Что такое аскеза определение – Что такое аскеза простыми словами

Содержание

аскеза тела, аскеза речи, аскеза ума

Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:
  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

КайлашКайлаш
Аскезы Речи:
  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».
Аскезы Ума:
  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты. 

ГандхариГандхари

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Гандхари

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Гандхари

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами…

— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание… Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял… Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал…
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Гандхари

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Гандхари

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

www.oum.ru

Что такое аскеза и зачем она необходима?

Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, боль и весь комплекс негативных эмоций. К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в пище, потребительстве, общении и прочем — это идет ему во благо, способствует духовному развитию и очищению кармы.

Шрила Прабхупада, святая личность в ведической традиции, который привез Веды на Запад, в комментариях к “Шримад Бхагаватам” пишет, что такое аскеза или тапасья – это путь добровольных епитимий и воздержания от материальных наслаждений. Того, кто приучен воздерживаться от материальных наслаждений, называют дхирой, то есть «человеком, которому чувства не доставляют беспокойств».

аскеза

Из описания видно, что, предаваясь аскезам, ничего приятного для себя получить нельзя. “Воздержание от материальных наслаждений” – это явно не то, о чем мечтает 98% населения земли.

Но, тем не менее, все священные писания (не только ведические) прославляют аскезу как путь обретения силы и могущества. Чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться.

В “Шримад Бхагаватам” говорятся, что такое аскеза:

“аскеза является единственным источником всякой силы”, (ШБ 2.9.24).

Все ценное в этой жизни можно получить только при помощи аскезы (на санскрите – тапасьи). Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху пишет:

Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уважения, славы и почета, нужно совершать суровые аскезы — без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью”.

Вспомните знаменитостей, богатых людей, которые добились успеха в жизни: каждый из них трудился для этого очень сурово. Томас Эддисон работал в гараже по ночам, экспериментируя с электричеством. Стив Джобс посвящал все свое время разработкам новых продуктов и продвижению компании Apple. Даже знаменитые актеры проводят на съемочных площадках иногда по 16-17 часов в сутки, недосыпая и забывая об отдыхе.

Ценные вещи никогда не даются даром. За все нужно платить. И единственная валюта, которую принимают Высшие силы – наши аскезы, тапасьи. Вот что такое аскеза.

аскеза

Что собой представляют правильные аскезы?

Но что такое аскезы? Как их правильно совершать, чтоб не зря, и чтоб был результат? Об этом рассказывается в 17 Главе “Бхагавад-гиты” (17.14-17). Сначала речь идет об аскетизме в благости – то есть правильных аскезах, которые приведут к счастью:

“14. Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
15. Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
16. Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
17. Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости”.

То есть, если придерживаться этих аскез (для тела, речи и ума), можно исполнять любые желания и стать счастливым. Потому что только гуна благости дает счастье человеку в материальном мире. Особое внимание обратите на стих 17.17, где описано главное условие, при выполнении которого аскеза будет считаться аскезой в благости.

Неправильные, или невежественные аскезы

Но существуют также неправильные аскезы – те, которые приводят к страданиям и во время их совершения, и в результате получения плодов от аскез. Об этом “Бхагавад-гита” говорит в последующих стихах:

“18. Aскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
19. Aскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества” (Бхагавад-гита, 17.18-19).

Bсе, что делается в гуне страсти, приносит кратковременное ощущение счастья поначалу и разочарование и несчастье в итоге. А все, что делается в гуне невежества – и в начале, и в конце приносит одни страдания.

“О сын Бхараты, гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти – корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия” (Бхагавад-гита, 14.9).

У человека есть право выбора – поступать, как написано в писаниях, совершать благостную аскезу и быть в результате счастливым, или же все равно совершать аскезу, не менее суровую, но в гунах страсти или невежества, и быть несчастным, потому что не понимает, что такое аскезы.

Для чего они нужны

Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:

  • Очистка кармы. С каждой выполненной аскезой узелки кармы будут развязываться, карма будет постепенно очищаться от долгов в прошлом и будущем.
  • Стимуляция жизненной энергии, увеличение потенциала.
  • Исполнение желаний, обретение материальных благ.
  • Тренировка силы воли.
  • Улучшение физического состояния.
  • Очищение сознания от информационного мусора, переоценка ценностей, приоритетов.
  • Избавление от разрушительных качеств характера: жадности, алчности, высокомерия, корыстолюбия, эгоизма.
  • Умение жить в настоящем моменте: не переживая о будущем и не зацикливаясь на прошлом.

Так, главная цель аскетичного ограничения — это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями. Известно, что некоторые аскеты (особенно в Индии и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний — приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.

