Ф1 вес – Комиссия Ф1 отделила минимальный вес пилота от веса болида для 2019 года

Содержание

Ф-1 — гранатная арифметика | lemur59.ru

 

                                                   Ручная граната Ф-1

Граната Ф-1 имеет французские корни и давнюю историю. Под таким обозначением, но в латинской транскрипции — F-1 — граната была принята на вооружение французской армии в 1915 г. 
Французская граната F-1 имела запал ударного действия. Простота и рациональность конструкции корпуса гранаты сыграли свою роль — граната вскоре была принята на вооружение в России. При этом недостаточно надежный и безопасный в обращении ударный запал был заменен более простым и надежным дистанционным отечественным запалом конструкции Ковешникова. 
 

                                                                                            Ф-1с запалом Ковешникова

В 1939 году военный инженер Ф.И. Храмеев завода Наркомата обороны по образцу французской ручной осколочной гранаты F-1 разработал образец отечественной оборонительной гранаты Ф-1, которая вскоре была освоена в массовом производстве. 
У гранаты Ф-1 конструкции Храмеева чугунный корпус гранаты был несколько упрощен, он утратил нижнее окно. 

Граната Ф-1, как и французский образец F-1, предназначена для поражения живой силы противника в оборонительных действиях. При ее боевом использовании бросающему бойцу необходимо было укрываться в окопе или других защитных сооружениях. 
Первоначально в гранате Ф-1 использовался запал конструкции Ф.В. Ковешникова, который был значительно надежней и удобней в применении французского запала. Время замедления запала Ковешникова составляло 3.5-4.5 сек. 
В 1941 году конструкторы Е.М. Вицени и А.А. Бедняков разработали и сдали на вооружение взамен запала Ковешникова новый более безопасный и более простой по конструкции запал к ручной гранате Ф-1. 
В 1942 году новый запал стал единым для ручных гранат Ф-1 и РГ-42, он получил название УЗРГ — «унифицированный запал к ручным гранатам». 
Запал гранаты типа УЗРГМ предназначался для взрыва разрывного заряда гранаты. Принцип действия механизма был дистанционный. 
После Второй мировой войны на гранатах Ф-1 стали применять модернизированные более надежные запалы УЗРГМ и УЗРГМ-2. 

                            Граната Ф-1 состоит из корпуса, разрывного заряда и взрывателя. 

Корпус гранаты чугунный, с продольными и поперечными бороздами, по которым граната обычно разрывалась на осколки. 
В верхней части корпуса имелось нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировке и переноске гранаты в это отверстие вворачивали пластмассовую пробку. 
Разрывной заряд заполнял корпус и служил для разрыва гранаты на осколки. 
Корпус служил для соединения частей гранаты и для поражения противника осколками при взрыве. 
Для увеличения числа осколков поверхность корпуса делали рифленой. Корпус при разрыве давал 290 крупных тяжелых осколков с начальной скоростью разлета около 730 м/с. При этом на образование убойных осколков шло 38% массы корпуса, остальное попросту распылялось. Приведенная площадь разлета осколков — 75 — 82 м2. 

 

          

запал УЗРГ:

1 — трубка воспламеняющего механизма; 2 — соединительная

втулка; 3 — направляющая шайба; 4 — боевая пружина;

5 — ударник; 6 — шайба ударника; 7 — спусковой рычаг;

8 — предохранительная чека с кольцом; 9 — втулка замедлителя;

10 — капсюль-воспламенитель; 11 — пороховой замедлитель;

12 — капсюль-детонатор.

Взрыватель состоял из запала и воспламеняющего (ударного) механизма, собранных вместе в остове взрывателя. В стенках остова имелось отверстия для шарика-предохранителя и предохранительной чеки. 
Запал УЗРГ состоял из капсюля-воспламенителя, дистанционного состава и капсюля-детонатора. Воспламеняющий механизм состоял из ударника, боевой пружины, шарика-предохранителя, предохранительного колпачка с наружным рычагом, пружины колпачка и предохранительной чеки с кольцом. Ударник помещался внутри остова. Внизу ударник имел боек, а сбоку — полукруглый выем для шарика-предохранителя. Время замедления запала УЗРГ составляло 3.2-4.2 сек. 

Гранаты Ф-1 хранили и переносили без взрывателей, с ввинченными вместо них холостыми пробками. Воспламеняющий механизм взрывателя всегда находился на боевом взводе, ударник взведен, боевая пружина сжата. Ударник удерживался во взведенном положении предохранительной чекой, которая проходит через отверстия остова и ударника, и шариком-предохранителем, который одной своей половиной входил в отверстие остова, а другой — в выем ударника. В таком положении шарик удерживался предохранительным колпачком. 
Для заряжания гранаты необходимо: вывинтить холостую пробку, взять взрыватель и осторожно ввинтить его в отверстие гранаты. 

                                                

Ф-1с запалом УЗРГМ-2

Для бросания гранаты необходимо: взять гранату правой рукой и пальцами крепко прижать наружный рычаг предохранительного колпачка к корпусу гранаты; удерживая рычаг, левой рукой вытянуть предохранительную чеку; при этом ударник и предохранительный колпачок освобождаются, но ударник остается на боевом взводе, удерживаемый шариком-предохранителем; размахнуться и бросить гранату. 
Метание гранаты производилось из-за укрытия. 
Гранаты поступали в войска в деревянных ящиках. В ящик гранаты, рукоятки и запалы укладывались отдельно в металлических коробках. Для вскрытия коробок имелся нож. На стенках и крышке ящика была нанесена маркировка, в которой указывается: количество гранат в ящике, их вес, наименование гранат и запалов, номер завода-изготовителя, номер партии гранат, год изготовления и знак опасности. Все запасы гранат и запалов, кроме носимых, хранились в заводской укупорке. 

Гранаты солдатами переносились в гранатных сумках. Запалы помещались в них отдельно от гранат, при этом каждый запал должен был быть завернут в бумагу или чистую ветошь. 
В танках (бронетранспортерах, самоходно-артиллерийских установках) гранаты и отдельно от них запалы укладывались в сумки. 
Граната Ф-1 широко использовалась во время советско-финского военного конфликта 1939 — 1940 гг., на фронтах Великой Отечественной войны, в других войнах и военных конфликтах. 
Во время Великой Отечественной войны гранату Ф-1 бойцы ласково называли «фенюша» и «лимонка», потому что она по внешнему виду похожа на лимон. Обычно при ведении штурмовых действий на одного бойца приходилось пять — десять гранат Ф-1. 
Гранатой Ф-1 в качестве трофея охотно пользовались и немецкие солдаты, поскольку подобных гранат оборонительного назначения не было на вооружении вермахта. 
Изготовление гранат Ф-1 в годы войны выполнялось на заводе № 254 (с 1942 г.), 230 («Тизприбор»), 53, в мастерских Повенетского судоремонтного завода, механическом заводе и железнодорожном узле в Кандалакше, центрально-ремонтных мастерских Сороклага НКВД, артеле «Примус» (Ленинград), других отечественных предприятиях. 
К изготовлению гранат Ф-1 во время войны привлекались многие предприятия и организации не профильного назначения. По указанию Горкома ВКП(б) от 28 декабря 1941 года в опытных мастерских Ленинградского политехнического института было организовано производство (литье и механическая обработка) корпусов ручной гранаты Ф-1. Всего мастерскими было отлито 11 000 корпусов. 5000 необработанных корпусов были сданы заводу № 103, 4800 из них прошли механическую обработку и были переданы фабрике «Пятилетка». Заказ на изготовление корпусов гранат был приостановлен по указанию горкома ВКП (б). 

