История килта – История шотландского килта, как называется мужская юбка в Шотландии

Содержание

Почему шотландцы носят килт: история возникновения традиции, фото

Вопрос, почему шотландцы носят килт, волнует многих людей, желающих ближе познакомиться с бытом и нравом жителей этой страны. Но надо отметить, что ответы на него будут отличаться друг от друга в зависимости от того, кто попробует дать разъяснение на эту тему. Попробуем разобраться.

Мнение историков

Человек, много прочитавший о традициях шотландцев, их исторических корнях и образе жизни много лет назад, на вопрос: «Почему шотландцы носят килт, откуда пошла такая традиция?», ответит, что мужская юбка в этой стране — не просто часть национального костюма. Это символ храбрости, свободы, мужества, суровости и упрямства настоящих горцев.

Юбку-килт когда-то в Шотландии носили не все жители этой страны. Хайлендеры, то есть горцы, живущие в условиях сурового климата, проходящие пешком или проезжающие верхом на коне огромные расстояния, ночующие под открытым небом, невзирая на осадки, были вынуждены пользоваться одеждой, которая облегчала их быт.

Эволюция килта

Килт был одеждой, не стесняющей движений, и одеялом, спасавшим от холода на ночлеге. Штанины брюк при ходьбе по высокой траве или горным тропам намокали и постоянно требовали просушки, с юбкой этой проблемы не было. А если нужно было вступить в бой, то килт отбрасывался в сторону, как лишний предмет, и горцы бросались в атаку, не скованные лишней одеждой.

Легенды и факты

Знатоки уверяют, что это не пустые слова. Известны несколько исторических фактов, подтверждающих такие бои. Но сначала красивая легенда. В 1544 году два клана, Макдональды и Камероны, объединившись, вступили в схватку с Фрейзерами. Так как все они были горцами, то пошли в бой, отбросив в стороны килты. Сражение осталось в былинах и памяти народа под названием «Битва рубашек».

Но через 100 лет, в 1645 году такое произошло на самом деле. Армия маркиза Монтроза, состоящая из трех тысяч шотландцев, приняла бой при Килсите с восьмитысячным отрядом сэра Уильяма Бейли. Возможно, горцам помогли подготовка и выносливость, но в истории остался факт того, что в бой они ринулись раздетые. Победа была на их стороне.

Почему шотландцы носят килт, несмотря на запрет властей?

В XVIII веке после подавления очередного восстания якобитов британские власти, усмотрев в национальной одежде горцев вызов общественному мнению, демонстрацию независимости и свободолюбия, попробовали приучить мужчин горных районов носить брюки. Жесткий запрет продержался 36 лет.

Солдаты в юбках

Но килт не исчез совсем. Дело в том, что он оставался в экипировке горских полков, а потому по истечении какого-то времени опять стал элементом, востребованным мужчинами этой страны.

Что же такое килт?

Вариантов происхождения слова множество, но наиболее достоверным кажется производное от «скотс», то есть «оборачивать вокруг себя». Но, может быть, название породил фасон одежды, ведь в переводе с древнеисландского — это просто складчатая одежда.

В обиходе шотландцев раньше были большой и малый килты. Большой – это сшитые между собой два куска ткани, составляющие единое полотно длиной 6-7 метров. Нижняя часть собиралась складками и закреплялась на талии ремнем, а верхняя – закидывалась на плечо, служила плащом или капюшоном. Становится очевидным, для чего шотландцы носят килт, почему появилась потребность в вещи, которая днем не занимала руки, выполняя функции верхней одежды, а ночью становилась палаткой, спальным мешком или пледом. Большой килт существовал уже в XVII веке, сейчас его почти невозможно увидеть в быту.

Синие цвета

Малый килт появился спустя столетие, в XVIII веке. Это нижняя, более функциональная часть большого пледа. Кусок ткани оборачивается вокруг бедер и крепится уже ремешками с пряжками. Длина юбки бывает обычно до колена.

О чем может рассказать подобная вещь?

По традиции, шотландцы носят килты из толстой, шерстяной ткани — тартана. Тяжелая и плотная одежда практически не мнется и очень прочна. Владельцы носят свои килты подолгу. Тартан ткут, соблюдая сочетание и переплетение полос разного цвета. Это не просто дань эстетике. Известно, что у каждого шотландского клана используются в тартанах свои цвета и даже имеет значение порядок и угол пересечения полос. Узнать по одежде принадлежность к тому или иному клану было когда-то естественно и необходимо.

Шотландец рыцарь

Но тартан мог поведать и о социальном положении владельца. Для этого достаточно было посчитать количество цветов, которые присутствовали в ткани: слуга – один цвет, фермер – два, офицер – уже три. Военачальник носил пять цветов на юбке, поэт – шесть и вождь – семь. Очень удобный способ выяснения общественного положения нового знакомого. Становится более понятным, почему шотландцы носят килты, хотя эта традиция в настоящее время практически ушла.

Килт становится повседневной шотландской одеждой

Уже в середине XIX века килт приобретает популярность не только среди горцев, неожиданно мужчины Шотландии сполна оценили эту одежду и стали ее носить. Складчатые малые килты стали пользоваться популярностью у представителей интеллигенции и дворянства. Потом мода была подхвачена и распространилась по территории. Когда в 1822 году на официальный прием в килте пожаловал сам король Георг IV, распорядившийся одеться в национальный наряд всей местной знати, у этого предмета гардероба началась вторая жизнь.

Офисная одежда

Почему шотландцы носят килт сегодня, что заставляет их ходить в столь «не мужской» одежде? Специалисты называют это желанием самоидентифицироваться в мировой среде, подчеркнуть и поддержать многовековые национальные традиции, наконец, просто почувствовать свободу и независимость, которыми так гордились предки.

Если еще двадцать лет назад килт был одеждой для официальных приемов, офисным нарядом, свадебным костюмом, то сегодня все большее количество мужчин предпочитает носить его в повседневной жизни.

Дополнительные аксессуары

Когда смотришь на фото шотландцев в килтах, задаешься вопросом, что еще положено носить в комплекте с национальной одеждой горцев. Так как юбка-плед шилась без карманов, нужен был кожаный кошель для хранения разных мелочей, называемый «спорран». Его подвешивали на поясе.

Спереди килт закрепляется специальной булавкой килтпином, изготовленной, как правило, в виде холодного оружия. На булавку наносятся кельтские узоры. Назначение килтпина — не столько скрепить полы юбки, сколько утяжелить ее низ.

Шотландские гетры, хосы – это длинные носки до колена, которые закрепляются на ноге с помощью шнуровки. В идеальном варианте присутствует головной убор. Берет должен быть тех же цветов, что и килт.

Бой викингов

Возможно, есть еще одна причина, по которой современные шотландцы носят килт. Фото брутальных мужчин в юбках с непременным ножом за подвязкой производит сильное впечатление на женщин. Раньше, еще в XVII веке, шотландцы, не выходившие из дома без оружия, носили нож в подмышечном чехле. Но посещение любого дома требовало, чтобы гость не скрывал своего оружия, поэтому нож каждый раз перекладывался за подвязку правого гольфа. Вскоре он там и остался.

