Герои первые: Heroes of might and magic — Википедия – Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Содержание

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Чем похожи и в чем различны судьбы советских летчиков, первыми получивших высшее почетное звание СССР

Первые Герои Советского Союза — семь человек — были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика — для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока — будущего порта приписки — и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев — это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева — будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР — звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа — в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей — всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, — станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.


Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Николай Каманин. Фото: airaces.ru


Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Василий Молоков. Фото: wikipedia.org


Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Сигизмунд Леваневский. Фото: В.Микоша / РИА Новости

Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru

После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала — летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем — первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года — пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов — двух ПС-3 и одного Р-5 — из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Иван Доронин. Фото: wikipedia.org


Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 — Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.

Герой Советского Союза — Википедия

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время.

Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов[2].

Положение о звании «Герой Советского Союза»[править | править код]

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвёртый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

  1. Звание Героя Советского Союза является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.
  2. Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР.
  3. Герою Советского Союза вручаются:
  4. Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньший того, за который другие, совершившие подобный подвиг, удостаиваются звания Героя Советского Союза, награждается Орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда», и в ознаменования его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении.
  5. Герой Советского Союза, награждённый двумя медалями «Золотая Звезда», за новые геройские подвиги, подобные ранее совершенным, может быть вновь награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
  6. При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» ему одновременно с орденом и медалью вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР.
  7. В случае, если Герою Советского Союза будет присвоено звание Героя Социалистического Труда, то в ознаменование его геройского и трудового подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда.
  8. Герои Советского Союза пользуются льготами, установленными законодательством.
  9. Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза носится на левой стороне груди над орденами и медалями СССР.
  10. Лишение звания Героя Советского Союза может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР.

Первыми, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, стали 20 апреля 1934 года полярные лётчики Анатолий Ляпидевский (медаль «Золотая Звезда» № 1), Сигизмунд Леваневский (2; медаль «Золотая Звезда» № 4), Василий Молоков (3), Николай Каманин (4; медаль «Золотая Звезда» № 2), Маврикий Слепнёв (5), Михаил Водопьянов (6), Иван Доронин (медаль «Золотая Звезда» № 7) за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

28 сентября 1934 года звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 8) было присвоено М. М. Громову за установление мирового рекорда дальности полёта по замкнутой кривой на расстоянии свыше 12 тыс. км.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 года, когда награды удостоились семнадцать командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании[3]. Примечательно, что почти все они, кроме танкистов Погодина Д. Д., П. М. Армана, С. К. Осадчего (посмертно), Н. А. Селицкого, П. Е. Куприянова, С. М. Быстрова, были лётчиками. Всего за время войны в Испании (1936—1939) звание Героя было присвоено шестидесяти её участникам.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования по разгрому японских интервентов в районе озера Хасан в августе 1938 года звания Героя Советского Союза были удостоены 26 человек.

Менее чем через год состоялось первое награждение введённым знаком отличия медалью «Золотая Звезда»: её получили 70 человек за подвиги, совершённые ими в мае — сентябре 1939 года в боях на реке Халхин-Гол. Тогда же в стране появились первые дважды Герои Советского Союза.

После советско-финского вооружённого конфликта 1939—1940 гг. число Героев Советского Союза возросло на 412 человек.

К началу 1941 года звание Героя Советского Союза получили 626 человек, в их числе три женщины и пять дважды Героев.

Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: 91,2 % от общего числа награждённых лиц. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоено 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды — 108 (из них 8 посмертно). В числе Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 90 женщин (из них 49 посмертно).

Среди получивших звание Героя Советского Союза за ратные подвиги в годы войны были представители разных народов многонационального Советского Союза. В ходе войны звания Героя Советского Союза удостоено 13 воинов союзных армий, в основном польские и чехословацкие военнослужащие, а также 4 лётчика французского авиаполка «Нормандия — Неман».

Наибольшее число Героев Советского Союза, проходивших службу в одном соединении, было в 167-й стрелковой Сумско-Киевской дважды Краснознамённой дивизии: 108 человек.

Во время боевых действий на территории Афганистана Героями Советского Союза стали 85 человек. 28 из них удостоились этого высокого звания посмертно.

Всего за время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 777 человек (без учёта 72 лишённых звания за порочащие поступки и 13 человек, Указы по которым отменены как необоснованные), в том числе дважды — 154 (9 посмертно), трижды — 3 и четырежды — 2. В общем числе Героев Советского Союза 95 женщин. Среди Героев Советского Союза 40 человек — граждане зарубежных государств.

Последним, кому была вручена медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 11664, за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой), стал 24 декабря 1991 года младший научный сотрудник — водолазный специалист, капитан 3 ранга Леонид Михайлович Солодков. При получении «Золотой звезды» Героя ему по Уставу полагалось ответить: «Служу Советскому Союзу!». Однако на момент вручения награды (16 января 1992 года) СССР не существовал уже 22 дня. Устав ещё не был переписан, а упоминать Советский Союз Солодков посчитал нецелесообразным, поэтому сказал вручавшему ему награду маршалу авиации Е. И. Шапошникову только: «Спасибо».

