Моряки известные – Корабли-пенсионеры, морские шутки и три рюмки. 10 фактов о военно-морском флоте России

Самый известный моряк в мире

Христофор Колумб

История помнит своих героев. Можно перечислить множество легендарных имен известных моряков:

  • Иван Травкин – командир подводной лодки «К-52» Герой Советского Союза;
  • Жан Бар – французский военный моряк;
  • Иван Евтеев – морская пехота, Герой Советского Союза;
  • Магомед Гаджиев – капитан 2-го ранга, Герой Советского Союза;
  • Николай Авраамов – русский морской офицер и многие другие.

Христофор Колумб

Самый известный моряк – Христофор Колумб. Любой ребенок знает, что именно Колумб открыл Америку. Хотя это утверждение весьма спорное, но так принято считать. Это не единственное его достижение. К американским берегам Колумб совершил четыре плавания, второе из которых было самым продолжительным и длилось с 1493 по 1496 годы. Колумб – первый кто пересек Атлантический океан и Карибское море. Помимо прочего к открытиям Колумба относятся Большие и Малые Антильские острова, многочисленные острова на территории Карибского моря и остров Тринидад у Южной Америки.

Христофор Колумб – самый знаменитый моряк, был достаточно интеллигентным и образованным человеком, итальянцем по национальности. Какое-то время своей жизни он проживал в Испании.

Джеймс Кук

Еще одним знаменитым моряком является Джеймс Кук. Распространенная присказка о том, что он был съеден на обед – венец его трагичной истории. Кук был английским военным моряком, исследователем и первооткрывателем. Совершил три масштабные кругосветные исследовательские экспедиции по Мировому океану. Капитан Кук действительно был убит во время третьего путешествия на острове Гавайи. Случилась это довольно неожиданно. Кук и его команда ввязались в неоправданную схватку с туземцами, в результате которой несколько человек пострадало, а капитан был убит копьем в затылок.

капитан кук

Тело Кука досталось туземцам. После смерти капитана возглавил экспедицию Чарльз Клерк. Поскольку договориться о возвращении тела Кука мирным путем не получилось, была проведена военная операция и сожжены все прибрежные селения гавайцев. Через некоторое время туземцы принесли на борт корабля корзину с останками Кука, точнее с человеческим мясом и головой без челюсти. В 1779 году останки легендарного капитана Джеймса Кука были захоронены в море.

Также существуют множество вымышленных книжных и популярных мультипликационных «моряков», разделяющих этот титул:

  • забавный капитан Врунгель,
  • утонченный индийский принц – капитан Немо,
  • весельчак Костя,
  • Папай и другие.

Великие мореплаватели — Статьи

Христофор Колумб (1451−1506)

В 1492 году корабли Христофора Колумба, генуэзца на испанской службе, пересекли Атлантический океан. За сотни лет до него берега Америки посещали викинги. Но именно экспедиция Колумба положила начало колонизации европейцами нового континента.

колумб.jpg

Колумб в Америке. (журнал «Дилетант»)

Во время празднования 500-летия открытия Америки были выпущены сотни марок, посвящённых первой экспедиции Колумба. Причём даже в странах, не имеющих выхода к морю.

Особенность: судя по всему, Колумб до конца дней был убеждён, что открыл не новый континент, а приплыл в Азию.

Фернан Магеллан (1480 — 1521)

Первое кругосветное путешествие стартовало в сентябре 1519 года. Руководил экспедицией португальский мореплаватель на испанской службе Фернан Магеллан. Плавание продолжалось чуть менее трёх лет и оказалось очень тяжёлым. Большинство моряков, в том числе и сам Магеллан, умерли от болезней или погибли.

магеллан.jpg

Портрет Фернана Магеллана. (журнал «Дилетант»)

18 моряков осталось на борту корабля «Виктория» после завершения экспедиции. При этом в плавание ушли не менее 265 человек.

Особенность: в Испанию вернулся лишь один корабль из пяти, но доставленный на нём груз с лихвой окупил все затраты на организацию масштабного путешествия.

Васко да Гама (Ок. 1460 — 1524)

Впервые европейцы смогли достичь Индии морским путём в 1498 году. Экспедицию возглавил португальский мореплаватель Васко да Гама. Плавание продолжалось почти два года. Домой вернулись менее половины моряков и лишь два судна из четырёх. Но это путешествие оказало колоссальное влияние на историю мореплавания. Позднее Васко да Гама ещё дважды плавал в Индию.

да гама.jpg

Васко да Гама. (журнал «Дилетант»)

Особенность: Васко да Гама вёл себя во время экспедиций скорее не как торговец, а как жестокий пират, топивший в крови любое неповиновение.

Джеймс Кук (1728−1779)

Английский военный моряк трижды совершал кругосветные экспедиции. За время путешествий Джеймса Кука на карту были нанесены сотни островов и тщательно обследованы берега самых разных континентов.

кук.jpg

Джеймс Кук на восточном берегу Австралии. (журнал «Дилетант»)

Именно Джеймс Кук предложил назвать пролив между Евразией и Америкой именем Витуса Беринга. В 1990 году в СССР была выпущена памятная монета в честь посещения кораблями Джеймса Кука Русской Америки.

Особенность: Джеймс Кук стал первым мореплавателем, которому удалось победить на своих кораблях такое страшное бедствие моряков, как цинга.

Витус Беринг (1681−1741)

Датский мореплаватель поступил на русскую службу ещё при Петре I, который мечтал открыть путь в Индию через Северный Ледовитый океан. Но в реальную экспедицию Витус Беринг смог отправиться лишь в царствование Анны Иоанновны. Он тщательно изучил северную часть Тихого океана, но его заслуги получили признание лишь через десятки лет после смерти.

беринг.jpg

Портрет Витуса Беринга. (журнал «Дилетант»)

2 года добирались Витус Беринг и члены его экспедиции из СанктПетербурга в Охотск, где начинался путь первой экспедиции. Витус Беринг не первым из европейцев обнаружил пролив, названный его именем. Но именно он составил первые карты побережий Чукотки и Аляски.

Особенность: во время вынужденной зимовки члены экспедиции Беринга голодали и бедствовали, но продолжали вести записи научных наблюдений.

Морская тема: Знаменитые мореплаватели.


    Христофор Колумб.

