Феллини федерико и джульетта мазина история любви – История любви: Федерико Феллини и Джульетта Мазина | Блогер Karine на сайте SPLETNIK.RU 10 декабря 2009

История любви Федерико Феллини и Джульетты Мазины

23 марта умерла знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина. В 1943 году она стала женой и верным соратником великого режиссера Федерико Феллини. Когда Феллини тяжело заболел, Мазина тоже слегла. Они готовились отметить полвека своего супружества и творческого союза. Торжество намечалось на 30 октября 1993 года, но Феллини был уже тяжело болен и скончался 31-го. Мазина пережила его всего на четыре месяца. Все это время она угасала, почти не разговаривала… Мария Молчанова вспоминает историю любви гениального режиссера и талантливейшей актрисы.

Когда Италия хоронила Федерико Феллини, движение в Риме было остановлено. Все радио- и телестанции прекратили работу. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен. Джульетта Мазина не скрывала слез. Она принимала соболезнования с известной всему миру улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки. Друзья утверждали, что все время после смерти Феллини Джульетта почти не разговаривала, лишь повторяла: «Без Федерико меня нет».

Иллюстрация 1.jpg

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Можно с полной уверенностью сказать, что Федерико без памяти влюбился в Джульетту потому, что она позволяла ему жить по придуманному им же сценарию. Она сразу поняла, что больше всего отвращает Федерико, — так называемая реальная жизнь с ее простыми и убогими проблемами. Итальянский композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта». Все прекрасно знали, что ни Феллини, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки». Они вместе разыграли веселый спектакль жизни, превратили скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами.

Мазина пережила Феллини на 4 месяца


Иллюстрация 2.jpg

Федерико Феллини фотографирует Джульетту Мазину

Джулия Анна Мазина, более известная как Джульетта Мазина, родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке Сан-Джорджо ди Пьяно. Она была старшей из четырех детей в семье учительницы и служащего. Несмотря на то, что с детства Джулию привлекал театр, она выбрала музыкальное образование. Окончив школу, Мазина переезжает в Рим к тете, планирует стать пианисткой. Но позже девушка меняет свое решение и поступает в университет, где изучает современную литературу. Во время учебы Джульетта Мазина не оставляет свое увлечение сценой, и регулярно участвует в различных студенческих постановках пьес Плавта и Гольдони. Однажды на одном из спектаклей молодую актрису замечает театральный режиссер и приглашает ее работать в театр Квирино. Мазина не могла не воспользоваться этой возможностью, но девушку сильно смущал ее северный акцент и, чтобы улучшить свое произношение, Джульетта Мазина устроилась работать на радио, где играла в комедийных скетчах о жизни двух влюбленных «Приключения Чикко и Паллина».

Иллюстрация 3.jpg

Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съемках фильма «Ночи Кабирии»

Феллини и Мазина познакомились в 1943 году. Феллини был старше на три года. Он работал карикатуристом в маленькой газете и пытался всеми способами избежать военной службы в армии Муссолини. Он писал сценарий «Моральдо в городе» для киностудии, которой руководил сын диктатора. Так и не снятый фильм должен был рассказать о любви. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у нее фотографию, потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию — якобы для кинопроб. А уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвел на меня особого впечатления, — рассказывала Джульетта.- Дружелюбный молодой человек — и все». Пообедав дома, Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер и думает, что ее спутник сошел с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе. Когда молодой паре подали счет, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой», — любила повторять Мазина, рассказывая об их первом свидании. О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тети Джулии на виа Лютеция.

Феллини и Мазина жили по придуманному режиссером сценарию


Иллюстрация 4.jpg

Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съемках для журнала Life

Брачная церемония спустя несколько месяцев проходила на лестничном пролете — из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рискнул появиться. Все было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини. После венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами. Это был свадебный подарок Феллини. Через несколько недель после свадьбы Джульетта упала с лестницы. У нее случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца — Федерико. Но через две недели ребенок умер, и больше детей у них не было.

Иллюстрация 5.jpg

Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 год

Из-за неприметной внешности роли в кино Мазине дали не сразу. Лишь в 1947 году режиссер Альберто Латтуад предложил ей роль в своей картине «Без жалости». Мазина воплотила трагикомический образ простодушной проститутки Марчеллы. В 1948 году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, где Джульетта Мазина получила премию «Серебряная лента» за роль второго плана. За свою следующую роль странствующей актрисы в режиссерском дебюте Феллини «Огни варьете» Мазина вновь удостаивается «Серебряной ленты». «Муза Феллини», «дитя-клоун» и «Чаплин в юбке» — так называла актрису пресса в разных уголках мира. Даже сам Чарли Чаплин написал: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было».

Иллюстрация 6.jpg

Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни

Небольшая роль молодой жены художника в фильме Феллини «Мошенничество» стал предтечей следующего звездного образа Мазины. Вновь она перевоплотилась в проститутку в драме 1957 года «Ночи Кабирии». Но здесь ее героиня уже не была сломленной женщиной, напротив, несмотря на свою сложную судьбу, она не переставала верить в светлое будущее и в то, что однажды встретит свою настоящую любовь. Как сказал Феллини после выхода фильма: «В сущности, я обязан ей всем. И я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная, что за прирожденная замечательная актриса эта маленькая женщина вот такого росточка».

Чаплин: Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было


Иллюстрация 7.jpg


Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год

Друзья вспоминают, что во время работы над фильмами выше всего для Феллини было мнение жены. Если Джульетты не было на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым обычным поводам. Во время съемок фильма «Сатирикон» они серьезно разругались. Мазина перестала приходить на съемки. Феллини бесился и отказывался снимать. Она появилась на площадке в день, когда снимался самый сложный эпизод — гибель города Инсулы Феличе. Атмосфера была накалена до предела. Джульетта поздоровалась, села в угол и достала из сумочки вязание. С третьей попытки Инсула наконец поддалась, и съемочная площадка превратилась в ураган из камней и пыли. Испуганные лошади едва не сломали камеры. После того как Феллини крикнул: «Стоп!», Джульетта спокойно опустила глаза и принялась за вязание.

Иллюстрация 8.jpg

Кадр из фильма «Сатирикон»

Феллини был поистине эксцентричным человеком: мог ворваться за кулисы и упасть на колени перед никому не известным Никитой Михалковым, поставившим в римском театре «Механическое пианино». Мог снять для пресс-конференции зал в самом роскошном отеле Hassler, ведь там останавливались Чаплин и Одри Хепберн. Он заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье. Его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Феллини предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком или, по крайней мере, с его популярностью жили в пригородах. Джульетта была вынуждена экономить, сопровождала Федерико на съемках, оплачивая билеты и гостиницы из своего кошелька, и проводила лето на родине мужа в Римини, а не в загородном доме, на который они так и не накопили.

Иллюстрация 9.jpg

Феллини и Мазина после вручения премии «Оскар»

Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Федерико. После вручения он оглядел из-под очков зал и крикнул ей, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!» Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина. История любви | Персона | Культура

Легендарный Федерико Феллини родился 20 января 1920 года и стал одним из наиболее влиятельных режиссёров мирового кинематографа.

***

Пятьдесят лет и один день — столько продлился брак Федерико Феллини и его верной супруги, актрисы Джульетты Мазины. Вместе они творили историю мирового кинематографа, существуя в уютном мире грёз и фантазий. В день рождения великого итальянского режиссёра АиФ.ru вспоминает о той, что навеки стала его второй половиной.

