Почему сложно: Почему все так сложно? Жизнь – Почему в жизни все так сложно – Наука и технологии – Материалы сайта – Сноб

Содержание

Почему нам сложно изменить свою жизнь

Идеальный мир, который так ожидаем, делает невозможным проживание в реальности. Реальность кажется адом, потому что внутри о «стеклянный саркофаг» бьется ребенок в ожидании обещанного. И он отказывается жить взрослую жизнь, потому что не уплачено по предыдущим счетам.

Психика человека надежно хранит одну тайну, и каждый раз, когда человек стремиться изменить свою жизнь, эта тайна создает «толстое стекло» невозможности. Если увеличить давление, то «стекло» усиливает противодействие. Человек не зная об этом, обычно, начинает считать себя еще более несостоятельным. У него возникает мысль: «Чтобы я не делал, это не приносит результат». Так рождается безысходность и человек выбирает остаться прежним.

Почему так трудно изменить свою жизнь?

В момент, когда ребенок встречается с отвержением, с непринятием его таким, какой он есть, с невозможностью родителя дать ему в полной мере заботу и эмоциональный контакт, происходит первое разочарование в себе. Так ребенок узнает, что такое не ценность, что такое неполноценность. Психика задраивает люки, срочно принимая меры, эвакуируя истинное, погружая его в хранилище, и развивая ложное, соответствующее требованиям внешнего мира. Так происходит раскол, формирующий два лика, две основные субличности человека, ту, которая для значимых взрослых, по образу и подобию их, и ту, которая хранит Self во «внутреннем ребенке». Образуется некий саркофаг, с толстым стеклом, о котором я писала в начале. В этом саркофаге навечно остается «нерадивый внутренний ребенок», неполноценный, за которым присматривает «внутренний родитель», отдавая ему указания и требуя соответствия установленным требованиям и правилам. При этом «ребенку» никогда не стать таким, как надо родителю, потому что он пребывает там как изначально неполноценный.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Такова структура Ложного Я: «внутренний доминирующий родитель» с перечнем правил и догм и «внутренний неполноценный ребенок», выполняющий эти правила. А где же Истинное Я, спросите вы? Истинное появляются тогда, когда есть истина восприятия происходящего. Пока это сон и морок, от которого тяжело пробудиться, потому что вся эта структура сулит рай и счастье, воплощение мечты и ценность, которая так сильно нужна личности, чтобы начать жить своей жизнью. Это как отложенная поездка в Диснейлэнд, которая обязательно состоится, если ты будешь достаточно хорош для неё.

Фактически вся личность работает на то, чтобы создать условия для возвращения в момент последнего счастья. И обстоятельства счастья, память о пережитых чувствах, хранит именно «внутренний ребенок», «внутренний взрослый» лишь опекает его, дает безумные советы, как это достичь. Безумные, потому что всея эта конструкция была создана в далеком прошлом и ей создателю, обычно, было не более 5 лет. На рисунке  вы можете увидеть схематическое изображение этого процесса.

Конструкция эта держится на двух основных состояниях: подчинения и доминирования, с разным удельным весом пребывания в них. Если человек сейчас «внутренний родитель» он становится авторитарным и требующим подчинения, если фокус перемещается во «внутреннего ребенка», то угодливым и послушным. С разными людьми мы ведем себя по-разному, поворачиваясь к ним разными сторонами. Но обязательно есть или восприятие себя как главного, а других, как «маленьких», или наоборот, перемещение в состояние «хуже», а другие воспринимаются, как «большие и умные».

Есть еще третье состояние, протестное. Когда ты не выдерживаешь это своё «хуже» и начинаешь обесценивать того, кто как бы «лучше и главнее». Так компенсируется «неполноценность» и можешь получить призрачное состояние «не хуже». Призрачное, потому что бунт против «хуже» изначально абсурден. «Хуже» — это лишь внутреннее восприятие, сотканное из субъективного сравнения по одному или нескольким признакам, по которым и вынесен этот вердикт.

Протестное поведение возможно не только с теми, кто во вне. Чаще всего человек протестует внутри себя, и если у него есть обязательства, ответственность, то это воспринимается как принуждение и запрет на «делать то, что я хочу». Поэтому делать приходится в последний момент, когда чувство вины и страх наказания, становятся сильнее, чем желание «протестовать». Так и создаются искусственные дэдлайны, человек припирает себя сроками, чтобы не было пути назад.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

«Внутренний ребенок» устал от этого бесконечного «надо, обязан, должен», которое транслирует ему «внутренний родитель», он делал это уже сто раз, а Диснейлэнда все нет и нет. И поэтому протест становится единственным способом получения свободы. «Я не могу получить то, что мне надо, поэтому я не буду делать то, что надо. Я свободен!».

«Внутренний ребенок» гнёт свою линию, ему надо попасть в Диснейлэнд любым путем. И если личность повзрослела и ей пора реализовать себя по иному, например, создать отношения, или заработать деньги на своё жилье, или построить свой бизнес, то именно этот внутренний протест, продуцируемый «внутренним ребенком» никогда не даст этого сделать, во всяком случае – это будет всегда будет происходить через внутреннее сопротивление, через преодоление чего-то внутри, которое говорит: «Нет».

Это сопротивление выглядит как лень, как внезапно накатившая апатия, как туман в голове, как резкий упадок сил. И человек не может понять, как так? Вот же моя потребность, вот оно, то, что я так хочу, почему же это за толстым стеклом, почему я не могу сделать это?

Потому что цель у личности другая, потому что ей, на само деле, нужно совсем не это. И так как в распоряжении внутреннего ребенка находится весь эмоциональный ресурс личности вместе с соматикой, то силовым способом, усилием воли, сделать получается плохо. «Неть, неть, не буду», — скажет «ребеночек», топнет ножкой и взрослый дядя или тётя, с приступом диареи, или повышенным давлением, или с паническими атаками, упадет без сил, вместо того, чтобы сделать шаг к удовлетворению взрослых потребностей. А если и решиться сделать, то потраченные на это ресурсы, состояние опустошенности надолго отбивают охоту повторить подобное.

«Ребеночек» гнет свою линию, ему отношения, деньги, секс, карьера, могут быть нужны, только для того, чтобы используя этот ресурс потом получить свой Диснейлэнд. И «внутренний взрослый» говорит, ты его до сих пор не получил, потому что недостаточно хорош, поднажми.

Если мы сделаем с вами шаг ещё в более глубокое понимание происходящего процесса и всё таки скажем: «Пошли в Диснейлэнд, показывай где он», то место, в которое вас приведет «ребёнок», поразит вас. Этот долгожданный рай будет выглядеть весьма странно. Это место, в котором весь мир заботиться о ребенке. Все люди рады его видеть, как будто они его ждали всю жизнь, где все желания исполняются мгновенно и по первому требованию, где все люди хотят позаботиться о нём и готовы отложить все дела для этого. Это место, где можно ничего не делать, и у тебя всё равно будет всё и сразу. При этом ребенок будет купаться в восхищенных взглядах, потому что он будет там гением и богатым человеком, причем без особых усилий.

«Рай – это когда всё по-моему и всё идеально», — восторженно воскликнет ребенок, лежа голенький на спинке, в то время, как ему будут гладить животик и радостно ожидая, что могут что-то для него сделать.

Возникает вопрос, куда деть всё остальное человечество, которое хочет, чаще всего того же? Оно не согласиться, оно скажет: «Эй, а я чем хуже?».

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Чем раньше этот «внутренний ребенок» ушел в стеклянный саркофаг, тем идеальнее мир, о котором мечтает взрослый человек. Он заперт в своём не пересмотренном с давних пор рае . Поэтому реальный мир кажется адским, а люди ужасными. Всё не так, все не такие. У «ребенка» хорошо развит только один навык, он умеет подстраиваться и подчиняться, он устанавливает внутри счетчик, и если вам кажется, что кто-то жертвует собой ради вас, присмотритесь, возможно, вы уже должны «ребенку» кругленькую сумму. И благодарным «ребенку» тоже тяжело быть, потому что ему обещан Диснейлэнд.

