Гибкость мышления в психологии – Спокойное место российского интернета для интеллигентных людей — Гибкость мышления — Саморазвитие Почитайте — 1001.ru

Содержание

Гибкое мышление: понятия, советы и упражнения

Умение быстро и легко адаптироваться к любым условиям и обстоятельствам, спокойно реагировать на форс-мажоры, и видеть новое в самых обыденных и привычных вещах – все это присуще людям с гибким мышлением. И что самое интересное: этот навык развить в себе может каждый.

«Гибкость ума может заменить красоту». Фредерик Стендаль

Что такое гибкость мышления

Нейробиологи доказали, что за деятельность передней коры головного мозга отвечает поясная кора. Сбои в работе поясной коры (из-за травм, болезней) приводят к тому, что человек становится неуверен в собственных силах и пессимистичен.

Гибкость мышления (или когнитивная гибкость, как ее называют специалисты) — возможность человеческого мозга «переключаться» между мыслями и задачами, находить нестандартные варианты решения задач и способы реализации идей. Это свойство и позволяет успешно решать проблемы и адаптироваться.

что такое гибкость мышления

Пример: имеется 50 фишек трех цветов с изображением четырех животных (заяц, лиса, волк, медведь), в двух размерах. Отсортируйте их. Кто-то это сделает по размеру, другие по цвету или животным. А может, и скомбинируете по-своему, например, формируя пищевую цепочку. Все это демонстрация гибкости мышления, и практически всегда дети предложат большее число вариаций.

Несмотря на то, что на старте условия примерно равны, в конечном итоге, мы совершенно по-разному реагируем на смену тех самых обстоятельств: кому-то достаточно одного дня для адаптации, другим — и года будет мало. В чем секрет? В пластичности нашего ума, а точнее в той стадии развития, на которой находится мозг в момент этих потрясений. Ведь с рождения мы ежедневно совершенствуем этот навык.

Другими словами, когда человек рождается, каждая его клеточка готова подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и учиться. Ведь всё, абсолютно всё – новое. Мозг активно работает, усваивая информацию. Такое свойство может сохраняться до дошкольного возраста, потом — идет на спад: нам кажется, что знаем не так уж и мало. Дополнительной помехой являются однотипные правила поведения, стандартная программа образования, стереотипы и обилие запретов. Нет, безусловно, каждый из этих пунктов необходим, но здесь, как и с лекарствами, важна дозировка.

гибкое мышление

Если ребенка постоянно одергивать в желании делать что-то по-своему (например, рисовать квадратную елку или использовать для этого нестандартные краски), в конечном итоге, малыш научится «как надо», это будет удобно, но талант, творческий потенциал, лидерские качества останутся на достаточно посредственном уровне.

Ограничения и одергивания превращаются в шоры, которые ограничивают кругозор и веру в себя. Знания, теория, догмы – необходимы, но они должны быть только как база, которую можно корректировать под собственные идеи, и ставить под сомнения.

Наполеона Бонапарта как-то спросили, каким принципам ведения войны он придерживается, и ответил – никаким. Гениальность и талант этого императора кроется в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать максимальную пользу.

Для чего и кому нужна гибкость мышления

Буддийские монахи, говоря о гибкости ума, советовали быть как хамелеон, и не принимать любые советы и рекомендации, как правило. Для монахов это один из способов достижения внутреннего баланса, но когнитивная гибкость важна и далеко за пределами монастырей.

Несомненно, пластичность ума нужна каждому из Homo Sapiens. Это один из помощников в выживании, речь идет и об условиях на необитаемом острове, и условиях конкуренции на профессиональном поприще. Тот, кто более креативен, изворотлив, сообразителен, имеет больше шансов на успех. Гибкость ума и позволит создать уникальную продукцию, писать картины и руководить компанией.

гибкость характера и мышления

 Но даже если речь не идет о творчестве или лидерских качествах, умение быстро адаптироваться проявляется в самых бытовых ситуациях, когда, например:

  • используемый транспорт (личный или общественный) сломался, а добраться вовремя к точке Б необходимо, и мозг быстро генерирует идеи как решить проблему.
  • привычная овсянка на завтрак без предупреждения закончилась, открывая холодильник, оперативно создаем питательную композицию.

Гибкость ума позволит избегать тупиковых ситуаций, а если все-таки и попасть, то этот навык позволит взглянуть на проблему под разными углами, и найти наибольшее количество решений.

Как развить гибкость мышления

Прямолинейно двигаться и мыслить легко, а вот изгибаться – куда сложнее. Для развития гибкости мышления необходимы упорство (не путать с упрямством), настойчивость и терпение. Эта особенность не про лень, для ее развития необходимы литература и практика.

книги по гибкому мышлению

Популярные и эффективные книги по гибкому мышлению:

Остин Клеон «Кради как художник»
Автор даст 10 практических и рабочих советов, которые помогут и начинающим художникам и творцам в любых направлениях раскрыть свой потенциал и поверить в собственные силы.

