П литвинский евпатий коловрат – 24 августа Евпатий Коловрат — навеки остался в памяти народной.: dmitri_obi — LiveJournal

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

П.Рыженко. Евпатий Коловрат

Сначала – историческая канва. Когда в конце 1237 года орды Батыя приближались к Рязани, воевода Евпатий Коловрат с небольшим отрядом отправился в Чернигов – просить помощи против монголов. Но, узнав о том, что Батый уже стоит под стенами Рязани, он поспешил в родной город… Но – опоздал. Рязань он застал разрушенной. Кровь и пепелища предстали Евпатию. Батый уже оставил город, монгольская орда двигалась дальше на Запад. С полуторатысячным отрядом Евпатий бросился в погоню. К его отряду присоединились и другие рязанские воины – раненые и те, кто во время битвы находился в отъезде. Евпатий настиг врага на Суздальской земле. Напал на монгольский арьергард – и почти полностью его уничтожил. Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, а с ним сильные полки. Хостоврул обещал Батыю привести искусного русского воеводу живым, но погиб в поединке с Коловратом.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

В.Чернега Евпатий Коловрат. Поединок

Несмотря на огромный численный перевес кочевников, в новой ожесточённой битве Евпатий Коловрат, как говорит летопись, «стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил». Посол Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их…

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Литвинский П.П. Коловрат

Рассказы о подвигах Коловрата поддерживали боевой дух русского народа в самые трудные годы. О Евпатии сложено немало преданий. О нем подробно рассказано в древнерусской повести о разорении Рязани Батыем. Народ не забыл своего героя!

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Б.Пашков, Д. Вороноцов. Иллюстрация к книге«Сказание о Евпатии Коловрате». М.: Об-во сохранения лит. наследия; Студия «Диафильм». 2003

Почему тысячелетняя русская история так ухабиста и скорбна? Ведь на всем ее протяжении не найдется ни одного совершенно мирного и спокойного периода протяженностью более десяти лет. Поразительно! Ответить на эту историческую загадку невозможно, не учитывая второго, духовного, плана русской судьбы. Промыслом Божиим народу Третьего Рима не попускалось расслабляться и дремать, как немыслимо заснуть в русской телеге, трясущейся по родной проселочной дороге. С другой стороны, именно эта вековечная турбулентность рождала и будет до конца времен рождать блистательных богатырей тела и духа, воинов Христовых, коими, как верстовыми столбами, отмечена наша удивительная история.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Б.Пашков. Евпатий Коловрат (диафильм)

Одной из самых поразительных фигур в этом сакральном ряду нельзя не признать Евпатия Коловрата. Боярин по происхождению и воин по призванию, он совершил, пожалуй, самый беспримерный, самый отчаянный и для современного сознания совершенно нелогичный подвиг. Когда по возвращении домой Евпатий нашел свою родную Рязань опустошенной и сожженной войском татаро-монгольского хана Батыя, он с небольшой дружиной смело бросился вдогонку врагам и неожиданно напал на них.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Битва была от начала и до конца безнадежной: против каждого русского стояло более сотни ордынцев. Тем не менее, захваченные врасплох агрессоры понесли столь серьезный урон, так были поражены бесстрашием и мастерством русских храбрецов, что сам хан повелел не убивать его, а пригласить на службу. Евпатий отказался и с оставшимися дружинниками пал на поле боя и был похоронен с почестями ошеломленными и восхищенными монголами.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

«Последний бой Евпатия Коловрата», художник С. Бабюк

Что двигало героем? Ненависть к жестоким завоевателям? В какой-то мере – да. Но одной только ненавистью нельзя объяснить масштаб и величие его подвига. Кто, как не он, умудренный жизнью и схватками с ордынцами, знал объективные достоинства иноземных орд? Последние имели лучшее для того периода вооружение, прежде всего, легкие и скорострельные луки, превосходившие все европейские аналоги. Кочевники всю жизнь проводили в седле, обходились самой скудной (сушеная козлятина) пищей, обозов не держали. Имели жесточайшую воинскую дисциплину. Например, еще со времен Чингисхана, если с поля бежало десять воинов – казнили сотню, в которую они входили. Но это был страх, не более того. Орда до поры не имела собственной религии и поэтому, может быть, с определенным уважением относилась к чужеземной духовной и светской культуре. Это, с одной стороны, позволило Святой Руси сохранить храмы и православную веру, а с другой – накапливать ту феноменальную духовную мощь, которая и проявилась сначала в Александре Невском, а затем – и в сотнях других известных и неизвестных русских героях, к числу коих относился Евпатий Коловрат.

