Бог вина в греции – 7. ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА ОСИРИСА – ДИОНИС И БАХУС, ОЗНАЧАЮЩИЕ «БОГ НИКЕЙСКИЙ» И «БОГ», ВПОЛНЕ ПРИЛОЖИМЫ К ХРИСТУ

Напиток Богов: вино в Древней Греции

Многочисленные археологические находки по всей Греции показывают, что вино уже более 4000 лет является важной частью греческой культуры. Для древних греков вино было не только неотъемлемой частью повседневной жизни, но и важным фактором развития экономики.

Культура вина для древних греков была воплощена в образе Диониса, сына Зевса и Семелы, бога растительности, виноградарства и виноделия, который был одним из самых почитаемых греческих богов, вдохновлял художников, философов и обычных людей, именно с ним были связаны основные празднества в Древней Греции — Антестерия и Дионисии.

В те времена древними греками устраивались так называемые «симпосии» или интеллектуальные встречи, во время которых философы с чашами вина в руках вели беседы и искали истину. Именно эти обстоятельства подробно описаны Платоном в его «Пире». При этом в распитии вина тогда соблюдалась строгая умеренность, поскольку мыслители использовали его для достижения большей ясности ума, особого духовного состояния и вдохновения. С этим связан тот интересный факт, что вино перед употреблением всегда разбавляли водой.

Считается, что крупномасштабное виноделие и потребление вина началось на о-ве Крит, а затем перешло на материк. Вино стало для греков одним из важнейших товаров, оно продавалось по всему античному миру. Особенно популярными были вина островов Крит, Родос и Лесбос.

Благодаря огромному спросу древние греки разработали новые технологии хранения вина, которые сделали возможной транспортировку вин на большие расстояния без порчи. Перед появлением герметичных стеклянных бутылок вина хранили в обычных деревянных бочках, в которых напиток быстро портился под воздействием кислорода. Древние греки придумали решение этой проблемы: они начали запечатывать эти бочки сосновой смолой, в результате чего бочки не только становились воздухонепроницаемыми, но и придавали напитку интересный сосновый аромат.

Кстати, вполне современное греческое белое вино «Рецина» до сих пор производится с соблюдением этой древней технологии и обладает неповторимым хвойным вкусом. Этот уникальный напиток можно попробовать только в Греции, а его производство в других странах запрещено на законодательном уровне.

Существует также интересная легенда о том, что смола использовалась греками для того, чтобы уберечь драгоценное вино от римских захватчиков, которые решали, что вино испорчено, почувствовав в нем непривычную горечь.

Вино в Древней Греции обладало огромным культурным и экономическим значением, являясь не только продуктом питания и элементом повседневности, но и священным напитком богов, связанным с расширением сознания, духовностью и религиозным опытом. Таким образом, Древняя Греция по праву считается колыбелью современной винодельческой культуры.

7. ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА ОСИРИСА – ДИОНИС И БАХУС, ОЗНАЧАЮЩИЕ «БОГ НИКЕЙСКИЙ» И «БОГ», ВПОЛНЕ ПРИЛОЖИМЫ К ХРИСТУ

7. ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА ОСИРИСА – ДИОНИС И БАХУС, ОЗНАЧАЮЩИЕ «БОГ НИКЕЙСКИЙ» И «БОГ», ВПОЛНЕ ПРИЛОЖИМЫ К ХРИСТУ

Считается, что греки тоже знали Осириса и уподобляли его Дионису, Адонису и Бахусу [11], с. 40. Но имя ДИОНИС или ДИО-НИС естественно воспринимается как БОГ-НИКА, Бог Никейский. Напомним, что слово НИКЕЯ по-латински пишется через «с»: Nicea. Поэтому НИКА легко переходило в НИСА. Все зависело от того, как прочитать С: по-русски (по-гречески) – как С, или же по-латински – как К. Но сочетание БОГ НИКА прекрасно подходит к Христу. Вспомним, что на распятиях рядом с Христом очень часто пишется слово НИКА, см. выше. Кроме того, НИКА означало «победитель», что тоже хорошо соответствует наименованию Христа ПОБЕДИТЕЛЕМ в церковной литературе. Например, Христос ПОБЕДИЛ смерть своим Воскресением. Поэтому его называли Бог-Победитель или Бог-Ника или Дио-Нис (Адо-Нис). И лишь впоследствии комментаторы XVII–XVIII веков придумали «древне»-греческого якобы языческого бога Диониса, будто бы не имеющего никакого отношения к Христу. Что неверно. Древние греки под именем Диониса чтили Христа. Но это отнюдь не означает, что их богослужения и современное христианское богослужение – одно и то же.

Что же касается имени БАХУС, то оно просто совпадает со словом БОГ. Добавлено лишь греко-латинское окончание «ус».

На рис. 5.10 приведено «древне»-греческое изображение бога Диониса. Как мы теперь понимаем, перед нами – на самом деле одно из изображений Христа. Кстати, показаны борода и длинные волосы Диониса-Христа. На голове у него «венок из листьев». В таком виде, скорее всего, некоторые художники изображали известный ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ на голове Христа. Уже забыв суть дела, острые шипы превратили в красивые листочки в виде сердечек. Впрочем, тоже заостренные. На рис. 5.11 показана еще одна «античная» роспись кратера (вазы): «Дионис и Энопион». Дионис сидит на троне, в левой руке у него – царский жезл. На голове «венок», по-видимому, смутные воспоминания о терновом венце Христа. В правой руке – маленькая фигурка Энопиона (?) с чашей в руке. Подчеркнуты большая борода и очень длинные волосы Диониса-Христа. Похоже, что его волосы заплетены в длинную косу. См. на данную тему главу 1, изображение Христа на Плащанице.

Рис. 5.10. «Дионис. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры» [95], т. 1, с. 381. Якобы около 500 года до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Рис. 5.11. «Дионис и Энопион. Фрагмент росписи краснофигурного кратера» [95], т. 1, с. 381. Якобы около 465 года до н. э. Феррара, Археологический музей.