После распада СССР звание «Герой Советского Союза» было упразднено. Вместо него 20 марта 1992 года в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», также присваиваемое за геройские подвиги. Юридически Герои Советского Союза имеют те же права, что и Герои Российской Федерации.

Примечательно, что четверо Героев Советского Союза получили также звания Героев Российской Федерации: космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, учёный-полярник Артур Чилингаров и полковник Российской Армии Николай Саинович Майданов (посмертно).

Самые первые[править | править код]

Сведения приводятся в хронологическом порядке.

Первый Герой Советского Союза (по номеру «Золотой Звезды»)
лётчик А. В. Ляпидевский (20.04.1934).
Первый иностранец — Герой Советского Союза
лётчик 1-й интернациональной авиационной бомбардировочной эскадрильи ВВС республиканской Испании В. С. Горанов (31.12.1936).
Первая женщина — Герой Советского Союза
лётчица В. С. Гризодубова (02.11.1938).
Самый молодой Герой Советского Союза
партизан В. А. Котик (27.06.1958) — к моменту совершения подвига ему было 14 лет.
Самый пожилой Герой Советского Союза
генерал армии в отставке И. В. Тюленев (21.02.1978) — на момент награждения ему было 86 лет.

Герои Советского Союза и одновременно Герои Социалистического Труда[править | править код]

11 Героев Советского Союза были также и Героями Социалистического Труда:

  1. Брежнев, Леонид Ильич
  2. Ворошилов, Климент Ефремович
  3. Головченко, Василий Иванович
  4. Гризодубова, Валентина Степановна
  5. Машеров, Пётр Миронович
  6. Орловский, Кирилл Прокофьевич
  7. Сталин, Иосиф Виссарионович
  8. Трайнин, Пётр Афанасьевич
  9. Третьяк, Иван Моисеевич
  10. Устинов, Дмитрий Фёдорович
  11. Хрущёв, Никита Сергеевич

Герои Советского Союза — полные кавалеры ордена Славы[править | править код]

Четыре Героя Советского Союза стали полными кавалерами ордена Славы:

  1. Алёшин, Андрей Васильевич
  2. Драченко, Иван Григорьевич
  3. Дубинда, Павел Христофорович
  4. Кузнецов, Николай Иванович

Многократные награждения[править | править код]

Первые дважды Герои Советского Союза
майор С. И. Грицевец (22.02.1939 и 29.08.1939)
майор Г. П. Кравченко (22.02.1939 и 29.08.1939)
комкор Я. В. Смушкевич (21.06.1937 и 17.11.1939)

С. И. Грицевец так и не получил знак особого отличия медаль «Золотая Звезда», так как она была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, через месяц после гибели майора С. И. Грицевца в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области.[4]

Первая и единственная женщина — дважды Герой Советского Союза
лётчик-космонавт Савицкая С. Е. (27.08.1982 и 29.07.1984)

Всего звания дважды Героя Советского Союза было удостоено 154 человека.

Трижды Герои Советского Союза
Маршал авиации А. И. Покрышкин (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944)
Маршал авиации И. Н. Кожедуб (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945)
Маршал Советского Союза С. М. Будённый (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968)
Четырежды Герои Советского Союза
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков (29.08.1939, 29.07.1944, 01.06.1945, 01.12.1956)
Маршал Советского Союза Л. И. Брежнев (18.12.1966, 18.12.1976, 19.12.1978, 18.12.1981)

Л. И. Брежнев был также и Героем Социалистического Труда (17.06.1961).

Лишённые звания Героя Советского Союза[править | править код]

Звания Героя Советского Союза по тем или иным причинам (в подавляющем большинстве за преступления) были лишены 72 человека. На 13 человек Указы о присвоении звания Героя Советского Союза были отменены в связи с необоснованным представлением к награждению. Ещё 61 человек был лишён звания Героя, но впоследствии был восстановлен в этом звании. 2 человека были восстановлены в звании после отмены присвоения. 16 Героев Советского Союза после лишения звания в дальнейшем были расстреляны (12 из них — впоследствии были реабилитированы и восстановлены в звании).

Аналогичные награды иностранных государств[править | править код]

По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей.
После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде других постсоветских государств и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах или государственных образованиях.

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01883-9.
  • Герои Советского Союза: Историко-статистический очерк / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Воениздат, 1984. — 288 с.
  • Бортаковский Т. В. Расстрелянные Герои Советского Союза. — М.: Вече, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-6190-3

Героическая история. Первым Героем СССР стал лётчик, а последним — водолаз | История | Общество

Почётная грамота для героев-лётчиков

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

Лётчики в СССР в 1930-х годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту. Фото: Public Domain

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов. Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки Халхин-Гол.

