Как все успевать подростку – Как правильно организовать рабочий день школьника

Содержание

Как правильно организовать рабочий день школьника

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

1. Составить список дел.

2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

7.30 — 8.00 — завтрак

8.00 — 8.30 — дорога в школу

8.30 — 12.30 — занятия в школе

12.30 — 13.00 — дорога из школы

13.00 — 13.30 — обед

13.30 — 14.30 — зеленая зона

14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

15.30 — 16.00 — зеленая зона

16.00 — 16.30 — полдник

16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

17.00 — 17.30 — зеленая зона

17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

19.00 — 19.30 — ужин

19.30 — 20.30 — зеленая зона

20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

21.00 — отбой


* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые

10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.


Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 советов родителям, если ребёнок не хочет в школу

Как научиться не тратить время впустую

10 способов запомнить всё

mel.fm

Тайм-менеджмент для детей. 10 советов, которые вы можете дать подростку

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Правильное отношение к важным вещам нужно закладывать с детства. Если ребенок понимает, как распределять время на задачи, когда отдыхать, как доводить начатое до конца, то во взрослой жизни ему будет проще реализовать свой потенциал и добиться желаемого. Ниже — советы, которые помогут подростку постичь азы тайм-менеджмента.

Планировать заранее

Один из главных навыков в учебе —планирование. Если ребенок не владеет им, то будет плохо справляться с заданиями, не сможет укладываться в сроки и утратит уверенность в себе. Ученик, который понимает, когда нужно приступить к работе, более ответственен и быстрее добьется успеха.

Лиана Хазиахметова
Как научить ребенка учиться

Приучите ребенка вести списки в блокноте или приложении. Это процесс можно организовать, например, так: в один файл записываете все задачи и планы, в том числе «домашку», подготовку к экзаменам, поездки, семейные походы и так далее. Затем в блокноте эти задачи разбиваются по дням. Такой метод позволяет не держать важное в голове и при этом иметь представление, к какому сроку и что нужно сделать.

Буферные зоны


Лиана Хазиахметова


Заряжен на 100%

При ежедневном планировании обязательно оставляйте значительный запас между задачами, никогда не планируйте их впритык, даже если кажется, что ребенок успеет прийти со школы, пообедать и приступить к урокам в течение часа. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу, сборы и так далее. Мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время, а любая задержка приводит к смещению всего расписания.

Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется. Зачем оно нужно, если метод не работает? Оставляйте время про запас, чтобы не сбиваться с графика.

Порядок


Лиана Хазиахметова


Просто космос

Сколько времени можно потратить зря, перебирая кипы бумаг в поисках нужной! Чтобы этого избежать, необходимо привести всё в систему и постепенно ее совершенствовать. Помогите подростку организовать пространство на столе, в учебниках и в ноутбуке. Складывайте конспекты и заметки в папки (используя разделители для выделения конкретных тем). Маркируйте темы цветом, используя, например, разноцветные разделители или наклейки. А также держите рабочий стол в порядке, чтобы хаос не отвлекал от учебы.

Начинать с самой сложной задачи

Психология человека такова, что он лучше возьмется за легкую задачу, а тяжелую оставит на потом. Кажется, что такой подход помогает «раскачаться», но получается, что к самой важной задаче (как правило, это и есть самая сложная) ребенок приступает уставшим. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу. Как приступить к делу с энтузиазмом, читайте ниже.

Разбивать большие задачи на маленькие

Можно не просто на маленькие, а на крошечные. Вот как мог бы выглядеть список задач для подготовки к экзамену: открыть учебник → прочитать главу → ответить на вопросы → решить примеры из тетради.

Лиана Хазиахметова
Разбивка задания на более мелкие части упрощает соблюдение сроков. Из книги «Как научить ребенка учиться»

Если ребенок прочитает строчку «подготовиться к экзамену», то перед его глазами пронесется куча учебников, конспектов, примеров. Конечно, энтузиазма у него поубавится. А вот «открыть учебник» — это простое действие, к которому легко приступить.

Напоминалки

Школьникам следует установить в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках. Выбирайте вариант, который удобен не вам, а подростку. Одному подойдет распечатка расписания для планирования занятий, а другому — мобильник с напоминанием о важных датах и времени.

Обратный отсчет

Школьникам нужно научиться планировать работу с конца, от срока сдачи. Основываясь на опыте выполнения предыдущих заданий, они в состоянии прикинуть время, необходимое для каждого этапа. Понятно, что эти расчеты приблизительны, но всё же это лучше, чем полагаться на авось. Нужно записать все этапы работы в обратном порядке и для каждого указать примерные сроки выполнения.

Лиана Хазиахметова
Обратный отсчет в планировании

Нужно предусмотреть запас времени между завершением задания и сроком сдачи на случай непредвиденных обстоятельств, например болезни (буферные зоны нужны не только в ежедневном планировании).

Повторение

Полезная привычка — каждую неделю и каждый месяц повторять пройденный материал. Ученики, которые не жалеют на это времени в течение года, оказываются в выигрыше. Им требуется меньше времени на подготовку к экзаменам.

Выделить время на повторение сложно. Всегда есть более срочные задачи, поэтому нужно заранее планировать время для этого. Например, в субботу выделить часа два на повторение пройденного материала. Бывает, что достаточно пробежаться глазами по темам. Иногда приходит понимание, что какая-то тема буквально вылетела из головы, и ее нужно просмотреть более подробно.

Нет отвлекающим факторам

Приучите ребенка следовать правилу: во время работы он не должен отвлекаться. Ученику необходимо сосредоточиться на предмете. Помехи мешают мозгу обрабатывать информацию — в результате ее сложнее усвоить и труднее потом вспомнить. Чтобы не отвлекаться во время занятий, нужно как минимум отключить электронные устройства и сосредоточиться на поставленной цели.

Сохранять внимание на протяжении нескольких часов очень сложно, поэтому необходимы перерывы, во время которых подросток сможет ответить на сообщение или позвонить.