Современные дизайнеры и производители одежды уловили изменение модной тенденции в Шотландии и предложили потребителям интересные варианты килтов.

fb.ru

Kilt | Блогер shapa на сайте SPLETNIK.RU 2 марта 2011

Компоненты национального highlander’s costume. Национальный костюм шотландцев состоит из: — Собственно килта, так называемого belted plaid. — Споррана — Заколки для килта (Kilt pin) — Перекинутого через плечо пледа — Гольф до колен — Берета В этой работе будет рассмотрена история килта, первые три указанных элемента костюма, тартан (орнамент, состоящий из пересекающихся горизонтальных и вертикальных цветных полос). Также будут приведены несколько интересных фактов, связанных с килтами. История килта Слово килт происходит от англо-шотландского kilt, означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древне-скандинавского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов, у которых была подобная, но без тартана, складчатая одежда. Вряд ли можно убедительно ответить на вопрос, почему шотландцы стали носить килт. А почему русские носят валенки или евреи — кипу? Носят и носят, причем издавна. В селении Нигг хранится камень VII века нашей эры, на котором изображен человек в килте… Первое письменное упоминание о средневековой разновидности килта, great kilt (feilidh-mhor или breacan-feile на Gaelic, языке шотландцев) появляется только в 1578 г. Епископ Лесли писал в Рим о шотландских горцах: «Их одежда практична и в основном очень хорошо подходит для войны, а не для украшения. Все, и знать, и простолюдины, носят накидки одного вида (знать предпочитает накидки из ткани нескольких цветов). Они (накидки) длинные и свободно ниспадают, но при желании могут быть искусно собраны складками». В 1816 г. в Лондоне было создано Общество по изучению тартанов шотландских горцев. Деятели из Общества выявили не только реальные тартаны, но и придумали множество никогда не существовавших. Носить килты и прочую одежду из тартана стало модно, но ходить в чужом флаге никто не хотел. Так что сегодня лишь 55 тартанов настоящие. В XIX веке статус килта как национальной шотландской одежды был подвергнут сомнениям. В Ирландии почему-то решили, что килт — это часть древней общекельтской культуры. Вся ирландская интеллигенция стала вдруг носить юбки. И не только желая следовать моде. Дело в том, что килт указывал еще и на знатность его обладателя, причем степень знатности подчеркивала расцветка. Пурпурный и голубой килты могли носить только короли и потомки королей. Простые же люди, крестьяне и рабочие, продолжали ходить в штанах и частенько подсмеивались над своими богатыми начальниками в юбках. В 1942 г. некто Макклинток доказал, что килт — это исконно шотландское изобретение и в Ирландии его никогда не было. А после получения Ирландией независимости к килту там и вовсе поостыли. Сейчас килт используют в Ирландии только профессиональные танцоры. Выглядит это довольно нелепо, но, тем не менее, очень красиво: танцор одет в современный пиджак, рубашку — и килт. Одним из самых полных исследований по истории килта является книга «Old Irish and Highland Dress», написанная H.F. McClintock. Впервые опубликована в 1943 г. в Шотландии, и содержит обширные исследования о национальной одежде ирландцев и шотландцев, со ссылками на многие исторические источники. Так что же мы знаем о шотландской одежде?