Во время войны ленинградскими предприятиями был освоен в производстве вариант запала для гранаты с использованием одной из марок охотничьего пороха вместо особого трубчатого пороха. В 1942 году на АНИОПе («Ржевский полигон») производились испытания такого запала под обозначением «РР-42» для гранаты Ф-1. Гранаты с запалами РР-42 были запущены в серийное производство только на предприятиях Ленинграда. Эти внедрения были временными. Были и другие примеры не совсем обычного производства гранат в годы войны. 
С гранатой Ф-1 связано много изобретений и конструкторских предложений. В августе 1942 года сержант минометного батальона 284 стрелкового полка Н.К. Дерябин разработал проект «гранаты-блохи». Она предназначалась для поражения живой силы противника. В состав «гранаты-блохи» входили: вышибной заряд, ударник с бойком и гайкой, граната Ф-1 со снятым запалом. Разрыв гранаты производился в воздухе на высоте 10-15 метров. С парашютом гранату предлагалось использовать для минирования. Но система Дерябина оказалась слишком сложной. По заключению военных экспертов, проект не был реализован из-за отсутствия практической ценности. 

Для обучения личного состава войск обращению с ручными осколочными гранатами дистанционного действия, приемам и правилам их метания была создана учебно-имитационная ручная граната УРГ весом 530 г, внешне похожая на боевую гранату Ф-1. Граната УРГ комплектуется имитатором запала УЗРГ. 

учебно-имитационная ручная граната УРГ

с имитационным запалом

Боевая граната Ф-1 окрашивается в зелёный цвет (от хаки до темно-зеленого). Учебно-имитационная граната окрашивается в чёрный цвет с двумя белыми (вертикальная и горизонтальная) полосами. Кроме того, она имеет в нижней части отверстие. Боевой запал окраски не имеет. У учебно-имитационного запала кольцо чеки и нижняя часть прижимного рычага окрашены в алый цвет. Внешне граната имеет овальный ребристый корпус из сталистого чугуна. 

                        

                                                     учебная разрезная граната Ф-1-А с запалом Ковешникова:

1 — остов запала; 2 — наперсток капсюля-детонатора;

3 — предохранительный колпачок; 4 — наружный рычаг

колпачка; 5 — задерживающий выступ на остове запала;

6 — предохранительная чека; 7 — капсюль-воспламенитель;

8 — пороховой состав; 9 — капсюль-детонатор; 10 — ударник;

11 — шарик-предохранитель; 12 — боевая пружина;

13 — пружина колпачка.

Другая учебная разрезная граната Ф-1-А (57-Г-7214У) была разработана заводом учебных приборов № 1 в январе 1940 года. Граната имела вырез четверти корпуса, вместо взрывчатого вещества был залит гипс. Она предназначалась для демонстрации устройства боевой гранаты Ф-1. Граната Ф-1-А долго использовалась для обучения в Красной и Советской армиях. 
Граната Ф-1 широко применялась в военных конфликтах 1940-1990-х годов в разных частях света. 
Копиями Ф-1 можно считать китайскую гранату «Type 1», польскую F-1, тайваньскую оборонительную гранату, чилийскую Мк2. 

Недостатки гранаты Ф-1 — не столько относятся к данному образцу, сколько обусловлены общим устареванием данного поколения гранат. Рифление корпуса, как один из способов заданного дробления, не может в полной мере обеспечить формирование осколков удовлетворительной формы и оптимальное распределение осколков по массе. Дробление корпуса во многом имеет случайный характер. К достоинствам дистанционного запала относятся безотказность действия, независящая от энергии удара при падении гранаты, от того, упадет ли она на землю, в снег, в воду или в болотистую почву. Но его недостаток заключается в том, что он не может обеспечить мгновенного подрыва гранаты при касании цели: замедлитель имеет заданное время горения. 

Масса гранаты, гр 600  Масса заряда, гр 60  Тип ВВ тротил

Длина корпуса гранаты, мм 86  Длина гранаты с запалом, мм 117

Диаметр гранаты, мм 55  Дальность метания, м 30 — 40

Радиус разлета осколков, м 200  Время горения замедлителя, с 3.2 — 4.2

И граната Ф-1, как один из выдающихся представителей классического типа ручных гранат с цельнолитым чугунным корпусом фактически естественного дробления и простым, надежным дистанционным запалом, не может соперничать с современными гранатами того же назначения — как по оптимальному осколочному действию, так и по универсальности действия запала. Все эти задачи по-иному решаются на современном техническом, научном и производственном уровнях. Так, в Российской Армии создана граната РГО (ручная граната оборонительная), во многом унифицированная с гранатой РГН (ручная граната наступательная). Унифицированный запал этих гранат имеет более сложное устройство: в его конструкции объединены дистанционный и ударный механизмы. Существенно большую эффективность осколочного действия имеют и корпуса гранат. 

Однако граната Ф-1 с вооружения не снята и вероятно еще долго будет в строю. Тому есть простое объяснение: простота, дешевизна и надежность, а также проверенность временем — ценнейшие качества для оружия. И в боевой обстановке этим качествам не всегда есть возможность противопоставить то техническое совершенство, которое требует больших производственных и экономических затрат. 

                                                 Гранатная арифметика

Итак, «Наставление по стрелковому делу. Ручные гранаты». Официальный документ. Читаем описание оборонительной гранаты Ф-1: «…. дальность разлета осколков 200 метров».

       

                                                                                   “ Ф-1 “

Каждый нормальный человек сии слова воспринимает однозначно -если не хочешь получить осколок гранаты Ф-1, держись от нее не ближе 200 метров. И в общем-то, все считают, что эта граната убивает всё и вся в радиусе 200 метров вокруг себя.Однако, давайте посчитаем. Общий вес гранаты с запалом 600 грамм. Масса взрывчатого вещества 60 грамм. Следовательно, на долю металла, из которого могут образовываться осколки.

                                                    600-60=540гр.

Известно, что минимальная масса осколка способного вывести человека из строя  2 — 5 грамм. Осколки меньшей массы обладают слишком малой кинетической энергией, чтобы причинить существенное ранение.

Условимся, что при взрыве гранаты произошел идеальный случай —  корпус гранаты раздробился равномерно  и все осколки имеют массу ровно по 2 грамма. Разумеется, в жизни это не так. Дробление гранаты на осколки в действительности   происходит по закону случайных чисел и величин. Масса и количество образующихся осколков случайны. Автор находил  осколки размером едва ли не в половину гранаты. Но повторяю — берем идеальный случай.

