Дионис фото бога – Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии (8 фото)

Содержание

фото, картинки описание культа Диониса.

Дионис не только бог виноградной лозы, вдохновения, растительности и живительных сил природы, но также бог ужаса, экстаза и неистовства.

Картинки Диониса показывают бога ребенком, или юношей в звериной шкуре. Голову бога овивает венок из стеблей плюща, в руках — жезл-тирс, овитый виноградом. Фото произведений искусства позволяют увидеть древние фрески, скульптуры с изображением бога вина.

Очень необычна история рождения Диониса. Гера возненавидела и захотела погубить любовницу мужа, смертную женщину Семелу. Благодаря коварству Геры, Зевс сам сжег любимую жарким огнем молний, но смог спасти недоношенного ребенка, которого поместил в свое бедро и выносил.

Культ Диониса – жертвенное деяние, совершалось женщинами. Фанатичных служительниц культа Вакха (римское имя бога) называли вакханками, менадами, фиадами. А само служение называлось оргией. Женщины пили вино с наркотическими веществами и впадали в безумие, экстаз. По достижении кульминации вакханалии, безумные руками разрывали жертвенных животных и поедали сырое мясо.

На фото картин выше — вакханалии с участием Диониса.

Диониса любили как бога растительности и веселья, но опасались как безумца, так как причиной гнева могло стать недостаточное почитание его божественной персоны.

My notebook: Дионис


Дионис (Бахус) был богом винограда, виноделия и вина, безумие и экстаз ритуал в греческой мифологии. http://en.wikipedia.org/wiki/Dionysus

Дионис, молодой, красивый, но женственные бога вина. Его атрибуты, включенные thyrsos (сосна конус чаевые персонал), чаша для питья, леопард и плодоношения лозы. Он, как правило, сопровождается отряд сатиры и менады (женщины преданные или нимфы).

В соответствии с общими традициями, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма в Фивах (Hom. Гимн VI 56;.. Eurip Bacch инициализации,…… Apollod III 4 § 3), тогда как другие описывают его сын Зевса Деметра, Ио, Диона, или Arge. (Diod. III 62, 74,…. Schol.ad Пинд Пифагора III 177;.. Плут де Flum 16).

Несколько древних поэтов и писателей пытались устроить мифология Диониса в аккуратные хронологический рассказ. Однако это были искусственные конструкции — рассказы были, по большей части, свободное коллекции сильно локализованы, не связанных мифы культа.

Mythographer Аполлодор дает нам опрятных этих повествований.


I. Рождение Диониса

Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca  3. 26 — 28  (пер. Aldrich) (греч. mythographer C2nd н.э.):

«» Кадм [и Harmonia] имела дочерей Автоноя, Ино, Семела и Agaue. . . Зевс влюбился в Семела и спал с ней, обещая ей все, что она хотела, и держать все это от Геры. Но Семела была обманута в Гере Зевс просит приехать к ней, как он пришел к Гере во время ухаживания. Так Зевс, не в силах отказаться, прибывших в ее чертог на колеснице с молниями и громом, и послал молнию на нее. Семела умерла от испуга, и Зевс взял из огня своего шестимесячного ребенка прервана, которые он шил в его бедро.После смерти Семелы в остальных дочери Кадма распространена история, что она спала с смертных, после чего обвинил Зевса, и из-за этого был убит молнией. В свое время Зевс ослабил стежков и родила Диониса, которому он поручил Гермесу «.

Гесиод, Теогония  940 и далее (пер. Evelyn-White) (греческий эпический C8th или 7 г. до н.э.):

«И Семела, дочь Кадма был объединен с ним [Зевс], в любви и родила ему сына великолепный, радостный (polygethes) Дионис, -. Смертной женщины бессмертного сына И теперь они как боги».


Гюстав Моро, Юпитер и Семела


РОЖДЕНИЕ ДИОНИС
Дата: около 405 — 385 до н.э. РЕЗЮМЕ Деталь из центральных фигур картины изображающие рождение Диониса. Новорожденного бога выходит из бедра Зевса. Он изображен в венке из виноградных листьев, и протягивает руки, либо, чтобы предотвратить или обнять богини о схватить его. Зевс возлежит на холме, держа королевский скипетр в руке.


РОЖДЕНИЕ ДИОНИС
Дата: около 470 — 460 г. до н.э. РЕЗЮМЕ Зевса, сидящего на камне, дает рождение бога Диониса с его бедра. Гермес стоит, держа королевский скипетр его отца в одной руке, и в его друга, палочки своего герольда. Он также показан с крылатыми сапоги и Petasos (крышка путешественника).


II. Ухаживала ИНО и нимфы горы 

Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 29 — 30  : 
«Зевс ослабил стежков и родила Диониса, которому он поручил Гермес Гермес взял его к Ино и Athamas и убеждал их принести его как девочку Возмущенные, Гера нанесенные на них безумие касается… Зевс, он избежал гнева Геры, изменив Диониса в ребенка козы. Гермес взял его к Нимфа азиатских Ниса, которую Зевс в последующие места раз среди звезд и назван Гиады «. 
http://www.theoi.com/Olympios / DionysosMyths.html

Силен ПРЕСТАРЕЛЫХ ДИОНИС
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ старый Силен Бог играет с младенцем Дионисом. Рядом с ним сидит Нимфа Nysias проведения гроздь винограда за ребенком. Козлоногий Пан, и Гермес с крылатыми крышкой, сандалии и лиры, сидеть в стороне.


HERMES «Олимпии»
Дата: C4th до н.э. 

РЕЗЮМЕ Гермес держит младенца бога Диониса в его драпированные руку.


Силен и младенцем Дионисом
Дата: C1st — C2nd AD РЕЗЮМЕ Силен нянчит младенца бога Диониса в его руках. Он увенчан венком из ягод.



Младенцем Дионисом ЕЗДА TIGER
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ младенцем Дионисом, одетый в шкуры леопарда плащ и с посохом thyrsos, едет на спине тигра.

Никола Пуссен, забота о Вакх


Питьевой Вакха, Гвидо Рени


Гвидо Рени — Мальчик Вакх

 Караваджо, Вакх

 Караваджо Больной Вакх


Самое раннее изображение бога были просто Hermae с фаллосом (Paus. IX. 12. § 3), или его голова была представлена ​​только. (… Eustath. объявление Hom с 1964 г.) В более поздние произведения искусства, он появляется в четырех разных формах: 


1. Как младенец передан Гермес его сестер, или ласкал и играл на сатиры и вакханки. 


2. Как мужественный бог с бородой, обычно называют индийским Вакха. Он появляется в образе мудрого и достойного восточного монарха, его функции выражают возвышенное спокойствие и мягкость, борода длинная и мягкая, и его лидийский одежды (bassara) длинные и богато пас.Его волосы иногда плавает вниз в замках, и иногда аккуратно намотана вокруг головы, и часто украшает диадема лбу. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html



ДИОНИС и его свита
Дата: около 440 — 430 до н.э. РЕЗЮМЕ  Дионис стоит участие сатиры и Mainas. Бородатый бог, и увенчанный венком из плюща. Он считает, питьевой чашку в одной руке и дважды thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в другой. Mainas бьет бубен и сатиры играет на флейте.