Килт: Килт — это и есть юбка, носимая шотландцами. На него идет примерно восемь ярдов материала. Этот наряд является «остатком» от большого пледа. Первоначально большое шерстяное одеяло заматывали вокруг талии и закрепляли длинным и широким поясом. Оставшуюся часть пледа собирали в складки и прикалывали брошью к рубашке или пиджаку на левом плече. Такой большой плед превосходно защищал от непогоды в горах. Мало кто догадывается, что килт — это не просто удобная для кого-то мужская юбка, это еще и знак отличия. Мужчина, разгуливающий в клетчатой юбке, разгуливает во флаге. И человеку, знакомому с символикой шотландских кланов, не трудно определить какому клану этот флаг принадлежит — Макдоналдов или Макферсонов, Маклинов или Маклугаллов, Макгрегоров или Макинтошей. Определить принадлежность какому-либо из кланов помогает тартан.
Тартан
Тартан — это орнамент, состоящий из пересекающихся горизонтальных и вертикальных цветных полос. TUAR TAN — на древнегэльском, от которого и произошло слово тартан, значит цвет местности. Исторически в каждой области местные ткачи изготавливали определенный рисунок клетки. Это означало, что члены одного клана, вероятно, носили в основном тартан, вытканный и выкрашенный в одной мастерской. Определенный рисунок принимался главой клана и его сородичами и становился традиционным клановым тартаном. Постепенно развивались варианты тканей, особые в каждом районе, так что можно было определить, откуда человек по расцветке его одежды. Изначально тартан являлся обозначением общественного положения. В «Великой Истории» (Seanachas Mor) ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что определялось это по количеству цветов в тартане: один — слуга, два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь. В последствии кланы и роды приняли свои собственные тартаны. Таким образом, принадлежность к клану можно определить исходя из цветов тартана. Тартан ткали из нитей желтого, синего, белого, зеленого, коричневого, красного, черного и фиолетового цветов. Краски для изготовления цветных тартанов были растительного происхождения. Так, черную краску получали из коры ольхи, синюю — из ягод черники и т.д. Разные растения — красильные вещества — росли в разных районах, и даже вода в каждой долине могла содержать различные химические элементы, так что tuar tan является точным определением. Впервые тартан был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и покраске тканей. Цезарь сообщает нам, что кельты, раздеваясь перед битвой, могли идентифицировать друг друга по татуировкам или рисункам на теле, соответствовавшим расцветкам родной местности. Были ли это тартаны какими мы их знаем сегодня? Это и есть камень преткновения. Тем не менее, первое упоминание о хайлендском тартане после упоминаний римских и греческих писателей, были «Высокого Лорда Казначейские Счета» в 1538 г., когда король Яков V заказал хайлендский костюм. Среди многих других вещей значится «Heland tertane». А в 1549 г. в длинном и подробном отчете о хайлендском костюме, написанном Джоном Элдером английскому королю Генриху VIII, хоть и не упоминается о производстве тартана, но автор обращает внимание на голые ноги шотландцев! Как бы то ни было, не удивительно, что у нас нет аутентичных отчетов тех времен, так как гэльский не был письменным языком до XIV-XV столетий. Некоторые виды тартанов Существовало несколько видов тартана, например, «клановый», «охотничий». Каждый из них необходимо было носить в соответствующих их названиям случаях. Были также и особые правила ношения тартана. Так, если член клана принадлежал к одной из его ветвей, то он должен был носить тартан главного клана, но если ветвь имела свой тартан, то носить следовало его. Если члену клана принадлежал одновременно «местный» и «клановый» тартан, то допустимо было ношение пледа первого и килта последнего. CLAN tartans — клановые тартаны для использования членами клана. Часто их называют старинными («ancient», «old colors»), что не совсем правильно, поскольку их делают просто более блеклыми «под старину», как будто это растительная окраска. CHIEF tartan — персональные тартаны. Носились и носятся исключительно только вождями кланов и близкими членами их семей. DRESS tartans — изначально носились представителями слабого пола клана, которые хотели более легкой расцветки. Делается на светлом фоне. MOURNING tartans — траурный тартан. Одевается по случаю в соответствии с названием. Обычно белые или черные расцветки. HUNTING tartan — охотничий тартан, предназначенный для спорта, охоты и пр. Доминирующие цвета — коричневый, черный, темно-синий и серый, что делает одежду менее маркой. Расцветки подбирались так, чтобы одежда сливалась с окружающим лесом. DISRICT tartan — местные тартаны, наверное, самый старый вид тартана, из которого развились потом клановые тартаны. Сегодня такие тартаны носят люди, живущие или происходящие из какого-то места, и которые не могут носить клановые тартаны. Сегодня местные тартаны, как говорят иронично некоторые шотландцы, созданы для каждой деревни, холма и утеса. REGIMENTAL tartan — военные, полковые тартаны, относящиеся к тому или иному военному подразделению. Термины «ancient» и «modern» относятся не к различным тартанам, это просто различные оттенки одной и той же цветовой схемы тартана. Говоря проще, ancient (древний) — более светлый, modern (современный) — более темный. Более светлые оттенки цветов обусловлены традиционными растительными красителями, применявшимися при окраске ткани до середины XIX в., затем были изобретены искусственные анилиновые красители, и те же самые цвета получились более яркими, насыщенными. В последнее время появились некоторые тартаны с преобладанием коричневых или серых оттенков, так называемых «weathered» (выветренных), «reproduction» (реконструированных) или «muted» (приглушенных). Они как бы представляют собой реальную расцветку «поношенного» тартана и сделаны «под старину». Спорран Спорран(sporran) — это напоясная сумка, носимая на килтах, чаще всего кожаная, с меховой отделкой.. Сегодня это декоративная часть традиционной одежды горцев (шотландцев, а так же других кельтских племён), но ранее являлся очень практичным предметом. Он использовался как защита от попадания стрел, для чего подбивалась деревом и металлом Спорран сделан из кожи или меха животного с металлическим (традиционно серебряным) орнаментом. Надевается на пояс при помощи цепочки и прикреплённого к нему кожаного ремня, который обхватывает пояс. Поскольку в традиционном килте нет карманов, спорран служит в качестве кошелька, а так же сумки для различных необходимых предметов. Спорран должен находится на три пальца ниже бляхи ремня, желательно, чтобы орнамент на этих предметах совпадал. Барабанщики во время игры на барабане должны сдвигать спорран на бок, но затем должны возвращать его на место. Заколки для килтов(килтпины). Заколки для килов скрепляют полотнище килта. История их возникновения неизвестна. Kilt pins обычно куются в форме меча, для каждого клана характерно своё «оружие». Они изготавливаются из серебра и других светлых металлов. (С) История шотландки сама по себе намного древнее истории килта. Впервые он был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и окраске тканей. На Гебридских островах и Хайленде постепенно развивались варианты тканей, особые в каждой местности. В «Великой Истории», ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что король мог иметь семь цветов в своем тартане, друид — шесть, а знатный человек — четыре. Согласно археологии, клетчатая ткань была впервые обнаружена в захоронении у развалин римской Стены Антония около Фолкирка. Это был глиняный горшок III в. н. э. с серебряными монетами, где в качестве крышки использовался лоскут шерстяной ткани в клетку, цвета которой были идентифицированы как коричневый и неокрашенный белый, близкий к тону овечьей шерсти. Упоминание о клетчатой ткани встречается и в старинных документах, например, чартер на земли Исли, предоставленный Хектору МакЛеану Дюарту в 1587 г., провозглашал обязанности населения платить дань в виде 60 рулонов ткани с сочетанием белых, черных и зеленых цветов. А свидетель сражения 1689 г. описывает людей Макдонелса как «…одетых в ткань из тройной полосы…» Надо думать, что материю ткали или вязали местные умельцы в количествах, которые ограничили бы разнообразие их продукции, и для того чтобы в случае военных действий воины были одеты одинаково, создавая впечатление регулярной армии. Шотландка , клетчатая ткань, использовалась шотландскими горцами для изготовления килта и мантий, в которые они искусно драпировались и использовали как некий камуфляж. Шотландки также использовали тартан в своем костюме. Арисэд, шотландский женский костюм, описанный историком Мартином в XVII в., представлял собой тартан, длиной около 2,5 м, который заворачивался вокруг талии и закалывался на груди брошью. Пытаясь покорить завоеванную страну и сломить дух горцев, Англия после сокрушительного поражения шотландцев в битве 1746 г. издала указ, который запрещал шотландцам ношение оружия и национальной одежды. И хотя этот акт был отменен в 1782 г., горцы уже настолько привыкли к другой одежде, что не проявили особого энтузиазма к возврату тартана. К тому же многие ткачи, помнившие истинные расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли. Тартан, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое. Однако уже в 1778 г., чтобы умиротворить непокорное шотландское население, были признаны официальными недавно сформированные «Общества Нагорья» в Лондоне (1778 г.) и Эдинбурге (1780 г.). Все предпосылки для захватывающего возрождения клетчатой материи были налицо. Уильям Вилсон имел к тому времени около 200 видов незарегистрированных и экспериментально названных образцов тартана. «Общество Нагорья» Лондона убедило большинство руководителей кланов выбрать из этой коллекции себе идентификацию для использования в качестве эмблем и объявить официальную клетчатую материю клана. К тому же, с легкой руки сэра Уолтера Скотта, тартан был одобрен и королевской печатью. С этого времени тартан становится престижным, и его носят такие высокопоставленные персоны как король Джордж IV и королева Виктория, прославившаяся своей страстью к шотландским безделушкам. Многие чопорные английские семьи, которые раньше ненавидели горцев, и те стали вдруг гордыми обладателями своих фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорда IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов. Еще сто лет назад определить возраст Шотландки было практически невозможно, т. к. многие из них в действительности никогда не существовали и являлись плодом фантазии искусных портных. Взятые будто бы из старинных манускриптов XVI в., они были грубой подделкой, как, например, тартаны братьев Собьески-Стюарт, утверждавших свое родство с принцем Чарльзом. Сегодня тартаны более или менее систематизированы, хотя за последние годы ХХ в. появилось большое число новых тартанов почти у всего — у городов, больших и малых, селений, островов, у любого кто бы ни захотел. Росту популярности тартана в немалой степени способствовал интерес к шотландскому эпосу, связанный с выходом на экраны таких фильмов, как «Храброе сердце» и «Горец». Только совсем небольшое число тартанов может быть признано настоящими древними, показывающими всю красоту старинной растительной, пускай и не такой яркой, окраски материала. По насыщенности окраски тартаны делят на древние (aicient — древний, англ.), современные (mo­dern — современный, англ.), охотничьи (hunting — охотничий, англ.), парадные (dress — парадный, англ.). Другими словами, более светлые оттенки, приемлемые для цветов древних тартанов, обусловлены традиционными растительными красителями, применявшимися при окраске ткани до середины XIX в. Затем были изобретены искусственные анилиновые красители, и те же самые цвета получились более яркими, насыщенными. Они и поныне используются для производства современных тартанов. Сейчас появились некоторые тартаны с преобладанием коричневых или серых оттенков, так называемых выветренных, реконструированных или приглушенных оттенков цветов. Они как бы представляют собой расцветку поношенного тартана и сделаны под старину. Охотничьи и парадные — эти названия относятся также к цветовым схемам одного и того же тартана. Парадные тартаны, как правило, имеют в своей основе белый цвет и наиболее часто используются исполнителями национальных танцев, а также иногда как парадная одежда (например, килт из парадного тартана) на официальных и праздничных церемониях. Охотничьи тартаны, несмотря на свое название, имеют с охотой мало общего. Они появились в XIX в., когда в своде тартанов — книге Vestiarium Scoticum — были зафиксированы две версии тартана клана Маклеод: ярко-желтый Маклеод Льюиса, называемый парадным, и зелено-голубой Маклеод Харриса, называемый охотничьим. После этого зеленые тартаны стали очень популярны, и большинство кланов, имевших красные или желтые цвета в основе тартанов, решили обзавестись тартанами на основе зеленого (или иногда коричневого) и назвали их охотничьими. Большую роль в одобрении цвета тартана играл глава клана. Сейчас новые клетчатые материи, аккредитованные «Шотландским обществом клетчатых материй», также должны иметь обязательное одобрение руководителя. На данный момент известно три вида тартана. Это симметричный тартан, имеющий 2 стержневых линии, пересечение которых является центром симметрии, относительно чего располагается последовательность полос в 4 направлениях: юг, север, запад, восток. Эти два центра связаны по диагонали простыми квадратами (площадями), каждый из которых своего цвета. Последовательность цветов читается справа налево через центр и повторяется слева направо. Такие тартаны предназначены специально для кроя килтов и пледов. Несимметричный (асимметричный) тартан не имеет никаких центров, рисунок повторяется просто справа налево на всю ширину ткани. Как правило, производители, использующие ткацкие станки двойной ширины, изменяют направление полос в центре, где ткань будет свернута, для того чтобы позволять портным легко совмещать цвета при крое разного рода вещей, отличных от килта. Лицевую сторону распознают по шву, идущему от левого нижнего угла к верхнему правому. Этот вид имеет всего два цвета. Знаменитый тартан клана Макгрегор, известный еще как тартан Роб Рой, представляет собой черно-красную, как миланский флаг, клетку. А другой знаменитый тартан рода Манкрейф — красно-зеленый. Тартаном в принципе можно назвать любую клетку. И мотивы для своих рубашек Бен Шерман, Лил Скот и Барберри, возможно, тоже черпали из набора тартанов. Сейчас это стало более широким понятием, чем клановая принадлежность к шотландским горцам. По разного рода клеткам сегодня уже судят о принадлежности к разным молодежным движениям. Тартан стал популярным материалом для изготовления одежды во всем мире. В нашей стране он известен как «шотландка». ну и для услады взора….(девушкам)

www.spletnik.ru

Шотландский килт (общая информация) — Библиотека музыканта

Как правильно надевать килт (тартан)

Самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом.

» — Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду».

Килт тогда представлял собой отрез ткани длиной около 12 «еллов» (1356 см), сложенный вдвое и простеганный так, чтобы получились складки.

Сегодня килт — это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657 — 4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142 — 151 см)

Здесь мы приводим последовательность действий для одевания килта.

Вам нужно найти достаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложить килт на полную длину, но постарайтесь полностью разложить ткань в ширину, чтобы иметь возможность сложить складки.

Руками определите расстояние от кости бедра до кости бедра и перенесите это расстояние на ткань. Это будет один из двух кусков, которые не гофрируются. Начиная с конца этого куска (фартука) подтягивайте материал к себе в центре, формируя и выравнивая каждую складку. Ширина складок зависит только от вас. Чем шире складка, тем меньше вам работы на этом этапе.

Продолжайте, пока не сформируете все складки. Оставьте достаточно материала свободным, чтобы сделать второй фартук. 

Теперь ваша задача — разместить пояс под тканью так, чтобы когда вы ляжете на нее, он оказался в правильном положении на уровне талии. Для этого руками измерьте расстояние от пола до пояса и перенесите его на ткань. Поместите пояс в точку, которую вы определили. Пряжка при этом должна находиться справа, как показано на рисунке.

Согните фартуки и опустите их вдоль вашего килта так, чтобы ваши колени были на одной линии с кромкой ткани. Оберните фартуки вокруг ваших бедер — сначала правый, затем левый.

 Теперь вы можете закрепить пояс и подумать о том, что делать с оставшимися кусками ткани. Шотландка выше пояса должна свободно свисать с талии и возможно даже до щиколоток, в зависимости от вашего роста и ширины ткани.

Теперь у вас есть два варианта: вы можете носить килт, обернув концы вокруг шеи (если у вас есть достаточно материала над головой) или отрегулировать его так, чтобы конец свисал по спине через плечо. 

 

Выкройка килта

Предлагаем вашему вниманию выкройки для создания килта 1:6. Приведенные ниже эскизы подойдут любому человеку на любую фигуру, но все же рекомендуем вам подогнать размеры к собственной фигуре, и потом еще проверить их семь раз. И только потом браться за ножницы — это золотое правило любого портного. :-)))

Начнем с прямоугольника ткани. Делайте складки по длинной его стороне, и не забывайте, где находятся изнаночная и лицевая стороны ткани.

Подогните ткань снизу, чтобы длина килта стала 3,75 дюймов.

Подверните правую сторону на 5 дюймов. Левую пока оставьте в покое.

Оставьте справа 2,5 дюйма. Это будет «фартук» килта. 

Теперь, начиная от «фартука» формируйте складки. Каждая складка должна быть около 1 дюйма, глубиной примерно 5 дюймов. Подтягивайте к себе левый край ткани, чтобы правый оставался на месте неподвижным, а левый бы двигался к краю слева каждой складки.

Часть со складками составляет около 9 дюймов длины в верхней части килта. Это будет примерно 8 или 9 складок.

Теперь подверните правый край, чтобы часть со складками составляла около 8,5 дюймов в верхней части.

Теперь сделаем пояс. В настоящих килтах, как правило, используют кант вдоль верхней кромки вместо пояса, но основная часть складки на 1:6 масштаба делает этот метод предпочтительнее. Итак, вырезаем прямоугольник из ткани примерно на 1 дюйм длиннее, чем в верхняя часть килта и шириной около 1,25 дюйма. Slip под килт, alligned с верхней части килт. О .25 «с вершины килт, прикрепите к поясу перед килт.

История происхождения традиций

Шотландцы — это один из тех народов, которые рьяно чтят свои традиции. В этом вопросе они даже в чем-то похожи на «многотрадиционных» англичан.

Прежде всего из всех традиций надо отметить самую главную — клан. Клан в Шотландии (Clan) — это группа семей, носящих одну фамилию ( например, Мак Дональды- » дети Дональда», так как Mac по-шотландски значит «сын») и имеющих общего предка.

До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains). Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх — заунывная мелодия волынки . В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужскому килту. Расцветка юбки должна быть конкретной — в соответствии с тартаном.

(Tartan) — шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов , которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следить за тем , чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие тартаны, не завёл на волынке (bag-pipe) во время церемониального марша мелодию иного клана.
Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: «Где бы мы ни были , мы- шотландцы ! «

У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были.

Традиционно, кроме килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (tweed jacket), простые длинные чулки, берет и кожаный спорран (sporran),- кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма — юбка-килт надевается с меховым спорраном , чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой . Шотландский берет- tam-o’-shanter — это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху . Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок . Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием.
Следует упомянуть и такую деталь костюма , как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало — объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.

Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примером может служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том , как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву. «Дело было в самом конце ноября, — пишет Л. Мартынов- Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках , подвёрнутых под коленями . Из-под пиджака на юбку спускался громадный кошель с отделкой из тюленьего меха -спорран.
Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае необходимости- прийти на помощь.
И хотя шанс встретить другого Моуэта в московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприятствовала хождению с голыми коленками- ледяной ветер гнал порошу, -никакого разговора о другом костюме и быть не могло. -Традиция,- объяснил Фарли, и успокоил собравшихся: -В канадской тундре было труднее, но в этот день я не могу иначе…»(Мартынов Л., Вокруг света, 1979,№5,с.38).

Как уже ранее было упомянуто, одно время шотландцам было запрещено носить килты, когда же запрет отменили, выяснилось, что старые узоры забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.

Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) — горцы.

Как уже мы знаем, Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов, которые пришли в Британию из Ирландии в 6-ом веке и они называют себя скоттами. Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (Western Highlands) и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландскиом гэлльском, древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сродни валлийскому. Фермеры Хайленда, или как их тут называют крофтеры (crofters), ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам (lowlanders)- жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англосаксов.

По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины нашего века жители равнин — лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, а очевидно потому, что им так удобно передвигаться в гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями , а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма Интересно описывает происхождение традиции — носить килт лоулендерами журналист Л. Мартынов. «В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у клана Мэйтлендов из Лоуденда собственного тартана не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан — клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил Мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров» (Мартынов Л. Вокруг света,1979,№5,с.39). Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций — это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но упорный и упрямый шотландский характер противодействовал «сассэнам»- таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Еще одна весьма почетная традиция в Шотландии связана с тем, что с давних пор шотландцы славились превосходными лучниками. А потому с тех же пор их набирали для служения в личной охране короля. Эта традиция сохранилась и по сей день. Сейчас гвардия лучников — четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это было в XVII веке.

Также бывают международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) — столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна — кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами — старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок ,набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.

Это лишь краткое перечисление немногих самых известных традиций шотландцев. На самом же деле их существует гораздо больше. Но если рассказывать обо всех, на это просто не хватит времени, да и тема эта настолько обширная, что ей стоило бы посвятить отдельную работу. А если кого-то эта тема особенно заинтересовала, я думаю, стоит съездить самому в Шотландию и увидеть все собственными глазами.

Шотландка

Сейчас, по прошествии многих веков, уже трудно определить, где впервые появился килт — национальная одежда шотландцев. Даже в туманном Альбионе по этому поводу до сих пор нет определенного мнения: и ирландцы, и англичане, и шотландцы считают это изобретение своей национальной гордостью. Самое раннее упоминание о национальной юбке шотландцев — килте относится к 1471 г. в документе, который перечисляет покупки двора короля Джеймса III.