Сила притяжения

В 1943 году скромная девочка по имени Джулия Анна училась в Римском университете на филолога, а в свободное время играла в студенческом театре. Она не мечтала стать звездой киноэкрана, но добросовестно подходила к каждому делу, которое ей поручали. Нужно избавиться от северо-итальянского акцента? Помочь в этом могла работа на радио, за которую она охотно взялась. Озвучивать остроумные радиопостановки серии «Чикко и Паллина» было интересно. Сценарии для них присылал загадочный автор, который подписывался именем «Федерико». Вскоре сценаристу предложили перенести историю на экран — так впервые встретились актриса и режиссёр, которым было суждено быть вместе до конца жизни.

Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 год

Они поженились спустя две недели после знакомства — большой сюрприз для родителей невесты, которые тщетно надеялись на её благоразумие. Церемонию венчания пришлось отложить, чтобы жениха ненароком не забрали на фронт прямо из собора. Только через полгода все приличия были соблюдены: Федерико Феллини и Джулия Анна Мазина стали мужем и женой перед Богом и людьми.

В браке девушка получила новое имя — Джульетта. Так хотел Феллини, великий мечтатель, знавший толк в красоте. Самые невероятные истории в его исполнении были для неё неоспоримой истиной. Джульетта сразу поняла, что Феллини живёт в собственном мире фантазий — и приняла его правила игры. Со стороны казалось, что влюблённые разыгрывают спектакли один за другим, не разделяя вымысел и реальность. Композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта?..» Все гости отлично знали, что супруги не бывали в Австралии, но Мазина только улыбнулась супругу: «Да, милый, там были чудесные артишоки».

Федерико Феллини Федерико Феллини. Фото: wikipedia.org/ Walter Albertin

Фильмы вместо детей

Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала о своей беременности, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. Через два года у пары родился сын Пьетро Федерико, который не прожил и двух недель… Джульетта была убита горем, вердикт врачей постановил, что она никогда больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но услышал отказ. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что связь действительно прочна», — скажет впоследствии Федерико Феллини, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.

Марчелло Мастроянни. Спорить с этим утверждением сложно. Джульетта Мазина была полноправным партнёром своего великого мужа. Она устраивала нужные встречи, выстаивала отношения с важными людьми, ведь у Феллини такого таланта не наблюдалось. В 1945 году Джульетта подружилась с режиссёром Роберто Росселини, который и дал Феллини «путёвку в жизнь». Восхищённый деликатной атакой Джульетты, Росселини пригласил её супруга поработать сначала ассистентом, а затем доверил ему кресло второго режиссёра в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа мэтра «Огни варьете» тоже увидела свет благодаря деятельной натуре Джульетты Мазины. Она убедила мужа взяться за работу, а средства помог найти Росселини.

Ещё одна заслуга Мазины — фильм «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала мужу обратить внимание на актёра Марчелло Мастроянни, с которым когда-то играла в студенческом театре. Выбор был сделан в его пользу, и лента, вышедшая на экраны в 1960 году, стала одним из главных шедевров мирового кино.

Марчелло Мастроянни. Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год

«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так супругу называл Феллини. Актрисе прочили великую карьеру, но она никогда не претендовала на личную славу и предпочитала сниматься в картинах мужа. Критики говорили, что Мазина привносит в его работы невинность, чистоту и невероятную женственность. Благодаря главной роли в картине «Ночи Кабирии», снятой Феллини, Джульетта Мазина вознеслась на звёздный олимп послевоенной Италии, получив награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1957 году.

Со временем к режиссёру пришло признание, но не богатство. Феллини был ужасно расточителен, он позволял себе заказывать сотни своих любимых алых шарфов и останавливаться в самых дорогих номерах. Следить за бюджетом приходилось Джульетте. У неё не было ни дорогих автомобилей, ни сказочных вилл, ни мехов, ни бриллиантов — только фильмы, которые она называла самым дорогим подарком от супруга.

Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

«Джульетта, теперь ты можешь плакать!»

«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что всё могло бы сложиться как-то иначе, — говорил режиссёр. — Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда».

В 1993 году на церемонии вручения премии «Оскар» Феллини вручали почётную награду за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил Федерико, заметив слёзы радости и гордости на её лице. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, завещав похоронить её с фотографией мужа в руках.

Вместе они покоятся на главном кладбище в Римини, родном городе режиссёра. Надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»

Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать.

© Кадр из фильма «Огни варьете», 1950 год

Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать.

Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса.

© Кадр из фильма «Дорога», 1954 год

Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса.

Драма «Ночи Кабирии», рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса»

© Кадр из фильма «Ночи Кабирии», 1957 год

Драма «Ночи Кабирии», рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса»

Картина «Сладкая жизнь» признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты.

© Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1959 год

Картина «Сладкая жизнь» признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты.

Картина «8 с половиной», главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссёра. Эта картина получила две премии «Оскар» в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля.

© Кадр из фильма «8 с половиной», 1963 год

Картина «8 с половиной», главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссёра. Эта картина получила две премии «Оскар» в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля.

Идею фильма «Джульетта и духи» Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился «вернуть женщине её подлинную независимость». Картина получила «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм.

© Кадр из фильма «Джульетта и духи», 1965 год

Идею фильма «Джульетта и духи» Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился «вернуть женщине её подлинную независимость». Картина получила «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм.

Картина «Амаркорд» считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США «Амаркорд» получил «Оскар» и премию Национального совета кинокритиков США.

© Кадр из фильма «Амаркорд», 1973 год

Картина «Амаркорд» считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США «Амаркорд» получил «Оскар» и премию Национального совета кинокритиков США.

В 1978 году за 16 дней Федерико Феллини в псевдодокументальной манере снял драму «Репетиция оркестра» - лента была выполнена в виде интервью с участниками симфонического оркестра. Лента построена на контрасте слов персонажей и их поступков.

© Кадр из фильма «Репетиция оркестра», 1978 год

В 1978 году за 16 дней Федерико Феллини в псевдодокументальной манере снял драму «Репетиция оркестра» — лента была выполнена в виде интервью с участниками симфонического оркестра. Лента построена на контрасте слов персонажей и их поступков.

В 1985 году Феллини снял романтичную комедию «Джинджер и Фред», главные роли в котором исполнили Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Фильм был очень тепло принят в Италии, где собрал множество премий, включая четыре награды «Давид ди Донателло» и четыре премии  Итальянского национального синдиката киножурналистов («Серебряная лента»)

© Кадр из фильма «Джинджер и Фред», 1985 год

В 1985 году Феллини снял романтичную комедию «Джинджер и Фред», главные роли в котором исполнили Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Фильм был очень тепло принят в Италии, где собрал множество премий, включая четыре награды «Давид ди Донателло» и четыре премии Итальянского национального синдиката киножурналистов («Серебряная лента»)

История любви: Федерико Феллини и Джульетта Мазина | Блогер Karine на сайте SPLETNIK.RU 10 декабря 2009