ДИОНИС и САТИР
Дата: около 490 — 480 до н.э. РЕЗЮМЕ Дионис увенчанный венком из плюща, и проведение лоза плодоношения винограда в одной руке, и thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в другой. Он сопровождается игрой на флейте сатир.


Хосе де Рибера, Дионис

3. Молодой или так называемого фиванского Вакха, был доведен до идеала красоты Праксителя.Форма его тела мужественный и сильный очертания, но все же подходит к женской форме ее мягкость и округлость. Выражение лица является вялым, и показывает своего рода мечтательный тоска, голова, с диадемой или венком из виноградной лозы или плюща, наклоняется немного, с одной стороны, его отношения никогда не возвышенный, но легко, как и Человек, который погружен в сладкий мысли, или слегка пьян. Он часто видел, опираясь на своих спутников, или верхом на пантеру, ***, тигр или лев. Лучшие статуи такого рода на вилле Ludovisi.

Еврипид, Вакханки  90 FF (пер. Buckley) (греческая трагедия C5th до н.э.):

«[Дионис] бык рогатый бог, и он [Зевс] увенчал его кроны змей».

Овидий, Метаморфозы  3 . 664 и далее:

«[Тирренского пиратов] обнаружил на этом уединенном месте, мальчик [Дионис], так хороша, как девочка. Он, казалось, катушки, наполовину ошеломленные вином и сна, и почти не следовали вместе. Я смотрел на его одежде, его лицо, подшипники, все, что я видел, казалось, больше, чем смертным я был уверен в этом ….

Овидий, Метаморфозы 4 . 18 и далее:

«Вы [Дионис] у молодежи неувядающей; ты мальчик вовек.. Вам светит справедливым на тверди Когда вы лежали на своих рогов, ваше лицо подобно прекрасной девушки»

Сенека, Федра  753 и далее:

«Вакх [Дионис], из тирс несущих Индии, неподстриженный замки, постоянно молодой, ты, который пугает тигров с твоим виноград одетых копье, и с тюрбаном твой рогатой головой».


ДИОНИС
Дата: около 410 — 400 г. до н.э. РЕЗЮМЕ Detail Диониса от картины с изображением бога и его свиты. Он показан здесь как очень молодых людей с длинными волнистыми волосами. Он держит thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в одной руке, а рядом с ним llies ребенка пантера.


ДИОНИС ЕЗДА PANTHER


Дата: около 400 — 360 до н.э. РЕЗЮМЕ молодого бога Диониса едет боком на спине пантеры с лентами thyrsos (сосна конус чаевые персоналу) в руке. Он увенчан венком из плюща или виноградных листьях.


ДИОНИС и колесница кентавров
период: конец Римской РЕЗЮМЕ бога Диониса, с вином чашу и thyrsos стержня, едет в колеснице, запряженной двумя кентаврами


ДИОНИС и САТИР 
Дата: C4th AD 
РЕЗЮМЕ 
пьяный бог Дионис прогулки поддерживается сатир.Он проливает свою чашу с вином, который слизала по пантера куб. Бог имеет длинные волосы и увенчана венком из плюща. Сатира называется Skyrtos в аналогичной мозаики.

ДИОНИС и PAN
Дата: C4th AD РЕЗЮМЕ Дионис выступает в ореоле и держать чашку питьевой и thyrsos стержень у козы ноги бога Пана.


Вакх, Микеланджело

Вакх, Микеланджело

2-го века Римская статуя Диониса.

Мидас и Вакх Никола Пуссен

4. Вакх с рогами, как у барана или быка. Это представление имеет место главным образом на монетах, но никогда в статуи. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Но я не нашел еще монеты, которые изображают его с рогами.


Глава бородатый Дионис коронован плющом. 
Дата: ок. между 461 и 450 г. до н.э.


Золото phaler (украшение носят на лошадях), один из пары, представляющие Диониса. Сирия, 3-й век до нашей эры.

Фракия, Maroneia. Около 189/8-49/5 до нашей эры. 
AR тетрадрахма (16,57 г, 1 час). 
сплетены голов молодняка право Диониса.



С ума HERA, бродит Египет и Сирия 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 32  : 
«После того, как Гера нанесенный на него безумие, он бродил по Aigyptos (Египет) и Сирии Aigyptian короля Proteus первым приветствовал его.». 


Эта история, вероятно, был изобретен, чтобы объяснить его связь Диониса, египетский Осирис и финикийского бога вина . 


учить оргии Реей-Кибелы во Фригии 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 33:
«Он [молодого бога Диониса] отправился в Кибелы во Фригии Там он был очищен Рея (Кибелы) и преподавал мистический обряд инициации, после которого он получил от нее передачи его и отправился с нетерпением через Фракию [где он. представила разнузданный культ] «. 


ПОЕЗДКИ АЗИИ И ИНДИИ виноградарства ОБУЧЕНИЕ И ВИНОДЕЛИЕ 


Псевдо-Аполлодора, Bibliotheca 3. 34:
«Пройдя Фракии и всей Индии и установить столбы там.» 


Овидий, Метаморфозы 4. 605 и далее:
«. [Дионис] завоевателя Индии» 


самая известная часть его странствиях в Азии своей экспедиции в Индию, которая, как сообщается, продолжалась три, или, по некоторым данным, даже 52 лет. (Diod. III. 63, IV. 3). 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html


Дионис и множество Сковороды, сатиры и Вакха женщин, которым он сопровождался, завоеванных врагами, научил индейцев выращивания винограда и различные фрукты, и поклонение богам, он также основал городов среди них, дал им законы, и оставил после себя столбы и памятники в счастливой стране, которую он таким образом завоевали и цивилизованно, и жители поклонялись ему как богу. (Компонент Strab х р 505;… Арриан, штат Индиана 5,.. Диод II 38;… Philostr Vit Аполлон II 9,… Virg Аеп VI 805.). 
http://www.mythindex. COM / греко-mytho… / Dionysus.html



ДИОНИС и индейцы
Период: Имперский Римский РЕЗЮМЕ Диониса сопровождается Mainas Нимфа и старый бог Selinos, бои индийский воин.


Бог пьянства 


Гесиода, каталоги женщин Фрагмент 87  (от 10 428 Афиней.) (пер. Evelyn-White) (греческий эпический C8th или 7 г. до н.э.): 
«. Такие подарки, как Дионис дал мужчинам, радость и горе и кто все напитки в полноте, в его вина становится жестоким и связывает ему руки и ноги, его язык и его ум и с невыразимой оковы, и мягкий сон обнимает его «. 


Афиней, Deipnosophistae 2. 38е:
«Из условий производства вина, они сравнивают Дионисия, чтобы бык пантера, потому что они, кто позволил себе слишком свободно склонны к насилию … Есть некоторые любители, которые становятся полной ярости, как бык … Некоторые, в том числе , стала, как дикие звери в своем желании бороться, откуда сходство с пантерой ». 