Вечерний обзор

Учите детей анализировать прошедший день. Каждый вечер можно посвятить 5–7 минут тому, чтобы оценить прошедший день, посмотреть календарь на следующий, актуализировать его, сделать то же самое со списком задач и настроиться на завтрашние дела. В конце выходных можно посвятить этому 10–15 минут.

Это очень простая практика, которая делает человека намного продуктивнее и снижает долю хаоса в жизни. А чем меньше хаоса, тем меньше энергии тратится вхолостую.

По материалам книг «Как научить ребенка учиться», «Заряжен на 100%», «Просто космос»
Обложка поста: unsplash.com

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Тайм-менеджмент для школьников. Как школьнику всё успевать? // Михаил Бакунин

Учебный год приближается к концу, большинство школьников ожидают завершающие контрольные работы, а выпускников — экзамены. Как помочь ребенку организовать свое время, подготовиться к выпускным работам и при этом не перегрузить себя. Предлагаем несколько советов по управлению временем для школьников, которые позволят сбалансировать учебу, отдых, домашние дела и хобби.

1. Что нужно сделать?

Первым этапом необходимо перечислить все, что необходимо сделать. Это может показаться очевидным, но, говоря по опыту, большинство школьников склонны оставлять важные задачи до последней минуты, что может повлиять на качество их работы. Работая над списком, необходимо указать работу (подготовиться к контрольной, сдать эссе, реферат и т.д.), определить дедлайн и рассчитать количество времени, которое уйдет на выполнение задания.

тайм-менеджмент для школьника

2. Составьте режим дня

Планшет, расписание, календарь на телефоне или обычный ежедневник — найдите удобный инструмент для организации добавьте список приоритетов. Кроме того, подумайте, когда вы наиболее продуктивны, чтобы запланировать интенсивную учебу на это время.

Составьте такое расписание дня при котором будет достаточно времени на сон (норма взрослого человека — 7-8 часов сна, но некоторым подросткам необходимо 9-10 часов), общение и отдых.

3. Быть гибким, но реалистичным

Около 8-10 часов в день будут выделены для учебы, общения и всего, что вам нужно сделать. Школьники проводят в школе около 6 часов, поэтому на выполнение домашних заданий, самостоятельного изучения материала, подготовку к экзаменам и сдаче долгов остается не более 4-х часов.

Также важно помнить, что вещи часто занимают больше времени, чем ожидалось. Поэтому при составление списка дел укажите чуть больше времени, чем может потребоваться.

4. Время для планирования

Обстоятельства могут изменяться, появляться новые задания и работы, меняются приоритеты,поэтому необходимо выделять время утром и вечером, чтобы проверить список дел и их актуальность. Для эффективного планирования времени помечайте этап работы над задачей по ходу работы.

5. Не отвлекайтесь

Для того чтобы не отвлекаться, уберите все, что привлекает на себя внимание: отключите телефон, поставьте блокировку на соцсети во время учебы, уберите лишнее со стола. Для лучшей концентрации можно использовать мотивирующие приложения, например, приложение Forest для смартфонов. Приложение не позволяет переходить в другие приложения до конца определенного отрезка времени, иначе дерево, которое растет пока идет таймер, «погибает».

Тайм-менеджмент для школьника

6. Занимайтесь спортом, чтобы очистить голову между занятиями

Верьте или нет, упражнения работают так же, как сон. Это может сфокусировать ваше внимание, помогая очистить голову между учебными занятиями. Если физические упражнения для вас в новинку, начните 10-минутной пробежки в день, увеличивая время каждую неделю.

7. Была ли организация эффективной?

Постоянное рассмотрение и переоценка расписания может помочь вам понять, нужно ли вам вносить какие-либо изменения, чтобы вы могли выполнить любые задания, а также хватало времени на развлечения, хобби, друзей и семью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь материалом с друзьями:

bakunin.com

10 золотых советов по тайм-менеджменту для школьников — Учёба.ру

№ 1. Планируйте свой день

Как правило, первая половина дня у школьников структурирована хорошо: уроки, перемены, дополнительные занятия. Но после школы начинается полная свобода: когда хочешь, тогда и делай задания. Казалось бы, все здорово. Но часто дело заканчивается тем, что вроде бы ты на секунду зашел во «Вконтакте» — а на дворе уже ночь, и домашняя работа даже не начата.

Чтобы этого избежать, надо структурировать свой день. Лучший способ — накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Возможно, в процессе выяснится, что день достаточно свободный, и имеет смысл добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, это явный признак того, что от каких-то дел стоит отказаться.

В любом случае, когда вы запишете необходимые задания на бумаге, появится ясность и возможность управлять делами.

№ 2. Ставьте понятные цели

Кажется, нет ничего проще, чем поставить себе цель. Вы же знаете, что к следующему уроку по биологии нужно написать реферат, а по литературе проходят Гоголя. Однако часто в голове становится пусто, стоит сесть за работу: ведь на деле бывает непонятно, что именно надо делать и с чего начинать.

Для того чтобы эффективно справляться с задачами, и нужны цели.

Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить все про Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать, достигли вы своей цели или нет, она должна быть измеримой: лучше «получить только четыре и пять в четверти», чем абстрактное «хорошо учиться».

Также важно, чтобы цель была достижимой. Вы можете мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе, но вряд ли это получится, если до забега две недели, а вы месяцами прогуливали физкультуру. В таком случае лучше увеличить срок достижения цели (не в этой четверти, а в другой) или саму цель — не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.

Чтобы отслеживать свои достижения, надо устанавливать конкретные временные границы. И, наконец, не стоит забывать о значимости цели лично для вас: чтобы была мотивация все выполнить, нужно понимать, зачем.