Майкл Микалко
В коллекции этого автора есть две книги, которые помогут развить гибкость ума: «Рисовый штурм» и «Взлом креатива». Интересные задачи, головоломки и примеры научат решать нестандартные задачи и доставать идеи «прямо с воздуха», ведь витают вокруг нас, нужно только присмотреться.

Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»
Техники стимулирования мозга, предложенные в книге, помогут взглянуть на привычные вещи в новом свете, и найти им другое применение, а может придумать что-то новое, изогнув свое мышление.

Расшевелить мозговые «шестеренки» взрослых и детей можно разными упражнениями

Упражнения по развитию гибкости ума разнообразны (а, как иначе), но начать тренировки можно уже сегодня с элементарных, но не менее интересных.

Бином
Для этого понадобятся два слова, совершенно несвязанные друг с другом, например «стул» и «облако», и придумать не менее 10 предложений, в котором они будут использоваться. Первые 4-5 вариантов, до боли стандартны (наш мозг выдает их на 1,2,3), а каждый последующий заставляет поднапрячься. Можете написать свои варианты в комментариях.

Фокальные связи
Упражнение немного сложнее, оно подойдет для школьников и взрослых людей. Снова загадываем два максимально разных слова (театр, горох), с ними нужно придумать несколько предложений-прыжков.

Например: «Я люблю ходить в театр. Дорога к нему лежит возле небольшого магазинчика. Там все сотрудники носят фартуки в «горох». Чем меньше прыжков-подводок, тем лучше.

упражнения по развитию гибкости ума

Искреннее незнание
Разрушайте привычные временные и пространственные связи. Представьте, что не знаете, какой дорогой нужно идти или путь, который раньше не использовали. А на привычном маршруте, старайтесь замечать как можно больше интересных деталей: необычные принты, рисунки, веточки и фонари. Можно с уверенностью сказать: 1000 деталей просто «смазываются», и остаются незамеченными. А может именно они поведут ход ваших мыслей в новое русло, и помогут найти нестандартные решения.

Гибкость мышления можно развивать как неосознанно (попадая в непростые ситуации), так и осознанно: стимулируя работу мозга, отказываясь от «автоматизма». И второй вариант куда эффективнее, т.к. всесторонне развивает наши навыки. Практикуйтесь и будьте креативными.

Как развить гибкость мышления

Несколько ключей к решению абсолютно любой проблемы. Гибкость мышления позволяет находить лучшие варианты в различных жизненных ситуациях.

Когда нас настигает какая-нибудь проблема, то мозг первым делом начинает паниковать и сигналить: «Всё пропало». Но если развить гибкость мышления, то любую проблему можно научиться воспринимать спокойно. Вот вещи, о которых стоить помнить:

 — Мы все иногда заходим в тупик.

Застойные ситуации неизбежны. Неважно, насколько осознанно вы себя ведете, насколько хорошо умеете договариваться — вы всегда будете сталкиваться с трудными обстоятельствами и трудными отношениями. У всех нас свои пробелы восприятия. Независимо от того, насколько гибко вы мыслите и насколько развиты ваши коммуникационные навыки, все равно на вашем пути возникнут ситуации или люди, справиться с которыми вам не по силам. Такова жизнь.

— То, в какие именно застойные ситуации вы попадете, обусловлено вашей личностью.

У всех нас есть свои сильные и слабые стороны, недостатки и достоинства. Поэтому какие-то ситуации могут казаться вам сложными, несмотря на то что другие справляются с ними без проблем. Не осуждайте себя, лучше попробуйте развить соответствующие ментальные и эмоциональные «мышцы».

— Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело.

В застойной ситуации вы по определению не можете (до поры до времени) что-либо изменить. Найти выход из нее совсем не то же самое, что решить уравнение.

В математической задаче все четко. Каждый символ имеет определенное значение, вся необходимая информация дана в условиях, и вы знаете, какие операции нужно совершить. Но в застойной ситуации приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы выяснить, в чем же заключается сама задача. Придется распутать множество нитей во взаимоотношениях, рассмотреть ситуацию под разными углами, выявить среди бесконечных внешних факторов главные и так далее.

— У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение.

Повторю, что выход из застойной ситуации не похож на решение математической задачи, в которой есть только один верный ответ. Нет единственного «правильного» способа разобраться с ситуацией. Не отчаивайтесь, если после того, как вы определите, в чем проблема, у вас уйдет еще какое-то время на поиски ее решения.

— Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов.

Если вы потеряете равновесие, гибкость мышления поможет вам снова обрести его. Замедлив ход событий и использовав гибкость мышления, вы обретете новые силы для того, чтобы самостоятельно или при помощи со стороны исправить ситуацию. Одно из преимуществ взгляда на ситуацию с разных, возможно, даже взаимоисключающих позиций в том, что он дает возможность обнаружить различные решения. Ролевая игра, в свою очередь, поможет внести ясность в вопрос, какой путь стоит выбрать.

— Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной.

Неважно, относитесь вы к тому типу людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свою позицию, к тем, кого, наоборот, слишком легко склонить на другую сторону, или находитесь где-то посередине между двумя крайностями, — старайтесь переключаться между своей версией и версиями прочих участников ситуации.

— Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.

После того как вы задействуете гибкость мышления и выберете дальнейший курс действий, вам предстоит осуществить решение на практике, оставшись при этом самим собой. Можно черпать силы в поддержке и советах иных людей, но, чтобы добиться успеха, ваши слова и поступки должны исходить изнутри.

— Какой-то выход есть всегда.

Мы сталкиваемся с трудностями, и это неизбежно, но мы не обязаны терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Задействовав гибкость мышления, вы, даже в одностороннем порядке, сможете либо наладить конструктивный диалог, либо принять статус-кво, либо решить, что оптимальным вариантом будет уйти из ситуации.

— Умение приходит с опытом.

Тренировать гибкость мышления очень полезно, порой это позволяет полностью избегать застойных ситуаций. Если какие-то ситуации по-прежнему представляют для вас трудность, упорно работайте над ними и постоянно тренируйте гибкость мышления. Это сокращает время пребывания в застойной ситуации и помогает вам двигаться в правильном направлении.

По материалам книги Донни Эбенштейн «Сила эмпатиир» Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Гибкость мышления

Гибкость мышления

Гибкостью мышления – это умение человека быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы. Умение свободно распоряжаться имеющимися ресурсами (материальные, информационные), выявлять закономерности, составлять ассоциативные связи, уметь мыслить и действовать в широком диапазоне увиденных возможностей. О том, как развить гибкость мышления мы поговорим сегодня.

Гибкость ума – это способность видеть в перспективе дальнейшее развитие ситуации. Обладая таким умением, человек может разобрать ее на составляющие, оценить, посмотреть на возникшую проблему под другим углом. В конечном итоге человеку удастся спрогнозировать все возможные варианты решения той или иной задачи, а так же их последствия.

Прямо противоположным свойством гибкости ума принято считать инертность и ригидность. Иными словами, это медлительность, заторможенное мышление. Поведение человека характеризуется скованностью и слабым умением переключать свое внимание и направлять энергию с одного дела на другое. Ограниченность мысли является серьезной преградой на пути к успеху и достижения цели.

Развитие гибкости мышления

В нашей жизни все очень нестабильно и переменчиво. Не все события человек может контролировать. Человеку, который обладает гибкостью ума, легче принимать и адаптироваться к изменениям, которые происходят во внешней среде. Развитие гибкости мышления необходимо человеку, для того чтобы в любой ситуации делать правильный выбор, находить нестандартные решения сложных ситуаций, а так же уметь разрешать собственные противоречия и внутриличностные конфликты.

Исследования в области гибкости человеческого мышления доказали его прямую связь с объемом наших знаний, навыков, способностей и умений. Проводимые эксперименты свидетельствуют так же о том, развитие Гибкости мышлениячто накопленный жизненный опыт не только не способствует формированию новых идей и стратегий, а, напротив, тормозит и препятствует этим процессам.

Для того чтобы развить гибкость мыслительных процессов необходимо научиться в определенных ситуациях импровизировать и искать новые пути решения задач и вопросов. Отбросьте все то, что вы знаете и помните –советы, формулы, личные примеры успешных людей. Включитесь в «игру» и придумывайте свои правила. Не идите легким, уже протоптанным путем. Развивайте способность размышлять над тем что происходит здесь и сейчас, в настоящем.

 

Гибкость мышления — Психология Дома Солнца

Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что «с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру», он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников — комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

— действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;

— действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;

— действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;

— действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;

— действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою «самость» — расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника — быть одновременно и чернильницей, и сторожем.

Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.

Когнитивная гибкость — Википедия

Когнитивная гибкость (англ. cognitive flexibility) — умственная способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.[1] Общепринятого операционального определения этого понятия не существует, но исследователи сходятся в том, что когнитивная гибкость является компонентом исполнительной системы.[2] Объектами исследований в этом направлении, в основном, становились дети школьного возраста, хотя индивидуальные различия проявляются на протяжении всей жизни.[3] Мерами когнитивной гибкости являются персеверативная ошибка (в задачах «A-не-B»), тесты сортировки карточек (с изменением измерения, множественной классификацией и Висконсинский), тест Струпа.

Исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что в задачах на когнитивную гибкость активируются определённые области мозга: префронтальная кора, базальные ганглии, передняя поясная кора и задняя теменная кора.[4] Исследования, включившие людей различных возрастов с определёнными поражениями, показали также, как происходит развитие и изменение когнитивной гибкости в мозговых структурах. Когнитивная гибкость влияет как на образовательную активность, так и на повседневную жизнь. Способность человека переключаться между стилями мышления и одновременно думать о нескольких вещах играет существенную роль в обучении.[5]

Когнитивная гибкость может рассматриваться с разных точек зрения. В исследованиях когнитивную гибкость можно обобщённо определить как перемену в мышлении, независимо от того, вызвана ли она специальным изменением правил или необходимостью в пересмотре прежних установок и мыслей в условиях новой ситуации. Более того, когнитивная гибкость предполагает одновременное обдумывание множества сторон явления, будь то два параметра некоего объекта или большое количество аспектов сложной ситуации. В той или иной мере синонимичными терминами являются: познавательная гибкость, умственная гибкость, смена психологической установки, когнитивное переключение, переключение задач, переключение внимания.