    Это было 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам.

    Летом 1492 года адмирал Колумб отдал команду поднять паруса, и каравеллы «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» отплыли из Испании. Началось знаменитое путешествие через Атлантический океан – «Море Мрака». На семидесятый день плавания с мачты каравеллы «Пинта» раздался крик матроса: «Земля! Вижу землю!» Так была открыта Америка.

    Христофор Колумб не знал, что открыл новую часть света. До конца своей жизни он верил, что доплыл до Индии.

    Фернан Магеллан.

    Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы Тихого океана. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

    Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

    Виллем Баренц.

    Голландский мореплаватель Виллем Баренц был одним из первых исследователей Арктики. В 1596 году во время третьего плавания в северных морях, корабль Баренца затёрло льдами у острова Новая Земля. Морякам пришлось покинуть корабль и готовиться к зимовке. Из брёвен  и корабельных досок они построили дом. В этом жилище путешественники провели долгую полярную зиму. Терпели и голод, и холод … Наступило долгожданное лето. Корабль по-прежнему находился в ледовом плену. И мореплаватели решили добираться домой на шлюпках. Случайная встреча с русскими мореходами – поморами спасли голландцев от гибели. Но среди спасённых уже не было Виллема Баренца. Мореплаватель умер на пути к родине, в море, которое потом назовут Баренцевым.

    Витус Беринг.

    4 июня 1741 года два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из камчатки в Америку.

    Путешествие было тяжелым. Корабль Чирикова, после многих месяцев скитаний по морю, вернулся на Камчатку. Беринг продолжал плавание один. В июле 1741 года Беринг  достиг берегов Америки. На обратном пути он открыл много островов. Удача радовала капитана. Но на корабле кончилась пресная вода и продовольствие. Болели матросы. Тяжело заболел цингой и сам Беринг. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили командора. Теперь остров носит имя Беринга. Именем знаменитого капитана названо море и пролив между Азией и Америкой,по которым он прошёл.

 

    Джеймс Кук.

    Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. На родину – в Англию он вернулся только через три года. Скоро Джеймс Кук отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную «Южную землю». «Южную землю» он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Корабли Кука плавали под палящим солнцем экватора, и среди льдов полярных морей. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

    Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

    Летом 1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Кораблями командовали выдающиеся моряки русского флота Фаддей Беллинсгаузен  и Михаил Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Столкнётся корабль с ледяной горой – не сдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Берег таинственной «Южной земли» — Антарктиды. Шестая часть света была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами Беллинсгаузена и Лазарева названы моря. Две советские научные антарктические станции носят названия славных кораблей – «Востока» и «Мирного».

    Н.Н. Миклухо-Маклай.

    В 1871 году корвет «Витязь» доставил на остров Новая Гвинея путешественника Миклухо-Маклая. Здесь ему предстояло прожить долгое время, изучать жизнь обитателей острова – папуасов. Эти темнокожие люди жили, как во времена каменного века. И вот корабль отплыл, а русский путешественник остался на берегу. Враждебно встретили папуасы гостя. Но Миклухо-Маклай добротой и смелостью завоевал доверие гвинейцев и стал их верным другом. Учёный восхищался их трудолюбием и честностью. Учил папуасов пользоваться инструментами из железа, подарил им семена полезных растений. Миклухо-Маклай не раз приезжал на Новую Гвинею. Память о великом русском путешественнике до сих пор жива на далёком острове.

    Тур Хейердал.

    Бывает, и в наше время люди отправляются в путешествия на старинных судах. Такие путешествия совершил норвежский учёный Тур Хейердал.

    В Южной Америке высятся древние пирамиды. Они очень похожи на египетские пирамиды, которые стоят по другую сторону океана. Случайно ли это? Может быть, люди плавали с одного материка на другой ещё 5000 лет назад? Тур Хейердал решил проверить это. Он построил в Египте лодку из травянистого растения – папируса, как строили  в древности, и назвал её – «Ра». На этом кораблике Хейердал вместе с друзьями переплыл Атлантический океан. Первый раз он пересек половину Тихого океана на плоту «Кон-Тики». Недавно Хейердал совершил ещё одно удивительное путешествие на тростниковом судне «Тигрис». Во всех путешествиях Тура Хейердала принимали участие представители разных стран. Среди них был и русский учёный Юрий Сенкевич.

 

Самый известный моряк • Люди

июня 17, 2013

Самый известный моряк

Морские путешествия Колумба

самый известный моряк фото

Моряк, профессионализм которого изучается на всех уровнях по нынешний день. Моряк, чьи решения стали грандиозными для всемирной истории. До сих пор не догадываетесь, кто это? Конечно же, Христофор Колумб!

Испанский мореплаватель с детства мечтал о морских путешествиях. Но его планы не поддерживал отец Доминико Колумб, который время от времени менял профессии из-за сложной финансовой ситуации в семье. Он торговал шерстью, работал трактирщиком, ткачом. Браться за самую трудную работу его вынуждало бедное существование и необходимость содержать четырех детей.

Христофор Колумб в семье был самым старшим. Младшие братья Джакомо, Джованни-Пеллегрино и Бартоломео также интересовались мореплаванием. Позже они принимали участие в экспедициях брата. О детстве самого известного моряка ничего не известно. Ученые до сих пор спорят по поводу его образования. Известно, что Христофор Колумб стал очень рано ходить на торговых судах по Средиземноморью.

Интересный факт: самый известный моряк во время проживания в разных странах менял свое имя, учитывая фонетические нормы языка. В Португалии Христофор Колумб назывался Криштобалом, в Испании — Кристобалем.

Достижения самого известного моряка: 4 экспедиции, во время проведения которых было открыто множество новых территорий — Южная Америка, Эспаньола (Гаити), Куба, Ямайка, Пуэрто-Рико, Тринидад, берега Центральной Америки.

Самый известный мультипликационный моряк

Все мы его знаем, ведь именно он — герой нашего детства. Самым известным моряком в мире мультипликации является вымышленный герой по имени Папай. Его создал Элзи Сегар 17 января 1929 года. Это официальная дата выхода комиксов Thimble Theatre, но на самом деле морячок был придуман чуть раньше.