                            

Итак, из 540 граммов металла корпуса гранаты мы можем получить максимально (именно поэтому я и принял идеальный случай) 540 :2 = 270 осколков, способных убить или ранить человека. Не будем считать, сколько из них окажется в состоянии   улететь на 200 метров, т.е. не будем производить расчеты метательной способности 60 граммов тротила. Условимся, что все они улетят на 200 метров, хотя ясно, что такой случай нереален. Большинство из них не получат достаточное ускорение для такого дальнего полета. Но условимся, что это так.

Будем считать, что образующиеся при взрыве осколки разлетаются во все стороны равномерно, образуя сферу поражения радиусом 200 метров. Но граната взрывается лежа на земле. Следовательно, все осколки, летящие в нижнюю часть сферы (в нижнюю полусферу) в поражении участвовать не будут. Они уйдут в землю.  

Остается 270:2=135 осколков, которые полетят  выше горизонта поверхности.

Однако, граната предназначена для поражения человека. Примем средний рост человека 180 см. Следовательно, все осколки, которые окажутся на удалении 200 метров на высоте выше 180см. своей задачи выполнить не смогут.

                        

поражения только пояс высотой 180см. от поверхности земли. Теперь немного займемся тригонометрией. Тангенс угла равен отношению противолежащего катета к прилежащему. В нашем случае тангенс угла будет равен 1.8/200 =0.009. Угол тогда будет 0.5 градуса ( 30 сек.). См. таблицы Брадиса или проверь по калькулятору.

Следовательно, человека поразят осколки вылетающие с точки взрыва под углом от 0 до 0.5 градуса. Те осколки, которые вылетят с большим углом, пролетят выше цели.

                       

Вы скажете, что осколки летят по баллистической траектории и наибольшую дальность будут иметь те, которые вылетят с места взрыва под углом 45 градусов?

Согласен. В таком случае, давайте посчитаем углы вылета для осколков, которые попадут в ноги бойца и которые попадут в его голову. И в этом случае разница между этими углами составит на дальности 200 метров 0.5 градуса.

Если всю полусферу в 180 градусов принять за 100%, то полградуса составит 0.27%. Если принять 135 осколков за 100%, то при  равномерном распределении осколков по сфере поражения в пояс поражения попадет 0.27% осколков. Значит  в область пояса поражения попадет 0.19 осколка, т.е. грубо говоря, две десятых осколка. Остальные пройдут выше цели.  Практически, получается, что на дальности 200 метров в пояс поражения не попадет ни один осколок.

Но это мы считали пока только по вертикали. А по горизонтали?

Вспомним геометрию. Длина окружности определяется по формуле 

Следовательно, длина окружности зоны поражения составит 2x 3.1415926 x 200 =1256 метров. Распределим 0.19 осколка на эти 1256 метров.

0.19 : 1256=0.0001513 осколка. На каждый погонный метр окружности получится пятнадцать стотысячных осколка.

Ну а если считать, что человек занимает примерно 50см. по ширине, то на его долю придется 0.0000758 осколка.

                                        

У меня плохо было в училище с теорией вероятности, кто знает лучше, тот сумеет посчитать вероятность получить осколок гранаты Ф-1 на дальности 200 метров.  Кажется, это составит вероятность 7-8 случаев на 100 тысяч взрывов. Это теоретически. А ведь на практике, как я писал выше, осколков от гранаты получается гораздо меньше. Мы считали идеальный случай. Да и далеко не все осколки получают энергию достаточную, чтобы пролететь 200 метров.

Не все у нас любят цифры и предпочитают мыслить и представлять себе все образно. Хорошо. Представьте себе телевизионную вышку вашего областного центра. Обычно они имеют высоту 200 метров (ну плюс-минус туда сюда немного). Теперь поставьте ее на краю футбольного поля, и к этому футбольному полю  приставьте еще одно. По другую сторону вышки сделайте то же самое. Это будет примерно по 200 метров от вышки. Теперь накройте все это куполом в форме полушария, так, чтобы под ним поместились и вышка и все четыре футбольных поля. Это у вас получилась полусфера поражения. Впечатляют размеры полушария? Теперь отверткой или шилом проделайте в этом куполе 135 дырок, распределив их равномерно по всему куполу, ну или даже случайным образом (как бог на душу положит).  А теперь поставьте человека у купола и прикиньте, насколько вероятно, что этот человек станет именно напротив одной из дырок в куполе. Ну как?

Отсюда следует простой вывод -дальность поражения гранаты Ф-1 200 метров есть ничто иное, как фикция.

А откуда же тогда взялась эта дальность? А скорее всего с потолка. Или это была опечатка в инструкции к предшественнице лимонки английской гранате Мильса, которая потом пошла гулять по всем источникам, или это была реклама  фирмы, или кто-то где-то после метания гранат случайно нашел вроде бы как свежий осколок гранаты за 200 метров от места занятий.

Ну, в реальности, за 50-70 метров от места занятий нам доводилось находить фрагменты гранат. Но это были обломки в четверть, треть гранаты. Т.е. крупные фрагменты, обладающие на полете значительной кинетической энергией и пролетевшие столь далеко по случайно идеальной баллистической траектории. Но чтобы за 200 метров? Ни разу. Я склоняюсь к мысли, что 200 метров были определены, как предельно большое безопасное расстояние от места метания гранат до открыто стоящих людей, да еще помноженное на коээфициент 2. А потом как-то эти 200 метров перекочевали в инструкции.

Эту мою мысль подтверждает американский Полевой Устав FM 3-23.30, где в описании английской гранаты Мильса, предшественницы нашей Ф-1, имеющей такой же вес, материал корпуса и вес заряда ВВ (правда,  теперь она именуется Hand Grenade NO.36M),  указывается дальность поражения 30-100м., правда указывая при этом, что граната дает 40 осколков.

           

                                                         Hand Grenade NO.36M ( граната Мильса )

          

                              Характеристики гранаты модификации No.36M, взятые   из FM 3-23.30:
-тип -дистанционная   -тип взрывателя — ударный
-масса -600гр.   -заряд ВВ (тротил) — 60гр.   -длина -10.2см.   -диаметр  -6см.   -материал корпуса -чугун
-время замедления 3.5-4.5 сек.   -дальность броска -25м.   -радиус поражения 30-100м.   -количество осколков -40шт.

«Так на какой же дальности можно расчитывать поразить противника лимонкой?», спросит дотошный читатель. Не знаю.

Но вот вам противопехотная мина ПОМЗ-2М. Корпус тоже чугунный, такие же насечки на корпусе, и взрывчатки в ней почти столько же, сколько и у гранаты — 75 грамм. Правда весит мина 1200 грамм, т.е. вдвое больше.
Саперы народ дотошный, спрос с нас всегда был жесткий. А потому  радиусы поражения своих боеприпасов мы стараемся рассчитывать и определять точно, с тем, чтобы достоверно знать — на какой дальности мы можем поразить противника наверняка. Так вот, радиус сплошного поражения мины ПОМЗ-2М — 4 метра. У нас считается поражение сплошным, если поражается не менее 70% целей. Не думаю, чтобы Ф-1 была сильнее мины ПОМЗ-2М.