Чаще всего когнитивная гибкость описывает умственную способность адаптировать мышление или внимание в ответ на изменение целей и/или внешние стимулы.[1] В особенности, исследователи описывают это понятие как способность переключать или изменять ход мыслей и внимание между различными задачами или операциями — обычно, в ответ на изменение правил или требований эксперимента.[6] Например, в задаче сортировки карточек дети считаются обладающими когнитивной гибкостью, если они способны успешно поменять принцип сортировки (по цвету фигур на карточке, по форме фигур, по количеству фигур и т. п.).

В более широком смысле когнитивная гибкость описывается как способность человека адаптировать мышление при переходе от старой ситуации к новой, а также способность преодолевать привычные реакции и мысли в новых условиях.[7][8] Таким образом, если определённый человек может преодолеть приобретённые прежде привычки или суждения (если того требует новая ситуация), то он считается обладающим когнитивной гибкостью. Наконец, к когнитивной гибкости относится способность совместно и одновременно рассматривать два аспекта предмета, идеи или ситуации.[9] Например, согласно этому определению, дети считаются когнитивно-гибкими, если в задаче сортировки карточек они способны выбрать категорию и по цвету, и по форме (учесть два параметра одновременно). Аналогично этому, когнитивно-гибким человеком можно назвать того, кто обладает осведомлённостью и одновременным пониманием всех возможных опций и альтернатив в любой заданной ситуации.[10]

Способствующие факторы[править | править код]

Независимо от специфики определения, исследователи сходятся во мнении, что когнитивная гибкость — это компонент исполнительных функций, высокоуровневой когнитивной системы, способной в том числе управлять ходом мыслей человека.[11] Исполнительные функции также включают в себя другие аспекты когнитивной способности: торможение, память, эмоциональную стабильность, планирование и организацию. Когнитивная гибкость в высокой мере связана с некоторыми из этих способностей, включая торможение, планирование и рабочую память.[6] Таким образом, если человек способен подавить (затормозить) малозначимые параметры стимула, чтобы сфокусироваться на более важных параметрах (например, не обращать внимание на цвет объекта, а сконцентрироваться на его форме), то такой человек считается более когнитивно-гибким. В этом смысле он лучше проявляет себя в планировании, организации и применении отдельных стратегий памяти.

Исследователи утверждают, что когнитивная гибкость также является компонентом множественной классификации, что изначально было описано Жаном Пиаже. В задачах на множественную классификацию участники (в основном, дети, которые развивают или уже развили это умение) должны классифицировать объект по нескольким параметрам сразу — то есть показывая гибкость мышления.[12] Чтобы быть когнитивно-гибкими, они должны преодолеть центрирование — склонность детей фокусироваться только на одном аспекте ситуации или объекта.[13] Например, маленькие дети иногда могут обращать внимание лишь на один параметр объекта (цвет), и не способны учесть сразу два (цвет и форму). Таким образом, исследования предполагают, что если мышление человека центрировано, то он будет менее когнитивно-гибким.

Исследования также подсказывают, что когнитивная гибкость связана с другими когнитивными способностями, такими как подвижный интеллект, беглость чтения и понимание прочитанного.[12][14] Подвижный интеллект, описываемый как способность решать задачи в новых условиях, включает способность подвижно мыслить; в свою очередь, человек с этой способностью с большей вероятностью становится когнитивно-гибким. Более того, то люди, обладающие когнитивной гибкостью, показали способность переключаться между и/или одновременно думать о звуке и смысле, что повышало беглость их чтения и усвоение прочитанного. Показано также, что когнитивная гибкость свазана со способностью человека справляться с трудностями в различных ситуациях. Например, когда человек способен быстро менять ход своих мыслей от ситуации к ситуации, он меньше фокусируется на стрессогенных факторах внутри этих ситуаций.[15]

Научные работы в этом направлении, в основном, посвящены изучению развития когнитивной гибкости у детей 3—5 лет.[16] Однако было показано, что когнитивная гибкость является более широким понятием, и исследования могут касаться людей всех возрастов в различных ситуациях.[3] Таким образом, исследования на основе различных по сложности задач дают основания полагать, что имеется некий континуум развития, который охватывает период с младенчества до взрослой жизни.

Для определения уровня когнитивной гибкости для различных возрастов существует множество оценок. Ниже приведено описание часто используемых тестов для оценки когнитивной гибкости в порядке повышения подходящего по развитию возраста.

