Крокодил вертолет википедия – Вертолет Ми-24 «Крокодил» – гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты

Ми-24ПУ1 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ми-24ПУ1 (Мі-24ПУ1) — украинский вариант модернизации советского ударного вертолёта Ми-24П[2][3].

В 2007 году министерство обороны Украины заключило с Конотопским авиаремонтным заводом договор о разработке программы модернизации боевого вертолёта Ми-24 для вооружённых сил Украины (ОКР «Helicopter»), соисполнителями которой стали ОАО «Мотор Сич», ГККБ «Луч», НПФ «Адрон», ЦКБ «Арсенал», Изюмский приборостроительный завод и французская компания «SAGEM D.S.». Программа предусматривала «двухуровневую модернизацию» вертолёта с использованием агрегатов французского и украинского производства[4]. На финансирование программы в 2008—2009 годы было выделено , из которых около 10 млн долларов США было перечислено французской стороне[5].

28 августа 2008 года завод представил демонстрационный образец вертолёта Ми-24П, на который были установлены двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО «Мотор Сич»[6]. В дальнейшем, вертолёт был направлен на государственные испытания[7].

В январе 2012 года при участии французской компании «SAGEM D.S.» был изготовлен первый модернизированный боевой вертолёт Ми-24П (бортовой номер «01»)

[8], который был принят на вооружение украинской армии в мае 2012 года под наименованием Ми-24ПУ1[9].

В июне 2014 года на Конотопском авиаремонтном заводе находились три вертолёта Ми-24ПУ1 (стоимость модернизации одного вертолёта составляла 3 млн гривен), которые требовали незначительных расходов на завершение ремонта[10].

По официальным данным министерства обороны Украины, опубликованным в справочном издании «Белая книга Украины», в 2014 году в вооружённые силы передали один вертолёт Ми-24ПУ1, который поступил в ВВС Украины[11], в 2015 году выполнение работ по модернизации вертолётов вооружённых сил Украины до уровня Ми-24ПУ1 продолжалось, но в войска не передали ни одного вертолёта этого типа[12].

В октябре 2016 года все три опытных эксземпляра были переданы в войска

[1].

В 2018 году продолжались работы по модернизации Ми-24 до уровня Ми-24ПУ1, и на вооружение ВВС Украины был принят комплексный тренажёр КТВ-24ПУ1 для подготовки экипажей вертолёта Ми-24ПУ1[13].

Экипаж вертолёта составляет три человека, взлётный вес — 12 000 кг, скорость — до 320 км/ч[14].

В ходе модернизации Ми-24 до уровня Ми-24ПУ1 производится капитальный ремонт и ремоторизация вертолёта (в ходе которой устанавливают два новых, более мощных двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02[14] производства «Мотор Сич»), что позволило увеличить высоту полёта (на 1500 м) и грузоподъёмность (на 1000 кг). Ресурс новых двигателей составляет 12 000 часов[2]. Как сообщил в интервью глава департамента разработок и закупки вооружений и военной техники министерства обороны Украины Андрей Артюшенко, новые двигатели «обеспечивают возможность эксплуатации вертолёта при температурах до +52 градусов по Цельсию»

[8].

Также устанавливаются СОЭП «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полётной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В (производства киевского ЦКБ «Арсенал»), лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв[9] и проводится изменение системы освещения кабины с целью обеспечить возможность пилотирования в очках ночного видения[2] (прибор ночного видения устанавливается на шлем, поэтому вертолёт укомплектован шлемами нового образца)[3].

ПТУР «Штурм-В» заменяют на разработанный ГККБ «Луч» 130-мм ПТУР «Барьер-В»[2].

Пакет оборудования французского производства от SAGEM D.S. изначально должен был включать в себя многофункциональный дисплей, прицельную станцию OLOSP 410, систему видео-аудио регистрации VS-1500, бортовой вычислитель, инерциально-спутниковую систему навигации SIGMA 95L и генератор цифровой карты Mercator

[2]. В 2012 году был утверждён комплект оборудования в составе спутниковой навигационной системы GРS МАР-695, ультракоротковолновой радиостанции КY-196В, аварийного радиомаяка ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационного ответчика GТХ-327 с датчиком высоты АК-350[9].

После завершения ремонта и модернизации вертолёт получает новое лакокрасочное покрытие[3].

Стоимость модернизации одного Ми-24П до уровня Ми-24ПУ1 по состоянию на начало 2017 года составляла около 25 млн. гривен[3].

  1. 1 2 3 «Минулого тижня державні підприємства поставили до Збройних Сил України… три модернізовані бойові вертольоти Мі-24ПУ1«
    З початку року до війська надійшло понад 5 тисяч одиниць ОВТ // «Народна армія» від 19 жовтня 2016
  2. 1 2 3 4 5 Ю. М. Тішков, А. А. Шалигін. Особливості модернізації вертольота Ми-24 для Збройних Сил України // «Системи озброєння і військова техніка», № 4 (28), 2011. стор.31-34
  3. 1 2 3 4 Техніка війни № 66. Нова форма ЗСУ. Модернізація Мі-24ПУ1
  4. ↑ Upgrading from «Aviakon» // «Ukrainian Defense Review», № 3 (July — September) 2015. pages 38-39
  5. ↑ Максим Глущенко. От винта! // «Defense Express», № 8-9 (августа — сентябрь) 2015. стр.16-20
  6. ↑ Торжественная выкатка вертолета Ми-24П Архивная копия от 11 февраля 2015 на Wayback Machine // официальный сайт авиазавода «Авиакон» от 28 августа 2008
  7. ↑ Госиспытания Ми-24П проводятся с искусственным ограничением работы двигателя // «Новости ВПК» от 16 ноября 2011
  8. 1 2 Украинская армия в марте примет на вооружение модернизированный вертолет Ми-24 // «Корреспондент. NET» от 31 января 2012
  9. 1 2 3 На вооружение ВС Украины принят вертолет огневой поддержки Ми-24ПУ1 // «Новости ЦАМТО» от 25 мая 2012
  10. ↑ «на вооружение боевых эскадрилий армейской авиации Украины до сих пор не поступили три вертолета Ми-24ПУ-1, которые стоят на Конотопском авиаремонтном заводе… 3 машины готовы прямо сейчас — им надо только провести небольшой ремонт«
    Вертолеты Ми-24, которые способны вести боевые действия ночью, не поступают в зону АТО, — журналист // iPress.UA от 11 июня 2014
  11. ↑ Біла книга 2014: Збройні сили України. Київ, «Міністерство оборони України», 2015. стор.77
  12. ↑ Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, «Міністерство оборони України», 2016. стор.96
  13. ↑ Біла книга 2018: Збройні сили України. Київ, «Міністерство оборони України», 2019. стор.163  (укр.)
  14. 1 2 Роман Туровець. Збройні Сили підсилять модернізованими ударними вертольотами // «Народна армія» від 14 вересня 2016

ru.wikipedia.org

Летающие «Крокодилы» (20 удивительных фактов о боевом вертолете Ми-24)

 
Производимый в Ростове-на-Дону боевой вертолет Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил». Этот вертолет стал таким же узнаваемым символом советской военной мощи, как автомат Калашникова. Помимо выдающихся боевых качеств, Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил», а также фирменной чертой отечественного оружия — неприхотливостью в самых сложных условиях применения. Ми-24 поставлялся и поставляется до сих пор в более чем 50 стран мира. На заводе «Роствертол» производятся его новейшие модификации на экспорт под индексом Ми-35. Всего же изготовлено около 3500 единиц, так что не удивительно, что «Крокодил» до сих пор остается основой парка ударных вертолетов России. Вот несколько фактов из биографии легендарного вертолета.
 