                             

                                                            мина “ Помз-2М “

                                                         Тактико-технические характеристики мины

Тип мины……………………………………….противопехотная осколочная кругового поражения.
Корпус…………………………………………..чугун.
Масса корпуса (без ВВ)………………………1.2 кг.   Масса взрывчатого вещества (тротил)…..….75 гр.
Диаметр………………………………………..6 см.    Высота корпуса…………………………………10.7 см.
Длина датчика цели ( в одну сторону)………4м.   Чувствительность……………………………1 — 17 кг.
Радиус сплошного поражения……………………..4м.   Температурный диапазон применения…..-60 —+60 град.

Так, что в полевом бою граната скорее психологическое, нежели реальное оружие. Вот в тесноте траншеи, в замкнутом пространстве блиндажа, комнаты, на узкой городской улице граната неплохая помощница. Но еще в Наставлении по действиям штурмовых групп издания 43 года говорилось: «Врывайтесь в дом вдвоем — ты и граната. Она впереди, ты сзади. Ворвавшись в дом,   добей оглушенных фашистов огнем из автомата. Патронов не жалей. Перед тем, как ворваться в следующее помещение, смени диск». Т.е. даже в доме граната не гарантирует, что уничтожит всех, кто там находится.

Заметим под конец, что из всех ручных гранат Ф-1 считается одной из наиболее мощных. Остальные имеют еще меньшую поражающую способность. Однако, означает ли это, что не стоит опасаться в бою гранат? Вовсе нет. Просто, самому не стоит особенно уповать  на то, что свои гранаты в критический момент помогут. А вот  вражеская граната может дать вам осколок в самый неподходящий момент и в самое уязвимое место, особенно, если вы отличаетесь невезучестью.

Когда работа над статьей уже была закончена, автору в руки попалась статья Ф.Леонидова «Подготовить гранаты» из журнала «Оружие» №8-99г. Там Леонидов утверждает, что граната Ф-1 дает «…290-300 крупных тяжелых осколков с начальной скоростью разлета около 730 м/с…».  Если взять вес корпуса гранаты 540 гр. и разделить его на 300, то получится масса одного осколка 1.8 гр. Примерно то же самое, что и у меня. Только я подходил к этому вопросу с другой стороны, исходя из того, что осколки массой  2 грамм. Чуть ниже Леонидов пишет: «…на образование убойных осколков идет около 38% всей массы корпуса, остальное просто распыляется…».  Я брал 50%, но исходил из того, что половина осколков уйдет в землю, все остальные будут идеально равны по массе ( по 2 грамма). И здесь мы примерно сходимся. Я даже щедрее, но повторяю — я преднамеренно идеализировал условия, явно завышая количество осколков.

А вот приводимая  Леонидовым   скорость разлета осколков 730 м/с представляется маловероятной. Например, из ствола автомата АК-74 пуля вылетает со скоростью 900 м/с. Отсюда получается, что опасаться осколка гранаты следует на дальности чуть меньше 1350 метров (убойная дальность полета пули согласно Руководства). Но даже в Наставлении по гранатам дальность разлета осколков Ф-1 не превышает 200м.
Даваемая  же Леонидовым в журнальной статье   приведенная площадь поражения, т.е. площадь круга, очерченного на земле, в пределах которого возможно поражение осколком, равная 78-82 кв.м. более реалистична. Такую площадь имеет круг с радиусом около 5 метров. Это близко совпадает с моими данными по мине ПОМЗ-2. Так что можно с достаточной долей уверенности сказать, что в пределах 5 метров от места взрыва гранаты наверняка можно получить осколок, но далее этого растояния действенность гранаты становится   сомнительной. Два автора, таким образом, независимо друг от друга и по разной методике подсчитали вероятность поражения гранатой Ф-1 и пришли к одним и тем же результатам.

Можно прикинуть и иначе. Общеизвестно, что площадь поверхности сферы определяется по формуле:

     

По этой формуле при радиусе  200 метров площадь поверхности сферы составит 502655 кв.метров. Если считать. что мы имеем при взрыве гранаты 270 осколков, то один осколок придется на площадь 1861 кв.метр. Ничего себе квадратик. Его размер 43 на 43 метра. Если считать, что площадь проекции человеческого тела 1.8х0.6 метра, т.е  1.08 кв. метра, то вероятность попадания осколка составит 186кв.м./1.08кв.м.=172.3. Проще говоря, при подсчетах по этой методике расчета осколок попадет в человека в одном из 172 случаев. Это не учитывая того, что человек может находится только на поверхности земли, но не по все площади поверхности полусферы. Если же учесть это, то мы неизбежно придем ко все той же цифре вероятности поражения на дистанции 200 метров — 0.0000758 осколка на человека.

Любопытно, что американский Полевой Устав FM 3-23.30 Grenades and Pyrotechnic Signals, описывающий в приложении D (Appendix D) гранаты вероятного противника в Разделе 1 (Section I. Former Soviet Union Nations) о радиусе поражения нашей гранаты Ф-1 указывает: «…Lethal Radius: 20 to 30 meters.» Т.е. радиус поражения 20-30 метров.

Примечание не по делу. Правда, еще более любопытно, кого США числят в своих вероятных противниках по состоянию на сентябрь 2000 года:

«APPENDIX D. THREAT HAND GRENADES. This appendix provides general information on common threat hand grenade identification, functions, and capabilities. North Korea, China, and many former Soviet Union nations have an extensive inventory of hand grenades…». что в переводе означает :

«ПРИЛОЖЕНИЕ D. РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ ПРОТИВНИКА. Это приложение обеспечивает общие сведения по идентификации ручных гранат обычного   противника, функциях, и возможностях. Северная Корея, Китай, и бывший  Советский Союз  имеют обширный список ручных гранат.

Может я ошибся в переводе? Слово «threat» имеет обычный перевод как «угроза». Ну подставьте его в перевод вместо слова «противник». Изменилась суть текста?

                                                                                                                Ю. Веремеев

 

 

 

 

Ф-1 — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Ручна осколкова граната Ф-1 (індекс ГРАУ — 57-Г-721) — ручна граната дистанційної дії, призначена для ураження живої сили противника в оборонному бою. Кидати гранату можна з різних положень і лише з-за укриття, з бронетранспортера або танку. Оскільки Ф-1 є гранатою оборонної дії, то радіус ураження осколками значно перевищує радіус можливого вкидання гранати.