Платон, Законы 665b:
«[В идеале город предложил Платон:] Мы должны постановить, что молодой человек под тридцать может пить вино в умеренных количествах, но что он должен полностью воздерживаться от опьянения и алкоголизма. Но когда человек достиг сорока лет, он может присоединиться к праздничной встречи и вызвать Диониса, выше всех других богов, приглашая его присутствие на обряд (который также является отдыха) из старейшин, которые он даровал человечеству в качестве лекарства против мощной crabbedness старости, что тем самым мы, мужчины могут продлить нашу молодость, и, по забывчивости заботы, настроение нашей души может потерять свою прочность и стать более мягким и пластичным, как железо, когда оно было выковано в огонь «. 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Маркантонио Раймонди, вакхические сцены (пьяный Дионис наклоняется сатира)



Бог безумия, призраки и галлюцинации 


Овидий, Метаморфозы 3. 572  и далее (пер. Melville) (римский эпический C1st до н.э. C1st н.э.):
«Вакх [Дионис] себе, виноградных пучки garlanding лоб, размахивал копьем, что виноградные листья крученого, а у его ног ожесточенные пантеры пятнистый лежал, тигры и рыси тоже в фантомной формы «. 


БОГ переодевания и изнеженности 


Еврипид, Вакханки 350 и далее  (пер. Buckley) (греческая трагедия C5th до н.э.): 
«[Pentheus:] ‘. Это женственные незнакомец [Дионис]» 


Ноннос, Dionysiaca 14. 143 и далее  (пер. Роуз) (греческий эпический C5th н.э.): 
«. [ребенок] Дионис был скрыт от глаз … каждый умный ребенок Он имитировать новорожденного малыша, скрывается в раз … Или он покажет себя, как молодая девушка в желто-оранжевые одеяния и взять на себя притворный вид женщины,. чтобы ввести в заблуждение ума злобным Гера, он формируется губы говорить девичьим голосом, связанные душистые завесу на волосы Он надел все разноцветные женщины одежду: жилет крепится первый о его грудь и фирма круг его груди, и оснащены фиолетовым поясом на бедрах, как группа девственность «.http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html

Джованни Франческо Романелли, Дионис


Дионис, археологический музей, Афины — Фото Джованни Dall’Orto


Дионис (фрагмент) археологический музей, Афины — Фото Джованни Dall’Orto




Тициана, Вакх и Ариадна

 Тинторетто — Ариадна, Венеру и Вакха

 Аннибале Карраччи, Триумф Вакха и Ариадны (деталь)



Бог перевоплощения и Загробная жизнь 


Геродот, истории 2. 123  (пер. Годли) (греческий историк C5th до н.э.): 
«Египтяне говорят, что Деметра [Исида] и Диониса [Осириса] являются правителями нижний мир Египтяне были первыми, кто утверждал, следующие доктрине также, что. человеческая душа бессмертна, и после смерти тела вступает в некоторых других живое затем подходит к рождению, и после прохождения всех существ земли, моря и воздуха, он входит еще раз в организм человека при рождении, цикл которой он завершает в три тысячи лет Есть греки, которые использовали это учение [орфиков], одни раньше, некоторые позже, как если бы это были их собственные,.. я знаю их имена, но не записывать их » 
http:// www.theoi.com / Olympios / Dionysos.html
В древнейшие времена грации или благотворительных организаций, были спутниками Диониса (Pind.Ol. XIII, 20; Плут Quaest Gr 36,…… Аполлон Род IV 424), а в Олимпии он и благотворительности было алтарь общего. (Schol. объявление Пинд Ol т. 10,…. Paus против 14 в плавник) Это обстоятельство представляет большой интерес, и указывает на большие изменения, которые произошли в течение времени в режиме его поклонения, для потом мы находим его сопровождали в его экспедициях и путешествиях по Bacchantic женщин.называется Lenae, Менада, Thyiades, Mimallones, Clodones, Bassarae или Bassarides, все из которых представлены в произведениях искусства, как бушует с безумием или энтузиазма, в яростное движение, их руководители брошены в обратном направлении, с растрепанными волосами, и проведение в руках тирс личного состава (обвитый плющом, и направился с сосновой шишки), цимбалы, сабли, или змей. Силены, Кастрюли, сатиров, кентавров и других существ, как вид, также являются постоянными спутниками бога. (Strab. хр 468;. Диод IV 4-с,… Catull 64 258;.. Афины IP 33; Paus я 2 § 7….) 
http://www.theoi.com/Olympios/Dionysos.html
Жан-Симон Berthélemy, вакханки Игра Тарелки 


Этти Уильям, вакханки Играя в бубен


Виктор Meirelles, вакханки


Лоуренс Альма-Тадема , озаглавленном женщин Amphissa . Это и есть «утро после» женщины принимали участие в одном из диких бешеных празднования Диониса .

  

ДИОНИС отождествляется с чужих богов

Диониса отождествляли с фрако-фригийского бога Сабазий, египетский Осирис, Таммуз финикийского и римского бога Liber, среди прочих.


Сабазий является кочевой всадник и неба Бог Отец фригийцы и фракийцы. В индоевропейских языках, таких как фригийский, zios-элемент в его название происходит от dyeus, общий предшественник Латинской Deus («бог») и греческого Зевса.Хотя греки интерпретировать фригийский Сабазий как с Зевсом и Дионисом, представления о нем, даже в римские времена, показать ему, всегда на коне, как кочевой всадник бог, владеющий его характеристика персонала власти. 
http://en.wikipedia.org/~~V Вики / Сабазий
Сабазий (фрако-фригийский бог) 


Геродот, истории 5. +7  (пер. Годли) (греческий историк C5th до н.э.): 
«Они [фракийцы] поклонялись не богам, но Арес, Дионис [Сабазий] и Артемиды [Bendis] князья их, однако, в отличие от остальных своих соотечественников, поклоняться Hermes. [Zalmoxis] над всеми богами и клянутся только им, утверждая, что у него их предков «. 


Цицерон, De Natura Deorum 3. 21 — 23  (пер. Rackham) (римский ритор C1st до н.э.): 
«[Бог отождествляется с Дионисом] отец третьего [фригийский Сабазий] является Cabirus, он заявил, что он был царем над Азией, и Sabazia было возбуждено в его честь четвертый [фрако-орфических бог Сабазий], сын Юпитера [фракийский бог неба] и Луна [Bendis].. орфических ритуалов, как полагают, будет отмечаться в его честь » 
http://www.theoi com / Olympios / Dionysos.html

Фракийский / фригийский Сабазий


Вполне вероятно, что миграция фригийцы принес Сабазий с ними, когда они поселились в Анатолии (ок. 1200 г. до н.э.?) и что происхождение бога будут искать в Македонии и Западной Фракии. Македонцы были отмечены всадник, коневодов и верховой верующих во времена Филиппа II. 


Переход к Сабазий


естественно синкретический подход греческой религии размыты различия. Позже греческие писатели, как Страбон, 1 века н.э., связанных с Сабазий Zagreos, среди фригийский министров и служители священных обрядов Рея и Диониса. (Страбон, 10.3.15). Страбона сицилийской современный, Диодор Сицилийский, объединяет Сабазий с «второй» секрет Дионис, рожденный от Зевса и Персефоны (Диодор Сицилийский, 4.4.1). Климент Александрийский был проинформирован о том, что тайна тайн Сабазий, как это практикуется у римлян, участвующих змея, хтонических существ, не связанных с монтируются skygod Фригии: «Бог в грудь является скрепа тайн Сабазий к адептам «Климент отчеты (Protrepticus, 1, 2, 16). «Это змея, прошли через лоно посвященных». 


