Как поставить речь и дикцию – как быстро улучшить речь и дикцию

Содержание

как быстро улучшить речь и дикцию

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Прикрыла рот рукойПрикрыла рот рукой

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Говорит речьГоворит речь

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Показывает языкПоказывает язык

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Кричат друг на другаКричат друг на друга

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

yourspeech.ru

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) — воспользовавшемуся
  • (К) — мелкокалиберными
  • (П, в) — опубликовывать
  • (П, р) — опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) — территориальная целостность
  • (Р, т) — проиллюстрировала
  • (Р, в) — ревербератор
  • (С, ф) — средств
  • (Ч, в) — четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) — фантасмагорический

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

www.adme.ru

как улучшить дикцию и речь

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.

Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:

Интервьюер интервента интервьюировал.

Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.

Прокурор проколол дыроколом протокол.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.

Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:

1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.

2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.

3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.

4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.

5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.

6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

www.leludi.ru

Развитие дикции | «Дикторы» | Упражнения для дикции

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:


п!  пь!  п!  пь!  п!  пь!  п!  пь! …

т!  ть!  т!  ть!  т!  ть!  т! ть! …  

к! кь!  к!  кь!  к! кь!  к! кь!  …

Данные согласные подготавливают правильное звучание  следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:


пу!  по!  па!  пэ!  пи!  пы!  пя!  пе!  пё!  пю!

ту! то!  та!  тэ!  ти!  ты!  тя! те!  тё! тю!

ку!  ко!  ка!  кэ!  ки! кы!  кя!  ке!  кё!  кю!

Далее включайте звонкие согласные:


бу!  бо!  ба! бэ!  би! бы!  бя! бе!  бё!  бю!

ду! до!  да! дэ!  ди!  ды!  дя! де!  дё!  дю!

гу!  го! га!  гэ!  ги!  гы!  гя!  ге!  гё!  гю!

ру!  ро!  ра! рэ!  ри!  ры!  ря!  ре!  рё!  рю!

ву!  во!  ва!  вэ!  ви! вы!  вя! ве!  вё!  вю!

фу!  фо!  фа!  фэ!  фи!  фы!  фя!  фе!  фё!  фю!

цу!  цо!  ца!  цэ!  ци!  цы!  ця!  це!  цё! цю!

чу!  чо!  ча!  че!  чи!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:


бу — бу — бу — бу — бупп!   

бо — бо — бо — бо — бопп!

ба — ба — ба — ба — бапп!

бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!

би — би — би — би — бипп!

бы — бы — бы — бы — быпп!

Все слоги «бегут» к конечному «быпп». Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!

го — го — го — го — гокк!

га — га — га — га — гакк!

гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!

ги — ги — ги — ги — гикк!

гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!

до — до — до — до — дотт!

да — да — да — да — датт!

дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!

ди — ди — ди — ди — дитт!

ды — ды — ды — ды — дытт!


ву —
ву — ву — ву — вуфф!

во — во — во — во — вофф!

ва — ва — ва — ва — вафф!

вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!

ви — ви — ви — ви — вифф!

вы — вы — вы — вы — выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы «бегут» к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА — ПРЯ, ПРО — ПРЁ, ПРУ — ПРЮ, ПРЭ — ПРЕ, ПРЫ — ПРИ

И так со всеми остальными согласными:  БРА-, ВРА-, ГРА- …

Сочетания ЛРА — ЛРЯ, ЛРО — ЛРЁ, ЛРУ — ЛРЮ, ЛРЭ — ЛРЕ, ЛРЫ — ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими — ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ
ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание — по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.

ЛБЛБАЛЬ — язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА — согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

diktory.com

важная составляющая речи: как тренировать и развивать с помощью упражнений

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения звуков. Как улучшить речь и дикцию, чтобы быть уверенным в себе, чувствовать силу своего голоса и слова?

Что такое дикция

Важность для человека и социума

Если человек четко произносит слова, оттеняет их соответствующей интонацией, имеет приятный тембр голоса, то он обладает хорошей дикцией и техникой речи.

И, напротив, если человек говорит невнятно, монотонно, слишком тихо или чересчур громко, проглатывает слова или неестественно медленно растягивает их, то дикция и техника речи у него не в порядке.

Находясь в социуме, общаясь с другими, своей речью человек создает о себе впечатление. Четкая и правильная дикция делает человека приятным в общении, располагает к себе.

У человека с плохой дикцией неизбежно возникают сложности. Ему трудно донести информацию до собеседника.  Из-за усилий разобрать его слова рассеивается внимание и ускользает суть сказанного.

Речь человека — это выражение его натуры. Она самым тесным образом связана с тем, как человек воспринимает сам себя.

Неуверенный в себе, сомневающийся, не умеющий принять решение, взять ответственность на себя человек, как правило, говорит тихо, бессвязно, глотает слова или замедляет темп речи. Впечатление, которое он производит на тех, с кем общается, мягко говоря, неважное. Ответной реакцией может быть и раздражение, и разочарование, но в любом случае — желание поскорее закончить неприятное общение.