 
1. Летающая БМП
 
Первый полет Ми-24 совершил 19 сентября 1969 года, став вторым в мире специализированным ударным вертолетом после АН-1 «Кобра» (США). При его создании было принято два оригинальных технических решения. Первое оказалось не слишком удачным: Ми-24 создавался на базе агрегатов транспортного Ми-8 согласно концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в котором могли размещаться восемь десантников. Однако в реальности им редко пользовались. Если кабина пилотов имела бронирование, то отсек для десантников ничем не защищался, а поскольку Ми-24 приходилось летать над полем боя под огнем противника, то желающих участвовать в подобном аттракционе в качестве пассажиров находилось мало. Вести же прицельный огонь из открытых дверей, как это практиковали американцы во Вьетнаме, не было возможности из-за скоростей, на которых действовал Ми-24. В результате отсек для десантников стал бесполезным грузом, из-за которого вертолет получился хоть и быстрым, но тяжелым. Максимальная взлетная масса Ми-24 составляет 11 500 кг. Для сравнения: у АН-1 этот параметр равняется 4500 кг.
 
2. Канатоходец
 
Недостаток маневренности Ми-24 отчасти проявился в одном необычном эпизоде: в воздушном бою американского и советского вертолета, который произошел в 1983 году на границе ГДР И ФРГ. Выполнявший разведывательный полет вдоль границы Ми-24 встретился с АН-1, летевшим с аналогичной миссией. Пилоты затеяли маневренный бой без применения оружия. В ходе схватки Ми-24 заложил такой вираж, что потерпел катастрофу. Проблема в том, что для увеличения скорости диаметр несущего винта у Ми-24 сделали значительно меньше, чем у аналогичного по массе и мощности Ми-8 (17,4 м против 21,3 м). Лопасти при этом стали короче, но шире. Такой винт дает меньшее сопротивление, но из-за увеличившейся нагрузки и угрозы срыва потока на лопастях пилотаж Ми-24 требует мастерства и большой точности. Летчики говорят, что управлять этим вертолетом «так же просто, как ходить по канату».
 
Кабину пилота Ми-24 не назовешь просторной. Зато она бронированная, что важнее
 
3. Окрыленный
 
Вторая конструктивная особенность Ми-24 оказалась в целом довольно удачной. Этот вертолет оснащен внушительными по размерам крыльями (размах 6,4 м). Они используются не только для подвески вооружения, как на других боевых вертолетах, но и создают в полете до 28% подъемной силы, разгружая несущий винт и повышая грузоподъемность вертолета. На самом деле Ми-24 — нечто среднее между вертолетом и самолетом. Это отражается и на тактике его применения. Если ударные вертолеты западных стран активно используют режим висения, подскакивая для атаки из-за складок местности или деревьев, то козырь Ми-24 — скорость.
 
4. Рекордсмен
 
Ми-24 — один из самых быстрых вертолетов в мире. А если говорить о серийной технике, то, пожалуй, самый быстрый. Он развивает в горизонтальном полете скорость 335 км/ч. В 1978 году на Ми-24 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости для вертолетов — 368,4 км/ч. Правда, для снижения веса и сопротивления воздуха рекордный Ми-24 летал без оружия, брони и крыльев. Превзойдено это достижения было лишь в 1986 году британским многоцелевым вертолетом Westland Lynx («Рысь») — 400,87 км/ч. Однако экземпляр для рекордной попытки мало походил на серийную машину: он использовал на 40% более мощные двигатели, а также специальные лопасти несущего винта. Скорость обычной «Рыси» не превышает 260 км/ч.
 
5. По-самолетному
 
Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают с разбега, по-самолетному. Ходили даже слухи, что он вообще не может взлетать вертикально или зависать в воздухе. Зависать на месте Ми-24 может, но взлететь вертикально с максимальной нагрузкой на нем и в самом деле затруднительно. Особенно в горах, где воздух разрежен, или в странах с жарким климатом, когда из-за высокой температуры падает мощность двигателя. В Афганистане Ми-24 обычно взлетали с разбега в 100–150 метров, разгоняясь на переднем колесе. Садились тоже по-самолетному, но по другой причине: нужно было двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами, чтобы видеть землю.
 
В боевых условиях пробить лобовое стекло кабины Ми-24 пока не удавалось. Хотя в Афганистане техники однажды насчитали в нем после боевого вылета шесть отметин от пуль
 
6. Броня крепка
 
Одно из основных отличий ударного вертолета — наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сиденья и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло Ми-24 ни разу не было пробито, хотя после одного из вылетов в нем насчитали шесть пулевых отметин. На Ми-24 возлагалась не только задача огневой поддержки войск и прикрытия колонн на земле, но и защита гражданских и транспортных самолетов. В Кабуле, к примеру, два Ми-24 сопровождали при посадке рейсовые самолеты «Аэрофлота», отстреливая тепловые ловушки. При обнаружении пуска ПЗРК им предписывалось идти на ракету и прикрывать пассажирский самолет собой.
 
7. Недетские игрушки
 
Ми-24 мог нести очень мощное вооружение. На его крыльях можно было вешать «игрушки» общей массой 2400 кг. Для сравнения: боекомплект танка Т-72 весит меньше тонны. Стандартная нагрузка Ми-24 в Афганистане состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), двух бомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемета. Первоначально Ми-24 оснащался четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов и скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту, который устанавливался на носовой турели. В 1982 году Ми-24, атакуя караван душманов в Афганистане, одной очередью из такого пулемета разрубил пополам автобус. Однако сложная кинематика ЯкБ-12,7 оказалась слишком капризной в полевых условиях. На смену пулемету пришла двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К, устанавливаемая на модификации Ми-24П («пушечный»). Она имела калибр 30 мм и оказалась столь мощной, что установить ее в подвижной турели было невозможно. Пушка крепится неподвижно сбоку фюзеляжа, поэтому прицеливание ведется не оператором вооружения, а пилотом, для чего требуется переориентация всего вертолета. В итоге был найден компромисс: двуствольная автоматическая пушка ГШ-23 калибра 23 мм могла устанавливаться в носовой турели и за счет большей точности и скорострельности не уступала в эффективности пушке калибра 30 мм. А в конце 1980-х годов Ми-24 стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух — воздух».
 
Сверхнадежные и неприхотливые двигатели Ми-24 ТВ3-117В сейчас выпускаются под маркой ВК-2500
 
8. Огонь и натиск
 
В Афганистане наиболее эффективными в борьбе с душманами показали себя не высокоточные боеприпасы, а блоки с неуправляемыми авиационными ракетами. Обычно Ми-24 на высокой скорости делал боевой заход, с расстояния 1200–1500 м давал залп НАР, «подметая» поле боя оперенными стальными стрелами, составлявшими начинку их боеголовок (до 2200 «гвоздей» в каждой ракете), а на подлете пилот открывал огонь из пушки, давая возможность оператору прицельно сбросить бомбы. Любопытно, что американцы, столь охотно демонстрирующие «рекламные» ролики о применении высокоточного оружия с вертолетов, в реальных условиях при огневом противодействии с земли переходят на ту же тактику: удары НАР на большой скорости.
 