Много позже, греческий энциклопедии, Sudas (10-го века?), категорически государства «Сабазий … так же, как Дионис. Он приобрел такую ​​форму адреса из обряда, относящихся к нему, потому что варвары называют «sabazein» вакхический крик. Следовательно, некоторые греки тоже последуют этому примеру и называют «sabasmos» крик, тем самым Диониса [становится] Сабазий. Они также называли «saboi» тех мест, которые были посвящены ему и его вакханок 
http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/Sabazios.html

Сабазий


бог был представлен на коне борьбы хтонического змея или он часто сидит на троне, держа персонал власти. 
Его появление было величественное один, другой раз мягко и женственные, потому что часть его миф и культ его самокастрации, в том числе ежегодные смерти бога и возрождения. Сабазий часто окружении богини Кибелы, или (особенно в греческой иконографии) от Деметры и Персефоны.Его культ (как, например, одна из Кибелы и Диониса) также сопровождается некоторыми музыкантами и экстатических танцоров, которые держали в руках небольшие змеи с головами подняли вверх. Иногда мы даже можем наблюдать змея крутящий у престола Божьего. Хтонических животных (в том числе рогатая змея, лягушка, черепаха, ящерица), а также тройной Гекаты, бюст Меркурий и жезл, символ солнца и луны, зодиак символы, и даже голова барана на жертвеннике, как шишка, и некоторые греческие надписи, возникшие вокруг бога на некоторых представлениях. Эти атрибуты часто украшали рельефы и небольшие обету руки, которые связаны с культом Сабазий в римском сайтов. 
http://www.anistor.gr/english/enback…nistoriton.pdf

Бронзовая рука используется в поклонении Сабазий (Британский музей). Римская 1-2-го века нашей эры.Руки украшены религиозными символами были разработаны, чтобы стоять в святилища, или, как этот, были прикреплены к полюсам в процессии использования.


Ранний конфликт между Сабазий и его последователей и коренных Богиня-Мать Фригии (Кибела) находит свое отражение в краткие ссылки на Гомера молодой подвиги Приама, которые помогали фригийцы в битвах с амазонками. 
http://www.mlahanas.de/ Греки / Мифология / Sabazios.html
Фракийский всадник  это условный термин для повторяющийся мотив из иконографии Палео-балканской мифологии во времена Римской эпохи. 
традиция свидетельствует из Фракии к Мезии и Малой Скифии, также известный как «Фракийский Герои», в Одессос (Варна) свидетельствует по имени фракийского как Heros Karabazmos, бог подземного мира обычно изображается на похоронах статуи всадника, как убийство зверя копьем. 


Сабазий, фракийского рефлексом индоевропейского Dyeus, отождествляется с Heros Karabazmos, «Фракийский всадник». Он получил широкое значение, особенно после римского завоевания. После того, как христианство было принято, символизм Герои продолжают также представительства Святого Георгия убивающий дракона (сравните Uastyrdzhi / тетри Георгия на Кавказе). 


http://www.answers.com/topic/thracian-horseman

Герои / герой / — фракийского бога охоты, плодородия, жизни и смерти, всезнающий и все услышать Бога — все бог.

Культ фракийского всадника был широко распространен во времена Римской века, что свидетельствует о возрождении религии фракийских в то время — что-то неизвестное для других народов, находящихся под римское господство. Его фигура хорошо известна благодаря многочисленным историческим записям из римского века, 1-4-м веке нашей эры — молодой всадник с копьем и щитом или с убитой дичи в руках, а затем слуги, собаки и льва. Как всезнающий и все услышать богу он был изображен с двумя или тремя лицами. Благодаря смеси различных религий фракийского всадника часто изображается как греческий бог — Аполлон, Асклепий, Зевса, Диониса и др., а также старого иранского бога Митры, а также с некоторыми из их атрибуты — лира (Аполлон) , сотрудники одного змея (Асклепия), впечатляющая борода (Зевс), фригийский колпак (коническая шапка с верхней рванул вперед — Митра) и т. д. Образ фракийского всадника послужили основой для христианского святого Георгия.


«Фракийский всадник» рельеф с латинской надписью в Филиппах.


«Фракийский всадник» полагалась из коллекции Бургас Археологический музей. 2 век н.э.


Фракийский всадник в Национальный исторический музей Болгарии 

Рубенс, Святого Георгия Борьба дракона

Рафаэль Санти, святой Георгий и дракон


Святой Георгий, Гюстав Моро.



Святой Георгий и дракон, Эдварда Берн-Джонса


Эдвард Коли Берн-Джонс — Сент-Джордж


Святой Георгий и дракон в Casa Amatller


Св. Георгия в Новом церковь Св. Маргариты, Мюнхен-Sendling, начале 16 века.


Памятник Свободы (St George убивающий дракона) в Тбилиси


Знаковых изображение святого Георгия на коне попирает змея-дракона под ним считаются похожи на эти дохристианские представления Сабазий, установленный богом Фригии и Фракии. 
http://en.wikipedia.org/wiki/ Saint_G … and_the_Dragon
Сабазий , фракийского рефлексом индоевропейского Dyeus, отождествляется с Heros Karabazmos, «Фракийский всадник». Он получил широкое значение, особенно после римского завоевания. После того, как христианство было принято, символизм Герои продолжают также представительства Святого Георгия убивающий дракона (сравните Uastyrdzhi / тетри Георгия на Кавказе). 


http://www.answers.com/topic/thracian-horseman

Давайте посмотрим на Святой Георгий снова, так как он получил много внимания в искусстве.


Георгия  (ок. 275/281 — 23 апреля 303) был, по преданию, римский солдат из Сирии Палестина и священник в гвардии Диоклетиана, который почитается как христианский мученик. 