Красивая дикция характерна для людей с лидерскими качествами. Это — уверенность в себе, умение спокойно преодолевать трудности, самообладание, способность говорить и убеждать. Речь такого человека отличается четким произношением, выразительностью, приятным звучанием. Общение с ним доставляет удовольствие.

От чего зависит дикция

Дикция (или четкость речи) зависит от работы речевого аппарата. К нему относятся органы:

  • слуха,
  • артикуляции,
  • дыхания
  • центральная нервная система.

Гласные и согласные звуки непосредственно создаются артикуляционным аппаратом. Все дефекты этих органов отразятся на четкости произнесения звуков.

Причины плохой дикции

Причинами проблем с четкостью речи у взрослых и детей могут быть:

  • Слабые мышцы щек, языка и губ. В этом случае речь будет невнятной, образно говоря, “каша во рту”.
  • Недостаточная длина уздечки языка. От этого зависит произношение свистящих, шипящих и звуков “л”, “р”.
  • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Они также повлекут за собой неправильное произношение звуков и слов.
  • Плохой слух. Ухудшается восприятие, меняется громкость голоса.
  • Нарушение ритма дыхания. Когда пересыхает во рту или не хватает воздуха, меняется интонация и скорость произношения звуков. А от волнения и вовсе можно начать заикаться.

Как развить дикцию и четкость речи

Успешность, коммуникабельность, привлекательность — это те черты, которыми хочется обладать каждому. Поэтому очень актуальны сегодня вопросы:

  • Как улучшить дикцию?
  • Как тренировать дикцию?
  • Как исправить дикцию?
  • Как разработать дикцию?

Если вам не нравится то, как вы говорите, то самое время принять решение заняться развитием и тренировкой своей дикции. Выдержка и терпение обязательно дадут результат. Вы поверите в себя, обретете силу голоса и слова.

Работа над четкой речью и произношением заключается в следующем:

  • тренировка мышц артикуляционного аппарата;
  • постановка гласных звуков;
  • постановка согласных звуков;
  • отработка отдельных слов и фраз.

Упражнения для дикции

1. Упражнения для языка

  • постараться дотянуться языком до кончика носа и подбородка;
  • совершать языком круговые движения с закрытым ртом;
  • подвигать языком по сторонам;
  • постучать языком по внутренней стороне зубов;
  • открыть широко рот и вытянуть язык к верхним зубам.

2. Упражнения для щек

  • надувать щеки поочередно со сжатыми губами;
  • надуть щеки, произнести звуки “п”, “б”;
  • надувать и втягивать щеки поочередно.

3. Упражнения для губ

  • вытянуть губы, затем широко улыбнуться;
  • с легким нажимом зубами проводить по губам;
  • с выдохом заставить вибрировать губы со звуком “тпру-у-у”;
  • делать круговые движения губами в разные стороны.

4. Упражнения для нижней челюсти

  • преодолевать сопротивление ладони у подбородка;
  • движения в стороны, круговые.

5. Упражнения для мягкого неба

  • зевать с открытым ртом;
  • имитировать полоскание горла.

Тренируем дикцию постановкой гласных звуков:

  • произносить гласные звуки поочередно пока хватит дыхания;
  • произносить сочетания из двух, затем из трех гласных звуков;
  • произносить сочетания с координацией высоты голоса.

Развиваем дикцию постановкой согласных звуков:

  • произносить активно и отрывисто звуки “п-б”, “к-г”, “т-д”;
  • “ссс-ззз” — точить бруском косу, “жжж” — коса звучно режет траву;
  • “тррр”, вибрирует кончик языка — заводить автомобиль, “дррр” — мотор завелся.

Упражнения с отработкой отдельных слов и фраз:

  • Произнесение скороговорок от простых к сложным; можно усложнить задачу и проговаривать звуки с орехами во рту;
  • Повторение труднопроизносимых слов, взятых, например, из словаря;
  • Чтение текста с закрытым ртом, что многократно усиливает эффект речевых упражнений.

Для того, чтобы улучшить дикцию и четкость речи, можно делать упражнение с пробкой. Его суть заключается в следующем: пробку зажимают зубами и разговаривают, читают, декламируют стихи. Таким образом голосовые связки получают дополнительную нагрузку.

Это эффективное для улучшения дикции упражнение могут практиковать все, кто хочет научиться четко выговаривать слова и отработать дикцию речи.

Как еще можно заниматься самостоятельно

Улучшить дикцию и речь в домашних условиях поможет диктофон. Наговорите текст и послушайте себя. Вам станет ясно, над чем надо работать. Определите для себя, какие звуки у вас “хромают”, подберите материал именно для их проработки.

Поставить речь и дикцию взрослому самостоятельно можно:

  • “классикой жанра” — произнесением скороговорок с орехами во рту;
  • чтением вслух, чем дольше, тем лучше.

Выполняя эти простые упражнения для улучшения дикции, вы сможете развить хорошую дикцию и речь даже без дополнительных уроков, если, конечно, будете добросовестно и усердно трудиться себе во благо.

Стихи для развития четкой речи

Развивать дикцию и речь помогает поэзия. Некоторые стихи имеют сложный слог и очень подходят для развития произношения у взрослых и подростков.