Идеальный мир, который так ожидаем, делает невозможным проживание в реальности. Реальность кажется адом, потому что внутри о «стеклянный саркофаг» бьется ребенок в ожидании обещанного. И он отказывается жить взрослую жизнь, потому что не уплачено по предыдущим счетам.

Если вы разочарованы тем, что не нашли ответ на вопрос «что делать», возможно «внутренний ребенок» хочет быстрое решение, которое невозможно без всестороннего понимания проблемы.опубликовано econet.ru.

Автор Ольга Демчук

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Почему любить так сложно

Он (она) ли это? Почему так трудно встретить свою «половинку»? Как понять, что это действительно любовь? И любят ли меня по-настоящему?.. Вся наша жизнь с мечтами о большой любви строится вокруг таких вопросов. Они нас тревожат, и мы неустанно задаем их себе, а порой и нашим партнерам.

В век потребления, когда романтикой в цветах и шоколадных сердечках торгуют каждый год на 14 февраля и 8 марта, а секс все больше переходит в ведение глянцевых журналов и продавцов интимных товаров, любовь тоже становится продуктом потребления. В обществе, где котируются быстрые результаты без приложения усилий, беспроигрышные рецепты и гарантии от любых рисков, свою любовь мы тоже невольно встраиваем в формат моментальной рентабельности: «Ты меня разочаровываешь — нас меньше тянет друг к другу — все, пора расставаться!»

Мы ждем от любви страсти

«Когда стихает первая влюбленность и отношения становятся ровнее, многие пары действительно распадаются, — подтверждает семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Немало мужчин и женщин уверены в том, что любить по-настоящему — это значит всецело пребывать в потоке страсти. Погоня за сильными эмоциями оказывается предпочтительнее гармонии, равновесия в отношениях, желания ближе узнать мир своего избранника». У некоторых и вовсе может сложиться представление о любви как о некоей зависимости, по силе сродни наркотической.

Знакомства в интернете формируют потребительское отношение к любви

Жажду непрерывного поиска питает и Интернет. «Каждый день знакомиться приходят тысячи новых людей, — хвастается реклама одного из популярных сайтов знакомств. — А это значит, что всегда будет повод для новой встречи!» Возможность быстрого просмотра, неограниченного кастинга кандидатов создает иллюзию, что мы непременно найдем то, что не удалось, на этот раз.

«Знакомства в Интернете — часть современной жизни, и в определенном смысле они выручают современного человека, — считает психотерапевт Александр Орлов. — С другой стороны, они формируют в нас потребительское отношение к любви: словно мы в супермаркете, где есть и отдел разнообразных партнеров… Наше общение становится интенсивнее, процесс знакомства ускоряется. Количество потенциальных контактов растет, но вместе с тем они становятся более краткими, эфемерными».

Почему влюбленность слепа? 

Альфрид Лэнгле — доктор медицины и философии, президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International).

«Влюбленность — остаток рая на земле. У влюбленных нет проблем, в их руках все силы мира, им не нужны ни сон, ни еда. А истинная любовь другая, она видящая, она видит существо человека. Влюбленность, говорят, ослепляет. Почему? Во влюбленности я вижу человека таким, каким я желаю его видеть. Я еще так мало знаю его, что все заполняю своими желаниями.

Я всегда влюблен в свое собственное представление. И именно это делает влюбленность райским переживанием, потому что в моем представлении нет теневых сторон. В другом же мы видим его шарм, притягательность, эротичность. И на эти гвоздики развешиваем свои представления о нем».

Нам трудно отказаться от заоблачного идеала

Образ прекрасного принца или сказочной принцессы, похоже, все так же неизменно живет в наших мечтах, не смущаясь повседневной реальности.

«Необходимо вовремя отказаться от идеального, едва ли не бесплотного образа своего партнера, иначе можно попасть в ловушку собственных заблуждений, — уверена Инна Хамитова. — Когда начинается совместная жизнь, многие не выдерживают встречи с реальным человеком. Появляются подробности, которые нельзя не замечать, но идеальный образ возлюбленного мешает признать, что он такой же человек, как и мы, и нам может не все в нем нравиться».

Но как это — не все? Ведь мы же мечтаем о великой, бесконечной и безусловной любви! «Но так может любить только Бог», — удаляясь от мира за монастырские стены, говорят избравшие духовную стезю. Так как же совместить любовь мужчины и женщины с такой недосягаемой высотой?

И те, кто ищет пару, и те, кто вместе давно, — мы все хотим настоящей любви: она представляется нам последним шансом в полной мере ощутить себя собой, придать смысл своей жизни. «Взгляд на любовь с прежних времен сильно изменился, — отмечает психоаналитик Умберто Галимберти. — Похоже, она стала единственной сферой жизни, в которой мы можем быть собой, освобождаясь от прочих ролей, которыми нас нагрузило общество».

Мы ищем в любви не столько отношений с другим, сколько возможности реализовать свое «Я»

Отчаянно, как никогда мы возлагаем на любовь наши надежды: что она даст все то, чего нам недостает, пробудит вкус к жизни и непременно приведет к счастью. Но готовы ли мы на жертвы ради этой цели?

«Пространство любви — единственное, в котором наше «Я» не сковано правилами и может развернуться свободно, — продолжает Умберто Галимберти. — А потому любовь способствует усугублению нашего индивидуализма. Сегодня мужчины и женщины ищут в ней не столько отношений с другим, сколько возможности реализовать свое «Я». Так получается, чтобы реализовать себя, нам необходимо любить — и вместе с тем любить оказывается сложнее, чем когда-либо. Поскольку сегодня мы ищем в любви через другого человека, опосредованно, собственное «Я».

Однако жажда самореализации лишь ради себя самого противна природе настоящей любви: рождаясь между двумя людьми, она меняет обоих. Партнеры во всей полноте раскрываются не только для самих себя, но и друг для друга. Встреча двоих рождает третье, новое действующее лицо — их союз, и с этим нужно считаться. Настоящей любви необходимы наше терпение, настойчивость, ясное сознание и умение принимать вещи такими, какие они есть. Настоящая любовь — это усилие, наше пари с самой жизнью. И эта любовь всегда сторицей возвращает то, что нами в нее вложено.

Любить по-настоящему — это значит… 

Американский семейный психотерапевт Харвилл Хендрикс в своей книге «Как добиться желанной любви» описал десять важных шагов, чтобы продвинуться на пути истинной любви.

  1. Понимать, что в наших любовных отношениях есть и скрытая цель: излечить те душевные раны, которые каждый из нас двоих несет в душе с детства.
  2. Стараться видеть в партнере реального человека, освобождаясь от собственных иллюзий и неоправданных ожиданий.
  3. Любить безусловно.
  4. Заботливо выстраивать наши отношения, совершенствовать их день за днем.
  5. Понимать, что желания и потребности другого так же важны, как и наши собственные.
  6. Довериться своему партнеру, отказываясь от разрушающей нас привычки быть несчастливыми.
  7. Учиться видеть темные стороны своей души, чтобы не проецировать их на другого, не винить его в том, что нам не нравится в нас самих.
  8. Искать в себе силы и возможности, которых нам недостает, не ожидая от другого, что он их восполнит.
  9. Говорить о своих потребностях и желаниях партнеру.
  10. Понять и принять, что любить по-настоящему — трудно.

Читайте также

Почему нам так сложно понять друг друга и как с этим бороться

Представьте ситуацию: вы приходите на приём к врачу и видите перед собой чудесного и доброжелательного специалиста, который внимательно вас слушает и очень старается помочь. Позже у вас появляется несколько вопросов, вы находите доктора в Facebook. И вдруг осознаёте, что на личной странице он совсем не такой милый, каким был в своём кабинете. Постит ядовитые цитаты из врачебных групп, цинично шутит и наотрез отказывается общаться с пациентами вне работы.