Ф-1 була розроблена на основі французької осколкової гранати F-1 моделі 1915 р. (не плутати з сучасною F1 у пластиковому корпусі та напівготовими осколками) та англійської гранати системи Лемона, що постачались у Росію в роки Першої світової війни, звідки й назва Ф-1 та прізвисько «лимонка», що не має стосунку до фрукта. З причин розробки нової гранати для радянських військ можна вказати численні недоліки попередниці РГД-33, то ж 1939 р. було прийняте рішення про розробку нової оборонної гранати та доручене Ф. І. Храмееву з яким він впорався протягом двох місяців. На озброєння РККА граната прийнята з дистанційним запалом «Ковешникова» з займанням капсуля дистанційної дії (ударним механізмом). У 1941 р. замість запалу «Ковешникова» був прийнятий простіший у виробництві та використанні УЗРГ системи Е. М. Вицені. У військах граната крім «лимонки» отримала також прізвиська «фенюша».

Знята з озброєння в СРСР в 1988, але використовується всіма арміями пострадянського простору. У Російській федерації станом на 2013 на утилізацію було виставлено 365681 гранат Ф-1[1].

Характеристики та конструкція[ред. | ред. код]

Складові

Граната Ф-1 має наступні характеристики:

  • Дистанція вкидання — 35-45 м.
  • Максимальна дистанція ураження осколками — 200 м.
  • Найімовірніша дистанція ураження осколками — 30-35 м.
  • Час затримки вибуху — 3,2-4,2 с.
  • Кількість осколків — до 300 шт.

Ф-1 складається з корпусу, вибухового заряду та запалу. У корпусі гранати розміщується вибуховий заряд та запал, також корпус слугує матеріалом для утворення осколків при розриві корпусу вибухом. Корпус гранати виробляється з чавуну, з поздовжніми й поперечними борознами, по яким граната зазвичай розривається на осколки. У верхній частині корпусу є нарізний отвір для вгвинчування запалу. При зберіганні або транспортуванні гранат в цей отвір вгвинчена масова пробка. Вибуховий заряд заповнює корпус, та слугує для розриву гранати на осколки. Запал гранати УЗРГМ (УЗРГМ-2) призначається для підриву вибухового заряду.

Модифікації та маркування[ред. | ред. код]

Бойові гранати пофарбовано у зелений колір від хакі до темно-зеленого. Навчально-імітаційні гранати пофарбовані в чорний колір з двома білими (вертикальна та горизонтальна) смугами. Крім того, навчальні гранати мають отвір у нижній частині корпусу. Бойовий запал не має кольору. У навчально-імітаційного запалу кільце чеки та нижня частина притискного важеля мають червоний колір.

Маркувальні клейма на корпусах гранат Ф-1[ред. | ред. код]

Шифр

підприємства

Повна

назва підприємства

Г, ГЗ арматурний завод м. Гусь-Хрустальний
О Омутінський металургійний завод, Кіровська область
П, ПЗ Песковський чавуноливарний завод, Кіровська область
Р Ржевський механічний завод, Свердловська область
Т, ТК, т Виправно-трудова колонія ІТК-1, м. Тамбов
УМЗ,УОМЗ Усманський механічний завод, Воронезька область
Я Ярцевський машинобудівний завод, Смоленська область
трикутник Завод «Будмаш», м. Прилуки, Чернігівська область

Копіями Ф-1 можна вважати китайську гранату «Тип 1», польську F-1, тайванську оборонну гранату та чилійську Mk2.

Советские учебные гранаты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Учебные гранаты — специальные учебные модификации боевых гранат; применяются для первоначального обучения солдат и курсантов при отработке навыков обращения с гранатами и метания.

В Советском Союзе выпускались учебные гранаты трёх типов: разрезные, учебно-тренировочные и учебно-имитационные.

Разрезные гранаты представляют собой охолощённые боевые гранаты, у которых вырезана часть стенок корпуса и запала, так, чтобы были видны все внутренние детали. Такие гранаты предназначены для демонстрации устройства гранаты, изучения работы всех её частей и механизмов, заряжания (вставления запала), подготовки к метанию, и разряжания. Выпускались разрезные гранаты РГ-42, РГД-5, Ф-1, противотанковая РКГ-3, а также выстрел ПГ-7В для гранатомёта РПГ-7.

Учебно-тренировочная РГ-42 Учебно-тренировочные РГД-5 и Ф-1 (без запалов)

Учебно-тренировочные гранаты по форме и весу точно имитируют настоящие гранаты; для обеспечения точного веса вместо взрывчатого вещества насыпается песок или обрезки металла. Запал, предохранительная чека, кольцо и спусковой рычаг так же точно имитируют боевой запал УЗРГМ. Чтобы отличать от боевых, учебно-тренировочные гранаты окрашиваются в чёрный цвет и на корпусе наносятся буквы «Уч». Такие гранаты применяются при обучении правилам обращения с гранатами, заряжанию, разряжанию, и отработке метания гранаты из различных положений — в пешем порядке, из окопов, из бронетранспортёров и т. д. Выпускались учебно-тренировочные гранаты РГ-42, РГД-5, Ф-1 и противотанковая РКГ-3.

Учебно-имитационные гранаты не только копировали форму и вес, но и имитировали взрыв гранат звуковым и дымовым эффектом с помощью небольшого заряда дымного пороха. Внешне они отличались наличием отверстия в днище корпуса, через которое при имитации взрыва выходили пороховые газы. В отличие от разрезных и учебно-тренировочных гранат, которые назывались так же, как и их боевые прототипы, только с добавлением слова «разрезная» или «учебно-тренировочная», учебно-имитационные гранаты имели другие названия: граната имитирующая Ф-1 называлась УРГ (учебная ручная граната), та, что имитировала РГД-5, называлась УРГ-Н (учебная ручная граната наступательная), а имитирующая РГК-3 имела название УПГ-8 (учебная противотанковая граната). Учебно-имитационной гранаты на базе РГ-42 не выпускалось.

Устройство учебно-имитационных гранат УРГ и УРГ-Н[править | править код]

Корпусом для этих гранат служат корпуса боевых гранат Ф-1 и РГД-5 соответственно, но в днище корпуса сделано отверстие для выхода пороховых газов и усиления звука. Имитационный запал состоит из ударного механизма и имитационной части, между которыми проложена переходная втулка. Ударный механизм устроен так же, как у запала УЗРГМ, только ударник у него немного длиннее. Имитационная часть также состоит из тех же частей, что и у УЗРГМ, но вместо капсюля-детонатора она имеет специальную гильзу с зарядом дымного пороха. При повторном использовании гранаты меняются только ударник и имитационная часть запала. Остальные части запала и корпус гранаты используются многократно.

Учебно-имитационные гранаты не только позволяют отрабатывать навыки метания, но и вырабатывают чувство времени, так как «взрыв» имитационного запала происходит через 3,2—4,2 секунды, как и в боевых гранатах.

  • Руководство по учебным стрелковым приборам и наглядным пособиям. — М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973.
⛭
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы Калашникова
Прочие автоматы
Винтовки и карабины
Снайперские винтовки
Пулемёты
Гранатомёты и
реактивные гранаты
Огнемёты и штурмовые гранаты
ПТРК
ПЗРК
Ручные гранаты
Оружейные патроны
  • 4,5 × 40 мм R
  • 5,45 × 18 мм
  • 5,45 × 39 мм (МПС)
  • 5,66 × 39 мм
  • 6 × 49 мм
  • 7,62 × 28 мм
  • 7,62 × 39 мм
  • 7,62 × 25 мм ТТ
  • 7,62×41,5 мм
  • 7,62 × 54 мм R
  • 9×18 мм
  • 9 × 39 мм
  • 12,7 × 108 мм
  • 14,5 × 114 мм

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

Моторы Формулы-1 — Википедия

С момента возникновения в 1949 году в Формуле-1 применялись различные двигатели.

