Экстремальной ситуации – Понятие экстремальной ситуации | Шпаргалка к написанию экзаменов

Экстремальная ситуация — это… Что такое Экстремальная ситуация?


Экстремальная ситуация

1) кризисная обстановка, наносящая вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе;

2) явление, событие, нарушающее нормальное функционирование фирмы, работу персонала, создающее опасность для целостности и сохранности здания, помещений, оборудования и документации фирмы, угрожающее жизни и здоровью сотрудников. Э.с. объективного характера связаны со стихийными бедствиями (ураганами, наводнениями др.), неуправляемыми процессами, военными действиями, кризисами, авариями энергоснабжения и водоснабжения, другими подобными событиями. Э.с. могут быть случайного (фатального) храктера — возгорание оборудования и коммуникаций, разрушение конструкций, а также связаны с неосторожностью и безответственностью персонала (возгорания о неосторожного обращения с огнем, курения на рабочих местах, неумелой эксплуатацией оборудования и др.). Субъективный характер носят Э.с., которые умышленно спровоцированы злоумышленником или его сообщником поджег, взрыв, задымление помещений, организация паники, силовое вооруженное проникновение в здание криминальных элементов и др. В отнрошении отдельных сотрудников фирмы также могут быть организованы злоумышленные действия, включающие щантаж, взятие в заложники, физтическое или психическое воздействие, кражи близких родственников и др.


EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010

  • Экспозиционная доза
  • Экстремальные условия

Смотреть что такое «Экстремальная ситуация» в других словарях:

  • Экстремальная ситуация — Condition Red Жанр драма В главных ролях Джеймс Руссо Синди Уильямс Страна США Финляндия Год 1995 …   Википедия

  • ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… …   Новейший философский словарь

  • экстремальная ситуация — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN extreme case …   Справочник технического переводчика

  • экстремальная ситуация — 3.18 экстремальная ситуация: Ситуация, при которой единичный документ или группа документов приходят в непригодное к дальнейшей эксплуатации состояние в результате естественного старения носителя или внешних неблагоприятных воздействий. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • экстремальная ситуация — ekstremalioji situacija statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Padėtis, kuri susidaro dėl gamtinio, techninio, ekologinio ar socialinio pobūdžio priežasčių ar karo veiksmų ir kelia staigų bei didelį pavojų žmonių gyvybei ar… …   Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

  • ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… …   Социология: Энциклопедия

  • ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — – частный случай проявления экстремальных условий в локальных пространственно временных границах. Э. с. порождается, как правило, единичным воздействием экзогенных экстремальных факторов, которое генерирует комплекс эндогенных экстремальных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Экстремальная ситуация — резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного… …   Социологический словарь Socium

  • Экстремальная ситуация (фильм) — Экстремальная ситуация Condition Red …   Википедия

  • Экстремальная социальная ситуация — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 3 декабря 2012 …   Википедия


dic.academic.ru

Матриал к лекции «Основы психологии стресса»

Материал подготовлен на основании учебного пособия «Психология экстремальных ситуаций»/под общ.ред.Ю.С.Шойгу

Понятие экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация (от лат. extremusкрайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем, критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

  1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

  2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

  3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.

  4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

  5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Факторы, определяющие экстремальность:

  • Эмоциональное воздействие в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

  • Дефицит или противоречивость информации.

  • Чрезмерное психическое, физическое и эмоциональное напряжение.

  • Воздействие неблагоприятных условий (жара, холод, недостаток кислорода и т.п.).

  • Наличие голода, жажды.

Влияние экстремальных ситуаций на человека

В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного происхождения или антропогенные.

Существует мнение о том, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадавшие расценивают как «божью волю» либо действие безликой природы — тут ничего нельзя изменить.

Экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные трагедии в Беслане, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации — образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней — вся система жизненных координат.

Каждая ситуация имеет свою специфику и особенности, свои психические последствия для участников и свидетелей, и переживается каждым человеком индивидуально. Во многом, глубина этого переживания зависит от личности самого человека, его внутренних ресурсов, механизмов совладания.

studfile.net

Понятие экстремальной ситуации в психологии

Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.

Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны (табл.). Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.

В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье.

Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема — определение критериев этого состояния.

