Как медитируют тибетские монахи – Как медитируют тибетские монахи — практики Ваджраяны

Содержание

Как медитируют тибетские монахи — практики Ваджраяны

Здравствуйте, уважаемые читатели! Хотели бы вы почувствовать безграничное счастье? Или постичь истинное устройство нашего мира? Всё это и многое другое легко удаётся буддийским монахам Тибета.

Занимаясь медитацией десятки тысяч часов, они выходят на качественно иной уровень жизни, недоступный простому мирянину. О необычных способностях тибетских монахов можно почитать здесь. А сегодня вы узнаете, как медитируют тибетские монахи.

Содержание:

Как обучают монахов в традиции Гелуг

Медитация тибетских монахов

Заключение

Как обучают монахов в традиции Гелуг

Известно, что члены монашеской сангхи Тибета с XV века являются последователями школы Гелуг, основанной Цонкапой.

Монахам предписывается подчиняться правилам поведения, изложенным Буддой в Винае – монастырском уставе. А орденом Гелуг был разработана академическая программа по изучению Дхармы, буддийского учения.

Строгое следование поведенческим правилам и выполнение учебного плана по изучению буддийской философии способствуют очищению как тела и речи послушника, так и его ума. Конечная цель этой кропотливой работы над собой – обретение просветления.

Монах проходит этот путь постепенно, от новичка-геньена, через получение первой монашеской степени гецула, до гелонга, которым можно стать не раньше достижения двадцатилетнего возраста. В этот торжественный момент послушник обязуется выполнять 250 правил, заключённых в Муласарвастивадин Винае.

Обучение строится следующим образом: начинают с развития логики, затем изучают типы знаний. После этого углублённо изучают их пять областей:

  • Праджнапарамиту,
  • Мадхьямаку,
  • Праману,
  • Абхидхарму,
  • Винаю.

Тексты, их иллюстрирующие, запоминаются наизусть, и их знание закрепляется в дебатах. Наиболее талантливые и реализованные монахи держат в памяти несколько тысяч страниц священных сутр. 

Только овладев по очереди всеми пятью областями знаний и потратив на это от пятнадцати до двадцати пяти лет, монах может попытаться получить учёную степень геше.

Те немногие, кто её получает, могут без ограничений практиковать тантру.  Обычно они надолго уединяются для медитации. В некоторых монастырях восемь часов медитации – это ещё не предел.

По мнению великих учителей Атиши и Цонкапы, залогом успешной медитации является доскональное знание сутр, комментариев к ним, умение анализировать и умело дискутировать в дебатах.

Медитация тибетских монахов

Здоровье человека во многом зависит от его умения расслабляться, вовремя успокоиться и отдохнуть. Но люди не всегда знают, как правильно это сделать. Несмотря на высокий материальный уровень развития, на нашей планете всё меньше мира и покоя.

Монахов начинают обучать расслаблению через умение падать. Только полностью расслабленный человек не получит травм при падении.

Далее, кроме обучения упомянутым в предыдущей части нашего рассказа нравственному поведению и философской системе жизненных взглядов, послушников учат медитации. Медитация, с точки зрения буддизма, далека от мистики.

Это постоянно закрепляемая привычка мыслить положительно, приучение ума к благому и позитивному состоянию. Медитация бывает:

  • однонаправленная — с концентрацией на чём-то одном,
  • аналитическая.

Аналитическая медитация эффективна для повышения уровня осознанности и обретения в результате её развития умиротворения. Монахи выделяют пять состояний, в которых пребывает человек во время такой медитации:

  • неправильные представления,
  • сомнения,
  • предположения,
  • логическое познание реальности,
  • прямое постижение, за пределами логики.

В жизни обычных людей аналитическая медитация тоже присутствует, но часто она имеет негативный заряд. А монахи используют её для выработки в себе благих качеств.

Медитация начинается с правильной установки. Буддизм рассматривает заботу о других и сострадание к ним, как приоритетную задачу, которая может быть очень подходящей установкой.

Но так как такая высокая степень духовного развития достигается постепенно, Далай-лама советует начинающим послушникам быть эгоистичными в разумных пределах. То есть, поначалу можно поставить целью развивать умение заботиться об окружающих людях, чтобы самому стать счастливым.

Одной из важнейших практик у тибетских монахов является развитие сосредоточения. Для этого они надолго уединяются в спокойном, безопасном месте. Очень часто такое уединение проходит в укромном месте в горах.

Перед началом медитации монахи обеспечивают себе быстрый доступ к пище, чтобы не отвлекаться. Интересно знать, что они принимают пищу один или два раза в день. Питание у них, в основном, овощами.

Но для того чтобы сбалансировать энергии в организме, перед медитацией им рекомендуется изредка употребить небольшой кусочек мяса. Это способствует концентрации.

Положение тела во время медитации

Во время медитации послушники уделяют большое внимание положению тела. В нём каждая деталь важна и полна глубокого смысла.

Ноги сгибают и скрещивают, руки покоятся на животе внизу, правая сверху левой, а кончики больших пальцев соприкасаются.

Плечи расправляются, спина выпрямляется. Это важно, потому что центральный канал энергии, который проходит вдоль позвоночника, не должен иметь изгибов. Иначе в этих местах появится дополнительная энергия, которая помешает правильному протеканию медитации.

Голова слегка склоняется. Если её поднять выше, то повышается возбуждённость, опустить ниже, чем надо – мысли будут расплываться, медитирующим может овладеть сон.

Чтобы во рту не появился неприятный вкус, его слегка приоткрывают. Глаза, наоборот, прикрывают. Это положение Вайрочаны.

Медитация

В самом начале медитации монахи стремятся освободить сознание от ненужных мыслей. Для этого они сосредотачиваются на дыхании, следя за каждым вдохом и выдохом.

Вдох-выдох – так нужно проделать 21 раз. Напряжение спадает, постоянно отвлекающийся ум успокаивается. Это обыкновенная практика на дыхании.