Когда Италия хоронила Федерико Феллини, движение в Риме было остановлено. Все радио- и телестанции прекратили работу. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен. Федерико Феллини Джульетта Мазина не скрывала слез. Она принимала соболезнования с беззащитной, известной всему миру улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки. Джульетта Мазина Через пять месяцев она проделает тот же путь — от госпиталя Рима до кладбища в Римини… Друзья утверждали, что все время после смерти Феллини Джульетта почти не разговаривала, лишь повторяла: «Без Федерико меня нет». Федерико и Джульетта Бомба взорвалась через год. «Я была последней любимой женщиной Федерико Феллини, и его жена, Джульетта Мазина, знала об этом»,- заявила на презентации автобиографического романа «Виды любви» голландская писательница Розита Стенбек. Сюжет книги прост: молодая девица описывает римскую dolce vita. Причем сопровождают ее во всех приключениях писатель Эдуарде (прототип — драматург Альберто Моравиа) и известный режиссер Марчелло Леони (соответственно — Федерико Феллини). В описаниях римских оргий Розита не стеснялась: однажды Эдуарде, Марчелло и Розита устраивают «вечеринку на троих», и мужчины по очереди проходятся плеткой по гениталиям героини. Кроме того, Розита утверждала, что Феллини был бисексуалом. Некоторую убедительность скандальной книжке придавало то, что Розита действительно была знакома с Феллини и Мазиной. И даже сыграла эпизодическую роль в фильме «Джинджер и Фред». Итальянцы восприняли откровения Стенбек как оскорбление национальной святыни. Феллини и Мазина еще при жизни вошли в пантеон богов — о них говорили с придыханием и восхищением. Вот и теперь Италию интересовала не сексуальная ориентация Феллини и не способы его сексуального самовыражения. О Стенбек забыли почти сразу же после выхода книги. Но нация хотела знать: любили ли их боги друг друга? Или союз Феллини и Мазины был всего лишь пошлой сделкой двух карьеристов? В истории своих родителей Феллини больше всего любил миф об их любви. Во время первой мировой рядовой Урбано Феллини влюбился в Риме в девушку из богатого семейства и предложил ей руку и сердце. Родители были против свадьбы, и влюбленные, тайно повенчавшись, уехали на родину Урбано. (Занятно, но у родителей Мазины была своя романтическая история. Отец, Жетано, был превосходным виолончелистом. Но чтобы жениться на любимой девушке, он сменил восторги творчества на скучную должность кассира фабрики минеральных удобрений.) Джульетта Мазина Единственное, что Феллини не нравилось в семейном мифе и о чем он часто говорил, так это его банальное продолжение: дети, деньги, бедный быт. Он твердо знал: то, что мы называем жестокой реальностью — не что иное, как обманный маневр, убогие декорации, за которыми прячется жизнь, чтобы на ее праздник, на этот ярмарочный балаган с фейерверками, ряжеными, феями, небылицами и сладко-безумной музыкой попали только достойные и посвященные. Федерико Феллини Он и маленьким постоянно сочинял про себя небылицы. Врал, что прочел всего три книги (родные утверждали, что он читал в детстве запоем). Говорил, что никогда не играл в футбол. Плохо учился (был одним из самых прилежных учеников в классе). С удовольствием рассказывал о выдуманных мучениях (холодные кельи, где провинившихся ставили голыми коленями на зерна кукурузы или гороха) , которым подвергался во время учебы в католическом колледже Фано. Само собой разумеется, однокашники Феллини говорят, что этого не было и в помине. Главным врагом маленького Федерико был дядя — тот быстро сообразил, что мальчик самозабвенно врет и притворяется. Можно с полной уверенностью сказать, что Федерико без памяти влюбился в Джульетту потому, что она позволяла ему жить по им же придуманному сценарию. Она сразу поняла, что больше всего отвращает Федерико,- так называемая реальная жизнь с ее простыми и убогими проблемами. Сторонним наблюдателям порой трудно было понять, где в их отношениях кончалась реальность и начиналась игра. Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта»… Все прекрасно знали, что ни Федерико, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки». Они вместе разыграли веселый спектакль жизни, превратили скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами. Джульетта Мазина Они познакомились на радио в 1943 году. Восемнадцатилетняя Джульетта уже была популярной радиоведущей прямого эфира и играла за один сезон в пяти римских театрах. Феллини был старше Джульетты на три года. Он работал карикатуристом в маленькой газете и «косил» от армии Муссолини. А еще писал сценарий «Моральдо в городе» для киностудии, которой руководил сын диктатора. Так и не снятый фильм должен был рассказывать о любви. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у нее фотографию. Потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию — якобы для кинопроб… Уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвел на меня особого впечатления,- рассказывала Джульетта.- Дружелюбный молодой человек — и все». Пообедав дома (откуда у бедного карикатуриста деньги?!), Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер и думает, что ее спутник сошел с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе. Когда молодой паре подали счет, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой»,- любила повторять Мазина, рассказывая об их первом свидании. О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тети Джулии на виа Лютеция. Тетя Джулия заслуживает отдельной истории. Она воспитывала Джульетту с четырех лет. Именно тетушка разглядела в ней актерское дарование и ввела в круг римской богемы. Тетя Джулия была так уверена в необыкновенности племянницы, что даже не отдала ее в школу. Школьную программу девочка наверстывала летом с матерью. В доме тети Джулии и поселились Джульетта с Федерико. Обвенчались они только через несколько месяцев. Брачная церемония проходила на лестничном пролете — из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рисковал появляться. Все было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини. После венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами. Это и был свадебный подарок Федерико. И потом Феллини предпочитал делать жене сюрпризы, а не дарить бриллиантовые диадемы. А его лучшими подарками Джульетта назовет две роли в фильмах — «Дорога» и «Ночи Кабирии». «Дорога», 1954 год «Дорога», 1954 год «Ночи Кабирии», 1957 год «Ночи Кабирии», 1957 год Через несколько недель после свадьбы Джульетта упала с лестницы. У нее случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца — Федерико. Но через две недели ребенок умер… Больше детей у них не было. После женитьбы Федерико так и не остепенился. Он бывал на всех богемных вечеринках, сидел по ночам в редакции или монтажной. И Джульетта открыла двери дома всем его друзьям. Иногда этими друзьями оказывались привлекательные женщины. Он рассказывал жене обо всем — и о собственных романах тоже. Друзья Федерико и Мазины вспоминают, что, если маэстро и был в чем-то виноват перед Джульеттой, она узнавала об этом первой — от него самого. Мазина с ее бесовским характером абсолютно подходила Феллини. Она была сказочной хрупкой лукавой феей. И при этом сильной женщиной, абсолютно надежным партнером. Именно Мазина «устроила» Феллини помощником режиссера Роберто Росселлини. Позже он скажет, что Росселлини был всего лишь регулировщиком, который помог ему перейти улицу. «Но разве этого мало?» — ответит Джульетта. Роберто Росселини Джульетта приглашает мэтра Росселлини па воскресные обеды. Они вместе гуляют по Риму. И говорят «о чем угодно, кроме кинематографа». Неудивительно, что, когда Росселлини потребовалось снять вторую часть короткометражного фильма «Человеческий голос», он пригласил Федерико. Так началась карьера великого режиссера. Мазина настояла на том, чтобы Федерико снял свой первый фильм «Огни варьете». Деньги помог найти Росселлини. С тех пор так и повелось — без Джульетты не обходился ни один фильм Феллини. Они обсуждали сценарии еще до того, как Федерико садился их писать. Она ублажала его друзей и коллег, утверждала актеров. Ездила выбирать натуру и сопровождала во всех съемочных экспедициях. Поначалу Феллини хотел снимать только жену. Две главные роли в фильмах «Дорога» и «Ночи Кабирии» вознесли Джульетту на недосягаемую высоту. Ее начали называть великой, сравнивать с Чарли Чаплином, ей вручали «Оскары» и предлагали самые выгодные контракты. Но на все заманчивые предложения Голливуда Мазина неизменно говорила «нет». Друзья вспоминают, что во время работы над фильмами выше всего для Феллини было мнение жены. Если Джульетты не было на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым пустячным поводам. Они часто ссорились. Не как режиссер и актриса, а, скорее, как муж и жена. Феллини обвинял Джульетту в сварливости, она его — в нетерпимости. Как будто речь шла о том, кому вечером мыть посуду. Во время съемок фильма «Сатирикон» они серьезно разругались. Мазина перестала приходить на съемки. Феллини бесился и отказывался снимать. Она появилась на площадке в день, когда снимался самый сложный эпизод — гибель города Инсулы Феличе. Атмосфера была накалена до предела. Джульетта поздоровалась, села в угол и достала из сумочки вязание. С третьей попытки Инсула наконец поддалась, и съемочная площадка превратилась в ураган из камней и пыли. Испуганные лошади едва не смели камеры. После того как Феллини крикнул: «Стоп!», Джульетта спокойно опустила глаза и принялась за вязание. «Сатирикон», 1969 год Мазина так и не стала кинозвездой. Ее профессиональная судьба ограничилась четырьмя большими ролями в фильмах одного режиссера. До обидного мало, если знать, что речь идет о великой актрисе. И невероятно много, если помнить, что речь идет о фильмах Феллини. Джельсомина, Кабирия, Джульетта, Джинджер — это были их общие дети. Их признания в любви, которыми они не уставали обмениваться всю жизнь. В 1963 году главный приз Московского международного кинофестиваля присудили картине Феллини «8 1/2». Но на вручение приза маэстро не явился. Говорят, когда Феллини узнал, что Хрущев уснул на премьере фильма, он уехал с Джульеттой и друзьями на дачу. «8/5″ Феллини мог ворваться за кулисы и упасть на колени перед никому не известным Никитой Михалковым, поставившим в римском театре «Механическое пианино». Мог снять для пресс-конференции зал в самом роскошном отеле Hassler, ведь там останавливались Чаплин и Одри Хепберн. Он заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье. Его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком или, по крайней мере, с его популярностью живут в пригородах. Джульетта улыбалась, экономила, сопровождала Федерико на съемках, оплачивая билеты и гостиницы из своего кошелька, и проводила лето на родине мужа в Римини, а не в загородном доме, на который они так и не накопили. Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Федерико. После вручения он оглядел из-под очков зал и крикнул ей, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!» Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины. Но Джульетта зарыдала еще сильнее. «Нужно быть идиотом,- сказал композитор Нино Рота, когда вся Италия обсуждала откровения Стенбек,- чтобы столько лет наблюдать мужчину и женщину и не почувствовать фальшь в их отношениях. Им нечего скрывать. Они любили друг друга». Федерико Феллили и Джульетта Мазина