Типы экстремальных ситуаций
По причинам возникновения:
— стихийные;
— техногенные;
— антропогенные;
— смешанные

По качественным особенностям:
— природные;
— социально-политические;
— экономические;
— профессиональные;
— бытовые;
— соматические;
— транспортные;
— криминальные;
— военные

По комплексности и тяжести последствий:
— кризисные;
— катастрофические;
— чрезвычайные;
— общественные бедствия

По масштабности:
— глобальные;
— международныелокальные;
— местные;
— групповые;
— индивидуальные

По длительности:
— кратковременные;
— средней продолжительности;
— долговременные 

Достаточно часто используется критерий напряженности физиологических функций, причем нередко ставится знак равенства между условиями экстремальными и стрессовыми. С таким подходом трудно согласиться. Имеется много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций различной выраженности. Таким образом, критерий напряженности сам по себе растворяется в понятии активности, а термин «экстремальный» теряет специфичность.

В качестве другого критерия выдвигают условия, при которых происходит сокращение физиологических резервов человека. Однако данный критерий нельзя распространить на информационно-семантическую группу условий. Так, аварийная ситуация, которую можно отнести к экстремальной, вообще может не затрагивать физиологических резервов человека. Подобный пример приводят Ю.А. Александровский с соавторами: «Жительница Припяти Х, старший инженер производственно-распределительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: «В субботу, 26 апреля 1986 г. все уже готовились к празднику 1 Мая… Что-то уже просочилось об аварии и пожаре на 4-м энергоблоке… Но что именно произошло, никто толком еще не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок. Ребятам было интересно смотреть, как горит реактор»».

Существует подход московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков любой деятельности, в том числе в экстремальных условиях с высокой степенью возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Зона — область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
2. Зона — область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.

4. Зона — область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.

Вероятно, необходим более общий критерий оценки состояния. В.И. Медведев предложил критерий «динамического рассогласования». Согласно данной концепции все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды или факторов, связанных с внутренней структурой деятельности, можно разделить на две группы — состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования.

Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения функций требованиям, предъявляемым данными условиями. Если такое состояние нарушается, то говорят о возникновении динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый адекватный ответ превышает физиологические возможности человека. В структуру динамического рассогласования входит как нарушение адекватности физиологических реакций, так и нарушение психологических реакций.

Более четкая формулировка понятия экстремальности позволяет выделить следующие ситуации:
— ситуации, когда интенсивность внешних условий при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. К таким условиям относят физико-химические, необычные, информационные, индивидуально-личностные (внутренние) и семантические;
— вторая группа ситуаций, которые могут быть отнесены к экстремальным, отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет значения для развития того или иного состояния человека, а ведущими становятся информационно-семантические характеристики.

Рассмотрим табл.. Наиболее простым является класс физико-химических экстремальных факторов, в который входят все физические и химические факторы среды, чьи характеристики (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) таковы, что приводят к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме — патологическим изменениям организма. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т.е. экстремальность фактора, как правило, обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например от его информационной характеристики.

Классификация экстремальных условий
Класс Подкласс Разряд
1. Физико-
химические
Физические Микроклиматические.
Радиационные.
Барические.
Механические
Химические Измененный состав воздуха.
Измененный газовый состав среды.
Механические примеси
2. Необычные Физической природы Гиповесомость.
Гипервесомость
Информационной природы Логические.
Компонентные.
Ситуационные
3. Информационные
  1. Недостаточность информации.
  2. Избыточность информации.
  3. Ложность информации.
  4. Структурно- информационные (двойная деятельность).
  5. Неожиданность информации
Факторы, связанные с собственной структурой информационного потока.
Факторы коммуникабельности
4. Внутренние Биологические  
5. Семантические Угрожающие индивиду и группе  

В конце прошлого века считалось, что все члены конкретной группы, подвергшиеся воздействию какого-то физического или химического экзогенного фактора, рискуют в одинаковой степени. Однако проведенные исследования [87, с. 298] говорят об обратном. Так, в США обследовались люди, болеющие профессиональными респираторными заболеваниями, связанными с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была обнаружена угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Оказалось, что риск этого заболевания связан с последствиями вдыхания асбестовых нитей и прямо коррелирует с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях. Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся важным определяющим моментом реакции на воздействие асбеста.