Вы в недоумении, ведь ещё утром он казался таким очаровашкой. И задаётесь вопросом, что же с ним произошло. Однако на самом деле ничего особенного не случилось. Вы просто стали жертвой когнитивной ловушки, имя которой — искажение при описании характера. Это склонность воспринимать себя как изменчивую и сложную личность, а других — как понятных, примитивных и предсказуемых людей. Разбираемся, почему так происходит.

Почему мы плохо понимаем друг друга

Забываем о внешних условиях

В 70-х годах психологи Эдвард Джонс и Ричард Нисбет обнаружили занятный факт. В роли наблюдателя мы фокусируем внимание только на конкретном человеке и его действиях, иначе говоря, на диспозиционных факторах. А в роли участника заостряем внимание на внешних, ситуационных обстоятельствах: как мы себя чувствовали, было ли нам комфортно, не мешал ли нам кто-то.

Будто мы сами — изменчивые, сложные и тонко чувствующие, а другой человек — робот, на которого не влияют обстоятельства и внешние факторы.

Так, студент, объясняя профессору, почему написал плохой доклад, будет рассказывать, что устал, ему много задали, приболел или поссорился с девушкой. Но преподаватель увидит перед собой только нерадивого ученика, который не справился с работой. Обстоятельств, повлиявших на студента, для преподавателя не существует. Это заблуждение так и называется — эффект участника-наблюдателя.

Выводы Джонса и Нисбета подтвердил в 1982 году психолог Даниэль Каммер. Он просил испытуемых оценить своё поведение и поведение друзей с помощью опросника с полярными вариантами ответов: спокойный — вспыльчивый, осторожный — смелый и так далее. Выяснилось, что люди считают себя более гибкими, изменчивыми и многогранными, чем окружающие, и охотнее прислушиваются к своим тревогам, мыслям и чувствам, чем к чужим. Неудивительно, правда?

Не можем жить без стереотипов

Чтобы нам было проще ориентироваться в мире и принимать решения, мы классифицируем объекты, явления и людей. Это называется категоризацией. Именно из-за неё появляются стереотипы: каждой группе объектов или явлений мы приписываем определённые черты и распространяем их на всех её представителей в целом.

Оценивая малознакомого человека, мы смотрим на его пол, национальность, одежду и с помощью набора готовых стереотипов делаем быстрые и чаще всего поверхностные выводы.

В них, как правило, нет места настоящей личности — мы просто создаём в голове собирательный образ.

Здесь, кстати, кроются ещё две когнитивные ловушки. Благодаря искажению в пользу своей группы люди считают, что «свои» во всем лучше «чужих». А искажение в оценке сходства другой группы ведёт к тому, что «своих» мы считаем более разнообразными. Например, нам кажется , что представители другой расы похожи друг на друга так, что их едва можно различить: «Они же все на одно лицо!»

Опираемся на доступные примеры

Об эвристике доступности, наверное, слышали уже все. Это одна из самых популярных (если можно так выразиться) ошибок мышления. Суть в том, что человек делает прогнозы и выводы, опираясь на доступные примеры, которые первыми всплывают у него в памяти.

О себе мы знаем очень много — больше, чем о ком-либо ещё. А рассуждая о других, можем полагаться только на воспоминания, образы и шаблоны, которые подсовывает нам память. «Врачи помогают людям, они добрые и бескорыстные. Этот человек — врач. Значит, он должен быть милым и обязан помочь мне в любое время», — это работает примерно так.

Нам просто не хватает информации о человеке. И отсюда берёт начало множество иллюзий.

Например, иллюзия прозрачности — когда нам кажется, что всё, что мы знаем о себе, известно и окружающим. Участники одного эксперимента должны были скрыть свои настоящие чувства — не показывать, что напиток, который они пробуют, горький. Потом им предложили оценить, хорошо ли у них получилось. Большинству казалось, что наблюдатели легко распознали их ложь. Это происходит потому, что нам сложно абстрагироваться от знаний о самих себе.

Куда ведёт неверная оценка окружающих

Иллюзии и стандартизированные образы зачастую не имеют ничего общего с реальными людьми. И такой диссонанс может привести к ошибкам, недопониманию и конфликтам. Мы ожидаем от человека определённых действий и реакций, но он чувствует совсем не то, что мы себе вообразили. К примеру, начальник, желая улучшить результаты своей команды, выписывает подчинённым премии, забывая, что им нужны не только деньги, но и похвала и поддержка.

Личные конфликты — это ещё полбеды.

Неверная и упрощённая оценка других людей — «особенность искажать особенности», как назвал ее исследователь Дэвид Фандер, — ведёт к вражде, предубеждениям, опасным стереотипам и разным видам дискриминации. Мы отказываем другим в том, что они тоже живые люди — изменчивые и многогранные.

В том, что они не похожи друг на друга, даже если объединены общими признаками: расой, полом, уровнем дохода, сексуальной ориентацией. В результате возникает опасная иллюзия, будто перед нами не человек, а некий шаблон, социальная категория: «мигрант», «женщина», «сын богатых родителей». А значит, и обращаться с ним можно соответственно.

Как не попасть в ловушку

Здесь потребуются чуткость и сознательность. Чтобы не стать жертвой поверхностных суждений и не спровоцировать конфликт, стоит всё время держать в уме, что перед вами такой же живой человек и его раздирают сотни противоречивых мыслей и чувств. Что на его поведение влияет множество внутренних и внешних факторов и он не обязан соответствовать вашим ожиданиям.

Будет не лишним узнать о человеке побольше: чем он увлекается, что читает, о чём мечтает. Тогда в ваших глазах он станет более объёмным, цельным и живым, и вам сложнее будет навешать на него несуществующие черты и особенности.

Развивайте эмпатию — способность к сопереживанию. Внимательно слушайте собеседников, интересуйтесь их мыслями и эмоциями, почаще ставьте себя на место другого. И учитесь распознавать и выражать собственные эмоции — ведь это ключ к пониманию окружающих.

Читайте также 🤝

Почему жизнь такая сложная штука 🚩 почему все сложно 🚩 Работа над собой

Оцените ситуацию

Чтобы правильно сориентироваться в окружающем вас мире и верно найти свой путь, порой нужно отвлечься от повседневной суеты и посмотреть на свою жизнь как будто со стороны. Иногда человек, который погряз в заботах и бесконечных делах, перестает объективно воспринимать собственные ценности и живет в мире иллюзий.

Важно построить свою жизнь таким образом, чтобы вам было комфортно и интересно. Например, выбирая работу, не спешите отдать предпочтение большой зарплате. Подумайте, какой фактор для вас самый важный в профессии, и отталкивайтесь от этого знания. Идите на поводу своих желаний, талантов и предпочтений, этот путь наиболее прост и приятен.

Подумайте, не слишком ли вы перегружаете собственную жизнь. Иногда изобилие несет больше негативных эмоций, чем позитива. Может быть, вы много требуете от себя, хотите преуспеть сразу во всем, стремитесь контролировать все дела и быть идеальным. Некоторым людям достаточно немного опустить планку, принять собственные маленькие недостатки, отказаться от сложных, но маловажных дел, уменьшить количество обязанностей, и жизнь сразу становится более простой штукой.

Перестаньте усложнять

Есть множество способов, с помощью которых человек может усложнить себе жизнь. Один из них — приятие чужих ценностей. Некоторые люди не разбираются в том, чего они на самом деле хотят получить, и легко поддаются влиянию общества. Они быстро принимают цели и стремления, распространенные среди других членов социума и двигаются по направлению к ним.

Это создает много трудностей и проблем, но не приносит практически никакой пользы. Человек разочаровывается в жизни и считает судьбу несправедливым по отношению к нему.