Медаль Золотая звезда Медаль «Золотая звезда». Фото: Public Domain

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев. И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — лётчике-космонавтеСветлане Савицкой, первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая Лётчик-космонавт Светлана Савицкая. Фото: www.russianlook.com

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человек — водолазный специалист, капитан 3-го ранга Леонид Солодков. Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.

Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего 60-летия.

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что национальные герои есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков,учёный-полярникАртур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов.

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Первые герои Великой Отечественной войны — История России

28 июня в небе над Псковом совершили воздушные тараны советские летчики-истребители, ставшие первыми Героями Советского Союза военного времени

В огромном списке Героев Советского Союза наибольшее число получивших это высшее почетное звание в стране приходится на годы Великой Отечественной войны –11 739 человек. 107 из них были удостоены этого звания дважды, еще трое — трижды, и в этих списках подавляющее большинство — военные летчики. Среди трижды Героев Советского Союза летчиков двое – подполковник Александр Покрышкин и майор Иван Кожедуб, а дважды удостоены высшей награды 66 авиаторов.

Но советские военные летчики могут гордиться еще и тем, что первыми из почти двенадцати тысяч героев, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны, были именно их сослуживцы. 28 июня 1941 года младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили воздушные тараны, за что 8 июля первыми среди всех участников войны удостоились высшего звания. Вместе с ними получил награду и их сослуживец Михаил Жуков, совершивший таран днем позже.

Передовица в газете «Правда» от 9 июля 1941 года с портретом летчиков-Героев Советского Союза и текстом указа об их награждении

Передовица в газете «Правда» от 9 июля 1941 года с портретом летчиков-Героев Советского Союза и текстом указа об их награждении

Источник: http://titanchik.ru


«Служили два друга в нашем полку…»

Все первые Герои Советского Союза военного времени служили в одном и том же истребительном авиационном полку ПВО – 158-м. Об истории этой части стоит рассказать чуть подробнее. Полк был сформирован меньше чем за год до войны: приказ о его создании вышел 25 июля 1940 года, а непосредственное формирование заняло всего два с половиной месяца – с 18 сентября по 30 ноября того же года. Первым его командиром, с которым часть и встретила 22 июня 1941 года, стал майор Аркадий Афромеев, а комиссаром — батальонный комиссар (то есть равный по званию) Яков Журавлев. Организационно полк входил в состав 5-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского военного округа, а базировался на аэродроме Кресты в Пскове.

Основой для формирования полка стали летчики, имеющие боевой опыт, полученный во время Советско-финской войны. Но такие истребители были в Красной Армии на вес золота, так что большую часть пилотов полка набрали из недавних выпускников военных авиационных училищ. Именно так в него попали все трое будущих героев — младшие лейтенанты Здоровцев, Жуков и Харитонов. Полк имел неплохое по меркам 1940 года вооружение: 46 самолетов И-16 и 20 Як-1. Такая матчасть требовала от пилотов высокой культуры пилотирования, постоянных тренировок, и это тоже стало залогом успехов, которые полк одержал в первые недели войны. Подвиги, совершенные летчиками в начале войны и позднее, дали основание 7 июля 1943 года присвоить этой части гвардейское звание: она стала именоваться 103-м гвардейским истребительным авиаполком ПВО. За годы войны восемь летчиков полка получили звание Героев Советского Союза, но первыми были Степан Здоровцев и Петр Харитонов.

Младший лейтенант Степан Здоровцев в парадной форме после окончания Сталинградского военно-авиационного училища, осень 1940 года

Младший лейтенант Степан Здоровцев в парадной форме после окончания Сталинградского военно-авиационного училища, осень 1940 года

Источник: http://airaces.narod.ru


Покоритель двух океанов

История жизни Степана Здоровцева вполне заслуживает гайдаровского определения: «обыкновенная биографии в необыкновенное время». Степан родился 24 декабря 1916 года в Ростовской губернии, на хуторе Золотаревка. Глава семейства Иван Здоровцев, всю жизнь зарабатывавший свой хлеб тяжелым крестьянским трудом, сделал все, чтобы его дети смогли получить настоящие профессии, благо, время и страна позволяли это сделать. Степан окончил девятилетнюю школу, после продолжил учение в Константиновской тракторно-механической школе (семья к тому времени переехала в станицу Константиновскую). Умение обращаться со сложными механизмами пригодилось юноше, когда семья в очередной раз снялась с насиженного места и отправилась искать лучшей доли в Астрахани. Там Степан устроился работать в слесарные мастерские, а потом ушел в судоремонтные — поближе к морю.

Это был первый серьезный выбор молодого человека, и он быстро доказал себе и окружающим, что это не прихоть и не подвернувшаяся случайность. Всего за пару лет Степан Здоровцев вырос из слесаря-судоремонтника до механика баркаса ОСВОДа (Общества содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях), а потом и до начальника Астраханской городской станции ОСВОД. Уже на этой должности он получил еще одну морскую профессию — водолаза, поскольку именно таких специалистов не хватало на станции.

