Методика дембо рубинштейн онлайн – Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы) « Психологические тесты

Содержание

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн
Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Тамарой Дембо в 1962 году и дополненный Сусанной Рубинштейн в 1970 году.
Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.
А.М. Прихожан добавила три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками», «внешность», и заменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Обследуемым предлагается на горизонтальных линиях отметить уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Методика может проводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально.

Отметьте на 1-ой прямой уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств в данный момент жизни,
а на 2-ойжелаемый уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств.

Источник: Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.

Ваш результат:
1. Cамооценка: баллов
2. Уровень притязаний: баллов

Уровень самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, 2 неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Уровень притязаний.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Обработка и интерпретация результатов.
Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 ед, в соответствии с тем, где испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, например, 54 ед = 54 баллам.
По каждой из шкал необходимо определить уровень притязаний и самооценку и рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шкалам.


тест Дембо Рубинштейна на самооценку: методика, уровень, ключи

Здравствуйте, уважаемые читатели! Только гармоничная личность может быть и успешной и счастливой одновременно, вы согласны? А важный аспект такой личности – нормальная самооценка. Не завышенная до небес, когда человек мнит себя гением без оснований. И не низкая, с которой невозможно двигаться вперед.

тест Дембо Рубинштейна на самооценку,фото

Проблемы с самооценкой – это часто нестабильная психика, тревожность, обманутые ожидания либо неадекватные цели. И множество лишних сложностей в жизни!

Вы желаете гармонично развиваться, как личность, ставить перед собой адекватные цели и достигать их?

Тогда вам просто необходимо определить уровень своей самооценки. Сделать это вы можете прямо сейчас, используя тест Дембо Рубинштейна на самооценку. Именно его мы и предлагаем вам в этой статье. Важные плюсы методики – возможность самостоятельного исследования, подробные пояснения, детальная инструкция к тесту.

Несколько слов о создателях теста

Фактически данный тест Дембо́-Рубинште́йн  является методом психодиагностики. Применяется для детального изучения самооценки и самовосприятия человека. Разработчиком этой методики стала Тамара Вульфовна Дембо, известный в США психолог, доктор Университета Кларка и ученица Курта Левина. Т.В. Дембо создала данный тест в 1962 году.

Спустя 8 лет, в 1970 году, он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн, известным советским психологом, сотрудником лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии.  В тест были добавлены варианты интерпретации.

Метод Дембо́-Рубинште́йн активно применяется психологами и психотерапевтами вот уже более 40 лет. С его помощью можно диагностировать устойчивость отношения к себе, фон настроения, адекватность, зрелость, наличие проблем, уровень критичности и требовательности. А также – в общем, уровень удовлетворенности своей личностью.

История из жизни

тест Дембо Рубинштейна для самооценки, картинка

Моя двоюродная сестра – инженер по профессии. Но в душе – настоящий психолог! Она обожает всевозможные психологические тесты. С удовольствием тестирует себя, всех своих родных и друзей. Она долго искала подходящий тест, который поможет определить уровень оценки себя, своей личности.

Различные тесты казались ей слишком сложными и запутанными. А вот тест Дембо Рубинштейна мою сестру полностью устроил! С его помощью она успешно протестировала не только родных, но и коллег.

Многие из них, в том числе руководители, всерьез задумались, после получения результатов. Я уверен, что этот анализ помог им встать на путь развития личности и самосовершенствования.

 Как пройти это исследование самостоятельно?

Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.

Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).

Верх линии – это состояние максимального предела  показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.

Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:

тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося картинка

Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец,  крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.

Если взять линейку  измерить расстояния в мм. и записать их.  Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения  – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки  можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

обработка результатов теста Дембо Рубинштейна для самооценки, картинкаНапример, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы  от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Ключевые дополнения

Оптимальное состояние – это когда черточка (адекватная оценка себя) чуть выше линии, что по серединке. А кружочек («о») — умеренно ниже максимального уровня. Крестик при этом должен быть между черточкой и «о».

Крайне заниженная оценка своей личности – это когда отметки актуальности (-)   стоят ниже середины. Особенности такого человека – это излишняя критичность, завышенные требования к себе, отсутствие честолюбия.

мужчина обдумывает результаты теста Дембо Рубинштейна на самооценку, картинкаТеперь детальнее – о соотношении значков. Крестики должны стоять между «о» и черточками. Расстояния между «о» и крестиком – ваши еще недостижимые интервалы. То, чего вы хотите, но не можете получить. Все, что выше крестиков – пока недостижимо.

Все, что ниже крестиков — в пределах достижимости. Соотношение между «ниже и выше крестиков — уровень имеющегося у вас запаса оптимизма. Чем короче отрезок невозможного, и больше – возможного, тем вы более оптимистичны, и это отлично!

Оптимально кружки должны быть чуть ниже верхнего полюса (макс. значения) . Если есть «о» на полюсе, это говорит о вашем весьма незрелом отношении к жизненным ценностям. Очевидно — зрелая личность не хочет стать идеальной во всем.

Ежели у вас показатели разных шкал очень сильно разнятся, это может быть показателем вашей эмоциональной нестабильности.

Все «о» — это оценивание себя в идеале, уровень вашей мечты. Подумайте о своих мечтах и целях. И о том, что каждая мечта, чтобы сбыться, должна стать вашей четкой целью. И я от души желаю вам этого!

женщина обдумывает результаты теста Дембо Рубинштейна на самооценку, картинка

На этом все! Работайте над собой, воспринимайте себя объективно, становитесь лучше. Не забудьте поделиться этой статьей в социальных сетях, со своими друзьями. И обязательно подпишитесь на этот блог. Впереди – еще много интересных тестов и полезных методик. До свидания!

