.

Картины

  • 1942 – «Мужское и женское»
  • 1943 – «Лунная женщина» («Женщина-луна разрезающая круг»)
  • 1943 – «Волчица»
  • 1947 – «Зачарованный лес»
  • 1948 – «№ 5, 1948»
  • 1948 – «Номер 8»
  • 1950 – «Осенний ритм»
  • 1953 – «Пасха и тотем»
  • 1953 – «Серость океана»
  • 1953 – «Глубина»

24smi.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о