1949—1953[править | править код]

В этот период команды могли использовать атмосферные двигатели объёмом 4,5 л, либо двигатели с нагнетателем объёмом до 1,5 литров. Мощность достигала 425 л.с. (317 кВт).

  • Alta Р4 1,5 л (с механическим нагнетателем)
  • Alfa-Romeo Р8 1,5 л (с механическим нагнетателем)
  • Bristol Р6 2,0 L
  • BRM V16 1,5 л (с механическим нагнетателем)
  • ERA Р6 1,5 л (с турбонагнетателем)
  • Ferrari Р4 2,0 л (F2), V12 1,5 л (с механическим нагнетателем), V12 2,0 л (F2) и V12 4,5 л
  • Lea-Francis Р4 2,0 л (F2)
  • Maserati Р4 1,5 л (с механическим нагнетателем) and Р6 2,0 л (F2)
  • O.S.C.A. V12 4,5 л
  • Simca-Gordini Р4 1,5 л (с механическим нагнетателем)
  • Talbot-Lago Р6 4,5 л

1954—1960[править | править код]

Объём двигателей был понижен до 2,5 л для атмосферных и до 750 см³ для компрессорных. Но ни одна из команд не стала использовать двигатели с нагнетателем. В Формуле-2 тогда использовались 2-литровые двигатели. Это давало возможность не проектировать новые двигатели, а просто увеличить объём старых моторов.

  • Alta Р4 2,5 л
  • Aston Martin Р6 2,5 л
  • BRM Р4 2,5 л
  • Coventry Climax Р4 2,0 л и Р4 2,5 л
  • Ferrari Р4 2,5 л и V6 2,5 л
  • Lancia V8 2,5 л (после ухода Lancia из Формулы-1 эти двигатели использовали в Ferrari)
  • Maserati Р4 2,5 л,Р6 2,5 л и V12 2,5 л
  • Mercedes Р4 2,5 л
  • Offenhauser Р4 1,7 л
  • Scarab Р4 2,5 л (разработан Offenhauser)
  • Vanwall Р4 2,5 л

1961—1965[править | править код]

В 1961 были вновь изменены требования к двигателям. Теперь можно было использовать только атмосферные двигатели объёмом 1,5 литра. Мощность колебалась от 150 до 225 л.с.

  • ATS V8 1,5 л
  • BRM V8 1,5 л
  • Coventry Climax Р4 1,5 л, V8 1,5 л и h26 1,5 л (никогда не участвовал в гонках)
  • Ford Р4 1,5 л
  • Ferrari V6 1,5 л, V8 1,5 л и h22 1,5 л
  • Honda V12 1,5 л
  • Porsche h5 1,5 л и H8 1,5 л (оба воздушного охлаждения)
  • Maserati Р4 1,5 л и V12 1,5 л (никогда не участвовал в гонках)

1966—1986[править | править код]

В 1966 вступили в силу новые правила. Объём двигателей увеличили до 3,0 л для атмосферных и 1,5 л для двигателей с нагнетателем. Это вызвало недовольство многих команд. В 1966 Coventry Climax, чьи 1,5 литровые моторы использовали многие команды была куплена компанией Jaguar. Поставки двигателей для команд Формулы-1 были прекращены. Командам пришлось искать новых поставщиков. Так Cooper перешли на двигатели Maserati, устаревшей конструкции. Brabham обратились к австралийской Repco, а Lotus заключили договор с BRM о поставках двигателя BRM-75. В 1967 появился серийно выпускаемый Cosworth DFV, что позволило принять участие в чемпионате мира небольшим производителям. В 1977 появился турбированный двигатель Renault-Gordini V6 Turbo. Мощность двигателей была от 390 до 500 л.с., а для турбированных от 500 до 900 л.с. в гонке и до 1000 л.с. во время квалификации. Также регламент 1966 года допускал роторно-поршневые и газотурбинные двигатели, с любыми параметрами. Роторно-поршневые так и не появились, а газотурбинный турбовальный двигатель стоял на Lotus 56B, но показал свою несостоятельность из-за высокого расхода топлива и турболага.

  • Alfa Romeo V8 1,5 л Turbo, V8 3,0 л, Оппозитный-12 3,0 л и V12 3,0 л
  • BMW M12 Р4 1,5 л Turbo
  • BRM h26 3,0 л и V12 3,0 л
  • Coventry Climax V8 3,0 л
  • Ferrari V6 1,5 л Turbo, V12 3,0 л and h22 3,0 л
  • Ford V6 1,5 л Turbo и V8 3,0 л
  • Ford Cosworth DFV V8 3,0 л и DFY V8 3,0 л
  • Hart Р4 1,5 л Turbo
  • Honda V12 3,0 л, V8 3,0 л воздушного охлаждения и V6 1,5 л Turbo
  • Maserati V12 3,0 л
  • Matra V12 3,0 л
  • Motori Moderni V6 1,5 л Turbo
  • Repco V8 3,0 л
  • Renault Gordini V8 (никогда не участвовал в гонках) 3,0 л and Gordini V6 1,5 л Turbo
  • Serenissima V8 3,0 л
  • TAG-Porsche V6 1,5 л Turbo
  • Tecno h22 3,0 л
  • Weslake V12 3,0 л
  • Zakspeed Р4 1,5 л Turbo

1987—1988[править | править код]

Мощности турбомоторов постоянно росли, снижая безопасность гонок. Поэтому FIA приняла решение ограничить давление наддува до 4 атм в квалификации и увеличить максимальный объём атмосферных двигателей до 3,5 литров. Команды March, Lola, Tyrrell, AGF и Coloni использовали атмосферный двигатель Ford Cosworth DFZ 3,5 L V8 мощностью 575 л.с. В 1988 году давление наддува снизили до 2,5 атм, но доминирование турбомоторов продолжилось.

  • Alfa-Romeo 890T V8 1,5 л Turbo 700 л.с., 415/85T V8 1,5 л Turbo
  • BMW M12/13 Р4 Turbo 1,5 л 850 л.с.
  • Ferrari V12
  • FordCosworth TEC-F1 Ford GBA V6 1,5 л Turbo 850—1000 л.с., DFZ V8 3,5 л 575 л.с. (1987) и 858 л.с. (1988), DFR V8 3,5 л 585 л.с.
  • Honda RA 167 E V6 1,5 л Turbo 850/1000 л.с., RA 168 E V6 1,5 л Turbo 650 л.с.
  • Judd CV V8 3,5 л 600 л.с.
  • Megatron M12/13 Р4 Turbo 1,5 л 920 л.с. (1987) и 650 л.с. (1988)
  • Motori Moderni V6 1,5 л Turbo 800 л.с.
  • TAG-Porsche TTE-P01 V6 1,5 л Turbo 850 л.с.
  • Zakspeed Р4 Turbo 1,5 л 800 л.с.

