Гриф у гитары – гитарный гриф

Содержание

гитарный гриф


Если вас спросят: какая часть гитары самая важная? Что вы ответите? Гриф, корпус, струны, а может надпись производителя? Трудно поспорить с тем, что гитарный гриф является важнейшей частью инструмента. Именно к с ним вы находитесь в постоянном контакте, прижимая струны. От его формы зависит то, насколько вам удобно будет играть на гитаре, насколько вы сможете продемонстрировать свою технику игры, получить желаемое звучание инструмента.


F0o86lZ5PEk.jpg


Гриф представляет собой часть гитары в виде длинной деревянной рукоятки специальной формы и размера, к которой прижимаются струны для того, чтобы изменить длину их колеблющейся части и соответственно высоту извлекаемого звука.


Гитарный гриф состоит из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки. Некоторые грифы имеют в центре вырез, в котором находится анкерный болт, с помощью него производится настройка кривизны грифа. Голова (перо) грифа находится в верхней его части, на ней же крепятся колки — механизм для натягивания и закрепления струн.


6.jpg


Основные характеристики гитарного грифа:


  • Материал


  • Форма


Материал грифа и его распил


Качество гитарного грифа зависит прежде всего от того материала (древесины), из которого он изготовлен. Основной корпус грифа может быть изготовлен из различных пород древесины: клён, махагони, вишня, венге, бубинга. Большинство грифов изготавливают из клена. Для изготовления грифа могут также применять композитные материалы, такие как графит или люцит. Деревянные грифы обычно покрывают сверху слоем лака для того чтобы предотвратить их искривление за счет возможного высыхания.


Немногие знают о том, что бывают несколько видов распила дерева, применяемого для изготовления грифов, а именно: радиальный (quarter sawn) и тангенциальный (flat (slab) sawn). Вид распила влияет не только внешний вид грифа, но и на его физические свойства.


При радиальном распиле плоскость разреза проходит через сердцевину ствола, такая древесина однородна по цвету и текстуре, а гриф, выполненный из такого материала очень прочный и устойчивый к внешним воздействиям. Такой гриф будет служить вам верой и правдой долгие годы, не деформируясь и поражая своей износостойкостью. Отстроив его один раз, вам почти не понадобится его подстраивать, гриф будет держать нужный угол долгое время, выдерживая большее напряжение. Что касается акустических свойств,  то при радиальном распиле грифы звучат ярче, низы более чёткие.


9.39.jpgradial1.jpg


При тангенциальном распиле плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины. Гриф, изготовленный из таких досок, имеет ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Такие грифы менее дорогие, чем радиальные, но они более гибкие, реагируют на толщину струн, перепады температуры и влажности, их придётся чаще подстраивать.  


В качестве компромиссного решения были придуманы многослойные грифы, приближенные по звучанию к радиальным. При изготовлении таких грифов два-три куска древесины (даже различных пород) тангенциального распила склеивают между собой, позволяя добиться большей жесткости и меньшей стоимости, а также уникальности звучания.


Форма гитарного грифа.


От ширины и толщины грифа зависит то, насколько вам будет удобно брать различные аккорды и исполнять тот или иной стиль музыки. По  форме можно выделить три основных типа гитарных грифов:


  • Стандартные округлые грифы, например, отлично подойдут для исполнения классического рока и блюза, так как на них хорошо играть как аккордами, так и перебором. А вот чтобы развить серьезную динамику игры придется немало потренироваться. Такие грифы представлены в большинстве моделей GIBSON и FENDER.


  • Тонкие и широкие грифы наиболее удобны будут исполнителям быстрой и тяжелой музыки (например, тяжелого рока, хардкора, металла, гранжа, альтернативы и других). Такие грифы можно встретить,  например,  у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST, YAMAHA .


  • Компромиссом между двумя вышеизложенными типами являются грифы с изменяющимся радиусом: ближе к головке он более круглый, к деке – более плоский. Гитарные грифы такого типа дороже обычных, поэтому их ставят только на определенные модели, например  GIBSON дал такому грифу название 60’slim taper.


5.jpg


Мы рассказали об основных формах гитарных грифов, которых на самом деле гораздо больше, и каждый из них имеет свое предназначение, оказываясь предпочтительным для того или иного музыкального жанра.


Крепление грифа


Звучание гитары зависит от способа монтажа грифа к корпусу гитары, при этом нельзя точно сказать, какой способ предпочтительней, ибо каждый из них имеет свои особенности и позволяет получить определенный нюанс в звучании инструмента.


Существует четыре вида крепления грифа: на болтах (болчёный), вклеенный, сквозной и полусквозной.

  • Крепление на болтах (Bolt-On) было изобретено ещё в 40-х годах прошлого века Лео Фендером исключительно из практических соображений. Он считал, что если гриф электрогитары поврежден, но не должно возникнуть проблем с его заменой, при этом не стоит полностью менять гитару. Сейчас такие грифы устанавливают обычно на бюджетные модели гитар.  Данный тип крепления отличается мощной атакой, четкостью нот, и острым тоном, но при этом слабым сустейном. При покупке грифа с таким типом крепления следует обратить особое внимание на плотность прилегания грифа к корпусу гитары, не должно быть никаких зазоров и люфта. Плотность прилегания обеспечивается большим количеством болтов. Электрогитары с таким типом крепления считаются универсальными, но подходят лучше всего для исполнения тяжелого рока.