Соответствие между Дионисом и Христом проглядывает также в известном изображении «ДИОНИСА, ВЫСТУПАЮЩЕГО ИЗ СТВОЛА ДЕРЕВА» [95], т. 1, с. 397. Это дерево-столп «древние» авторы представляли потом в виде вертикально стоящего «фаллоса», в виде так называемого «тирса Диониса», в виде ПАЛКИ, увитой плющом и виноградом. Более того, Дионис считался как бы вырастающим из КАПЕЛЬ КРОВИ, ПРОЛИТОЙ из «фаллоса» или «дерева», то есть из СТОЛБА. Кстати, обычно говорится о «растительном фаллосе», из которого вырастал, «выступал» Дионис [95], т. 1, с. 397. Скорее всего, перед нами – различные поздние вариации Средних Веков на тему распятия Христа на кресте-древе, вознесения Иисуса на столп. Христос пролил кровь на кресте.

Напомним, что об отождествлении Диониса (Адониса), умирающего и воскресающего бога «древних» греков, с Иисусом Христом уже говорилось в главе 2. Сейчас уместно вернуться к этому. На рис. 5.12 приведено старинное изображение бога Адониса (Диониса), «вырастающего из дерева», как предпочитают сегодня говорить комментаторы. На самом же деле мы видим здесь человека, РАСПЯТОГО НА СТОЛБЕ-ДЕРЕВЕ. Внизу, у основания креста-столба показано несколько женских фигур. Согласно христианской традиции, здесь изображаются люди, стоявшие рядом с распятием, в частности, Мария Богородица. В то же время мы видим здесь рождение «из столпа-древа» младенца, вероятно, Христа-Зевса, см. рис. 5.13. Иными словами, тут причудливо переплелись различные средневековые рассказы о распятии Христа и о Рождестве Христовом. Кроме того, проглядывает также миф о рождении Зевсом-Иисусом бога Диониса «из своего бедра», то есть, как мы уже говорили, при помощи кесарева сечения.

Рис. 5.12. Комментаторы пишут так: «Рождение греческого бога плодородия Адониса из ствола мироносного дерева, чудесным образом раскрывшегося на десятом месяце созревания плода. Изображение на блюде. Фаянс. 16 в. Урбино, Национальная галерея Марке» [95], т. 1, с. 401. Как мы теперь понимаем, здесь изображено распятие Христа и рождение Адониса-Христа «из бока» Зевса-Христа посредством кесарева сечения.

Рис. 5.13. Фрагмент предыдущего изображения. Рождение Адониса-Христа «из ствола древа». Взято из [95], т. 1, с. 401.

После распространения христианства по всему миру в эпоху XV–XVI веков, изображения распятия Христа появились в самых разных культурах. Например, на рис. 5.14 мы приводим старинное ацтекское изображение «мирового древа». Это Древо имеет, очевидно, вид христианского креста. На стволе Древа-Креста висит человек. Как отмечают комментаторы, справа и слева «находятся боги солнца и смерти». Скорее всего, перед нами опять изображение распятия Иисуса Христа.

Рис. 5.14. Комментаторы пытаются уверить нас, что это изображение не имеет ничего общего с христианством. Пишут так: «Ацтекский вариант мирового древа: человек взбирается на дерево» [95], т. 1, с. 398. Скорее всего, комментаторы ошибаются. Перед нами – распятие Иисуса Христа на кресте-столпе или, как иногда говорили, «на Древе». Конечно, художественный стиль отражает здесь уже местные традиции, сложившиеся в Америке после ее колонизации Русью-Ордой и Османией=Атаманией в XV–XVI веках.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава XI. Хмельной бог Бахус. Всеобщая мифология. Часть I. Когда боги спускались на землю

Глава XI. Хмельной бог Бахус

Славный и веселый бог вина Бахус (или же его называли Вакхом, а в Греции – Дионисом) был сыном Юпитера и Семелы. Ревнивая Юнона, чтобы удовлетворить свое чувство обиды на Семелу, придумала коварнейший план ее уничтожения.

Приняв внешность Берои, ее старой няни, она внушила девушке сомнения, а действительно ли сам Зевс приходил к ней как любовник. Вздохнув, она сказала: «Я надеюсь, что это так и окажется, но все же опасаюсь. Люди не всегда являются тем, чем кажутся. Если он действительно Зевс, пусть чем-нибудь докажет это. Попроси его, чтобы он показался во всем своем великолепии, какой он на небесах. Это положит конец сомнениям».

Семеле была внушена мысль попытаться это сделать. Она попросила Зевса исполнить ее желание, не сказав, какое именно. Зевс дал свое обещание и скрепил его нерушимой клятвой рекой Стикс, ужасной для самих богов. Она открыла ему свое требование. Бог мог остановить ее, пока она говорила, но она была быстрее него. Слова сорвались, и он не мог отказаться ни от своих слов, ни от ее просьбы. В глубоком горе он покинул ее и вернулся в высшие сферы. Там он облачился во все свое великолепие, не надев лишь все свои страхи, которыми он победил гигантов, но только те, что были известны среди богов как его малые доспехи. Облаченный в них, он вошел в комнату Семелы. Ее смертная натура не смогла вынести великолепия божественного света и она… обратилась в пепел.

Зевс взял наследника Бахуса и отдал его под опеку нисийских нимф, которые вынянчили его и воспитали, и за заботу были вознаграждены Юпитеров, будучи помещены на небо как созвездие Гиады. Когда Бахус вырос, он открыл выращивание винограда и метод получения его прекрасного сока; но Юнона наслала на него безумие и повела его как странника по всем областям страны.

Во Фригии богиня Рея исцелила его и научила своим религиозным ритуалам, и он отправился в путь через Азию, обучая людей виноградарству. Самой знаменитой частью его странствий был поход в Индию, который, как говорят, длился несколько лет. Вернувшись с триумфом, он стал знакомить со своим культом в Греции, но встретил сопротивление некоторых царей, которые страшились его введения из-за беспорядков и безумия, которые он приносил с собой.