Младший лейтенант Степан Здоровцев, весна 1941 года. Рисунок с фотографии

Младший лейтенант Степан Здоровцев, весна 1941 года. Рисунок с фотографии

Источник: http://pu91.ru


Одновременно Степан начал покорение и второго океана — воздушного. Как и многие другие молодые люди той эпохи, он пришел в аэроклуб по комсомольской путевке. Стране, стремительно наращивавшей воздушный флот, катастрофически не хватало летчиков, и комсомол объявил призыв молодежи в аэроклубы и авиашколы. Так что дипломы водолаза и летчика-любителя Степан Здоровцев получил в 1938 году практически одновременно.

К этому времени подошел срок призыва в армию, и можно было только гадать, куда именно военкомат направит столь разностороннего призывника. Выбор был сделан в пользу неба: Степан Здоровцев стал курсантом Сталинградского военно-авиационного училища летчиков. Он попал в последний набор курсантов, который проходил обучение по двухлетней программе, и уже в октябре 1940 года закончил учебу, получил звание младшего лейтенанта и петлицы с одним «кубарем», а вместе с ними – направление в 158-й истребительный авиаполк, базировавшийся во Пскове.

Из учителя — в истребители

Биография другого героя, Петра Харитонова, не менее характерна. Он родился в семье крестьянина Тимофея Харитонова 16 декабря 1916 года (первые летчики-герои были ровесниками с разницей в несколько дней). Детство и юность Петр провел на Тамбовщине, в селе Княжево: помогал родителям, учился в средней школе. Но как только Петру выдали на руки аттестат о среднем образовании, он решил строить свою жизнь самостоятельно и отправился на Дальний Восток, туда, где затевалось большое строительство. Однако судьба распорядилась иначе: поработав плотником на дальневосточных стройках, Петр Харитонов решил продолжить учебу и поступил на педагогические курсы, по окончании которых отправился работать учителем в среднюю школу №12 города Улан-Удэ.

Младший лейтенант Петр Харитонов в кабине своего истребителя И-16, осень 1941 года.

Младший лейтенант Петр Харитонов в кабине своего истребителя И-16, осень 1941 года

Источник: http://www.warheroes.ru


Молодой педагог проработал в школе всего пару лет, а затем его призвали в армию. Призывника направили в Читу, в 30-ю военную школу пилотов, которая только-только была создана: приказ о ее формировании был отдан 19 августа 1938 года. Год спустя читинская военная авиашкола получила имя одного из самых знаменитых военных летчиков СССР той эпохи — комбрига Анатолия Серова, героя Гражданской войны в Испании, погибшего в авиакатастрофе годом ранее. А уже в октябре 1939 года Петр Харитонов вместе со всей авиашколой переезжает под Ростов-на-Дону, в Батайск. Здесь бывший учитель, а ныне пилот-курсант и доучивался оставшийся ему год. В июне 1940 года Батайская авиационная школа пилотов имени Серова производит свой первый выпуск: 542 младших лейтенанта ВВС, прошедших двухлетний срок обучения и готовых пополнить стремительно разрастающиеся авиачасти Красной Армии. Среди них был и недавний учитель Петр Харитонов, направленный на службу в 158-й истребительный авиаполк на Псковщину.

В полку быстро заметили способного пилота, который много времени уделял изучению и оттачиванию приемов воздушной стрельбы. Такие летчики всегда были на вес золота, и командование решило направить младшего лейтенанта Харитонова в Пушкин на курсы командиров звеньев, чтобы он мог не только учиться сам, но и учить других. Выпуск из школы ознаменовался для молодого пилота участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде, устроенном в честь Первомая. Это был последний предвоенный праздник. До начала войны оставалось чуть меньше двух месяцев…

Технология подвига

Хотя Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили свои тараны в один день, и обстоятельства, при которых пилоты пошли на такой необычный способ атаки, были очень и очень схожими, они не знали о совершенном каждым из них до вечера 28 июня 1941 года. Первым пошел на таран Петр Харитонов, который в тот день совершал свой первый боевой вылет. Около часа дня группа истребителей 158-го авиаполка полетела на перехват немецких бомбардировщиков, прорывавшихся к городу Остров. В самый разгар боя, когда Харитонову представилась возможность сбить «Юнкерс-88», выяснилось, что пулеметы его И-16 молчат: то ли кончились патроны, то ли система боепитания повреждена вражеской очередью. Тогда младший лейтенант ударил пропеллером своего И-16 по хвостовому оперению бомбардировщика и сбил его этим ударом. Несмотря на то, что винт оказался поврежден в результате тарана, Харитонов сумел довести свой истребитель до аэродрома. Благополучно приземлился, а уже через два часа с замененным пропеллером отправился в новый боевой вылет.