№ 3. Расставляйте приоритеты

Чтобы не потонуть в потоке дел, нужно учиться разделять их на группы в зависимости от степени срочности и важности. По такому принципу самые важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной) выполняются в первую очередь, а дальше уже можно браться за не важные, но срочные и важные, но не срочные. Такой подход позволит не только выполнять основные задания качественнее, пока есть силы, но и даст значительный продолжительный заряд: после того, как завершите самое важное и сложное дело за день, вы наверняка почувствуете подъем, ведь главные трудности останутся позади. Тогда и справляться с остальными делами будет проще.

Если вы не будете что-то успевать, это тоже не станет трагедией: в конце списка останутся не очень срочные и не очень важные дела, над которыми стоит подумать — а нужно ли их вообще выполнять?

№ 4. Найдите собственный ритм

Всем известно разделение на «сов» и «жаворонков», однако мало кто действительно знает и использует свои «лучшие» и «худшие» часы. При этом эффективность разных людей в разное время суток может сильно отличаться. Более того, если вы поэкспериментируете со своим графиком, то поймете, что в разное время суток хорошо получаются разные дела.

Понаблюдайте за собой. Возможно, вместо того, чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше встать на час раньше и сделать ее перед школой? Или наоборот, отоспаться хорошенько — все равно с утра голова не работает.

Тот же принцип применим к ритму работы. Кому-то легче сесть на несколько часов и завершить все дела в один подход, а у кого-то лучше получается, если делать понемногу каждый день. Вот почему нужно определить свой личный идеальный ритм и постараться построить работу в максимальном соответствии с ним.

№ 5. Работая — работайте

Необходимое правило эффективной работы — погружение в то дело, которым вы сейчас занимаетесь. Когда человек полностью концентрируется на одной задаче, он выполняет ее в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлекаясь на что-то другое. Если пишете сочинение по литературе или делаете домашнее задание по химии, лучше отключите на это время мобильный телефон, закройте браузер и приложения с социальными сетями.

Возможно, поначалу вам будет сложно концентрироваться на одном занятии, но даже если не получается надолго оторваться от гаджетов, продержитесь, сколько можете. Полчаса полноценной, концентрированной работы окажутся продуктивнее, чем два часа с постоянными ответами друзьям, просмотром картинок и т. п., а если вы будете тренировать концентрацию, со временем погружаться в работу будет становиться все проще.

Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, можно попробовать ставить себе таймер по «Помидорному методу»: 25 минут работы и пять минут отдыха. Тогда и не будет ощущения усталости, и эффективность работы не снизится.

№ 6. Найдите мотивацию

Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания, особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. Но, к сожалению, и такими делами приходится заниматься. Если вы понимаете, что этой работы не избежать, стоит попробовать «уговорить» себя, найти мотивацию для выполнения задания.

Пригодятся любые предметы, идеи, люди и персонажи, которые имеют ценность для вас. Повесьте постер с Шелдоном Купером, который не одобрит, если вы не выполните домашнюю работу по физике, или скажите себе, что за каждое решенное упражнение по математике вы будете получать по мармеладке. Договоритесь с родителями, что они что-то подарят за выполнение серьезной работы или, например, за пятерку в четверти по предмету, который вам не дается.

Мотивацию можно найти и на более высоком уровне. Подумайте о том, для чего вам необходима учеба: без окончания школы не поступишь в выбранный вуз, не выйдет впечатлить одноклассников и т. п.

№ 7. Чередуйте дела

Наш мозг постепенно устает от однообразной работы, поэтому лучше всего составлять свой план на день так, чтобы в нем чередовались занятия, требующие разных навыков. Например, перемежать решение задачек по математике с чтением учебника по истории, а уже потом приступать к похожим (с точки зрения работы мозга) задачам по физике.

По такому же принципу хорошо выбирать хобби и способы отдыха после учебы. И ваш мозг, и организм в целом отдохнут гораздо лучше, если вы пойдете гулять с друзьями, чем если после многих часов за партой вы переместитесь за компьютер, где так же будете сидеть и напрягать глаза.

Если совсем не получается выбрать разные дела, даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу — вы дадите себе хотя бы немного времени, чтобы переключиться.

№ 8. Объединяйтесь с другими

Кому-то лучше удаются сочинения, а кому-то — решение задач по геометрии, и этим стоит воспользоваться. Списывать у отличника не самая хорошая идея: это потом крайне негативно скажется на результатах экзаменов. Однако всегда можно попросить его объяснить непонятную тему взамен на помощь в изучении предмета, в котором он разбирается хуже.

Вы можете договориться с одноклассниками и готовиться к занятиям и контрольным вместе — такой формат принесет много пользы как в плане времени, так и в плане качества работы.

Объясняя кому-то тему, вы и сами укрепите свои знания, а слушая других наконец разберетесь в сложной для вас дисциплине. К тому же, определяя время подготовки домашней работы заранее и согласовывая его с одноклассниками, вы не дадите себе возможности увильнуть от трудного или нелюбимого занятия.

№ 9. Анализируйте сделанное

Может так получиться, что вы, вроде бы, все делаете правильно: составляете список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно чего-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в план закралась ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения.

Такой анализ может разочаровать. Например, вы выясните, что, несмотря на все графики, в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть сериал. Или что задание, на которое вы отводили два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. И в первом, и во втором случае не стоит отчаиваться — просто в следующий раз надо составить план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно ходите смотреть сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.

№ 10. Не забывайте об отдыхе

В погоне за личной эффективностью многие склонны забивать свой график делами под завязку. Им кажется, что если не тратить по десять часов в день на подготовку к ЕГЭ, его точно не сдашь, химия так просто не дается и времени отдыхать нет.