От редактора. У прекрасного русского поэта Аполлона Майкова есть замечательные стихи, посвященные богу Вакху:

В том гроте сумрачном, покрытом виноградом,

Сын Зевса был вручен элидским ореадам.

Сокрытый от людей, сокрытый от богов,

Он рос под говор вод и шелест тростников.

Лишь мирный бог лесов над тихой колыбелью

Младенца услаждал волшебною свирелью…

Какой отрадою, средь сладостных забот,

Он нимфам был! Глухой внезапно ожил грот.

Там, кожей барсовой одетый, как в порфиру,

С тимпаном, с тирсом он являлся божеством.

То в играх хмелем и плющом

Опутывал рога, при смехе нимф, сатиру,

То гроздия срывал с изгибистой лозы,

Их связывал в венок, венчал свои власы,

Иль нектар выжимал, смеясь, своей ручонкой

Из золотых кистей над чашей среброзвонкой,

И тешился, когда струей ему в глаза

Из ягод брызнет сок, прозрачный, как слеза.

Когда Бахус достиг своего родного города – Фив, Пенфей, царь города, который не признавал нового культа, запретил исполнение его ритуалов. Но, когда стало известно, что Бахус приближается, мужчины и женщины, но, главным образом, последние, молодые и старые высыпали, чтобы встретить его и присоединиться к его триумфальному маршу.

Напрасно Пенфей протестовал, приказывал и угрожал.

«Идите, – сказал он своим слугам, – и схватите этого бродягу-главаря и приведите его ко мне. И он у меня быстро сознается в ложном притязании на небесное происхождение и откажется от своего фальшивого культа». Напрасно ближайшие друзья и мудрейшие советники возражали и просили его не противостоять богу. Их возражения только еще более разгорячили царя.

Но вот вернулись слуги, которых он послал схватить Бахуса. Их прогнали вакханки, но им удалось взять одного пленника, которого со связанными руками представили царю. Пенфей, гневно глядя на него, сказал: «тебя быстро можно предать смерти, чтобы твоя судьба будет предупреждением остальным; но, хотя я и не доволен промедлением в твоем наказании, говори, скажи нам, кто ты и что это за новые ритуалы, которые ты осмелился прославлять».

Пленник, не устрашившись, отвечал: «Меня зовут Акет; моя страна – Македония; мои родители были бедными людьми, но оставили мне рыболовные удилища и сети и свое рыбачье ремесло. Ему я и следовал некоторое время, пока, устав от пребывания на одном месте, не выучился искусству кормчего и определению пути по звездам. Случилось так, что, плывя в Делос, мы причалили к острову Диа и высадились. На следующее утро я послал людей за свежей водой, а сам поднялся на холм, чтобы наблюдать ветер; когда мои люди вернулись, они принесли с собой хорошую, как они думали, добычу – мальчика утонченной внешности, которого нашли спящим. Они рассудили, что это благородный юноша, возможно, царский сын, и они могут получить за него щедрый выкуп. Я рассматривал его одежду, походку, лицо. В нем было что-то, как я чувствовал, сверхчеловеческое. Я сказал своим людям: «Я не знаю, какой бог скрывается под этой формой, но, определенно, это так. Прости нас, милосердный бог, за насилие, которое мы над тобой совершили, и дай удачу нашим начинаниям». Диктис, один из моих матросов, что лучше всех взбирался на мачту и спускался по веревкам, и Меланфей, мой рулевой, и Эпопей, главный в матросском крике, все как один воскликнули: «Оставь свои молитвы о нас».

Как же слепа страсть к наживе! Когда они начали тащить его на борт, я этому противился. «Корабль не будет осквернен таким бесчестием, – сказал я, – Моя доля в нем большая, чем ваша». Но Ликабас, буйный малый, схватил меня за глотку и попытался выбросить за борт, и я с трудом спасся, прильнув к тросам. Остальные одобрили дело.

Тогда Бахус (ибо действительно это был он), словно бы стряхнул свою дремоту и воскликнул: «Что вы со мной делаете? Зачем эта борьба? Кто принес меня сюда? Куда вы собираетесь везти меня?». Один из них ответил: «Нечего бояться; скажи нам, куда ты желаешь, и мы отвезем тебя туда». «Мой дом – Наксос, – сказал Бахус, отвезите меня туда, и вы будете хорошо вознаграждены». Они обещали так и сделать, и приказали мне вести корабль в Наксос. Наксос находился справа, и я настраивал паруса, чтобы отнестись туда, в то время как одни знаками, а другие – шепотом давали мне знать о своем желании, чтобы я плыл в противоположном направлении и взял мальчика в Египет, чтобы продать в рабство. Я был смущен и сказал: «Пусть кто-нибудь другой ведет корабль», отстранившись от дальнейшего пособничества в их злодействе. Они прокляли меня, и один из них воскликнул: «Не думай, что от тебя зависит наша безопасность; займи место кормчего и уезжай от Наксоса».

Затем бог, притворившийся, что только сейчас осознал их предательство, взглянул на море и сказал плачущим голосом: «Моряки, это не те берега, на которые вы обещали взять меня. Этот остров – не мой дом. Что я вам такого сделал, чтобы вы со мной так обращаетесь? Не велика честь обмануть бедного мальчика».

Я плакал, слушая его, но команда смеялась над нами обоими и вела судно быстро по морю. Вдруг (это может показаться странным, но это правда) судно остановилось посреди моря так резко, словно закрепилось на земле. Люди, удивленные, налегли на весла и сильнее распустили паруса, пытаясь сдвинуться с помощью и того, и другого, но все было тщетно. Плющ обвил весла и затруднял их движение, и прицепился к парусам тяжелыми гроздями ягод. Виноград, утяжеленный гроздями, побежал по мачте и по сторонам судна. Был слышен звук флейт и вокруг распространился благоуханный аромат вина. У самого бога был венок из листьев винограда, а в руке он держал копье, овитое плющом.