эпизод Святого Георгия и дракона добавляется к агиографии Святого Георгия был Восточного происхождения, привез с крестоносцами и пересказывается с придворной принадлежности принадлежащих к жанру романа. Самые ранние известные изображения мотив взяты из десятого или одиннадцатого века Каппадокии и одиннадцатого века Грузия, ранее, в иконографии православия, Джордж был изображен солдат по крайней мере с седьмого века. Самая ранняя из известных сохранившихся повествование эпизода дракон одиннадцатом веке грузинский текст. 
http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_George
По Золотая легенда повествования эпизод Святого Георгия и дракона проходили в место, где он называется «Силене» в Ливии; Золотой легенде является первым поставить эту легенду в Ливии как достаточно экзотические местности, где дракон может можно себе представить. В десятом веке грузинским повествования, место вымышленный город Lasia, и это безбожного императора, который является Selinus. 
город был пруд, как большой, как озеро, где aplague несущих дракон остановился, что отравленный все деревни . Чтобы умилостивить дракона, жители Silene использовать его кормить двух овец, каждый день, и когда овцы не удалось, они кормили его своим детям, выбранных путем жеребьевки. Так случилось, что жребий пал на дочь царя, который в некоторых версиях истории под названием Сабра. Король, обезумевшей от горя, сказал людям, что они могут иметь все свое золото и серебро, и половину своего царства, если бы его дочери были спасены, люди отказались. Дочь была направлена ​​к озеру, украшенный, как невеста, которая подается на дракона. 
Святого Георгия случайно проезжал мимо озера.Принцесса, дрожа, пытался послать его подальше, но Джордж поклялся остаться. Дракон выращенные из озера в то время как они разговаривали. Святого Георгия укрепил себя крестным знамением, он взимается на коне с копьем и дал ему тяжкие 
раны. Затем он призвал к принцессе, чтобы бросить ему свой ​​пояс, и он положил его на шею дракона. Когда она сделала это, дракон следовал девушка, как кроткий зверь на поводке. 
Она и святого Георгия с драконом привели обратно в город Silene, где ужас людей в своем подходе. Но святой Георгий позвал их, сказав, что если бы они согласились стать христианами, и да крестится, он убьет дракона перед ними. Царь и народ Silene христианство, Георгий убил дракона, а тело было возили из города на четыре телеги. «Пятнадцать тысяч человек крестились, без женщин и детей». На месте, где дракон умер, король построил церковь на Святой Девы Марии и святого Георгия, а из алтаря возникла весной, воды которого вылечить все болезни. 
http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_G~~V .. . and_the_Dragon

Другие исследователи предложили иную интерпретацию Святого Георгия и дракона происхождения.


По словам Кристофера Букера он, скорее всего, однако, что  «Джордж и Дракон» История средневековой адаптации древнегреческий миф о Персее и Андромеде , доказательства, которые можно увидеть на сходство событий и языка в обеих историях . В связи с этим, Персей и Андромеда миф был известен на протяжении всего средневековья от влияния Овидия. В изображений, других греческих мифах также сыграли свою роль. «Средневековые художники использовали греко-римского образа Беллерофонт и Химера  в качестве шаблона для представления Святой Георгий и дракон «. 
http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_G…and_the_Dragon

Для просмотра Персей и Андромеда нажмите здесь

Эдварда Берн-Джонса, Персей Цикл 7: Судьбы Выполненные

Тициана, Персей и Андромеда

Легенды и мифы Древней Греции. Детская травма Бога Диониса

+T

Солнца в жизни становится все меньше: осень на дворе, а боги на Олимпе  не заканчиваются. Их там — прорва. Да к ним же идут в наборе ещё герои, титаны, смертные, путавшиеся с богами…

Итак, дети, давайте сегодня поговорим о Дионисе, боге виноделия и вина.

Вот вы заулыбались: винишко, то-сё, выпьем-потанцуем. Заулыбались рано. Судьба Диониса — сурова.

Полюбил Зевс …вы, конечно, заметили: рассказ практически о любых неприятностях в Древней Греции часто именно с этого начинается… Полюбил Зевс прекрасную Семелу, дочь фиванского царя.

Встречаются какое-то время. Зевс ей, по своему обыкновению, говорит: «Проси что хочешь — выполню любую просьбу! » Другая бы девушка сразу изложила списком, а эта говорит: «Подумаю».

Пока думала — появилась рядом Гера, делая вид, что прогуливается. Гера вообще-то, напомню, одна из главных богинь Олимпа и вообще-то родная жена Зевса. Гера говорит Семеле: «Слушай, а прикольно же будет, если Зевс к тебе во всей своей амуниции придет. При полном параде!  В виде Сияющего Бога покажется! Сущность свою божественную предъявит. Попроси-попроси его!»

Семела ей : «Я вообще-то хотела попросить  шуууубу…»

Гера: «Шуба не прикольно».

И Семела — ума палата — просит Зевса показаться ей в его истинном обличии. Зевс, как гласит легенда, не смог отказать.

А дальше, дорогие дети, запомните, что хорошо бы всем пройти короткий курс техники пожарной безопасности и знать где на вашем этаже расположен пожарный гидрант!  Потому что, стоило Зевсу Громовержцу появиться во дворце родителей Семелы, как есть, в виде Сияющего Бога, ступая по мраморному полу под громовые раскаты и с молниями в руках, как эти самые молнии подожгли покрывала с тиграми и синтетические коврики на полу.

Пламя охватило дворец, красавица Семела горит, и внезапно!!! (простите, но это правда!!) рожает сына. Оказывается, Семела была беременна. Никто и не знал! Но ребёнок этот мал и совершенно не жизнеспособен. Видимо, судьба ему умереть… Другой бы растерялся. Но не Зевс! Он хватает сына и …зашивает себе в бедро!

Там носит его положенный срок. И когда приходит время — мал

» Дионис: чувства как они есть

Опубликовано Среда, 23 сентября, 2009, автор Энмеркар

Вопреки расхожему представлению о древнегреческой религии, главным богом там был вовсе не Зевс. То есть, конечно, Зевс был главой пантеона, отцом богов и т.п. Однако поклонение Зевсу не было религиозным в современном смысле слова, оно было скорее политическим и походило на уплату налогов в пользу царствующего правителя.

Силой, действительно заставляющей трепетать душу древнего грека и наполняющей её мистическим чувством, был Дионис – почти забытый в современности бог, которого «опустили» до уровня покровителя виноделия.

Дионис был древнейшим фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к ним как к варварам. Как и у всех народов земледельческой культурой, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию – Дионис.

Религия Диониса пользовалась колоссальной популярностью прежде всего потому, что она возвращала уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы повседневных забот. Цивилизованный городской житель Греции, утомлённый рассудком, не был способен к интенсивным переживаниям (как, впрочем, и современный человек). Дух городского жителя, упорядоченного и благоразумного, нашел свое выражение в культе Аполлона, который мы уже обсуждали.

Культ же Диониса отбрасывал благоразумие, он породил так называемый «энтузиазм», этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы плоской и постной без дионисийского элемента, но его присутствие делает ее и опасной.

Культ Диониса, пришедший из Фракии и лишь упоминаемый у Гомера, в зародыше содержал совершенно иной способ исследования отношения человека к миру. Греки видели в явлении экстаза подтверждение того, что душа представляет собой нечто большее, чем ничтожный двойник «я», и что только «вне тела» душа может проявить свою истинную природу.

“Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом”. (Александр Мень. «История религии».)

Миф о Дионисе двухчастен. Как и во многих других случаях, этот бог имел два воплощения: «старшее» и «младшее». Старший Дионис, Дионис Загрей или Дионис Сабазий («Сабазий», вероятно, означает «спаситель», также общего корня с греч. σέβειν, чтить)– был древним фригийским божеством.

Поначалу его именовали «Владыкой вселенной». Тем не менее, как и у других народов, этот бог Силы Жизни не венчал пантеон, хотя и был глубоко чтим народом.

Позднейшие мифы повествуют, что страстно влюбленный в родную мать, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно матери вложил бараньи ядра, и Деметра родила дочь, Персефону, к которой снова воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.

Дионис как природный бог был подвластен изначальным силам Судьбы и Необходимости.