болтовое.jpg

  • Вклеенный гриф (Glued/Set-In) широко используется на электрогитарах. Такой гриф устанавливают в специальную выемку и надежно закрепляют при помощи эпоксидной смолы. Данный способ соединения лучше передает акустические свойства дерева, придавая инструменту теплое звучание и хороший сустейн, при этом атака, к сожалению, страдает. Гитары с таким грифом стоят несколько дороже, но они станут отличным выбором для джазовых исполнителей, обеспечивая теплый и сглаженный звук.


вклееный.jpg

  • Сквозное крепление (Neck-Through) является самым дорогостоящим способом, обычно встречается на бас гитарах. Сквозное крепление позволяет максимально почувствовать звучание дерева, обеспечивая отличный сустейн и незначительное уменьшение резонанса на низких частотах. Гитары с таким грифом звучат очень ровно, без провалов. Отсутствие пятки на грифе позволяет легко исполнять соло. Единственным минусом такого способа крепления грифа является цена, причем как инструмента, так и его ремонта, если он вообще возможен.
  • Полусквозное крепление (Half-Through Body) некоторые производители стали применять  в конце 80-х годов прошлого века, но широкого распространения этот способ так и не получили. При данном способе крепления гриф более плотно соприкасается с корпусом, чем при болтовом соединении, а по звучанию такой инструмент приближен к гитаре со сквозным грифом.  

Накладка на гриф гитары


Немаловажную роль в конструкции грифа играет его накладка, так как именно она  первая получает вибрацию от струн, и только потом передает ее через гриф корпусу гитары. Накладка представляет собой тонкую полоску из дерева, которая клеится к лицевой стороне грифа.  Накладка может быть с ладами и без них (в безладовых бас гитарах), чаще всего на некоторых ладах имеются  врезные метки, которые могут наноситься и на торец накладки.  


Обычно накладки изготавливают из твердых пород древесины, например, палисандра, клёна, черного дерева, но можно найти и накладки из углеродного волокна.


16.jpg


Форма накладки влияет на тембр гитары и в зависимости от радиуса может быть четырех видов: плоская, коническая, цилиндрическая, смешанная.


 Изгиб накладки регулируется с помощью анкера: натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление — увеличить. Из-за слабого натяжения струн в классических гитарах отсутствует анкерный стержень, но небольшой изгиб накладка должна иметь. Особо стоит отметить безладовые накладки: они имеют вогнутую форму.

Анкерный стержень


Анкерный стержень (или просто анкер) — это железный стержень толщиной 4-6 мм, расположенный внутри грифа для придания ему жёсткости, а также для регуляции прогиба грифа, для этого на одном конце стрежня расположен болт. Гайка регулировки анкера может быть расположена, как и у пятки грифа, так и у его головы.


nastrojka-ankera-grifa-gitary.jpg


Анкер помогает грифу не согнуться под действием сильно натянутых струн, поэтому он присутствует в основном в гитарах с металлическими струнами.


Существуют два способа монтажа анкерного стержня:


  • С обратной стороны грифа, что довольно трудоемко в плане производства, и, соответственно, влияет на стоимость. Такой способ крепления часто можно встретить на электрогитарах FENDER.


  • Под накладку — это самый бюджетный способ, и основным его недостатком является то, что со временем анкер может оторвать накладку от грифа.


x_4b711e3f.jpg

Гитарные лады


По всей длине накладки грифа расположены металлические порожки – лады, которые помогают изменять звучание струны на один полутон и брать нужную ноту. Также под понятие «лад» попадает промежуток между двумя порожками. Как было написано выше, существуют и безладовые гитары, но играть на них аккордами значительно труднее.


gitarniy_grif_ladi.jpg


Количество ладов на различных видах и моделях гитар может варьироваться от 19 (на классической гитаре) до 27 (на электрогитаре). Гитарные лады можно тоже разбить на различные группы по некоторым признакам:


  • высота ладов, которая существенно влияет на высоту струн гитары. Низкие лады позволяют легко прижать струну прямо к накладке, но делать обычные бэнды (подтяжки) на такой гитаре непросто. С высокими ладами наоборот:  прижимать струны сложнее, но делать бэнды значительно легче.


  • ширина ладов, которая влияет на срок их службы: узкие лады изнашиваются быстрее и, соответственно, чаще требуют шлифовку или даже замену.


  • материалы, применяемые для изготовления ладов, это нержавейка, серебро и никель. Преимущества того или иного материала вы сможете понять только на своем опыте, так как сколько музыкантов, столько и мнений. Кто-то считает, что струны из нержавейки более долговечные, но зато они не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.


  • профиль и форма гитарных ладов влияют на внешний вид инструмента, удобство зажатия струны, и, конечно, на звучание инструмента.


13.jpg


Угол наклона головки грифа


Головка грифа может быть плоской, то есть не иметь угла наклона по отношению к основной плоскости грифа, и иметь наклон. На плоской головке часто устанавливают дополнительно направляющие для струн,  чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Такие грифы можно встретить на гитарах Stratocaster и Telecaster.


x_53d99cdd.jpg


При наклонном расположении головки грифа относительно остальной части грифа струны прочно сидят в пазах и не вылетают, и направляющие не нужны.


16 (1).jpg


Итак, мы достаточно рассмотрели гитарный гриф, его составные части и особенности звучания и эксплуатации. Выбор, как всегда, за вами! Ведь лучшая гитара – это гитара, которая звучит так, как вам нравится!

pop-music.ru

Гриф гитары: описание и конструктивные особенности

Гриф гитары — это важная часть конструкции. От его формы зависит удобство и качество исполнения. На нем находятся металлические струны, прижимая которые извлекают необходимый звук.