1989—1994[править | править код]

В 1989 турбированные двигатели полностью запретили. Конец турбоэры позволил прийти в Формулу-1 новым поставщикам двигателей таким, как Yamaha и Lamborghini. После двухлетнего отсутствия вернулись Renault.

  • Ferrari 65° V12 620—715 л.с.
  • Ford Cosworth DFR 90° V8 595 (1989) и 620 л.с. (1990), HB V8 615—730 л.с., Zetec-R ECA V8 750 л.с.
  • Hart 1035 V10
  • Honda RA 675—710 л.с.
  • Ilmor 72° V10 680—765 л.с.
  • Judd EV 72° V8 640 л.с. при 12500 об/мин и GV 72° V10 750 л.с. при 13500 об/мин
  • Lamborghini L3512 80° V12 700 л.с.
  • Life F35 60° W12 650 л.с. при 12500 об/мин
  • Mugen-Honda MF V10
  • Peugeot V10 A4 700 л.с. и A6 760 л.с.
  • Porsche V12 3,5 680 л.с. при 13000 об/мин
  • Renault RS V10 600—790 л.с.
  • Subaru F12 (никогда не участвовал в гонках)
  • Yamaha OX V8 (1989), OX 99 72° V10 660 л.с. и OX 10A 72° V10 до 750 л.с.

1995—2004[править | править код]

С 1995 по 1997 моторы Renault трижды выиграли кубок конструкторов и чемпионат мира. В 1995-м максимальный объём двигателя сократили с 3,5-х литров до 3-х. В 1998 и 1999 чемпионом мира стал Мика Хаккинен на McLaren с мотором Mercedes. С 1999 по 2004 кубок конструкторов завоёвывали только Ferrari. С 2000 года Williams перешли на двигатели BMW. После 2000-го года в регламенте появился пункт, разрешающий использовать только моторы конфигурации V10, из-за чего на год отложился дебют команды Тойота, планировавших дебютировать с двигателем V12.

  • Acer 90° V10 800 л.с. при 16200 об/мин
  • Arrows C 72° V10 700 л.с. при 15000 об/мин (1998), A20E 72° V10 715 л.с. при 15000 об/мин (1999)
  • Asiatech V10 001 (2001) и AT02 (2002) 800 л.с.
  • BMW V10 800—900 л.с.
  • European 72° V10 790 л.с. при 16200 об/мин
  • Ferrari 65°,Tipo V12 750 л.с.
  • Ferrari Tipo V10 600—880 л.с.
  • Fondmetal RV10 770 л.с. при 15800 об/мин
  • Ford Cosworth ED V8 630—705 л.с. (1995—1998), Zetec-R V10 790 л.с. (1996—1999), CR V10 700—840 л.с.
  • Hart 830 V8 (1995—1996), 830 AV 7 680 л.с. при 13100 об/мин (1997)
  • Honda RA 675—710 л.с.
  • Mecachrome GC37-01 (Renault RS9) 71° V10 775 л.с. при 15600 об/мин (1998)
  • Mercedes FO 110 690—870 л.с.
  • Mugen-Honda MF-301 V10 600—770 л.с.
  • Peugeot V10 760—800 л.с.
  • Petronas V10 760—870 л.с.
  • Playlife V10 750—780 л.с.
  • Renault RS V10 750—820 л.с.
  • Supertec V10 FB01 (1999) и FB02 (2000) 780 л.с.
  • Toyota RVX 90° V10 830—880 л.с.
  • Yamaha OX 10C 72° V10 680 л.с. (1995), OX 11A 72° V10 690 и 700 л.с. (1996 и 1997)

2005[править | править код]

В 2005 году команды должны были использовать двигатели V10 объёмом 3 литра, имеющие не более 5 клапанов на цилиндр.

  • BMW P84-5 950 л.с.
  • Cosworth TJ 2005 900 л.с. при 18300 об/мин
  • Ferrari Tipo 053 880 л.с. и 055
  • Honda RA 005 E 900 л.с. при 18500 об/мин
  • Mercedes FO 110R 920 л.с.
  • Petronas 05A (Ferrari Tipo 053)
  • Renault RS25 900 л.с.
  • Toyota RVX-05 90° 900 л.с. при 19000 об/мин

2006[править | править код]

В 2006 объём двигателя снизили до 2,4 литра, а количество цилиндров до 8. Диаметр цилиндра должен был быть не более 98 мм, а ход поршня не менее 37 мм. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Впуск и выпуск изменяемой геометрии также запрещены. Каждый цилиндр может иметь только одну форсунку для впрыска топлива и только одну свечу зажигания. Естественно двигатель должен был быть атмосферным и иметь вес не менее 95 кг. Также для команд разрешили на 2006 и 2007 год использовать старые двигатели V10 с ограничением числа оборотов. Блок цилиндров и картер двигателя должны быть выполнены из сплавов алюминия. Коленвал и распредвалы должны быть сделаны из стали или чугуна. Толкатели клапанов должны быть выполнены из сплавов алюминия, а сами клапаны — из сплавов на основе железа, никеля, кобальта или титана. Использование карбона и композитных материалов при производстве блока цилиндров, головки блока и клапанов запрещено. Это привело к снижению мощности по сравнению с 3-литровыми двигателями на 20%.

  • BMW P86 760 л.с.
  • Cosworth TJ 2006 V10 ограничение 16700 об/мин и CA 2006 V8
  • Ferrari Tipo 056 735 л.с.
  • Honda RA 806 E 760 л.с. при 19000 об/мин
  • Mercedes FO 128S 760 л.с.
  • Renault RS26 735 л.с. (750 л.с. в версии B)
  • Toyota RVX-06 760 л.с. при 19000 об/мин

2007—2008[править | править код]

Чтобы снизить затраты команд в 2007 и 2008 году регламент не стали менять. Было только введено ограничение числа оборотов до 19000.

2009[править | править код]

В 2009 разрешено использовать такие же двигатели 2008 с ограничением по числу оборотов 18000. Также командам разрешено использовать систему KERS.

2010[править | править код]

В 2010 в формулу-1 вернулась компания Cosworth.

2011[править | править код]

В 2011 произошли небольшие изменения в поставщиках моторов для команд. От услуг Cosworth отказалась Team Lotus. Также со следующего сезона моторы Renault RS27 будет использовать и AT&T WilliamsF1.

2012[править | править код]

2013[править | править код]

  • Cosworth CA2013 2,4 V8 (Marussia F1 Team)
  • Ferrari 056 2,4 V8 (Scuderia Ferrari, Scuderia Toro Rosso, Sauber F1 Team)
  • Mercedes FO 108F 2,4 V8 (Vodafone McLaren Mercedes, Mercedes AMG Petronas, Force India F1 Team)
  • Renault RS27 V8 (Lotus F1 Team, Red Bull Racing, Caterham F1 Team, AT&T WilliamsF1)

2014[править | править код]

2014 год стал первым сезоном, в котором используются 1,6-литровые турбированные двигатели V6 с максимумом 15000 оборотов в минуту. Мощность снижена до 600 л.с.