Стоит оговорить лишь радиационный фактор. Интенсивное развитие ядерной энергетики породило интерес общества к последствиям действия доз облучения. Классические положения радиобиологии убеждали в том, что типичным отдаленным последствием лучевого воздействия являются лейкемии и солидные раки, развитие которых ожидается через 10 и более лет после радиационного воздействия. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция разработана на основе наблюдений за клиническими эффектами больших доз радиации, т.е. тех, которые в острый период облучения вызывают классические признаки острой лучевой болезни. Все модели прогнозирования дополнительных случаев онкопатологии, вызываемые большими дозами радиации, так же как и построение социальных программ по предотвращению радиационно индуцированных раков, базировались на анализе эпидемиологических данных и не принимали в расчет показатели индивидуальной реактивности и радиочувствительности человека.

В настоящее время признано положение о зависимости ответной реакции организма человека на облучение от полученной дозы, согласно которому высокие дозы радиации вызывают прямое повреждение тканей и развитие облигатных симптомов лучевой болезни, тогда как малые дозы запускают каскад неспецифических компенсаторно-приспособительных реакций и лишь предрасполагают пострадавшего к развитию у него заболевания.

В последнем случае, как указывают многие авторы, клинические проявления патологии носят случайный, т.е. вероятностный характер и во многом зависят от индивидуальной психосоматической предиспозиции человека. Так, А.К. Гуськовой и А.Е. Барановым систематизированы и подробно описаны дозовые зависимости изменений нервной системы у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: в диапазоне реальных доз облучения, полученных этими пациентами (0,2-1,0 Гр), корреляции изменений состояния нервной системы от дозы облучения не выявлено [37, с. 33].

Исследование особенностей психологического статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции, проведенное сотрудниками Института биофизики РАН, также не выявило связи обнаруженных нарушений ни с дозовой нагрузкой, официально представленной в документах, ни с временем пребывания на ЧАЭС [84, с. 14].

Поэтому, основываясь на известных дозозависимых эффектах радиации и средних дозах облучения, полученных ликвидаторами (кстати, если вероятность смертельных опухолевых заболеваний у наиболее облученных 0-150 случаев на 25 000 человек, то от курения 10 сигарет в день — 1 случай на 200 человек), можно было бы предполагать отсутствие значимых и длительно существующих патологических изменений состояния здоровья у участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

Тем не менее многие исследователи обнаруживали большую частоту и тяжесть клинических синдромов у ликвидаторов по сравнению с местным населением, не принимавшим участия в аварийных работах, но получившим примерно такие же дозы облучения. Кроме того, все исследователи подчеркивают наличие психологических деформаций в поведении ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Так, обобщенные данные Медицинского радиационного научного центра РАМН продемонстрировали, что 80% ликвидаторов, работавших на станции с 1986 по 1988 г. и получивших дозы облучения до 35 бэр (1 Гр = 100 бэр), в 1993 г. имели нарушения адаптационно-защитных систем организма. У них отмечались следующие признаки: 1) психологическая и социальная дезадаптация; 2) нейро-циркуляторная дистония; 3) эндокринопатия; 4) иммуно-депрессия; 5) дисбаланс в системе гомеостаза [37, с. 36].

Таким образом, установлено, что один и тот же экстремальный фактор может по-разному воздействовать на человека. Развернутую характеристику воздействий радиационного и других факторов дали украинские ученые [133]. Наиболее существенные факторы, воздействовавшие на человека в 30-километровой зоне вокруг г. Припять:
1. Опасность. В результате исследований было установлено, что «эмоциогенное значение опасности определяется не столько объективным уровнем радиации на местности, сколько представлениями людей о том, какую угрозу она может представлять для здоровья» [133, с. 12].
2. Выполняемая работа отличалась большими физическими нагрузками, труд был преимущественно однообразный и тяжелый. Исследователи сообщают, что примерно у каждого второго участника ликвидации последствий аварии сразу после катастрофы выполняемая работа не соответствовала ни гражданской профессии, ни специальности, приобретенной во время службы в армии. Другой отличительной особенностью выполняемой деятельности была ее необычность. Никогда еще в СССР человек не работал на ликвидации последствий радиационной катастрофы, поэтому у руководителей «не было отчетливого представления, как это сделать… В результате нелегкая сама по себе выполняемая работа отягощалась отрицательными впечатлениями от обилия бесплодно приложенных усилий» [133, с. 14].
3. Время. Известно, что дефицит времени — показатель экстремальности во многих видах деятельности. Однако в данных условиях продолжительность работ была связана с возрастанием опасности. «Каждый выезд в зону увеличивал полученную дозу облучения. Конкретный размер увеличения зависел от разных обстоятельств. Некоторые исчерпывали «лимит безопасности» очень быстро» [133, с. 15].
4. Относительная изоляция. В условиях данной экстремальной ситуации такими обстоятельствами были отрыв от привычной системы трудовых и социальных отношений по месту постоянной работы и жительства; необходимость подчинения новой системе требований и отношений, складывающихся на основе выполнения непривычных, а порой представляющих непосредственную или скрытую угрозу для здоровья трудовых функций; существенное ограничение свободы перемещения, выбора форм проведения свободного времени; довольно жесткая регламентация поведения; длительное расставание с семьей.