Дыхательная практика

Иногда монахи прибегают к более усложнённой дыхательной практике, связанной с визуализацией энергетических каналов в теле и представлением об их очищении.

Кроме вышеупомянутого центрального канала при этом визуализируются и боковые. Руки лежат на коленях с загнутыми пальцами, средний, безымянный и мизинец придерживают сверху большой, а указательный палец выпрямлен.

Затем закрывают им одну ноздрю, и трижды вдыхают воздух в другую, представляя, как по каналу движется энергия вниз и очищает его.

Выдыхая три раза через другую ноздрю, представляют, как по второму боковому каналу все загрязнения поднимаются и удаляются из тела.

Так поступают три раза: три вдоха по три подряд и три выдоха по три подряд. Затем процедура аналогично проделывается с другой стороны.

После этого такие же вдохи производятся уже двумя ноздрями, благая энергия проходит вниз по обоим боковым каналам, вытесняя все загрязнения. Они, соединяясь в области пуповины в момент задержки дыхания, устремляются по центральному каналу во время выдохов вверх и выходят из тела в области темени.

Такая медитация для тела — как лекарство. Монахи редко обращаются к врачам. 

Они утверждают, что даже простая медитация на дыхании, сделанная перед сном, способствует его крепости, хорошему отдыху и, следовательно, накоплению энергии.

Практика сосредоточения

На практике шаматхи, то есть сосредоточения, базируются и все остальные монашеские медитации. Её нужно практиковать и развивать постоянно, и монахи тратят на полное овладение ею до двух лет.

Для этого послушником выбирается объект, на который он будет медитировать. Он может быть разным, но вначале рекомендуется, чтобы это была небольшая (для лучшей концентрации) статуэтка Будды жёлтого цвета.

Она должна находиться примерно в метре от практикующего, на уровне его лба. Глядя на неё время от времени, он должен с полузакрытыми глазами представлять живого Будду, от которого исходит свет.

Свет противодействует притупленности сознания. Будду нужно представлять тяжёлым, для более стойкого удержания внимания.

Весь процесс визуализации можно представить четырьмя этапами:

  • поиск объекта,
  • его нахождение,
  • его удержание, 
  • и пребывание с ним.

Во время визуализации для усиления эффекта монахи могут начитывать мантру избранного божества. Это может быть не простое произнесение, но и её пение.

Заключение

Каждый из нас способен как медитировать, так и проверить лично своё понимание истины в результате этой практики. Будда и рекомендовал это делать, не доверяя ему слепо. 

Он пытался приоткрыть завесу тайны с того, как возникает страдание и счастье. Буддийское объяснение возникновения этих феноменов ближе к научному, чем к религиозному. 

Вы можете прочувствовать это сами, только погрузившись в медитацию.

Всего доброго, друзья! Делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях по кнопочкам ниже. До новых встреч!

o-buddizme.ru

Секрет медитации тибетских монахов раскрыт

В Нью-Йоркском университете исследовали мозг медитирующих тибетских монахов с помощью магнито-резонанской томографии(МРТ). Целью исследования группы ученых под руководством профессора Зора Иосиповича было последить, как работают «внешняя» и «внутренняя» сети нашего мозга, а также как происходит процесс переключения между двумя функциональными активностями, сообщает scienceblog.ru. И выяснился ранее неизвестный факт: в момент «достижения чувства гармонии с миром» сознание одновременно анализирует внешний и внутренний мир человека. Как ранее выяснили нейрофизиологи, в то время, когда человек занимается повседневными делами, мозг работает по внешней сети. Когда же мы находимся в состоянии покоя, то есть ничем не заняты, тогда на первый план выходит «сеть по умолчанию», которая в моменты нашей активной деятельности во «внешнем мире» работает в фоновом режиме. То есть внутренняя сеть отвечает за наше самосознание. Исходя из этого, исследователи считали, что мозг способен запускать обе сети только попеременно. Однако, как показали опыты профессора Иосиповича, эффект достижения «единения с миром» объясняется как раз тем, что одновременно активизируются обе системы, то есть поток информации «извне» совпадает с «внутренним потоком сознания». ИЗ АРХИВА «КП» «Станьте бесстрастными», — учил Будда — Первое условие, необходимое для восстановления здоровья, — это умение расслабляться, отдыхать, сохранять спокойствие, — напутствовали желающих научиться медититировать авторы сайта по тибетской медицине tibethealth.ru. Восточная мудрость гласит: «Расслабление есть жизнь, а напряжение — смерть». В тибетских монастырях учеников прежде всего обучают искусству расслабления (релаксации) и умению падать. Вы не задумывались над тем, почему у детей, которые падают очень часто, переломов бывает намного меньше, чем у взрослых? Это происходит не только потому, что кости у детей менее хрупкие, чем кости взрослого человека. Главное же объяснение в том, что дети расслаблены, а взрослые не умеют расслабляться. Они постоянно в деле, постоянно напряжены и в результате все время находятся в пограничном третьем состоянии. Что же такое расслабление? Это такое состояние сознания, когда ваша энергия никуда не движется: ни в будущее, ни в прошлое, она здесь, с вами. Вы погружаетесь в ее теплоту. Точно и образно передано это состояние в одной из древних сутр: «Горное озеро — поверхность спокойна. Вы растворены в своей энергии. Этот момент есть релаксация. Нет релаксации только тела или ума. Релаксация всеобъемлюща». Время останавливается. Вы наслаждаетесь тем, что имеете в данный момент и не желаете большего. Можно наслаждаться самыми, казалось бы, обычными вещами. Наслаждаться, лежа в прохладной чистой постели, ощущая плотность и свежесть ткани, чувствуя, как ваше ложе становится все теплее, и вы погружаетесь в темноту и безмолвие неги. Наслаждаться сказочной утренней прогулкой. Вспомните свое состояние, когда вы ранним утром не спеша шли по лугу. Прикосновение травы, прохлада росы, легкий аромат полевых трав и цветов, утренний ветерок, восходящее солнце… Что еще вам нужно было для счастья! ? Вспомните, какая глубокая благодарность переполняла вас за то, что вы есть и этот мир и вы в нем. Благодарность кому? Творцу? Природе? Космосу? Неважно. Всем и вся. В этот момент вам ничего более не было нужно. Того, что было, оказалось предостаточно, даже больше, чем вы могли бы пожелать. Говоря словами Будды, вы на какое-то время «похоронили прошлое», оно не заботило вас. Вы остановили бег времени и были счастливы настоящим. Запомните это состояние сознания. Именно оно и есть релаксация — расслабление ума и тела. При действительном расслаблении проявляется феномен пустой головы. Вы не думаете ни о чем. Мысли приходят, а вы наблюдаете их. Причем наблюдение должно быть не активным, а пассивным. Будьте пассивны, как если бы вы сидели у реки и смотрели, как она течет. Ничего не происходит. Вы просто сидите на берегу реки, смотрите на ее воды, а они текут… Психическое расслабление может принести прогулка по лесу или парку. Встаньте пораньше, когда в лесу еще мало людей, в вашем распоряжении должен быть час свободного времени. Необходимо найти укромный уголок, чтобы вашей прогулке никто не помешал. Идите спокойно, не торопясь, концентрируя внимание на дыхании. Оно должно быть ритмичным и ровным. Представьте, что вы совершаете эту прогулку с прекрасным молчаливым спутником. Вы идете рядом, понимая мысли и чувства друг друга. Вы отдыхаете… Один час такого бесцельного хождения снимает неврозы, усталость, раздражение, наполняет вас энергией и внутренней радостью. Современному человеку очень трудно в любых жизненных обстоятельствах оставаться в состоянии внутреннего покоя, равновесия, гармонии с космосом и природой. «Станьте бесстрастными», — учил Будда. Ведь когда человеком овладевают страсти (как низкие, так и высокие), расслабиться он не может.