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Дружина Евпатия Коловрата Иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Именно вера и помощь Божья, а не просто страх и ненависть, оказались тем неизвестным и непонятным для ордынцев оружием, тем победным мотивом, который властно побудил горстку храбрецов броситься в погоню за несокрушимым воинством Батыя вместо того, чтобы «разумно» отсидеться в глуши, накопить силы и подождать удобного для мести случая. Да, Евпатий пал в том бою. Но его поступок, его дерзновение пред Богом и людьми, его отказ пойти на поклон ко всемогущему хану дивным образом просияли в сердцах разобщенных, ограбленных и униженных русских людей. Сам Господь через праведного боярина Евпатия послал благодать Духа Своего в помощь избранному народу. Так по капле, по шажку, от поражения к поражению, от подвига к подвигу собиралась, мужала и крепла для будущих побед Святая Русь. Евпатий и его дружина бились насмерть не за себя и даже не за сожженную Рязань. Она пали «за други своя», за весь народ, выполнив главную заповедь Спасителя, гласящую, что нет большей любви, как ежели кто положит душу свою за други своя…

Воины Духа земли русской. Евпатий Коловрат

Памятник Евпатию Коловрату с. Инякино Рязанской области

Евпатий не причислен к лику святых земли Русской, но его славное имя навеки вписано в скрижали русской святости. И на рязанской и коломенской земле он по достоинству почитается как месточтимый святой. Да и если просто задуматься: почему имена одних людей – царей, полководцев, вельмож – безвозвратно уходят во тьму прошлого, а другие, не столь даже знатные, как бриллианты на солнце, сияют на все времена? И здесь мы не найдем, при всем старании, другого ответа, кроме незримого им мощного действия силы Божьей, которая восемь веков назад избрала Евпатия Коловрата мучеником за Родину и веру, поставив его имя в ряд с величайшими героями земли Русской.

Александр Нотин, Арсений Замостьянов

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате / Взгляд в прошлое / magSpace.ru


П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.
 


Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов.

Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года.

Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления.

К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте.

При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой.

Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю.

На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными.

Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя.

При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении.

При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений).

Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию.

По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу.

Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей.

При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое.

На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории.

Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата.

Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

 

источник

Боярин Евпатий Коловрат | Государственное управление в России в портретах

Евпатий Коловрат. Худ. А.Шишкин

Евпатий Коловрат (… — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем). По одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов ( осенью 1237 года к Михаилу Черниговскому за помощью против монголов обратились рязанские князья, послом прибыл Евпатий Коловрат. По версии летописи, Михаил отказался предоставить помощь, так как рязанские с ним на Калку не пошли)

И узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими».

Художник П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.

Виктор Болтышев. Евпатий Коловрат — последняя битва, 1238 год.

Евпатий Коловрат и его воины внезапно напали на монголо-татар и вступили в беспощадный бой. Когда у Евпатия затупился меч, он выхватил татарский меч и рубился им. После этого боя Батый послал против Евпатия царевича Хостоврула. В единоборстве с монгольским воином Евпатий рассек его надвое до самого седла. Затем побил еще нескольких монгольских богатырей.

Монголо-татары начали бить по русской дружине из стенобитных орудий и почти всех перебили. Собравшиеся над телом Евпатия Коловрата монгольские ханы говорили: «Таких удальцов и резвецов не видали… Ибо это люди крылатые и не имеющие страха смерти!»

Батый же воскликнул: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своей дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем!». По приказу Батыя, тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причиняя никакого вреда. О подвиге Евпатия Коловрата известно только по «Повести о разорении Рязани Батыем», в других источниках его имя не упоминается.