Задача «A-не-B»[править | править код]

В задаче «A-не-B»[17] ребёнку показывают, что некий предмет (игрушка) спрятан в месте A (например, под коробкой) недалеко от ребёнка, после чего просят найти этот предмет — что ребёнок с лёгкостью делает. Так повторяется несколько раз, после чего предмет кладут не в место A, а в место B, которое также находится в пределах досягаемости ребёнка. Как правило, дети до 1 года продолжают искать предмет в месте A. Дети старше 1 года способны умственно переключиться на то, что предмет спрятан в месте B. Исследователи согласны, что данный тест позволяет эффективно определять степень когнитивной гибкости в младенческом возрасте.[16][18]

Изменение измерения[править | править код]

В тесте сортировки карточек с изменением измерения (англ. Dimensional Change Card Sorting Task, DCCS) детей сначала просят упорядочить карточки по некоторому измерению (например, по цвету), а затем просят изменить их стратегию и упорядочить карточки по другому измерению (например, по форме).[19] Как правило, трёхлетние дети способны выполнить первую часть задачи, но не справляются со второй. Пятилетние дети, однако, уже способны изменить принцип сортировки и пройти тест полностью.[18][20]

Множественная классификация[править | править код]

В тесте сортировки карточек с множественной классификацией (англ. Multiple Classification Card Sorting Task) детей просят упорядочить карточки по двум измерениям (например, цвету и типу) одновременно — т. е. выстроить карточки в таблицу 2×2 (например, найти на карточках жёлтые конфеты, жёлтых животных, синие конфеты и синих животных). Эта задача считается сложной: как показывают исследования, семилетние дети неспособны классифицировать карточки по двум критериям одновременно, концентрируясь только на одном измерении. В то же время одиннадцатилетние дети справляются с этим тестом. Это свидетельствует о том, что в период с 7 до 11 лет происходит усиление когнитивной гибкости.[9][12]

Висконсинский тест[править | править код]

Висконсинский тест сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test) применяется для оценки способностей участников к абстрактному мышлению и изменению стратегий решения задачи в новых условиях.[21] В этом тесте изображения на карточках различаются по цвету, количеству и форме. Участникам необходимо самостоятельно определить критерий упорядочения карточек, который время от времени меняется экспериментатором. Как правило, 9—11-летние дети уже хорошо справляются с этим тестом, показывая необходимый уровень когнитивной гибкости.[3][18]

Тест Струпа[править | править код]

В тесте Струпа[22] на столе находятся карточки трёх типов. Карточки цвета закрашены в определённые цвета, которые участники должны назвать как можно быстрее. На карточках слов написаны (чёрными чернилами на белом фоне) названия цветов, которые, опять же, должны быть названы участниками очень быстро. Наконец, на карточках «цвет—слово» названия цветов написаны цветными чернилами, причём цвет чернил и надпись на карточке не совпадают (например, слово «Красный» может быть написано жёлтым цветом). Для последнего типа карточек от участников требуется назвать цвет чернил, не обращая внимания на слово. Базовой метрикой выступает общее время (в секундах), которое требуется участнику для устного ответа.[23] Как правило, называние цвета слов занимает больше времени и содержит больше ошибок, когда цвет чернил не совпадает с надписью на карточке.