Едва успев появиться на свет, Дионис сел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, стал своей рукой потрясать миры и метать молнии. Это вызвало ярость Геры, подговорившей титанов убить Диониса. Титаны напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона.  Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею. Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели.

Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками впоследствии рассматривалось как воспроизведение того, что сделали титаны с самим Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были глубинно-земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры.

Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, и тот передал его смертной женщине Семеле, от которой родился Дионис — другой, юный Загрей. Загрей – постоянный эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Подземной царицы, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Зевс испепелил титанов, а из пепла, образовавшегося из тел титанов и Загрей, были созданы люди.

Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы (дочери фиванcкого царя Кадма). По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Возможно, слово «Дионис» означает «хромота Зевса», ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре. Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Нимфы вырастили Диониса в пещере Нисс (поэтому еще один вариант происхождения имени Дионис – «Божественная Ниса».)

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Этот “новый” бог прошел из Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. По мифам, Дионис не только прошел всю землю, он спустился в Аид.

Когда юный Дионис хотел вывести из Аида свою мать, некто Просимн указал Дионису вход в царство мертвых, потребовав за это плату: насладиться телом Диониса. Этот вход находился у болота Алкиония. Дионис согласился, но, когда вернулся, Просимн уже умер. Тогда Дионис срезал ветвь смоковницы, придал ей форму мужского члена и сел на нее. По словам Климента Александрийского, как воспоминание об этом воздвигались фаллосы Диониса, ежегодно ночью на берегах болота Алкиония совершались празднества Диониса. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой. Кроме того, существовало предание, что Древний Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид, так что целью этого нисхождения было обретение полноты природы Диониса.

Безумие было постоянным спутником Диониса. Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного царя была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис также поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей.

Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Дионис был отождествлён и с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами.

Согласно мифу, однажды, во время охоты, Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Он очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Бог долго плакал над его могилой и стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. Именно в память об этом Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино, дающее свободу чувствам. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos.

Вино — атрибут Диониса, такой же, как тирс, канфар, плющ, виноград, змея, свита из животных, сатиров и менад, общее представление о свободе, безответственности, изобилии, счастье и равенстве, или как чувство наркотического опьянения, варьируемое от легкого «навеселе» до экстаза и буйного помешательства.

Традиционно отличал Диониса и его свиту от любых других божеств и людей плющ, который в Греции зимой (во время празднеств Диониса) не сбрасывает листьев.

Римское имя Диониса — Вакх — необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса — Ниса — помещалось то в Египет, то в Индию, по всей Европе появились города с таким корнем (например, Ницца). Название одежды Диониса — бассара — не греческого происхождения. Имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием до н. э.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса — Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.

Когда бог Дионис неожиданно появлялся перед последователями, поднимался чудовищный шум, – переходящий в мертвую тишину, исполненную глубочайшей печали, когда он столь же внезапно исчезал. При появлении Диониса его менады входили в состояние восторга и экстаза, начинали безумно танцевать и впадали в неукротимую ярость.

На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Позднее он отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Поделиться ссылкой:


что это? Интересные факты, особенности, ритуалы и традиции

Известно, что людям порой свойственно наделять богов, которым они поклоняются, собственными чертами. Недаром Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» писал о том, что «Бог есть синтетическая личность всего народа». Таким образом, можно сказать, что культ Дионисия – это наглядное проявление жизнеутверждающего начала, заложенного в жителях Древней Греции, поскольку этот бессмертный обитатель Олимпа являлся для них покровителем виноделия, веселья, поэтического вдохновения и религиозного экстаза. Приходил он на помощь и тем, в ком ослабевал любовный пыл. В общем, был парень «свой в доску».

Развеселый молодой бог

Свой или пришлый?

Согласно установившимся традициям, почитались все гречесие боги. Культ Диониса же выделяется среди них особенно яркими и шумными празднествами, нередко переходившими в разнузданные оргии. Это настолько не соответствовало трезвому темпераменту и ясному уму эллинов, что одно время исследователи полагали, будто он является для них инородным, и был случайно заимствован у каких-то варварских племен. Однако когда в их руки попали записи, сделанные еще до Троянской войны, то есть ранее конца XIII века до н. э., стало ясно, что уже в те давние времена Диониса хорошо знали в Древней Элладе и охотно шли навстречу его фантазиям.

Плод греховной любви

Как и обычаи, связанные с поклонением всем без исключения греческим богам, культ Диониса основан на легендах, порожденных народной фантазией. Согласно одной из них, он являлся побочным сыном верховного бога Зевса, повелевавшего громом, молниями, а заодно и всем миром, на который он их извергал. Матерью же была молодая богиня – то ли Семела (Земля), то ли Селена (Луна) − за давностью лет этого уже никто не помнит.

Но доподлинно известно, что законная жена Зевса – Гера (покровительница брака), узнав о похождениях своего благоверного, воспылала гневом и коварно сгубила его пассию, которая уже была в «интересном положении». Пришлось блудодею самому донашивать ее плод (у греческих богов − это запросто), а разрешившись от бремени сыном, отдать его на воспитание нимфам, обитавшим на одном из островов Эгейского моря (кажется, Крите или Никсосе). Вполне понятно, что эти легкомысленные девицы ничему путному научить парня не могли, и сделали из него бесшабашного прожигателя жизни.

Зевс - громовержец

Друзья-собутыльники

В довершение бед юноша, что называется, попал в дурную компанию – сошелся с весьма сомнительным божеством по имени Селен, который научил его делать из винограда вино, но не объяснил, что пить его следует в меру. Повзрослев и покинув остров, где он продолжал скрываться от мстительной Геры (жены своего папаши Зевса), Дионис вместе с Селеном, который сделался его закадычным дружком, отправился странствовать по свету и, согласно легенде, проделал большой путь. Говорят, эту парочку видели даже в Египте и Сирии.

Склонность к путешествиям похвальна, но беда в том, что на всем пути следования приятели, владевшие искусством виноделия, устраивали разудалые празднества и приобщали людей к безмерным возлияниям, или, проще говоря, насаждали пьянство. Стоит ли теперь удивляться тому, что культ Диониса – это несколько двусмысленный элемент греческой культуры?

Оправданный дебошир

Как известно, пьянство до добра не доводит, и история Диониса является ярким тому примером. Из легенд явствует, что со временем развеселый бог стал впадать в безумие и устраивать самые разнузданные дебоши, что, впрочем, случается и с простыми смертными, не знающими меры в спиртном. Рассказывают, будто однажды дело дошло аж до убийства какого-то эллина, попавшего ему под горячую руку.

Селен - приятель Диониса

Но так уж повелось, что «небожителей» всегда стараются обелить, свалив их вину на кого-то другого. Вот и пьяные выходки Диониса греки объяснили колдовством, якобы насланным на него все той же коварной Герой. Ревнивица же не стала оправдываться и взяла вину на себя. Подобная версия сделалась общепринятой потому, что культ Диониса – это, как утверждали сами эллины, часть их духовного наследия.