Тигры склонились к его ногам, и фигуры рысей и пятнистых пантер играли вокруг него. Люди были охвачены ужасом и безумием; некоторые выпрыгнули за борт; другие – собирались сделать то же, видя своих компаньонов в воде, подвергнувшихся изменению: их тела стали плоскими и заканчивались кривым хвостом. Один воскликнул: «Какое чудо!»; и, когда он говорил это, его рот расширился, ноздри увеличились и чешуя покрыла все его тело.

Другой, стараясь налечь на весла, почувствовал, что его руки сжались и перестали быть руками, а стали плавниками; другой, пытаясь поднять свои руки к канату, обнаружил, что у него нет рук и, изогнув свое изменившееся тело, прыгнул в море. То, что было ногами, стало двумя концами серповидного хвоста. Вся команда превратилась в дельфинов и плавала вокруг корабля, то по поверхности, то ныряя, поднимая брызги и извергая воду из широких ноздрей. Из двадцати человек остался я один. Я трепетал от страха, но бог приветствовал меня. «Не бойся, – сказал он, – следуй в Наксос». Я послушался и, когда мы прибыли туда, возжег алтари и исполнил священные ритуалы Бахуса».

Тут Пенфей воскликнул:

– Мы потратили достаточно времени на эту глупую историю. Возьмите его и казните без промедления.

Слуги увели Акетея и тут же закрыли в темнице; но, пока они готовили инструменты для казни, двери темницы отворились сами собой и цепи упали с его членов, и, когда они стали искать его, то нигде не могли найти.

Пенфей не внял предупреждению и, вместо того, чтобы посылать других, сам решил пойти на место торжеств. Гора Киферон вся была заполнена верующими, и крики вакханок раздавались со всем сторон. От шума ярость Пенфея усилилась, как звук трубы вдохновляет военную лошадь. Он проник через лес и достиг открытого пространства, где его глазам открылась главная сцена оргий.

В тот же миг женщины увидели его; и первая из них, его собственная мать, Агава, ослепленная богом, выкрикнула: «Смотрите, здесь дикий вепрь, огромный монстр, который бродит в этих лесах! Вперед, сестры! Я первая поражу дикого вепря».

Целая толпа ринулась на него, и, пока он то говорил заносчиво, то извинялся, то, осознав свое преступление, росил прощения, они навалились на него и ранили. Напрасно он кричал своим теткам защитить его от матери. Автоноя схватила одну руку, Ино – другую, и между ними он был разорван на части, в то время, как его мать кричала: «Победа! Победа! Мы сделали это. Слава нам!»

Так в Греции был учрежден культ Бахуса. Легенда о расправе Диониса с пиратами с древних пор ходила по Элладе и упоминается в комедии Еврипида «Киклоп»

Когда, тебе судив далекий путь,

Разбойников подустила тирренских

Кронидова жена и эта весть

Дошла до нас, я сыновей на розыск

Повез.

Перевод Иннокентия Анненского

Бахус и Ариадна

Ариадна, дочь царя Миноса, полюбив героя Тесея, помогла ему выйти из лабиринта. Затем она была привезена им на остров Наксос и оставлена там спящей, в то время как неблагодарный Тесей продолжал свой путь домой без нее. Ариадна, проснувшись и обнаружив себя покинутой, предалась горю. Но Венера сжалилась над ней и успокоила ее обещанием, что у нее будет бессмертный любимый вместо смертного, которого она потеряла.

Остров, на котором оставили Ариадну, был любимым островом Бахуса, тем самым, на который он желал, чтобы его привезли тирренские моряки, когда они так вероломно пытались получить за него выкуп.

Когда Ариада сидела, оплакивая свою судьбу, ее нашел Бахус, утешил ее и сделал своей женой. На свадьбу он подарил ей золотую корону, украшенную драгоценными камнями, и, когда она умерла, взял эту корону и бросил в небо. Когда она поднялась, камни стали сиять ярче и превратились в звезды, и, сохраняя свою форму, корона Ариадны остается на небе как созвездие между коленопреклоненным Геркулесом и человеком, который держит змею.

Ариадна недолго оставалась безутешной – хмельной бог Бахус утешил ее.

Спенсер обращается к короне Ариадны, хотя делает ряд ошибок в мифологии – на самом деле битва между кентаврами и лапифами была на свадьбе Пирифоя, а не Тесея.

Смотри – корона, что надела Ариадна

В тот день, когда была у них с Тесеем свадьба,

Потом еще кентавры наглые побили

Лапифов яростных, что им не угодили,

Теперь на небосвод помещена

В созвездии вращается она,

Узором чудным небо украшает,

Лучами яркими парад планет венчает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Все боги в древней Греции: список и описание


Каждому материальному и нематериальному явлению относились действия того или иного небесного жителя – за грозой, дождем, солнцем, ветром, плодородием и даже смертью.

Олимп – гора в Греции, на которой обосновались древнегреческие боги. На ней находятся разные дворцы, построенные Гефестом специально для каждого из богов. На входе стоят золотые ворота, которые охраняют оры. Боги олимпа являются бессмертными, но при этом они не всемогущи и своими поступками часто похожи на людей.