Текстильное производство тогда не было столь развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Поэтому основная идея тартана — демонстрация принадлежности к определенному роду или клану. Иногда семья могла добавить к полоске тартан своего цвета, чтобы показать отличие от соседей и, вместе с тем, сохранить приверженность ветви. Таким образом, по расцветке тартана можно было определить, из какой местности человек или к какому клану он принадлежит. Свое название тартан получил, несмотря на древнее происхождение, только в XVIII в., когда был описан и изучен крупным исследователем своего времени Уильямом Вилсоном. Однако первым, кто описал тартан в 1703 г., был Мартин Мартин, делая зарегистрированную ссылку на клетчатую материю как средство идентификации.

История шотландки сама по себе намного древнее истории килта. Впервые он был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и окраске тканей. На Гебридских островах и Хайленде постепенно развивались варианты тканей, особые в каждой местности. В «Великой Истории», ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что король мог иметь семь цветов в своем тартане, друид — шесть, а знатный человек — четыре. Согласно археологии, клетчатая ткань была впервые обнаружена в захоронении у развалин римской Стены Антония около Фолкирка. Это был глиняный горшок III в. н. э. с серебряными монетами, где в качестве крышки использовался лоскут шерстяной ткани в клетку, цвета которой были идентифицированы как коричневый и неокрашенный белый, близкий к тону овечьей шерсти. Упоминание о клетчатой ткани встречается и в старинных документах, например, чартер на земли Исли, предоставленный Хектору МакЛеану Дюарту в 1587 г., провозглашал обязанности населения платить дань в виде 60 рулонов ткани с сочетанием белых, черных и зеленых цветов. А свидетель сражения 1689 г. описывает людей Макдонелса как «…одетых в ткань из тройной полосы…» Надо думать, что материю ткали или вязали местные умельцы в количествах, которые ограничили бы разнообразие их продукции, и для того чтобы в случае военных действий воины были одеты одинаково, создавая впечатление регулярной армии.

Шотландка , клетчатая ткань, использовалась шотландскими горцами для изготовления килта и мантий, в которые они искусно драпировались и использовали как некий камуфляж. Шотландки также использовали тартан в своем костюме. Арисэд, шотландский женский костюм, описанный историком Мартином в XVII в., представлял собой тартан, длиной около 2,5 м, который заворачивался вокруг талии и закалывался на груди брошью.

Пытаясь покорить завоеванную страну и сломить дух горцев, Англия после сокрушительного поражения шотландцев в битве 1746 г. издала указ, который запрещал шотландцам ношение оружия и национальной одежды. И хотя этот акт был отменен в 1782 г., горцы уже настолько привыкли к другой одежде, что не проявили особого энтузиазма к возврату тартана. К тому же многие ткачи, помнившие истинные расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли. Тартан, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое.

Однако уже в 1778 г., чтобы умиротворить непокорное шотландское население, были признаны официальными недавно сформированные «Общества Нагорья» в Лондоне (1778 г.) и Эдинбурге (1780 г.). Все предпосылки для захватывающего возрождения клетчатой материи были налицо. Уильям Вилсон имел к тому времени около 200 видов незарегистрированных и экспериментально названных образцов тартана. «Общество Нагорья» Лондона убедило большинство руководителей кланов выбрать из этой коллекции себе идентификацию для использования в качестве эмблем и объявить официальную клетчатую материю клана. К тому же, с легкой руки сэра Уолтера Скотта, тартан был одобрен и королевской печатью. С этого времени тартан становится престижным, и его носят такие высокопоставленные персоны как король Джордж IV и королева Виктория, прославившаяся своей страстью к шотландским безделушкам. Многие чопорные английские семьи, которые раньше ненавидели горцев, и те стали вдруг гордыми обладателями своих фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорда IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов.

Еще сто лет назад определить возраст Шотландки было практически невозможно, т. к. многие из них в действительности никогда не существовали и являлись плодом фантазии искусных портных. Взятые будто бы из старинных манускриптов XVI в., они были грубой подделкой, как, например, тартаны братьев Собьески-Стюарт, утверждавших свое родство с принцем Чарльзом. Сегодня тартаны более или менее систематизированы, хотя за последние годы ХХ в. появилось большое число новых тартанов почти у всего — у городов, больших и малых, селений, островов, у любого кто бы ни захотел. Росту популярности тартана в немалой степени способствовал интерес к шотландскому эпосу, связанный с выходом на экраны таких фильмов, как «Храброе сердце» и «Горец».

Только совсем небольшое число тартанов может быть признано настоящими древними, показывающими всю красоту старинной растительной, пускай и не такой яркой, окраски материала. По насыщенности окраски тартаны делят на древние (aicient — древний, англ.), современные (mo­dern — современный, англ.), охотничьи (hunting — охотничий, англ.), парадные (dress — парадный, англ.). Другими словами, более светлые оттенки, приемлемые для цветов древних тартанов, обусловлены традиционными растительными красителями, применявшимися при окраске ткани до середины XIX в. Затем были изобретены искусственные анилиновые красители, и те же самые цвета получились более яркими, насыщенными. Они и поныне используются для производства современных тартанов. Сейчас появились некоторые тартаны с преобладанием коричневых или серых оттенков, так называемых выветренных, реконструированных или приглушенных оттенков цветов. Они как бы представляют собой расцветку поношенного тартана и сделаны под старину.

Охотничьи и парадные — эти названия относятся также к цветовым схемам одного и того же тартана. Парадные тартаны, как правило, имеют в своей основе белый цвет и наиболее часто используются исполнителями национальных танцев, а также иногда как парадная одежда (например, килт из парадного тартана) на официальных и праздничных церемониях.
Охотничьи тартаны, несмотря на свое название, имеют с охотой мало общего. Они появились в XIX в., когда в своде тартанов — книге Vestiarium Scoticum — были зафиксированы две версии тартана клана Маклеод: ярко-желтый Маклеод Льюиса, называемый парадным, и зелено-голубой Маклеод Харриса, называемый охотничьим. После этого зеленые тартаны стали очень популярны, и большинство кланов, имевших красные или желтые цвета в основе тартанов, решили обзавестись тартанами на основе зеленого (или иногда коричневого) и назвали их охотничьими.

Большую роль в одобрении цвета тартана играл глава клана. Сейчас новые клетчатые материи, аккредитованные «Шотландским обществом клетчатых материй», также должны иметь обязательное одобрение руководителя.

На данный момент известно три вида тартана. Это симметричный тартан, имеющий 2 стержневых линии, пересечение которых является центром симметрии, относительно чего располагается последовательность полос в 4 направлениях: юг, север, запад, восток. Эти два центра связаны по диагонали простыми квадратами (площадями), каждый из которых своего цвета. Последовательность цветов читается справа налево через центр и повторяется слева направо. Такие тартаны предназначены специально для кроя килтов и пледов.

Несимметричный (асимметричный) тартан не имеет никаких центров, рисунок повторяется просто справа налево на всю ширину ткани. Как правило, производители, использующие ткацкие станки двойной ширины, изменяют направление полос в центре, где ткань будет свернута, для того чтобы позволять портным легко совмещать цвета при крое разного рода вещей, отличных от килта. Лицевую сторону распознают по шву, идущему от левого нижнего угла к верхнему правому.

Этот вид имеет всего два цвета. Знаменитый тартан клана Макгрегор, известный еще как тартан Роб Рой, представляет собой черно-красную, как миланский флаг, клетку. А другой знаменитый тартан рода Манкрейф — красно-зеленый.

Тартаном в принципе можно назвать любую клетку. И мотивы для своих рубашек Бен Шерман, Лил Скот и Барберри, возможно, тоже черпали из набора тартанов. Сейчас это стало более широким понятием, чем клановая принадлежность к шотландским горцам. По разного рода клеткам сегодня уже судят о принадлежности к разным молодежным движениям.

Тартан стал популярным материалом для изготовления одежды во всем мире. В нашей стране он известен как «шотландка».

 

biblib.pro

Килт — это… Что такое Килт?

Шотландцы в традиционной одежде (килт)

Килт (англ. Kilt) — предмет мужской национальной шотландской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный (собранный складками) сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков; обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран. Килт ведет свою историю от «большого пледа»[en] (Great plaid, belted plaid) и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос — тартаном (в России такой материал известен как «шотландка»).

Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, повседневно его носит достаточно малое количество людей. Во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев, а также музыкальных и танцевальных выступлений. В британской армии, равно как и в армиях некоторых других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы (чаще всего для смотров и парадов), в боевых действиях он не использовался со времён Второй мировой войны. Последним полком, носившим килты во время боевых действий в 1940 году, был британский полк Queens Own Cameron Highlanders.

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово килт, вероятно, происходит от англо-шотландского kilt, означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисландского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов, у которых была подобная, но c тартаном, складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жесткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы — ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн — тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Belted plaid 07SV 401.jpg

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1—8,2 м), однако наиболее распространённая длина — 6—7 ярдов (5,5—6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня. Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща, или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века. Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи, льна или парусины, с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Мария Квитерия в малом килте как в виде особой военной формы

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа — кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка — Kilt pin, которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт — это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном, но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов — box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжелой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Килт большой и малый — история и различия

В настоящее время ношением килта уже особенно никого не удивишь, но мало кто знает — то, что мы сейчас подразумеваем под словом килт, сильно отличается от исторической детали шотландского костюма и носит название «малый килт». В то время как «большой килт» (или согласно другим его названиям Big Kilt, Great Kilt, Belted Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile) представляет из себя более сложную конструкцию.

Что такое большой килт

Это достаточно обширный кусок шерстяной ткани (или часто два куска ткани, сшитые вместе). Длина данного куска может быть в пределах от 4,5 до 7,5 метров, ширина — около 150 сантиметров.

В законченном, то есть одетом состоянии, «большой килт» представляет собой достаточно сложное, но удобное одеяние, чем-то напоминающее римскую тогу: одеяние не только заматывается вокруг бедер, но также частично укрывает верхнюю часть тела, чаще всего спину. Одна часть этого куска ткани вручную собиралась в складки, а затем скреплялась при помощи ремня. Вторая часть, оставшаяся свободной, чаще всего крепилась к левому плечу или использовалась как плащ.

Подобная конструкция была очень функциональна: большой кусок ткани всегда мог пригодиться в горах, чтобы согреться при ночной холоде и длинном переходе. Свободную часть килта могли также набрасывать на голову и спину, чтобы защититься от сильного ветра и холодного дождя.

Большой килт Big Kilt

Как надевали большой килт

Как уже было сказано, это было достаточно громоздкое и сложное сооружение, надевать которое требовалось в несколько шагов:

  • Свободно расстелить весь кусок ткани (имейте ввиду, что Вам может понадобиться достаточно много места).
  • Отмерить место, которое будет передней частью Вашего килта — его ширина должна соответствовать половине обхвата бедер.
  • В том месте, где заканчивается отмеренный кусок, начинайте аккуратно собирать складки, четко отмеряя необходимую вам ширину и осторожно их выкладывая одну за одной. При этом в складку укладывается только одна часть материала, вторая же, как было указано выше, остается свободной.
  • Теперь наступает очередь пояса — в том месте, где заканчиваются складки, его надо аккуратно подложить под ткань, чтобы впоследствии он оказался на уровне вашей талии. Разместить пряжку необходимо с правой стороны.
  • Затем необходимо обернуть обе части (ту, которая собрана в складку, и ту, которая оставлена гладкой) вокруг бедер и закрепить их с помощью пояса.

Таким образом, у вас получится «большой килт» со свободной верхней частью ткани, которая должна свисать с пояса (длина этой части зависит от длины ткани). Эту часть килта Вы можете обернуть так, как вам удобнее — примерные способы были описаны чуть выше.

Что такое малый килт

В настоящее время из-за своей громоздкости и сложности для одевания «большой килт» используется достаточно редко. Современный традиционный килт является «остатком» от great kilt и представляет собой только нижнюю часть древнего одеяния, его еще называют «малый килт». Такая модель более практична сегодня.

Малый килт

Современный килт имеет более сложную конструкцию, чем его предок, сегодня это не просто отрезок ткани задраппированный вокруг талии. Для изготовления килта используется 5 (около 4.5м) или 8 ярдов (7.3м) ткани.

Плиссируется ткань (заглаживается в складки) посередине полотна так, чтобы это составило полуобхват бедер. С краев остаются неплиссированные участки, для апрона (передника), каждый из них тоже составляет полуобхват бедер, для глубокого запаха. Для хорошей посадки по талии создаются дополнительные встречные складки — это уже хитрости конструкции. Традиционно парадные килты для особых случаев шьют вручную. Для других килтов используется машинный пошив. Длина килта — на уровне середины колена. Складки носят только сзади!

mykilt.ru

Килт — это… Шотландский килт

Каждая страна у нас ассоциируется с каким-то образом. Произнося слово «Шотландия», мы вспоминаем горы в тумане, книги Вальтера Скотта, а также у нас перед глазами возникает юбка-килт. Без данного эклектичного предмета нельзя себе представить шотландца. При том что в современном Глазго они встречаются настолько же редко, как на Арбате в Москве.

килт это

Что это такое?

Килт – это элемент мужской одежды, который считается традиционным для горцев Шотландии. Внешне он достаточно прост – это простой кусок материала, который оборачивается вокруг талии, а на ней закрепляется с помощью специальных пряжек и ремешков. Его обязательным аксессуаром является спорран, т. е. специальная сумочка, которая предназначена для хранения различных мелких вещей и денег.

История

Древнейшим описанием этой вещи в Шотландии считается то, которое датируется 1594 г. Согласно ему килт – это верхняя одежда, выглядящая внешне как крапчатое одеяние, имеющая разнообразные расцветки, обладающая огромным количеством складок, которые доходят до середины икр. У килта был пояс, который оборачивался вокруг талии. Он надевался достаточно оригинально – через ноги.

Килт – это незаменимая вещь в Верхней Шотландии. Объясняется это климатом и местным рельефом (дождь и горы – это то, что здесь ждёт гостей). У этого вида одежды предостаточно преимуществ – она согревает тело, не стесняет движения, при этом, намокая, моментально сохнет (гораздо быстрее, чем брюки). Ночью же превращается в уютное и тёплое одеяло.

шотландский килт

Килт в боевых действиях удобен тем, что при сражениях в боях его можно очень быстро скинуть, в своих движениях получив максимум свободы, и сражаться дальше. Одной из самых известных битв этого рода было сражение между тремя кланами – Камерунов, Макдональдов и Фрейзеров.

Между прочим, есть мнение, что килт – это неотъемлемая часть культуры Шотландии, но это не совсем так. Он был всегда классическим костюмом, при этом общенациональную значимость получил не так уж и давно. Только к середине позапрошлого века он обрёл популярность у интеллигенции и дворянства Шотландии. Чуть позднее и простые местные жители, кроме того шотландские диаспоры, проживающие за пределами страны, также приняли его. Ирландцы, валлийцы и остальные представители кельтов также стали носить шотландский килт. Но нужно отметить, что у этих народностей он не настолько почитаем и любим.

Килт в современности

В нынешний момент шотландский килт как повседневная одежда используются очень редко. Он считается частью официального костюма. Также его часто надевают скауты как парадную одежду. На шотландских соревнованиях разного уровня (музыкальных и танцевальных) то и дело мелькают килты. Сегодня в большинстве армий Британского содружества, и в самой армии в том числе, килт шотландца остаётся до сих пор обязательным предметом военной амуниции. Но нужно заметить, что его не надевали на боевые действия с периода окончания Второй мировой войны.

килт шотландца

Расцветка

Поскольку для изготовления красок для килта раньше использовались растительные компоненты, при этом растения, которые применялись для данных целей, росли не везде, ткачи ограничивались строго определённым набором цветов. Такой набор цветных полос получил название сетт. По нему легко определялась местность, в которой он был создан.

Сетт для любого местного клана был уникальным, таким образом выявлялась принадлежность к определенному клану. Это привело к тому, что в нынешний момент насчитывается около 700 разнообразных сеттов.

Виды килтов

Есть несколько видов килта – малый и большой. Большой интересен тем, что был он очень длинным, настолько, что порой его закидывали на плечо, укрываясь под ним в непогоду. Для создания килта использовалась шерсть, что способствовало этому.