5. Ответственность заключалась в том, что, как пишут исследователи, «крайне ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно — такое настроение было доминирующим, особенно на самых ранних этапах работ вокруг разрушенного блока» [133, с. 17].

Другими словами, авария на Чернобыльской АЭС привела к принципиальным изменениям научных представлений о влиянии ионизирующего излучения на здоровье человека.

Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа, с третьим — механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство — новизна. Для этих новых факторов у человека не выработана реакция приспособления, следовательно, отсутствует состояние адекватной мобилизации. В ряде случаев существующие механизмы приспособления, например рефлексы, являются слабыми, чтобы организовать адекватную мобилизацию при длительной гипервесомости.

Во второй подкласс входят факторы, имеющие информационную природу и проявляющиеся в привычном и знакомом для человека алгоритме деятельности. Так, вариантом логических экстремальных факторов выступает, например, случай, когда при переходе на новую технику при полной сохранности общего алгоритма изменен порядок расположения приборов на панели управления. Так, описаны затруднения, возникающие у летчиков при замене авиагоризонта с неподвижной «Землей» и изменяющимся наклоном «самолета» на авиагоризонт с неподвижным силуэтом «самолета» и изменяющимся наклоном «Земли».

К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. Так, экстремальным компонентным фактором для водителя автомобиля выступает, например, появление слишком свободного люфта рулевого управления.

В разряд ситуационных входят те условия, которые могут стать необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Такими являются, например, условия вождения на дорогах с левосторонним движением на машине с правосторонним расположением управления.

Общая черта всех видов факторов, относящихся ко второму классу — классу необычных факторов, это условность, относительность экстремального значения факторов. По сути, экстремальностью обладает лишь один признак — новизна. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору они могут вообще выйти из рубрики экстремальных.

Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия вообще не имеет решающего значения, хотя некоторую побочную роль она все же играет. Наиболее широко встречается первый подкласс факторов — недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является недостаток времени для переработки информации.

По мнению многих авторов, поддержание адекватного контролируемого психикой поведения требует непрерывного поступления информации. Длительная изоляция приводит к серьезным изменениям в психической сфере. Так, известны эксперименты Бек-стона и Хирона, проведенные на студентах при изоляции их в особых боксах. Обследуемые лежали на особых и удобных кушетках. Возможность зрительных, слуховых и осязательных восприятий исключалась искусственно. На глаза надевали очки с поглощающими светофильтрами, на уши — аудифоны, на руки — специальные картонные футляры. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. Реакция испытуемых характеризовалась возникновением потребности во внешних впечатлениях, которая приводила их к двигательному беспокойству (некоторые, например, колотили руками по стенкам бокса). Обследуемых тяготило отсутствие отчетливого представления: спят они или бодрствуют. Также у лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации. Большинство отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа. У оставшихся в боксе в течение более двух суток появились зрительные галлюцинации.

Как указывают авторы, галлюцинации возникали в случаях особенно жесткого ограничения сенсорной информации. Сначала, как выяснилось в эксперименте, человек достаточно критически относится к галлюцинациям в условиях изоляции, затем это отношение исчезает, и они приобретают доминирующее значение. Подобные галлюцинации могут приводить к полному распаду личности.

Исследования, проведенные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и В.И. Яздовским в сурдокамерах длительностью 10-15 суток [32], показали, что у испытуемых отмечаются физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявляются разные степени апатии, скуки, тревоги и страха, а также повышается внушаемость. Нередко у испытуемых отмечалось возникновение чувства эйфории, что свидетельствует о снижении контроля со стороны коры большого мозга над функциями подкорки. Обычно состояние эйфории возникает перед концом опыта или сразу после него и характеризуется сильным, неадекватным обстановке возбуждением, когда субъективная оценка не соответствует объективному ухудшению функционального состояния организма.