Например, стихотворение В.Брюсова “Буря с берега” является одним из самых действенных упражнений по технике речи на дикцию:

Упражнения на постановку дыхания

Следует отметить, что работа над техникой речи кроме развития дикции включает постановку дыхания. Упражнения по дыханию направлены на то, чтобы научиться правильно расходовать запас воздуха, дышать спокойно и неслышно.

Таким упражнением может быть, например, чтение стихов во время ходьбы. Дыхание не должно сбиваться, вдох — незаметный, выдох — не до конца. Правильно дышать получится, если следить за своей осанкой, держать спину прямо.

Развитие дикции у детей и подростков

Чтобы исправить дикцию подростку, можно воспользоваться методикой развития четкой речи у взрослых. Выполняя те же упражнения для четкой речи, можно уже в этом возрасте постепенно выработать хорошую дикцию и развить речь.

Упражнения на дикцию для детей должны быть похожи на игру. Развитие правильного произношения и четкой речи следует сделать легким и интересным.

Плохая дикция у ребенка мешает ему общаться со сверстниками, не лучшим образом сказывается на успеваемости в школе. Чтобы помочь ему преодолеть резкость, нервозность, отчуждение, занятия следует проводить в легкой, непринужденной обстановке, в игровой форме.

Сначала разминаем язык и губы:

  1. Улыбаемся широко как солнышко, стараемся не открывать рот.
  2. Сохраняем улыбку и показываем свои красивые зубки.
  3. Складываем губы в трубочку и воем как волк “ууу”.
  4. Из этого положения постепенно открываем рот и произносим “ооо”.
  5. Широко открываем рот для звука “ааа”, точно так, как просит доктор, чтобы вылечить больное горлышко.
  6. Высовываем язык как лопатку, пытаемся дотянуться им до подбородка.
  7. Облизываемся, как волк, совершая круговые движения высунутым языком.
  8. Упираемся языком в щеки с закрытым ртом, как будто перекатываем леденец.
  9. Открываем широко рот и языком считаем верхние зубки.
  10. Пытаемся изобразить, как цокает лошадка.

После неторопливой разминки переходим к скороговоркам:

  1. Считаем вместе с ребенком “раз, два, три”.
  2. Добавляем слово “раз сушка, два сушка, три сушка”.
  3. Усложняем “Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три”.
  4. Изучаем и пробуем воспроизвести длинную скороговорку “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

Проговаривание и заучивание смешных стишков с проблемными звуками принесут и пользу, и хорошее настроение:

Темп занятий выбираем индивидуально. Каждое занятие начинаем с повторения предыдущего. Смех, раскованность, усердие ребенка подскажут вам, что ему нравится с вами заниматься. А это значит, что положительный результат — не за горами!

kakgovorit.ru

Как выработать хорошую дикцию — Психологос

Фильм «Скороговорка»

Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?

Фильм «Театральный центр Русская Речь»

В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.

Для начала – разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.

Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!

Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.

Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!

Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками

​​​​​​​В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.


К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции

Упражнение 2. Слушайте себя

​​​​​​​Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

Упражнение 3. Тренируйте диафрагму

Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.

Упражнения от Татьяны Струниной

Комплекс упражнений для хорошей дикции и артикуляции. Я сама обычно эти упражнения делаю, когда принимаю утренний душ.

Все упражнения необходимо делать с удовольствием, без спешки, слегка утрируя произношение.

1. Би-би-би-б, бэ-бэ-бэ-б, ба-ба-ба-б, бо-бо-бо-б, бу-бу-бу-б, бы-бы-бы-б.

Ди-ди-ди-д, дэ-дэ-дэ-д, да-да-да-д, до-до-до-д, ду-ду-ду-д, ды-ды-ды-д.

И другие согласные в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы.

2. Бги-пки, бгэ-пкэ, бга-пка, бго-пко, бгу-пку, бгы-пкы.

Пки-бги, пкэ-бгэ, пка-бга, пко-бго, пку-бгу, пкы-бгы.

Вздри-фстри, вздрэ-фстрэ, вздра-фстра, вздро-фстро, вздру-фстру, вздры-фстры.

Фстри-вздри, фстрэ-вздрэ, фстра-вздра, фстро-вздро, фстру-вздру, фстры-вздры.

3. Сыворотка из-под простокваши. — 10 раз, хорошо укрепляет мышцы, необходимые для улыбки.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. – тоже 10 раз, укрепляет мышцы губ.

5. Повар Петр и повар Павел. Павел пёк, а Петр парил.

Петр парил, Павел пёк. Повар Павел, повар Петр.

6. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. — Произносить на одном тоне, а затем повышая на 1-2 тона или понижая на 1-2 тона.

Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.

Всем успехов!


Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

Подробности по телефону: (495) 507-87-93

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Как улучшить дикцию ребёнку и взрослому: 5 шагов к идеальной речи: aleks070565 — LiveJournal

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. Речевой аппарат

К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» – опустить язык на нижнюю челюсть, «два» – поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.

Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.

Речевой аппарат

Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.

Логопедические занятия

Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях!

aleks070565.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о