Что такое гриф гитары

Это деревянный брус определенных размеров, по форме схожий с длинной деревянной рукояткой. Имеет поперечные перегородки, определяющие конкретную ноту. Удерживая его рукой, и прижимая пальцами необходимые струны, исполняется музыкальное произведение. Диапазон звучания составляет четыре октавы.

На грифе гитары отсутствует разделение на основные и производные ступени, как на фортепиано. На нем представлено 12 ладов, которые имеют одинаковый цвет. А также находятся две точки, обозначающие 12 лад. 13 лад на инструменте является октавным звуком по отношению к ноте 1 лада на той же струне.

Внимание! Расположенные в октавной последовательности интервалы на грифе гитары — важный элемент визуального видения конструкции.

Для исполнения произведения часто используют табы — удобную запись гитарных партий, которая легче классической нотной.

Классификация гитарных грифов

Существует несколько видов грифа, которые отличаются шириной и толщиной. Эти характеристики влияют на удобство исполнения разнообразных стилей и аккордов.

Узкий

На инструменте, имеющем узкий гриф, легче играть аккомпанемент аккордами. Этот вид больше приспособлен для исполнения тяжелой музыки: металл, гранж, хардкор и другие виды, а также фингерстайл и быстрых техничных произведений.

Встречается на электро- и акустических гитарах (шестиструнной или 12-струнной). Серия Jackson Soloist, Ibanez RG, Yamaha.

Широкий

 

Для исполнения произведений классического направления, а также джаза, романсов, фламенко, популярных мелодий подходит гитара с широким грифом. Этот тип встречается на классических моделях инструмента. Однако бывают исключения — у гитариста группы Queen на сигнатурной модели имеется широкий гриф.

Внимание! Металлические струны не рекомендовано устанавливать на акустические гитары с широким грифом.

Также встречается гитара с двумя грифами, которая позволяет при игре одновременно сочетать разные тона.

Материал для грифа и накладки

Дерево, является основным фактором качества конструкции. Для изготовления могут применяться материалы из: махагони (красное дерево), клена, венге, палисандра, бубинга, вишни. Редко используют фанеру.

Применяют клен, махагони, палисандр (для накладки). Каждый вид делится на несколько сортов, которые отличаются друг от друга качествами.

Клен

Используется следующих пород:

  1. Восточный.  Сорт характеризуется плотностью. Это обеспечивает силу звука и мощный сустейн.
  2. Западный. Материал имеет более мягкую структуру и легкий вес.  Придает больше динамических оттенков звуку, отличается хорошей атакой.
  3. Волнистый. Характеризуется нестандартным рисунком.
  4. Мозаичный. Имеет необычный рисунок. Гитару из этого материала, как правило, не покрывают лаком.
  5. «Птичий глаз». Материал с наличием отверстий (связано с болезнью дерева).

Многие исполнители предпочитают не использовать «птичий глаз». Считается, что наличие отверстий ухудшает качество звучания.

Махагони

Востребованный материал после клена. Структура плотная, тяжелая. Это создает мощный сустейн, длительный резонанс и придает силу звуку. Применяется два сорта дерева: гондурасский, африканский.

Палисандр

 

Дорогой материал, поэтому из него чаще изготавливают только накладку.  Обладает приглушенными верхами и выразительностью средних регистров.

Накладка — деталь конструкции, представляющая собой тонкую деревянную полоску. Находится на лицевой стороне грифа. На ней могут встречаться врезные метки.

Внимание! Накладка первой принимает вибрирование струны и поэтому влияет на качество исполнения.

Каждая модель инструмента имеет характерный радиус накладки. Они могут быть различных форм: цилиндр, конус, плоская, смешанная.

Форма и размер грифов

Устройство характеризуется двумя основными формами:

  1. Стандартная. Это округлая конструкция, удобная для исполнения аккордов, переборов, поэтому она прекрасно подходит для таких стилей, как блюз и классический рок. Для развития на нем техники требуется упорная работа. К стандартному типу относятся FENDER и GIBSON.
  2. C меняющимся радиусом. Основная часть устройства, имеющая округлые формы, ближе к деке становится плосковатой. Устанавливают на конкретные гитары — модели Gibson 60’slim taper. Цена на них дороже обычных.

Каждый вид гитары имеет конкретные размеры грифа.

Ширина грифа у акустической гитары достигает 4-3 см.  Ширина гриф гитары классической модели – 5-6 см. Если на электрогитаре имеется Floyd Rose, то ширина будет 4,3 см. Если отсутствует – 4,4 см.  Ширина грифа семиструнной составляет 5,4 см.

Крепление грифа к корпусу

Крепление осуществляется несколькими способами, каждый из которых влияет на качество звучания. Они отличаются друг от друга характерными особенностями.

Типы креплений

Bolt-On — болтовый способ крепления, появившийся в 40-х г. ХХ в. Его создателем был Лео Фендер. Крепление осуществляется при помощи большого количества болтов.

 

Электрогитары с этим способом крепления считаются универсальными.

Плюсы:

  • четкость гот;
  • чистота тона;
  • сильная атака;
  • экономный вариант.

Минус — слабый сустейн. Подходят для исполнения тяжелого рока.

Внимание! Приобретая такую гитару, необходимо, чтобы отсутствовали люфты и зазоры. Гриф должен плотно прилегать к корпусу.

Glued/Set-In — это вклеенный гриф, который устанавливается в особую выемку. Для приклеивания используется эпоксидная смола. Применяется на электрогитарах.