9. И в каждой турбине мы слышим…
 
Один из секретов надежности Ми-24 — двигатели ТВ3-117В, те же, что стоят и на Ми-8, самом массовом вертолете в мире. Этот двигатель был разработан в 1972 году в Ленинграде в ОКБ им. В.Я. Климова. До недавнего времени изготавливался на Украине, но в свете последних событий производство его новейшей модификации ВК-2500 освоено в России. Этот уникальный двигатель поразительно надежен. В Афганистане песок съедает даже оковку передних кромок несущих винтов, а ТВ3-117 продолжал работать порой со «щербатой» турбиной. Однажды в одном из снятых на ремонт двигателей недосчитались 17 лопаток турбины из 51. Между тем надежность для боевого вертолета –качество, быть может, даже более важное, чем защищенность и ударная мощь. В период с 2001 по 2009 год США во время боевых действий в Ираке и Афганистане потеряли 79 своих ударных вертолетов АН-64. При этом от огня противника пострадали 11 машин, а 68 разбились без посторонней помощи.
 
С полной нагрузкой «Крокодил» взлетает, предварительно разбежавшись на переднем колесе
 
10. Истребитель танков
 
Когда мы говорим о специфической тактике применения Ми-24, то надо иметь в виду, что этот вертолет создавался в первую очередь для борьбы с танками, для чего оснащался великолепным комплексом противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Штурм». В реальности в роли истребителя танков ему удалось себя попробовать лишь во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов, которую называли последней классической войной в истории человечества. Например, в первые три месяца военных действий только один из иракских Ми-24 уничтожил 55 танков противника. Потом успехи стали скромнее просто потому, что у Ирана кончились танки.
 
11. Вертолет против вертолета
 
Ирано-иракская война впервые в истории стала ареной интенсивных воздушных боев между вертолетами. В основном сражались ударные Ми-24 и АН-1 «Кобра», применяя друг против друга ПТУР. Вот описание типичного боя: 25 февраля 1984 года три иранских АН-1 внезапно атаковали тройку иракских Ми-24. Но «Крокодилы» шли растянутой цепью, поэтому «Кобры» запустили ПТУР Tow с предельной дистанции и промахнулись. Этот выстрел известил иракцев об атаке, они развернулись и пошли на противника. Им удалось увернуться от шести медленных и маломаневренных иранских ПТУР, а затем пуском собственных ракет сбить две «Кобры». Третья попыталась скрыться, но Ми-24 без труда догнал ее и с дистанции 1,5 км расстрелял залпом НАР. В тот день все сложилось удачно для Ми-24, но исход таких боев был разным. Ирак заявил о 16 воздушных победах «Крокодилов» над «Кобрами» при потере шести Ми-24. Иран называет прямо противоположные цифры. Истина, скорее всего, посредине: противники были достойны друг друга.
 
12. Ночной бой
 
Одерживал Ми-24 победы и над куда более современными вертолетами вооруженных сил США. К примеру, в 1999 году сербский Ми-35 (экспортная модификация Ми-24) сбил новейший американский ударный вертолет АН-64 «Апач» и транспортный UH-60, участвовавшие в операции спасения пилота разбившегося F-16. Примечательно, что это победа была одержана в ходе ночного боя, несмотря на то, что Ми-24, изготовленный в 1986 году, уступал в оснащенности куда более современному АН-64D, запущенному в производство в 1993 году. Единственным преимуществом Ми-35 были ПТУР «Штурм» новейшей модификации с дальностью действия 7 км. Оснащенность сыграла злую шутку с американцами. «Апач» имел радар кругового обзора. Сербы засекли его излучение, по пеленгу скрытно вышли на дистанцию 6700 м и произвели пуск ракеты «Штурма». Уничтожив «Апач», сербский вертолет догнал и расстрелял UH-60.
 
Техник снаряжает блок с неуправляемыми авиационными ракетами
 
13. Стопроцентная победа
 
22 июля 2002 года северокорейский Ми-35 сбил АН-64 Южной Кореи. Редкий случай стопроцентно подтвержденной победы. Изначально Южная Корея опровергала факт уничтожения своего вертолета, утверждая, что он упал из-за неполадки системы следования рельефу местности. Однако эксперты США провели собственное расследование и обнаружили в обломках «Апача» вольфрамовые стержни, используемые в качестве поражающих элементов в ракетах Ми-35. Редкий случай, когда американцы сами стремились доказать факт поражения своего оружия, поскольку версия технической неполадки грозила колоссальными финансовыми убытками производителю АН-64, американской компании McDonnell Douglas. В большинстве других случаев соперники подтверждать победы Ми-24 не спешили.
 
14. Легенды Ми-24
 
8 июня 1982 года в небе Ливана произошло уникальное событие: сирийский Ми-24 сбил сверхзвуковой истребитель. Вертолет был атакован израильским F-4 «Фантом», который выдал себя излучением радара. Ми-24 развернулся в сторону противника и выпустил ему в переднюю полусферу две ракеты «воздух — воздух» Р-60 с расстояния 8 км. Обе попали в истребитель, несшийся в атаку со скоростью, почти в полтора раза превышающей скорость звука. 27 октября того же года, по сообщению правительственной иракской газеты «Багдад обзервер», Ми-24 сбил иранский «Фантом». Разумеется, обе эти победы остались неподтвержденными.
 
15. На равных
 
Что касается дозвуковых самолетов, то с ними Ми-24 расправлялся довольно уверенно. В Никарагуа он сбивал «антикварные» американские истребители F-86, соперничавшие с МиГ-15 еще во времена Корейской войны в 1950–1953 годах, а также легкие штурмовики А-37. Есть сведения (разумеется, неподтвержденные), что иракский Ми-24 сбил американский штурмовик А-10, атаковавший колонну танков, которую вертолет прикрывал. В 1992 году в Абхазии Ми-24 сбил с помощью ПТУР «Штурм» грузинский штурмовик Су-25, а в декабре 1994 года во время первой чеченской войны Ми-24 сбил ракетой Р-63 транспортный Ан-12, перевозивший оружие и деньги для боевиков.
 
16. Гроза хулиганов
 
Благодаря своей скорости Ми-24 начал использоваться в СССР для перехватов легкомоторных самолетов, нарушавших границу. Активно привлекаться для этих целей вертолет стал после скандальной посадки на Красной площади Матиаса Руста 28 мая 1987 года. Есть сведения по крайней мере о пяти случаях, когда Ми-24 принуждал подобных нарушителей к посадке. Однажды при заходе на посадку воздушный хулиган попытался сбежать, но Ми-24 догнал его, зашел выше и прижал к земле. Кстати, в мае 2015 года журналист телеканала «Звезда» на таком же, как был у Руста, самолете Cessna попытался пролететь из Калининградской области через западную границу России курсом на Москву, чтобы повторить «подвиг» немца. Не прошло и минуты, как рядом появился Ми-24, который потоком воздуха от винтов «сдул» самолет на несколько десятков метров ближе к земле и заставил его идти на посадку. «Если бы Руст столкнулся с таким напором, то вряд ли бы решился лететь дальше», — делился впечатлениями от полета журналист.
 
Пара Ми-24 дает залп неуправляемых авиационных ракет
 
17. Не для слабонервных
 
Еще одним козырем Ми-24 считается психологическое воздействие на противника. Сочетание размеров, скорости, хищного внешнего вида и характерного звука производят впечатление, которое трудно передать словами. Знаменитые кадры из «Апокалипсиса сегодня» с полетом группы UH-1 «Ирокез» под музыку Вагнера покажутся вальсом бабочек в сравнении с атакой Ми-24. Недаром афганские душманы говорили: «Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолетов».
Корпус морской пехоты США специально закупил Ми-24 для тренировки личного состава на «вертолетобоязнь». В США в Форт-Полке, штат Луизиана, существует подразделение поддержки угрозы, использующее Ми-24 для обучения военнослужащих противодействию вертолетной атаке. По признанию американцев, даже те части, которые проходили тренировку с американскими вертолетами, в первые дни обучения оказываются неспособны защищаться от Ми-24. «Эта штука атакует не так, как американские вертолеты, — говорит руководитель «курсов». — Все происходит внезапно. Потом ребята даже удивляются, как они были напуганы».
 