Зрительскую аудиторию он привлек мощными плечами, руками с двумя татуировками якорей, кукурузной трубкой и специфическим голосом. Его силу увеличивает порция любимого шпината. Кстати, американские производители шпината обязаны создателям мультфильма за спасение индустрии. До этого шпинат был весьма непопулярным продуктом. Спрос на него после показа мультфильма в кинотеатрах увеличился сразу на треть.

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

Самый известный моряк — Topkin

Трем кораблям из экспедиции удалось добраться до суши. «Земля! Земля!» такие крики раздавались над водной гладью 12 октября 1942 года. Казалось бы, усилия не потрачены впустую, и вот оно – желанное золото. Поутру мореплавателю предстояло проверить – оправдались ли его ожидания.

Кто он, обладатель железной воли, непреодолимой жажды исследователя, любви к морской стихии и непревзойденного мужества? Кто он, тот авантюрист, обладающий фантастической выносливостью? Согласитесь, без вышеперечисленных качеств не стать самым известным моряком.

Начало

Для того, чтобы познакомиться с ним поближе, нам придется перенестись в конец XV века. В те времена бешеной популярностью пользовались специи и золото. Функционировала торговля с Индией, с Африкой. Итальянцы же были вынуждены брать пряности по баснословным ценам. Христофор Колумб предположил, что запад откроет самый короткий путь к специям, а, вероятно, и к золоту.

Корабль

Благосклонность вельмож

В те года, впрочем, как и сейчас, невозможно без денег проделать такое трудное путешествие. Поэтому будущий великий мореплаватель стал искать внимания влиятельных вельмож, готовых оказать финансовую поддержку. Стоит отметить тот факт, что ученые уже не ставили под сомнение тот факт, что земля круглая, но вот с размерами вышла неувязка. Проблема в том, что Колумб переоценил размеры Азии, по его подсчетам она была гораздо больше, а вот размеры планеты наоборот недооценил. Но благодаря упорству мореплавателя и финансовой поддержке королевы Изабеллы Кастилии, через 8 лет им улыбнулась удача.

Колумб

Стоит признать, этот человек обладал сильнейшей интуицией, умением преодолевать трудности, умел собрать вокруг себя крепкую команду единомышленников. За свою жизнь он сумел совершить невероятные открытия. Память об этот морском волке дошла до нас сквозь года и столетия. Христофор Колумб с почетом носит звание – самый известный моряк.

Продолжение истории

Наши путешественники достигли Багамских островов. Однако, ни они, ни открытая впоследствии Куба, не стали тем, к чему стремился мореплаватель. Единственное он твердил себе: «Здесь должно быть много золота».

Вернувшись в Испанию, Колумб заразил своим настроем и монаршую пару и всех вельмож. На исследователя морских просторов стали сыпаться почести и богатство. В планах было отправиться в плавание в будущем году. Была собрана армада из 17 кораблей, на которые предстояло посадить 1200 мужчин, среди которых были специалисты разных профессий, солдаты, крестьяне и знать.

Колумб

К сожалению, местные жители были для Колумба лишь способом обогатиться и обрести славу. Когда колонизаторы прибыли к уже знакомым берегам, начались непотребства. Насиловали женщин, издевались над туземцами. Так долго продолжаться не могло – местные жители объединились и в гневе разрушили колонию прибывших. Колонизаторы в ответ сделали рабами полторы тысячи местных жителей, 500 из них отправили в Испанию. Из пленников не выжил никто.

Послесловие

Впоследствии Колумб совершил еще два путешествия. Самому известному моряку не отказать в решительности и отважности. Благодаря его трудам, удалось составить карты проложенных маршрутов. Именно его все знают, как первооткрывателя Америки.

ТОП-10 удивительных подвигов русского флота

Да, христиане призваны быть гражданами Небесного Отечества. Но в Отечестве земном живут все наши родные и близкие, а Господь заповедал […]

Да, христиане призваны быть гражданами Небесного Отечества. Но в Отечестве земном живут все наши родные и близкие, а Господь заповедал нам любить не только Его, но и их. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” – говорил Спаситель. И не только говорил но и показал нам пример самопожертвования.

А значит, мы обязаны любить и защищать свою Родину и гордиться Ею, а также чтить память русских героев.

Православие.фм представляет вниманию читателей ТОП-10 удивительных подвигов русского флота. Русские моряки – это герои среди героев и то, что доводилось совершать им бывало еще более поразительным, чем подвиги русской армии.

О десяти наиболее поразительных из них мы хотели бы рассказать нашим читателям. В ТОП мы попытались подобрать не только чисто военные свершения, но и подвиги в области исследований и человеколюбия.

Русский флот настолько славен, что многие не менее достойные деяния, чем представленные ниже, в ТОП не вошли в силу формата. А потому, в будущем будет представлен второй ТОП-10 удивительных подвигов русского флота, куда войдет недостающее. Гордитесь своей Родиной!

1. Подвиг дуббель-шлюпки №2 капитана II ранга Остен-Сакена (1788 год).

Русскому императору и русскому народу верно служила целая плеяда так называемых “русских немцев” – эмигрантов из мелких германских государств и дворян из Прибалтики.

Один только род баронов Остен-Сакенов дал России 12 государственных деятелей, среди которых целый генерал-фельдмаршал – герой войны 1812 года и несколько офицеров, дипломатов и ученых.

Но наш рассказ будет о единственном среди баронов Остен-Сакенов морском офицере – капитане 2 ранга Христиане Ивановиче, уничтожившем на своем корабле сотни турок в ходе Русско-турецкой войны 1777-1778 годов.

Христиан Иванович родился в 1755 году в семье небогатого капитана Кристофа Адольфа фон дер Остен-Сакена. Офицеры в те времена зачастую сами обеспечивали себя формой и положенными дворянам атрибутами. А служба во флоте в плане обеспечения себя всем необходимым была дешевле, чем в армии. Поэтому Христиана Ивановича отец определил в Морской кадетский корпус.

Юноша успешно окончил корпус в 1772 году. Молодому мичману повезло начать службу на 74-пушечном линкоре “Чесма” и сразу же поучаствовать в длительном переходе вокруг Европы: с Балтики в Греческий архипелаг Средиземного моря. Здесь он участвовал в Патрасском сражении с турками.

Три года мичман Остен-Сакен служил в составе русского Средиземноморского корабельного отряда, а потом был переведен на Балтийский флот и, через 11 лет оказался на черном море. В 1787 году он был произведен в капитаны II ранга.