Феллини и его маленькая фея

Истории любви: Феллини и его маленькая фея

Буккер Игорь02.07.2019 в 20:00

Великий режиссер Федерико Феллини и великая актриса Джульетта Мазина прожили в браке пятьдесят лет. Их союз был счастливым, и это несмотря на все испытания: потерю детей, постоянные измены и творческий нрав Феллини. Из этого мира они ушли практически вместе: Джульетта пережила мужа, который умер в 50-летие их свадьбы, всего на пять месяцев.

«Замужество для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала, — признался однажды кинорежиссер Федерико Феллини. — Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня — нет». На самом деле, и Феллини это прекрасно осознавал, Джульетта Мазина не была разочарована их браком. Ну, а в остальном им сказана чистейшая правда.

Профессор музыки Гаэтано Мазина (Gaetano Masina) был одаренным скрипачом, но ради руки прекрасной Анджелы Флавии Паскуалин (Angela Flavia Pasqualin), чтобы ее богатая семья дала согласие на их брак, согласился сменить свою профессию на «более серьезное ремесло». Так всю свою жизнь отец проработал на фабрике по выпуску минеральных удобрений, не забыв рассказать своим четырем отпрыскам, чем он пожертвовал ради любви и семейного счастья. Любовь родителей, которые никогда не ссорились, стала образцом для их детей. Особенно для одной из них. Джулия Анна Мазина (Giulia Anna Masina) родилась 22 февраля 1920 (иногда указывают — 1921) года в небольшом городке провинции Болонья.

Читайте также: Елизавета I и Дадли: любовь с детства

Когда девчушке исполнилось четыре года, ее забрала к себе овдовевшая тетушка Джулия, жившая в Риме. Тетя Джулия рассмотрела в племяннице актерский талант и задалась целью воспитать из нее великую актрису. Девочку не отдали сразу в школу, чтобы ненароком не травмировать ее чувствительную артистическую натуру, поэтому школьную программу Джульетта изучала летом под руководством матери-учительницы. Лишь позднее она стала учиться в школе монахинь-урсулинок. У Джулии Анны почти не было друзей среди сверстников. В круг ее общения входили приятели тетушки — поэты, литераторы, актеры и художники.

Во время учебы в Риме, где Джулия Анна изучала искусствоведение, археологию и философию, она играла в студенческом театре. Вместе с дипломом девушка получила приглашение сразу в пять столичных театров. Для совершенствования своей дикции Мазина начала работать на римском радио. Федерико Феллини в то время рисовал карикатуры и писал юмористические рассказы. Однажды он работал над сценарием и в поисках актеров на роли рассматривал фотокарточки, среди которых ему запомнилась детская улыбка Мазины. Он пригласил девушку в шикарный ресторан, предварительно заняв денег на роскошный обед, но Джулия Анна заказывала только недорогие блюда, полагая, что у ее спутника вряд ли водятся деньги.

Федерико всегда полагал, что эта встреча была предопределена судьбой. При этом Мазина рассказывала, что при первой встрече Федерико не произвел на нее особого впечатления, хотя через несколько недель они стали жить вместе в доме тети Джулии, которая из-за этого поссорилась с родителями Джулии Анны. По просьбе Федерико она изменила свое имя на Джульетту. 30 октября 1943 года пара обвенчалась. Обряд происходил на лестничной площадке дома, где они жили. Федерико уклонялся от призыва в армию и опасался появляться в церкви. На извещении о бракосочетании Федерико нарисовал их будущего малыша, спускающегося с небес.

Читайте также: Поздняя любовь Натальи Гончаровой

Через несколько недель после свадьбы низкорослая Джульетта, неудачно упав со стремянки, потеряла своего первого ребенка. Вторая беременность в 1945 году, несмотря на мучительные роды, закончилась удачно, но болезненный мальчик прожил всего две недели. Больше судьба не предоставила Мазине счастья стать матерью. «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я», — успокаивал безмерно горевавшую жену Феллини. Общая трагедия еще более сплотила их.

В том же году Джульетта подружилась с любимцем всей Италии кинорежиссером Роберто Росселлини (Roberto Rossellini) и добилась своей цели — продвигать талантливого, но лишенного деловой хватки мужа в мир большого кино. Росселини пригласил Феллини сначала на должность ассистента, потом сделал его вторым режиссером, а через три года сам снял фильм по его сценарию. Позже Феллини публично заявлял, что «Росселлини был всего лишь регулировщиком, который помог мне перейти улицу». Но к регулировщику его подвела Мазина.