18. Глазами противника
 
В середине 80-х годов разведка США в результате секретной операции раздобыла Ми-24. Изучал его американский летчик Джеф Слейтон. Вот как он вспоминает момент, когда впервые увидел советский вертолет, причем не в небе, а на земле, в полутемном ангаре: «У меня задрожали колени. Моя первая мысль была: ну и здоровенная дура!»
«Он вынослив, как трактор, — рассказывает Стив Дэвидсон, другой американский летчик, освоивший Ми-24. — Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы — и можете лететь. С нашими вертолетами так не получится. А в полете он идет ровно, как кадиллак 1962 года».
«Если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений, Ми-24 оказался бы на самом верху моего списка», — утверждает Слейтон.
 
19. По-прежнему в строю
 
У России есть куда более современный вертолеты, чем ветеран Ми-24. К примеру, Ми-28Н «Ночной охотник» — гораздо более защищенная и эффективная боевая машина. Его двигатели разнесены и экранированы элементами конструкции, так что поразить одновременно обе силовые установки практически невозможно. В Ми-28Н применено множество новшеств, например, энергопоглощающее шасси, спасающее экипаж при жесткой посадке. Бронекабина с бронеостеклением выдерживает попадание снарядов калибром 20 мм. Композитные лопасти продолжают работать после попадания снарядов калибра 30 мм. И все же Ми-24 не только не снимается с вооружения, но и продолжает производиться в Ростове-на-Дону в виде своей новейшей модификации Ми-35.
Дело в том, что Ми-28Н — машина современная, дорогая, предназначенная для борьбы с бронетехникой. Однако большинству развивающихся стран вертолет для современной войны не по карману, да и просто не нужен. А в качестве оружия для операций против незаконных вооруженных формирований лучшего выбора, чем надежный, доступный по цене и проверенный в деле Ми-24, просто не существует. Отсюда и тот интерес, который продолжают проявлять к этому вертолету во всем мире. Вот и в 2015 году подписаны новые контракты на поставку Ми-24 в Ирак, Сирию, Афганистан и Пакистан. Более того, именно эти вертолеты закупает для своих нужд ФСБ России. Продолжаются закупки Ми-35 и российским Министерством обороны.
 
20. Вертолет будущего
 
В самом конце 2015 года, 23 декабря, на летно-испытательной станции Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилино впервые взлетел экспериментальный скоростной вертолет. Это не новая разработка, и даже не прототип будущего вертолета, а летающая лаборатория для отработки двигателей, трансмиссии и винтов для скоростей полета в районе 400 км/ч. Макет этой машины под названием «Демонстратор перспективного скоростного вертолета» был показан публике на авиасалоне МАКС-2015. И вот винтокрылая машина совершила первый полет. Под ее обтекаемыми обводами без труда угадываются хищные контуры Ми-24. Именно на базе легендарного «Крокодила» сделан этот облагороженный с точки зрения аэродинамики «лебедь». Потенциал вертолета, впервые взлетевшего более 35 лет назад, до сих пор позволяет создавать на его основе экспериментальную технику.
 
Текст: Леонид Ситник
Фото: РИА Новости, ТАСС
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 5165

olenalex вс, 15/05/2016 — 16:21

rslovar.com

Ми-35М — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 9 правок.

Ми-24ВМ (Ми-35М, AH-2 Sabre) — российский транспортно-боевой вертолёт круглосуточного применения разработанный в ОКБ Миля и серийно выпускающийся в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России» как на экспорт, так и для нужд Минобороны России. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине или на внешнем подвесе.[2][4]

История создания[править | править код]

Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М. Л. Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов марки «Ми», а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.[5] Новая модификация получила обозначение Ми-24ВМ, а на экспорт вертолёт поставляется как Ми-35М. Первый прототип Ми-35М был построен в 1995 году[6]. В 2004-м планировалось завершить ГСИ.[7]

История производства[править | править код]

Серийный выпуск Ми-24ВМ и его экспортной модификации начался на «Роствертоле» в 2005 году[8].
В 2008 году был подписан контракт на поставку Бразилии 12 Ми-35М3 на сумму $150 млн[9].
Контракт на поставку ВВС России 22 вертолётов Ми-35М (Ми-24ВМ) был подписан в 2010 году, позже был подписан ещё один контракт на 27 машин с поставкой в 2012-2014 гг.[10][11]
В сентябре 2010 года был получен заказ на 24 Ми-35М для Государственной пограничной службы Азербайджана. Поставка вертолётов была произведена с декабря 2011 по январь 2014[12].
Венесуэле под обозначением Ми-35М2 предположительно поставлялись Ми-24ПК2.
В 2012 году с Ираком был подписан контракт общей суммой $4,2 млрд на поставку различной военной продукции, среди прочего, включающий заказ на 24 вертолёта Ми-35М с полным вооружением до 2017 года[13].

В рамках реализации договора о ВТС, подписанного между Москвой и Ташкентом, был подписан контракт с Рособоронэкспортом на покупку 12 ударных вертолетов Ми-35М для военно-воздушных сил страны[14].

Ми-24ВМ (Ми-35М), в отличие от Ми-24 других модификаций, имеет неубирающиеся шасси, что обеспечивает энергопоглощение при падении (в случае если экипаж на Ми-24 не успевает или не может выпустить шасси) и укороченное крыло с двумя, вместо трёх, точками подвески вооружений. Поставлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный рулевой винты от Ми-28. Вместо старых устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.[5][15][16]

Тактико-технические характеристики Ми-24ВМ (Ми-35М3)[править | править код]

Источник данных: ОАО «Росвертол»[17], Николай Секач „Боевой вертолёт Ми-24[6], ОАО «Климов»[16], АО «Вертолёты России»[2]

Технические характеристики
  • 2 × 2700 л. с. (чрезвычайный режим)
  • 2 × 2200 л. с. (взлётный режим)
  • 2 × 1500 л. с. (крейсерский режим)
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов)
  • Точки подвески: 4
  • Боевая нагрузка: до 1500 кг
  • Варианты вооружения (в зависимости от задачи):
    • Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М» (до 8 шт.)
    • Неуправляемые ракеты: 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4-х блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм
    • Подвесное пушечное вооружение: 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2 × 250 снарядов)

 Россия — более 60 Ми-35М, по состоянию на 2018 год[18]

 Азербайджан — 24 Ми-35М, по состоянию на январь 2016 года[21]

 Бразилия — 12 Ми-35М3 (местное обозначение: AH-2 Sabre), по состоянию на 2016 года[22][23]:

 Венесуэла — 10 Ми-35М2, по состоянию на 2016 год[25][26].

 Ирак — 25 Ми-35М, по состоянию на 2019 год[27]. Всего было закуплено 28 единиц Ми-35М по контракту 2013 года[28]

 Индонезия — 6 Ми-35М,по состоянию на 2016. Выполняются текущие поставки.

 Казахстан — 8 Ми-35М, по состоянию на 2019 год[29]. Всего заказано 12 вертолетов Ми-35М

 Нигерия — 4 Ми-35М, по состоянию на 2019 год[30]

 Узбекистан — 12 Ми-35М, выполняются текущие поставки, по состоянию на 2018 год[31].