  1. 1 2 Scott W. A. Cognitive complexity and cognitive flexibility (англ.) // American Sociological Association. — 1962. — Vol. 25. — P. 405—414. — DOI:10.2307/2785779.
  2. Cooper-Kahn J., Dietzel L. What Is Executive Functioning? (англ.). Learning Disabilities OnLine (2010). Дата обращения 7 сентября 2014.
  3. 1 2 3 Chelune G. J., Baer R. A. Developmental norms for the Wisconsin Card Sorting Test (англ.) // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 1986. — Vol. 8. — P. 219—228. — DOI:10.1080/01688638608401314.
  4. Leber A. B., Turk-Browne N. B., Chun M. M. Neural predictors of moment-to-moment fluctuations in cognitive flexibility (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. — 2008. — Vol. 105, no. 36. — P. 13592—13597. — DOI:10.1073/pnas.0805423105. — PMID 18757744.
  5. Boger-Mehall S. R. Cognitive Flexibility Theory: Implications for Teaching and Teacher Education (англ.) (недоступная ссылка) (2007). Дата обращения 7 сентября 2014. Архивировано 16 сентября 2014 года.
  6. 1 2 Miyake A. et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis (англ.) // Cognitive Psychology. — 2000. — Vol. 41, no. 1. — P. 49–100. — DOI:10.1006/cogp.1999.0734. — PMID 10945922.
  7. Moore A., Malinowski P. Mediation, mindfulness, and cognitive flexibility (англ.) // Conscious Cognition. — 2009. — Vol. 18. — P. 176–186. — DOI:10.1016/j.concog.2008.12.008.
  8. Deak G. O. The development of cognitive flexibility and language abilities (англ.) // Advances in Child Development and Behavior. — 2003. — Vol. 31. — P. 271–327. — DOI:10.1016/s0065-2407(03)31007-9. — PMID 14528664.
  9. 1 2 Bigler R. S., Liben L. S. Cognitive mechanisms in children’s gender stereotyping: Theoretical and educational implications of a cognitive-based intervention (англ.) // Child Development. — 1992. — Vol. 63, no. 6. — P. 1351–1363. — DOI:10.1111/j.1467-8624.1992.tb01700.x. — PMID 1446556.
  10. Martin M. M., Rubin R. B. A new measure of cognitive flexibility (англ.) // Psychological Reports. — 1995. — Vol. 76. — P. 623–626. — DOI:10.2466/pr0.1995.76.2.623.
  11. ↑ Executive Function Fact Sheet (англ.). Learning Disabilities OnLine (2008). Дата обращения 18 сентября 2014.
  12. 1 2 3 Cartwright K. B. Cognitive development and reading: The relation of reading-specific multiple classification skill to reading comprehension in elementary school children (англ.) // Journal of Educational Psychology. — 2002. — Vol. 94. — P. 56–63. — DOI:10.1037/0022-0663.94.1.56.
  13. Piaget J. The mental development of the child // Readings in Child Development / Ed. by Weiner I. B., Elkind D.. — John Wiley & Sons, Inc, 1972. — P. 271–279. — ISBN 0-471-92573-X.
  14. Colzanto L. S., van Wouwe N. C., Lavender T. J., Hommel B. Intelligence and cognitive flexibility: Fluid intelligence correlates with feature «unbinding» across perception and action (англ.) // Psychonomic Bulletin & Review. — 2006. — Vol. 13. — P. 1043–1048. — DOI:10.3758/BF03213923.
  15. Han H. D. et al. Performance enhancement with low stress and anxiety modulated by cognitive flexibility (англ.) // Korean Neuropsychiatric Association. — 1998. — Vol. 7. — P. 221–226. — DOI:10.4306/pi.2011.8.3.221.
  16. 1 2 Zelazo P. D., Frye D. Cognitive complexity and control: II. The development of executive function in childhood (англ.) // Current Directions in Psychological Science. — 1998. — Vol. 7. — P. 121—126. — DOI:10.1111/1467-8721.ep10774761.
  17. ↑ Видео эксперимента «A-не-B» на YouTube
  18. 1 2 3 Kirkham N. Z., Cruess L., Diamond A. Helping children apply their knowledge to their behavior on a dimension-switching task (англ.) // Developmental Science. — 2003. — Vol. 6. — P. 449—476. — DOI:10.1111/1467-7687.00300.
  19. Fisher A. V. Automatic shifts of attention in the Dimensional Change Card Sort task: subtle changes in task materials lead to flexible switching (англ.) // Journal of Experimental Child Psychology. — 2011. — Vol. 108, № 1. — P. 211—219. — ISSN 1096-0457. — DOI:10.1016/j.jecp.2010.07.001. — PMID 20674930. Архивировано 4 ноября 2014 года.
  20. Zelazo P. D., Frye D., Rapus T. An age-related dissociation between knowing rules and using them (англ.) // Cognitive Development. — 1996. — Vol. 11, no. 1. — P. 37—63. — ISSN 0885-2014. — DOI:10.1016/S0885-2014(96)90027-1.
  21. Seidman L. J., Biederman J., Monuteaux M. C. et al. Neuropsychological functioning in nonreferred siblings of children with attention deficit/hyperactivity disorder (англ.) // Journal of Abnormal Psychology. — 2000. — Vol. 109, no. 2. — P. 252—265. — ISSN 0021-843X. — DOI:10.1037/0021-843X.109.2.252. — PMID 10895563.
  22. Stroop J. R. Studies of interference in serial verbal reactions (англ.) // Journal of Experimental Psychology. — 1935. — Vol. 18, no. 6. — P. 643—662. — ISSN 0022-1015. — DOI:10.1037/h0054651.
  23. Jensen A. R. Scoring the Stroop test (англ.) // Acta Psychologica. — 1965. — Vol. 24. — P. 398—408. — ISSN 0001-6918. — DOI:10.1016/0001-6918(65)90024-7.

Гибкость мышления: основные правила успеха

Клинические психологи часто говорят, что гибкость мышления – важный компонент психического здоровья. Гибкость мышления помогает нам добиваться своих личных целей и успешно строить отношения.

Но что же такое гибкое мышление? В статье рассказано, из чего оно складывается. Предлагаю обдумать, насколько вам хорошо даются описанные ниже навыки, и вы поймете, над чем есть смысл поработать.

Оптимизм и пессимизм

Человек, мыслящий гибко, рассматривает самые разные последствия своих поступков, не ограничивается мыслями только о позитивном или только о негативном исходе.

К примеру, обдумывая возможность уйти с постоянной работы и заняться независимой трудовой деятельностью, стоит учесть как плюсы, так и минусы этого решения. Старайтесь избегать однобокого взгляда.

Гибкость мышления – это способность осознать, что поведение человека может иметь самые разные причины. Возможно как пессимистичное, так и оптимистичное объяснение. К примеру, человек редко отвечает на ваши письма. Возможно, это знак того, что что-то не так. А, возможно, и нет. Если вы допускаете обе возможности, вы, вероятно, решите прояснить ситуацию. Но при этом не будете чувствовать душевную боль, заранее предполагая негативный вариант.