Большой килт

Большой килт обладает множеством других имён и названий – Big Kilt, Feileadh Mor, Belted Plaid, Breacan Feile и Great Kilt. Хотя суть его одна – это 2 куска шерстяной толстой ткани, сшитой между собой. Его длина может разниться, хотя находится в пределах 4,5-9 ярдов. В таком достаточно большом диапазоне можно выделить куда более узкий, он чаще всего используется для изготовления большого килта – 6-7 ярдов.

под килтом

Интересен его процесс изготовления. Так, складки собирались вручную лишь на 1-й части ткани, а потом крепились между собой, для чего использовался широкий ремень. Другая часть «пристроена» может быть различными методами. Её можно забросить на левое плечо (аналог плаща) или укрыться под неё от непогоды (в этом случае будут неплохо защищены плечи и голова). А также эту часть можно закрепить на ремне, при этом оставив небольшой конец, ниспадающий с него. Нередко такой килт мужской служил также надёжным покрывалом.

Согласно подробному описанию 1746 г., эта одежда свободна и удобна, что у мужчин очень ценилось, потому что преодоление быстрых или далёких переходов, кроме того, переправы через реку оказывались более простыми. Большой килт удобен для походов в лес, а также для домашнего и будничного существования. В общем, можно сказать, что он может помочь и там, где нечего делать в обычной одежде.

Историки не определились до сих пор и постоянно спорят о времени появления этой одежды. Но можно с высокой долей уверенности говорить о том, что к началу восемнадцатого века о нём уже было известно. Его изображения, обнаруженные раньше тех лет, немного отличаются от того, что мы обычно понимаем под килтом. Раньше он был похож больше на длинную рубашку, доходившую до колен. Она изготавливалась из разных материалов, среди которых кожа, парусина или лён. Для большей защиты и надёжности килт простёгивался, хотя уже и в те годы имел огромное количество складок.

юбка килт

Многие думают, что горцы из Шотландии — это основные ценители килта. Но это не совсем так. Да, конечно, они носят его, но он характерен также и для жителей ряда бедных сёл, которые расположены не в горах, а на равнине.

Пропавшая на время традиция его ношения была возрождена только в девятнадцатом столетии.

Малый килт

Не все знают, что под словом «килт» в основном подразумевается непосредственно малый килт, поскольку как раз он и имеет вид, привычный для каждого стороннего наблюдателя, но, по сути своей, является только нижней частью большого. Так как он от большой своей версии отличается гораздо меньшими размерами, зачастую он уже закрепляется не классическим способом, а на простых ремешках с пряжками. Чтобы закрепить его полы, используется булавка kilt pin, которая предназначена специально для таких целей.

Есть мнение, что его создателем является англичанин Ролинсон. Этот управляющий на сталелитейном лохаберском заводе внес в 1725 году предложение убрать для большего удобства и комфорта верхнюю часть килта, оставив для ношения лишь нижнюю.

килт мужской

Аксессуары

Обязательными атрибутами к нему шли шерстяные длинные носки. Они могли быть и одноцветными, и клетчатыми. Они традиционно были без резинки и удерживались только с помощью подвязок с кисточками. Под них засовывался кинжал (sgian dubh или dirk). На ремень навешивался спорран – это меховой кошель, вывернутый наружу шерстью. Спорран носился спереди, чтобы ветер не показал всем вокруг все то, что в приличном обществе показывать не принято. Килт без него рассматривается примерно таким же образом, как и ширинка у брюк, нечаянно расстегнутая.

килт

Килт для бани

Данная незаменимая деталь банного гардероба – это классика, которая необходима и женщинам, и мужчинам. Килт для бани у женщин называется также парео. Он намного длиннее, поэтому в него есть возможность завернуться, словно в простыню или полотенце. Мужской килт в основном широкий и очень большой, настолько, что в него сможет запросто обернуться любой человек.

килт для бани

При его выборе лучше обратить внимание на махровые изделия. Они плотные, мягкие и отлично впитывают влагу. Покупать стоит килт из натуральной, хлопковой, неокрашенной ткани. Вафельный килт – это вариант более дешевый. Он намного тоньше махрового и, следовательно, быстро промокает, а это создает определенные неудобства. Такая одежда будет очень удобна и практична в жаркой парилке и после нее.

fb.ru

История килта — History of the kilt

Хайленд Вождь Лорд Мунго Мюррей носить опоясанный плед, около 1680.

История килта тянется назад , по крайней мере , до конца 16 — го века. Килт впервые появился как с поясом плед или большой килт , полный одежды длины, верхняя половина может носить как плащ драпированные через плечо, или воспитан на голову как капюшон. Небольшой килт или ходить килт ( по аналогии с «современным» килтом) не не развивался до конца 17 — го или в начале 18 — го века, и, по существу , нижняя половина большого килта.

Слово килт происходит от шотландского слова килт , означающего подвертываться одежду вокруг тела, хотя 11 — е издание Британской энциклопедии (т. 15, стр. 798) говорит , что слово скандинавского происхождения. Шотландский слово происходит от древнескандинавского kjalta (означающих колен , кратного из собранной юбки ).

Большой килт

Горный солдат в 1744 году, ранняя картина правительства Тартана большого килта, с пледом используется для защиты мушкета замка от дождя и ветров.

Breacan Fhéilidh (подпоясанный плед) или Feileadh Клеймор (большой плед), вероятно, развивались в течение 16 — го века из ранее «отродья» или шерстяного плаща (также известное как плед) , который носили поверх туники. Это раньше плащ или передник может быть простым в цвете или в различной проверочной или клетчатой конструкции, в зависимости от благосостояния владельца; это ранее моды одежды существенно не изменились от того , носили кельтскими воинами в римские времена.

В течение 16 — го века, с увеличением доступности шерсти, плащ выросла до такого размера , что он начал собирать и пояс. Belted клетчатой была первоначально длиной толстой шерстяной ткани, состоящей из двух ткацких станков ширины сшитых вместе , чтобы дать общую ширину 54 до 60 дюймов, и до 7 ярдов (6,4 м) в длине. Этот предмет одежда, также известная как большой килт был подобрали в складки и закрепляется с помощью широкого ремня .

Пледы с beltloops были в использовании по 1700 — х годов. Уцелевший мужская подпоясанный плед из 1822 имеет шлевки зашитые в нем в каждый шаблон повторения, таким образом, что он может быть распрямленной полностью в одеяло, или быстро плиссированные с шнурком ремнем (со вторым поясом навыпуск, чтобы разгладить складки, а в портрете лорда Мунго Мюррей выше).

Верхняя половина может носить как плащ драпированные через левое плечо, свисали над лентой и собрали на фронте, или воспитан на плечи или голову для защиты от погодных условий . Он носился над Лейне (полный рукавами одежды стопы ниже талии) , а также может служить в качестве кемпинга одеяло.

Описание от 1746 состояний:

Одеяние, безусловно, очень рыхлое, и подходит мужчина привыкших к нему, чтобы пройти через большие камуфляже, чтобы сделать очень быстро марши, чтобы иметь против суровости погоды, вброд через реку, и убежище в хижинах, лес и скалы на случай; которые люди, одетые в низком одеянии страны не мог выдержать.

Для сражения было принято снимать килт заранее и установить его в стороне, Хайленд заряда делается носить только Лейн или военную рубашку.

Точный возраст большого килта до сих пор обсуждаются. Более ранние рисунки или иллюстрации , до начала 16 — го века , появляющегося показать килт может показать Лейне croich , до колен рубашку кожи, льна или холста , сильно гофрированной , а иногда стеганые в качестве защиты. Самый ранний письменный источник , который определенно описывает подпоясанный плед или большой килт происходит от 1594 большого килта, в основном , связан с шотландской горной местностью, но также используется в бедной низинной сельской местности. Широкое использование этого типа килта продолжалось в 19 — м веке, а некоторые до сих пор носят сегодня.