Евпатий Коловрат на гравюре

«Сказание о Евпатии Коловрате». Художник — Борис Пашков, год 1988. (для детей)

М. Пресняков. Евпатий Коловрат. 2009 г. Холст, фан., масло.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл

Лит.: Бpохин В. С. За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне. Рязань, 1954;
Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru и сайта Википедия.

Как Евпатий Коловрат мстил и защищал русскую честь

В отличие от многих других героев эпоса, Евпатий Коловрат реальный человек в истории. За некоторые вещи нужно мстить, смывать кровью за разорение родной земли и убийство близких. Отряд Евпатия Коловрата, действуя в тылах, вызвал в рядах монголов настоящую панику, нанося тяжёлое поражение армии захватчиков.

Когда к отряду Коловрата пришёл посол Батыя с вопросом «Чего вы хотите?», в ответ он услышал: «Только умереть!».

Нашествие

В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем, обрушившегося на Русь в 1237 году.

Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент — Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.

Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.

Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.

Посланник князя

Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.

В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич, в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат.

От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.

Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.

Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.

Гибель Рязани

После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.

Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.

Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.

Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.

В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.

Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, — это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.

«Духи мстят»

Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.

Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Коловрат был потрясён — в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.

Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.

О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.

Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Последний бой

Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.

Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.

«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул, брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.

Согласно преданию, Батый, не желавший далее терять своих людей в этой резне, выслал посла к русским с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал мрачный ответ.

Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.

Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Мститель. Как Евпатий Коловрат защищал русскую честь

Честь превыше всего

Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.

Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:

— С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

11 января 1238 года Евпатия Коловрата торжественно похоронили на рязанской земле.

Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества — Москву.

Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.

А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.

Автор: Андрей Сидорчик

Легенда о Коловрате. Фильм трейлер (2017)

Кто «произвел» рязанца Евпатия Коловрата в святые?

При поиске в интернете по ключевым словам «24 августа» и «Евпатий Коловрат» можно найти десятки публикаций на разных веб-сайтах. Все они появились в конце лета 2019 года. «День Евпатия Коловрата 24 августа: поверья и приметы», «Православный праздник 24 августа – мученика Евпатия Коловрата…», «Евпатий празднуется ежегодно в один и тот же день, 24 августа»…

Для тех, кто разбирается в церковном и народном календарях, такая гигантская волна однотипной информации была совершенно неожиданна.

– В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! – уверяет протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии. – Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля.

На фото издательства «Пресса»: реконструкторы возле монумента в честь Коловрата у села Фролово

На фото издательства «Пресса»: реконструкторы возле монумента в честь Коловрата у села Фролово

БЕЛЫЕ КОНИ, УТОПЛЕННИКИ И ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПЬЯНИЦ

Никем не слыханный праздник не просто провозгласили, ему уже начинают придумывать обрядовый антураж. «В старину боялись ночи на Евпатия Коловрата, – заявляет сайт легенд и поверий, – полагая, что на кладбище происходят странные и непонятные вещи… На погосте бродит белый конь, принадлежавший Евпатию. Он ищет хозяина среди могил…». Выражение «ночь на Евпатия Коловрата» звучит здесь зловеще, почти как «Ночь перед Рождеством» или «Вальпургиева ночь».

«На Евпатия по обыкновению начинали стричь овец» – пишет более спокойно сибирский сайт, вообще-то специализирующийся на истории Байкало-Амурской магистрали. «24 августа не выпускали пастись на луг коз, опасаясь, что на них может напасть разная нечисть», – возвращается к мистике еще одна страничка с Дальнего Востока. «В этот день нельзя ни в коем случае употреблять спиртного, так как считалось, что усопшие явятся наказать пьянчуг», – пугает сайт «Линии судьбы», пишущий об экстрасенсорике. «В народе верили, что рыбака 24 августа могли утянуть на дно утопленники», – усиливают тревогу «Новости Вологодской области».

ТАК ОТКУДА ЖЕ «УШИ РАСТУТ»?

Во всех народных поверьях, перечисленных выше, нет ничего необычного: таких рассказов по специальной литературе можно найти сотни. Например, этнограф Иван Сахаров, живший в XIX веке, действительно записал в Рязанской губернии легенду о белом коне неизвестного богатыря, бегающем по «могилкам Перекольским» у «болота Ермакова». Правда, про Евпатия Коловрата в книге Сахарова не было ни слова.