Особенности духовной практики

В Аюрведе считается, что мужчина и женщина обладают разными энергиями: мужская управляется Солнцем, а женская — Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна — за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.

женские аскезы

Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.

Истинный аскетизм

Часто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от никотина, алкоголя или мяса на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой. Аскетический образ жизни — это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.

Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя — зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы. Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого — бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям — со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!

 

 

Источник: https://lifegid.com

(Visited 6 779 times, 9 visits today)

Please follow and like us:

error

tainoznanie.com

Что такое АСКЕТИЗМ (Аскеза) — что это значит, слово, определение

Аскетизм (Аскеза) – это термин, который используют в религии, философии, и светской среде, для определения образа жизни связанного с добровольным воздержанием от различных видов мирских удовольствий. Как правило, воздержание относится к сексуальной активности, потреблению алкоголя и накопления имущества. Сам по себе, термин «Аскетизм», предположительно происходит от греческого слова «аскезис (askesis)», что означает «практика», «тренировка» или «упражнение».

 

Что такое АСКЕТИЗМ (Аскеза) – значение, понятие, определение простыми словами.

 

Простыми словами, Аскетизм – это приверженность человека к идее воздержания от всевозможных мирских удовольствий. Другими словами, можно сказать, что аскетизм – это добровольный отказ от:

 

  • Секса;
  • Разнообразия и обилия пищи;
  • Спиртных напитков;
  • Модной одежды и гаджетов;
  • Лакшери предметов и услуг;
  • Накопления капитала;
  • Развлечений и буйного веселья.

 

Исходя из подобного списка ограничений, можно сделать вывод, что аскеза – это противоположность гедонизму. Тех, кто практикует подобный образ жизни, принято называть – Аскетами. По своей сути, аскеты – воспринимаются как весьма скромные и благочестивые люди, стремящиеся достичь душевной гармонии с собой и миром.

 

 

Суть, принцип и идея аскетизма – простыми словами.

 

Многие аскеты верят, что действия по самоограничению и очищению тела, помогает очистить душу, и обрести большую связь с Божественным или обрести внутренний мир и покой. Что собственно и является главной идеей и основополагающей концепцией аскетизма. Также аскеты утверждают, что ограничения предоставляют им большую свободу в различных сферах их жизни, таких как повышение ясности мышления и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям.

 

 

Виды аскетизма:

 

Если говорить о видах или формах аскетизма, то многие, как правило, делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой, что под «духовным», подразумевается отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействий с миром. Материальный, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, то многие аспекты из этих форм, будут соприкасаться, поэтому, аскетизм также можно разделить на следующие категории:

 

  • Светский аскетизм – без участия религиозного влияния;
  • Религиозный аскетизм – основан на религиозных верованиях и догматах.

 

 

Нерелигиозный (Светский) аскетизм.

 

По своей сути, светский аскетизм базируется на философских или личностных представлениях человека о жизни. Многие люди, по своему усмотрению, или в силу определенных нерелигиозных убеждений добровольно отказываются от тех или иных благ. Проще всего, можно разобраться в данной концепции, если рассмотреть ее на примерах:

 

  • Многие хакеры считают свои программные проекты более важными, чем личное благосостояние или комфорт;
  • Некоторые художники, минимизирует свои расходы на проживание, чтобы тратить больше времени и сил на искусство;
  • Иногда, люди ведут аскетичный образ жизни, чтобы освободиться от современных пристрастий, таких как алкоголь, табак, наркотики, фаст-фуд, азартные игры и секс;
  • Профессиональные спортсмены воздерживаются от секса, сытной пищи и других удовольствий перед крупными соревнованиями, чтобы мысленно и физически подготовиться к предстоящему соревнованию.

 

 

Религиозный аскетизм.

 

Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.

 

 

Христианский (православный) аскетизм.

 

Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.

 

 

Аскетизм в Исламе.

 

Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.

 

 

Аскетизм в Иудаизме.

 

История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.

После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.

 

 

Аскетизм в Индуизме.

 

В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.

 

 

Практика аскетизма в Джайнизме.

 

Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ТУТ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Также, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.

 

 

Аскетизм в Буддизме.

 

Как и в случае с индуизмом и джайнизмом, цель буддийской практики состоит в том, чтобы положить конец страданиям циклического существования и достижению нирваны. Чтобы достичь этого, нужно очищать и тренировать ум.  Необходимо действовать в соответствии с законами кармы, выполняя позитивные действия и избегая негативных, вредных действий. По факту, буддизм так же, как и джайнизм поощряет такие проявления аскетизма как: пост, практику йоги, медитацию и так далее.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

chto-takoe.net

Что такое аскеза для мужчин и женщин простыми словами. Суть, виды

Люди, занимающиеся самосовершенствованием и саморазвитием, прекрасно знают, что существует множество инструментов, которые можно использовать с этой целью. Одним из таких инструментов является аскеза.