«+»ipt>»; scArray[1] = []; scArray[1][«blockId»] = 86795; scArray[1][«adId»] = 318722; scArray[1][«fetched»] = 0; scArray[1][«text»] = «

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика диагностики самооценки универсальна, её можно проводить не только в школьном возрасте, но и во взрослом, а также менять предложенные личностные качества на те, которые вы хотите исследовать в данный момент, например, шкалу «умение многое делать своими руками, умелые руки», можно заменить на «развитие профессиональных или личностных качеств», шкалу «авторитет у сверстников» на «авторитет у коллег» и т.д. 

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие-0, а верхняя — наивысшее-100. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим каждый ответ выражается в баллах (например, 54мм = 54 баллам).

Итак, все баллы полученные по шести шкалам складываем и делим на шесть, это и будет результат вашей самооценки.

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Какие бы результаты не были бы получены, к ним можно относиться, как к ещё одному шагу в познанию себя.

Одним тестом исследовать и познать себя сложно или не возможно, необходимо ежедневная работа над собой, ведение дневника наблюдения или дневника саморазвития. Познать себя можно только в деятельности (общение с другими людьми, развитие профессиональных и личностных качеств и т.д.)

К исследованию самооценки некоторые психологи подходят по разному, так например психолог,  кандидат медицинских наук, психотерапевт и писатель Михаил Ефимович Литвак, самооценку предлагает исследовать не как классический вариант, заниженная, завышенная и адекватная, как предлагается выше в тесте Дембо-Рубинштейн, в виде вертикального «столба», а в виде, горизонтального, поваленного «столба» , где себя мы можем воспринимать уже иначе, то есть, не с позиции я хуже, а кто то лучше и наоборот, а с позиции, сегодня я на этом «столбе» нахожусь здесь, а другой человек в другом месте, а завтра может быть всё иначе.

Если всё резюмировать, то хочется это сделать в виде пожелании. Продолжайте познавать себя и не останавливайтесь в развитии своих способностей!

Удачи!

 

 

тест на самооценку, интерпретация результата

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Сусанна Яковлевна Рубинштейн

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Статус, авторитет, влияние

Тест по психологии на тему: Диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность;

7) уверенность в себе.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Методика Дембо-Рубинштейн: самооценка и ее диагностика

Так называемая шкала Дембо-Рубинштейн стала популярной в российской психологии и антропологии. Первым автором этой техники была Тамара Дембо, студентка и коллега Курта Левина. Еще в сороковых годах прошлого века она использовала оригинальный метод: ее пациентам предлагалось отмечать уровень их счастья на вертикальной стомиллиметровой линии, а затем она измеряла высоту соответствующего сегмента.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Разнообразные методы изучения самооценки и широкий спектр исследований отражают высокую важность этого явления на всех этапах онтогенеза, особенно в период роста и развития. Одним из наиболее распространенных подходов к измерению самооценки является шкала Дембо-Рубинштейн.

В настоящее время шкала Дембо-Рубинштейн имеет несколько различных модификаций. Согласно одной из них испытуемых спрашивают об их реальной самооценке и желаемом уровне. Предполагается, что таким образом можно оценить уровень отдельных требований. Целью методики является оценка корреляции между фактическим и желаемым уровнями самооценки.

что такое шкала Дембо-Рубинштейна

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Изучение самооценки по шкале Дембо-Рубинштейн возможно в нескольких методологических вариантах. Согласно первому из них, первоначально разработанному авторами метода, испытуемых просят сделать одну отметку на каждой вертикальной линии шкалы, указывающую их собственное представление об уровне какой-либо конкретной индивидуальной черты.

В другом варианте того же метода испытуемым субъектам предлагается сделать две отметки на каждой вертикальной линии шкалы. Одна из них представляет собой фактическую индивидуальную самооценку конкретной собственной черты, а вторая относится к желаемому уровню этой же черты. В этом случае разница между фактическим и желаемым уровнями показывает возможное несоответствие между уровнем стремлений и самооценкой.

Исследование стало более сложным, но полученные результаты дают более широкую перспективу в изучении самооценки и обеспечивают более полную и сложную модель личностных характеристик субъектов.

Методология Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • Здоровье.
  • Способности и разум человека.
  • Характер.
  • Авторитет среди сверстников.

авторитетность среди ровесников по Дембо-Рубинштейн

  • Умение что-то делать самостоятельно.
  • Уверенность.
  • Внешний вид человека.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала игнорируется, так как это не личная характеристика. Методология Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личных притязаний. Этот индекс определяется путем измерения количества баллов от нуля до икса. Соответственно, уровень оценки по конкретной шкале можно измерить от нуля до минуса.

Далее необходимо рассчитать расстояние от икса до минуса. Если уровень притязаний ниже личных оценок, самооценка выражается в отрицательных числах. Методология Дембо-Рубинштейн проста в работе и поэтому очень часто используется. Но эксперты почти всегда используют ее модифицированную версию.

оценка самооценки ребенка по методу Дембо-Рубинштейн

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

Также существует несколько приемов, которые дополняют методику Дембо-Рубинштейн. Исследователь может выявить неустойчивую самооценку человека, если он делает большое количество зачеркиваний или проходит тест слишком медленно.

В человеке также можно заметить завышенную самооценку, если он пытается обратить внимание на себя в процессе выполнения задания или выполняет его слишком быстро.

Заключение

В советской и российской науке данная методика стала известеной благодаря работам Сюзанны Рубинштейн, поскольку этот метод применялся в ее исследованиях самооценки. Метод Тамары Дембо и Сюзанны Рубинштейн широко используется сегодня. Его популярность во многом объясняется тем, что шкала может быть изменена в зависимости от специфики какого-либо конкретного исследования.

Автор: Amelie

оценка самооценки ребенка по методу Дембо-Рубинштейн Загрузка…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о