Содержание:


  1. • Бог молний — Зевс

  2. • Бог войны — Арес

  3. • Бог огня — Гефест

  4. • Бог искусства — Апполон

  5. • Бог вина — Дионис

  6. • Бог мертвых — Аид

  7. • Бог моря – Посейдон

  8. • Богиня смены времен года – Диметра

  9. • Богиня домашнего очага – Гестия

  10. • Богиня семьи и верности – Гера

  11. • Богиня любви – Афродита

  12. • Богиня мудрости – Афина

  13. • Богиня царства мертвых – Персефона

  14. • Богиня охоты и плодородия – Артемида

  15. • Бог торговли – Гермес

  16. • Богиня земли – Гея

  17. • Бог неба – Уран

  18. • Бог ада – Тартар

  19. • Богиня ночи – Нюкта

  20. • Бог вечного мрака – Эреб

  21. • Бог темноты – Скотос

  22. • Богиня магии и тайного – Геката

  23. • Бог пастухов и дикой природы – Пан

  24. • Бог силы – Антей

  25. • Бог медицины – Асклепий

  26. • Богиня моря – Амфитрита

  27. • Бог глубин и озер – Тритон

  28. • Богиня мира – Эйрена

  29. • Богиня победы – Ника

  30. • Богиня справедливости – Дике

  31. • Богиня случайности – Тюхе

  32. • Бог снов и воображения — Морфей

Зевс



Первыми богами были Уран и Гея. Уран, опасаясь, что собственные дети убьют его, скидывал младенцев с горы в пропасть. Гея была не согласна с поведением мужа и спрятала одного из сыновей – Кроноса, который впоследствии занял место отца.

Кроноса постигла та же судьба, что и отца – боясь предательства он проглатывал своих детей от Реи. Но богиня была против, и не желая, чтобы 6-ого ребенка постигла та же участь, обратилась за помощью к Урану и Гее. Они посоветовали отправиться на остров Крит и спрятаться в одной из пещер.

Родив Зевса, Рея передала мальчика в руки мифического существа Куритеса для воспитания. Он всячески оберегал ребенка – сильно бил в барабаны, это помогало заглушить плач ребенка, чтобы Кронос его не услышал.

Зевс вырос и сверг Кроноса, пролив много крови: чтобы утвердить власть, новоиспеченный правитель разрезал живот своего отца, из которого вышли Гера, Посейдон, Гестия, Деметра и Аид. С их помощью Зевсу удалось сразить Титанов и занять трон.

Он устанавливает законы, упорядочивает жизнь всех смертных и бессмертных существ, помогает им, наказывает, вознаграждает, учит новому и при этом очень справедлив. Его называли отцом других богов и людей. Зевса представляли в качестве огненной энергии, которая была растворена во всем окружающем мире.

Является покровителем неба, грома и молний. Одним ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить разбушевавшиеся силы природы. Атрибутами Зевса считаются щит и двусторонний топор, а также орел.

Аид



Бог Аид – это старший сын титана Кроноса и его сестры Реи. Его история не отличалась от истории его братьев и сестер. После спасения Аид так же самоотверженно помог своим братьям и сестрам взять власть под контроль, свергнув отца Кроноса.

После распределения Аид получил подземное царство, где его подданными стали души умерших людей. Его владения полны мрака и чудовищ. Сюда не могут попасть живые, только мертвые.

В мифологии Древней Греции бог имел двойное значение – это имя бога подземного царства и сам ад, куда попадают грешные души умерших людей. По преданиям, царство Аида находилось на западе, сразу за рекой Океан.

Бог имеет довольно внушительную историю, его имя боялись произносить вслух. Он даровал урожай из недр земли и забирал в свои владения души умерших. Поэтому смертные так чтили его, не желая для себя худшего существования после смерти.

Атрибутом Аида считается шлем, который делал его невидимым и плод граната. Он описывается как мрачный, злой, хитрый и безжалостный бог. Он имел способность оживлять умерших людей, но не делал этого, поскольку знал, что нельзя нарушать естественные законы жизни.

Деметра



Вторая дочь в семействе Реи и Кроноса. Ее постигла та же участь, что и первого брата – боясь потерять трон, отец съел ее. После освобождения Деметра поселилась на Олимпе. К ней часто наведывался Зевс, и вскоре от него родилась богиня Персефона. После этого Зевс потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

Деметра – богиня плодородия, которая считается помощницей всех земледельцев. Она является хранительницей жизни, живительных сил природы. Ее атрибуты – это разнообразные фрукты в руках, серп и лавровый венок на голове.

Гестия



Гестия была одним из первых наследников, родившихся у Реи и Кроноса. По праву рождения она принадлежала к олимпийцам, но не могла находиться на горе Олимп, поэтому не протестовала, когда ее место занял Дионис – бог вина и виноделия. Несмотря на отреченность богиню почитали, и она получала лучшие жертвоприношения среди других богов.

Является хранительницей домашнего очага и мало известна. Говорят, что присутствие богини ощущалось в любом доме, где в печи горел огонь и согревал всех вокруг своим теплом.

Символ Гестии – жертвенный огонь. Именно этой богине на пирах дарили первый и последний бокал вина. Ни одно действие, которое требовало сосредоточения, не начиналось без жертвоприношения в ее славу.

Гера



Согласно мифологии, является дочерью Кроноса и Реи. Ее судьба была такой же, как и у остальных 6 братьев и сестер – в младенчестве ее проглотил отец, боясь, что богиня в будущем сможет свергнуть его. Рея отнесла Геру на край земли к седому океану, где вдали от Олимпа, в тишине и покое ее воспитала Фетида.

Гера – королева богов, покровительница брака и семьи, жена Зевса. Она стала символом верности и преданности одному мужчине. Остальные древнегреческие боги не отличались такими же качествами, для них было характерно многоженство.

Представляла собой идеал, но была очень властной, мстительной и ревнивой женщиной. Она постоянно боролась с неверностью мужа. Так она наказала титаниду Лето, прокляв ее, когда та была еще беременной. Только спустя несколько месяцев скитаний она смогла остановиться в городе Делос, где родила сына Аполлона и дочь Артемиду.

На Гере всегда была мантия и диадема. Передвигалась богиня на серебряной колеснице, которая была запряжена павлинами. Последний атрибут – это скипетр с кукушкой, который предвещал любовь тем, кого она благословила.

Посейдон



Посейдон является сыном первых богов – Кроноса и Реи. Он был одним из первых родившихся детей, поэтому мать не смогла уберечь ребенка и Кронос проглотил новорожденного малыша. Но его спас младший брат Зевс, вместе с которым и еще 4 братьями и сестрами они победили Титанов и отца.