Надо заметить, что со временем дебошир стал проявлять агрессивность к тем, кто не желал вместе с ним пьянствовать и упорно отклонял его приглашения. Например, в одной из легенд говорится, что фракийского царя Лигурга – убежденного трезвенника и поборника здорового образа жизни – он лишил разума, и тот в порыве неистовства зарубил топором собственного сына, приняв его за виноградную лозу. Столь же печальной была и участь дочерей царя Минея, отказавшихся участвовать в оргии и поплатившихся за это рассудком. Несчастные девы буквально растерзали приехавшего в гости к их отцу правителя города Фивы. Много и других подобных эпизодов приводится в древнегреческой мифологии.

Несчастная Ариадна

Давая краткое описание культа Диониса, нельзя пройти мимо и весьма благородных поступков, совершенных им во время многолетних странствий. Как видно, широта души и одновременно склонность к пьянству способны мирно уживаться не только на Руси-Матушке. Примером тому может служить женитьба нашего героя на дочери критского царя Миноса – Ариадне, коварно обманутой своим возлюбленным − сыном афинского царя Тесеем.

Однажды она с помощью своей знаменитой нити помогла этому мажору выбраться из лабиринта, где им собиралось отобедать некое чудище. В благодарность за это, а может быть, и по иным причинам, Ариадна надеялась на предложение руки и сердца, но, оказавшись вне опасности, тот вероломно бросил ее.

Несчастная Ариадна

Жена, упавшая с неба

Не в силах пережить горе, юная дева решила покончить с жизнью, но, бросившись со скалы, упала не в бушующее море, а прямиком в объятия Диониса, случайно оказавшегося на берегу. Исполнившись сострадания и оценив по достоинству красоту, буквально свалившуюся на него с неба, герой взял Ариадну в жены, а его отец – всемогущий Зевс – в качестве свадебного подарка наделил ее бессмертием. О том, как она отнеслась к пьянству, которому предавался ее муж, легенды умалчивают.

Не говорят они и о том, как сложилась в дальнейшем супружеская жизнь легкомысленного божества. Известно лишь, что к женщинам его влекло не меньше, чем к вину, и перечень любовных похождений Диониса весьма обширен. В нем упоминается множество побед как над богинями, так и над смертными красавицами. Однажды на его ложе побывал даже юный Гермафродит, сочетавший в себе признаки обоих полов.

Любящий сын и храбрый воин

Следует отметить, что культ Диониса − это еще и прославление героя, пусть вымышленного, но подающего некими своими деяниями повод для национальной гордости. В связи с этим уместно вспомнить приписываемое ему участие в победоносном военном походе против Индии. Легенда гласит, что, провоевав на берегах Ганга три года, он вернулся домой, овеянный славой и отягченный богатой добычей. В связи с этим греками был установлен обычай каждые три года устраивать в его честь бурные вакхические празднества с песнями, танцами и неумеренными возлияниями. Ему же приписывается и создание первого моста через Евфрат, возведенного им вблизи города Зевгма.

Дионис и Семела

Зарекомендовал себя Дионис и как примерный сын. Помня о том, что своим появлением на свет он обязан тайной любви матери к Зевсу, за которую она и была сжита со света ревнивицей Герой, он спустился в Аид (царство мертвых) и вывел ее оттуда живую и невредимую. Счастливый папаша наделил свою бывшую возлюбленную бессмертием, сделав ее богиней по имени Фиона.

Ошибка морских разбойников

Подобно тому, как с легендами о разного рода чудесах связано поклонение прочим древнегреческим богам, например Озирису, Аттису и Адонису, культ Диониса также связан с дарованными ему сверхъестественными способностями – небожитель все-таки. В связи с этим можно привести пример того, как он благополучно избавился от похитивших его пиратов.

Рассказывают, что однажды Дионис по ошибке нанял этих разбойников, отправляясь морем на остров Наксос. Когда недоразумение разъяснилось, было уже поздно – пираты заковали его в цепи и взяли курс к берегам Малой Азии, надеясь продать там на одном из невольничьих рынков. Однако это был, что называется, не их день.

Старинная гравюра "Дионис на корабле"

По слову пленника оковы вдруг упали с его рук, а весла и мачты, превратившись в змей, начали с шипением извиваться на палубе. В довершение всего борта вдруг плотно обвили ветви плюща и виноградных лоз, а воздух наполнился звуками невесть откуда взявшейся флейты. Пираты были отчаянными людьми, и их трудно было чем-то напугать, но от такого сюрприза они в ужасе попрыгали за борт, тогда как никем не управляемый корабль сам собой вдруг развернулся и покорно направился к острову Наксосу.

Вечный обитатель Олимпа

Чем закончилась история земной жизни веселого греческого бога – неизвестно, по той простой причине, что он, как и все прочие небожители, бессмертен и, судя по всему, благополучно пребывает сейчас где-то в заоблачных высях Олимпа. Что же касается устраивавшихся в его честь празднеств, то со временем они потеряли свою сакральную составляющую и приняли форму народной традиции, позволяющей людям на время оторваться от повседневных забот, предаться веселью, или, попросту говоря, расслабиться.

Является ли культ Диониса религией рабов?

Что такое религия рабов, по определению классиков марксизма-ленинизма (не к ночи они будут помянуты)? Это прежде всего религиозное учение, направленное на то, чтобы оправдать существующую в мире систему классового неравенства и вселить в низшие слои общества ложную надежду на воздаяние за покорность эксплуататорам, ожидающее их в загробном мире. Свою концепцию они иллюстрировали цитатами из Священного Писания, претенциозно подобранными и ложно истолкованными.

Однако даже при таком узком и в корне неверном подходе, культ Дионисия нельзя связать с попытками решать или, наоборот, замалчивать социальные проблемы. Он никому ничего не обещал в будущем, а призывал лишь к тому, чтобы сегодня и сейчас сделать свою жизнь хоть немного теплее и радостнее. «Прервите ход серых будней, наполните кубки искрящимся вином и, взявшись за руки, пуститесь в пляс», − призывал он. О каком же рабстве тут может идти речь? Рабы способны только злобно шипеть и все глубже увязать в трясине своей беспросветной жизни.

Бог вина и веселья

Несовместимые культы

Едва ли есть основания искать следы культа Диониса на Руси. История религии не дает к тому сколько-нибудь серьезного повода. Что же касается псевдонаучных утверждений, нередко звучащих со стороны современных поборников язычества о том, будто он был привнесен князем Владимиром вместе с христианством, то они по меньшей мере неосновательны.

В работах многих ведущих историков можно найти упоминание о том, что в Византии, унаследовавшей многие элементы древнегреческой культуры, действительно имело место поклонение некоторым эллинским богам, среди которых был и Дионис. Однако никто из них не говорит о том, что он каким-то образом перекочевал в пантеон наших предков, так что подобные уверения можно считать досужими измышлениями, тем более что культ Диониса и христианство несовместимы.

Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии (8 фото)

Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии (8 фото)

Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Бог Пан — главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

Бог Пан

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война. Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними. И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами. Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов. В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

Миф о Дионисе. Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности

Вот как рассказывает о рождении Диониса Аполлодор:

«Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный чертог на колеснице с молниями и метнул перун. Семела от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро… В положенное время Зевс родил Диониса (как говорит Еврипид, “Когда же приспел ему срок, Рогатого бога родил он, Из змеи он венок ему сделал”, ст. 99-101 [94]), распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу. Последний отнес ребенка Ино и Афаманту, попросив их, чтобы они воспитали дитя, как девочку» [95].