Флаг Пакистана Пакистан — 4 Ми-35М по состоянию на 2018 год[32]

Флаг Мали Мали — 2 Ми-35М по состоянию на 2018 год[33]

Флаг Сербии Сербия — всего заказано 4 Ми-35М по состоянию на 2019 год.[34]

Дата Бортовой номер Место аварии Жертвы Краткое описание
08.09.2012 Флаг России Флаг России Ботлихский район, Дагестан 4/4 Вертолёт врезался в склон горы в 20 километрах от села Ботлих во время сопровождения автоколонны. По предварительному расследованию было выяснено что командование Южного военного округа не имело права задействовать этот вертолёт в боевых задачах, поскольку машина не была проверена в работе в горах так как установленный на ней радар был не до конца отработан в режиме огибания рельефа местности. Кроме того, погибший экипаж не был допущен для полётов в сложных метеоусловиях в гористой местности[35][36].
28.06.2014 Флаг Ирака ВВС Ирака Флаг Ирака Недалеко от en:Saqlawiyah, Ирак ?/? Сбит огнём с земли.[37].
03.10.2014 Флаг Ирака ВВС Ирака Флаг Ирака Недалеко от Байджи, Ирак 2/2 Сбит огнём с земли.[38].
08.07.2016 Флаг РоссииВКС России Флаг Сириив районе Пальмиры, Сирия 2/2 8 июля 2016 года боевиками ИГИЛ был сбит российский вертолёт Ми-35М, находившийся под управлением российских лётчиков-инструкторов Ряфагатя Хабибулина и Евгения Долгина. Вертолёт упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии, лётчики погибли.[39]
03.11.2016 Флаг РоссииВКС России Флаг Сириив районе Хувейсиса, Сирия 0/? Был повреждён огнём с земли, произвёл вынужденную посадку близ Хувейсиса на востоке провинции Хомс. Во время ремонта добит на земле противотанковой управляемой ракетой, запущенной боевиками ИГИЛ. Экипаж не пострадал.[40]
04.04.2016 Флаг Ирака ВВС Ирака Флаг Ирака Недалеко от Эль-Кута, Ирак 0/? Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая неисправность.[41]
02.01.2019 Флаг Нигерии ВВС Нигерии Флаг Нигерии Недалеко от Дамасака, Нигерия 5/5 Потерпел крушение при оказании авиационной поддержки войскам.[42]
04.02.2019 Флаг Венесуэлы Сухопутные войска Венесуэлы Флаг Венесуэлы Недалеко от Эль-Пао, штат Кохедес, Венесуэла 0/5 Потерпел крушение во время учений по отражению вторжения США.[43]
  1. 1 2 ВВС Бразилии испытывают вооружение российских вертолётов Ми-35
  2. 1 2 3 Ми-35М на сайте «Вертолёты России» (неопр.).
  3. ↑ Пилоты ВВС Ирака проходят обучение в Тверской области (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 декабря 2013. Архивировано 18 декабря 2014 года.
  4. ↑ Журнал «Авиация и время» № 3/1996 год // Вадим Михеев «Винтокрылый штурмовик Миля»
  5. 1 2 Легендарному российскому боевому вертолёту Ми-24 исполняется 40 лет (неопр.) (20.03.2013).
  6. 1 2 Николай Секач. Боевой вертолёт Ми-24. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 66 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94038-012-3.
  7. ↑ Испытания модернизированного вертолёта Ми-24ВМ продлятся ещё не менее года — эксперт АвиаПорт
  8. ↑ «Вертолёты России» отмечают 45 лет первого полёта Ми-24 (неопр.) (19.09.2014).
  9. ↑ Парк бразильских ударных вертолётов Ми-35М увеличился до 9 единиц (неопр.). АРМС-ТАСС (4 сентября 2012). Архивировано 21 ноября 2012 года.
  10. ↑ Первые новые Ми-35М ВВС России
  11. ↑ Российская армия заказала 1120 вертолётов
  12. ↑ Россия выполнила заказ Азербайджана на поставку вертолётов Ми-35М 23.01.2014
  13. ↑ Семь ударных вертолётов Ми-35М и Ми-28НЭ поставлены в Ирак 01.07.2014
  14. ↑ Узбекистан приобрел у России 12 вертолетов Ми-35, заявил источник (рус.), РИА Новости (20171130T1550+0300Z). Дата обращения 30 ноября 2017.
  15. ↑ В ТЕНИ ЛОПАСТЕЙ
  16. 1 2 ВК-2500 на сайте ОАО «Климов»
  17. ↑ Ми-35М на сайте ОАО «Росвертол» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 августа 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  18. ↑ The Military Balance 2018, p.199
  19. ↑ Вертолётчики Кореновска
  20. ↑ Осиное гнездо Что военные развернули в Крыму за два года
  21. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 181. — ISBN 9781857438352.
  22. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 385. — ISBN 9781857438352.
  23. ↑ Бразилия отложила, но не отказалась от закупки у России партии Ми-35 (неопр.). РИА Новости (12 апреля 2011). Архивировано 21 ноября 2012 года.
  24. ↑ AVISO DE PAUTA: FAB apresenta novos helicópteros de combate AH-2 Sabre (MI-35) Архивная копия от 4 апреля 2013 на Wayback Machine (порт.)
  25. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 416. — ISBN 9781857438352.
  26. ↑ На вооружение Сухопутных войск Венесуэлы поступят российские БМП-3 и БТР-80
  27. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2018 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2018. — С. 338. — ISBN 9781857438352.
  28. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 362. — ISBN 9781857438352.
  29. ↑ Парк ВВС Казахстана пополнился российскими вертолетами Ми-35М
  30. ↑ The Military Balance 2018, p.479
  31. ↑ Источник: Россия поставит в Узбекистан 12 ударных вертолетов Ми-35
  32. ↑ The Military Balance 2018, p.291
  33. ↑ The Military Balance 2018, p.473
  34. S. W. I. swissinfo.ch, a branch of the Swiss Broadcasting Corporation. В сербском городе Нише прошла церемония передачи сербской армии 10 российских БРДМ-2 (рус.). SWI swissinfo.ch. Дата обращения 30 июля 2019.
  35. ↑ Описание катастрофы на Aviation Safety Network
  36. Алексей Михайлов. Ми-35М разбился из-за ошибки командования ЮВО (неопр.). Известия (12 сентября 2012). Архивировано 21 ноября 2012 года.
  37. ↑ Боевая потеря вертолёта Ми-35М ВВС Ирака
  38. ↑ ISIS shoots down another Iraqi helicopter
  39. ↑ Крушение Ми-35: версии
  40. ↑ ВАЖНО: операция русского спецназа и взрыв вертолёта ВКС у Пальмиры — опубликованы кадры (+ВИДЕО, ФОТО)
  41. ↑ Iraqi Mi-35M crashed near al-Kut airbase
  42. Security Monitor. 5 Personnel On Crashed NAF Helicopter Die (англ.)  (неопр.) ?. Security Monitor (3 января 2019). Дата обращения 14 января 2019.
  43. ↑ Accidente de helicóptero de la Fanb deja al menos 5 heridos

ru.wikipedia.org

Вертолет Ми-24 «Крокодил» – гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты

Эта винтокрылая машина, внешне напоминающая чудовищную рептилию, отличается невообразимой мощностью и скоростью атак, благодаря чему даже через 46 лет после принятия на вооружение остается самым эффективным вертолетом мира.

Уникальный советский боевой вертолет Ми-24, разработанный инженерами объединенного конструкторского бюро Михаила Миля, совершил свой первый полет 19 сентября 1969 года. Он стал нашим ответом на выпуск американцами геликоптера АН-1 «Кобра», впервые продемонстрировавшего свои боевые возможности во Вьетнаме в предновогодние дни 1968 года.