Со временем Посейдону отошла морская стихия. До него морем управляли Нерей и Океан. Но он смог оттеснить их и занять главенствующую позицию. В мифологии представляли разъезжающим на колеснице, главным атрибутом которого был трезубец. Им Посейдон ударял о землю и вызывал бури, разбивал скалы, делал родники, из которых текла пресная или морская вода. Однажды таким ударом открыл долину в Фессалии, чтобы река не затопила страну.

Посейдон, в отличие от своего брата Зевса обладает тяжелым характером. Он бывает мстительным и яростным, часто напоминает стихию, воплощением которой стал. Например, Посейдон долгое время преследует Одиссея, который оскорбил бога, лишив его сына циклопа зрения.
Бог моря олицетворяет собой несокрушимую силу и власть вместе с царственным величием.

Афродита



История рождения богини связана с Кроносом и Геей. Мать Кроноса посоветовала взять серп и отрезать детородные органы Урана (первого из богов) и бросить в море. Именно так и родилась красавица Афродита.

Считается греческой богиней любви, страсти и женской красоты. Она милосердна и добра к почитателям, поэтому часто выполняла просьбы людей при их обращении в молитве. В ее храме особое отношение полагалось девушкам, мужчинам же вход был запрещен.

Также богиню считают покровительницей морских просторов и путешествий. Она несет в себе столько любви, что пробуждает теплые чувства не только у людей, но и богов.

Атрибуты Афродиты – голуби, воробьи, другие птицы. Часто на изображениях появлялась окруженная цветами, а в руке держала чашу, наполненную вином.

Арес



Арес был первым сыном Геры и Зевса. Мифы говорят о том, что он стал плодом необычного соития – Гера прикоснулась к волшебному растению, которое помогало забеременеть женщине даже в самых сложных ситуациях.

С самого младенчества Арес противостоял великанам, которые хотели сдвинуть гору Олимп и свергнуть Зевса. Эти существа заковали мальчика, которого через год освободил Гермес. После этого его обучением плотно занялся Приап, он научил мальчика танцам. В дальнейшем уже подросшего юношу стали обучать воинским премудростям.

Арес был мудрым, хитрым и вероломным богом, который часто применял свои знания в войнах. В его арсенале – сила, суровость, кровожадность и способность вызывать страх у любого, кто встанет на пути. За свои качества он не вызывал одобрения у собратьев.

Он был символом мужественности и непоколебимости каким и должен быть бог войны. Его атрибутами были – копье, зажженный факел, собаки, коршун.

Афина



Афина была единственной дочерью Зевса, рожденной без матери. А произошло это так: Зевсу было предсказано, что у него родится сын, который в итоге взойдет на трон и дочь, которая превзойдет его по мудрости. Поэтому громовержец проглотил свою беременную жену Метиду.

Вскоре у него начала раскалываться голова. Зевс позвал Гефеста, который раскроил его голову топором, и на свет появилась Афина.

Афина стала воплощением мудрости и силы Зевса. Изображали ее в виде молодой серьезной женщины, с воинственным видом в пеплосе. Главным атрибутом был шлем и копье, а рядом священные животные богини – сова и змея.

Гефест



Сын Геры и Зевса, которого разъяренная мать сбросила с Олимпа, потому что он был хромым. Он упал прямо в океан, но не разбился. Там его вырастили морские богини Эвринома и Фетида. Именно в море Гефест обучился кузнечному мастерству.

Впоследствии он выковал для своей матери и отправил на Олимп в качестве примирительного подарка золотой трон. Как только Гера села на него, то тут же сработали наручники, освободить от которых ее никто не мог. Тогда на олимп пригласили Гефеста, но он отказался освобождать мать. Боги пошли на уловку и подослали Диониса (бога вина), который напоил Гефеста. Молодой бог под действием вина забыл обиду и освободил мать.

После этого построил много жилищ богов, некоторые переоборудовал. Остался на Олимпе по приглашению родителей и женился на Афродите. Все обращались к Гефесту, у которого была своя мастерская.

Является богом огня и кузнечного дела. Чаще всего изображался широкоплечим мужчиной, который с утра до ночи трудится в мастерской. Его символами были молот, наковальня и яйцевидный колпак, характерный для ремесленников. Из одежды носил короткую тунику.

Персефона



Дочь Зевса и Деметры, которая втайне от отца росла в пещере под присмотром матери и нимф. Когда девочка немного повзрослела, за ней постоянно наблюдали Артемида, Афина и Афродита. После вступления в брачный возраст, к прелестной девушке приходили свататься Аполлон и Арес. Но она не отдала никому из них свое сердце. Вскоре после этого была похищена Аидом и унесена в царство мертвых.

Все боги горевали о пропаже молодой и прекрасной девушки, все ее очень любили. И даже властная мать не смогла найти Персефону. После того, как она узнала, что ее дочь находится у Аида, то попросила помощи у мужа Зевса. Бог подземного царства отпустил девушку, но перед этим попросил съесть несколько зерен граната. Персефона не знала, что любая еда, съеденная в царстве мертвых, навсегда свяжет ее с этим местом. Съев несколько зерен граната, она навечно приобрела связь с подземным миром.

Богиня плодородия и царства мертвых. Ее постоянными спутницами были Иахе, Каллигенейя, Левкиппа и Фено. Образ Персефоны воплотил в себе коварство и жестокость богов по отношению друг к другу. Ее атрибуты – цветы, сноп колосьев, также иногда изображается с плодом граната в руках.

Апполон и Артемида



Дети, рожденные от титаниды Лето и верховного правителя Зевса. В Древней Греции считалось, что рождение близнецов является предвестником беды, поэтому сразу после рождения их убивали.

После рождения судьба разделила близнецов. Аполлона вырастила богиня Фемида. В юношестве ему сделал подарок Гефест, подарив лук и стрелы. Артемиду же вырастили 60 океанид и 20 амнийских нимф. Она также не осталась без подарка и получила от Пана 12 псов.