www.kp.ru

Тибетские монахи — несколько уроков медитации. Школа Далай Ламы

Тибетские монахи с XV века являются последователями школы Гелуг, основанной Цонкапой.

Тибетским монахам предписывается подчиняться правилам поведения, изложенным Буддой в Винае – монастырском уставе. А орденом Гелуг был разработана академическая программа по изучению Дхармы, буддийского учения.


 
Строгое следование поведенческим правилам и выполнение учебного плана по изучению буддийской философии способствуют очищению как тела и речи послушника, так и его ума. Конечная цель этой кропотливой работы над собой – обретение просветления.
 

Тибетский монах проходит этот путь постепенно, от новичка-геньена, через получение первой монашеской степени гецула, до гелонга, которым можно стать не раньше достижения двадцатилетнего возраста.

 

 ❀❀❀❀ 

 

В этот торжественный момент послушник обязуется выполнять 250 правил, заключённых в Муласарвастивадин Винае.

 

 

Обучение строится следующим образом: начинают с развития логики, затем изучают типы знаний. После этого углублённо изучают их пять областей:

 

  • Праджнапарамиту,
  • Мадхьямаку,
  • Праману,
  • Абхидхарму,
  • Винаю.

 

Тексты, их иллюстрирующие, запоминаются наизусть, и их знание закрепляется в дебатах. Наиболее талантливые и реализованные монахи держат в памяти несколько тысяч страниц священных сутр. 

 

Только овладев по очереди всеми пятью областями знаний и потратив на это от пятнадцати до двадцати пяти лет, монах может попытаться получить учёную степень геше.

 

Те немногие, кто её получает, могут без ограничений практиковать тантру.  Обычно они надолго уединяются для медитации. В некоторых монастырях восемь часов медитации – это ещё не предел.

 

По мнению великих учителей Атиши и Цонкапы, залогом успешной медитации является доскональное знание сутр, комментариев к ним, умение анализировать и умело дискутировать в дебатах.
 

 

Медитация тибетских монахов

 

Здоровье человека во многом зависит от его умения расслабляться, вовремя успокоиться и отдохнуть. Но люди не всегда знают, как правильно это сделать. Несмотря на высокий материальный уровень развития, на нашей планете всё меньше мира и покоя.

 

 

Монахов начинают обучать расслаблению через умение падать. Только полностью расслабленный человек не получит травм при падении.

 

Далее, кроме обучения упомянутым в предыдущей части нашего рассказа нравственному поведению и философской системе жизненных взглядов, послушников учат медитации. Медитация, с точки зрения буддизма, далека от мистики.

 

Это постоянно закрепляемая привычка мыслить положительно, приучение ума к благому и позитивному состоянию. Медитация бывает:

 

  • однонаправленная — с концентрацией на чём-то одном,
  • аналитическая.

 

Аналитическая медитация эффективна для повышения уровня осознанности и обретения в результате её развития умиротворения. Тибетские монахи выделяют пять состояний, в которых пребывает человек во время такой медитации:

 

  • неправильные представления,
  • сомнения,
  • предположения,
  • логическое познание реальности,
  • прямое постижение, за пределами логики.

 

 

В жизни обычных людей аналитическая медитация тоже присутствует, но часто она имеет негативный заряд. А монахи используют её для выработки в себе благих качеств.

 

Медитация начинается с правильной установки. Буддизм рассматривает заботу о других и сострадание к ним, как приоритетную задачу, которая может быть очень подходящей установкой.

 

Но так как такая высокая степень духовного развития достигается постепенно, Далай-лама советует начинающим послушникам быть эгоистичными в разумных пределах. То есть, поначалу можно поставить целью развивать умение заботиться об окружающих людях, чтобы самому стать счастливым.