Здесь капитан II ранга Остен-Сакен, кавалер ордена Святого великомученика Георгия Победоносца и участник 18 морских военных походов, побывал капитаном нескольких разных кораблей и соединений в составе Днепровской гребной военной флотилии.

В 1788 году Остен-Сакен был назначен командиром дубель-шлюпки №2 (небольшой однопалубный военный корабль с двумя мачтами с латинским парусом и 14-20 парами весел, вооруженный пушками и фальконетами). Именно на этом корабле барон и совершил главный подвиг своей жизни.

20 мая 1788 года гребная флотилия была послана к Кинбурнской косе для защиты побережья от турецкого десанта. Командир флотилии послал Остен-Сакена в крепость к Суворову, за докладом о положении дел для Потемкина.

Когда корабль Остен-Сакена возвращался назад с письмом Суворова, то натолкнулся на отряд из 30 турецких галер (максимальный экипаж каждой галеры 450 человек при трех больших орудиях и нескольких фальконетах).

osten-saken

Тринадцать галер из турецкого отряда бросились в погоню и вступили в неравный бой с дубель-шлюпкой №2 (52 человека экипажа, 7 орудий и 4 фальконета).

Соотношение сил ужасающее – против полусотни русских моряков около 5 000 турок, против 11 наших орудий – минимум 39 пушек врага.

Но Остен-Сакен принял бой, одновременно выполняя и боевую задачу – часть экипажа капитан отправил к берегу в шлюпке, с донесением Суворова и флагом корабля, чтобы первое обязательно дошло до Потемкина, а последний не достался врагу.

Три турецких галеры барон потопил в артиллерийской дуэли, а еще четыре решили взять дубель-шлюпку на абордаж.

Тогда 35-летний офицер приказал своим уцелевшим морякам прыгать в воду, а сам взорвал свой корабль вместе с этими четырьмя.

Благодаря его подвигу письмо было своевременно доставлено Потемкину, сильнейший взрыв предупредил русский гарнизон крепости Очаков о подходе турецкого флота, а турки стали бояться брать русские корабли на абордаж. В этом бою погибло несколько десятков русских моряков и около двух тысяч турецких.

2. Взятие морской крепости Корфу десантом с эскадры адмирала Ушакова (1799 год).

Адмирал Федор Федорович Ушаков, был великим русским флотоводцем, не знавшим поражений, а за свою заботу о моряках, милосердие к врагам и глубокую веру он был причислен Русской Церковью к лику святых.

Каждая его баталия – при Тендре, Калиакрии, Фидониси и проч. заканчивалась полным разгромом противника и становилась великой победой. Но штурм современной морской крепости с моря – деяние беспрецедентное и заслуживает отдельного рассказа.

В 1798 году император Павел I вступил в союз с недавним противником – Турцией, и Черноморскому флоту было поручено действовать вместе с турками в Средиземном море против революционной Франции.

Крепость на острове Корфу была стратегической базой для французского флота в греческом архипелаге. Она была отлично защищена с моря и имела огромные запасы продовольствия и военного снаряжения – отсюда снабжались гарнизоны мелких островов и сюда приходили ремонтироваться французские корабли.

У Ушакова недоставало сухопутных войск и совсем не было осадной артиллерии. Но четыре месяца корабельной блокады Корфу убедили адмирала в необходимости штурма.

На Корфу французы имели следующие силы: 3 000 солдат при 650 орудиях в Старой и Новой крепостях острова и трех промежуточных фортах, а также 500 солдат при 5 артиллерийских батареях на острове Видо, прикрывавшем порт с моря. Кроме того в гавани находилась французская эскадра в составе 54-пушечного линкора «Леандра», 32-пушечного фрегата «Ла-Брюн», бомбардирского корабля и четырёх вспомогательных судов.

Союзная русско-турецкая эскадра насчитывала 12 линейных кораблей, 11 фрегатов и множество мелких судов. Общее количество союзных войск, с учетом греческих повстанцев и части корабельных команд, снятой для помощи десанту, составило около 9 000 человек.

Штурм Корфу начался в 7 часов утра 18 февраля 1799 года с атаки на Видо. Фрегаты «Казанская Богородица» и «Херим-Капитана» подошли на минимальное расстояние и начали обстрел вражеской батареи № 1 на северо-западной оконечности острова. Линейный корабль «Мария Магдалина первая» и фрегат «Николай» начали обстрел батареи № 2.

korfu

Остальные корабли – линейные корабли «Святой Павел», «Святой Пётр», «Захарий и Елисавета», «Богоявление Господне», «Симеон и Анна», фрегаты «Григорий Великия Армении», «Святой Николай», «Навархия», шхуна и посыльное судно, а также турецкая эскадра – начали обстрел остальных батарей острова.

В результате четырёхчасового обстрела были подавлены все пять береговых батарей острова Видо. Поддержку острову попытались оказать линейный корабль «Леандр» и фрегат «Ла-Брюн», но, получив повреждения, были вынуждены отойти под защиту батарей Корфу.

В 11 часов десант в количестве 2160 человек был с двух сторон высадился на Видо и после двухчасового боя остров был взят. Из 800 человек, оборонявших остров, 200 было убито, а 402 солдата, 20 офицеров и комендант острова бригадный генерал Пиврон взяты в плен. Русские потери составили 31 человек убитыми и 100 ранеными. Турки и потеряли убитыми и ранеными 180 человек.

После падения Видо ключ к Корфу был в руках Ушакова. Расположившиеся на захваченном острове русские батареи открыли огонь по укреплениям Новой и Старой крепостей. Их поддержали батареи у деревни Мандуккио и с холма Святого Пантелеймона, линейный корабль «Святая Троица», фрегат «Сошествие Святого Духа», акат «Святая Ирина», шебека «Макарий» и турецкий корабль, стоявший у южной части старой цитадели. После ожесточенного штурма десантом был захвачен весь ряд фортов близ Новой крепости.

На 19 февраля был назначен генеральный штурм Старой и Новой крепостей, но утром французы прислали парламентёров для обсуждения капитуляции. После переговоров 20 февраля 1799 года была принята почётная капитуляция. Согласно её условиям французам разрешалось покинуть остров с обещанием не участвовать в боевых действиях в течение полутора лет.