Петр Харитонов у своего истребителя Р-40, 1942 год

Петр Харитонов у своего истребителя Р-40, 1942 год

Источник: http://ava.org.ru


Спустя час после тарана, совершенного Харитоновым, на таран пошел и Степан Здоровцев. Он поднялся на перехват фашистского бомбардировщика «Хейнкель-111», отбившегося от основной группы, догнал его уже довольно далеко от своего аэродрома. Несколько атак оказались безрезультатными. Наконец истребителю удалось занять идеальное положение для стрельбы, но к этому времени он истратил весь боезапас. Тогда младший лейтенант Здоровцев решил таранить бомбардировщик: двумя ударами буквально отрезал ему хвостовое оперение, после чего сумел дотянуть 80 километров до своего аэродрома.

Когда о двух таранах, совершенных советскими летчиками 28 июня 1941 года, стало известно командованию, их решено было представить к самым высоким наградам. Эту идею поддержали и в Москве: страна остро нуждалась в примерах не только мужества и стойкости, но и боевых успехов советских воинов. И в итоге 8 июля 1941 года Степану Здоровцеву, Петру Харитонову и Михаилу Жукову (совершившему свой таран 29 июня), было присвоено звание Героев Советского Союза.

Дальнейшие боевые судьбы троих летчиков сложились по-разному. Младший лейтенант Степан Здоровцев не вернулся из боевого вылета на следующий день после награждения – 9 июля 1941 года. Старший лейтенант Михаил Жуков погиб в неравном воздушном бою 12 января 1943 года. А Петр Харитонов воевал до Победы и, прослужив в ВВС еще 10 лет, уволился в запас в звании полковника.

Мемориальная доска на улице Степана Здоровцева в Санкт-Петербурге

Мемориальная доска на улице Степана Здоровцева в Санкт-Петербурге

Источник: http://www.warheroes.ru


Истребитель И-16 с бортовым номером 13, на котором Петр Харитонов воевал в начале Великой Отечественной войны. Источник: http://ava.org.ru

первые Герои Советского Союза – кто они?

Ровно 85 лет назад, 16 апреля 1934 года в СССР была учреждена новая высшая государственная награда — звание героя Советского Союза. 

В сегодняшней России высшей государственной наградой является звание Героя Российской Федерации, зачастую называемое просто «Герой России». Эта награда – прямая наследница звания Героя Советского Союза, высшей степени отличия, которую мог заслужить гражданин СССР. А введена эта высшая советская государственная награда была в 1934 году специально для того, чтобы отметить выдающихся участников операции по спасению челюскинцев.

Участников полярной экспедиции 1934 года, оказавшихся на льду после того, как пароход «Челюскин» раздавили льдины, спасти можно было только одним способом – эвакуировав на самолетах. Никакой пароход не смог бы оперативно пробиться через ледяные преграды, а челюскинцы не были готовы к долгой зимовке. Уникальная для своего времени операция заняла месяц с небольшим.

5 марта к потерпевшим бедствие пробился первый самолет, которым управлял летчик Анатолий Ляпидевский: он вывез 12 женщин и детей. Следующего самолета пришлось ждать месяц: только 7 апреля до челюскинцев добрались летчики сводного авиаотряда, который занялся эвакуацией. 13 апреля с полярных льдов сняли последнего зимовщика поневоле. А уже через три дня Центральный исполнительный комитет СССР – на тот момент высший орган государственной власти в стране – своим постановлением ввел новое звание «Герой Советского Союза».

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?

Фото: Москва. Вечер, посвященный 30-летию со дня постановления ЦИК СССР об учреждении звания Героя Советского Союза. На снимке: выступает летчик Анатолий Ляпидевский. Он один из первых был удостоен этого звания за участие в спасении челюскинцев. Фото Виктора Янкова /Фотохроника ТАСС/

Челюскинская семерка

Первыми новой высокой награды 20 апреля 1934 года удостоились семеро летчиков-участников операции по спасению челюскинцев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Николай Каманин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Никаких специальных знаков никто из них не получил: тогда Героям Советского Союза полагалась только грамота от ЦИКа.

Правда, присвоение высшей степени отличия сопровождалось награждением орденом Ленина – до тех пор самой высокой наградой СССР, но таких орденоносцев в стране был уже не один и не два. Зато картина торжественной встречи спасенных челюскинцев и их спасителей в Ленинграде и Москве известна, пожалуй, каждому: по узким старым улицам едут открытые машины, из которых машут руками бородатые люди, а с крыш и балконов на них сыплются тысячи праздничных листовок.

Летчики-рекордсмены

После «челюскинской семерки» высшую награду получили еще четыре летчика. 28 сентября 1934 года легендарный пилот Михаил Громов удостоился высокого звания за рекордный по дальности полет по замкнутому маршруту. Этот полет занял у Громова и его экипажа два дня, а покрытое расстояние составило более 12 000 км. Такое достижение вывело Михаила Громова, и без того пользовавшегося славой одного из лучших советских пилотов, на первую строчку этого списка.