Интернет-поиск показывает, что несколько лет назад, если где-то и появлялись байки про нечисть, разгуливающую в ночь на 24 августа, имя Коловрата практически не упоминалось. «Приметы на 24 августа, или Белого Коня, связаны как с положительными, так и с отрицательными суевериями…» – писал сайт «Твой день» в 2015 году.

Образ Евпатия Коловрата в художественном фильме 2017 года

Образ Евпатия Коловрата в художественном фильме 2017 года

Но в 2017 году, вместе с выходом на экраны фэнтези-кинофильма «Легенда о Коловрате», активизировались не в меру горячие поклонники, хотевшие бы установить в честь него праздник. А тут один из московских литературных сайтов опубликовал статью филолога Ширяева о том, что свое имя Евпатий Коловрат, возможно, получил в честь святого Евпла (11 августа по старому и 24 августа по новому стилю). Естественно, за дату с радостью ухватились и подтянули к ней все, что нашлось о мертвецах, алкоголиках и Белом Коне…

КСТАТИ

28 августа 2019 года рязанский митрополит Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Но эта церемония не означает, что Евпатий – святой, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи.

На фото пресс-службы Рязанской епархии: освящение барельефа с изображением Коловрата

На фото пресс-службы Рязанской епархии: освящение барельефа с изображением Коловрата

МНЕНИЕ

Константин Сафиков, этнограф и реконструктор («Окский рубеж»):

– Чего только я не начитался и не насмотрелся в интернете в последние годы про Евпатия Коловрата! Что ему принадлежал меч, поднимающий из могил мертвецов, как у Арагорна в «Властелине колец». Что он владел неприступным городом (!) Фролово. В рязанском театре 2 года назад поставили спектакль, в котором Евпатий Коловрат отрекается от христианства. И якобы память обо всем этом хранил народ. Но советский этнограф Лилия Бельская, подробно изучив фольклор, писала, что в народе не сохранилось ни одной сказки и байки про Евпатия Коловрата.

24 августа Евпатий Коловрат — навеки остался в памяти народной.: dmitri_obi — LiveJournal

Евпатий Коловрат (ок. 1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».



Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов http://ru.wikipedia.org/wiki/Евпатий_Коловрат
В этот день 24 августа отмечается память мученика Евпла, который в конце 3 – начале 4 веков служил архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он прославился тем, что всегда носил при себе Евангелие и при каждом удобном случае проповедовал язычникам веру Христову. Во время одной из проповедей Евпла схватили и представили на суд правителя. Несмотря на пытки, он исповедовал себя христианином и обличал неверность языческих верований. Даже во время казни Евпл продолжал разъяснять собравшимся Евангелие.


Евпатий Коловрат на гравюре.

На Руси день Евпатия Коловрата считался страшным. Существовало поверье, что на болотах появляется белый конь, который скачет по земле, пытаясь найти своего погибшего всадника. К ночи конь приходит на кладбище, где обегает все могилы, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. В это же время слышится громкий свист и странное пение. Говорили, что смельчаки пытались понять белого коня, но ни у кого это не получилось.

По легенде, на том месте, где появляется белый конь, в давние времена было побоище: вышли русские князья против татар, бились не на живот, а на смерть. На помощь к русским полкам выехал на белом коне чудо-богатырь, положил не одну сотню врагов. Но подоспел окаянный Батый и убил молодца. С тех пор белый конь ищет своего хозяина, а его удалая сотня поет и свищет, надеясь, что откликнется богатырь.


Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009, литьевой камень тонировка под бронзу чёрный металл, 83х90х67см


П.Литвинский «Евпатий Коловрат»



«Последний бой Евпатия Коловрата» Худ. С.Бабюк.


http://belrussia.ru/forum/viewtopic.php?t=684

Иллюстрации из книг А.Щербакова и И.Дзысь «Куликовская битва. 1380» и «Ледовое побоище. 1242»


http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post140375949/

В этот же день на болотах и кладбищах загораются блуждающие огни: говорили, что это бродят души убитых и утопленников. В такое страшное время выпить бы браги — да нельзя: к пьянице непременно явятся усопшие предки и накажут по всей строгости. На Евпатия по обыкновению начинали стричь овец. По расчетам крестьян, барашки как раз успевали обрасти заново до наступления холодов. Да и людям состриженная шерсть была кстати: мастерицы пряли нитки и вязали теплые вещи к приближающейся зиме, а мастера изготавливали валенки.