 

Одной из важнейших практик у тибетских монахов является развитие сосредоточения. Для этого они надолго уединяются в спокойном, безопасном месте. Очень часто такое уединение проходит в укромном месте в горах.

Перед началом медитации монахи обеспечивают себе быстрый доступ к пище, чтобы не отвлекаться. Интересно знать, что они принимают пищу один или два раза в день. Питание у них, в основном, овощами.

 

 

Но для того чтобы сбалансировать энергии в организме, перед медитацией им рекомендуется изредка употребить небольшой кусочек мяса. Это способствует концентрации.

 

Положение тела во время медитации

 

Во время медитации послушники уделяют большое внимание положению тела. В нём каждая деталь важна и полна глубокого смысла.

 

Ноги сгибают и скрещивают, руки покоятся на животе внизу, правая сверху левой, а кончики больших пальцев соприкасаются.

 

Плечи расправляются, спина выпрямляется. Это важно, потому что центральный канал энергии, который проходит вдоль позвоночника, не должен иметь изгибов. Иначе в этих местах появится дополнительная энергия, которая помешает правильному протеканию медитации.

 

Голова слегка склоняется. Если её поднять выше, то повышается возбуждённость, опустить ниже, чем надо – мысли будут расплываться, медитирующим может овладеть сон.

 

Чтобы во рту не появился неприятный вкус, его слегка приоткрывают. Глаза, наоборот, прикрывают. Это положение Вайрочаны.

 

Медитация Тибетские монахи

 

В самом начале медитации монахи стремятся освободить сознание от ненужных мыслей. Для этого они сосредотачиваются на дыхании, следя за каждым вдохом и выдохом.

 

 

Вдох-выдох – так нужно проделать 21 раз. Напряжение спадает, постоянно отвлекающийся ум успокаивается. Это обыкновенная практика на дыхании.

 

Дыхательная практика

 

Иногда монахи прибегают к более усложнённой дыхательной практике, связанной с визуализацией энергетических каналов в теле и представлением об их очищении.

 

Кроме вышеупомянутого центрального канала при этом визуализируются и боковые. Руки лежат на коленях с загнутыми пальцами, средний, безымянный и мизинец придерживают сверху большой, а указательный палец выпрямлен.

 

Затем закрывают им одну ноздрю, и трижды вдыхают воздух в другую, представляя, как по каналу движется энергия вниз и очищает его.

 

Выдыхая три раза через другую ноздрю, представляют, как по второму боковому каналу все загрязнения поднимаются и удаляются из тела.

 

Так поступают три раза: три вдоха по три подряд и три выдоха по три подряд. Затем процедура аналогично проделывается с другой стороны.

 

 

После этого такие же вдохи производятся уже двумя ноздрями, благая энергия проходит вниз по обоим боковым каналам, вытесняя все загрязнения. Они, соединяясь в области пуповины в момент задержки дыхания, устремляются по центральному каналу во время выдохов вверх и выходят из тела в области темени.

 

Такая медитация для тела — как лекарство. Монахи редко обращаются к врачам. 

 

Они утверждают, что даже простая медитация на дыхании, сделанная перед сном, способствует его крепости, хорошему отдыху и, следовательно, накоплению энергии.
 

 
Практика сосредоточения

 

На практике шаматхи, то есть сосредоточения, базируются и все остальные монашеские медитации. Её нужно практиковать и развивать постоянно, и монахи тратят на полное овладение ею до двух лет.

 

Для этого послушником выбирается объект, на который он будет медитировать. Он может быть разным, но вначале рекомендуется, чтобы это была небольшая (для лучшей концентрации) статуэтка Будды жёлтого цвета.

 

Она должна находиться примерно в метре от практикующего, на уровне его лба. Глядя на неё время от времени, он должен с полузакрытыми глазами представлять живого Будду, от которого исходит свет.

 

 

Свет противодействует притупленности сознания. Будду нужно представлять тяжёлым, для более стойкого удержания внимания.

 

Весь процесс визуализации можно представить четырьмя этапами:

 

  • поиск объекта,
  • его нахождение,
  • его удержание, 
  • и пребывание с ним.

 

Во время визуализации для усиления эффекта монахи могут начитывать мантру избранного божества. Это может быть не простое произнесение, но и её пение.

 

Тибетские монахи видео

 

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Как медитируют тибетские монахи — практики Ваджраяны

медитирует

Здравствуйте, уважаемые читатели! Хотели бы вы почувствовать безграничное счастье? Или постичь истинное устройство нашего мира? Всё это и многое другое легко удаётся буддийским монахам Тибета.

Занимаясь медитацией десятки тысяч часов, они выходят на качественно иной уровень жизни, недоступный простому мирянину. О необычных способностях тибетских монахов можно почитать здесь. А сегодня вы узнаете, как медитируют тибетские монахи.

Содержание:

Как обучают монахов в традиции Гелуг

Медитация тибетских монахов

Заключение

Как обучают монахов в традиции Гелуг

Известно, что члены монашеской сангхи Тибета с XV века являются последователями школы Гелуг, основанной Цонкапой.

Монахам предписывается подчиняться правилам поведения, изложенным Буддой в Винае – монастырском уставе. А орденом Гелуг был разработана академическая программа по изучению Дхармы, буддийского учения.

Строгое следование поведенческим правилам и выполнение учебного плана по изучению буддийской философии способствуют очищению как тела и речи послушника, так и его ума. Конечная цель этой кропотливой работы над собой – обретение просветления.

Монах проходит этот путь постепенно, от новичка-геньена, через получение первой монашеской степени гецула, до гелонга, которым можно стать не раньше достижения двадцатилетнего возраста. В этот торжественный момент послушник обязуется выполнять 250 правил, заключённых в Муласарвастивадин Винае.

обучение в монастыре

Обучение строится следующим образом: начинают с развития логики, затем изучают типы знаний. После этого углублённо изучают их пять областей:

  • Праджнапарамиту,
  • Мадхьямаку,
  • Праману,
  • Абхидхарму,
  • Винаю.