Однако отдых необходим, причем не только для полноценной и счастливой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем больше успеешь, но это не так. В какой-то момент наш мозг устает, и его работоспособность сильно снижается. Тогда дальнейшие занятия оказываются малоэффективны. Из-за этого работа без перерывов является вредной: отдохнувший человек за меньшее количество часов сделает больше, чем уставший и потерявший сосредоточенность.

www.ucheba.ru

Как всё успевать, развиваться и не провтыкать свою жизнь

Примерно три года назад на меня свалилась куча дел, с которыми нужно было справиться. При этом хотелось сохранить баланс, чтобы работа не поглотила с головой. Мне нужно было делать основную работу, готовить программу учебного курса и вести занятия, ходить на тренировки, учить английский, общаться с друзьями, развлекаться и, самое главное, отдыхать от этого. Нужно также учесть, что я фрилансил и должен был организовать свою работу. И в принципе, мне удалось разработать простую систему.

Не хочу углубляться в теорию: я практик, а не теоретик. Я просто поделюсь основными идеями и принципами. Это не догма, и не всем это может подойти. Но кто знает, возможно, именно вам эта статья будет полезна.

Теория

Тогда я ещё не знал о модной сейчас GTD и прочих методиках личной эффективности, однако мне попалась информация о сферах человеческой жизни. Классно, когда ты всё успеваешь, например, по работе, но все эти успехи не приносят удовлетворения и не имеют особого смысла, если в других сферах у тебя нет никакого движения.

Обычно люди думают, что в жизни всё случается само собой, деньги падают с неба или их дарит богатый дядя, здоровье никуда не уходит, хорошие отношения выстраиваются сами по себе, успех выбирает случайного человека и сваливается на него и так далее. Это детское видение реальности, от него нужно постепенно избавляться. Чуть подробнее об этом — в статье о причинно-следственных связях.

Как всё успевать

Как утверждают психологи, существует восемь основных сфер человеческой жизни: семья, отношения, здоровье, финансы, карьера, рост и развитие, духовность, отдых. Нельзя сказать, что какая-то из сфер важнее другой. Они все являются кусочками, из которых складывается гармоничная и интересная жизнь.

Как всё успевать: сферы жизниСферы жизни

Я объясню, что входит в каждую сферу:

  1. Семья: дети, родители, родственники, близкие друзья.
  2. Отношения: близкий человек, партнёр.
  3. Здоровье: энергия, самочувствие, здоровый образ жизни.
  4. Финансы: зарплата, расходы, доходы и так далее.
  5. Карьера: профессия, навыки, коллеги, место работы и карьерный рост.
  6. Рост, развитие: обучение, чтение, личные достижения, реализация творческого потенциала.
  7. Духовность: душевное состояние, эмоции, радость жизни, отношения со Вселенной (Богом).
  8. Отдых: хобби, путешествия, развлечения.

Во все эти сферы нужно направлять свою энергию, в каждой из них должно происходить движение, иначе начинаются перекосы и проблемы в жизни. Это значит, что, чтобы сохранять баланс, для каждой сферы нужно составить список задач и целей.

Список задач по сферамСписок задач по сферам

Но жизнь — такая штука, в которой постоянно что-то происходит и этот баланс очень часто нарушается. Тем более что голова вечно забита разными мыслями, текущими рабочими задачами и информационным мусором и просто невозможно всё помнить и чувствовать себя спокойно. В итоге начинаешь понимать, что почти все проблемы в жизни случаются из-за неумения управлять своим умом и своим временем.

Инструменты

Важно понимать, что человек в конкретный момент может эффективно выполнять только одну задачу и это та задача, на которой он сосредоточен здесь и сейчас. Многозадачности не существует, можно только быстро переключаться между задачами. Кроме того, чем чище голова, чем меньше она забита задачами и мыслями, тем эффективнее она соображает. Как компьютер может зависнуть, если запустить огромное количество программ, так и человек, который взял на себя слишком много, начинает тормозить. Отсюда вывод: в голове лучше не хранить списки задач, расписание, план на год — в общем, всё то, что жрёт ресурсы и мешает сосредоточиться на текущем моменте.

Таким образом, нам нужно организовать внешнее хранилище (вне головы) списков задач по сферам и держать там всю необходимую информацию. Для этого подойдёт любой простой таск-менеджер.

Пул задач в таск-менеджереПул задач в таск-менеджере

Каждый раз, когда нам в голову приходит некая мысль или идея, мы добавляем её в список задач нужной сферы. Если необходимо, добавляем напоминалку. Не всегда эту задачу нужно будет выполнить, потому что через какое-то время она может потерять свою актуальность, и это нормально. Главное, она не сидит у нас в голове и не жрёт ресурсы. Имеет смысл завести отдельный список для идей, в который сваливается всё, что приходит в голову. Позже, после анализа, идеи превращаются в задачи или отправляются в мусорную корзину.

Важно понять: когда мы добавляем задачу в список, мозг запоминает её и резервирует для неё ресурсы, а когда мы отмечаем задачу как выполненную, мозг освобождает эти ресурсы. Совершая физическое действие и отмечая выполнение, мы помогаем мозгу понять, что дело сделано. В противном случае мозг может не осознать факт выполнения задачи.

Прелесть списка ещё и в том, что всегда можно просмотреть перечень уже выполненных задач и удивиться, сколько ты на самом деле всего успеваешь за день, месяц, год. А сколько всего можно успеть за целую жизнь?!

Список выполненных задачСписок выполненных задач

С этой точки зрения работа с почтой в Inbox вместо классического интерфейса Gmail намного эффективнее: таким образом письма превращаются в задачи.

Inbox (альтернативный интерфейс Gmail)Inbox (альтернативный интерфейс Gmail)

Причина, по которой многие люди мучаются, если они не смогли справиться с задачей, проста. Мозг продолжает выделять для неё ресурсы, и чем больше таких нерешённых задач копится в голове, тем сильнее человек тормозит. Поэтому так важно не брать на себя слишком много и доводить все дела до конца.

Далее, нужно распределить своё время между задачами и обеспечить движение во всех сферах. Для этого нам понадобится календарь.