Плюсы:

  • придает звуку теплоту;
  • слаженность звучания;
  • повышает акустические качества дерева.

Минусы:

  • страдает атака;
  • повышенная цена.

Этот способ прекрасно подходит для исполнителей джаза.

Neck-Through — тип крепления сквозной. Приклеивается брус, который проходит через весь корпус инструмента. Сольную партию играть на нем легко, так как отсутствует пятка на грифе. А также можно на низких частотах уменьшать резонанс звучания.

  • передача красоты звучания;
  • прекрасный сустейн;
  • сильный резонанс;
  • ровность звучания.

Минусы:

  • высокая цена;
  • чаще применяется на бас гитарах.

Half-Through Body — полусквозной тип крепления, плотно соприкасающийся с корпусом. Появился в ХХ веке (конец 80-х). Звучание схоже с гитарой сквозного крепления.

Угол наклона

Он бывает нескольких видов:

  1. Плоский. Отсутствует угол наклона по отношению к поверхности основной части. Это становится причиной частого вылета струны из порожка. Чтобы исключить эту ситуацию, часто пользуются дополнительными направляющими для струн. Плоский угол наклона встречается на таких инструментах, как Telecaster и Stratocaster.
  2. С наклоном. В пазах расположение струн бывает прочным. Направляющие не требуются.  К ним относятся такие гитары, как Les Paul, а также модели фирмы Gibson.

 

При выборе музыкального инструмента стоит учитывать все особенности.

Конструкция гитарных грифов

Устройство делится на шесть частей, каждая из которых выполняет важную функцию:

  • головка;
  • анкерный стержень;
  • накладка;
  • лады;
  • порожек;
  • пятка грифа.

В некоторых грифовых моделях имеется в середине вырез. Он предназначен для анкерного болта, помогающего настроить искривление конструкции.

Анкерный стержень

Это стальной прут, находящийся внутри бруска и удерживающий в состоянии прогиба гриф гитары. Он придает жесткость. При низком или высоком расположении струн над накладкой при помощи винта на конце прута происходит регулировка. Большая часть силы напряжения струн принимается анкерным стержнем. Он периодически требует настройки: после ремонта инструмента, замены струн, изменения уровня влажности, экспериментов с мензурой, бриджем и других факторов.

Лады и порожки

Это металлический профиль в строении гитары, разделяющий высоту звука и позволяющий определять нахождение конкретных нот, а также изменять звучание на полтона. Насчитывается от 19(в классических) до 27 (электрогитарах). Расположение нот по ладам грифа гитары соответствует белым клавишам на пианино.

Шкала деления октавы исчисляется 12 интервалами — полутонами. Располагаются они по схеме, где каждый лад равняется полутону. Между двумя соседними нотами находится два полутона. Исключение: ми-фа, си-до. Расстояние между ними составляет один полутон.

Лады различаются по:

  1. Материалам. Изготавливаются из нержавейки, серебра, никеля. Каждый исполнитель выбирает по своему желанию.
  2. Ширине. Узкие лады выходят из строя быстро, а также часто требуется шлифовка или приобретение новой детали.
  3. Высоте. В низких ладах, струну легче прижимать к накладке, однако, нелегко исполнять подтяжки (бэнды). В высоких — прижимать сложнее, а подтяжки делать легче.

 

В верхней и нижней части грифа расположен порожек, на который ложатся струны. Один из важнейших элементов конструкции. Передавая вибрацию струны на гриф, он влияет на звук гитары. От его качества зависит: точность расположения струны на грифе, строение по мензуре и удобство исполнения музыкального произведения.

Порожки изготавливают из таких материалов, как:

  • дерево;
  • кость;
  • сталь;
  • латунь;
  • пластик;
  • графит;
  • алюминий.

Внимание! Важно наличие правильной формы лада в том месте, которое соприкасается со струной.

Самыми качественными считаются порожки, изготовленные из слоновой кости.

Головка

Находится в верхней части гитары. Состоит из двух частей: тела и накладки.  Головка различается по:

  • наличию направляющих для струн;
  • отсутствию направляющих для струн.

Необходима для увеличения угла наклона струны от порожка. На головке устанавливается колковый механизм, за счет которого можно отрегулировать и закрепить струны.

Колки

Это червячные механизмы, при помощи которых осуществляется точная натяжка струн. Они также позволяют экспериментировать со строем и регулировкой.

Существуют две разновидности колков: открытые и закрытые.  В первом варианте, червячный механизм у колков не защищен. Наиболее распространенный вид. Во втором прикрыт рамкой, обеспечивающей защиту от механического воздействия, грязи, влаги, пыли.

Чтобы играть на гитаре хорошо и запоминать аппликатуру аккордов быстро, желательно ознакомиться с расположением нот на грифе гитары, а также слушать известных музыкантов. Для легкости восприятия гитарных партий, можно использовать табы — удобную запись гитарных партий, которые легче классических нотных.

 

На стоковых векторных изображениях можно рассмотреть конструкцию грифа и выбрать наиболее подходящую для исполнения. Иногда на нее приклеивают наклейки, придающие красоту и индивидуальность инструменту.

proguitaru.ru

Устройство грифа гитары

В предыдущей статье, мы с вами рассматривали основные способы крепления грифа. Сегодня вы подробно узнаете устройство грифа гитары, какие детали на нем располагаются, каких форм он бывает, а также какую роль гриф выполняет в конструкции всего инструмента.