Аполлон – бог света, покровитель искусств, предводитель муз, провидец, олицетворение мужской красоты. Один из самых почитаемых богов, атрибутами которого считаются лира и лук.

Артемида – всегда прекрасная, молодая богиня плодородия и целомудрия. Покровительница всего живого на Земле. Ее атрибутами считаются колчан, золотой лук и факел.

Гермес



Его матерью считается Майя, дочь атланта. Мальчик наполовину бог, наполовину смертный. С самого детства он промышлял воровством и шалостями. Об остальном времени взросления Гермеса ничего неизвестно.

Считается покровителем торговцев и воров. Он помогает Аиду, сопровождая усопших в мир мертвых и единственный, кто возвращается назад. Также имеет способность приходить людям во снах.

Атрибуты Гермеса – крылатые сандалии, чтобы быстро перемещаться и золотой скипетр, который был принесен ему в дар Аполлоном.

Теогония

Это поэма Геосида, считается одной из первых древнегреческих мифологических рассказов о богах. Она рассказывает об истории мира с самого начала, повествуя о жизни титанов, олимпийцев и других героях. Сначала в мире возникли Хаос, Гея, Тартар, и Эрос. От хаоса родились Нюкта и Эреб. А от Геи родился Уран. От союза Геи и Урана впоследствии появились первые Титаны.

Гея



Матерь всего живого и того, что растёт на Земле. Сначала из нее появилось ночное звездное небо, после горы и безграничное синее море. Когда Уран стал властителем в мире, то Гея стала его женой и подарила ему 12 детей:

• Океан;
• Коя;
• Крия;
• Гипериона;
• Иапета;
• Кроноса;
• Тейю;
• Рею;
• Мнемосину;
• Фебу;
• Фемиду;
• Тефиду.

Богиня очень сильно любила своих детей в отличие от отца, который самых неугодных сослал в недра земли и сказал, что больше никогда не хочет их видеть. Мать очень сильно страдала из-за изгнания своих детей, поэтому уговаривала титанов разобраться с Ураном, отобрав власть насильственным путем. Но на этот шаг согласился только Кронос, который оскопил Урана и занял его место.

Уран



Был рожден матерью-землей Геей без отца. Он завоевал мир и вступил в брак с матерью. Вскоре у них родились дети – титаны, титаниды, одноглазые и пятидесятиглавые великаны. Ужасных видом детей своих Уран не любил, стараясь избавиться от них. Но в скором времени Урана ждала расправа от сына Кроноса.

Является представителем первого поколения древнегреческих богов, который был свергнут посредством восстания. Но его преемник тоже лишился своей власти посредством отмщения детей за годы страданий.

Тартар



Это бездна, которая находится под царством Аид, куда после великой битвы олимпийцев с титанами был низвергнут Кронос вместе с остальными выжившими. В этом месте всех пленников стерегли исполины Гекатонхейры, которые являются детьми Урана. Туда же поместили циклопов.

Геосид писал, если бы наковальня летела от земли до бездны, то ей потребовалось бы 9 дней. Тартар находился внутри тройного слоя мрака, медными стенами и воротами Посейдона. Он служил в качестве места заключения для всех низверженных божеств. Также в обители находилось место обитания Нюкты и Танатоса – бога смерти. Даже олимпийские боги не желали оказаться в бездне, поскольку она внушала дикий ужас.

Нюкта



В древнегреческой мифологии Нюкта родилась от Хаоса, является олицетворением ночи и покровительницей космоса. Прародительница многих существ. Например, от бога Тартар она родила смерть и сон, от Эреба Харона, который был перевозчиком душ умерших людей в загробном мире, а также Немесиду, богиню возмездия.

Она была очень благосклонна к людям и навевала покой. Во время сражения с титанами держалась на стороне олимпийских богов. У нее нет атрибутов, но чаще всего изображается с закутанным лицом и в темных одеждах.

Эреб



Является олицетворением мрака или ночи. Один из первичных богов, второй покровитель космоса. Был рожден от хаоса, как и Нюкта. Выступал в качестве подземного мрака, через который проходили души умерших в потусторонний мир.

Также согласно легенде, от его союза с Нюктой родились погибель, старость, смерть, любовь, бедствие, возмездие, разнузданность и т. д. Если судить по другим авторам помимо Геосида, Нюкта также родила насильственную смерть и бога злословия.

Скотос



Иное название тьма. Скотоса редко упоминали где-либо и избегали речей о нем. Он был рожден после заключения брака между Ураном и Геей.

Другие божества

Другие божества, упоминаемые в древнегреческой мифологии, которые не жили на Олимпе, но также имеют большое значение. К большинству из них греки относились с большим уважением, делая поднесения и прося о помощи.

Геката



Является дочерью титанов Перса и Астерии. Выступала в качестве проводника между простым миром и миром магии. Во время своего становления в Древней Греции почиталась как хранительница очага, а к моменту исчезновения всех последователей стала распутницей и ведьмой.

Ее атрибутами были перевернутый месяц в горизонтальном положении и обращенный к небу, а в руках она держала факел и меч.

Дионис



Сын Зевса и Семелы, которая была дочерью царя Кадма. У него тяжелая история – его мать умерла при родах. Случилось это из-за ревности Геры. Узнав об очередной измене от Зевса, Гера предстает перед Семелой в облике кормилицы и внушает ей повидаться с Зевсом. В следующий визит Зевса Самела просит поклясться выполнить любое ее желание. После его согласия, она просит его обнять ее в том облике, в котором он обнимает свою жену Геру. Так как боги не могут нарушить клятву, Зевс обнимает Семелу и она тут час сгорает от молний.

Молнии бога спалили дом и саму женщину, но перед смертью она успела родить сына. В последствии недоношенного мальчика Зевс зашил в свое бедро, чтобы доносить, а по пришествии нужного срока отдал Гермесу.

Является богом вина и виноделия. Его атрибутами считается венок из виноградной лозы и чаша с вином.