Календарь с выделенным временемКалендарь с выделенным временем

Для каждой сферы создаётся календарь, отводится время под задачи. Таким образом мы обеспечиваем гармоничное движение в каждой сфере. Обычно стоит отталкиваться от часов, которые отводятся на работу, потому что это время чаще всего фиксировано и вы на него не можете повлиять.

Если подумать, в детстве у всех был распорядок дня в детском саду, потом — расписание в школе и универе, благодаря чему многое удавалось успеть. Но когда человек взрослеет, он думает, что всё сложится само собой, ведь до этого кто-то составлял это расписание. В принципе, так оно и происходит, только этот кто-то учитывает свои интересы, а не ваши.

Отдельно хочется отметить, что нужно отделять общие жизненные задачи от рабочих и, например, учебных, не стоит хранить их в одном списке. Для работы используются отдельные инструменты, которые заточены под специфические задачи и помогают лучше отслеживать их выполнение.

Работа над проектом в TrelloРабота над проектом в Trello

Для учебных онлайн-курсов разрабатывается своя среда, которая позволяет отслеживать прогресс. Для других же сфер есть свои инструменты, например для учёта финансов или для трекинга физической активности. Главное — не переборщить с ними.

Онлайн-курс, прогресс по лекциямОнлайн-курс, прогресс по лекциям

Мозг понимает, что задачи записаны и под них выделено определённое время дня. Это даёт чувство контроля и позволяет направить все ресурсы на решение задачи, над которой нужно думать в данный момент. Это то самое состояние присутствия здесь и сейчас, о котором говорят просветлённые мастера.

И ещё нужно организовать некое внешнее хранилище информации и знаний, чтобы можно было всегда найти то, что может пригодиться. Чаще всего это технические статьи и прочий хлам, который не стоит держать в голове, но который иногда нужно перечитывать.

База знаний в EvernoteБаза знаний в Evernote

Это не относится к художественной литературе, которую рекомендуется периодически читать для развития воображения и для того, чтобы не стать высокопродуктивным роботом.

Как использовать

Надеюсь, общая логика работы понятна: задачи собираются в пулы, привязанные к определённым сферам, для каждой сферы создаётся календарь и отводится время, в которое будет выполняться задуманное.

Распределение задачРаспределение задач

Таким образом мы успокаиваем свой мозг, который понимает, что для всех задач есть специально выделенное время, а если конкретный час ничем не занят, значит, можно расслабиться и потупить.

План на неделюПлан на неделю

Даже если произойдёт неожиданное событие, которое нарушит расписание, после всегда можно вернуться к делам и нормальному распорядку дня, ведь у вас всё записано. Главное — не позволять мозгу париться, если что-то пойдёт не по плану.

Пример пула задач… Мне часто приходят рассылки различных обучающих онлайн-ресурсов, и я добавляю интересные мне курсы в список «Обучение, развитие». Как только я заканчиваю один курс, я сразу перехожу к следующему. Таким образом обеспечивается непрерывное обучение.

О целях

Цели задают направление, дают энергию, поэтому имеет смысл рассматривать эти инструменты в контексте движения к задуманному. Даже если у человека есть одна глобальная цель, она состоит из более мелких, которые могут изменяться и дополняться. Поэтому свой распорядок имеет смысл подгонять под различные периоды жизни.

Для движения в некоторых сферах нужно ставить цели. В других же достаточно выполнять рутинные задачи, чтобы удержать состояние. Например, чтобы развиваться и расти, нужно постоянно изучать что-то новое, а чтобы быть здоровым, нужно чистить зубы, делать простую зарядку, хорошо и регулярно питаться и так далее.

Лайфхаки

Всё, что написано ниже, вынесено из собственного опыта и проверено не один раз.

  1. Чтобы почувствовать изменения, нужно попробовать использовать эти инструменты 3–6 месяцев. Такой период гарантирует выработку привычки.
  2. Чаще всего нет необходимости устанавливать жёсткие дедлайны. Но если какая-либо задача должна быть выполнена точно в срок, значит, возможно, для неё потребуется больше времени в день, что повлечёт за собой реорганизацию графика. Возможно, придётся временно пожертвовать некоторыми сферами.
  3. Периодически нужно просматривать списки задач по сферам и подчищать их: часто списки перестают быть актуальными. Также нужно подправлять расписание в календаре, когда не получается его придерживаться. Если реальный график не совпадает с планом, мозг начинает беспокоиться.
  4. Если расшарить календарь для членов семьи или друзей, они смогут увидеть, когда вы заняты, а когда у вас есть время для встреч. Так делает знаменитый барабанщик Дом Фамуларо (Dom Famularo).
  5. Утром лучше разгонять ум и тело, а к вечеру их затормаживать: такой режим намного более продуктивен и соответствует биоритмам. Как показала моя практика, обучение лучше переносить на утро, пока голова свежая. Например, достаточно каждое утро в течение часа без напряга учить иностранный язык, чтобы за год существенно поднять уровень. Ещё я заметил, что, если после обучения давать телу лёгкую физическую нагрузку, знания усваиваются лучше. Вечер же лучше посвятить только физическим упражнениям и отдыху, а мозг не нагружать.
  6. Чтобы хорошо себя чувствовать, лучше встать пораньше, часов в 5–6. А чтобы легко было вставать, нужно запланировать на утро медитацию, обучение, зарядку и тому подобное. Многие люди утром долго валяются в постели, а потом в спешке собираются и прибегают на работу с паршивым настроением. При этом им ещё понадобится некоторое время, чтобы мозг полностью проснулся. А теперь представьте, с каким настроем приходит человек, который, пока все спали, успел поучиться, сделать зарядку и хорошо позавтракать — и всё это без спешки и с удовольствием.
  7. В определённые периоды приоритеты могут меняться, поэтому нужно периодически пересматривать распределение времени между сферами и корректировать расписание.
  8. Чтобы хорошо себя чувствовать физически, достаточно каждое утро делать лёгкую зарядку или плавать, а 3–4 вечера в неделю посвящать чему-то более активному: йоге, танцам, TRX и так далее. Также важно регулярно питаться 3–4 раза в день. Когда я жил в Индии пять недель и занимался йогой 2–3 раза в день шесть дней в неделю, моё тело чувствовало себя прекрасно.
  9. Книги, которые хотите почитать, и фильмы, которые хотите посмотреть, лучше записывать в отдельные списки.
  10. Иногда, прокрастинируя в интернете, можно случайно увидеть рекламу какого-нибудь товара и осознать, что его нужно срочно купить, иначе жизнь потеряет смысл. В такой ситуации нужно добавить вещь в список покупок и подождать недельку: обычно уже через несколько дней желание пропадает само.
  11. Многие разделяют работу и жизнь: мол, вот я сейчас на работе помучаюсь, а вечерком буду жить… Но если задуматься, работа — это неотъемлемая часть жизни. Жизнь начинается, когда ты рождаешься, и заканчивается, когда приходит смерть, и не имеет значения, что ты делаешь в данный момент.
  12. Важно уметь сохранять гибкость. Даже если вы проспали и не успеваете сделать зарядку или какая-то задача отняла больше времени, всегда можно уложиться в расписание, сократив время, отведённое для следующей сферы, или перенести задачу на следующий день. Нельзя становиться заложником собственного распорядка, в жизни редко всё идёт чётко по плану.
  13. Требуется определённое усилие, чтобы реорганизовать жизнь и распоряжаться своим временем более эффективно, но ещё больше усилий нужно приложить для того, чтобы сделать найденный оптимальный режим привычным.
  14. По большому счёту не имеет значения, чем ты занимаешься и что делаешь. Важнее сосредоточиться на текущей задаче на 100%, присутствовать в настоящем моменте, чувствовать и осознавать, что ты делаешь, получать обратную связь от окружающего мира и адекватно её оценивать. Такого состояния реально достичь, и мне это периодически удаётся, но для этого нужно разгружать свой мозг.