До этого вертолеты выполняли исключительно десантные и эвакуационные функции. После появления «Кобры» стало понятно, что они могут выступать в качестве истребителей военной техники и живой силы противника.

По официально неподтвержденной информации, советским разведчикам удалось похитить одну из этих боевых машин в мае 1968 года в Камбодже и по частям переправить ее в СССР. Это дало возможность отечественным конструкторам уже через год представить гораздо более мощный и эффективный вертолет Ми-24, аналогов которому Пентагону так и не удалось создать до сегодняшнего дня.

Самая надежная винтокрылая машина мира

Советская летающая «боевая машина пехоты» Ми-24 по праву считается одной из самых удачных моделей летательной техники. Вертолет постоянно проходит этапы модернизации, но основные принципы его работы остаются неизменными.

С момента принятия на вооружение было изготовлено более 3,5 тысяч единиц этой боевой машины. Сегодня Ми-24 является самым массовым вертолетом мира, который принял участие в десятках вооруженных конфликтов, продемонстрировав свою живучесть даже после десятков попаданий артиллерийских снарядов. Близкий по классу американский вертолет AH-64 Apache выпущен в количестве немногим более 2 тысяч экземпляров и не может сравниться с «Крокодилом» по количеству и мощи вооружений.

Экипаж этого вертолета состоит из двух человек, каждый из которых находится в отдельной бронированной кабине, закрытой пуленепробиваемым стеклом. В нижней капсуле находится стрелок, управляющий огнем мощных систем вооружений. В верхней броневой капсуле располагается пилот, имеющий отличный обзор для управления Ми-24.

Сверхскоростной вертолет с высокой грузоподъемностью

«Крокодил» сбить очень сложно. Известны случаи, когда на базу возвращались боевые машины, получившие более 70 прямых попаданий из зенитных орудий. До сих пор не известно ни одного случая, чтобы противнику удалось пробить высокопрочное лобовое стекло, защищающее стрелка и пилота.

Внушительные по размеру крылья с размахом 6,4 метра добавляют вертолету до 28% подъемной силы, позволяя размещать на Ми-24 дополнительные системы вооружений, а также от 4 до 6 точек подвески для размещения бомбовой загрузки.

Если изначально главной функцией «Крокодилов» было уничтожение танков и других наземных целей, то с появлением управляемых ракет класса «воздух-воздух» Ми-24 начал напоминать быстроходный и маневренный винтокрылый самолет, развивающий максимальную скорость до 368,4 км/час при гарантированном разгоне в горизонтальной плоскости до 335 километров в час.

Очень необычным качеством вертолетов семейства «Крокодил» является то, что из-за своего веса и компоновки они практически не способны взлетать из стационарного положения. Для разгона Ми-24 требуется площадка длиной до 100-150 метров. Садится вертолет также в движении, но это сделано для того, чтобы двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами.

Вооружение Ми-24А. wikipediaВооружение Ми-24А. wikipedia

Фантастическая боевая мощь

Сегодня модификация Ми-24П (пушечный) имеет на вооружении два контейнера с автоматическими пушками УПК-23-250 калибра 23 мм, а также несколько пусковых установок с неуправляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также боеприпасами кассетного типа.

Обычная атака «Крокодила» представляет собой залп неуправляемых ракет по цели, расположенной на расстоянии 1200-1500 метров от места пуска. При подлете к цели каждая ракета отбрасывает боеголовки, начиненные 2200 поражающих элементов в виде «гвоздей». У оказавшегося в зоне поражения противника не остается шансов на выживание.

Несмотря на несоизмеримые возможности, вертолеты Ми-24 различных модификаций имеют на своем счету даже победы над сверхзвуковыми истребителями. В 1982 году вертолетом сирийских ВВС в небе Ливана был сбит истребитель F-4 израильской армии, а в 1992 году в Абхазии жертвой «Крокодила» стал штурмовик Су-25 армии Грузии.

Представители Пентагона не скрывают, что для летчиков их вертолетов АН-64 Apache страшным сном является встреча в бою один на один с российским Ми-24, гул от работающих моторов которого вызывает вибрацию механизмов американского геликоптера.

Сегодня различные модификации вертолетов Ми-24 с успехом используются ВВС почти 60 стран мира, включая Украину, Польшу, Чехию, Болгарию, Пакистан, Индию, Северную Корею им др.

В России, несмотря на постепенное перевооружение Военно-Космических сил более современными вертолетами Ми-28Н и Ка-52, Ми-24 продолжает оставаться главным «летучим БМП», способным справиться с любой поставленной боевой задачей.

www.eg.ru

Угон двух вертолётов Ми-24 в Пакистан (1985) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2018; проверки требует 1 правка. Magnify-clip.pngэкранно-выхлопное устройство

Угон двух вертолётов Ми-24 Вооружённых сил Афганистана в Пакистан в 1985 году позволил американским авиационным экспертам ознакомиться с передовыми советскими достижениями в области вертолётостроения, оборудованием для полётов в горах и средствами защиты винтокрылых машин от зенитного управляемого ракетного оружия.

Поскольку вертолёт указанной модели представлял чрезвычайный интерес для США, уже вскоре после прибытия Ми-24 в Афганистан, американской стороной за угон вертолёта было обещано вознаграждение в размере не менее миллиона долларов за предоставление вертолёта в работоспособном состоянии[1].

13 июля 1985 года (в субботу) два вооружённых под завязку Ми-24Д ВС ДРА с авиапушками и пулемётами с полным боекомплектом, блоками ОРО, НУРС и УРВП на внешней подвеске, оснащённые специальным электронным оборудованием для полётов в горах, вылетевшие для выполнения боевого задания по реализации полученных разведданных и ликвидации повстанческого формирования афганских моджахедов на равнинной местности в приграничной провинции Хост путём нанесения бомбо-штурмового удара по скоплению повстанцев, были угнаны пилотировавшими их афганскими офицерами (оба — выпускники советских лётных училищ, в связи с чем в некоторых источниках они ошибочно указываются как «советские» или «русские» офицеры)[2] в соседний Пакистан, совершив посадку в Мираншахе. Всего в тот день, включая пилотов, в Пакистан на двух вертолётах улетело семь афганских военных, все уроженцы Пактии[3]. Пилоты и остальные члены экипажей запросили политическое убежище, которое им было предоставлено[4].

14 июля в вечернем выпуске новостей Кабульское официальное радио заявило о том, что вертолёты «сбились с курса» и приземлились в Пакистане «по ошибке». 15 июля правительство ДРА потребовало незамедлительного возвращения вертолётов и экипажей. Поверенный в делах Пакистана в ДРА был вызван в МИД ДРА для предъявления ему официальной ноты правительства. По словам полевого командира моджахедов Юнус Халеса, члены экипажей находились с ним в контакте перед вылетом, а сам побег был спланированной акцией, перебежчики намеревались вступить в ряды национального сопротивления против советской оккупации страны[5].