Многих из нас хоть что-то, но слышали об аскетизме. Но большинство совершенно не понимает, в чем заключается смысл данной духовной практики, и не осознает, какую пользу можно получить, если систематически практиковать одну или несколько аскез. Многие думают, что аскетизм – это что-то плохое и негативное, ведь эта духовная практика требует от человека покинуть зону комфорта и начать заниматься тем, чем ему заниматься совершенно не хочется. На самом деле аскеза – это полезное занятие, которое способствует личностному росту и духовному развитию.

Чем же является аскеза? В чем заключается её суть? Какие виды аскезы существуют? Какую пользу можно получить, если начать её практиковать? В данной статье обсудим эти и другие важные вопросы, касающиеся аскезы и её влияния на нашу жизнь.

Аскеза: что это такое простыми словами?

Аскеза – это инструмент саморазвития и духовная практика, которая предполагает добровольный выход из зоны комфорта и осознанное вхождение в зону психологического, физического или любого другого дискомфорта. Аскеза требует от человека определенных усилий, иначе у него вряд ли получится добиться видимых результатов.

Рассматривая данное понятие, сложно не заметить, что основной акцент делается на таких словосочетаниях, как «добровольный выход» и «осознанное вхождение». Человек, практикующий аскезу, не должен страдать и терпеть какие-то неудобства только потому, что ему это зачтется в другой жизни. К данному вопросу необходимо подходить смиренно и спокойно.

Чем больше смирения и спокойствия вы продемонстрируете во время аскезы, тем быстрее и эффективнее начнете меняться в лучшую сторону. Если же к аскезам вы будете относиться как к какому-то обременительному, негативному и лишающему вас земных радостей занятию, то вы не только не будете самосовершенствоваться, но и превратите свое существование в ужасную пытку.

Эксперты утверждают, что аскезу с пользой для себя могут практиковать только те люди, которые предельно ясно понимают и четко осознают, что благодаря этому инструменту саморазвития они смогут эффективно расти в духовном плане, накапливать внутреннюю энергию и становится более совершенной личностью.

Аскеза: что это такое простыми словами

В чем заключается суть аскезы?

Любой среднестатистический человек может задать резонный вопрос: «Зачем мне добровольно отказываться от радостей жизни и принуждать себя заниматься тем, что меня совершенно не радует и не привлекает?». Ответ на этот вопрос очень прост! Причинять себе неудобства, создавать дискомфорт и испытывать физические или душевные страдания необходимо для того чтобы укрепить свою силу воли и накопить внутреннюю энергию.

Сила воли – одна из самых важных качеств любого человека. Если человек обладает силой воли, то может без труда разобраться с любой жизненной проблемой, решить любую поставленную перед ним задачу, преодолеть любую трудность. Только обладающая мощной силой воли личность имеет высокий уровень стрессоустойчивости, не страдает от нервного перенапряжения, может быть уверенной в себе, своих силах и возможностях. Сила воли помогает создать в сознании образ победителя!

Внутренняя энергия – мощная сила, которая дарит нам уверенность и ясность, позволяет генерировать новые идеи, творить и созидать, зажигает наш внутренний огонь, дает нам силы двигаться дальше и совершать реально стоящие действия. Благодаря внутренней энергии мы преодолеваем все возникающие на нашем пути препятствия, ощущаем себя сильными, смелыми и самодостаточными, стремимся к более качественной жизни.

Без внутренней энергии или внутреннего огня человек будет испытывать апатию, лень, раздражение и неуверенность в собственных силах, поэтому никогда не сможет воплотить свои мечты в реальность. Люди, не имеющие силы воли и внутренней энергии, всю жизнь топчутся на одном месте, так как не знают, куда им двигаться дальше, чтобы реализовать свой внутренний потенциал и создать что-то важное.

Кому рекомендовано практиковать аскезу?

1. Специалисты рекомендуют данную духовную практику тем людям, которые всю жизнь потакают своим бесконечным потребностям и желаниям. Такие люди страдают от недостатка силы воли и не накапливают внутреннюю энергию.

2. Аскеза как инструмент саморазвития и самосовершенствования поможет вам в том случае, если вы не умеете преодолевать жизненные трудности, а любое возникающее на вашем жизненном пути препятствие воспринимаете как ужасную трагедию, бороться с которой у вас нет ни сил, ни желания. Аскетизм научит вас доводить начатые дела до логичного конца.