  • Ferrari 059/3 1,6 V6T (Scuderia Ferrari, Sauber F1 Team, Marussia F1 Team)
  • Mercedes Hybrid PU106A 1,6 V6T (McLaren Mercedes, Mercedes AMG Petronas, Sahara Force India F1 Team, Williams Martini Racing)
  • Renault Energy F1 1,6 V6T (Lotus F1 Team, Infiniti Red Bull Racing, Caterham F1 Team, Scuderia Toro Rosso)

В Ф1 появится ограничение по минимальному весу пилотов

Идея фиксации минимального веса возникла во время недавнего совещания Стратегической группы Ф1. Планируется, что минимальный вес пилота вместе с балластом должен составлять не менее 80 кг, в то время как общий вес автомобиля Ф1 вместе с гонщиком возрастет еще на 6 кг до 740 кг. Машина без пилота должна будет весить 660 кг.

Это значит, что пилоту с весом в 75 кг потребуется балласт весом в 5 кг, расположенный под его сиденьем, пилоту с весом в 70 кг потребуется 10 кг балласта и так далее. Стратегическая группа решила, что 80 кг – наиболее реалистичный верхний предел для современного пилота Ф1, а любой, кто весит больше, по-прежнему будет оставаться в менее выгодном положении.

В 2017 году автомобили Формулы 1 стали более тяжелыми, так как увеличилась их общая ширина и ширина резины. Общий вес вырос с 702 кг до 728 кг, а в предстоящем сезоне увеличится до 734 за счет введения Halo.

В прошлом году команды пришли к выводу, что с учетом усиления шасси в местах крепления Halo прибавка в весе окажется больше 6 килограммов: так, в Force India назвали цифру в 14 кг. Поэтому проблема веса пилотов вновь стала актуальной.

«Об этом говорили уже много лет, ничего нового тут нет, – прокомментировал ситуацию технический директор Williams Падди Лоу в интервью Motorsport.com. – Если вспомнить, то раньше вес пилота долгие годы вообще не учитывался, был только вес автомобиля. Только где-то в середине 90-х стали принимать в расчет их суммарную массу. 

Но проблема остается, достаточно послушать пилотов, которым приходится контролировать вес, и зачастую это довольно серьезная проблема. 

Думаю, в особенности это важно для молодых гонщиков, для которых ситуация может быть чревата проблемами со здоровьем. Постоянное стремление сбросить вес негативно сказывается на их состоянии.

Лично я думаю, что это [введение лимита] пойдет спорту на пользу. Многие пилоты уже давно просят об этом, приводя здравые аргументы».

Дополнительная информация: Адам Купер и Валентин Хорунжий

АЛ-41Ф1 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2016; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2016; проверки требуют 26 правок.

АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не прошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].

АЛ-41Ф1[править | править код]

В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:

  • компрессор низкого давления
  • компрессор высокого давления
  • плазменная система зажигания[4]
  • камера сгорания[4]
  • компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
  • форсажная камера сгорания
  • всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости[5]
  • цифровая АСУ с элементами распределённых параметров

Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:

До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании Су-57 была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.

Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.

Перед первым полётом Су-57 двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].

АЛ-41Ф1С[править | править код]

Двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с УВТ

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.

От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].

От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.

В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].

20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С, начали поступать в российские войска в 2011 году.

9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.

Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
Прототипы ТР-1  · ТР-3  · ТР-2 Су-11, Ил-22, И-211
АЛ-5 Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик)
АЛ-7 АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110
АЛ-21Ф АЛ-21Ф-3 Су-24, Су-17, МиГ-23Б
АЛ-31Ф АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37
АЛ-41Ф АЛ-41Ф1 (117)  · АЛ-41Ф1С (117С) Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1)

АЛ-41Ф — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2017; проверки требуют 4 правки.

«АЛ-41Ф» — советский/российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, разработанный НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Обладает изменяемой степенью двухконтурности, что позволяет развивать бо́льшую скорость без использования форсажа.

Разработка двигателя для истребителей пятого поколения началась в 1982 году. Двигатель прошел испытания, было построено 28 штук, 17 из которых поддерживаются в рабочем состоянии.

Изначально двигатель предназначался для истребителей проекта МиГ 1.44 и удовлетворяет всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения — легкий, экономичный, надежный, имеет высокую тягу и позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, для чего была реализована изменяемая степень двухконтурности[2]. Проект МиГ 1.44 был закрыт, поэтому в серию двигатель так и не вошел.

  • АЛ-41Ф — базовый вариант
  • АЛ-41Ф2 — модернизированный двигатель
  • АЛ-41ФА — двигатель для истребителей пятого поколения размерности АЛ-31Ф[1]

АЛ-41Ф1[править | править код]

Для новых истребителей пятого поколения Су-57 двигатель АЛ-41Ф не подошел из-за слишком больших габаритов, поэтому на основе АЛ-41Ф, а также АЛ-31Ф и АЛ-31ФП был создан двигатель так называемого «первого этапа» — «Изделие 117» с меньшими размерами и, как следствие, меньшей тягой — 15000 кгс против 18000 кгс у АЛ-41Ф, однако, по сравнению с АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, тяга выросла на 2500 кгс[3][4]. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель на 80% состоит из новых деталей[5]. Из отличительных особенностей двигателя «Изделие 117» стоит отметить плазменную систему зажигания, всеракурсное управление вектором тяги (±20° в плоскости, ±16° в любом направлении) и полностью цифровую систему управления, включающую в себя лишь один гидравлический центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, самолёт сможет вернуться на базу на пониженном режиме[5].

  1. 1 2 Андрей Фомин. «Пятое поколение: у нас и у них» (приложение к журналу «Взлет»). — Москва: Аэромедиа, 2010. — С. 9. — 60 с.
  2. ↑ «Сатурн» выходит из-за туч Архивировано 16 июня 2010 года. — «»АЛ 41Ф» полностью удовлетворяет всем требованиям двигателя пятого поколения по своему весу, по тяговым характеристикам, экономичности, надежности…»
  3. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2010 года. Интервью с А. Давиденко
  4. ↑ アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 16 июня 2010. Архивировано 16 июня 2010 года. Интервью с первым заместителем генерального директора ОАО «НПО Сатурн» по НИОКР и ОКР, — генеральным конструктором Виктором Чепкиным
  5. 1 2 Двухконтурная интеграция — Aviaport.ru
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
Прототипы ТР-1  · ТР-3  · ТР-2 Су-11, Ил-22, И-211
АЛ-5 Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик)
АЛ-7 АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110
АЛ-21Ф АЛ-21Ф-3 Су-24, Су-17, МиГ-23Б
АЛ-31Ф АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37
АЛ-41Ф АЛ-41Ф1 (117)  · АЛ-41Ф1С (117С) Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1)

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о