Подлинная гибкость мышления означает, что человек, осознавая свою склонность к оптимизму (либо пессимизму), в зависимости от ситуации выбирает то, что ему более выгодно. Допустим, вы находитесь в ситуации, когда вам нужно подтолкнуть себя к определенным действиям. В таком случае лучше представлять себе именно положительный результат.

Если вы знаете за собой склонность к излишнему оптимизму или пессимизму, учитывайте это, когда что-то обдумываете. Тогда не забудете рассмотреть обе стороны медали.

Объективность мышления

Приведем пример. В терапии супружеских пар часто используется следующие упражнение: нужно описать суть конфликта с собственной точки зрения, с точки зрения партнера, и с точки зрения нейтрального наблюдателя.

Важно осознавать, что ваш собственный взгляд на проблему не является единственным возможным. Когда вы понимаете, что другие люди могут воспринимать ситуацию не так, как вы, то это помогает удержаться от скоропалительных выводов.

Приведем еще один пример. Если вы осознаете, что люди смотрят на мир не так, как вы, вы не запустите в производство товар, который нравится вам, но совершенно не интересен другим. Вы не будете думать на автомате, что, если товар нравится вам, значит, понравится и всем остальным. Вы проверите свои предположения.

Иногда недостаточно знать правила!

Вы можете, к примеру, придерживаться убеждения: «Если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай все сам».

Мыслящие гибко люди могут осознать, что это всего лишь их убеждение и что работает оно не во всех ситуациях.

Причина: как в личности, так и в ситуации

К примеру, если ваш партнер, несмотря на напоминания, мусор не выносит, в чем причина – в том, что он невнимателен к другим, или же в том, что он сейчас на работе переживает стресс и поэтому ведет себя рассеянно?

Люди, обладающие гибкостью мышления, осознают, что на поведение влияют оба типа причин. Тот же принцип применим и к объяснению вашего собственного поведения. Например, вы слишком много съели – потому что вам не хватает самоконтроля, или потому что слишком проголодались?

Умение видеть необъективность своего мышления

К примеру, вам приходит в голову мысль, что вы «недостаточно хороши», но вы не соглашаетесь с ней на автомате, а задумываетесь и осознаете, что это голос вашей тревоги.

Бывают и другие ситуации, в которых вы, напротив, проявляете излишнюю самоуверенность. К примеру, вы можете думать, что ваши способности в сфере финансовой аналитики выше, чем у среднестатистического инвестора. Но гибкость мышления помогает осознать, что в такой ситуации многие необъективны и переоценивают свои силы.

Умение осознавать, что мысли и эмоции преходящи

Люди, обладающие гибкостью мышления, осознают, что эмоции, которые они сейчас испытывают, не будут длиться вечно. К примеру, вы осваиваете что-то новое и чувствуете страх и неуверенность, но в то же время осознаете, что со временем, набравшись опыта, вы, скорей всего, будете чувствовать себя более уверенно.

Умение находить баланс

Речь идет о балансе между долгосрочными и краткосрочными целями. Решая какую-то жизненную задачу, думайте и о своих долгосрочных, и о своих краткосрочных целях.

Неуверенность… Это плохо или нет?

Не придавайте слишком большого значения уверенности или неуверенности. Если вы чувствуете неуверенность – это не обязательно плохой знак. Ровно как и ваша уверенность вовсе не означает, что вы правы. Гибкость мышления как раз и помогает это осознать.

Опубликовано 17 сентября 2014. Автор – Алиса Бойерс. Перевод — Анна Беликова специально для smogendrr.ru. Оригинал на английском здесь.

7 стратегий для гибкости ума

Экология жизни. Лайфхак: Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

Упражнения для мозга

Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

«Гибкость ума» предполагает удивительные когнитивные процессы, которые позволяют нам рассуждать и быстрее делать выводы и логические заключения. 

В это же измерение входит творчество, аналитические способности и та мгновенность действий, что позволяет нам сделать отношения в своей повседневной жизни более качественными и удовлетворяющими нашим потребностям.

Тренировка для мозга: 7 стратегий для гибкости ума

Все эти процессы — не данность и ни в коем случае не характеристика одних лишь молодых людей.

Напротив, в данном случае речь идет скорее о приобретенных навыках, о способностях, которые можно развить в себе и которые не теряются с возрастом. Только для этого необходимо каждый день работать над собой и приспосабливаться к тому, что нас окружает.

Нам просто нужно прийти к осознанию, в самом широком смысле этого слова.

Точно так же, как мы уделяем время физическим упражнениям или идем в спортзал, следует «тренировать» и свой мозг. Находить несколько минут каждый день на практику несложных стратегий, которые будут способствовать взаимодействию полушарий нашего мозга, созданию новых нейронных связей и постепенному повышению «гибкости ума», в целом.

Далее мы объясним вам, как можно это делать.

1. Одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами

Даже если вы будете делать это всего один раз в день, обязательно попробуйте: одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами.