Не будучи верным супругом, Федерико искренно любил свою Джульетту, ради которой выдерживал настоящие схватки с продюсерами, не горевшими желанием снимать некрасивую, хоть и обаятельную женщину. Дебют Мазины в кино состоялся в 1947 году. В ленте «Без жалости» (Senza pietà) она сыграла роль проститутки Марчеллы — простодушной, с доброй, доверчивой душой. За эту роль она была удостоена «Серебряной ленты». Однако настоящий успех пришел к Мазине спустя семь лет, когда на Венецианском кинофестивале показали фильм Феллини La Strada — «Дорога». Это был их общий успех. За лучшую режиссуру Феллини удостоился на фестивале «Серебряного льва», потом получил «Оскара» в Америке за лучший фильм на иностранном языке. Это произошло впервые в истории вручения этой кинонаграды. За Мазиной, которую критики сравнивали с Гретой Гарбо, закрепилось прозвище «Чаплин в юбке». Сам Чарли Чаплин признался: «Этой актрисой я восхищаюсь больше, чем кем бы то ни было». Именем ее героини Джельсомины (Gelsomina) называли рестораны, конфеты, кукол, модели шляп и пароход.

Следующая лента «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria) вознесла Джульетту Мазину на недосягаемую высоту. Отныне ее имя навсегда будет вписано золотыми буквами в историю кинематографа. И снова этот шедевр сделал Феллини. Мазине предложили заключать контракт с Голливудом сроком на пять лет, но расстаться с мужем на столь долгий срок было выше ее сил. После провала немецкого фильма Das kunstseidene Mädchen (буквально: «Вискозная девушка», в итальянском прокате — La gran vita — «Большая жизнь») Мазина долгое время не снималась. Теперь ее главной ролью была роль заботливой и любящей жены. И это уже не игра.

Читайте также: Истории любви: царь и Лалла Рук

Подобно своему отцу она принесла в жертву свой творческий дар, чтобы полностью посвятить себя семье. Ее Федерико обожал городскую суету и она, любившая природу и мечтавшая жить в деревне, продолжала хозяйничать в их доме, в центре Рима. Летние каникулы Феллини предпочитал проводить в родном Римини и она ехала вместе с ним, хотя тамошний климат был ей противопоказан. Джульетта хлопотала не только по дому, она активно участвовала в обсуждении сценариев, выбирала натуру для съемок, занималась подбором актеров и вела трудные переговоры с продюсерами. Когда гениальный режиссер не желал общаться с нужными людьми, то по его просьбе этим занималась супруга.

Когда вдруг жены не оказывалось рядом, говорят, что Феллини мог даже прекратить работу на съемочной площадке. Без поддержки Мазины зрители могли бы не увидеть многих замечательных фильмов выдающегося мастера. Ему вручали заслуженные награды, а Джульетта сидела в зале и плакала от счастья. «Не плачь, Джульетта!» — кричал ей Феллини, помахивая очередным призом. Феллини называл ее «моей маленькой доброй феей» и утверждал, что она занимает в его жизни место, которое у других занимает религия.

Ходят легенды, что даже папарацци (слово вошло в обиход после выхода на экран в 1960 году черно-белого кинофильма Феллини «Сладкая жизнь» (La dolce vita), где был персонаж — фотограф Paparazzo) настолько уважали Мазину, что не размещали в бульварной прессе снимков, на которых Феллини был запечатлен с другими барышнями.

Читайте также: Иcтории любви: Пастернак и его Лара

Мазина сыграла в 27 картинах, но ее главным достижением по праву считаются четыре роли в фильмах Феллини. В последний раз она снялась у него в ленте «Джинджер и Фред» (Ginger e Fred). Она старалась оберегать мужа от проблем реальной жизни, и когда у нее обнаружили рак, она ни словом не обмолвилась об этом с Федерико. Пока Феллини лежал в больнице своего родного Римини, Мазина легла в римскую клинику, но кто-то проболтался Федерико, что навещал ее там. Он немедленно отправился в столицу. Они находились в соседних палатах и выписались в один день накануне золотого юбилея со дня их свадьбы.

Вечером 30 октября 1993 года супруги пришли из ресторана, где прошло их первое свидание, и у Феллини случился инсульт. Режиссер скончался в день пятидесятилетия со дня их свадьбы, так и не узнав, что его Джульетта смертельно больна. Мазина умерла через пять месяцев.

Супруги по-прежнему неразлучны. Они покоятся в общем склепе на кладбище в Римини. Надгробный памятник, выполненный в форме двух соприкасающихся парусов, установлен по проекту известного миланского скульптора Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro).

Фото превью: kulturologia.ru

Федерико Феллини и Джульетта Мазина. 100 историй великой любви

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Их брак долгие годы был идеалом для всей Италии. А сами они – культовый режиссер Федерико Феллини и его даже в старости похожая на озорную девчонку жена – прожили душа в душу ровно пятьдесят лет и один день.

Федерико Феллини

В их семьях – и у Федерико, и у Джулии – также были свои романтические истории. Отец Федерико, Урбано, солдат, во время Первой мировой полюбил девушку из богатой семьи. Та ответила взаимностью, но родители, как водится, были против. Однако влюбленных это не остановило – тайно повенчавшись, они сбежали на родину Урбано Феллини, а от их брака и родился великий режиссер.

В семье Мазины также была похожая история, но там, чтобы жениться на любимой, юноша бросил игру на виолончели и стал кассиром на фабрике. Искусство не всегда кормит своих приверженцев, но брак Федерико Феллини и Джульетты Мазины оказался удачным не только с сердечной, но и с коммерческой стороны.

С самого детства Федерико обожал розыгрыши, представления и мистификации. Так, например, он всю жизнь утверждал, что прочел всего три книги и учился из рук вон плохо. На самом деле он всегда читал запоем и был одним из самых успешных учеников школы. Также мальчуган обожал выдумывать истории и шить театральные костюмы для кукол – словом, был натурой артистической, которой на роду была написана прямая дорога в искусство.

Джулия Анна Мазина, которая была младше Федерико на год, также с ранних лет бредила театром и музыкой. Миловидная воспитанница монастыря урсулинок весьма прилично играла на фортепиано и мечтала о карьере пианистки, однако почему-то решила поступать на филологический факультет Римского университета. Однако если твоя душа рвется к театру – ты найдешь его везде. Джулия с упоением окунулась в мир студенческих подмостков и не заметила, как перешла в профессиональный театр Каверино.

Они встретились на радио: Джулия вела радиопередачи, Федерико писал к ним сценарии. Джулия – впоследствии Джульетта, именно так предпочитал называть ее Федерико – сразу же почувствовала в новом знакомом родственную душу. Федерико же полюбил ее так самозабвенно, как и выстраивал свои удивительные фильмы-фантазии. Они поженились в 1943 году и больше не расставались.

Феллини, несомненно, нашел ту единственную, с которой ему было весело творить не только в кино. Вдвоем они превращали в феерию ту скучную повседневную жизнь, которую определяли те же составляющие, что и у остальных: быт, дети, родственники, служебная субординация… Их жизнь с Джульеттой стала веселой фантасмагорией, непрекращающимся фейерверком, праздником театра, декорацией, за которой и пряталась вся будничная рутина.