Тексты, их иллюстрирующие, запоминаются наизусть, и их знание закрепляется в дебатах. Наиболее талантливые и реализованные монахи держат в памяти несколько тысяч страниц священных сутр. 

Только овладев по очереди всеми пятью областями знаний и потратив на это от пятнадцати до двадцати пяти лет, монах может попытаться получить учёную степень геше.

Те немногие, кто её получает, могут без ограничений практиковать тантру.  Обычно они надолго уединяются для медитации. В некоторых монастырях восемь часов медитации – это ещё не предел.

По мнению великих учителей Атиши и Цонкапы, залогом успешной медитации является доскональное знание сутр, комментариев к ним, умение анализировать и умело дискутировать в дебатах.

Медитация тибетских монахов

Здоровье человека во многом зависит от его умения расслабляться, вовремя успокоиться и отдохнуть. Но люди не всегда знают, как правильно это сделать. Несмотря на высокий материальный уровень развития, на нашей планете всё меньше мира и покоя.

для медитации

Монахов начинают обучать расслаблению через умение падать. Только полностью расслабленный человек не получит травм при падении.

Далее, кроме обучения упомянутым в предыдущей части нашего рассказа нравственному поведению и философской системе жизненных взглядов, послушников учат медитации. Медитация, с точки зрения буддизма, далека от мистики.

Это постоянно закрепляемая привычка мыслить положительно, приучение ума к благому и позитивному состоянию. Медитация бывает:

  • однонаправленная — с концентрацией на чём-то одном,
  • аналитическая.

Аналитическая медитация эффективна для повышения уровня осознанности и обретения в результате её развития умиротворения. Монахи выделяют пять состояний, в которых пребывает человек во время такой медитации:

  • неправильные представления,
  • сомнения,
  • предположения,
  • логическое познание реальности,
  • прямое постижение, за пределами логики.

в горах тибета

В жизни обычных людей аналитическая медитация тоже присутствует, но часто она имеет негативный заряд. А монахи используют её для выработки в себе благих качеств.

Медитация начинается с правильной установки. Буддизм рассматривает заботу о других и сострадание к ним, как приоритетную задачу, которая может быть очень подходящей установкой.

Но так как такая высокая степень духовного развития достигается постепенно, Далай-лама советует начинающим послушникам быть эгоистичными в разумных пределах. То есть, поначалу можно поставить целью развивать умение заботиться об окружающих людях, чтобы самому стать счастливым.

Одной из важнейших практик у тибетских монахов является развитие сосредоточения. Для этого они надолго уединяются в спокойном, безопасном месте. Очень часто такое уединение проходит в укромном месте в горах.

Перед началом медитации монахи обеспечивают себе быстрый доступ к пище, чтобы не отвлекаться. Интересно знать, что они принимают пищу один или два раза в день. Питание у них, в основном, овощами.

медитация на природе

Но для того чтобы сбалансировать энергии в организме, перед медитацией им рекомендуется изредка употребить небольшой кусочек мяса. Это способствует концентрации.

Положение тела во время медитации

Во время медитации послушники уделяют большое внимание положению тела. В нём каждая деталь важна и полна глубокого смысла.

Ноги сгибают и скрещивают, руки покоятся на животе внизу, правая сверху левой, а кончики больших пальцев соприкасаются.

Плечи расправляются, спина выпрямляется. Это важно, потому что центральный канал энергии, который проходит вдоль позвоночника, не должен иметь изгибов. Иначе в этих местах появится дополнительная энергия, которая помешает правильному протеканию медитации.

Голова слегка склоняется. Если её поднять выше, то повышается возбуждённость, опустить ниже, чем надо – мысли будут расплываться, медитирующим может овладеть сон.

Чтобы во рту не появился неприятный вкус, его слегка приоткрывают. Глаза, наоборот, прикрывают. Это положение Вайрочаны.

Медитация

В самом начале медитации монахи стремятся освободить сознание от ненужных мыслей. Для этого они сосредотачиваются на дыхании, следя за каждым вдохом и выдохом.

в уединении

Вдох-выдох – так нужно проделать 21 раз. Напряжение спадает, постоянно отвлекающийся ум успокаивается. Это обыкновенная практика на дыхании.

Дыхательная практика

Иногда монахи прибегают к более усложнённой дыхательной практике, связанной с визуализацией энергетических каналов в теле и представлением об их очищении.

Кроме вышеупомянутого центрального канала при этом визуализируются и боковые. Руки лежат на коленях с загнутыми пальцами, средний, безымянный и мизинец придерживают сверху большой, а указательный палец выпрямлен.

Затем закрывают им одну ноздрю, и трижды вдыхают воздух в другую, представляя, как по каналу движется энергия вниз и очищает его.

Выдыхая три раза через другую ноздрю, представляют, как по второму боковому каналу все загрязнения поднимаются и удаляются из тела.

Так поступают три раза: три вдоха по три подряд и три выдоха по три подряд. Затем процедура аналогично проделывается с другой стороны.

учение далай-ламы

После этого такие же вдохи производятся уже двумя ноздрями, благая энергия проходит вниз по обоим боковым каналам, вытесняя все загрязнения. Они, соединяясь в области пуповины в момент задержки дыхания, устремляются по центральному каналу во время выдохов вверх и выходят из тела в области темени.

Такая медитация для тела как лекарство. Монахи редко обращаются к врачам. 

Они утверждают, что даже простая медитация на дыхании, сделанная перед сном, способствует его крепости, хорошему отдыху и, следовательно, накоплению энергии.

Практика сосредоточения

На практике шаматхи, то есть сосредоточения, базируются и все остальные монашеские медитации. Её нужно практиковать и развивать постоянно, и монахи тратят на полное овладение ею до двух лет.