Гриф гитары — это деталь, которая представляет собой длинную деревянную рукоятку особой формы и размера, изготовленную чаще всего клена. К этой рукоятке прижимаются металлические струны, таким образом, изменяется длинна их колеблющейся части и соответственно высота извлекаемого звука. На гитарном грифе есть поперечные перегородки – лады, которые уточняют место прижатой струны.

Гриф, пожалуй, самая важная деталь в конструкции любой гитары, будь-то акустическая, электро или бас-гитара. Это та часть инструмента, на которой вы регулярно будете играть, прижимать струны к поверхности и постоянно контактировать с ним. То, насколько вам будет удобно брать всевозможные аккорды, напрямую зависит от ширины и толщины грифа.

  • Для классических стилей музыки, таких как рок и блюз, лучше всего подходят более округлые стандартные грифы, на которых хорошо играть как аккордами так и перебором. Гитары Gibson и Fender обладают таким грифом.
  • Для игры быстрой и тяжелой музыки (например, приемы игры теппингом или легато) подойдут тонкие и широкие грифы как у гитар Ibanez RG-series, а также Jackson Soloist-series.
  • Грифы, у которых меняется радиус накладки, являются наиболее компромиссным решением. В этом случае гриф ближе к голове – более круглый, а ближе к деке – более плоский. В моделях гитар Gibson он имеет название 60’slim taper. Такие грифы стоят дороже нежели обычные, их ставят исключительно на определенные модели.

Материал для накладки также играет важную роль в его конструкции, т.к. накладка грифа непосредственно получает вибрацию от струн после чего передает ее через гриф к корпусу гитары.

Устройство грифа гитары

Состоит гриф из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки грифа, а также их механических колков, располагающихся на головке грифа. Они регулируют натяжение струн. К корпусу гитары гриф прикреплен винтами либо крепко приклеен.

На некоторых грифах имеется в центре вырез, в котором находится анкерный болт, с помощью него производится настройка кривизны грифа. Есть варианты исполнения электрогитар со сквозным грифом, при этом он изготавливается из одного бруска (чаще всего из нескольких продольно склеенных). Голова (перо) грифа находится в верхней его части. В ней находится механизм для натягивания и закрепления струн – колки.

От худшего лучший гриф гитары отличает в первую очередь дерево, из которого он сделан. Основной его корпус может быть изготовлен из различных пород древесины: от махагони и клена, до редких венге и бубинга. При изготовлении грифа также применяют композитные материалы – графит или люцит. На изготовленные из дерева грифы обычно наносят слой лака, для того чтобы предотвратить их искривление за счет возможного высыхания. Хотя некоторые известные гитаристы, такие как Zakk Wylde и Joe Satriani предпочитают играть на грифах не покрытых лаком.

Ну что ж, это была небольшая вступительная статья об устройстве грифа. Дальше мы поговорим о накладке, анкерном стержне, ладах и остальных деталях грифа. Так что оставайтесь на связи и не пропустите следующие статьи. Ну а пока, посмотрите интересное видео о настройке гитары.

tvoya-gitara.ru

Как отрегулировать гриф на гитаре: советы начинающим музыкантам

Как отрегулировать гриф на гитаре в домашних условиях, для чего это нужно — разберем в статье. Каждый музыкант стремится создать идеальную мелодию. Для этого музыканты постоянно разучивают гаммы, настраивают инструмент, натягивают или послабляют струны, регулируют гриф.

Для чего производится регулировка грифа гитары?

Внутри бруска инструмента вклеен анкер — стержень из металла, который при регулировке немного выгибает деревянный гриф. Стержень толщиной от четырех до шести миллиметров.

Натянутые струны постоянно прогибают брус. Анкерный стержень противодействует такому прогибу, то есть выправляет «горб» бруса в противоположную сторону. Таким образом, натяжение уравнивается натяжением анкерного стержня.

Существует ряд факторов, влияющих на деформацию инструмента:

  1. Окружающая среда. Повышенная влажность, резкий перепад температуры приводит к деформации инструмента. Во избежание таких проблем, инструмент необходимо хранить в чехле.
  2. Износ. Со временем инструменты низкого качества выходят из строя. Лучше приобрести качественный и надежный, чем раз в несколько лет приобретать модели недобросовестных производителей.
  3. Нагрузка.

Внимание! Не следует перетягивать струны. Это очень плохо сказывается на прогибе. Все должно быть в меру.

Если новый комплект струн существенно отличается по толщине и типу от предыдущего, придется настроиться на предстоящую регулировку инструмента.

Какой прогиб у грифа должен быть?

У классической гитары массивный брус и нейлоновые струны. Поэтому анкерный стержень там не нужен. А вот на акустике или электрогитаре брус тонкий, а струны металлические. Поэтому регулировка грифа акустической гитары производится при помощи анкера.

 

Виды анкеров:

  1. Нерегулируемый. Устанавливается для придания жесткости.
  2. Регулируемый. Такой анкер жестко зафиксирован с одной стороны, а с другой стороны находится «пуля» или анкерная гайка. Ее крутят, тем самым регулируя натяжение анкерного стержня.
  3. Двухболтовый. Регулируется болтами с обеих сторон.
  4. Двойной. На шестиструнных бас-гитарах и на двенадцатиструнных гитарах устанавливаются двойные анкеры, потому что натяжение струн у таких инструментов очень большое.
  5. Однонаправленные. Позволяют изгибать брус только в одну сторону.