Они сами творили сказку и сами же в ней жили. Странные совпадения начались с самого момента их знакомства, однако Джульетту и Федерико это ничуть не удивило! Накануне их первой встречи на радио Феллини написал забавный сценарий, в котором герой Чико знакомится со своей будущей женой Полиной и просит у нее фотографию. Федерико увидел Джулию – и… попросил у нее фото, якобы для кинопроб.

Словом, Полиной и Чико стали они сами. Далее и по сценарию, и в жизни было свидание в ресторане – и оно также состоялось! Правда, Джульетта как следует пообедала дома, потому как Федерико не произвел на нее впечатления состоятельного человека. Феллини действительно был одним из тех молодых людей, которые подрабатывали на жизнь где придется: кроме сценариев на радио Федерико рисовал карикатуры в газеты и пока только пытался пробиться в кино.

Ресторан был роскошный, и девушка с ужасом думала, что пригласившему ее молодому человеку вряд ли по карману даже выпить чашечку кофе в этом заведении. Однако в конце обеда… Феллини вынул из кармана впечатляющую пачку банкнот! Позже Джульетта, со смехом рассказывая об этом их первом свидании, будет прибавлять, что таких денег в руках у Федерико она больше не увидит никогда. И это тоже было частью игры, в которую она включилась с самого начала их знакомства или постоянного представления – называйте это как хотите. Но если Федерико в компании вдруг говорил: «А помнишь, когда мы были в Австралии…» – Джульетта тут же включалась и продолжала: «Да-да, конечно помню! В отеле нам подавали удивительно вкусные артишоки!» – и это учитывая то, что в Австралии они не бывали никогда!

Сразу после помолвки Федерико без обиняков переехал к Джульетте – в дом ее тетки, воспитывавшей Джулию с четырех лет. Именно тетушка первой разглядела в девочке актерский талант, и поэтому… не отдала ее в школу, решив, что актрисе математика с химией не пригодятся никогда. Она обучала девочку дома и только тому, что сама считала важным для ее образования! Поэтому во время летних каникул Джулии приходилось буквально бегом наверстывать все пропущенное, чтобы сдать экстерном экзамены по всем предметам и получить школьный аттестат. Словом, семейная жизнь в такой компании обещала быть веселой!

Тетушка Джулии вела богемный образ жизни и потому не удивилась, когда брачная церемония ее любимой племянницы состоялась… на лестничном пролете их дома! Федерико уклонялся от призыва в армию Муссолини, артистически симулируя различные неизлечимые болезни, поэтому из соображений безопасности свадьбу из собора пришлось перенести в подъезд. Однако ни жениха, ни невесту, ни их гостей это не смущало. Друзья пропели молодоженам «Аве Мария» – и те, держась за руки, побежали… в кинотеатр! Там Джульетту ждал еще один сюрприз – как только они с Федерико вошли в зал, конферансье тут же попросил зрителей встать и поприветствовать новобрачных. Это было поразительно – и оказалось свадебным подарком ее новоиспеченного мужа!

Потом он начал снимать ее в своих кинолентах, и роли, которые прославили ее на весь мир, также были своеобразными подарками от любимого. «Дорога», «Ночи Кабирии» – эти фильмы вошли в классику кинематографа. «Дорога» собрала просто потрясающее количество наград – более пятидесяти! – в том числе и «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, и американского «Оскара», присужденного за лучший иностранный фильм. Кроме признания критиками, лента имела и коммерческий успех, что, согласитесь, совпадает редко, и чета Феллини смогла переселиться в собственную квартиру.

Их дом был открыт для римской богемы. Джульетта с радостью приветствовала друзей мужа, среди которых было немало… весьма привлекательных женщин, если не сказать ослепительных красавиц. Однако для мужа она оставалась той единственной, ради которой стоило и жить, и снимать. Жена в главной роли присутствует во многих его картинах, кроме того, он снимает фильм о… самой Джульетте, и он так и называется – «Джульетта и ду?хи».

В их семейной жизни явно не хватало детей: забеременев сразу после свадьбы, Джульетта поскользнулась на лестнице, и у нее случился выкидыш. Потом была еще одна беременность, но новорожденный умер почти сразу после родов, и больше им с Федерико не удавалось зачать. Однако они были детьми друг для друга – так трогательны, чисты и удивительно непосредственны были их семейные отношения. И в них, как ни странно, вписывались романы Феллини с другими женщинами, причем Джульетта узнавала о них первой – от самого Федерико! Впрочем, бывали ли у него эти романы на самом деле или они также были плодом его буйной фантазии?

Если жена не снималась в его новом фильме, то она обязательно присутствовала на съемочной площадке – без Джульетты за спиной Феллини было не по себе. Она была его амулетом, его добрым духом, его личным маленьким бесенком с лукавыми глазами. И, хотя ее уже настигла мировая слава и предложения сниматься сыпались буквально градом, она неизменно их отвергала – потому что Феллини требовал ее присутствия рядом, на его собственных съемках.

Джульетта всегда находила время прочесть сценарий и обсудить его с мужем темпераментно и по-итальянски, частенько сопровождая замечания парой разбитых тарелок. Но потом они неизменно мирились, со смехом и объятиями, потому что не могли прожить врозь больше десяти минут кряду. Только раз они действительно серьезно поссорились, и во время съемок фильма «Сатирикон Феллини» жена перестала приходить к нему на площадку. Феллини бесился, у него ничего не получалось так, как он задумал, и все буквально валилось из рук. Первый шаг к примирению сделала Джульетта – пришла и села в уголке с вязаньем в руках. И дело сразу же пошло на лад!

Для четы Феллини не существовало запретов, ограничений и прочих условностей. Когда за новый шедевр – «Восемь с половиной» – в 1963 году ему присудили главный приз Московского кинофестиваля, маэстро не удосужился его получить. И все потому, что глава страны, почтившей его талант, Никита Хрущов… уснул на показе фильма! Зато, презрев далекого от искусства Хрущова, маэстро упал на колени перед почти не известным тогда другим Никитой – Михалковым, поставившим в Риме потрясший Феллини спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино».

У Джульетты Мазины, актрисы с мировым именем, не было ни меховых манто, ни украшений с бриллиантами, потому что ее экстравагантный муж мог одним махом спустить деньги. Зато у нее была любовь, а это дорогого стоило! Жила чета Феллини-Мазина также там, где было удобно Федерико, – в центре Рима, хотя дешевле и здоровее было бы поселиться где-нибудь в зеленом пригороде. Но Джульетте было хорошо там, где муж: она жила его творчеством и радовалась его радостью. Когда Феллини получал своего последнего, пятого «Оскара», она не смогла сдержать слез. Федерико крикнул прямо со сцены: «Перестань плакать, Джульетта!» – и все камеры сняли ее счастливое, залитое слезами лицо…

Федерико умер на следующий день после пятидесятилетия их совместной жизни, и провожать его в последний путь вышла вся столица. Но впечатление было такое, что Феллини провожает вся Италия! Все движение в Риме было остановлено, а многотысячная толпа шла и ехала за траурным кортежем по дорогам страны, которую он прославил, – от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в городке Римини.

Джульетта пережила мужа всего на пять месяцев. Она не выходила из дома, почти не разговаривала и все время повторяла: «Без Федерико меня нет…» Похоронили Джульетту Мазину с фотографией мужа в руках – так, как она хотела. Они были единым целым при жизни и вскоре соединились там, где нет ни печали, ни тлена и царит только любовь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Великие истории любви 11 июля 2018, в 13:21

Их брак долгие годы был идеалом для всей Италии. А сами они – культовый режиссер Федерико Феллини и его даже в старости похожая на озорную девчонку жена – прожили душа в душу ровно пятьдесят лет и один день.