В плен сдались 2931 человек (в том числе 4 генерала). Военными трофеями победителей стали: 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек, 5500 ружей, 37 394 бомбы, 137 тысяч ядер и т. д. В порту Корфу были захвачены линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, 2 галеры, 4 полугалеры, 3 купеческих судна и несколько других кораблей. Потери союзников составили около 298 человек убитыми и ранеными, из которых 130 русских и 168 турок.

Взятие Корфу завершило освобождение Ионических островов из-под власти французов, что имело большое военно-политическое значение. На освобождённых островах под временным протекторатом России и Турции была создана Республика Семи Островов, для которой Ушаков даже разработал Конституцию. В течение нескольких лет она служила опорной базой для русской средиземноморской эскадры.

3. Спасение 5 000 жителей Мессины в ходе Сицилийского землятресения 1908 года.

В 1908 году на Сицилии произошло страшное землятресение мощностью в 10 баллов. Всего за минуту были полностью уничтожены города Мессина и Реджо Калабрия, где под руинами погибло, по разным оценкам, от 80 000 до 200 000 человек.

Неподалеку от Сицилии проводили военно-морские учения русские корабли Балтийского учебного отряда.

Узнав о трагедии, русские моряки с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» немедленно прекратили учения и пришли на помощь сицилийцам (рискуя кораблями и своими жизнями, ведь в результате катастрофы морское дно деформировалось и можно было на полном ходу наскочить на скалу или на мель) в районе Мессины.

Взорам моряков открылась страшная картина. От некогда цветущего и благополучного города с населением свыше 160 000 человек остались одни дымящиеся руины. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. В корабельных лазаретах развернули приёмные пункты для раненых, обеспеченные перевязочным материалом и медикаментами. Руководил этим флагманский врач отряда А. Бунге, в прошлом известный полярный путешественник.

messina

Командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга В. Ф. Пономарёв, совершил блистательный маневр и ошвартовался в разрушенной гавани Месиины. Русские моряки высадились на берег для оказания помощи горожанам и несколько дней, с помощью лопат и ломов в тяжелейших условиях извлекали из под развалин жителей Мессины.

По словам очевидцев, это был ад: к набережной, увидев корабли, бежали обезумевшие уцелевшие. Большинство были в окровавленных лохмотьях, и все кричали, умоляя русских спасти заваленных землей и камнями родных и близких.

Рискуя жизнью (ведь подземные толчки несколько раз повторялись), русские моряки продолжали раскопки. Четыре спасателя умерли от изнеможения, так как офицерам эскадры не всегда удавалось возвращать личный состав на корабли для отдыха – матросы, гардемарины и офицеры буквально рвались в умирающий город, чтобы откапывать новых и новых выживших.

При этом, потрясали итальянцев честностью: найдя в развалинах банковские сейфы, битком набитый деньгами, русские отбили атаку мародеров (из рухнувшей тюрьмы на волю вышли несколько сот уголовников) и передали властям всю наличность – до лиры. Параллельно, в России начался сбор пожертвований пострадавшим от землетрясения.

Больницы острова были разрушены, поэтому морякам пришлось переправить несколько тысяч тяжелораненых итальянцев в Неаполь – за 400 километров. Моряки русской эскадры спасли не менее 2 000 человек.  О русских моряках итальянцы говорили: “Их послало нам само небо, а не море!” и называли “Ангелами с моря”.

4. Уничтожение турецкого флота при Чесме (1770 год).

Эта победа является Днем воинской славы России. После начала очередной Русско-турецкой войны, в 1768 году Россия отправила эскадру из Балтийского моря в Средиземное к Ионическим островам, чтобы отвлечь внимание турок от зарождающегося Черноморского флота.

Русская эскадра под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля«Гром» и 17-19 вспомогательных судов и транспортов обнаружила большой турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

Турецкий флот, которым командовал капудан-паша Гасан-бей, состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечный «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечный «Родос», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли были построены в две линии, при этом фрегаты, шебеки и другие малые суда турок находились ближе к берегу.

Русские корабли с ходу атаковали турецкий флот на рейде. В ходе ожесточенного боя взорвались оба флагмана – русский «Св. Евстафий» и османский «Бурдж-у-Зафер», а остальные турецкие корабли были загнаны в бухту под прикрытие береговых батарей.

В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом. В течение следующего дня российская эскадра обстреливала турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния, а из четырех вспомогательных судов были сделаны брандеры.

chesma

В ночь с 6 на 7 июля линкоры “Европа”, “Ростислав” и “Не тронь меня” вошли  бухту и стали обстреливать турецкие корабли, а бомбардирский корабль “Гром” и фрегат “Африка” атаковали батареи на западном берегу бухты.

В 1:30 или немного раньше в результате огнянаших кораблей один из турецких линкоров взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте, которые тоже начали загораться.

После взрыва еще одного корабля османов в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём и был подожжен, а сам Ильин вместе с командой покинул его на шлюпке.

К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля турок, а к 8:00 утра сгорели все находившиеся в бухте корабли турок, кроме одного – 60-пушечного линкора “Родос”, который был вовремя захвачен и выведен в море абордажной командой эскадры.

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьезно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл, ведь противостоять ему уже было некому. Это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

5. Открытие Антарктиды русской морской экспедицией под предводительством Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена (1819-1821 годы).

Английский первооткрыватель Джеймс Кук, пытавшийся пробиться к Антарктиде, не смог пройти к ней из-за паковых льдов, а у русских моряков это получилось.

31 марта 1819 года адмирал Крузенштерн – один из основателей Русского географического общества, совершивший в паре с Лисянским первое в России кругосветное путешествие, направил письмо морскому министру де Траверсе о необходимости исследования полярных вод. В письме Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции – к Северному и к Южному полюсу.

Начальником первой антарктической экспедиции стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, а его помощником Михаил Петрович Лазарев.

Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюпы “Мирный” и “Восток”. «Мирный» был построен по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укреплен Лазаревым для предстоящей экспедиции и позже показал свои блестящие качества.

«Восток» же строили британские инженеры и, несмотря на все старания Лазарева, он оказался заметно хуже. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно ремонтировать в ходе экспедиции. Кроме того, он был гораздо медлительнее.