Для этого послушником выбирается объект, на который он будет медитировать. Он может быть разным, но вначале рекомендуется, чтобы это была небольшая (для лучшей концентрации) статуэтка Будды жёлтого цвета.

Она должна находиться примерно в метре от практикующего, на уровне его лба. Глядя на неё время от времени, он должен с полузакрытыми глазами представлять живого Будду, от которого исходит свет.

шаматха

Свет противодействует притупленности сознания. Будду нужно представлять тяжёлым, для более стойкого удержания внимания.

Весь процесс визуализации можно представить четырьмя этапами:

  • поиск объекта,
  • его нахождение,
  • его удержание, 
  • и пребывание с ним.

Во время визуализации для усиления эффекта монахи могут начитывать мантру избранного божества. Это может быть не простое произнесение, но и её пение.

Заключение

Каждый из нас способен как медитировать, так и проверить лично своё понимание истины в результате этой практики. Будда и рекомендовал это делать, не доверяя ему слепо. 

Он пытался приоткрыть завесу тайны с того, как возникает страдание и счастье. Буддийское объяснение возникновения этих феноменов ближе к научному, чем к религиозному. 

Вы можете прочувствовать это сами, только погрузившись в медитацию.

Всего доброго, друзья! Делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях по кнопочкам ниже. До новых встреч!

tvercult.ru

5 ПРИЧИН ПОЧЕМУ БУДДИЙСКИЕ МОНАХИ – ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ МЕДИТАЦИИ


1. Медитация занимает основную часть времени каждого буддийского монаха. Медитация – основа и фундамент его жизни, путь и цель этого пути одновременно. В некоторых монастырях медитациям отводится до 8-10 часов в день. Естественно, что учиться стоит у тех, кто сам большую часть времени практикует то, чему обучает. Занимаясь практикой десятки тысяч часов, буддийские монахи достигает непостижимого для обычного человека уровня. Нейроисследования тибетских монахов показывают, что медитация позволяет им со времени достигать невероятной пластичности мозга, управлять сложными нейропроцессами, добиваться тотальной концентрации и осознанности.

2. Монахи следуют практикам и традициям медитации, проверенным уже более двух с половиной тысяч лет. Хотя многие с усмешкой смотрят на странные одежды буддийских монахов, их колокольчики или пение мантр, — все это лишь традиция, за которой надо увидеть суть. Буддизм использует только техники и методики медитации, которые прошли проверку столетий, позволили избавиться от страданий и достичь пробуждения миллионам людей. Буддисты верны правилу: «Не надо исправлять то, что не сломано». Новейшие технологии и модные практики приходят и уходят, а древние традиции остаются. Им верны просто потому, что они неизменно доказывают свою эффективность.

3. Большинство монахов обладает харизмой «вошедших в поток», которая вдохновляет и направляет студентов. Вошедшими в поток в буддизме часто называют людей, которым удалось благодаря медитации хотя бы краешком глаза увидеть мир таким, какой он есть; понять не теоретически, а лично – по какому фундаментальному закону строится эта жизнь, что такое настоящее безграничное счастье. Это невозможно передать словами и хоть как-то объяснить тем, кто не почувствовал это сам. Мудрые говорят: «Палец, показывающий на луну, — это не луна». Уже с первых секунд общения с вошедшими в поток любой почувствует невероятную харизму и обаяние этих людей. Общаясь с вами, они тотально присутствуют только здесь и сейчас. Никого кроме вас для них в эту секунду не существует, и они будут разговаривать с вами без каких-либо предубеждений, шаблонов, стереотипов. Почувствовавший эту харизму человек, вдруг чудесным образом раскрывается, начинает видеть все лучшее в своем сердце, способен отбросить (хотя бы ненадолго) тот мусор, который накопил за годы его беспокойный ум. Находиться рядом с настоящим мастером – это уже сама по себе лучшая мотивация для успешных занятий медитацией.

4. Буддийские монахи бескорыстны и не настроены на коммерческое использование вашей практики. Будда велит людям идти серединным путем: не гоняться за богатствами, но и не лелеять свою гордыню ненужным аскетизмом. Буддийские учителя принимают вознаграждения лишь в том объеме, который необходим им и их общине для существования, без которых они не смогут выполнять свой долг. У знаменитостей, сделавших состояния на продажах курсов йоги и медитации, всегда в методиках будет заложен маркетинговый механизм, подталкивающий людей тратить еще и еще больше. Только буддийский мастер может сказать своему ученику: «Теперь все. Дальше иди сам своим путем.»

5. Вам не нужно обращаться в буддизм, который в большей мере является философией, формой мироощущения счастливого человека, чем религией в обычном понимании этого слова. Один из «секретов» масштабного и быстрого распространения буддизма заключается в том, что буддисты никогда не боролись с местными верованиями, чужими религиями и мировоззрениями. Учение Будды спокойно принимает в себя все, во что верят люди, не стремясь сломать их убеждения, перековать в свою веру, заставить вести чуждый им образ жизни. Сам Будда всегда говорил своим ученикам, чтобы они никогда не принимали его слова на веру, а пытались сами, собственной практикой, личными усилиями проверить верно он говорит или нет. Практиковать медитацию способен каждый и каждый может сам убедиться, ведет ли эта практика к такому же пониманию истины, как у Будды. Непротивление и ненасилие составляют суть передачи дхармы Будды другим людям. Знание, которое буддизм стремится передать – это раскрытие психологического механизма страдания и счастья, и это знание ближе к науке, чем к слепой религиозной вере. Почувствовать это самому можно только через медитацию.

Информацию о курсе медитации для начинающих в буддистском монастыре Гарраф можно на сайте www.buddistmonastery.com

dlutskiy.livejournal.com

Мозг и медитация. Чем знания тибетских монахов помогут в бизнесе | ForbesLife

Ученые также выяснили, что мозг имеет тенденцию «приклеиваться» к эмоциям и проблемам. Например, если у человека проблемы на работе, он может перенести их в семейную жизнь. И наоборот, неприятности в личной жизни могут отражаться на работе. Результаты исследования показали, что у практикующих медитацию есть способность абстрагироваться от проблем. Они видят проблему, осознают ее, но не попадают в ее ловушку.