3. Если вы испытываете неуверенность в себе, своих силах и завтрашнем дне, не можете самостоятельно принять важное решение, чувствуете, что не управляете своей жизнью, являетесь мнительным и постоянно испытывающим разного рода сомнения человеком, то аскеза – это именно то, что вам нужно! Благодаря аскезе вы начнете воплощать свои мечты в реальность, станете более дисциплинированной, ответственной, серьезной и мудрой личностью.

4. Практиковать аскезу следует и тем людям, жизнь которых основана только на чувствах и эмоциях. Чтобы стать духовно развитой личностью, необходимо мыслить рационально. Не зря Будда утверждал, что одержать победу в любой битве сможет только тот человек, который сумел победить самого себя!

5. Люди, практикующие аскезу, рассказывают, что данная практика не только помогла им побороть лень и апатию, но и наполнила их жизнь истинной радостью и счастьем. Что-то подобное мы испытываем тогда, когда удовлетворяем одно из наших бесконечных желаний или потребностей. Но позитивные эмоции от аскезы, в отличие от позитивных эмоций от удовлетворения сиюминутной потребности, длятся намного дольше, заряжают нашу жизнь внутренней энергией, мотивируют двигаться дальше и добиваться поставленных целей, дарят дополнительный заряд бодрости. Поэтому отдать предпочтение аскезе стоит и тем людям, которые устают на работе и все свободное время проводят на диване у телевизора или на кухне у холодильника.

6. Надоело испытывать упадок сил? Не хотите чувствовать себя обессиленным и подавленным человеком, который всю свою жизнь бегает по кругу и не получает от этого никакого удовольствия? Тогда тренируйте свою силу воли при помощи аскез! Силу воли можно сравнить с мышцей, а аскезы – с гантелями, благодаря которым можно эту мышцу накачать и укрепить!

Три вида аскез

Буддисты и йоги утверждают, что существует три вида аскез: аскезы Ума, Речи и Тела.

Аскезы Ума отвечают за психическую силу и здоровье человека. К ним относятся такие аскезы, как контроль эмоций и чувств, обуздание эмоций и чувств, смирение, покаяние, уважительное отношение к другим людям, проявление доброты по отношению к другим людям, самоанализ, раскаяние, размышления, чтение Священных Книг, осознание основоположных законов и принципов Вселенной и т.д.

Аскезы Речи помогают избавиться от негативных и деструктивных мыслей, очищают душу от скверны, учат относиться к другим людям более толерантно, терпеливо и спокойно. К данному виду аскез относятся такие аскезы, как избавление от критики, разного рода обсуждений и осуждений, отказ от злословия, сплетен, криков, перебивания собеседника, споров, избегание «насильственных» разговоров с собеседником, которому такие разговоры совершенно не интересны.

Одна из главных аскез Речи – отказ от переубеждения кого-либо в чем-либо. У каждого человека свой путь. Мы можем только поделиться с другими людьми той информацией, которая для нас является ценной и важной, но у нас нет никакого права заставлять кого-либо разделять нашу точку зрения!

Аскезы Тела существуют не для того чтобы навредить физическому телу или удовлетворить какие-то мазохистские наклонности. Самоистязание, фанатизм, мазохизм или садизм к аскетизму не имеют никакого отношения. Задача аскез Тела заключается в том, чтобы укрепить силу воли, накопить достаточно внутренней энергии для достижения поставленных целей и научиться контролировать свои чувства, эмоции и желания.

К аскезам Тела относятся такие аскезы, как отказ от вредной и препятствующей духовному развитию пищи, паломничество, молитва, физические нагрузки, нахождения в местах с хорошей и позитивной энергетикой (благостные места), чистота одежды, чистота тела, простота, скромность, контроль страстей, отказ от насилия и т.д.

Простые аскезы для мужчин

У каждого мужчины в жизни должна быть цель. Представитель сильного пола, который бесцельно проживает свою жизнь, никогда не сможет духовно развиваться и стать более совершенной личностью.

Простенькие аскезы для ранее не знакомых с этой духовной практикой мужчин помогут укрепить силу воли, зажечь внутренний огонь и избавиться от постоянного чувства усталости, апатии и ненужности.

Аскезы для мужчин

Молитва или общение с Вселенной

Молиться или общаться с Вселенной каждый день? Большинство мужчин ответит, что в этом нет ничего сложного. Но речь идет не об автоматическом воспроизведении определенных слов молитвы, а об осознанном общении с Высшими силами!

Если постоянные бытовые дела, загруженность на работе, усталость и другие внешние или внутренние факторы не позволяют вам освободить хотя бы 10 – 15 минут в день, чтобы остаться наедине со своими мыслями и обратиться к Божественным силам, то эта аскеза – именно то, с чего вам нужно начинать знакомство с данной духовной практикой.