Интересный опыт провел французский спелеолог М. Сифр [112]. Он опустился под землю на глубину 130 м в ледяную пещеру Скарс-сон и провел там более 1 500 часов (62 суток) в целях изучения влияния длительного одиночества и отсутствия связи с внешним миром на восприятие времени. Поскольку в этих условиях невозможно отслеживать смену дня и ночи, ориентация во времени нарушилась очень скоро. Через 40 суток Сифру казалось, что прошло лишь 25. Когда эксперимент кончился, он заявил, что и не предполагал, что конец так близок. То же отмечали спелеолог Ж. Лорес, пробывшая в пещере Виньерон три месяца, и А. Сенни, проведший в пещере Оливье 125 суток. Так, когда Сенни предупредили о скором окончании опыта 2 апреля, он считал, что на данный день всего 6 февраля.

Факторы второго подкласса могут быть обусловлены избыточностью информации. Избыточность является одним из мощных средств повышения надежности систем, однако для человека данный фактор может иметь отрицательное значение, снижая величину переработанной информации. Непосредственной причиной снижения эффективности работы в условиях избыточности информации являются большая напряженность распределения внимания, затруднение поиска инвариантных признаков и большая нагрузка на оперативную память.

Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек знает, что он адекватно оценил ситуацию, принял правильное решение и верно организовал деятельность, однако система обратной связи дает неправильную информацию о результатах этой деятельности. Это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными негативными реакциями и, в конечном счете, к резкой хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, «ответственного» за «неудачу» деятельности человека.

Четвертым подклассом объединены структурно-информационные факторы. Здесь следует обратить внимание на два разряда. Первый охватывает факторы, связанные с собственной структурой информации. К ним следует относить неодинаковую плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Примером может служить ситуация, когда необходимо одновременно выполнять два или более видов деятельности.

Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности. Наиболее отчетливо данные факторы проявляются при совместной деятельности в системах «человек — человек» или «человек — машина» в условиях рассогласования деятельности или ее результатов. Именно данные экстремальные условия приводят к конфликтности как между профессиональными группами или подгруппами, так и в межличностном взаимодействии.

В четвертый класс входят все случаи, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью. К ним следует отнести, например, болезни, близкие к ним состояния, лишение сна и т.п.

Пятый класс объединяет ситуации, когда экстремальным фактором является значимость возникающего события, в котором находится человек. Наиболее существенным подклассом здесь следует считать ситуации угрозы жизни для индивида или группы. Сюда относятся все чрезвычайные ситуации.

psyera.ru

Экстремальные ситуации. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях :: SYL.ru

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

экстремальные ситуации

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма – это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций – это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

психология экстремальных ситуаций

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

чрезвычайные ситуации

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях – очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

поведение в экстремальных ситуациях

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение — пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

выживание в экстремальных ситуациях

Знайте, что снег – это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

действия в экстремальных ситуациях

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Советы психологов

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

экстремальная жизненная ситуация

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций – это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.

www.syl.ru

5 самых экстремальных ситуаций, из которых человек выходил победителем

2

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль «Беломонд». Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло — в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Рекомендации Линь Пэна вошли в инструкцию по выживанию для британского флота. История Линь Пэна отчасти была использована при создании фильма «Жизнь Пи».

russian7.ru

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremusкрайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisisрешение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.

Чрезвычайная ситуация

Это объективно сложившиеся условия. Катастрофа уже произошла.

Существует ряд классификаций чрезвычайных ситуа­ций по различным критериям

Региональные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает террито­рию двух субъектов Российской Федерации

Федеральные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 500, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации

Трансграничные

ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы Рос­сийской Федерации, либо ЧС произошли за рубежом и их поражающие факторы захватывают территорию Российской Федерации

По источнику происхождения

ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоци­рованные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угро­зой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биоло­гических веществ, внезапное разрушение сооружений и зда­ний, аварии на инженерных сетях и т.д.

ЧС природного (естественного) характера, сти­хийные бедствия

Опасные геологические, метеорологические, гидрологичес­кие морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, землетрясения, наводнения, цу­нами, извержения вулканов, обвалы, оползни, лавины, сели, ураганы, смерчи, торнадо, лесные пожары, ливни, снегопады, засуха и др. явления, вызванные естественными причинами.