Послесловие

Эта статья не даёт готового рецепта, как сохранить баланс, достичь успеха и оставаться счастливым. Это лишь один из инструментов организации времени, который помог мне много чего успеть в определённый жизненный период. Чтобы понять, работает это для вас или нет, нужно попробовать. Успехов!

Книги по теме:

lifehacker.ru

Как все успевать школьнику: советы правильного распределения времени

Автор: Наталья Визер

Каким может быть свободное время ребенка?

Прежде, чем узнать, как планировать время школьнику эффективно, чтобы он всё успел, нужно подробнее разобраться в том, что же такое свободное время школьника.

Вы же знаете, чем занимаются современные школьники, когда они свободны? Конечно, знаете, вы же сами такими были.

Наиболее популярные варианты:

  • учатся и выполняют домашнее задание
  • посещают тренировки, репетиторов, дополнительные занятия
  • играют в компьютерные игры
  • проводят по несколько часов в день в социальных сетя
  • смотрят телевизор

Есть ли в этом списке то, что вы не одобряете? Возможно. Но сейчас мы не будем говорить о том, насколько полезны компьютерные игры и телевизионные программы для развития ребенка, и как было бы здорово, если бы ребёнок больше гулял. Некоторые сильно тревожные родители, у которых нет доверительных отношений со своими детьми, задают вопрос про досуг подростков интернету. Их интересует, что делают современные школьники, когда они не заняты. Отличный способ пощекотать себе нервы! Тем более, что коварный поисковик предлагает им такие запросы, как «чем занимаются подростки в свободное время фото», «чем занимаются школьники в свободное время шок» и тому подобное. Советуем вам все же ориентироваться на своих детей, а не на интернет.

Тайм-менеджмент позволит успеть больше

Итак, как научить ребенка планировать свой день? Самый интересный и эффективный способ — познакомить его с основами тайм-менеджмента, или управления временем.

Тайм-менеджмент – это искусство эффективно управлять своим временем.

Если думать более глобально, тайм-менеджмент – это верное средство для достижения своих целей и качественной жизни в целом. Изучив его основы, ребёнок узнает:

  • что такое планирование, и все его плюсы
  • как быстро и просто принимать решения, не теряя минуты и часы на долгие раздумья, успевать справиться с делами
  • как успевать делать все, что необходимо
  • как освободить несколько часов свободного времени в день
  • как правильно организовать себя, чтобы всё успеть
  • что такое лень, и как ее использовать себе во благо
  • как достигать больших результатов, за более короткие сроки
  • как определять свои истинные желания и ставить цели в соответствии с ним

Самое главное, что все эти знания пригодятся и в школе, и в университете, и на работе. Умение четко выстраивать свою деятельность необходимо людям любого возраста, и чем раньше ему научиться, тем лучше. Результатом освоения тайм-менеджмента станет получение сразу же нескольких навыков, необходимых каждому современному человеку:

  • правильная расстановка приоритетов
  • планирование
  • определение каналов утечки драгоценных часов и минут, коррекция своей деятельности
  • точный расчет времени для решения задач

Важно не только узнать, как научить подростка планировать, его нужно этому обучить.

Эксперимент, который покажет ребенку эффективность тайм –менеджмента.

Как известно, умение ставить себе цели и достигать их, грамотное планирование – ключ к успешной учёбе и счастливой жизни.

У современных детей, да и у взрослых тоже, часто возникают вопросы:

  • Почему я ничего не успеваю?
  • Как перестать опаздывать в школу, посещать кружки и секции, выполнять домашние задания, отдыхать и общаться с друзьями?
  • Что делать с тем, что есть столько дел, которые я совсем не хочу делать?

Предлагаем выполнить домашний эксперимент под названием «Зачем мне нужны цели или как всё успеть»

Суть тайм-менеджмента заключается том, чтобы правильно и эффективно распределять временные ресурсы. А это напрямую зависит от постановки целей. Потому что, когда знаешь, куда идешь, когда есть основная задача, дорога становится ясной и все второстепенные дела даются проще.