Другой тип людей очень много додумывают за других. Такие впечатлительные натуры страстно желают получить чье-то одобрение, но при этом являются довольно мнительными. Вкупе это дает достаточно проблем. Индивиды данного склада мучаются сомнениями, муками совести, чувством вины, неизвестностью, невниманием других, считают себя обделенными и обиженными.

Прилично усложняют себе жизнь и те, кто во всем ищет подвох. Пессимистично настроенные люди бесконечно беспокоятся практически по каждому поводу, расстраиваются из-за любого события и часто жалуются. Если вы хотите видеть плохое, найти недостаток, получить проблему и трудности, у вас это получится.

Не старайтесь всем угодить. Нельзя нравится всем. Также не делайте то, что вам не нравится только из-за того, что окружающие ожидают от вас определенной реакции.

Ваши действия должны определяться вашими интересами. Поэтому важно четко понимать, что для вас будет наилучшим выбором. Его и следует придерживаться каждое мгновение.

Не стоит все время беспокоиться о будущем. Решайте проблемы по мере их поступления. У некоторых людей в настоящий момент времени реальных проблем не так уж и много, но они тратят массу моральных сил, чтобы избежать каких-то призрачных неприятностей. Живите здесь и сейчас.

Почему сложно ничего не делать и еще 4 вопроса о скуке | Futurist

Истории Автор: Анастасия Львова |  3 марта 2017, 19:00

Сколько раз в неделю вы испытываете скуку? Чем она может быть вызвана и не прячется ли за ней самая обычная лень? «Футурист» разбирался в том, что происходит в голове, когда мы говорим себе «мне скучно».

Почему так сложно ничего не делать?

Каждую неделю Дерек Берес, музыкальный продюсер и одновременно инструктор по йоге из Лос-Анджелеса, проводит интенсивные занятия по йоге и фитнесу. Они, как известно, предполагают высокий уровень интенсивности и физической нагрузки. Несмотря на это, последние минуты занятий Дерек всегда переключает своих учеников на парасимпатический модус, чтобы стабилизировать поток гормонов и нейрохимикатов в организме, которые поддерживают нервную систему. Даже если все занятие им показалось достаточно трудозатратным, эти последние минуты всегда даются с большим трудом.

Люди всегда заряжены на движение. Можно сказать, что мы эволюционировали как род, отчасти благодаря нашему генетическому вызову продолжать двигаться в поисках чего-то. К концу занятия по йоге множество движений уже сделано: медленное растягивание мышц, глубокое интенсивное наблюдение за своим дыханием, мягкое перемещение к активному восстановлению и релаксации. И тем не менее, это тот момент, когда начинается ерзание и ненужное таращение по сторонам.

Именно поэтому неизбежно приходится включать специальные синие экраны в затемненной комнате по йоге в самом начале занятия, чтобы экраны стимулировали выработку дофамина в организме.

Но почему возникает эта дополнительная ненужная активность? Неужели люди просто начинают скучать? Недавняя статья, опубликованная Гарвардской школой педагогических наук, оспаривает само понятие «скуки». Исследователи заметили, что с возрастом дети становятся все менее заинтересованными в чем-то, по сравнению с временем в промежутке между детским садом и старшими классами школы. Опрос, проведенный американским Институтом Гэллапа, показал, что всего лишь 2% выпускников гимназий и школ «никогда не скучают». Существует много аргументов, объясняющих это, но что, если такого феномена, как скука, на самом деле не существует?

«То, что мы называем скукой – это просто общий термин, который может охватывать целый комплекс явлений, таких как фрустрация, пресыщение, депрессия, отвращение, безразличие, апатия. Тодд Рос, преподаватель Школы педагогических наук Гарварда и директор программы «Сознание, мозг и образование», признается, что американская система образования рассматривает скуку, как недостаток характера, как сигнал того, что «с тобой что-то не так», – сообщается в статье.

«Скучно» – это как?

У взрослых, к этому списку добавляется еще один симптом – невнимательность или когнитивная неспособность развить этот навык. Наши привычки формируют и, в конечном счете, определяют нас. Если человеку сложно сконцентрироваться на поставленной задаче, то это будет сказываться на всей его активности, включая хобби. И чем хуже мы фокусируемся на чем-то, тем хуже становится эта тенденция.

Наш мозг может находится только в одном состоянии в конкретное время – это или так называемый «режим по умолчанию», то есть когда человек грезит или мечтает, или «центральный режим исполнения», когда мозг сфокусирован на задании или какой-то идее. Таким образом, мы или заинтересованы, или нет – одно из двух.

Оба эти состояния ценны в зависимости от контекста. Способность концентрироваться имеет решающее значение, когда речь идет о приобретении новых навыков, изучении языков или любом двигательном паттерне, когда человек совершая движения, сначала его обдумывает. Такие движения, языки и процесс научения встречаются фактически в любой деятельности. Способность освобождаться или быть в состоянии «мечтательности» полезна в решении проблем и эмоциональном регулировании. Выигрывает тот, кто выбирает правильный модус работы своего мозга для правильного действия. А проблема возникает, как раз из-за неспособности переключаться между ними.

Причем тут социальные сети?

Быстрые дозы дофамина, которые мы получаем каждый раз, когда сидим в социальных сетях, эксплуатирует нейронные системы, предназначенные для глубокого внимания. Мозг не способен сконцентрироваться на длительный период времени, когда человек ждет нового нейрохимического толчка.

Но это еще не значит, что мы перешли в здоровый «режим по умолчанию». Между положением «откинувшись назад» или лежачим положением и некоторым разрешением своему сознанию мыслить свободно и просто пролистывать ленту соцсетей – большая эмоциональная разница. Беспокойство, которое развивается в результате вынужденной паузы на то, чтобы отвлечься, влияет на обе сети, создавая эмоциональную и когнитивную зависимости. Так, именно беспокойство становится хозяином положения.

Конечно, мы расстроены и подавлены, что не можем больше успешно маневрировать между двумя модусами работы нашего собственного мозга. Как любая зависимость, химический наплыв на ленту социальных медиа, в конце концов идет на убыль. А вы продолжаете возвращаться за «стимуляцией», даже если награда не такая уж и значительная – например, лайки. Зависимость на лицо. Моменты, которые остаются за границами этого дешевого источника удовольствия, создают летаргическое ментальное состояние, которое мы и называем скукой.

Почему религиозные люди не скучают?

Чувство цели – это один из антидотов против скуки и всех тех сопроводительных ощущений и состояний, которые мы понимаем под скукой. Поэтому, как правило, религиозные люди в целом более счастливы: они верят, что их тяжелый труд в конце концов чем-то окупится. Цель впереди – это ценный союзник. Эмоциональный комфорт, который некоторые люди испытывают, потому что они верующие, поддерживает их внимание и ум заинтересованными и сфокусированными.

Другой способ оставаться заинтересованным и не скучать – это тренировать чувство осознанности. Понимать получается далеко не всегда. Но осознанность – это еще одно средство для навигации состояний мозга.

Как помогает медитация?

Разные школы медитации преподают разные стили, но по существу осознанность – это наблюдение за вашим умом в этот самый момент, когда вы «наблюдаете». Это можно осуществить через медитацию, но можно заниматься другими делами, и параллельно быть осознанным. Уделять когнитивное и эмоциональное внимание тому, что рядом с вами происходит, – это крайне ценно в век рассеянности.

Но мы все равно любим быть несобранными; и было бы удобно чередовать несобранность и скуку попеременно, чтобы хотя бы на чуть-чуть отложить второе.

Представьте себе кого-то за телевизором, переключающего бесконечное количество каналов. И наряду с бесконечным разнообразием контента и пищи для размышлений, там нечего смотреть. Этот мир такой быстрый и динамичный, что можно потратить всю жизнь только на открытие ее разнообразия и выучить только маленький процент известных уже на данный момент знаний. Скука, конечно, существует, но это лишь маска, под которой скрывается более глубокие разочарования. Быть внимательным к тому, что это за разочарования, отдавать себе в этом отчет – это первый шаг на пути к полноценной жизни. Можете начать эту практику прямо сейчас: остановитесь и наблюдайте.