Как медитация поможет в работе

В бизнесе важны видение, миссия, умение управлять. Все это изначально зарождается в уме, все исходит из ума. В результате медитации ваш ум начинает мыслить шире, вы смотрите на вещи шире и ваши мысли и идеи становятся более креативными.

Поступки, которые мы совершаем под воздействием стресса или негативных эмоциях, мешают нам мыслить глобально, свежо, креативно. Нашей жизнью руководит босс — наш ум. Если босс немного не в себе, то весь офис и всего сотрудники тоже начинают сходить с ума. Когда вы медитируете, ваш ум успокаивается, становится умиротворенным, более гибким.

Что нужно для медитации

Надо начинать начинать с простых техник: например, понаблюдать за дыханием. Не стоит сильно концентрироваться. Многие неправильно понимают слово «медитация», считают, что медитация — это остановка мыслей, чтобы ни о чем не думать. Вовсе нет. Суть медитации — это осознавание. Мы знаем, что мы дышим. Вдох, выдох… Надо научиться дышать осознанно. Это как с фитнес клубом. Когда вы первый раз пришли в тренажерный зал, вы начинаете с небольшой нагрузки, берете легкие гантели, тренируетесь недолго. Поэтому в начале просто наблюдайте за циклами дыхания. И ваш ум станет более спокойным и управляемым.

Настроиться на победу

Главное, понимать смысл ваших действий, вашей работы. Ведь в конечном итоге каждый из нас стремится помочь другим людям, друзьям, семье, обществу, планете. Если вы это осознаете, то все будет идти гладко. Вы действительно будете помогать другим людям, желание помочь станет основой вашего бизнеса, клиенты будут по-настоящему вам доверять, и все ваши действия будут работать на долгосрочную пользу. Тогда вы добьетесь успеха в бизнесе, и вам будет хорошо, и другим.

Придайте смысл вашим поступкам, помогайте другим, и тогда вы будете одерживать победу каждый день.

Это выигрышная ситуация и для вас, и для других.

Об отношениях с коллегами

Как правило, у нас есть убеждение, что мы должны решить проблемы собеседника, урегулировать его ситуацию, предложить какой-то выход. Но при таком подходе на самом деле мы не можем по-настоящему слушать других. Достаточно просто быть, присутствовать, просто слушать, имея намерение помочь. Это называется глубоким слушанием. Поэтому когда человек говорит, надо его просто выслушать. Это и есть решение проблемы, это и есть поддержка. Просто выслушайте человека.

Счастье и капитал

Само по себе желание заработать не может стать препятствием для достижения счастья. Весь вопрос в мотивации. Если вы хотите разбогатеть, чтобы причинить зло другим людям, даже если вы станете богатым и влиятельным, в глубине души вы будете чувствовать себя несчастным. А если вы просто зарабатываете деньги, чтобы всем вокруг вас было хорошо — вашей семье, друзьям и так далее — в этом нет никакого противоречия счастью.

редакция рекомендует

www.forbes.ru

Монахи Тибета их жизнь и чудеса

История тибетского учения, или как его ещё называют — «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Тибетская философия жизни

Имея много общего с классическим буддизмом, тибетское учение ориентировано на освобождение от земных страданий. Чтобы суметь дойти до конца, вступившему на столь нелёгкий путь, надлежит понять устройство мироздания. И здесь есть два варианта:

  1. «Путь малых возможностей» — спасение себя;
  2. «Путь больших возможностей» — ответственность за спасение других.

Какой бы из них ни предпочёл ученик, завершить восхождение к вершинам самосовершенствования, можно лишь практикуя философские догматы в дне сегодняшнем.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Физическая и повседневная жизнь

Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:

  • Правильное сочетание часов бодрствования и сна. Лишь вставая с первыми лучами солнца можно зарядиться энергией. Дневной сон монахи не приветствуют, поскольку он ухудшает физическое состояние и снижает работоспособность;
  • Утренняя групповая зарядка на склоне горной вершины с обливанием холодной водой в завершение. Это не только выработка дисциплины, но и укрепление здоровья, и обновление потока мыслей;
  • Молчание. Одной из причин отсутствия знаний об учении является приверженность тибетцев к молчанию. Сей принцип позволяет им избежать негативного влияния на свою ауру и поддерживать гармонию тела и души;
  • Говорить следует, взвешивая каждое слово. Оно, как и дело является отображением внутреннего несовершенства. Нужно уметь сдерживать бранные слова. И уметь вести исключительно разумные беседы;
  • Питание. Подбирается исходя из индивидуальных потребностей организма. Переедание в учении Тибета просто недопустимо, да и невозможно;
  • Монашеская одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлажденное или перегретое тело может стать причиной дисбаланса физического, и как следствие духовного состояния;
  • Недопустимы для последователей тибетского учения – драки, воровство и сексуальные извращения.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Духовная жизнь

Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:

  1. Живя сегодняшним днём, научись вести спокойный и размеренный образ жизни, сконцентрированный только на самом главном;
  2. Принимай настоящее. Постоянно требовать от себя и своего окружения чего-то лучшего, означает – пребывать в постоянном разочаровании. Мироздание нейтрально, у него свой ход времени и то, как мы его воспринимаем – это сугубо наше развитие;
  3. Анализируй происходящее. Благодари за хорошие события, ниспосланные свыше и своевременно извлекай уроки из отрицательных;
  4. Пойми, что физическая болезнь – это следствие духовного недуга;
  5. Стремись самостоятельно совершенствовать свой характер. Как вода точит камень, следует учить себя позитивному образу мышления: быть терпеливым, справедливым и мудрым в общении с другими и с самим с собой;
  6. Развивай себя в творческом плане, поскольку приближенность к искусству позволяет активизировать скрытые способности и куда глубже понять суть мироздания;
  7. Дай голос интуиции. Искать на стороне ответы на все свои вопросы – не самый успешный подход. В большинстве случаев ответ находится внутри нас;
  8. На пути к поддержанию баланса регулярно занимайся медитацией. И лучше всего делать это в тишине с первыми лучами солнца.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Как медитируют тибетские монахи

Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.