По мнению Фрезера, просьба Гермеса является реминисценцией древнего обычая, согласно которому мальчиков воспитывали как девочек с целью уберечь их от дурного глаза. Но, конечно, это было бы противоестественно. Вероятнее всего, этот сюжетный мифологический ход является переосмыслением воспитания мальчиков на женской половине дома, в том числе затянувшегося развития в женской сфере для того, чтобы подчеркнуть необходимость срочного перехода в мужскую сферу развития и отношений [96].

Потому величайшие богатыри и герои — Геракл и Ахилл — какое-то время вынуждены сидеть в гинекее, переодетые женщинами, пока их не призывают проявить мужественность в подвигах. В случае же с Дионисом история получилась другая:

«Разгневанная этим Гера поразила Афаманта и Ино безумием, и Афамант убил своего старшего сына Леарха, приняв его за оленя, а себя вообразив охотником. Ино же бросила Мели-керта в сосуд с кипящей водой и затем, подняв труп ребенка на руки, кинулась в морскую пучину [97]».

Есть и другие версии гибели приемных родителей Диониса и их родных детей, сходящиеся еще лишь в одном: Дионис сделал Ино морской богиней. Младенца же Диониса Зевс превратил в козленка, чтобы спрятать от Геры, и отнес к нимфам дождя — Гиадам. Позже громовержец отблагодарил этих нимф, поместив их на небо как созвездие. А Дионис с тех пор научился превращаться в козла (когда боги бежали от Тифона в Египет в облике различных животных, Дионис принял этот облик). Вдобавок, Дионис мог превращаться в быка или видеться людям с «двойным зрением» с рогами этого животного [98]. Также его представляли в облике дракона или льва. Все это связывает Диониса с более древними, хтоническими силами души. Когда греческие боги стали слишком разумны и антропоморфны, к ним присоединился оборотень — Дионис.

Дионис нашел виноградную лозу, вокруг него собрались сатиры и появились вакханки. И в то же самое время Гера наслала на него безумие. Так Дионис бродил сумасшедшим по разным странам, пока не явился к богине Кибеле-Рее во Фригии. От нее он получил столу (праздничный женский наряд) и направился, по одним версиям, в Египет, а по другим — в Индию. Иногда говорят, что вначале — на запад, потом — на восток.

На острове Фарос его гостеприимно принял царь Протей и признал в нем сына Зевса. Дионис уговорил нескольких цариц амазонок вернуть царство царю Аммону, разбив титанов, и сам предводительствовал ими. И царь Аммон получил свое царство. Это была одна из первых военных побед Диониса. Впрочем, дальше Дионис был не столь благосклонен к амазонкам и начинал воевать с ними, лишь только встретив сопротивление и неприятие. Он жестоко расправлялся с теми, кто его не признавал. Тех же, кто узнавал в нем сына Зевса и бога, он учил виноградарству, давал им законы и основывал на их землях города.

Царь эдонов Ликург захватил всех вакханок и сатиров, Дионис же укрылся у морской богини Фетиды (опекунши Гефеста и матери Ахилла, заметим). Затем освободил вакханок и наслал безумие на самого Ликурга, который в умопомешательстве убил своего сына. После этого Дионис как бог, следящий за порядками среди людей, проклял землю, и она стала плодоносить вновь только после того, как Ликурга казнили собственные подданные. Атрибутом вакханок и Диониса был тирс — увитый плющом жезл с навершием в виде шишечки.

Дойдя до Индии, Дионис отправился обратно в Грецию. (Некоторые относят только к этому моменту посвящение Диониса в мистерии Кибелы-Реи.) В Фивах он вначале увел всех женщин, которые его не признали, и те стали вакханками. Царь Пентей (Пенфей) пытался запретить их праздники, но его растерзала в припадке вакхического безумия собственная мать Агава вместе с тетками. Об этом рассказывает трагедия Евприпида «Вакханки». В Аргосе, желая доказать людям, что он и вправду бог, Дионис наслал на женщин безумие, и они стали убивать своих грудных детей. Исцелил их только прорицатель Мелампод.

По дороге Дионис нанял корабль, который оказался пиратским. Пираты решили продать Диониса как красивого юношу на рынке. Тогда весла и мачты превратились в змей, корабль заполонили ветки плюща, и всюду слышались звуки флейты. Пираты сошли с ума и побросались в воду, где превратились в дельфинов. А Дионис поплыл дальше. После этого люди признали в нем бога.

Дионис же отправился в Аид, подарил Персефоне миртовое дерево и получил разрешение вывести свою мать, назвав ее новым именем — Тиона. Вместе с ней он вознесся на небо, где его признали все олимпийцы.

Когда герой Тесей вез с собой критскую царевну Ариадну домой в Афины, они остановились на острове Наксос. Там то ли Тезей сам покинул Ариадну, и ее нашел Дионис, то ли Дионис успел похитить ее раньше. Так или иначе, он сошелся с ней на острове Лемнос и сделал своей женой и богиней. Свадебный венец Ариадны Дионис поместил среди звезд. Ариадна родила ему сыновей То-анта, Стафила (будущего аргонавта), Ойнопиона и Пепарета. А по версии «Одиссеи», Артемида вначале убила Ариадну, чтобы бог мог сочетаться с ней браком.

Дионис стал признанным олимпийским богом. Чтобы он смог войти в число двенадцати главных божеств, Гестия, богиня домашнего огня, уступила ему свое место. В битве богов с гигантами (чудовищными порождения Геи, огромными, змееногими, волосатыми, косматыми и бородатыми) Дионис убил Эврита своим тирсом. Известно также, что Дионис наделил внучек Аполлона Элаиду (от «олива»), Спермо (от «семя») и Ойно (от «вино»), прозванных Ойнотрофами, даром творить из земли злаки, масло и вино. И девушки доставляли припасы войску ахейцев в Троянской войне.

«Дионис славится как Лиэй (“освободитель”), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, разрушает стены» [99]. Полагают, что культ Диониса первоначально представлял собой мистерии плодородия, в ходе которых женщины носили изображения фаллосов и устраивали священные оргии. Однако уже Еврипид показывает дионисийские празднества как мистические, имеющие мало общего с сексуальной распущенностью. Вдобавок, исторически именно в рамках культа Диониса возникла и достигла расцвета греческая трагедия. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса. В Афинах в его честь проводились торжественные процессии и разыгрывался священный брак бога с супругой правителя. Великие, или Городские, Дионисии, проходившие в марте-апреле, включали в себя не только процессии, но и состязания поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. В январе — феврале проходили Леней, во время которых исполнялись новые комедии. Малые, или Сельские, Дионисии праздновались в декабре-январе и повторяли драмы, уже сыгранные в городе.

В эпоху эллинизма культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия. В Риме Дионис почитался как Бахус или Вакх (отсюда название «вакханки»). Его сравнивали и отождествляли с Осирисом, Сераписом, Адонисом, Амоном, Либером и даже Митрой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о