Оригинал статьи

Понравилась статья?

Поделись с друзьями!

  Поделиться 0   Поделиться 0   Твитнуть 0

Подпишись на еженедельную рассылку

Почему так сложно изменить жизнь?

Как складываются стереотипы и привычки? От чего зависит внимание и воля? Почему мы бросаем начатое? Как рождается привязанность? Это и многое другое ты узнаешь, прочитав и обдумав статью. Она даст инструменты сильному и утешит слабого.

 

Любой подкованный психолог, разбуди его ночью с вопросом «Что мешает изменить жизнь?», скороговоркой пробормочет: «Система ценностей, проблемы самооценки, комплексы, стереотипы мышления, привычки, прокрастинация, порождаемые всем этим внутренние конфликты».

Все верно, возразить нечего. Но если продолжать задавать наводящие вопросы, начнется игра словами. Причем уровень игры определен подготовкой психолога, его эрудицией и коэффициентом интеллекта.

Стереотипы – потому что…

Прокрастинация – потому что…

Детство, травма рождения, гены, ценности…

Короче, будет очень много слов и определений, туманной терминологии и надувания щек. В итоге – пшик. Сойдутся на том, что надо многие годы проводить на кушетке психоаналитика, посещать разные коллективные тренинги, медитировать, аффирмировать и далее по списку.

 

Я не кабинетный специалист, а практик. Поэтому, как осьминог, укрываться чернильным облаком софистики не могу. Вопрос, рассматриваемый в этой статье, очень серьезен, практические инструкции востребованы как ничто другое. Постараюсь простыми словами уложить все по полкам, показать выход и дать компас и карту.

 

Почему ломаются психологические костыли?

Психологи говорят, что изменить жизнь, а значит, раздвинуть зону комфорта не дают родительские сценарии, наши стереотипы и привычки. Некоторые, ударившись эзотерику, на полном серьезе ссылаются на карму. 

О наших сценариях и убеждениях, стереотипах мышления и привычках писал. Более того, давал инструкцию, как изменить привычки, подходящую в меру волевым экстравертам. В этой статье я объясню, почему эффективные техники, выложенные на сайте, подходят не всем, а точнее – не всегда.

Почему существующие системы самоорганизации являются хорошими костылями только для 3% практикующих. Почему у такого же процента людей срабатывают «волшебные» (Симорон, Тета-хиллинг и другие) техники, а другие занимаются самообманом. Почему быстрые приемы сегодня работают, а завтра – нет, на коллективных камланиях занятиях – эйфория, а потом – откат и депрессия. Почему, если ты в одном состоянии и в определенное время бросаешь курить – сможешь, а в другом – ничего не получится.

Если коротко, все это происходит потому, что наше сознание – это процесс, а не данность. Оно неоднородно и как любой природный процесс циклично.

Это в компьютере ограниченное количество логических элементов и узлов. Накрылся один – нужно менять или выкидывать. У нас же каждую секунду (!) одни элементы погибают, другие рождаются, одни узлы и петли исчезают, другие появляются.

А если подробней, то на простых житейских примерах мы рассмотрим полиморфизм, обработчики и защитные алгоритмы сознания.

Это знание даст инструменты сильному и утешит слабого.

 

Структура сознания

Не буду повторять азбучные психологические истины о наличии сознательной и бессознательной части психики и так далее. Я много писал об этом, проводя верификацию понятий и терминов на нормальный разговорный язык. Сразу переходим к делу. Обещаю говорить настолько просто и внятно, насколько это вообще возможно.

Разная реакция на раздражитель

Отличия реакции людей лучше всего прослеживаются в коллективе. Эти различия очевидны уже в детском саду.

Пример с детским садом

Воспитательница как снег на голову бросает императив: «Дети, сегодня мы поиграем с субботник! Будем убирать двор!»

Детей много. Раздражитель один. Реакция разная.

Усложним пример

В офисе забегает раздраженный начальник и зовет всех на планерку. После того как все собрались, он орет, гнет пальцы, угрожает уволить всех без выходного пособия. Как реагируют подчиненные? Одни негодуют и обижаются на несправедливость. Другие раздражены. Кто-то испугался, а иному все по… Мария Ивановна вышла со слезами на глазах и тайком накапала себе корвалола.

Работников много. Раздражитель один. Реакция разная.

Сменим масштаб

Ты услышал новость, касающуюся твоего ближайшего будущего. Информацию, напрямую затрагивающую твои планы.

В одном случае ты сыт, прекрасно провел время и сидишь в тепле и удобстве, благодушно дымя сигаретой.

Во втором случае ты голоден, раздражен и хочешь курить, но по каким-то причинам не можешь.

Раздражитель (новость) одинаков, реакция на него разная.

Про пустой желудок и сигареты сказано для простоты понимания. Ты можешь быть в обоих случаях сыт и с сигаретой, но…

В одном случае проснулся бодрым и веселым, а во втором впору сказать: «Утро добрым не бывает!»

Услышал новость и совершенно по-разному отреагировал.

 

Одинаковая реакция на разные раздражители

Рассмотрим обратную ситуацию. У тебя такое настроение, что новости неприятные и те, от которых раньше бы сплясал, вызывают безразличие. И те и другие.

Раздражители разные. Реакция одна.

 

Теория установки, шаблоны реагирования и фильтры восприятия

Теория установки стала классикой психоанализа, психологии и психиатрии. Правда, называют ее по-разному – в зависимости от того, к какому направлению и школе принадлежит называющий.

Установки могут быть непроизвольными и произвольными, неосознанными и осознаваемыми. Импринты, фильтры восприятия, комплексы, блоки, шаблоны, стереотипы, клише, команды, программы, сценарии и убеждения – все это установки. Думаю, ты понимаешь, о чем идет речь.

Согласно любой из вариаций теории установки, нами движут сложившиеся и привнесенные программы реагирования и поведения. Чтобы не путаться в терминологии и не подчеркивать различные нюансы интерпретаций каждого термина, все эти программы я буду называть шаблонами.

Некоторые виды шаблонов в НЛП называют якорями. Это стимулы, вызывающие и удерживающие определенные состояния сознания. Организаторы тренингов, обещающие научить «вхождению в ресурсные состояния», имеют дело с комплексными позитивными якорями. По теории они их ищут, упрощают и учатся вызывать, опираясь на упрощенный вариант. К сожалению, в большинстве случаев это только теория.

 

Мало кому (включая этих тренеров) известно, что позитивные якоря истощаются и даже превращаются в свою противоположность. Групповые занятия исключают индивидуальную проработку важных и тонких моментов.

 

Энелперы любят пошутить, что жизнь человека после 18-23 лет – это смена имеющихся якорей и не более. ?

Шаблоны любого рода, как бы они ни возникли, имеют сходную структуру – компенсаторный и/или защитный алгоритм.

Компенсаторный алгоритм восприятия – способ ускорения оценки ситуации.

Представь, что мы каждую ситуацию в своей жизни оценивали бы с чистого листа. Все ресурсы мозга и тела кидали бы в бой. Что получилось бы? Сгорели в юности или были уничтожены кем-то и чем-то. Почему? Потому что так реагировать весьма затратно и медленно.

Природа позаботилась, включив генетическую передачу шаблонов реагирования и обучение – негенетическую передачу.

Мозг экономит ресурсы везде, где только можно. Поэтому шаблонов у нас туча.

 

Алгоритмы реагирования работают в фоновом режиме. Если не фиксировать их специальными техниками (таковость дзен, йоговские приемы, слияние шаманов и энрилей, кастанедовский сталкинг и т.п.), мы никак не замечаем работу этих алгоритмов. Зато с легкостью погружаемся в созданное ими настроение и поток мысли.

 

Мы увязаем в эмоциях и мыслях, созданных оценочными фильтрами!