Поначалу вы с удивлением заметите, что 10 – 15 минут на молитву – это не мало, а очень много. Вы будете заниматься всем, чем угодно, лишь бы хоть на полчасика оттянуть момент, когда вам нужно будет сосредоточиться на своих мыслях и начать сокровенный разговор. Если продержитесь хотя бы 2 – 3 недели, то сможете не только укрепить силу воли, но и осознаете, что ваше «я» — это не тело, в котором есть душа, а душа, поселившаяся на некоторое время в физическом теле.

Холодный душ каждое утро

Холодный душ каждое утро? Большинство мужчин, проснувшись утром и покинув теплую постель, мечтает лишь об этом – опять оказаться в постели! Особенно в холодное время года, когда в квартире, по сравнению с кроваткой, намного прохладнее. Но не стоит забывать о том, что аскеза – это добровольный выход из зоны комфорта. Хотелось бы, чтобы сила воли укреплялась сама по себе, но это так не работает!

Только те занятия, которые требуют усилий ума и воли, можно по праву назвать важными и нужными. Именно такие занятия наполняют жизнь смыслом и мотивируют двигаться дальше. Все остальные дела – обычная суета, которая отвлекает от реально важных и способствующих личностному росту дел.

Простые аскезы для женщин

Многие представительницы прекрасного пола любят давать себя разные обещания, которые, как и обеты, относятся к аскезам. Но женщина, которая решила запретить себе что-то делать или планирует добровольно заниматься тем, чем заниматься ей совершенно не хочется, должна обладать железной силой воли и высоким уровнем самодисциплины, иначе обещания так и останутся обещаниями. Именно поэтому для многих девушек тот заветный понедельник, который должен символизировать собой начало новой жизни, так никогда и не наступит.

Если вы начнете практиковать аскезы, то в ближайшем будущем поймете, что походы по магазинам, бесконечные разговоры по телефону с подружкой, посиделки с коллегами, онлайн-игры и общение с ненужными вам людьми отвлекает от реально важных и полезных занятий. Если дело, которым вы занимаетесь, не способствует вашему внутреннему развитию, то такое дело нельзя назвать полезным или важным.

Что такое аскеза для женщин

Отказ от переедания

Многие женщины, независимо от возраста, социального статуса и данных себе обещаний, приходя домой с работы, не могут отойти от холодильника, пока не съедят все, что в нем находится. И глупо ждать какого-то принца на белом коне или супермена, который вдруг материализуется на вашей кухне и скажет вам, что вы поступаете очень плохо. Только вы сами сможете помочь себе.

С помощью данной аскезы, практиковать которую поначалу очень тяжело, а иногда и невыносимо, вы не только перестанете подвергать свой организм колоссальной нагрузке, но и сможете избавиться от пары-тройки лишних килограммов и нескольких сантиметров на талии.

Проснуться на час раньше обычного

Всегда хотели рано ложиться спать и рано просыпаться, чтобы иметь достаточно времени на все те дела, которые вы себе запланировали? Почему бы и нет? Данная аскеза поможет вам добиться необходимого результата.

Отправляясь в царство Морфея, многие женщины обещают себе, что завтра обязательно проснутся раньше обычного, не спеша выпьют чашечку чая или кофе, выделят немного времени на медитацию, утреннюю пробежку или зарядку, а затем нормально соберутся и пойдут на работу в отличном расположении духа или же займутся решением текущих задач. Но, проснувшись утром после третьего звонка будильника, большинство из них понимает, что выполнить вчерашнее обещание не так уж просто и легко.

Если вы на протяжении 2 – 3 недель будете себя заставлять просыпаться хотя бы на час раньше, чем обычно, то через некоторое время с удивлением заметите, что это занятие не только больше не вызывает у вас никакого внутреннего сопротивления, но и стало частью вашей обычной жизни.

Не верите? Начните практиковать аскезу и убедитесь в этом сами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bestlavka.ru

Аскеза — это… Что такое Аскеза?

Аске́за (от греч. ασκεσις  — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.

Проблемы с содержанием статьи Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.


Аскет — человек, практикующий аскезу.
В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.

Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.

В Древней Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге

Проблемы с содержанием статьи Будда в аскезе — изображение в лаосском храме

В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

Он пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.

Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.

В целом иудаизм отрицает аскетизм[1], однако в древности имелись течения, признававшие аскетизм:

Античная религия, философия

В исламе аскетизм практикуют дервиши, суфисты и др.

Аскеза — это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.

— Святейший Патриарх Кирилл

В христианстве аскеза понимается, как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

В христианство термин пришел из античной культуры. Слово восходит к глаголу греч. аскео, означавший искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим к этому слову добавился новый смысл, который не был знаком языческому миру.

Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай свое внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.

Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов, целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается у христианства как аскеза.

Мирской аскетизм

Критика и отрицание аскетизма

  • В целом иудаизм отрицает аскетизм[3]. Однако имеются течения, которые признают аскетизм.
  • Религия Бахаи отрицает аскетизм.

Эпоха возрождения

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Аскеза — это… Понятие, основа и суть, для чего нужна и виды аскезы

Аскеза – это сознательно и добровольно совершаемый акт по усмирению своей плоти и устранению моральной нечистоты. Под определение данного понятия подходят любые ограничения, помогающие человеку избавиться от всего, что ему мешает развиваться как духовной личности, с одной оговоркой – принятые неудобства не должны восприниматься как мученичества или кара за прегрешения.

Что такое аскеза

В истории развития любой культуры можно найти яркие примеры подвижничества, изменившие представление людей об истинных ценностях. Настоящие аскеты, искренне верящие в то, что телесные и моральные воздержания приближают их к божественной сути, всегда имели много последователей, однако всеобщее признание не изменяло их образа жизни.

Итак, что такое аскеза? В определении этого понятия заложена суть добровольного договора человека с самим собой о том, что отныне его жизнь будет подчинена другим идеалам. Никакие внешние условия, в том числе и поклонение окружающих, не могли изменить силу этого договора.

Вхождение в аскезу («тапасью» на санскрите) ознаменовывалось дачей обетов, налагающих на будущее существование подвижника ряд ограничений, связанных с получением удовольствий. Наиболее ярые адепты духовной практики не довольствовались частичным усмирением своей плоти и стремились полностью поработить ее, систематически умерщвляя голодом, побоями и сложными условиями жизни.

В современном мире разновидностями аскетизма можно считать: стремление к минимализму, отказ от секса, жесткие диеты, веганство и др.

Комната аскета

Ценность аскезы для человека

Что такое аскеза в жизни просветленного? Шрила Прабхупада, известный религиозный деятель из Индии, расценивал самоотвержение как неотъемлемую часть истинного развития человека. Он и его последователи были уверены, что иначе как через следование по пути аскезы никто из людей не смог бы заслужить почета, уважения и других благ, являющихся на самом деле плодами суровых ограничений.

По мнению индийского мудреца, тапасьи, наложенные определенные рамки даже на 1-2 сферы жизни индивида, могут кардинально изменить его судьбу и привести к значительным улучшениям качества его существования. К ним относились:

  • кармическое очищение, которое неизбежно следует за каждым выполненным обетом;
  • улучшение энергообмена с окружающим миром, увеличение личных возможностей;
  • быстрое достижение поставленных целей;
  • положительное отношение окружающих;
  • физическое здоровье, повышение жизненных сил;
  • умение концентрироваться на правильных мыслях и отпускать дурные;
  • освобождение от пороков.

Получается, что в настоящем понимании аскеза — это не путь бездумного самоистязания, а способ разумного обмена накопленного энергетического мусора на бесценные блага уровня высших духовных инстанций.

Значение правильных ограничений

Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.

В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.

  1. Телесная. Физиологическая аскеза требует от человека уважения к единому Господу, старшему поколению и духовным наставникам. Среди ограничений обязательно значатся: насилие над плотью и духом своим и ближнего, телесная нечистота, бесконтрольные плотские утехи.
  2. Речевая аскеза – это обязательство говорить только правду и не вызывать у людей волнений своим словоблудием. Сплетни, давление на жалость к себе красноречием – также табу данной тапасьи.
  3. Умственная аскеза – это простота, чистота помыслов, искренность поступков и удовлетворенность своей действительностью без оглядки на то, что имеют другие.

По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.

Диетические продукты

Телесные аскезы

Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:

  • не терпеть нечистоты тела, несвежести одежды;
  • не лелеять вредные привычки;
  • не есть продукты, заведомо вредные, способствующие накоплению жира, а не энергетики;
  • не посещать мест злачных, с негативной аурой;
  • не держать тело в расслабленном бездействии;
  • не оскорблять других людей своими поступками.

Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.

Мужчина ломает сигарету

Аскеза речи

В былые времена соблюдение речевой аскезы начиналось для человека с обета молчания. Во время вынужденной немоты подвижник заново открывал для себя ценность визуального и осязательного мира, учился слушать и анализировать информацию. В наши дни исключить из средств коммуникаций человека речевую форму изъяснения означает то же, что временно отстранить индивида от общества, сделать его непригодным для функционального существования.

Совершать аскезы можно и без крайних мер, похожих на самоистязание в социальной сфере. Достаточно следовать основам тапасьи, проговаривающей принципы праведной речи:

  • не лгать;
  • избегать пустословия;
  • не сплетничать;
  • исключить бранные слова;
  • не унижать других.