Выполняйте задание вместе с ребёнком – это интересно, и есть возможность в итоге обсудить результаты, сделать выводы.

Вам понадобится:
Кастрюля 1 л., упаковка гречки/фасоли/гороха и т.д., 1 апельсин, 3 мандарина.

Что делаем:

  1. Возьмите кастрюльку, насыпьте туда крупу. Теперь попробуйте положить туда мандарин, апельсин.
  2. Теперь положите сначала мандарины потом апельсин, потом крупу.
  3. Теперь — сначала апельсин, потом мандарины, потом крупу.

В каком случае уместилось все? Конечно, В 3!

Теперь обсудите результат- Апельсин — это наши крупные дела, мандарин — средние, крупа — мелочи. Выходит, что можно заполнить свой день мелочами, и больше ничего в него не поместится. А можно ориентироваться на важное, заполировать его, потом выполнить второстепенные дела, портом мелочи. Попробуйте, тут и для воды место останется!

Пообщайтесь с ребенком на тему «чем бы я хотел заполнить свой день, что важно для меня? Расскажите ему о своём дне.

Как научить ребенка планировать день?

Заставить это сделать не получится, школьник должен понимать, что это – интересно и очень полезно для него. Именно поэтому такие практические упражнения – эксперименты максимально подходят для обучения тайм менеджменту. Главный принцип – это наглядность и удобство.

Хотите помочь ребенку всё успеть – научите его планировать и соблюдать расписание, в обучении используйте максимум интерактива.

Как организовать расписание школьника – планирование и дедайны?

Этот вопрос возникает у родителей уже в 1 ом классе. Но чем старше становится школьник, тем больше у него обязанностей и занятий.

Вывод один – стоит начинать как можно раньше. Будем учиться составлять с соблюдать расписание.

Если вы сделали эксперимент, то уже поговорили о том, почему стоит ставить цели и планировать.

Расписание – это ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.

Вот несколько важных моментов — зачем иметь расписание

  • Это возможность видеть картину дня — чем на самом деле занят день,
  • Тестировать цели на реалистичность, понимать, можно ли добавить ещё что-то в расписание, или на новые задачи просто не хватит времени
  • Это возможность контролировать своё время, распоряжаться им самостоятельно.
  • С помощью расписания можно определить, подросток занят, он сможет предупредить об этом родителей и предотвратить ненужные конфликты

У ребёнка обязательно должно быть свободное время!

Несколько способов планирования

Расписанный день/неделя/месяц

Наверняка, вы встречали такой метод. В этом случае, каждый день расписывается по часам, когда ты должен что успеть и сделать. Конечно, можно так панировать, но всегда будут возникать НО. Что – то случилось, не успел. Попросил помочь друг – а ты не справился с расписанием, и скорее всего стало грустно. Наверняка, вы или ваш школьник пробовали так планировать день и разочаровались в этом способе.

Пример жесткого расписания

  • 8:00 Подъём
  • 8:05 Заправить кровать
  • 8:10 Умыться
  • 8:15 Завтрак и тд
  • 8:30 Выйти в школу и т.д.

Уже стало не по себе, правда?…

Гибкое и жесткое планирование – реальный способ всё успеть

Жёсткая часть – это то, что обязательно привязано ко времени + дорога.

Все секции, школа, походы в кино, встречи с друзьями. То есть, если нужно быть в школе в 9:00, а добираться туда 30 минут, значит школа начинается в 8:30

Гибкая часть – дела, которые нужно делать, но они не привязаны к конкретным часам.

Например, нарисовать картину для кружка, выполнить домашнее задание, убраться дома (если не четкой договоренности, когда это должно произойти).

Дедлайн – тот срок, когда должно быть выполнены задания из гибкой части.

ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕДЛАЙНОВ НЕ БЫЛО МНОГО.

Потому что всегда будет люди, которые всё же буду претендовать на ваше время, и непредвиденные обстоятельства. То есть, если нужно подготовить доклад в среде, лучше не ставить дедлайн на вечер вторника.

Для того, чтобы расписание работало, важно познакомить своих близких с ним!!!

Составляем расписание – практическое упражнение для детей

Переложите ребенку выполнить задание, а лучше – сделайте его вместе.

  1. Нарисуй таблицу – дни недели.
  2. Заполни её сначала жёсткую часть (удобно, что эта часто в течении всего года почти неизменна, и её придётся сделать только раз.
  3. Теперь заполни гибкую часть.
  4. Выдели СВОБОДНЫЕ ЧАСЫ– не занятые ничем.

Теперь то что получилось – вешаем на видное место и пробуем соблюдать!

Тайм менеджмент для детей и подростков – курсы в центре К.О.Т.

В нашем центре был разработан тренинг «Управляй временем», на котором мы научим вашего ребёнка всему вышеперечисленному. Наши профессиональные тренера умеют увлечь детей, найти индивидуальный подход к каждому.

Программа интересная, содержит много практики и много раз доказала свою эффективность – тренинги по тайм менеджменту проводятся в центре К.О.Т. с 2019 года! Узнать программу и записаться можно на нашем сайте или по телефону +7 495 135 15 45.

Тест – умеет ли Ваш ребенок распределять своё время.

Если Вам интересно, насколько развиты навыки планирования и управления временем у ребенка – просто ответьте на несколько вопросов тест и получите ответ.

Кроме того, в зависимости от результата, вы получите рекомендации психологов по развитию этого навыка и полезные советы на каждый день!

Пройти тест

www.tren-kot.ru

Как управлять временем: советы психолога — Учёба.ру

Артем Кондрашкин,

подростковый психолог, тренер центра «Перекресток»

Что входит в понятие тайм-менеджмента и есть ли какие-то особенности, если мы говорим о подростках?