Федерико Феллини

В их семьях – и у Федерико, и у Джулии – также были свои романтические истории. Отец Федерико, Урбано, солдат, во время Первой мировой полюбил девушку из богатой семьи. Та ответила взаимностью, но родители, как водится, были против. Однако влюбленных это не остановило – тайно повенчавшись, они сбежали на родину Урбано Феллини, а от их брака и родился великий режиссер.

В семье Мазины также была похожая история, но там, чтобы жениться на любимой, юноша бросил игру на виолончели и стал кассиром на фабрике. Искусство не всегда кормит своих приверженцев, но брак Федерико Феллини и Джульетты Мазины оказался удачным не только с сердечной, но и с коммерческой стороны.

С самого детства Федерико обожал розыгрыши, представления и мистификации. Так, например, он всю жизнь утверждал, что прочел всего три книги и учился из рук вон плохо. На самом деле он всегда читал запоем и был одним из самых успешных учеников школы. Также мальчуган обожал выдумывать истории и шить театральные костюмы для кукол – словом, был натурой артистической, которой на роду была написана прямая дорога в искусство.

Джулия Анна Мазина, которая была младше Федерико на год, также с ранних лет бредила театром и музыкой. Миловидная воспитанница монастыря урсулинок весьма прилично играла на фортепиано и мечтала о карьере пианистки, однако почему-то решила поступать на филологический факультет Римского университета. Однако если твоя душа рвется к театру – ты найдешь его везде. Джулия с упоением окунулась в мир студенческих подмостков и не заметила, как перешла в профессиональный театр Каверино.

Они встретились на радио: Джулия вела радиопередачи, Федерико писал к ним сценарии. Джулия – впоследствии Джульетта, именно так предпочитал называть ее Федерико – сразу же почувствовала в новом знакомом родственную душу. Федерико же полюбил ее так самозабвенно, как и выстраивал свои удивительные фильмы-фантазии. Они поженились в 1943 году и больше не расставались.

Феллини, несомненно, нашел ту единственную, с которой ему было весело творить не только в кино. Вдвоем они превращали в феерию ту скучную повседневную жизнь, которую определяли те же составляющие, что и у остальных: быт, дети, родственники, служебная субординация… Их жизнь с Джульеттой стала веселой фантасмагорией, непрекращающимся фейерверком, праздником театра, декорацией, за которой и пряталась вся будничная рутина.

Они сами творили сказку и сами же в ней жили. Странные совпадения начались с самого момента их знакомства, однако Джульетту и Федерико это ничуть не удивило! Накануне их первой встречи на радио Феллини написал забавный сценарий, в котором герой Чико знакомится со своей будущей женой Полиной и просит у нее фотографию. Федерико увидел Джулию – и… попросил у нее фото, якобы для кинопроб.

Словом, Полиной и Чико стали они сами. Далее и по сценарию, и в жизни было свидание в ресторане – и оно также состоялось! Правда, Джульетта как следует пообедала дома, потому как Федерико не произвел на нее впечатления состоятельного человека. Феллини действительно был одним из тех молодых людей, которые подрабатывали на жизнь где придется: кроме сценариев на радио Федерико рисовал карикатуры в газеты и пока только пытался пробиться в кино.

Ресторан был роскошный, и девушка с ужасом думала, что пригласившему ее молодому человеку вряд ли по карману даже выпить чашечку кофе в этом заведении. Однако в конце обеда… Феллини вынул из кармана впечатляющую пачку банкнот! Позже Джульетта, со смехом рассказывая об этом их первом свидании, будет прибавлять, что таких денег в руках у Федерико она больше не увидит никогда. И это тоже было частью игры, в которую она включилась с самого начала их знакомства или постоянного представления – называйте это как хотите. Но если Федерико в компании вдруг говорил: «А помнишь, когда мы были в Австралии…» – Джульетта тут же включалась и продолжала: «Да-да, конечно помню! В отеле нам подавали удивительно вкусные артишоки!» – и это учитывая то, что в Австралии они не бывали никогда!

Сразу после помолвки Федерико без обиняков переехал к Джульетте – в дом ее тетки, воспитывавшей Джулию с четырех лет. Именно тетушка первой разглядела в девочке актерский талант, и поэтому… не отдала ее в школу, решив, что актрисе математика с химией не пригодятся никогда. Она обучала девочку дома и только тому, что сама считала важным для ее образования! Поэтому во время летних каникул Джулии приходилось буквально бегом наверстывать все пропущенное, чтобы сдать экстерном экзамены по всем предметам и получить школьный аттестат. Словом, семейная жизнь в такой компании обещала быть веселой!

Тетушка Джулии вела богемный образ жизни и потому не удивилась, когда брачная церемония ее любимой племянницы состоялась… на лестничном пролете их дома! Федерико уклонялся от призыва в армию Муссолини, артистически симулируя различные неизлечимые болезни, поэтому из соображений безопасности свадьбу из собора пришлось перенести в подъезд. Однако ни жениха, ни невесту, ни их гостей это не смущало. Друзья пропели молодоженам «Аве Мария» – и те, держась за руки, побежали… в кинотеатр! Там Джульетту ждал еще один сюрприз – как только они с Федерико вошли в зал, конферансье тут же попросил зрителей встать и поприветствовать новобрачных. Это было поразительно – и оказалось свадебным подарком ее новоиспеченного мужа!

Потом он начал снимать ее в своих кинолентах, и роли, которые прославили ее на весь мир, также были своеобразными подарками от любимого. «Дорога», «Ночи Кабирии» – эти фильмы вошли в классику кинематографа. «Дорога» собрала просто потрясающее количество наград – более пятидесяти! – в том числе и «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, и американского «Оскара», присужденного за лучший иностранный фильм. Кроме признания критиками, лента имела и коммерческий успех, что, согласитесь, совпадает редко, и чета Феллини смогла переселиться в собственную квартиру.

Их дом был открыт для римской богемы. Джульетта с радостью приветствовала друзей мужа, среди которых было немало… весьма привлекательных женщин, если не сказать ослепительных красавиц. Однако для мужа она оставалась той единственной, ради которой стоило и жить, и снимать. Жена в главной роли присутствует во многих его картинах, кроме того, он снимает фильм о… самой Джульетте, и он так и называется – «Джульетта и ду́хи».

В их семейной жизни явно не хватало детей: забеременев сразу после свадьбы, Джульетта поскользнулась на лестнице, и у нее случился выкидыш. Потом была еще одна беременность, но новорожденный умер почти сразу после родов, и больше им с Федерико не удавалось зачать. Однако они были детьми друг для друга – так трогательны, чисты и удивительно непосредственны были их семейные отношения. И в них, как ни странно, вписывались романы Феллини с другими женщинами, причем Джульетта узнавала о них первой – от самого Федерико! Впрочем, бывали ли у него эти романы на самом деле или они также были плодом его буйной фантазии?

Если жена не снималась в его новом фильме, то она обязательно присутствовала на съемочной площадке – без Джульетты за спиной Феллини было не по себе. Она была его амулетом, его добрым духом, его личным маленьким бесенком с лукавыми глазами. И, хотя ее уже настигла мировая слава и предложения сниматься сыпались буквально градом, она неизменно их отвергала – потому что Феллини требовал ее присутствия рядом, на его собственных съемках.