Невоздержанность высказываний, крикливость, обильная жестикуляция во время речи – все это отнимает у человека самое важное, его энергию. Научившись сдерживать эти элементы общения, субъект получит доступ к управлению своими мыслями, что является самой значимой частью совокупности всех трех аскез.

Аскезы ума

Контролировать течение мыслей очень сложно, поэтому аскезы ума принято накладывать на себя тогда, когда уже пройдена предварительная подготовка соблюдением телесных и речевых ограничений. Человек 80% своего времени проводит в размышлениях о прошлом или мечтах о будущем. Он строит свою действительность, основываясь на старых предпочтениях, которые сложились в его сознании в формулу «хорошо», и избегает процессов, которые запомнились как «плохо». Отклонение от заданной схемы вызывает у него негативные эмоции и желание вернуться в зону комфорта.

Суть соблюдения аскезы ума – преодоление рамок, воздвигнутых в сознании, снятие установок из прошлого и ограничение тяги к пустому фантазированию. Аспекты практики данной тапасьи:

  • прекращение внутреннего общения с самим собой;
  • устранение помыслов тщеславия;
  • изъятие негативной программы, заложенной в сознание прошлым опытом и воспитанием;
  • изучение источников мудрости предков – священных книг, биографий подвижников, нравственных трудов.

Обязательно во время соблюдения обетов, направленных на корректировку мыслей, подвижнику предписывались чтение мантр и медитация.

Мирской аскетизм

Мирская аскеза – есть суть взаимодействия истинного христианина с окружающим миром. Подчиняясь вынужденным обстоятельствам, продиктованным современными условиями жизни, верующий не отклоняется от соблюдения всех необходимых ограничений, требуемых для сохранения его духа в чистоте, кротости и смирении.

Существуют две модели подачи аскетического подвижничества, принятые в христианстве:

  1. Полное подавление мирских желаний как всего того, что мешает человеку воссоединиться с Божественной сутью. Христианин обязан отвергать все ценности, предложенные ему греховным миром, и пытаться своими жертвами и самоотречением заслужить высшие блага будущего внеземного существования.
  2. Искание своего призвания и служение в тех сферах, которые Бог уготовил человеку на земле. Если он выполняет свои обязанности честно, с богоугодным настроем и соблюдением всех моральных принципов, то такая аскеза будет зачтена ему как некая форма апостольства, служащего примером для окружающих.

Несмотря на то что первая модель понимания мирского аскетизма больше подходит под библейские нормы, подведенные под истории жития христианских мучеников, в этом варианте подвижничества гораздо больше шансов уйти от истинных целей в пользу демонстрации.

Белая кружка

Подробнее о принципах аскетизма

Принципы аскезы следует понимать буквально и в широком смысле. Так, если речь идет о ненасилии, значит, исключить из своего поведения следует любые акты подавления и унижения, оказываемых на других. Чем скорее человек осознает, что зависимость от чужих страданий делает его самого заложником негативного восприятия мира, тем скорее он избавится от этого капкана и сможет зажить своей собственной жизнью.

Почитание памяти предков, уважение к старшему поколению имеет глубокий смысл. Этот критерий несет в себе 100-процентную возвратность – как человек относился к родителям и могилам своих дедов, такого отношения ему следует ожидать к себе от своих детей и внуков.

Поддержание чистоты, видимой и нравственной — эти два элемента всегда взаимосвязаны. Если человек блюдет только внешний лоск, но при этом копит в себе негативные мысли и душевную боль, его попытки быть привлекательным для окружающих останутся безуспешными. И наоборот, внутренняя чистота и красота мыслей способны даже негармоничной внешности придать необыкновенную симпатию.

Человек листает книгу

Мужские аскезы

Аскезы для мужчин способствуют формированию физической выносливости и крепости духа. Представителям сильного пола необходимо время от времени устраивать себе «спартанские» паузы, во время которых будут практиковаться ранние утренние вставания до рассвета, холодные обливания и активные силовые упражнения.

Мужчинам полезно 2-3 раза в год держать строгий бескровный пост, во время которого следует воздерживать себя не только от грубой пищи, но и от секса, а также любых развлечений. Если основная деятельность мужчины не связана с физической активностью, то ему рекомендуется компенсировать недостачу подвижности ежедневной силовой гимнастикой.

Мужчина на утренней пробежке

Женская аскеза

Аскезы для женщины всегда подразумевали ее жертвенность в пользу семьи, готовность терпеть лишения с благодарной молитвой, непременно с радостью. Только от настроения и характера жены зависело, какая энергетика будет преобладать дома. Поэтому женская тапасья обязательно сопровождалась специальными ритуалами, должными очистить ауру жилища от негативных вибраций, а также усилить связь между членами семейства.