Вот схема процесса:

Шаблон реагирования формирует туннель наших переживаний. Дальше включается сознательная фильтрация. Догмы, табу и прочие оценочные фильтры завершают работу.

Теория установки хороша, но пробуксовывает в некоторых специфических вопросах. Один из них касается нашей изменчивости. Но на эти вопросы ответы уже давно найдены в рамках множественной теории сознания.

 

Из чего состоит «Я»?

Пусть тебя не пугает словосочетание «множественное сознание». Речь идет не о шизофрениках и не о популярной теории альтеров. Все проще. Множественными «Я» называют комплексы управляющих нашим поведением программ.

 

Компьютер без софта – это просто набор микросхем и элементы интерфейса. Если проводить аналогию с софтом, наши мини-я – это набор программ, расширяющих и дополняющих примитивную операционную систему – животные инстинкты.

 

Каждое мини-я является связкой шаблона реагирования и оценочных фильтров.

Шаблонов у нас много и порой они противоречат друг другу. Это противоречие и послужило причиной развития теории установки. Шаблоны реагирования и оценочные фильтры связали и получили теорию множественного сознания. Ни о каких альтерах из множественных умов Билли Миллигана и прочих шизофреников речи не идет. (Несмотря на то, что последняя версия НЛП и множество других направлений психологии теорию альтеров поддержали, автор этой статьи относится к ней с иронией.)

 

Ты тот, кем считаешь себя в настоящем времени. Ты тот, кто сейчас так реагирует. Но в другое время ты считаешь себя другим и реагируешь иначе. Почему? Потому что каждый раз ты отождествляешь себя с управляющей программой или мини-я.

 

Одно мини-я, желая уберечь твое тело, заставляет всеми фибрами души жаждать похудеть. Ты готов на все ради этого. Но спустя время управление перехватывают другие мини-я, которые, желая тебя уберечь, заставляют есть больше и желательно жирного или вообще не думать о том, что и как ты ешь.

Именно поэтому так трудно доводить дела до конца и отказываться от вредных привычек!

Твоя осознанная часть взывает к разуму и воле, а неосознаваемые мини-я имеют свои приоритеты и чхать хотели на саморазвитие.

Фокус внимания зависит от управляющей программы. От нее же зависит уровень энергетики или по-простому – тонус. Причем зависимость как прямая, так и обратная.

 

Что нам мешает измениться?

Теперь на базе имеющихся знаний рассмотрим формулу изменения. В классическом НЛП она имеет такой вид:

Текущее состояние + Ресурсы = Желаемое изменение

Под термином «ресурсы» скрываются как внутренние ресурсы, так и внешние. Но. В основном речь идет об эмоциональных и психосоматических состояниях (воля – одно из них) и времени.

Это идеальная формула. В реальности, если упростить психологические моменты до арифметики, получается так:

(Текущее состояние – Помехи) + Ресурсы = Какое-то состояние

Помехами могут быть любые шаблоны и вызванные ими внутренние конфликты. Не стоит сбрасывать со счета такую помеху, как невежество. Не зная ничего о своей психике, человек пользуется непроверенными методами по принципу черного ящика – метод на вход и что-то на выходе. Как и почему это работает – неизвестно.

Работать с помехами в лоб – занятие неблагодарное. Мало того, что большинство из них не осознаны, так еще при малейшем нажиме включают такие защитные алгоритмы психики, как идентификацию, проекцию и вытеснение. А дальше начинаются игры, описанные Фрейдом и Берном.

Прежде чем начинать изменения, надо:

  1. Идентифицировать свое текущее состояние.
  2. Идентифицировать свое желаемое состояние.
  3. Идентифицировать свои помехи.

С первым пунктом помогу прямо сейчас. Статьи на тему: «Исправляем сценарий жизни», «Код судьбы, или Причинные уровни жизни», «Колесо жизни – инструменты системы», «Как найти свои цели и смыслы», «Изменить судьбу – переписать сценарий».

И первый, и второй пункт замечательно проработан в тренинге «Неделька». Его я считаю базовым для саморазвития любого рода.

Свои помехи (по крайней мере многие из них) можно вычленить с помощью тренинга «Стираем страх».

Есть еще один момент, который и психологи и тренера старательно обходят стороной. Все, что пишут на тему, чрезмерно поверхностно и далеко от практического применения. Я говорю о наших биоритмах.

Их влияние полностью определяется двумя факторами – возраст и уровень энергетики. В юности и при высоком тонусе ритмы мы практически не замечаем. Но чем старше становимся и чем ниже опускается энергетика, тем сильнее их влияние.

 

Заниматься саморазвитием и/или оздоровлением в любой форме и не учитывать свой ритмический рисунок – значит тратить до 70% усилий вхолостую.

 

К сожалению, я пришел к этому не сразу.

Если тебе 16-18 лет и у тебя высокий тонус – смело пропускай этот модуль. Но если от 25 – внимательно изучи информацию и проверь себя.

Рассмотрим четыре классических схемы. Это варианты биоритмики 95% людей. Кто-то тяготеет к первой, другие – ко второй и третьей, некоторые (энергетически слабые от природы) – к четвертой.

 

1 вариант «Стабильный»

Подъем энергетики начинается с утра и достигает своего максимума в период с 12.00-13.00. Потом идет снижение. А вечером к 21.00 – снова подъем, длящийся до 24.00-01.30.

Люди такого ритмического рисунка, скорее всего, никогда не поймут представителей другого ритмического рисунка. Они скажут или подумают о лени, блажи и тому подобных вещах. Автор сам клеил ярлыки другим, считая себя при этом круто волевым человеком. J Оказалось, что фантастическая работоспособность – заслуга прежде всего данного от природы биоритма.

Этот тип биоритма дает минимальную потребность в сне. Домашние человека этого типа засыпают на часы (!) раньше и просыпаются много позже его. Такой человек легче переносит утомление и боль и, как правило, не страдает от отсутствия аппетита. 

2 вариант «Утренний»

С утра такие люди «летают». Все горит и спорится, но это ненадолго. Уже в 12.00 тонус начинает неуклонно ползти вниз. Эти люди тяготеют к раннему отходу ко сну, если это требуется, рано встают, но спят не меньше 8 часов.

3 вариант «Вечерний»

Вечерние люди придумали поговорку «Утро добрым не бывает». Скорее всего, поговорка родилась во время СССР, когда за тунеядство уголовно преследовали, а квалифицированной работы под свой ритм найти было невозможно. Те, кто считают, что в те годы небо было голубей, забывают о таких фактах.

Вечерники очень поздно ложатся и, соответственно, встают. Работа с включением интеллекта в утренние часы и первой половине дня им противопоказана.

4 вариант «Холмистый»

Люди с таким рисунком биоритмики с утра раскачиваются. Потом неплохо себя чувствуют до часа-двух. После двух-трех часов «улетают в космос» (падение давление, сильные позывы ко сну, рассеянное внимание), приходят в себя к пяти-шести и расцветают к девяти вечера.

Как правило у этих людей низкий тонус и им требуется очень много сна – 9 часов и больше. При этом они могут быть более волевыми, чем другие, но другим нет возможности это оценить.

Не все люди ритмики. Около 5% – дизритмики. Хаос колебаний – их стихия. Однако, скорее всего, ты, мой читатель, разделяешь один из указанных типов.

В саморазвитии, самоанализе, анализе и планировании своих действий опирайся на свой биоритм. Не спорь с ним – вылезет боком.

 

Как разорвать шаблоны?

Надеюсь, после моих объяснений многое о природе наших поступков прояснилось. Теперь переходим к самой вкусной части – практике. Мы рассмотрим приемы, позволяющие собрать ум воедино и, соответственно, увеличить степень самоконтроля.

Что нам обычно предлагают? Медитации и молитвенная практика, самоотслеживание и прочее. Причем все это должно идти в комплексе. Такой путь лишает социализации (кроме заслуженных профессий, типа дворника или ночного сторожа) напрочь. Этому надо посвятить всю жизнь.