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?

Фото: Герой Советского Союза летчик Михаил Громов. (ТАСС)

Спустя почти два года, 24 июля 1936 года высшей награды были удостоены сразу трое летчиков: командир экипажа Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и второй пилот Георгий Байдуков за рекордный перелет через Северный полюс в США. Именно этот полет позволил Чкалову потеснить Громова с вершины летной славы и оставаться там до самой гибели в декабре 1938 года во время испытаний истребителя И-180.

Военные, вернувшиеся из Испании 

Указом ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года звания Героя Советского Союза были удостоены 17 бойцов и командиров Красной Армии – это было первое награждение профессиональных военных.

Все награжденные были добровольцами-участниками Гражданской войны в Испании: Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому правительству не только техникой, но и военными специалистами.

Среди награжденных высшей наградой было 11 летчиков и 6 танкистов: именно эти высокотехнологичные воинские специальности были наиболее востребованы в испанской армии. Всего же за подвиги, совершенные в рядах испанской республиканской армии и интербригадах, высшей награды СССР удостоились 60 человек.

Первые иностранцы – Герои 

В декабрьском указе 1936 года впервые были награждены высшей наградой иностранные граждане: летчики болгарин Волкан Горанов и итальянец Примо Джибелли. Волкан Горанов – псевдоним болгарского профессионального военного, летчика Захари Захариева, который после политического процесса против него в 1931 году эмигрировал в СССР, воевал в Испании в рядах 1-й интернациональной авиационной бомбардировочной эскадрильи, в годы войны руководил подготовкой гражданских летчиков, а в 1944 году вернулся на родину и продолжал службу до 1973 года. Примо Джибелли тоже был эмигрантом: он переехал в Советскую Россию в 1921 году и с тех пор служил в советских ВВС. Он воевал с басмачами в Средней Азии, спасал рыбаков на Азовском море, отправился добровольцем в Испанию и скончался после мучительных пыток, которым подвергся в плену у франкистов.

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?

Фото: 1 августа 1922 г. Авиатор Примо Джибелли в кабине учебного самолета на аэродроме в Зарайске. Нетелев Роберт/Фотохроника ТАСС

Посмертно награжденные 

По результатам боев в Испании впервые в истории высшей государственной награды СССР были удостоены представители иного, чем ВВС, рода войск – танкисты.

Их было шестеро. Двое – Поль Арман (под этим французским псевдонимом скрывался латыш Пауль Тылтынь) и Дмитрий Погодин – лично получили награды. А Сергей Быстров, Павел Куприянов, Семен Осадчий и Николай Селицкий не дожили до этого дня.

Стоит отметить, что Семен Осадчий, который в Испании был известен под псевдонимом Симон, получил высшую награду в том числе и за то, что совершил первый в истории танковый таран.

В указе от 31 декабря 1936 года впервые были упомянуты награжденные высшей наградой посмертно. Почти половина награжденных – 8 человек – не дожили до присвоения высокого звания. Помимо летчика Примо Джибелли и героев-танкистов, в числе первых посмертно награжденных были также летчики Владимир Бочаров, Петр Десницкий, Константин Ковтун и Сергей Тархов.

Первый моряк – Герой Советского Союза

Военная помощь Советского Союза республиканскому правительству Испании позволила добиться высшей степени отличия и первому моряку – капитану третьего ранга Ивану Бурмистрову.

С февраля 1937 года по апрель 1938-го он под псевдонимом Луис Мартинес последовательно командовал тремя испанскими подводными лодками С-6, С-1 и С-4. Правительство Испанской республики ходатайствовало перед правительством СССР о награждении героя, и ходатайство было удовлетворено.

То, что он достоин высочайшей награды, Иван Бурмистров подтвердил и в годы Великой Отечественной войны, когда в должности командира дивизиона подводных лодок на Черном море руководил эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты и Севастополя.

Первые женщины – Герои Советского Союза

Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?

Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Фотохроника ТАСС

Первые полярники – Герои Советского Союза

22 марта 1938 года высшей степени отличия были удостоены участники первой высокоширотной советской экспедиции – зимовщики полярной станции «Северный полюс-1»: начальник станции Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог-гидрограф Петр Ширшов и геофизик Евгений Федоров.

Девятимесячная эпопея сделала папанинскую четверку одними из самых знаменитых людей в Советском Союзе, а исследовать Арктику после этого захотели тысячи молодых людей! Кстати, Иван Папанин успел до войны стать дважды Героем Советского Союза: вторую награду он получил 3 февраля 1940 года за участие в дрейфе ледокольного судна «Георгий Седов» вместе с двумя другими полярниками – Виктором Буйницким и Иосифом Недзвецким.

Первые пограничники – Герои Советского Союза

Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.

Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.

Первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны

В общей сложности до начала Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 636 человек, в том числе 144 – посмертно.