Из-за серьезных поломок купленного у англичан корабля экспедиция была в итоге свернута, хотя могла бы продолжаться значительно дольше.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года и к декабрю вышла в Южное полушарие. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского, а группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра.

Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова.

Русские моряки открыли подводные горы в западной части Атлантического океана, простирающиеся на 3 500 километров, о чем писал мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством».

antarktida

16 января 1820 года экспедиция дошла до точки 69° 21′ южной широты и 2° 14′ западной долготы открыли шестой материк – Антарктиду. 21 января участники вторично видели берег, а 5 и 6 февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка.

Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.

С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, моряки сделали еще несколько открытий.

Был открыт остров Петра I, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом, который назвали Землей Александра I.

Затем достигли Южных Шетландских островов (открытых незадолго до этого капитаном английского судна Уильямом Смитом) и нанесли их на карту, а потом открыли три островка, названные острова Три Брата, остров Рожнова, остров Михайлова, остров Мордвинова и остров Шишкова.

От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда – через Атлантику в Европу и достигли Кронштадта 24 июля 1821 года, пробыв в плавании 751 день.

Всего были открыты 29 островов и 1 материк. За время плавания суда обошли Антарктиду вокруг. Были созданы новые карты, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете и сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Также русскими географами были опубликованы два тома описания путешествия с атласом карт и видов Антарктиды.

6. Взятие Царьграда флотом русского князя Олега Вещего (907 год).

Поход к Царьграду дружины князя Олега в виде ладейной рати из 2 000 кораблей и конного войска подробно описан в «Повести временных лет» и завершился подписанием мирного договора в 907 году.

В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. На внутренние конфликты накладывались война с арабами, наступавшими из Малой Азии и болгарским царем Симеоном.

В 907 году из-за претеснений русских купцов в Византии, в поход на Константинополь выступил князь Олег, собравший огромное войско из всех подвластных ему племен и даже вятичей, тогда плативших дань хазарам. Численность экипажа ладьи в те времена равнялась приблизительно сорока воинам, но в поход вышла еще и конная дружина, поэтому всего собралось более 80 000 воинов.

Русская дружина даже не пыталась преодолеть гигантские стены города, а бухту Золотой Рог греки вовремя перекрыли знаменитой цепью.

cargrad

Тогда Олег распорядился вытащить лодьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса атаковать город с суши. Удачная атакамогла позволить русичам преодолеть передовые укрепления, а высота лодей -облегчить покорение стен.

Испуганные греки не дожидаясь атаки запросили мира и согласились на все условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов.

Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор 907 года, регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. По нему, приходящие в город русские купцы фактически находились на содержании византийских властей и не платили никаких пошлин, а также могли мыться в банях (что было немалой честью, так как в этом отказывали всем негражданам Византии).

После взаимных клятв князь Олег  в знак победы прибил свой щит на ворота Царьграда и приказал грекам сшить паруса из шелка и отправился домой.

7. “Потомству в пример” – подвиг брига Меркурий (1829 год).

Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи в 1820 году под руководством известного впоследствии корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина и предназначался для несения дозорной службы и разведки. Он был вооружен 18-ю карронадами для ближнего боя и 2-мя трехфунтовыми орудиями, которые использовались либо в качестве погонных (в носу), либо в качестве ретирадных (в корме).

14 мая 1829 года во время войны с турками три русских военных корабля – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте многочисленную турецкую эскадру. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход».

Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день ветер на море ослаб, и «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони и он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре – 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На первом корабле находился капудан-паша (адмирал) турецкого флота, а другой шел под вымпелом контр-адмирала. При этом пушки турок не только были более дальнобойными, но и их ядра были в несколько раз тяжелее русских.

Командир «Меркурия», капитан-лейтенант Казарский собрал офицерский совет и все единодушно решили дать бой. Хотя соотношение сил было фантастически неравным – все равно, что бросаться на танк с кинжалом.

Было принято решение попытаться оторваться от противника, а в случае невозможности уйти взорвать все пороховые запасы «Меркурия», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили гвоздями к гафелю.

В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в весла, которыми дополнительно был снабжен бриг, выбив гребцов с банок. Тогда капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать весла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.

Турецкий «Селимие» попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп, но «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

merkuriy

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий, а также из ружей по приготовившемся к штурму абордажникам.

Корабли турок также стреляли по бригу, хотя и более редко, так как опасались начать попадать друг в друга. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось очень сильно повредить оснастку на «Селимие», после чего корабль отстал, однако разрядил борт в сторону брига.

Около шести часов было нанесено серьезное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею». Канониры «Меркурия» смогли перебить несколько его реев, в результате чего упали несколько парусов, закрыв порты носовых пушек и заставив корабль лечь в дрейф для ремонта.

«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения (22 пробоины в корпусе, 133 – в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 – в такелаже и разбиты все гребные суда) и потеряв 4 человека убитыми и 6 ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему ему на встречу из Сизополя.

 

Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. За победу бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом.

8. Подвиг 35-й береговой батареи Севастополя (1942 год).

Севастопольскую военно-морскую базу Черноморского флота с моря прикрывали две 305-миллиметровые береговые батареи.

Каждая из них представляла из себя заглубленный в бетон комплекс защитных и сервисных сооружений с двумя установленными сверху башнями в каждой из которых находились два 305-миллиметровых орудия. Снаряды этих мощных башен били на расстояние в 40 километров снарядами весом в 470 килограммов.

Во время второй обороны Севастополя в ходе Великой Отечественной войны обе они сыграли важную роль в сражении за город, но 35-я батарея отличилась особенно, причем в борьбе не с кораблями, а с наземными войсками немцев.

Первые боевые выстрелы 35-я батарея осуществила 7 ноября 1941 года, в начале обороны Севастополя. Целью стала немецкая 132-я пехотная дивизия, осуществлявшая наступление в направлении хутора Мекензи.

Немцы до ужаса боялись ее огня, так как при прямом попадании один снаряд 35-й уничтожал взвод или даже роту противника. Можно было стрелять и по танкам – снаряд в такие малоразмерные цели обычно не попадал, но от мощного взрыва танки разбрасывало и переворачивало, корежа, ломая гусеницы, стволы пушек и пулеметов и все выступающие части.