Небольшой килт или ходить килт

Где- то в конце 17 — го или в начале 18 — го века fèileadh BEAG (малый килт), или юбка в складку или philabeg, используя единую ширину ткани носить свисающие ниже пояса вошел в обиход, став популярным во всем нагорье и северных низменностей по 1746 , хотя большой килт или подпоясанный плед продолжал носить. Небольшой килт или philibeg является развитием большого килта, будучи по существу нижней половиной большого килта.

Письмо , написанное Иваном Бэйли в 1768 году и опубликована в Эдинбурге Magazine в марте 1785 года говорится о том , что одежда , что люди признают , как килт сегодня был изобретен в 1720 от Томаса Роулинсон , в Quaker из Ланкашира . После якобитской кампании 1715 правительство открыло Высокогорье внешней эксплуатации, и Роулинсон пошел в партнерство с Яном MacDonnell, главнокомандующим MacDonnells из Гленгарри для производства древесного угля из леса возле Атак и выплавляют железную руду там. Подпоясанный плед носить горцев , которые он использовал слишком «громоздким и громоздким» для этой работы, поэтому вместе с портным полка , дислоцированной в Инвернесс, Роулинсон произвел килт , который состоял из нижней половины ременного плед носить как «отчетливая одежда со складками уже сшитых». Он носил его сам, как и его бизнес — партнер, которого затем члены клана последовали его примеру.

Было высказано предположение о том, что есть доказательства горцев носить только нижнюю часть ременного пледа до этого, возможно, уже в 1690, но Раулинсона является самым ранним документированным примером с вшитыми складками, отличительной особенностью килта носится сегодня ,

С учетом килт был принят полкам Хайленд британской армии и военной килт и его формализованных аксессуаров , переданных в гражданское использование в начале 19 века и остается популярным до сих пор.

Самый ранний сохранившийся пример специализированного килта от 1792 (в настоящее время в распоряжении шотландских клетчатых органа).

Проскрипция и возрождение килт

Дэвид Уилки «s 1829 лестного портрет Kilted король Георг IV , с подсветкой выбранной приглушить яркость его килта и колен , показанный голый, без розовых трико на самом деле он носил на мероприятии в 1822 году.

Характерной чертой клановой системы нагорья в том , что члены клана чувствовали верность только Богу, их монарха, и их начальника. В Jacobite восстаний продемонстрировали опасность для центрального правительства , таких воинственных шотландских кланов, а также в рамках целого ряда мер правительства король Георг II ввело «в Закон платья » в 1746 году, запрещающее все пункты Хайленд платья включая юбки (хотя исключения был сделано для Хайленда полок) с целью подавления горских культур. Наказания были суровыми; шесть месяцев лишения свободы за первое нарушение и Семилетний транспорт для второго. Запрет оставался в силе в течение 35 лет.

Сатирическая карикатура европейских женщин любопытных о Kilted шотландских солдат, с. 1815

Таким образом, за исключением армии, килт вышли из употребления в Шотландии, но в те годы это стало модно шотландские романтиков носить килты как форма протеста против запрета. Это была эпоха , что романтизировать «примитивные» народы, которые как были просмотрены горцев. Большинство Равнинных взирали горец со страхом перед тем 1745, но многие отождествляют с ними после того, как их власть была нарушена. Килт, наряду с другими особенностями гэльских культур, стал отождествлять с Jacobitism , и теперь, когда это перестали быть реальной опасностью это рассматривалось с романтической ностальгией.

После того , как запрет был снят в 1782 году, Хайленд помещики создали Хайленд обществ с целями , включая «улучшения» (которые другие назвали бы зазоры Хайленд ) и содействие «общее использование древнего Хайленд платье». Кельтский общество Эдинбурга под руководством Вальтера Скотта , поощрял Равнинные присоединиться к этому антикварный энтузиазм.

Килт стал отождествляться со всей Шотландии с зрелищ в визите короля Георга IV в Шотландию в 1822 году, несмотря на то, 9 из 10 шотландцы жили теперь в низменность. Скотт и общество Хайленда организовали «собирания Гэл» и установленные совершенно новые шотландские традиции, в том числе Равнинных носить стилизованную версию традиционной одежды горцев. В это время были разработаны многие другие традиции , такие как идентификация клана с помощью клетчатого (до этого, были определены тартаны с регионами, а не конкретные кланов).

После этого момента килт набирает обороты как символ шотландской культуры, определенные антиквары, романтики, и другими, которые потратили много усилий , восхваляющие «древние» и природных качества килта. Король Георг IV появился в захватывающем килт, и его преемник Королева Виктория одета ее мальчиков в килт, расширяя свою привлекательность. Килт стал частью шотландской национальной идентичности и широкой Celtic идентичности.

Военное использование

Из 1624 независимых компаний горцев носил килт как правительственные войска, и с их формирования в Хайленд полка в 1739 году их большой килт форма была стандартизирована с новой темной клетчатой.

Многие Jacobite повстанцы приняли килты в качестве неофициальной формы, с даже их английскими сторонниками носить тартан деталь во время якобита восхода 1745 . В период после этого восстания правительство решило сформировать более Хайленд полки для армии, чтобы направить энергию Гаелса, что «выносливая и бесстрашная расе людей». При этом они создали эффективные новые армейские полки , чтобы отправить воевать в Индии, Северной Америке, и в других местах, снижая возможность восстания дома. Униформа армейская была освобождена от запрета на ношение килта в « Законе платья », и в качестве средства идентификации полки были даны разный тартан. Эти полки выбрали современные килты для парадных мундиров, и в то время как большой килт оставался раздеваться формой это было прекращено в начале 19 века.

Многие шотландские подразделения носили килт в бою во время Первой мировой войны. В частности, свирепые тактики Black Watch привели к их приобретению прозвища «Дамы из ада» от немецких войск , которые стояли перед ними в окопах. Хайленд полка армий Содружества вступила во Второй мировой войне носить килт, но он был быстро признан непрактичным для современной войны, и в первый год войны была официально запрещена в боевой одежде. Тем не менее, отдельные исключения по- прежнему, и считается , килт был последним широко изношены в действии на эвакуации Дюнкерка в мае 1940 г. Однако, на D-Day , июнь 1944 года, Господь Ловать , командир 1 Спецслужбы бригады , сопровождался его личный волынщик Билл Millin , который носил килт — и играл на волынке — в то время как немецкие пули свистели вокруг него.

В кернах из гэльского Ирландии носили длинную Лейне, или «шафран рубашку» (часто неправильно истолкован как килт в изображениях) , возможно, были связана с предшественником современного килта. Эта традиция была продолжена в трубных полосах Республики Ирландских сил обороны.

Заметки

  1. ^ «Килт» . Словарь . Merriam-Webster . Источник 2008-08-01 .
  2. ^ Б с д е Ньюсом, Мэтью Аллен, Ранняя история килт , шотландский тартан музей,
  3. ^ Сэр Джон Мюррей Мак — Грегора 1822 клетчатые архивации 5 октября 2016 в Wayback Machine
  4. ^ Forbes, Лорд Каллодене, Дункан (1815), Каллодене Papers , Лондон: T Каделл & W Davies, стр. 289,
  5. ^ Тартаны Authority,
  6. ^ «Введение» . Lineage шотландских полков . Шотландская военная история общество. Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года . Проверено +6 May 2007 .
  7. ^ «Билл Millin, волынщик на D-Day посадок, умер 17 августа в возрасте 88». Экономист . 28 августа 2010.
  8. ^ История Реконструкция,

Рекомендации

  • Тревор-Ропер, Хью (1983), «The Highland традиции Шотландии», в Хобсбаум, Эрик ; Ranger, Теренс Изобретение традиции , Кембридж: Cambridge University Press, стр 15-42,. ISBN  0-521-24645-8,
  • Данбар, Джон Тельфер (1962), История Хайленд платье: категорический Изучение истории шотландского костюма и шотландка, гражданских и военных, в том числе оружия: С приложением на ранних шотландских Красители , Эдинбург: Оливер и Бойд, ISBN  0- 7134-1894-X,

внешняя ссылка

ru.qwertyu.wiki

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о