А первыми Героями Советского Союза в годы войны стали – можно сказать, традиционно – летчики. 8 июля 1941 года высшей государственной награды СССР были удостоены трое летчиков-истребителей 158-го истребительного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии Северного фронта: младшие лейтенанты Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов получили награды за совершенные в первые дни войны тараны.

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?Фото: Летчики-истребители Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов (слева направо), которым 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Автор Марк Редькин /Фотохроника ТАСС/

Степан Здоровцев не успел получить свою награду: он погиб на следующий день после награждения. Михаил Жуков продолжал защищать небо Ленинграда до января 1943 года и погиб в схватке с девятью немецкими истребителями. А Петр Харитонов, тяжело раненый в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 самолетов противника.

звание, история учреждения и присвоения — История России

«Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

В апреле 1934 года, 85 лет назад, Постановлением ЦИК СССР учреждено звание Героя Советского Союза. Оно присваивалось за особые заслуги или подвиги перед страной и народом. До сих пор среди нас есть те, кто, не жалея своей жизни, отстаивал право нашей великой страны на существование, защищал её и совершал подвиг. И пока у нас есть возможность говорить с живыми героями или рассказывать о них, мы должны этим дорожить и возможностью этой пользоваться.

Первые герои СССР – летчики-полярники


Источник: https://commons.wikimedia.org

Особым постановлением ЦИК СССР, а с 1937 года – постановлением Президиума Верховного Совета СССР, устанавливались особые правила награждения и присвоения почетного статуса Героя Советского Союза. Интересно, что изначально никаких знаков отличия, привычных нам сейчас, то есть таких как Золотая Звезда или орден Ленина, не предусматривалось. Награжденному выдавалась лишь почетная грамота от ЦИК СССР, в которой содержалось описание подвига и фамилия героя.

Тем не менее с первым же награждением, еще за год до официального введения звания, произошел интересный случай. Все семеро знаменитых летчиков, участвовавших в спасении экипажа теплохода «Челюскин», получили ордена Ленина. Специально для них было утверждено положение о награждении, согласно которому полагалось выдавать всем награжденным званием Героя орден Ленина. Более того, они стали Героями ещё в 1934 году, когда официального положения и постановления не было и в помине. Летчики А. Ляпидевский, М. Водопьянов, В. Молоков, И. Доронин, М. Слепнев, Н. Каманин и С. Леваневский стали не просто первыми Героями Советского Союза, они стали по-настоящему народными героями. Тысячи юношей и девушек по их примеру пошли в аэроклубы и на авиапроизводство, чтобы помочь стране покорить такое недоступное небо.


Первые Герои-женщины. Источник: https://www.pnp.ru

Следующими были награждены участники Гражданской войны в Испании. СССР тогда активно помогал республиканцам, и наград были удостоены 60 человек. Среди них появились и первые иностранные воины, сражавшиеся в рядах советских частей, – итальянец Примо Джибелли и болгарин Волкан Горанов.

Происходили конфликты и на восточных границах СССР. Японские милитаристы испытывали мощь нашей страны и пробовали на вкус советский штык на озере Хасан и реке Халхин-Гол. В результате этих боев японцы потерпели поражение, а количество Героев СССР возросло уже на 70 человек, появились и первые дважды Герои. Однако, несмотря на это, всё еще не появилась такая знакомая нам всем Золотая Звезда.

Рождение Звезды

1 августа, буквально за месяц до начала вооруженной японской провокации на реке Халхин-Гол в сентябре 1939 года, указом Президиума Верховного Совета СССР был введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза – медаль «Золотая Звезда». Постановлением от 16 августа 1939 года утверждался её внешний вид. Первые награждения новыми медалями были произведены после окончания конфликта с японцами на реке Халхин-Гол. Затем 421 военнослужащий Красной Армии получил Звезду за отличие в ходе Советско-финской войны.


Орден Ленина и Звезда Героя Советского Союза. Источник: https://www.pinterest.ru

Медаль представляет собой золотую пятиконечную звезду с гладкими двухгранными лучами на лицевой стороне. Золотая звезда с помощью ушка и кольца соединяется с позолоченной прямоугольной пластинкой, которая обтянута красной муаровой лентой. Пластинка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления к одежде. На оборотной стороне медали имеется надпись «Герой СССР». Все те герои, которые получили свои почетные звания раньше, чем была введена звезда, получили её, а те, у кого не было ордена Ленина, получили и его. С этого момента в нашей стране появилась устойчивая и неизменная традиция почетного вручения самой высокой награды. Звезда могла вручаться несколько раз, но орден Ленина выдавался только при первом награждении. При последующих награждениях номера на обратной стороне медали шли не подряд, а соответствовали порядковым номерам выпускаемых звезд. При повторном награждении на родине героя устанавливался бронзовый бюст. А с 1967 года правительство СССР установило особые льготы в повседневной жизни для награжденных. Конечно, большинство награждений приходится на период Великой Отечественной войны.