Сначала вам может показаться это глупостью, но на самом деле таким образом вы «запускаете» самые неожиданные процессы, которые:

  • Улучшают координацию движений

  • Усиливают взаимосвязь и взаимодействие правого и левого полушарий мозга

  • Развивают мелкую моторику

  • Помогают рисовать так называемые «ментальные карты» о существующих расстояниях между пуговицами, о том, как застегнуть молнию и куда просунуть руки…

Попробуйте выполнить это несложное упражнение, только не забывайте о безопасности: лучше делать это, сидя на кровати, чем стоя.

Тренировка для мозга: 7 стратегий для гибкости ума

2. Игра приблизительных и точных значений

Для того, чтобы улучшить гибкость ума, необходимо понимать один очень важный аспект: это потребует волевых усилий. И даже если сначала все это покажется вам слишком простым времяпрепровождением, поверьте, ваш мозг будет благодарен вам за него.

Мозг любит нарушение привычного ритма и новые стимулы.

Игра приблизительных и точных значений — это ежедневная задача, требующая от вас внимания, расчета и подсчета.

  • Сколько лестниц в моем офисе?

  • А в автобусе… Сколько людей сегодня надели черную одежду?

  • Сколько получится, если сложить две последние цифры номера проезжающей мимо машины?

  • Сколько пройдет секунд, прежде чем цвет светофора сменится на зеленый?

3. Каждый день учите по 5 новых иностранных слов

Неважно, какой иностранный язык вы выберете. Это может быть каждый день новый язык. Чтобы повысить гибкость ума, будет отлично выучивать от 3 до 5 новых слов в день.

Так вы не только будете расширять кругозор и увеличивать свой лингвистический потенциал, но и способствовать формированию новых нейронных тканей, которые впоследствии станут вашим когнитивным резервом и помогут достойно справиться с течением времени.

Тренировка для мозга: 7 стратегий для гибкости ума

4. Меняйте привычную последовательность действий всегда, когда есть такая возможность

Рутина — один из злейших врагов нашего мозга. Ему скучно, когда ничего нового не происходит, он «переключается» на автоматический режим, то есть он не работает.

  • В тот момент, когда наши когнитивные процессы ограничены, когда они всегда одни и те же, когда не остается места для творчества, свободы и личного удовольствия, мы имеем дело с нежелательными последствиями: потерей памяти, отсутствием концентрации, медлительностью в рефлексах и т.д…

В идеале нужно стараться каждый день посвящать себе 1 или 2 часа. Это уже будет подарком для нашего разума и чувств.

5. Говорите, слушайте, соотносите, спорьте и делайте выводы

Социальные контакты, позитивные отношения, диалоги — все это позволяет нам расширять горизонты своих знаний.Социальную активность можно назвать «бензином» для повышения нашей умственной гибкости.

  • Так у нас получается быстрее обрабатывать информацию, мы учимся ценить ее и в то же время у нас формируется и свое собственное мнение.

  • А споры, вопреки распространенному мнению, могут иметь не только негативные последствия, ведь не зря говорят, что в них «рождается истина», значит, наш ум становится острее.

  • Мы становимся более внимательными, отзывчивыми и в то же время более уверенными в себе, учимся лучше управлять своими эмоциями.

Ведь очень немногие вещи в нашей жизни можно назвать мудростью, а уважительное и остроумное общение — вполне.

Тренировка для мозга: 7 стратегий для гибкости ума

6. Ведите дневник

Для многих людей ведение дневника уже стало жизненной необходимостью. Им нужно поделиться своими мыслями, идеями и полученным опытом с листом бумаги.

  • И это не просто записи, восстановление хронологической последовательности каких-то действий, это настоящая терапия для нашего разума.

  • Так мы учимся трансформировать свои идеи в слова, а опыт — в целые фразы.

  • Наши мысли становятся более подвижными, текучими и гибкими, взгляд внутрь себя находит канал для выражения, а потом все это возвращается обратно к нам в мозг.

Так мы развиваем свои творческие способности. Чем больше мы пишем, тем сильнее наше желание писать еще. Это как открытая дверь, позволяющая нам увидеть разные дороги, которые нам еще только предстоит пройти и изучить.

7. Выходите на прогулку каждый день

Наше тело всегда находится в гармонии с умом. Тело, которое устало, переживает стресс и неблагополучие заставляет и разум становиться более жестким, сковывает его.

Человек начинает сосредотачиваться на неупорядоченных, разрозненных и хаотичных аспектах, которые препятствуют развитию его творческих способностей. Но нам нужно обратное: расслабление и возможность концентрироваться на чем-то, то выходит за пределы нашего тела.

Выйдите не пробежку. Это расслабляет! Выйдите просто на прогулку, это позволит вам облегчить душу и сердце и успокоить ум. Когда мы шагаем наш разум чувствует себя свободным. Это происходит даже чисто на химическом уровне: мозг получает больше кислорода и больше питательных веществ.

Так что если вы действительно хотите иметь гибкий ум, то не забывайте, нужно «инвестировать» в себя: посвящайте себе время, и пусть неотъемлемыми частями вашей жизни станут страсть к познанию нового и мотивация, чтобы чувствовать себя по-настоящему хорошо.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о