Указанный инцидент был весьма крупной удачей для США (отчасти даже более важной, чем угон истребителя МиГ-25 В. И. Беленко в 1976 году), так как это был первый случай угона вертолётов указанной модели. Как написала газета «Нью-Йорк таймс», впервые советский вертолёт такого типа приземлился на территории страны-военного сателлита Запада,[3] ко всему прочему во всеоружии, что позволило американским специалистам детально исследовать советский ударный вертолёт, его вооружение и бортовое радиоэлектронное оборудование, а также выяснить его уязвимые стороны (например, технические решения для снижения температуры выхлопа двигателей и уменьшения тепловой контрастности вертолёта, знание которых позволяло внести соответствующие технические корректировки в ИКГСН собственных авиационных и зенитных ракет и адаптировать инфракрасные средства наведения УРВВ и ЗУР для борьбы с советской вертолётной авиацией поддержки сухопутных войск).[6] Оба вертолёта были оборудованы экранно-выхлопным устройством для снижения заметности машины в инфракрасном диапазоне, — до этого случая советского авиационного оборудования такого рода в руки западных экспертов не попадало[7]. В этом отношении, по версии издания «Фар Истерн экономик ревью», преступную халатность допустили те советские чиновники, которые зная о статистически предопределённой склонности афганцев к дезертирству из коллаборационистских формирований (к тому времени уже сбежало более чем две трети всех афганцев-военнослужащих, большинство с оружием), допустили, чтобы передовой образец ВВТ попал в руки потенциальных перебежчиков[4].

Так как модификации вертолёта для действий над равнинной местностью по-прежнему представляли интерес для США, ответственный редактор журнала «Солдат удачи» Джим Пейт пролоббировал выход ряда журнальных публикаций в многотиражных изданиях с заголовками «Укради этот русский супер-вертоль и получи миллион баксов!», — один миллион американских долларов был обещан любому военному пилоту из СССР, ГДР, Никарагуа или Кубы, который бы решился угнать Ми-24. По Центральной и Южной Америке в местах дислокации вертолётных частей были распространены листовки следующего содержания: «Разыскивается: Советский ударный вертолёт Ми-24Д, неповреждённый и в рабочем состоянии. Вознаграждение: $1.000.000».[8]

  1. Yousaf, Mohammad ; Adkin, Mark. The Bear Trap: Afghanistan’s Untold Story. — Lahore: Jang Publishers, 1992. — P. 178 — 243 p. — ISBN 0-85052-267-6.
  2. Skaarup, Harold A. Canadian MiG Flights. — Bloomington, IN: iUniverse, 2008. — P. 99 — 168 p. — ISBN 978-0-595-52071-8.
  3. 1 2 Seven Afghans Defect With 2 Soviet Copters. // New York Times : Daily Newspaper. — N.Y.: The New York Times Company, July 14, 1985. — ISSN 0362-4331.
  4. 1 2 Afghanistan: Two Afghan military desertions caused the Soviets a particularly serious problem. // Far Eastern Economic Review : Weekly. — Hongkong: South China Morning Post Ltd, 12 September 1985. — Vol. 129 — No. 36 — P. 49.
  5. ↑ Afghans Seek Return of Copters. // New York Times : Daily Newspaper. — N.Y.: The New York Times Company, July 15, 1985. — ISSN 0362-4331.
  6. ↑ U.S. Experts May Examine 2 Soviet Copters in Pakistan. // New York Times : Daily Newspaper. — N.Y.: The New York Times Company, July 18, 1985. — P. 3 — ISSN 0362-4331.
  7. ↑ Hind defector. // Flight International : Official organ of the Royal Aero Club. — Sutton, Surrey: Business Press International Ltd, 28 September 1985. — Vol. 128 — No. 3979 — P. 10 — ISSN 0015-3710.
  8. ↑ Steal this Russian super chopper and get a million bucks. // Weekly World News. — Lantana, Fla.: Weekly World News, Inc., August 27, 1985. — Vol. 6 — No. 46 — P. 21 — ISSN 0199-574X.

ru.wikipedia.org

Ми-12 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2015; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2015; проверки требуют 38 правок.

В-12 (также называемый Ми-12, хотя официально такое переименование произведено не было, по классификации НАТО: Homer — «Гомер») — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.

В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН или создания позиционных районов, размещение которых планировалось на местности без дорог с твёрдым покрытием.

Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолёта Як-24, в феврале 1958 года было издано постановление Совета Министров СССР о разработке проекта нового тяжёлого четырёхмоторного вертолёта. ОКБ Яковлева предложило вертолёт продольной схемы — Як-60, но работы по вертолёту не вышли дальше технического предложения из-за отказа ОКБ-115 от вертолётной тематики и закрытия его Ленинградского филиала с последовавшей переориентацией завода № 272. Разработка нового тяжёлого вертолёта была поручена ОКБ Миля. Первые изыскания по проекту сверхтяжёлого вертолёта, получившего заводское обозначение В-12, начались в 1959 году. Проектирование началось в 1963 году.

Для удешевления разработки, а также ускорения постройки и внедрения вертолёта конструкторы решили создавать его путём удвоения винтомоторных групп Ми-6 (несущий винт, силовая установка, главный редуктор и система управления), уже испытанного и находящегося в серийном производстве и широкой эксплуатации. Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме. По концам каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л. с. каждый. Крыло обратного сужения имело небольшое поперечное V. Внутри него проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих винтов. Горючее находилось в крыльевых и наружных подвесных топливных баках.

Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока. Его переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. В хвостовой части фюзеляжа имелся силовой трап с боковыми створками, которые при раскрытии образовывали проём для въезда самоходной техники и погрузки различных грузов с помощью мощных электролебёдок и тельферов. Центральную часть фюзеляжа занимал гигантский грузовой отсек с размерами: 28,15×4,4×4,4 м.

Первый полёт вертолёт совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель В. П. Колошенко). В феврале 1969 года поднял 31 030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 м. 6 августа 1969 — В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый полёт 28 мая 1973 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров).

Первый В-12 с регистрационным номером CCCP-21142/H-833 был показан на выставке в Ле Бурже в 1971 году. За создание сверхгрузоподъёмного В-12 Американское геликоптерное общество наградило ОКБ М. Миля «Призом И. И. Сикорского», присуждаемого за выдающиеся достижения в вертолётной технике (В-12 по размерам более чем вдвое, а по весу — более чем в четыре раза превосходил самые тяжёлые американские вертолёты: CH-53 Сикорского и Боинг-Вертол «Чинук»). Всего было построено два прототипа (в некоторых источниках упоминается третий прототип В-12, который якобы разбился во время испытаний, но эта информация никак не подтверждается). По некоторым данным причиной этой версии могли послужить искажённые слухи о неудачном первом полёте в июне 1967-го года, когда из-за чрезмерной чувствительности системы управления вибрация кабины пилотов была воспринята ею как управляющее воздействие, и вызвала раскачку вертолёта приведшую к жёсткой посадке с повреждением шасси.[1]

Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа была признана неэффективной — к этому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно удовлетворялись вертолётами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена, и второй опытный вертолёт был передан в музей ВВС в Монино. Первый опытный находится на хранении в подмосковном Томилино на территории Московского вертолётного завода.

В день рождения М. Л. Миля В-12 на территории Московского вертолётного завода был превращён в музей.

Источник данных: Уголок неба

Технические характеристики
Лётные характеристики

В конце марта — в начале апреля 2009 года в СМИ появились сообщения, что американская компания Hotelicopter якобы строит первый в мире летающий отель, четырёхэтажный отель-вертолёт на 18 номеров[2][3], и базой для него послужил один из экземпляров В-12, купленный, по утверждениям компании, ещё в 2004 году. Однако впоследствии выяснилось, что сообщения об этом проекте — всего лишь рекламный ход для привлечения внимания к некоему интернет-сервису, который был запущен примерно через неделю после этих сообщений.[4][5][6][7]

ru.wikipedia.org

Боевой вертолёт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боевой разведывательно-ударный вертолёт Ка-52.

Боевой вертолёт — категория военного вертолёта, предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов[1][2].

Боевые вертолёты обычно входят в состав армейской авиации и ведут боевые действия во взаимодействии с сухопутными войсками[2][3].