 

Те, кто попытаются привести в пример кастанедовский сталкинг, никогда им не занимались на практике (больше одного-двух «очарованных» дней) и совершенно не знают первоисточников. Практически все принципы были слизаны с дзен. Что же касается практической реализации – методология отсутствует, так как автору было удобней (и гораздо прибыльней) развивать тенсегрити.

 

Имеется в виду система пасов нагуализма, а не термин архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера. 

Для человека, ведущего нормальный образ жизни, все это чересчур сложно, оторвано от его реальности, непредсказуемо и значит опасно. Он надеется на коллективные и прочие тренинги и сталкивается с наличием помех, особенностями биоритмики и прочим, о чем мы говорили выше.

К счастью, я долго и упорно разбирал и доводил тему, поэтому могу порадовать несколькими простыми, безопасными и занимающими мало времени приемами. Постоянная практика приведет к совершенно фантастическим результатам. Каким? Большинство неразрешимых проблем и беспокойств куда-то уйдут. Или начнут быстро разруливаться, или потеряют свою остроту.

 

Собрать ум воедино

Чтобы начать серьезные изменения своей жизни, надо обрести над ней хоть какую-то толику контроля. Согласен? В тот момент, когда решимость переполняет тебя и ты твердо уверен в успехе, маленькое «Я», руководящее этим процессом, начисто игнорирует десяток других мини-я, которые появятся в свое время и сведут все усилия на нет.

Чтобы изменить жизнь, нужны целенаправленные и постоянные шаги, постоянный мониторинг, заставляющий пробовать снова и снова, нужны свободные ресурсы.

Чтобы получить все это безболезненно (не изнуряя себя борьбой тем самым усугубляя внутренние конфликты), надо иметь точки опоры, собирающие ум воедино.

Что за точки опоры? Какие-то простые, повторяющиеся действия.

Чтобы напитать эти действия силой, требуется совпадение двух факторов – относительно высокого тонуса и эмоционального регулирования.

В качестве примера мы возьмем самый слабый рисунок биоритма:

Создадим 3 опорные точки в периоды пиков активности. Точки могут варьироваться во времени, но в области, не превышающей 60 минут.

 

Структура опорных точек

Опора состоит из механического действия (действий), ясного сознания и эмоционального посыла.

Механическое действие может быть любым: от перебора четок до подметания, мытья посуды или приставных шагов. Причем действия могут меняться раз от раза. В этом (свободе механических действий) отличие опоры от ритуала.

Ясности сознания проще всего добиться этой трехходовкой:

1 шаг – успокоится.

2 шаг – ответить себе на вопросы: где я? что я делаю? какова моя цель? что я сегодня сделал для ее достижения?

3 шаг – четко обозначить свои дальнейшие действия.

Эмоциональный посыл должен быть обязательно позитивным. Это может быть эмоция удовлетворенности собой, гордости или просто уверенности в достижении цели.

Сила эмоционального посыла будет коррелироваться с тонусом. В последней опорной точке дня должна присутствовать эмоция благодарности. За что и кого ты будешь благодарить, решай сам.

 

Личные ритуалы

Практика показывает эффективность такого приема, как личный ритуал. Он может быть взять откуда-то или создан тобой самим. Чем он абсурдней, тем лучше.

Ритуал закрепляется и, соответственно, набирает силу воздействия после 14 повторений и по прошествии не менее 9 дней от начала.

 

Любой повторяющийся ритуал создает доминанту в бессознательном. При грамотной накачке смыслами эти доминанты способны нейтрализовать другие – опостылевшие привычки, стереотипы и страхи.

 

Что может быть ритуалом? Да все что угодно! Хоть пляска с трусами на голове. Главное, чтобы ты всегда знал, РАДИ ЧЕГО ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ (не для чего, а ради чего) и придерживался одной и той же формы.

Ритуалы хорошо использовать совместно с простой и эффективной техникой «Прогулка». Советую также попробовать технику из тренинга «Лабиринт».

 

Прочистка ума

Чтобы успокоиться и выбросить лишние эмоции и одержимость суетой или идеями, выполни следующее упражнение.

Дыхание ясности

1. 12 коротких, достаточно глубоких вдохов-выдохов.

2. Глубокий вдох, затем задержи дыхание на 35-50 секунд. Выдохни. Так 3 раза.

3. Подними руки и одновременно с подъемом глубоко вдохни. Выдох сделай через сжатые губы с медленным опусканием рук.

 

Задание на дом

  1. Определи свой биологический ритм.
  2. Подумай, зачем тебе нужна ясность и контроль своей жизни.
  3. Придумай опорные точки и раскидай их по времени в течение ближайших 7 дней.
  4. Подумай, нужен ли тебе ритуал. Если нужен, то реши для достижения какой цели.
  5. Составь свой ритуал.

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Почему учить новые языки так сложно и как это преодолеть

Вы на самом деле не хотите учить язык

Или не вполне понимаете, зачем вам это. Таким образом, у вас нет должной мотивации, а это, пожалуй, одно из самых важных препятствий на пути освоения иностранного языка. Кандидат психологических наук, профессор Роберт Гарднер вместе с коллегами проводил немало исследований на эту тему. Они не раз подтверждали , что мотивированные учащиеся добиваются более высоких результатов, чем те, у кого стимулов нет.

Поэтому, какими бы интересными и эффективными ни были методы, которые вы подбираете, они могут и не подействовать, если вы не испытываете настоящего желания учиться и не хотите проявлять активность.

Решение

1. Определитесь с вашими мотивами

Серьёзно взяться за изучение языка будет проще, когда вы выявите причины, по которым вообще об этом задумались. Это может быть что угодно:

  • Желание облегчить себе жизнь в путешествиях.
  • Надежда устроиться на более перспективную работу.
  • Интерес к культуре какой-либо страны.
  • Намерение смотреть фильмы или читать книги в оригинале.
  • Желание просто «размять» ум или повысить самооценку.

Подойдёт любой довольно сильный мотивирующий фактор. А лучше всего стимулирует предвкушение какого-либо удовольствия . Просто поймите для себя, как именно может улучшиться ваша жизнь, если вы освоите новый язык.

Кроме того, так вам будет проще определить, какой материал и насколько глубоко следует освоить.

Вы сможете понять, нужно ли вам сделать акцент только на говорении (если речь о путешествии, к примеру) или потребуется изучать язык всесторонне. Допустимо ли выучить ограниченное количество слов и грамматических конструкций или чем больше, тем лучше. И так далее.

2. Распланируйте занятия

Лингвисты и преподаватели советуют делать это заранее, чтобы видеть свои ближайшие и конечные цели. Например, Джереми Хармер, писатель и специалист в области преподавания английского языка, предлагает задавать себе такие вопросы:

Чего именно вы планируете добиться? Что вы собираетесь для этого делать? Какие средства вы предпочтёте использовать?

Ответы на эти вопросы помогут выполнить следующие шаги:

  • Определите цели как можно чётче. Сосредоточьтесь на тех аспектах языка, которые важны в вашей ситуации. Например, если вам нужно устно общаться с иностранцами по работе, то на первом месте стоят говорение, аудирование и профессиональная лексика. Ориентироваться можно также на систему CEFR , которая подробно описывает уровни владения языком. Обширные задачи разбивайте на более мелкие.
  • Подберите соответствующие методы и материалы. В вашем распоряжении — различные учебники и справочники, пособия для подготовки к международным экзаменам, авторские программы и многочисленные интернет-ресурсы. Не забывайте уделять внимание разным аспектам языка. Решите, как будете комбинировать методы, направленные на каждый из них.
  • Установите временные рамки. Определите сроки выполнения конкретной задачи и решите, сколько времени будете отводить на занятия ежедневно. Независимо от вашей занятости, помните: лучше заниматься по чуть-чуть каждый день, чем «глотать» сразу много материала, но один раз в неделю.