На заметку! Малоопытные музыканты считают, что прогиба быть не должно. Такое мнение ошибочно. Колебание происходит в трех плоскостях. Самая большая амплитуда колебания в середине низшей открытой струны. Чтобы не создавалось лишнего звона, середина бруска должна немного прогибаться.

Прогиб зависит от толщины струн и окружающей среды — перепад температуры, повышенная влажность.

Как определить форму прогиба грифа

Исполнители постоянно спрашивают о том, какой прогиб будет идеальным. Такого понятия, как идеальный прогиб, не существует. Каждый инструмент уникален, музыканты имеют разную манеру игры, применяют струны, отличающиеся, по толщине и качеству. Поэтому подгонять свою гитару под какие-то общепринятые стандарты не стоит. Достаточно просто принять к сведению некоторые рекомендации и отрегулировать гриф под себя.

На заметку! Форму прогиба легко определить по струнам. Если струны зажимаются с усилием, то брус выгнулся. Если струны прилегают к ладам, издают лишнее дребезжание — брусок выгнулся внутрь.

Для определения прогиба необходимо указательным пальцем одной руки прижать первый лад, указательным пальцем другой руки — лад, расположенный в месте крепления бруса к корпусу инструмента. Дальше проверяем зазор между струной и седьмым ладом. В том случае, если зазора нет, потребуется регулировка анкерного стержня, потому что брус выгнут в обратную сторону или абсолютно прямой.

 

Есть второй способ. После полной настройки инструмента к первому и последнему ладу необходимо приложить длинную линейку. Если расстояние между седьмым ладом и линейкой меньше 0,2 миллиметра, то анкерный стержень необходимо ослабить. Перед регулировкой анкера необходимо ослабить струны. Если расстояние больше 0,5 миллиметра, то анкер нужно затянуть.

Регулировка прогиба грифа и анкера

Регулировка прогиба осуществляется при помощи анкерной гайки. Располагаться «пуля» может в разных местах:

  • на брусе со стороны корпуса;
  • со стороны головки грифа.

Если гайка находится со стороны корпуса, возникают неудобства, так как брус придется отсоединять. Если же «пуля» расположена в головке под крышечкой, то регулировка анкера не вызовет неудобств.

Главное — это качественно отрегулировать анкерный стержень, ведь от этого зависит чистота звучания. Регулировка грифа гитары осуществляется такими инструментами:

  1. Специальный ключ. Чаще всего он прилагается к гитаре.
  2. Обычная отвертка.
  3. Шестигранник.

Чтобы уменьшить расстояние между струной и седьмым ладом, «пулю» в болте затягивают. Это происходит путем вращения гайки по часовой стрелке. Чтобы зазор увеличить, необходимо анкерную гайку ослабить путем вращения против часовой стрелки.

Вращение производится путем поворота гайки в ту или иную сторону не более чем на 90 градусов. После каждого вращения инструменту дают отдохнуть пятнадцать минут. И главное, не забывать заново настраивать гитару, чтобы проверить правильность прогиба.

Иногда бывают случаи, что «пуля» уже затянута до упора, а вот зазор остался больше, чем нужно. Причина в том, что резьба на стержне закончилась. Такая проблема легко исправляется при помощи шайбы. Под анкерную гайку подкладывается шайба и вновь закручивается.

Регулировка грифа акустической гитары

 

У акустических гитар анкерная гайка зачастую расположена в пятке грифа. Доступ осуществляется через розетку верхней деки. Выравнивание грифа акустической гитары осуществляется по часовой стрелке, чтобы уменьшить зазор, и против хода часовой стрелки, чтобы зазор увеличить. Правильная регулировка грифа акустической гитары при помощи анкера очень важна, поэтому подходить к этому вопросу необходимо внимательно.

Регулировка грифа электрогитары

Гайка в электрогитарах находится в головке грифа под крышкой. Реже — без крышки. В первую очередь, снимается крышка. Шестиугольным ключом «пуля» крутится в ту или иную сторону для изменения прогиба.

Регулировка грифа классической гитары

В классической гитаре анкер отсутствует. Прогиб грифа на обычной классической гитаре остается неизменным. Как поднять гриф на гитаре — алгоритм действий следующий:

  • снять нейлон;
  • взять небольшой напильник;
  • очень аккуратно подпилить один или оба порожка;
  • поставить нейлон на место и настроить;
  • замерить высоту.

На заметку! Нейлон может тянуться на протяжении трех суток. Материал подвержен воздействию окружающей среды. Нейлоновые струны могут поплыть при высокой температуре или при резком перепаде температур. Поэтому после натяжения нейлона сразу рассчитывать на окончательный результат не стоит.

При настройке анкерного стержня необходимо быть предельно осторожным. Если приложенное усилие будет больше необходимого, есть риск сорвать резьбу. В такой ситуации придется обратиться в мастерскую для полной замены стержня. Главное — не закручивать до щелчка. Это верный признак сорванной резьбы или трещины в бруске.

Полезные советы по регулировке

 

Чтобы отрегулировать гитарный брус правильно, следует придерживаться такой последовательности:

  • определить форму прогиба;
  • максимально ослабить струны или снять их вовсе;
  • совершить повороты в сторону, необходимую для устранения дефекта;
  • проверить изгиб;
  • при необходимости провести манипуляции повторно;
  • натянуть струны обратно и дать музыкальному инструменту отдохнуть сутки.