Особым чтимым днем для соблюдения обрядов аскезы считалась суббота. С самого утра женщина надевала темное платье из грубого полотна и ходила в нем до вечера. Готовилось в этот день особенно обильно и вкусно, но сама хозяйка не съедала ни крошки, только прислуживала за столом и выполняла другую черную работу, вкладывая в процесс все чувство любви, на которое была способна.

Перед отходом ко сну, по завершении субботней тапасьи, женщина уединялась и говорила: «Плоды моей аскезы отдаю во благо семьи». Это являлось обязательным завершением ритуала, после которого, как считалось, энергетическое поле жилища полностью обновлялось.

Красивая девушка

Аскетизм в философии

Родиной основных принципов аскетизма считается Древняя Греция, а первыми пропагандистами нового направления отрицания материальных благ называют представителей школы киников. Самым известным адептом минимализма, прославившимся тем, что он отвергал даже примитивные удобства существования, является кинический мудрец Диоген Синопский.

Аскетизм как философское течение с соответствующими пояснениями сформировался в Римской империи. Учение широко распространялось такими видными деятелями науки, как Сенека и Эпиктет. Ими же была выведена формула абсолютного идеального состояния человека:

  • свобода от вредного влияния социума и других внешних факторов;
  • самодостаточность, нравственная чистота;
  • подавление плотских желаний;
  • высокие помыслы без корысти;
  • существование в гармонии с природой и Высшими силами.

Считается, что последнюю точку в рассуждениях по теме, что есть жизнь в борьбе за телесные блага и в чем состоит сила аскез, поставил последний значимый представитель учения стоицизма, император Марк Аврелий.

Заключение

Часто аскезу пытаются практиковать, задавшись конкретной целью, например, разбогатеть или заслужить уважение окружающих. Однако данная методика следования по духовному пути работает иначе или вовсе не работает, если подступать к ней с корыстными целями. Ни одна их техник введения аскезы в жизнь человека не подразумевает мгновенный результат, поэтому любое лицемерие рано или поздно раскрывается либо просто надоедает мнимому адепту.

При вступлении в практику не следует рассказывать всем о новом увлечении, поскольку это противоречит самой идее аскезы – самоотречению, скромности и чистоте помыслов. Чем меньше людей узнает об исполнении обетов, тем меньше ненужного внимания будет отвлекать подвижника от серии сложных упражнений.

psychbook.ru

АСКЕЗА — это… Что такое АСКЕЗА?

АСКЕ́ЗА -ы; ж. [от греч. askēsis — образ жизни]. Книжн.

1. Совокупность физических и нравственных упражнений, направленных на освобождение духа (в противовес плоти).

2. = Аскети́зм (2 зн.).

АСКЕ́ЗА (греч. askesis — упражнение, практика), совокупность форм и методов самоограничения и самоконтроля. Те или иные виды аскезы существуют в большинстве религий мира. В древности особое разнообразие аскетических практик сложилось в религиях Индии (в частности, в йоге (см. ЙОГА)), где иногда аскеза переходит в крайние формы измождения плоти, вплоть до сознательного доведения себя до смерти.
Аскеза имеет немаловажное значение в христианстве, заимствовавшем из иудаизма (см. ИУДАИЗМ) основные ее формы, которые получили дальнейшее развитие, с одной стороны, не без влияния опыта античного мира, и, с другой, религий Востока. Наибольшего расцвета христианская аскеза достигает после 4 в. с возникновением монашества (см. МОНАШЕСТВО). Именно в монашеской среде вырабатываются ее важнейшие методы, которые в средние века по мере усиления диктата монашества в Церкви широко распространяются и среди мирян как на Востоке, так и на Западе христианского мира.
В числе основных форм христианской аскезы: отказ от удовольствий, ограничения в пище (см. посты (см. ПОСТ (в религии))), сне и т. п., стояния, поклоны, искусственное создание суровых условий жизни и прочее.
На протяжении всей истории Церкви постоянно существовали две тенденции извратить сущность христианской аскезы: во-первых, стирание грани между аскезой и самоистязанием (недопустимым с точки зрения уважения жизни и физической целостности человека) и, во-вторых, возведение аскезы в самоцель. Тем не менее, учение как Православной, так и Католической Церкви всегда настаивало на умеренном характере аскезы под строгим церковным контролем (своеволие в аскезе толкуется как крайнее проявление гордыни), а также на том, что аскеза является лишь средством к достижению духовных целей (умению контролировать свои желания, достижению подлинной духовной свободы, стяжанию Святого Духа).

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о