Пан



Сын Гермеса и дочери Дриопа. Он родился с козлиными рогами, копытами и длинной бородой. Испугавшись внешнего вида ребенка, мать ушла, но отец отнес его на Олимп и смог развеселить всех богов потешливыми представлениями своего наследника. Из-за подобного поведения боги и прозвали его паном.

Проживал в волшебных лесах среди нимф. Устраивал шумные хороводы, которые пугали смертных. Чаще всего изображали с гроздью винограда в руке.

Антей



Является сыном Посейдона и Геи, по своей природе великан. Он жил в Ливии и очень любил драки, поэтому каждого заставлял бороться с ним. Находясь на земле его силы росли. Эту силу давала ему его мать Гея. Но в конце концов его мощь смог обуздать Геракл.

Чаще всего художники на своих картинах представляли его мужчиной среднего роста, очень мускулистым и в коротких одеждах. Всегда изображался во время битв.

Асклепий



Сын Аполлона и Корониды, под покровительством которого находилось мастерство врачевания, а сам он был искусным врачом. Излечивать болезни он научился у Аполлона и Хирона. В итоге достиг такого уровня, что мог справиться буквально с любой болезнью и даже воскрешал мертвых.

Чаще всего изображался с лавровым венком на голове и в классических одеяниях. В руке держал длинную палку, которую обвивала змея, именно она и является атрибутом Асклепия.

Амфитрита



Дочь Нерея и Дориды. Была самой прекрасной морской богиней. Поэтому в качестве супруги ее выбрал сам Посейдон. Но она боялась выйти за него, потому что стояла в иерархии богов намного ниже.

Поэтому решила спрятаться в глубокой отдаленной пещере на самом краю моря у Атланта. Но дельфин Посейдона разыскал девушку и доставил к господину. Она, подобно Гере, стала соуправительницей морского царства. Восседала в золотом дворце, где родила дочь Роду и сына Тритона.

В качестве атрибутов выступает корона и морские божества вместе с обычными подводными обитателями.

Тритон



Сын Посейдона и Амфитриты. Живет в океане. Тритон был огромного роста и на 50 процентов выглядел как человек, а на остальные 50 как рыба. По морю передвигался на дельфине и оберегал владения своих родителей.

В качестве атрибутов у Тритона был трезубец немного меньше его самого и раковина, потрубив в которую на море разыгрывалась буря.

Эйрена



Дочь Зевса и Фемиды, которая считается хранительницей порядка в природе и обществе. Также у нее была еще одна важная обязанность – вместе с сестрами Дике и Эвномией охраняла врата Олимпа. Несмотря на свою популярность, не входила в число олимпийских богов.

Ее атрибуты – это младенец в руках, чаша с фруктами и жезл. Она изображалась как молодая красивая женщина в роскошных одеяниях. Ей часто приносили жертвы, но все они были бескровные.

Ника



Имя этого небесного существа у всех на слуху и по сегодняшний день, она является богиней победы, поэтому в древнем мире после выигранного боя или перед битвами все обращались с молитвами именно к ней. После удачных битв все устраивали пиры в честь богини.

По преданию считается дочерью Палланта и воспитывалась вместе с Афиной. Чаще всего ее изображали как молодую девушку в прекрасных одеждах, в качестве атрибута выступал сокол и лавровый венок. Нередки изображения с крыльями.

Дике



Относится к роду ор, считается дочерью Зевса и Фемиды. Богиня правды и справедливости. Когда отец выступал верховным судьей, то именно Дике стояла рядом. В этом действии скрывалось глубокое символическое значение.

Поскольку в мире существует право, значит должно быть и бесправие. Именно под бесправием понималась Адикия, которая была сестрой Дике. Они находились в постоянном противостоянии. Рядом с богиней всегда была Фемида, которая дополняла ее и вместе они образовали так называемую Юстицию.

Атрибуты – весы и повязка, которая закрывала глаза.

Тюхе



Дочь Океана и Тефиды, богиня случайности или счастливого случая. Она жила на олимпе, но не входила в число олимпийцев. Была в числе свиты Зевса и с самого рождения помогала Плутосу на пару с богиней Эйреной.

Чаще всего изображалась в виде стройной девушки с завязанными глазами. Была одета небогато, но в руках держала огромный рог изобилия, из которого сыпались монеты.

Морфей



Отцом Морфея был бог Гипнос, под властью которого находилась способность дарить людям крепкий сон и сновидения, а мать – Парсифея, владеющая даром расслабления и отдыха. Способности передались Морфею и он стал богом снов, но также отвечал за создание мечт у людей.

За спиной у Морфея были крылья. Они нужны не только для того, чтобы быстро добираться до тех, кому нужна была помощь, но и для быстрого переноса отца.

Атрибутом Морфея был маковый цветок, коснувшись которым до земного жителя, тот сразу же погружался в сон.

Еще несколько имен богов:

• Фобос и Деймос – боги страха, сыновья Ареса и Афродиты, атрибутами служили меч и щит;
• Борей – олицетворение северного ветра, сын Астрея и Эос, в качестве атрибутов были амуры, играющие в снежки.

Вакх Греческая мифология

Вакх или Бахус, в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим сказаниям, Вакха считают сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в элевсинских мистериях. Вследствие распространенного в Греции виноделия культ Вакха укоренился довольно прочно, особенно между сельским населением.

По предположению некоторых историков, Вакх изначально был греческим богом, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии. Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также – бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством – Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество – Антестерия, праздник цветов.

Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, – все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья. Ночные празднества в честь Вакха совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за какое-то животное.

Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (так называемые менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях Вакху приносились даже человеческие жертвы. Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.

Сказания о Вакхе приобрели особое распространение после завоевания всего Востока Александром Македонским, когда культ Вакха был перенесен даже в Индию.
В Риме много позже было введено греческое мистическое служение Вакху (так называемые вакханалии), которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности. Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало Вакха юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о