Несколько советов для правильной регулировки:

  1. Шестигранный ключ вставляется максимально плотно, чтобы избежать стирания граней.
  2. Анкерный стержень затягивается немного «с запасом», потому что струны дают свое натяжение.
  3. Ключ вращается не более чем на одну четверть круга за один подход. После каждого вращения инструмент отдыхает.
  4. Если нет полной уверенности, что удастся самостоятельно провести регулировку, лучше довериться мастеру. Только профессионал сделает свою работу качественно.

Окончательный результат регулировки будет понятен не сразу. Все зависит от материала, из которого выполнен инструмент. Клен быстро откликнется на проведенную регулировку, а вот красное дерево покажет результат спустя сутки.

proguitaru.ru

Разница между акустической и классической гитарой — Блог — Kombik.com

13 декабря 2018 | Максим Иванов

Хотя и то и другое — гитары, разница между классической и обычной акустической гитарой довольно существенная. Давайте разбираться, чем они отличаются.

Основные отличия:

  • Струны
  • Дерево
  • Способ крепления струн к корпусу
  • Ширина грифа
  • Размеры / форма инструмента
  • Струны

На акустической гитаре стоят стальные струны с оплёткой и без, а на классической — нейлоновые. Пожалуй, это самое главное, в чём отличается акустика и классика.

Естественно, ощущения при игре на этих гитарах совершенно различные, звучат нейлоновые и стальные струны тоже по-разному, поэтому и применяются эти гитары в разных стилях музыки. Нейлоновые струны мягче, но нельзя сказать, что на классической гитаре легче играть. Там много своих нюансов и любой инструмент потребует долгих часов занятий, прежде чем начнёт получаться что-то более-менее приятно звучащее.

Железные струны звучат в популярных песнях. Почти везде. Нейлон используется реже, обычно если нужно какое-то испанское или восточное настроение в композиции.

Конечно же, и то и другое — классно звучит, тут нет никаких правил. Что лучше подходит — то и используете. Нейлон звучит мягче. Железо — более перкуссивно, хорошо звучит с боем и переборами.

Дерево

Хотя некоторые породы древесины используются для сборки и акустических и классических гитар, всё-таки есть несколько важных отличий.

Самые популярные породы дерева для акустических гитар:

  • Ситхинская ель (передняя дека)
  • Ель Энгельмана (передняя дека)
  • Красная ель (передняя дека)
  • Красное дерево (используется как в корпусе так и в грифе)
  • Энтандрофрагма цилиндрическая или сапеле (используется как в корпусе так и в грифе)
  • Палисандр (задняя дека и обечайки)
  • Акация или коа (передняя, задняя дека и обечайки)
  • Клён (задняя дека и обечайки)
  • Орех (задняя дека и обечайки)
  • Вишня (задняя дека и обечайки)
  • Кедр (передняя дека, также используется в классических гитарах)
  • Чёрное дерево макассар (задняя дека и обечайки — используется редко)
  • Тасманское чёрное дерево (задняя дека и обечайки — используется редко)

Самые популярные породы древесины для классических гитар:

  • Кедр (передняя дека)
  • Ель — разные сорта, но Энгельман — самый популярный (передняя дека)
  • Красное дерево (передняя, задняя дека и обечайки)
  • Клён (передняя, задняя дека и обечайки)
  • Палисандр (задняя дека и обечайки)
  • Энтандрофрагма цилиндрическая или сапеле (задняя дека и обечайки)
  • Кокоболо (задняя дека и обечайки)
  • Акация или коа (задняя дека и обечайки)

Как видите, различия есть и это сказывается на характере звучания инструмента.

Способ крепления струн к корпусу гитары

Есть 2 основных способа крепления струн к корпусу гитары, также как и 2 типа струн — с шариками на конце и без шариков. 

Струны «с шариками» обычно ставятся на акустику, в корпусе гитары есть специальные дырочки, куда вставляется конце струны с шариком и далее зажимается специальным колышком. шарик не даёт струне выскочить из корпуса гитары.

Нейлоновые струны с шариками тоже бывают, но они не прячутся в гитару, а вставляются в порожек. Обычно нейлоновые струны идут без шариков и просто обматываются вокруг порожка вот так.

Ширина грифа

На классических гитарах это как правило 2” (50 мм) и выше

На акустических — 43 мм (1 11/16”) или 44 мм (1 ¾” ). У 12-струнных моделей ширина грифа может быть больше, чтобы уместить все струны, но эти 2 размера — самые распространённые.

Само собой ширина грифа = расстояние между струнами. Шем шире гриф, тем больше расстояние. У классических гитар оно больше. Поэтому многие музыканты любят обычные акустические гитары, ведь на них играть удобнее.

Размер и форма корпуса гитары

Есть много типов корпуса у акустических гитар, не будем их все перечислять, однако главное отличие от классики в том, что классика имеет более компактный корпус, чем акустика.

Конечно, бывают и акустические гитары с уменьшенным корпусом, но стандартные модели акустических гитар больше, чем классические. Это нужно учитывать при покупке кейса или чехла для вашего инструмента.

Также, покупая кейс для акустической гитары, важно понимать что универсального решения нет и кейс для джамбо и дредноута — это 2 большие разницы.

Анкер

Это такая железная штука внутри грифа, которая регулирует его прогиб. В акустических гитарах анкер есть, потому что стальные струны создают высокое натяжение и без анкера гриф просто сломается. В классических гитарах анкер не используется, так как натяжение струн на них намного меньше.

Крепление грифа к корпусу

На большинстве акустических гитар гриф крепится к корпусу в районе 14 лада. Иногда встречаются модели, где гриф крепится к корпусу в районе 12 лада, но это большая редкость.

На большинстве классических гитар гриф крепится к корпусу в районе 12 лада. Бывают исключения, но редко.