Джульетта всегда находила время прочесть сценарий и обсудить его с мужем темпераментно и по-итальянски, частенько сопровождая замечания парой разбитых тарелок. Но потом они неизменно мирились, со смехом и объятиями, потому что не могли прожить врозь больше десяти минут кряду. Только раз они действительно серьезно поссорились, и во время съемок фильма «Сатирикон Феллини» жена перестала приходить к нему на площадку. Феллини бесился, у него ничего не получалось так, как он задумал, и все буквально валилось из рук. Первый шаг к примирению сделала Джульетта – пришла и села в уголке с вязаньем в руках. И дело сразу же пошло на лад!

Для четы Феллини не существовало запретов, ограничений и прочих условностей. Когда за новый шедевр – «Восемь с половиной» – в 1963 году ему присудили главный приз Московского кинофестиваля, маэстро не удосужился его получить. И все потому, что глава страны, почтившей его талант, Никита Хрущов… уснул на показе фильма! Зато, презрев далекого от искусства Хрущова, маэстро упал на колени перед почти не известным тогда другим Никитой – Михалковым, поставившим в Риме потрясший Феллини спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино».

У Джульетты Мазины, актрисы с мировым именем, не было ни меховых манто, ни украшений с бриллиантами, потому что ее экстравагантный муж мог одним махом спустить деньги. Зато у нее была любовь, а это дорогого стоило! Жила чета Феллини-Мазина также там, где было удобно Федерико, – в центре Рима, хотя дешевле и здоровее было бы поселиться где-нибудь в зеленом пригороде. Но Джульетте было хорошо там, где муж: она жила его творчеством и радовалась его радостью. Когда Феллини получал своего последнего, пятого «Оскара», она не смогла сдержать слез. Федерико крикнул прямо со сцены: «Перестань плакать, Джульетта!» – и все камеры сняли ее счастливое, залитое слезами лицо…

Федерико умер на следующий день после пятидесятилетия их совместной жизни, и провожать его в последний путь вышла вся столица. Но впечатление было такое, что Феллини провожает вся Италия! Все движение в Риме было остановлено, а многотысячная толпа шла и ехала за траурным кортежем по дорогам страны, которую он прославил, – от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в городке Римини.

Джульетта пережила мужа всего на пять месяцев. Она не выходила из дома, почти не разговаривала и все время повторяла: «Без Федерико меня нет…» Похоронили Джульетту Мазину с фотографией мужа в руках – так, как она хотела. Они были единым целым при жизни и вскоре соединились там, где нет ни печали, ни тлена и царит только любовь.

Автор: Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Федерико Феллини и Джульетта Мазина. История любви

Джульетта Мазина и Федерико Феллини в Кремлёвском дворце съездов, 1963 год. © / Михаил Озерский / РИА Новости

История любви великого режиссёра и его музы — в материале АиФ.ru.

 

Пятьдесят лет и один день — столько продлился брак Федерико Феллини и его верной супруги, актрисы Джульетты Мазины. Вместе они творили историю мирового кинематографа, существуя в уютном мире грёз и фантазий. В день рождения великого итальянского режиссёра АиФ.ru вспоминает о той, что навеки стала его второй половиной.

Сила притяжения

В 1943 году скромная девочка по имени Джулия Анна училась в Римском университете на филолога, а в свободное время играла в студенческом театре. Она не мечтала стать звездой киноэкрана, но добросовестно подходила к каждому делу, которое ей поручали. Нужно избавиться от северо-итальянского акцента? Помочь в этом могла работа на радио, за которую она охотно взялась. Озвучивать остроумные радиопостановки серии «Чикко и Паллина» было интересно. Сценарии для них присылал загадочный автор, который подписывался именем «Федерико». Вскоре сценаристу предложили перенести историю на экран — так впервые встретились актриса и режиссёр, которым было суждено быть вместе до конца жизни.

Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 год

Они поженились спустя две недели после знакомства — большой сюрприз для родителей невесты, которые тщетно надеялись на её благоразумие. Церемонию венчания пришлось отложить, чтобы жениха ненароком не забрали на фронт прямо из собора. Только через полгода все приличия были соблюдены: Федерико Феллини и Джулия Анна Мазина стали мужем и женой перед Богом и людьми.

В браке девушка получила новое имя — Джульетта. Так хотел Феллини, великий мечтатель, знавший толк в красоте. Самые невероятные истории в его исполнении были для неё неоспоримой истиной. Джульетта сразу поняла, что Феллини живёт в собственном мире фантазий — и приняла его правила игры. Со стороны казалось, что влюблённые разыгрывают спектакли один за другим, не разделяя вымысел и реальность. Композитор Нино Ротавспоминал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта?..» Все гости отлично знали, что супруги не бывали в Австралии, но Мазина только улыбнулась супругу: «Да, милый, там были чудесные артишоки».

Федерико Феллини. Фото: wikipedia.org/ Walter Albertin

Фильмы вместо детей

Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала о своей беременности, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. Через два года у пары родился сын Пьетро Федерико, который не прожил и двух недель… Джульетта была убита горем, вердикт врачей постановил, что она никогда больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но услышал отказ. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что связь действительно прочна», — скажет впоследствии Федерико Феллини, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.

Спорить с этим утверждением сложно. Джульетта Мазина была полноправным партнёром своего великого мужа. Она устраивала нужные встречи, выстаивала отношения с важными людьми, ведь у Феллини такого таланта не наблюдалось. В 1945 году Джульетта подружилась с режиссёром Роберто Росселини, который и дал Феллини «путёвку в жизнь». Восхищённый деликатной атакой Джульетты, Росселини пригласил её супруга поработать сначала ассистентом, а затем доверил ему кресло второго режиссёра в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа мэтра «Огни варьете» тоже увидела свет благодаря деятельной натуре Джульетты Мазины. Она убедила мужа взяться за работу, а средства помог найти Росселини.

Ещё одна заслуга Мазины — фильм «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала мужу обратить внимание на актёра Марчелло Мастроянни, с которым когда-то играла в студенческом театре. Выбор был сделан в его пользу, и лента, вышедшая на экраны в 1960 году, стала одним из главных шедевров мирового кино.

Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год

«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так супругу называл Феллини. Актрисе прочили великую карьеру, но она никогда не претендовала на личную славу и предпочитала сниматься в картинах мужа. Критики говорили, что Мазина привносит в его работы невинность, чистоту и невероятную женственность. Благодаря главной роли в картине «Ночи Кабирии», снятой Феллини, Джульетта Мазина вознеслась на звёздный олимп послевоенной Италии, получив награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1957 году.

 

Со временем к режиссёру пришло признание, но не богатство. Феллини был ужасно расточителен, он позволял себе заказывать сотни своих любимых алых шарфов и останавливаться в самых дорогих номерах. Следить за бюджетом приходилось Джульетте. У неё не было ни дорогих автомобилей, ни сказочных вилл, ни мехов, ни бриллиантов — только фильмы, которые она называла самым дорогим подарком от супруга.

Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

«Джульетта, теперь ты можешь плакать!»

«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что всё могло бы сложиться как-то иначе, — говорил режиссёр. — Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда».

В 1993 году на церемонии вручения премии «Оскар» Феллини вручали почётную награду за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил Федерико, заметив слёзы радости и гордости на её лице. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, завещав похоронить её с фотографией мужа в руках.

Вместе они покоятся на главном кладбище в Римини, родном городе режиссёра. Надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»

 

Источник

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о