Боевые вертолёты разделяются по своей специализации на следующие типы[3][1][2][4]:

  • вертолёты огневой поддержки (ударные) — предназначены для подавления и уничтожения наземных подвижных и неподвижных целей противника, и для уничтожения бронетехники (танки, БМП, БТР, бронеавтомобили и т. д.). В этот тип также включаются противотанковые вертолёты[5][⇨];
  • противолодочные вертолёты — для поиска и уничтожения подводных лодок.

Вертолёты огневой поддержки[править | править код]

В СССР и в Российской Федерации, как в научно-познавательной литературе, издаваемой Военным издательством для широких слоёв населения, так и в литературе для служебного пользования[6], для обозначения боевых вертолётов занимающихся подавлением и уничтожением наземных целей противника принято употреблять термин «вертолёт огневой поддержки» (включая иностранные аналоги)[1]. Данный термин не использовался для противолодочных вертолётов[3].

При этом например советские вертолёты, по специализации принятой в СССР, а затем и в Российской Федерации, являвшиеся «вертолётами огневой поддержки» (вооружённые комплексами управляемого вооружения, значительно расширявшими их огневые возможности для поддержки сухопутных войск): Ми-24 (Ми-35) и Ка-29, благодаря наличию у них грузовых кабин сочетали в себе также и транспортно-десантные функции, в связи с чем классифицировались некоторыми экспертами как «транспортно-боевые вертолёты»[7][8]. На данный момент производитель вертолётов Ми-35 касательно образца использует оба определения: «вертолёт огневой поддержки» и «транспортно-боевой вертолёт»[9][10].

В современной России в качестве синонима «вертолёт огневой поддержки», также распространено обобщающее определение «боевой вертолёт»[11], наравне со специализированным термином «ударный вертолёт»[12][13] (литературным переводом англ. Attack helicopter, фр. Hélicoptère d’attaque исп. Helicóptero de ataque, и т. д.). При этом последний термин в зарубежных источниках (также как в русскоязычной военной терминологии), не применяется в отношении противолодочных вертолётов.

Противотанковые вертолёты[править | править код]

Bo 105P (PAH-1A1) — немецкий противотанковый вертолёт (нем. Panzerabwehrhubschrauber, PAH), состоявший на вооружении бундесвера до 2013 года.
Вооружение вертолёта на снимке: 6 ПТУР HOT.

Как в зарубежных, так и в русскоязычных источниках, противотанковые вертолёты в большинстве случаев не выделяются в отдельный тип боевых вертолётов, а считаются вертолётами огневой поддержки, с уточнением того, что основным назначением таких вертолётов является борьба с танками противника[5][1][6].

Вооружение, использование и оснащение[править | править код]

В комплекс вооружения боевого вертолёта могут входить[2]:

Основным противотанковым средством боевого вертолёта является ПТУР с кумулятивной боевой частью с дальностью полёта в более чем 4 километра. Благодаря возможности летать на низких высотах боевой вертолёт может поражать цель не входя в зону поражения противовоздушной обороны противника.

Типичный профиль полёта боевого вертолёта с огибанием рельефа местности по высоте.
Положительные перегрузки при подъёме и отрицательные при снижении.

Боевые вертолёты могут использовать для нанесения удара кратковременный выход из складок местности, с зависанием на низкой высоте достаточной для целеуказания. Для снижения заметности боевого вертолёта и его защищённости, в конструкцию закладывается низкая эффективная площадь рассеяния несущего винта и фюзеляжа (площадь поперечного сечения фюзеляжа меньше чем у других типов вертолётов), а также снижается инфракрасное излучение двигателей, устанавливается оборудование пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника, и блоки постановки активных и пассивных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Также, в целях снижения заметности боевого вертолёта и сокращения времени огневого воздействия противника, его конструкция должна обеспечивать высокую маневренность позволяющую быстро совершить отход в укрытие хвостом назад или боком, и производить полёты на малой и предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Для этого вертолёт конструктивно должен выдерживать положительные перегрузки при резком наборе высоты и отрицательные при резком снижении высоты. К примеру несущий винт и корпус вертолёта огневой поддержки AH-64A «Апач» рассчитаны на следующие перегрузки[6]:

  • кратковременные положительные перегрузки до +3,5 g на переходных режимах полёта;
  • положительные перегрузки до +1,7 g на установившихся режимах;
  • отрицательные перегрузки до −1,0 g на переходных режимах.

Для защиты экипажа боевого вертолёта и главных агрегатов машины проводится бронирование фюзеляжа от пуль стрелкового вооружения и снарядов малокалиберных пушек[2].

Основные образцы российских и зарубежных боевых вертолётов[4]:

  1. 1 2 3 4 Применение вертолётов огневой поддержки // Зарубежное военное обозрение : ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 1977. — № 3. — ISSN 0134-921Х.
  2. 1 2 3 4 5 Вертолёт ; Боевой вертолёт // Энциклопедия Авиации / под ред. Г. П. Свищёва. — М. : Большая Российская Энциклопедия, 1994. — С. 111, 128—132. — 736 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  3. 1 2 3 Вертолёт // Военная энциклопедия : в 8 т. / под ред. П. В. Грачёва. — М. : Воениздат, 1994. — Т. 2. — С. 72—74. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  4. 1 2 Вертолёт // Военный энциклопедический словарь : [ВЭС] : в 2 т. / редкол.: А. П. Горкин [и др.] ; Ин-т воен. истории Минобороны России. — М. : БРЭ : РИПОЛ классик, 2001. — Т. 1. — С. 270—271. — 847 с. : ил. — (Энциклопедические словари). — ISBN 5-85270-219-6. — ISBN 5-7905-0994-0. — ISBN 5-7905-0995-9 (т. 1).
  5. 1 2 Полковник Нелин В. Состояние и перспективы развития вертолётов Армейской авиации США // Зарубежное военное обозрение : ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 1990. — № 2. — ISSN 0134-921Х.
  6. 1 2 3 Учебное пособие для служебного пользования // Боевой вертолёт огневой поддержки наземных войск AH-64A Апач / под ред. А. Н. Пономарёва. — М.: Воениздат, 1986. — С. 3. — 39 с.
  7. Вадим Михеев. Вертолёт Ми-24 : История создания и развития // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра : журн. — 1998. — № 3 (март). — С. 1—16. — ISSN 1682-7759.
  8. А. Мазепов. Из истории армейских вертолётов // Ка-50, Ка-52, Ка-50Н : Армейские боевые вертолёты / А. Мазепов ; А. Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А. Фомин. — 2-е изд., доп. — М. : Любимая книга, 1997. — С. 12—13. — 128, [4] с. — (POLYGON : Авиационная серия). — ISBN 5-7656-0005-0.
  9. ↑ «Россия начинает поставку в Бразилию боевых вертолетов МИ-35М» (неопр.). russianhelicopters.aero (6 апреля 2009). Дата обращения 11 ноября 2018.
  10. ↑ «Боевые машины холдинга «Вертолеты России» начали первые полеты в рамках программы обучения летчиков ЮВО» (неопр.). russianhelicopters.aero (28 декабря 2016). Дата обращения 11 ноября 2018.
  11. ↑ Официальный сайт Рособоронэкспорт. Каталог продукции для воздушно-космических сил.
  12. Коллектив авторов. Глава 2.3 «Ударные вертолёты — главная сила Армейской авиации» // «Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра» / Под ред. Федосова Е. А.. — М.: «Дрофа», 2005. — С. 277. — 734 с. — («Авиация и космонавтика»). — 2 000 экз. — ISBN 5-7107-7070-1.
  13. ↑ Вертолёты. Военные (рус.). АО «Вертолёты России». ГК «Ростех». Дата обращения 28 октября 2018.

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о