Колки

Колки на классической гитаре, как правило имеют открытый механизм, а на головке грифа под них есть специальные вырезы.

На акустической гитаре вырезов, как правило, нет, колки обычно имеют закрытый механизм.

Вырез под грифом

Классические гитары с вырезом встречаются гораздо реже. Это связано с дороговизной производства таких инструментов. Сделать стабильную классику с вырезом гораздо сложнее чем без выреза. Ну и, как правило, доступ к последним ладам — это уже требование серьёзного опытного музыканта. Начинающим это не нужно.

Выводы

Несмотря на то, что в последнее время граница между акустической и классической гитарой сильно размылась, это всё так же два разных типа инструментов с характерным им звучанием, тембром и ощущением при игре. Всё это сказывается на звучании. Пожалуй, самое важное отличие — это то, что эти гитары просто звучат по-разному. Нельзя сказать, что одно лучше чем что другое. Это дело вкуса. Если вам нравится классика, вы хотите учиться играть по нотам, изучать испанскую гитару, фламенко, романсы и т.п. — ваш выбор — классическая гитара. Если вы хотите быстро подобрать любимую песню и вам нравится современная музыка, выбирайте акустику

P.S. Несколько важных замечаний, которые могут вам помочь с выбором.

  • На классической гитаре не играют медиатором, а играют пальцами, обычно приёмом «перебор».
  • Классическая гитара звучит тише, чем акустическая. Соответственно акустика звучит громче. Из-за корпуса и железных струн.
  • Нейлоновые струны расстраиваются быстрее, чем железные
  • Боем лучше играть на акустике
  • У акустики тоньше гриф, для многих это удобнее
  • Акустика подоходит для большего числа стилей музыки, чем классика
  • У акустики более длинный гриф, доступ к высоким ладам проще, чем у классики
  • Стальные струны менее чувствительны к перепадам температуры
  • Классическую гитару нужно чаще настраивать, потому что строй у неё плывет со временем
  • На железных струнах начинающему гитаристу играть больнее. Должны появиться и пройти мозоли, после этого станет проще. Кожа станет толще.
  • Классическая гитара звучит мягче, романтичнее, идеально подходит для латинской музыки
  • Классическая гитара меньше в размерах, с ней легче путешествовать

www.kombik.com

Конструкция грифа гитары — Блог — Kombik.com

9 мая 2011 | Максим Иванов

Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других — нет? Какой гриф лучше — вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов. 



При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый — это тип распила — тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:


Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. 


Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.


Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом  более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.


Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.


Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила  ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.


Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.


На этом изображении — гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием. 



Клей или болты? 


Еще один предмет горячих споров среди гитаристов — это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа — болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры. 


Болчёный гриф (bolt-on) 


Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный «карман», выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом — это тот самый «карман». Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон — это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример — это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре — своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие — наоборот. 


Вклеенный гриф (set neck)   



Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint. 



Другой популярный способ крепления — dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.


Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные — это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul


Сквозной гриф (neck-through body) 



Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали — дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого. 


Угол наклона головки грифа 


Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других — нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример — гитары Stratocaster и Telecaster. 


Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны — использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть. 


Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён — вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного! 

www.kombik.com

Гриф (деталь гитары) Википедия

Гриф (нем. Griff — рукоятка, ручка, захват[1]) — деталь струнных щипковых, смычковых, и музыкальных инструментов семейства ручных гармоник. На струнных инструментах гриф представляет собой длинную деревянную пластину, к которой исполнитель прижимает струны пальцами, чтобы изменить длину их колеблющейся части, тем самым регулируя высоту звука. На грифе некоторых инструментов (например, гитары, мандолины, балалайки) имеются специальные поперечные перегородки, так называемые лады, уточняющие место прижатия струны к грифу[1].

Определения[ | ]

Определение грифа неоднозначно. Есть три элемента, которые в него включаются или не включаются: головка грифа, шейка грифа и накладка. Существуют следующие различные определения грифа.

  1. Гриф — узкая пластинка (на шейке), над которой натягиваются струны[2]. При таком определении гриф является синонимом накладки.
  2. Гриф (концертной классической гитары) — элемент, состоящий из головки с колковой механикой, шейки, накладки с ладами и пятки[3].

Конструкция[ | ]

Гриф является одной из самых сложных деталей целого ряда струнных музыкальных инструментов. Он изготавливается из кедра, клёна или других пород твёрдой древесины.

Гриф состоит из пятки грифа, ладов и порожков, головки. На головке располагаются колки — держатели струн, которые регулируют их натяжение.
К корпусу инструмента, например гитары, гриф крепко приклеен либо прикреплён винтами; многие грифы имеют в центре вырез (у инструментов с отдельной накладкой этот вырез делается под накладкой, чтобы скрыть, а у инструментов с цельными грифами этот вырез производится с обратной стороны грифа, после чего туда закладывается анкер и заклеивается полоской дерева), в котором располагается анкерный болт (анкер), которым производится регулировка высоты струн над грифом. Есть также варианты электрических струнных инструментов со сквозным грифом, в этом случае гриф делается из одного (чаще нескольких склеенных продольно) бруска и составляет среднюю часть деки (сверху и снизу к нему клеятся крылья деки). Верхняя часть грифа называется головкой грифа. В головку грифа вмонтирован механизм для закрепления и натягивания струн. На самом грифе могут либо располагаются лады, либо гриф может быть безладовым. Принято использовать лады на гитарах,

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о