Герои Отечества


Герои-победители. Источник: https://pinterest.com

К началу Великой Отечественной войны Героями Советского Союза значились 626 человек, среди них были три женщины – Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Пять человек стали Героями дважды. Когда враг напал на нашу родину, весь народ поднялся на её защиту. У всех на устах подвиги таких героев, как Гастелло, Маресьев, Матросов… Лётчики, танкисты, артиллеристы, саперы и моряки – пожалуй, не было ни одного рода войск, который не отличился бы целой плеядой своих героев. Множество гражданских лиц и партизан также были удостоены этой высокой награды. Не зря на период войны приходится 91% всех награждений званием Героя за всю историю награды. Всего в годы войны медаль получили 11 657 человек, из них свыше 3 тысяч – посмертно. Свыше 100 из них были удостоены этого звания дважды, а Георгий Жуков, Иван Кожедуб и Александр Покрышкин — трижды.

Героями стали и 44 человека из союзных нам армий, в том числе 4 французских лётчика полка «Нормандия Неман». Особо отличилась 167 дважды краснознаменная стрелковая дивизия. В её рядах было больше всего награжденных почетным званием героя – 108 человек.


Герои-космонавты. Источник: https://pinterest.com

После победоносного окончания Великой Отечественной войны награждения не прекращались. Особо отличившиеся военные, лётчики, полярники, разведчики и другие наши соотечественники получали звание Героев Советского Союза. Особенно следует выделить героев-космонавтов, которые проложили нашей стране дорогу в космос. Ю. Гагарин, Г. Титов, В. Терешкова и другие фамилии наших космонавтов сейчас знает каждый школьник. Больше всего награждений в послевоенный период приходится на время участия советских войск в боевых действиях в Афганистане, 85 человек получили это почетное звание, из них 28 – посмертно. Всего за время существования СССР было произведено 12 777 награждений почетным званием Героя Советского Союза. Интересно, что четверо Героев Советского Союза стали и героями современной Российской Федерации, – это полярник Артур Чилингаров, космонавты Сергей Крикалев и Валерий Поляков, а также герой-вертолетчик полковник Николай Майданов.


Источник: https://pinterest.com

Последнее награждение было произведено 16 января 1992 года, СССР не существовал официально уже 22 дня. Однако представлен к ней Герой был в самом конце 1991 г. Награду получил военный водолаз капитан 3 ранга Леонид Солодков.

Вместе с распадом Союза была упразднена и награда, однако уже 20 марта 1992 года решением президента России почетное звание стало именоваться «Герой Российской Федерации». Современные герои России достойно продолжают славные традиции своих предков, так же самоотверженно отстаивая свободу и независимость нашей страны.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Первые Герои 8 июля 1941 — История России

8 июля 1941 г. – первое в годы Великой Отечественной войны присвоение званий Герой Советского Союза.

В Великую Отечественную войну звания Герой Советского Союза первыми были удостоены летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков М.П., Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т., отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника, рвавшимися к Ленинграду. В конце июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ю-88 таранные удары. Звание Героя Советского Союза было присвоено им Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года.

29 июня 1941 г. М.П. Жуков очередью поджег немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Но добить вражеский самолет наш летчик не смог – кончились патроны. Тогда Жуков решил пойти на таран и пикированием загнал немецкий бомбардировщик в Псковское озеро. Это был его третий боевой вылет, в котором ему удалось остаться в живых. Жуков погиб в 1943 г. в начале прорыва блокады Ленинграда, вступив в бой с 9 немецкими истребителями. Всего он совершил 286 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов лично и 5 — в группе. 

28 июня 1941 г. С.И. Здоровцев обнаружил немецкий Ю-88 который возвращался с задания, и атаковал его. Вскоре кончились патроны, а недобитый враг попытался скрыться в облаках. Здоровцев решил таранить. Когда противник оказался совсем рядом, Здоровцев плавно взял ручку управления на себя и лопасти винта начали крошить рули «Юнкерса». Тот камнем пошёл к земле. Вражеский лётчик выбросился с парашютом и на земле был взят в плен нашими пехотинцами… Степан Здоровцев погиб буквально на следующий день после присвоения ему звания Героя, вступив в смертельную схватку с группой вражеских истребителей.

В первый же боевой вылет, 28 июня 1941 г., молодой пилот младший лейтенант П.Т. Харитонов совершил настоящий подвиг. Молодой, еще неопытный летчик совершает сложный таран, который не каждый ас способен выполнить! В этот день, Харитонов вел бой против бомбардировщика Ю-88, машина советского летчика получила повреждения, и пулемет отказал, не позволяя стрелять по противнику. Тогда Петр Харитонов, пошел на таран противника, отрубив руль высоты вражескому самолету. Сам летчик благополучно приземлился. Он пережил войну и после нее жил в Донецке.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о