За два месяца артиллеристы произвели более 300 выстрелов каждым орудием, что привело к полному износу орудийных стволов и вместе с приданными рабочими совершили их замену. Во время работ по замене в декабре 1941 года огонь вела только 2-я башня.

17 декабря 1941 года противник начал второй штурм города и 35-я вела интенсивный обстрел позиций вермахта. В ходе стрельбы 2-я башня взорвалась и была выведена из строя. Около 40 человек орудийной команды погибли.

2-я бронебашня была восстановлена в боевых условиях всего за 2,5 месяца. Восстановительные работы и замену стволов провели рабочие Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе.

В июне 1942 года 35-я береговая батарея вела массированный огонь по германским войскам.

После того, как оказалась в окружении и была взорвана 30-я береговая батарея, 35-я оставалась единственным резервом тяжелой артиллерии Севастопольского Оборонительного Района (СОР).

Противник пытался забросать ее авиабомбами, обстреливал сверпушкой “Дора” и сверхмортирой “Густав”, но так и не смог причинить ощутимого вреда.

Летом 42-го года защитники Севастополя были прижаты к морю на мысе Херсонес и сплотились вокруг 35-й батареи. Командиру батареи А. Я. Лещенко было приказано организовать прикрытие эвакуации и после израсходования боезапаса взорвать орудия и механизмы.

35 batareya

1 июля 2-я башня произвела обстрел практическими снарядами немецкой 72-й пехотной дивизии, атакующей в районе мыса Фиолент (боевые уже закончились). Последний раз батарея нанесла удар в упор шрапнелью по врагу в район Камышовой балки и, в ночь с 1 на 2 июля, обе башни и силовая станция были взорваны.

Потерны и большинство помещений орудийных блоков не были разрушены, и вплоть до 12 июля 1942 года продолжали служить укрытием для сопротивлявшихся последних защитников Севастополя. Немцы жгли их огнемётами, забрасывали гранатами и морили газом, пока не перебили всех. Но за время обороны Севастополя, да и самой батареи, захватчики понесли чудовищные потери.

9. Поход к Северному полюсу на ледоколе “Арктика” (1977 год).

Эта экспедиция была уникальна тем, что Северного полюса впервые в мире достигло надводное судно. То есть корабль был настолько мощным, что сумел проломить многометровый слой льда добираясь туда, а затем и обратно. Ранее полюса достигали только пешком или на собаках.

“Арктика” является одним из десяти атомных ледоколов в мире (все они были построены в России).

Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года. Подготовка проходила в Мурманском морском пароходстве. Разработка маршрута этого похода для исследователей полярных льдов была новой задачей. Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек.

Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.

Àòîìíûé ëåäîêîë "Àðêòèêà" â Êàðñêîì ìîðå.

Было важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса, где был поднят флаг СССР и оставлены несколько памятных артефактов.

«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы.

В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути и проведены несколько важных научных исследований.

10. Подвиг подводной лодки С-13 капитана Маринеско, разом утопившей экипажи для всех подлодок немецкого флота (1945 год).

В апреле 1943 года капитан III ранга Александра Маринеско. воевавший с 1941 года, был назначен командиром подводной лодки С-13, на которой прослужил до сентября 1945 года.

В нескольких боевых походах С-13 потопила несколько немецких кораблей. Самой громкой победой лодки было потопление немецкого парохода “Вильгельм Густлов”. Это случилось 30 января 1945 года.

Транспорт «Вильгельм Густлов» шел без конвоя (торпедолов вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного эскорта). Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага.

marinesko

С-13 обнаружила лайнер в районе Штольпмюнде (возле Данцига) и атаковала “Вильгельм Густлов” несколькими торпедами. В результате – пароход быстро легна борт и затонул.

По разным данным, в ходе этой атаки погибло от 4 000 до 8 000 немецких подводников. По мнению капитана I ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70-ти подводных лодок среднего тоннажа.

Таким образом, это стало самой громкой победой одиночного корабля во Второй Мировой войне. В этом же походе лодка Маринеско уничтожила транспорт “Генерал Штойбен”, на котором уходили из Кенигсберга около 3 500 нацистов.

 

Андрей Сегеда

 

 

 

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору0

Самые известные путешественники и их открытия

Сейчас исследован практически любой уголок Земли. Уже не осталось места, куда не ступала бы нога человека. Даже арктические льды уступили под его натиском.

Но так было не всегда. Для наших предков наша планета была неизведанным и таинственным миром, а за горизонтом скрывались новые страны, диковинные обычаи и племена.

Большой вклад в изучении Земли внесли самые известные путешественники, чьи имена навсегда остались в нашей памяти, т.к. именно они совершили мировые открытия, перевернувшие представление людей о нашей планете.

10. Фрэнсис Дрейк

В честь него был назван пролив, расположенный между Антарктидой и Огненной Землей. У Калифорнии есть залив Дрейка.

С 12 лет Фрэнсис, сын обычного фермера, стал юнгой на корабле своего дальнего родственника. С 18 лет он уже был капитаном.

В 1567 году его корабль принимал участие в экспедиции. На эти суда напали испанцы, большую часть которых они потопили. Выжили только 2 судна, одно из которых принадлежало Фрэнсису Дрейку. Англичане потребовали возместить им все потери, но испанцы отказались.

Тогда молодой капитан поклялся, что сам заберет все у короля Испании. В 1577 году его отправили к побережью Америки. По официальной версии, он должен был открыть новые земли, но самом деле цель была прозаичнее – золото. Из-за шторма Дрейк обнаружил пролив, получивший его имя.

9. Афанасий Никитин


Известный русский путешественник прославился тем, что был одним из первых европейцев, который смог попасть в Индию. Он побывал там раньше, чем португальские путешественники.

Афанасий Никитин родился в семье обычного крестьянина. Стал купцом, но запомнился своим потомкам, как человек, который не только добрался до Индии и Персии, но и описал это в своей книге «Хождение за три моря». До этого в русской литературе писали только о паломничестве, а это было описание коммерческой поездки, где он рассуждал о культуре и экономике этих стран, об их политическом устройстве.

8. Руаль Амундсен


Норвежский путешественник, прославился своими полярными экспедициями. Он был первым человеком, достигшем Южного полюса, а также самым первым путешественником, который побывал на обоих полюсах планеты.