До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.


Однако, стало понятно, что «единение с миром» постигается только активизацией обеих систем. Владение этим навыком требует приложения недюжих усилий и достаточно продолжительного времени.

Первое, чему нужно обучиться тибетскому ученику – расслабляться. Лучшим показателем освоения практики является умение падать без последствий.

Следующий шаг – погружение в медитацию. Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:

  1. Однонаправленная – концентрация на чём-то одном. К примеру, по первости монахи медитируют на маленькую жёлтую фигурку Будды и выделяют на это пару лет для полного освоения навыка. Будду визуализируют тяжёлым, для более стойкого удержания предметом;
  2. Аналитическая – повышение уровня осознанности и принятия момента здесь и сейчас.

Тренировки обычно проходят в тишине горных вершин, с заранее подготовленными запасами еды.

Как питаются монахи

Несмотря на мировой тренд последнего времени вести ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и придерживаться ПП (Правильного питания) – тибетская философия отталкивается от несколько иных принципов:

  • Количество пищи должно составлять ровно столько, сколько необходимо для полноценной работы организма, но не больше. Нельзя допускать дискомфорта в желудке;
  • Питание на основе белков и углеродов следует разделять. Плюс к этому – по причине того, что белки перерабатываются несколько более продолжительное время, следует распределять еду в течение дня, согласно этим характеристикам;
  • Исключить кофе. Причина того проста – негативное воздействие на нервную систему;
  • Тщательно пережёвывать пищу. Это позволяет быстрее и на более продолжительный срок насыщать желудок. А также избавить организм от возможных перееданий;
  • Следующим шагом является приучение к потреблению только одного вида пищи за один раз. К примеру, если на завтрак хлеб, то и есть следует только хлеб;
  • Вегетарианство. Среди монахов Тибета нет мясоедов. Они едят яйца, масло, сыр – все, что животные дают добровольно. Отдельное внимание отводится яйцам – во время физических нагрузок тибетцы подкрепляются белками, а умственных – желтками.

питаниепитание

Но вся эта система рушится, если посмотреть правде в глаза. Питание монахов ужасно, лишь по той простой причине, что Тибет не является землёй обетованной, и там просто не растут все необходимые для качественного питания овощи и фрукты. То, что их меню состоит из 1-2 блюд в день, в которое входит всего 1-2 ингредиента просто не может полноценно насытить организм. И надо отдать должное — воздуху и образу жизни, благодаря которым, тибетские монахи умудряются дотянуть до 40 лет.

Продолжительность жизни

Мало кто знает о превратностях судьбы в становлении мировоззрения. Но слово «долголетие» — это первое, что приходит на ум, когда слышишь «Тибет». Ламам приписывают жизнь до 100 и более лет. Иначе и быть не может, ведь они владеют тайнами тибетской медицины. Только стоит учесть, что сколько уникальной бы она не была, ко всемогущим её всё-таки не отнести.

Наиболее известна таблица продолжительности жизни тибетских далай-лам, которая ярче других показывает, что в среднем они живут 43-45 лет. К самым долгожителям можно отнести лишь I Далай-ламу, что прожил в 14 в. до возраста 83 лет и умер от старости и XIV, который живёт до сих пор. И вот он-то возможно и доживёт до 100 лет, поскольку в силу политической неразберихи с Китаем, Далай-лама на данный момент проживает на территории Индии.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Что же касается простых жителей Тибета, то по официальным данным их средняя продолжительность жизни составляет 60-65 лет. Однако всего 100 лет назад этот показатель был ещё ниже и составлял < 40.

Сверхспособности или выдумки?

Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем — как нет и стопроцентного опровержения.

Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:

  1. Туммо. Повешение температуры собственного тела. Навык более, чем необходимый, поскольку живя на высоте и в холоде ламаисты одеваются в достаточно лёгкую одежду. Есть даже такой экзамен, когда ученик должен сидя на снегу в ночь до наступления рассвета, высушивать на себе одежду каждый раз, когда её сухую вновь и вновь опускают в лунку;
  2. Практика замедления обмена веществ. Навык, который помогает сравнительно медленнее тратить энергию;
  3. Лунг-гом. Смысл чуда заключается в ходьбе по снегу с невероятной скоростью. Развить такую сверхспособность позволяют медитации на уменьшение массы тела. Бегуны, освоившие навык, способны преодолеть далеко не одну сотню километров без отдыха и еды;
  4. Также стоит вспомнить про владение чудом нетленности. Все мы слышали о феномене Итигэлова – лама, который в 1927 г. на 75 г. жизни погрузился в медитацию с наставлением своим последователям – эксгумировать его через 3 десятка лет. В итоге из бочки достали как будто спящего человека, без каких бы то ни было внешних изменений. Его хранители утверждают, что иногда на теле учителя выступает пот.

тибетские чашитибетские чаши

Правда и у этих чудес есть свои опровержения. Поэтому верить или нет – исключительно Ваш выбор.

Напоследок

Как написано ранее, одним из принципов жизнедеятельности ламаистов является принятие реальности, а не подмена желаемого на действительное. Следуя этому правилу, стоит заметить, что далеко не каждому дано закончить обучение тибетскому буддизму. Ибо путь долог и тяжёл. Но – если все жители планеты позаимствуют, хотя бы крупицу крупиц из этого учения, наш мир станет в разы лучше.

kitaygid.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о