Былина о Коловрате Евпатии Львовиче Живая вода

Былина о Коловрате Евпатии Львовиче  Живая вода - Земля Русская .
1237 год от Рождества Христова. Погибельная зима Батыева нашествия. Рязанский воевода Евпатий, ездивший за подмогой, возвращается на руины родного города. На руины собственной жизни. Если твой дом превратился в пепелище, если мертв государь, которому ты служил, и все, кто был тебе дорог, если сам Бог, в которого ты верил, отвернулся от тебя и твоей земли — где искать помощи? И не пора ли вспомнить, ЧТО носишь совсем не христианское, а древнее языческое прозвище?
Летописи сообщают об отряде Евпатия Коловрата невероятные вещи: оказывается, татары считали, что против них поднялись мертвые — неужели обычная партизанщина могла так напугать прошедших полмира головорезов? И почему, чтобы одолеть русских завоевателям пришлось бросить против малой дружины Коловрата тысячи своих лучших воинов — сотня против одного? В кого превратился последний воевода мертвого города, если враги смогли убить его лишь с помощью стенобитных машин? Кто откликнулся на его зов и пришел к нему на помощь? И что на самом деле случилось на Русской земле смертной зимой 1237 года?
Из книги Евпатий Коловрат Льва Прозорова .

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле. Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Былина о Коловрате Евпатии Львовиче.

Не знала Русь ! Таких страданий !
Кровавых битв и испытаний
Где её лучшие мужи
Сложили головы свои !

Рязань вся выжжена дотла
В ней не осталось не двора
Убиты все кто был живой
Волков одних лишь слышен вой

Всю ночь Евпатий гнал коней
На помощь братии своей
С ним тыща лучших храбрецов
И каждый жизнь отдать готов

За Род ! За волю ! За Богов !
За свой родной не хитрый кров
За мать с отцом , жену , детей ,
Добраться б к граду поскорей !

Орда по самый горизонт
К Рязани встала во весь фронт
Уж проще звёзды сосчитать
Чем хана Батыя всю рать !

Мороз трескучий , рыхлый снег
С посольства вырезали всех
Рязанский князь лежит в крови
Смеются громко степняки

Всё с башни видела княжна
С ребёнком будто бы стрела
Сорвалась с башни смотровой ,
И обрела на век покой
Ведь честь дороже ,чем позор
Таков был с мужем уговор

Рязань сгорела не сдалась !
Напился ирод крови всласть
На Суздаль двинула орда
Сметая русских города

По следу Батыя спешит
Отряд Евпатия чтоб мстить
Из леса прямо на врага ,
И рубит меч их до седла

Подобен призракам отряд
Монголам их ни как не взять
И развернулся грозный хан
На встречу русичей полкам !
Чтоб Коловрата погубить
И чашу смерти с ним испить

Но не заставил себя ждать
Евпатия орлов отряд
Дружиной малой на орду
Застыли мёртвые во льду !

У Берендеевых болот
Сражался русичей оплот
Нет равных в битве храбрецов
Впервые страх погнал монгол

Зачем теряем мы людей ?
В машины камни поскорей
Блестит на солнце коловрат
И глыбы в цель , в него летят
Баллисты в русских точно бьют
Для душ погибших топь приют !

У тела война , хан стоит
Он думу думает , грустит
Таких бы войнов мне б в орду !
Я их держал бы на виду

А воевода Коловрат !
Он мне бы был как младший брат !
С таким батыром без труда
Нам покорились б небеса !

Ушла орда вся за Итиль
Настал для русских хрупкий мир
Рязань же больше никогда
На месте старом не цвела

Осталась мёртвою земля
Почти на вечны времена !
А Коловрат живёт в сердцах
Героя имя на устах
Чтут подвиг русичи бойца
Собрата Бога Перуна !

24августа-День памяти Евпатия Коловрата.

Октябрь 2016 год.
Игорь Ожиганова русский художник холст Коловрат.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о