Предварительное составление плана поможет вам превратить туманные намерения в конкретные действия. Вы сможете чётко оценивать свои успехи и не тратить впустую энергию, каждый раз пытаясь понять, за что и как стоит взяться сегодня. План даёт общие ориентиры, и при необходимости его можно корректировать.

3. Подпитывайте свою мотивацию

Для этого Хармер советует использовать в занятиях материалы, наполненные какими-либо эмоциями: музыку, красивые иллюстрации, трогательные истории, анекдоты — что угодно, что поможет вам избежать скуки. Это не значит, что нужно использовать такие вещи всё время, но внесение элемента новизны очень благотворно сказывается на результатах.

Экспериментировать можно не только с материалами. Надевайте какую-то яркую одежду или периодически меняйте место занятий — уходите в парк или кафе.

Главное — впустить немного «свежего воздуха».

Полиглот Бенни Льюис, который знает более семи иностранных языков, чтобы избежать перегорания, также советует периодически устраивать себе выходные (но не слишком часто). Саму учёбу можно разбавлять какой-нибудь деятельностью, которая не производит впечатления работы, например смотреть развлекательные видео или читать что-то несложное, вроде комиксов, на изучаемом языке.

4. Практикуйтесь как можно чаще

Льюис утверждает, что чем глубже вы погружаетесь в язык, тем сильнее становится и ваше рвение. Так что ищите как можно больше способов: видео, музыка, книги, кино, радио — что угодно. Всё это увеличивает шансы осознать, что вы уже можете реально использовать знания, — а ничто не подпитывает лучше.

Вам не нравится язык

Или культура страны, где на нём говорят. Это может показаться странным: зачем тогда вообще его учить? Но наша жизнь многогранна, и причины могут быть разные:

  • Освоить язык необходимо для работы.
  • Приходится жить в какой-то стране по личным причинам, хотя вообще-то не хотелось бы.
  • Культура, может, и нравится, но правила в языке кажутся слишком уж нелогичными и так далее.

Это действительно серьёзная проблема: так вы воспринимаете в штыки любую информацию, с которой сталкиваетесь во время занятий.

Решение

Если деваться некуда, можно попробовать сделать следующее.

1. Посмотрите на язык как на инструмент

Психологи Роберт Гарднер и Уоллэс Ламберт в своих исследованиях утверждают, что есть два основных вида мотивации изучать языки:

  • Инструментальная — ради какой-то внешней выгоды. Например, возможности устроиться на привлекательную работу в другой стране или получить повышение.
  • Интегративная — из искреннего внутреннего желания стать ближе к какой-то другой культуре.

Вторая, конечно, работает гораздо эффективнее, но это вовсе не значит, что мечта просто сделать жизнь удобнее и приятнее, не сработает. Ведь согласитесь: гораздо лучше, например, работать по профессии, чем вынужденно выбирать вакансии только потому, что «туда берут без знания языка». Да и в любом случае, общаться с иностранцами, если уж это необходимо, гораздо удобнее и быстрее на языке, который знаете и вы, и они.

2. Отнеситесь к языку как к способу расширить сознание

Посмотрите на ситуацию более отстранённо и просто порадуйтесь тому, что вы открываете для себя что-то новое.

Психологи и педагоги связывают мотивацию с теориями Абрахама Маслоу. Среди базовых потребностей человека он упоминает «желание знать и понимать». По мнению Маслоу, людьми нередко движет именно любознательность и они получают удовлетворение, отвечая на разнообразные вопросы о мире и самих себе.

А чужие язык и культура — это как раз ещё одна неизведанная грань реальности.

Конечно, перестроить восприятие таким образом не слишком просто, но зато это очень ценно. Освоение другого языка — идеальный способ сделать ум более гибким и научиться смотреть на вещи с нескольких разных точек зрения.

3. Развейте интегративную мотивацию искусственно

Попробуйте найти музыку, кино, книги, изобретения, аспекты жизни, какие-то другие вещи, которые связаны с языком или страной и вызывают у вас симпатию, — вполне вероятно, что это поможет пересмотреть отношение.

К примеру, некоторые люди начинают изучать японский язык уже только потому, что увлеклись японскими компьютерными играми, музыкой или аниме. Другие решают освоить английский, так как страстно хотят поехать в Англию. А кто-то уверен, что, читая книги в переводе, он упускает множество интересных деталей. Не исключено, что и вы сможете найти что-то такое для себя.

Вы боитесь, что ничего не выйдет

Поводов для таких страхов существует много.

Школьная программа или какие-то ваши личные неудачи могли привести вас к уверенности, что языки — это вообще не ваше. Действительно, во многих учебных заведениях нарушаются основные принципы обучения:

  • Приходится зубрить материал вместо того, чтобы осознанно его усваивать.
  • Ученикам дают слишком много слов и грамматики, которые они не успевают повторять и запоминать.
  • Далеко не всегда удаётся тренировать аспекты языка в контексте, и потом непонятно, как их применять на практике.
  • Занятия бывают построены очень скучно, в то время как интерес — это один из важнейших двигателей прогресса.

Однако порой вы сами создаёте себе проблемы, страдая от излишнего перфекционизма или сравнивая себя с другими. И вот вы в ситуации, когда не хочется даже начинать.

Решение

1. Избавьтесь от мысли, что «язык — это не ваше»

Ведь свой, родной язык вам выучить всё-таки удалось. На это понадобилось время, много практики и примеров из жизни. И по сути, то же самое нужно и для изучения иностранного языка.

2. Поймите, что времени на язык у вас больше, чем вы думаете

Важно научиться не тратить его впустую. А многие вещи, которые вы и так делаете каждый день, можно приспособить для занятий. Например, читать и смотреть в интернете только иноязычный контент. А по пути с работы или учёбы слушать подкасты или аудиокниги. Просмотр фильмов и сериалов без перевода тоже станет отличной практикой, а на ночь можно читать произведения в оригинале. Главное — интерес и настоящее желание.

3. Не делайте того, что вызывает скуку

Осваивая язык самостоятельно, не обязательно всё делать как в школе или на курсах — можно найти множество интересных методов, с помощью которых учиться гораздо увлекательнее. Существуют разные способы, позволяющие практиковаться в достаточном количестве и при этом запоминать материал, не занимаясь зубрёжкой.

Можно читать любимые книги в оригинале, применять интервальное повторение (через определённые промежутки времени), придумывать забавные ассоциации для запоминания слов. В интернете есть немало ресурсов, которые позволяют учиться по фильмам и песням. Существуют интересные аудиокурсы и много чего ещё.

4. Перестаньте бояться, что вам не хватит финансов

Чтобы успешно изучать язык, необязательно тратить деньги на дорогостоящие уроки, материалы и поездки за границу для практики в условиях реальной жизни. На просторах интернета есть много бесплатных или недорогих ресурсов, а общаться с носителями языка можно и по любому мессенджеру.

5. Забудьте утверждение, что язык может освоить только ребёнок

Существует немало примеров, которые опровергают такое мнение. Это подтверждает и Бенни Льюис, о котором мы уже упоминали. Он руководствуется своим опытом общения с другими людьми, изучающими языки, и говорит, что у взрослых даже есть некоторые преимущества. Например, они могут понять многие детали просто из контекста своего жизненного опыта. Кроме того, у них лучше развито аналитическое мышление и браться за учёбу они способны более осознанно, чем дети.

6. Не сравнивайте себя с другими

Все люди разные — у всех свои возможности и темп. Даже если вы усваиваете материал медленнее, чем кто-то ещё, это ничего не значит. Вам же неизвестно, что именно делает другой человек и с какими сложностями ему приходится при этом сталкиваться. Люди склонны показывать только свои успехи, оставляя многое за кадром.


Всё сводится к одному: нужно просто начать, и, если ваша мотивация сильна, дальше точно будет проще.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Читайте также 🧐

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о