ЧС эколого-

биологического

характера

Массовое заболевание людей инфекционными заболевания­ми (эпидемии), сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и био­сферы, просадки, оползни, обвалы, деградация почв, исто­щение невозобновляемых природных ископаемых, разруше­ние озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека

ЧС социоген­ного характера

Терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, воен­ные действия

studfile.net

Экстремальная ситуация

Известная мудрость гласит: «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% — из того, что мы об этом думаем».

Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» че­ловеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситу­ации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продол­жительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Однако экстремальной ситуацию делает не только ре­альная, объективно существующая угроза жизни для са­мого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каж­дым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внут­реннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

  1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

  2. Дефицит необходимой информации или явный из­быток противоречивой информации.

  3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональ­ное напряжение.

  4. Воздействие неблагоприятных климатических усло­вий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасно­сти человека, веры в то, что жизнь организована в соответ­ствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Кризисная ситуация. Кризис

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития как лич­ности, так и группы, общества, человечества в целом.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обсто­ятельствами. Ситуация кризиса требует выработки новых способов поведения и нахождения новых смыслов жизне­деятельности.

Кризис — это всегда момент выбора из нескольких воз­можных альтернатив, момент принятия решения.

Кризис может возникать в результате внешних обстоя­тельств, некоего травмирующего события (экстремальной ситуации). Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как посттравматическое стрессовое рас­стройство, шоковая травма.

Внутриличностный кризис — это момент перехода чело­века на новую ступень развития (психодуховный, экзистен­циальный, возрастной). Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодиро­вано в сказках абсолютно всех народов — это всем извест­ная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках, но важно, что избе­жать выбора невозможно, не нужно и даже опасно. Таким образом, кризис — это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последую­щая жизнь человека. Понимание кризиса и кризисной си­туации в психологии разрабатывалось в рамках психологии личности и психологии развития.

Совсем незаметного переживания внутреннего кризиса не бывает. Однако глубина и сила переживаний у разных людей существенно отличаются и зависят от следующих факторов:

— уровень развития личности (сознания) — чем выше, тем болезненнее кризис;

  • социокультурные особенности;

  • личностные и характерологические особенности;

  • вид кризисного состояния, переживаемого человеком;

— социально-психологические особенности, соци­альный статус.

Внутренние кризисы, имеющие экзистенциальное значение, как правило, связаны с определенными возраст­ными этапами в жизни человека. Поэтому, общаясь с чело­веком, проявляющим «кризисную» симптоматику, важно учитывать его возраст. Основными кризисными периода­ми жизни являются следующие:

Пубертат (13—15 лет). Связан с осознанием подрост­ком своей идентичности и уникальности. Отражает вхож­дение человека в мир взрослых. Может быть выражен фразой: «Я ищу смысл».

Кризис самоопределения (29—33 года). Может быть вы­ражен фразой: «Я меняю смысл».

Кризис второй половины жизни (45—55 лет). Человек пребывает в сомнениях по поводу того, что не смог само­реализоваться, достичь желаемого, стать в жизни тем, кем хотел. Наиболее остро переживается проблема конеч­ности жизни, которая может усугубляться в этот период потерей родителей (возникает установка: «Между мной и смертью никого нет»). Этот кризис может быть выражен фразой: «Я теряю смысл».

Некоторые исследователи описывают также кризис по­жилых. Как показывает опыт работы Телефонов доверия, люди пожилого возраста часто являются абонентами служб психологической помощи. Их переживания свя­заны с утратой смысла жизни, потерей родных, друзей, здоровья, профессии, ощущением ненужности и беспо­мощности. Наибольшую остроту для них приобретает проблема одиночества.

Таким образом, кризис может быть не связан с глобаль­ными и широкомасштабными бедствиями и рассматри­ваться как процесс, состояние, характерное для кри­тических периодов в естественном течении человеческой жизни (например, подростковый кризис — «переходный возраст»). Кризис имеет причинно-следственную связь с предыдущим жизненным опытом человека, но не может быть преодолен способами, известными ему из прошло­го опыта.

Например, к намерению совершить самоубийство челове­ка может привести безответная влюбленность, потеря рабо­ты, потеря близкого человека, чувство вины. Ярким примером кризиса как реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн — подруги известного итальянс­кого художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа — страстного игрока.

На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа.

Для Жанны ее любовь была жизненным стержнем, и даже ре­бенок, которого она ждала, не смог восполнить утрату смыс­ла ее существования.

Кризис — некий поворотный пункт человеческой судь­бы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а но­вой еще не существует. К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травмати­ческих событий.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о