Экспедиция, которая была организована в 1926 году, является первой, которая заявила о том, что они достигли Северного полюса. Был обладателем многих государственных и общественных наград.

Руаль Амундсен по настоянию матери поступил на медицинский факультет, но как только она умерла, с облегчением покинул его. Судьбоносным в его жизни стало знакомство с участью контр-адмирала Джона Франклина, описание его лишений. Он начал готовиться к этому подвигу с 16 лет, живя спартанской жизнью: диета, сон на открытом воздухе и зимой, физические упражнения, постоянные походы на лыжах и т.д..

Его первым путешествием было плавание на зверобойном судне «Моргенен», где он хотел подготовиться к получению штурманского звания. Молодого полярника впереди ждала интересная жизнь, полная приключений и открытий.

Большая часть его жизни прошла в экспедициях, он так и не женился, у него не было детей. Погиб известный путешественник в возрасте 55 лет, во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.

7. Америго Веспуччи


Флорентийский путешественник, в честь которого получила свое название Америка. Он был обычным финансистом, помогал снабжать Христофору Колумбу 2 и 3 экспедицию.

В 1499 году, в возрасте 45 лет, он решает сам отправиться в дальний путь. Америго Веспуччи считал, что мореплавание – это выгодное дело, поэтому готов был покорять мир за свой счет.

Веспуччи стал одним из первооткрывателей территории, где позже расположилась Бразилия. Бывший финансист первым додумался, что берега Бразилии – это не острова, а новые земли, названные им Новым Светом. В 1507 году во Франции появилась карта с контурами нового материка, который назвали «землей Америго», а позже стали именовать Америкой.

6. Давид Ливингстон


Он был не исследователем, а шотландским миссионером. Но, выполняя свою непростую миссию, заодно изучил Африку и рассказал о ней всему миру.

Давид Ливингстон родился в бедной семье и уже в 10 лет начал работать на ткацкой фабрике. Но это не помешало мальчику заниматься самостоятельно, он изучил математику, латинский и греческий языки, поступил в университет и стал доктором.

В 1840 году Ливингстон стал миссионером и следующие 15 лет постоянно путешествовал по Центральной и Южной Африке, стал пылким борцом с работорговлей, создал себе репутацию убежденного христианина.

Его жизнь была трудной, но интересной, полной приключений, африканцы называли его «Великий лев».

Давид первым из европейцев смог пересечь пустыню Калахари, после чего открыл и исследовал озеро Нгами. Также он открыл озеро Дилоло.

Ливингстон и его спутники первыми нашли водопад, который путешественник назвал в честь королевы Виктории. Сейчас около этого водопада стоит памятник великому исследователю. Он провел в Африке большую часть своей жизни.

5. Фернан Магеллан


Он был мореплавателем с титулом «аделантадо», что означало «лидер конкистадоров (завоевателей)», исследовавших и покорявших земли за пределами испанских владений.

Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, который смог переплыть по морю из Атлантического океана в Тихий, открыв при этом пролив, названный его именем. Магеллан принадлежал к дворянскому роду.

В 1498 году португальцы открыли дорогу в Индию. Они стали снаряжать корабли, чтобы завоевать восток. На одном из них был и Магеллан, который вместе со всеми участвовал в битвах. Вскоре у него появляется замысел путешествия, которое позже его прославило.

Он просит короля отправить его в плавание, но тот отказывается. Тогда путешественник решает перебраться в Испанию, где смог создать свою экспедицию из 5 кораблей. Путешествие было трудным, но в результате они нашли пролив, передвигаясь по которому смогли выйти в океан через 38 дней.

Экспедиция первой достигла Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Отважный мореплаватель погиб рано, в возрасте 40 лет, участвуя в военной экспедиции против племени острова Мактан Лапу-Лапу, вождь которой не захотел подчиняться Испании. Он так и не дожил до окончания первого в мире кругосветного плавания.

4. Николай Миклухо-Маклай


Николай Миклухо-Маклай был не только путешественником, но и биологом, антропологом, посвятил свою жизнь изучению населения Австралии, Океании и Азии. Был ярым противником работорговли, был против популярной в то время теории, что черные расы – это переходный вид от обезьяны к человеку.

Он наш соотечественник, родился в Новгородской губернии, учился в Петербургском университете. В 1870 году отправился в Новую Гвинею, где жил среди папуасов, изучая их быт и обряды, позже продолжил свои наблюдения в соседних регионах.

3. Васко да Гама


Знаменитый португальский мореплаватель, который первый смог доплыть из Европы в Индию. Родился в семье рыцаря, в молодые годы вступил в Орден Сантьяго, с юных лет участвовал в морских сражениях.

В те годы поиск морского пути в Индию был задачей века, т.к. это принесло бы огромную выгоду. И Васко да Гама смог это сделать, после чего стал представителем знати, а со временем присвоили ему титул «Адмирала Индийского океана».

2. Джеймс Кук


Известный мореплаватель родился в семье бедного шотландского батрака, после 5 лет учебы в школе работал на ферме.

В 18 лет он нанимается юнгой на свое первое судно. Так начинается его карьера моряка, которая сделала Джеймса Кука известным.

Он был во главе 3 экспедиций, исследовавших Мировой океан. Уделял много внимания картографии, составленными им картами пользовались до второй половины 19 века. Научился бороться с таким распространенным в те времена заболеванием, как цинга.

Он был известен дружеским отношением к коренным жителям исследуемых им территорий, но погиб в возрасте 50 лет, убитый аборигенами Гавайских островов.

1. Христофор Колумб


О жизни этого знаменитого мореплавателя сказано немало. Он первым пересек Атлантический океан и побывал в Карибском, Саргассовом море. Он был первооткрывателем Центральной и Южной Америки.

Выходец их небогатой генуэзской семьи, он получил хорошее образование. Мечтая добраться до Индии коротким морским путем, Христофор Колумб предпринимает немало усилий для осуществления своих проектов, но все они оказываются безрезультатными.

Воплотить в жизнь его мечту помогла королева Изабелла, которая согласилась заложить свои драгоценности ради великой идеи.

Было организовано 4 экспедиции. Скончался Колумб на 55 году жизни, огромное значение его открытий признали намного позже, а при жизни монопольное право на открытие новых земель ему отменили, более того, его арестовали и в кандалах отправили в Испанию.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о