Тайм-менеджмент, или «управление временем» — этот термин пришел из бизнеса, где важно грамотно организовать время, чтобы все успевать. Но на самом деле число различий между подростком и взрослым в этом смысле не так уж и велико — ни те, ни другие, как правило, не умеют управлять своим временем. Просто взрослый человек компенсирует это опытом, некоторые решения ему даются проще, чем подростку, который только-только начал самостоятельно планировать свою жизнь.

Вопросом «как мне эффективно распределить свое время?» дети начинают задаваться обычно примерно к шестому классу, когда кардинально меняется их жизнь. Вместо «началки», когда в школе все понятно и регламентировано — «урок — перемена», а дома почти все еще зависит от родителей, они попадают в новую реальность: появляется много разных предметов, им приходится перемещаться по разным кабинетам, а потом самим распределять время для того, чтобы сделать уроки, погулять, поиграть в компьютер. Раньше, до школы и в начальных классах, времени хватало на все, родители знали и говорили, когда пришло время поесть, когда пора поспать, а когда — сделать уроки. А потом начинается трудный переход к самостоятельному планированию и оказывается, что получается не слишком хорошо. Не так-то просто найти и правильно распределить время для того, что нужно делать, и для того, что сделать хочется.

у подростков большие сложности со сном и вообще с пониманием и поддержанием уровня сил жизненных

А есть ли какие-то тонкости, связанные с физиологией и психологией подросткового возраста, от которых зависит восприятие времени и умение им управлять?

Одно из базовых понятий в тайм-менеджменте называется «временная перспектива». Это то, как человек воспринимает время: например, час или неделя — это много или мало? Длительность воспринимается очень субъективно. Подростки воспринимают время значительно плотнее, чем взрослые. Их день — это гораздо больше, чем день взрослого человека, а неделя гораздо длиннее. Поэтому в долговременной перспективе подростку гораздо сложнее планировать.

Когда мы работаем со школьниками на тренингах, мы учим их навыкам планирования: разбиваем цель на задачи, задачи — на шаги, понимаем, как одно вытекает из другого и что из этого лучше сделать сегодня, что — завтра, а что — через месяц. Раскладываем шаги по временной перспективе.

Другая возрастная особенность заключается в том, что у подростков бывают большие сложности со сном и вообще с пониманием и поддержанием уровня сил жизненных — телесные переживания в этом возрасте очень запутанны, дети часто не понимают, когда они бодрые, когда уставшие, и не видят причины этих состояний.

В этом возрасте перестраивается режим сна, они не очень знают, когда им надо ложиться спать, во сколько просыпаться. Далеко не всем подходит ранний подъем, но дети не могут сами выбирать расписание, у них нет свободы влияния. В результате они не высыпаются, ходят вялые, при этом не связывают это с недосыпом. От этого теряется много сил, падает успеваемость, от этого усталость еще больше растет.

Как с этим бороться?

Еще один важный навык, который помогает учиться управлять временем, — расширение временной перспективы, проще говоря, навык подготовки. Есть какие-то действия, которые не требуют никакой подготовки: ну, скажем, захотел человек поиграть — сел за компьютер и поиграл. А вот для того чтобы сделать уроки, нужно подготовить стол, пространство, убрать все, что отвлекает, и, наоборот, собрать какие-то средства поддерживающие. То же касается сна. Подростки часто жалуются, что ложатся вовремя, а потом долго не могут уснуть, а потом оказывается, что они делают в этот момент много противоречивых действий, которые им мешают. Переписываются по телефону, смотрят фильмы или просто думают много разных мыслей, переживают. Ко сну надо готовиться: проветрить комнату, убрать заранее все экраны, не пить вечером бодрящие напитки и энергетики, не смотреть страшные новости, научиться расслабляться, управлять своими мыслями.

называется «навык выбора» — умение отказываться от чего-то, в том числе нужного и привлекательного.

Сейчас принято считать, что дети перегружены: в школе большая нагрузка, много дополнительных занятий, огромная часть времени и сил уходит на дорогу.

И подростки, и взрослые, живущие в большом городе, перегружены как реальными задачами (учеба, работа дополнительные работы и занятия), так и неограниченными возможностями, которые предлагает мегаполис. А ведь еще хочется найти время на семью, друзей, увлечения. Важный навык, который необходимо развивать и взрослым, и школьникам, называется «навык выбора» — умение отказываться от чего-то, в том числе нужного и привлекательного. Этот важно не только для планирования дня, но и в целом для ощущения жизни: выбирать, что я замечаю в жизни, какими чувствами я ее наполняю.

На занятиях мы тренируемся выбирать и развиваем способность отделять важные дела от неважных, срочные — от несрочных. И планировать день так, чтобы важные дела делать вовремя, нормально и получать удовольствие от выполненной работы. При этом, в идеале, важные дела не должны переходить в срочные: если мы все время занимаемся доделованием срочных дел, при этом отодвигая другие, которые тоже в результате становятся срочными, мы занимаемся бессмысленной гонкой, не замечая, чем наполнен день.

Здесь есть сложный момент, который заключается в том, что список «важных дел» с точки зрения подростка далеко не всегда совпадает с тем, что в это понятие вкладывают родители или учителя. Но настаивая на своем, взрослые не получат результата, дети не научатся управлять своим временем, а научатся лишь исполнительности.

Что же делать родителям, которые видят проблему и хотят помочь ребенку научиться управлять временем?

Многие родители ищут универсальные рекомендации, но их нет — у каждого ребенка все очень индивидуально: одного что-то поддерживает, а другого, наоборот, это дезорганизует. Родителям надо признать, что они уже не могут напрямую управлять временем подростка. Это не значит, что надо оставить все на самотек: сам разбирайся. Они должны давать советы, делиться опытом, быть настойчивым, но главное, сами подавать пример. Дело в том, что подростки и сами очень хотят все успевать, надо рассказать им, что есть техники, есть люди, которые знают, как научиться управлять временем, и вместе учиться этому.

www.ucheba.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о