Амбидекстр это кто: Амбидекстрия — Википедия – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Содержание

это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, гиперактивность, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная капризность, чрезмерная эмоциональность. Переучивание и принуждение к выполнению всего одной рукой не исправит ситуацию, а только усугубит, корректировку необходимо производить в моментах выплеска эмоций и с присущей поддержкой, когда человек выполняет успешно задания обеими руками. Ведь это уникальный дар, который можно развивать, стараясь скомпенсировать негативные сопутствующие особенности.

Кто такой амбидекстр

В последнее время происходят изменения в формировании мозговой активности человечества, и наблюдаются количественные изменения процентного соотношения детей амбидекстров по отношению к тем, у кого развита одна ведущая система восприятия и действования (процент возрастает в своих измерениях от единиц до 10-15%). И если относительно недавно можно было услышать вопрос «амбидекстр, кто это?», то сейчас это качество стало знакомо, привычно и желаемо. Люди, не получившие данную особенность от рождения, развивают одинаковое владение обеими руками при помощи упражнений, выполнения привычных действий другой рукой и прочее. Что характерно, изменения не остаются на уровне простого физического функционирования, а влияют на процессы мозговой активности и ее специфики. Те, для кого ведущей рукой была правая, в процессе тренировок замечают развитие не только способности к одинаковому владению, но и открытие творческих задатков, которые раньше не проявлялись даже в глубоком детстве. Левши же замечают, как стали более способны к структурированию своего времени и планированию дальнейшей деятельности, основываясь на фактическом анализе, а не эмоциональной вспышке.

Амбидекстр особенности своего восприятия мира не может описать как что-то отличающееся от общего, чаще всего можно услышать «мне просто все равно как держать мышку». Но амбидекстрия касается не только руки, она определяет отсутствие ведущей системы относительно любой системы организма – прицельный глаз, толчковая нога, тонкораспознающее ухо, все это характерно людям с определяющей модальностью и не свойственно амбидекстру. Они могут писать всегда правой рукой в тетради, но на доске левой, визуальная система будет ведущей левой, а аудиальная правой. В зависимости от обстоятельств или по просьбе, им не составит труда поменять руку (ногу, глаз) и продолжить выполнение работы с тем же качеством.

Из-за перекрестной работы обоих полушарий, амбидекстр особенности своего мировосприятия может обозначать, как знание, без получения информации, интуитивными догадками. Тонкое чувствование мира и великолепные логические навыки помогают анализировать и считывать информацию за доли секунды, благодаря этому сочетанию кажется, что такие люди видят будущее и черпают информацию из пространства.

Амбидекстрия выглядит как особое видение мира, ведь там где привычно наблюдать только одну составляющую (или чувства, или рассуждения) амбидекстр воспринимает целый комплекс понятий. Поскольку наш мир расщеплен, и мы продолжаем делать все возможное для дальнейшего не пересечения чувств и мышления на одной плоскости, осознать какие психоэмоциональные и нервные перегрузки испытывает человек, воспринимающий картину более целостно и одновременно довольно трудно. Амбидекстрия не только дар, но и проклятие.

Амбидекстрия плюсы и минусы

Отношение к амбидекстрии довольно разноплановое, изначально, при выявлении детей с двуруким развитием такая категория считалась неполноценной, и отмечались нарушения в развитии. На данный момент такая точка зрения признана ошибочной, и амбидекстрия считается вариантом нормального развития.

Безусловно, зачатки возможностей, обусловленные амбидекстрией, могут открыть перед человеком широкие возможности для развития, но сама по себе одинаковая развитость двух полушарий не дает гарантию гениальности, точно также как не дает ее то или иное ведущее полушарие. Человек может отлично выполнять работу обеими руками, при этом быть достаточно посредственным и не проявлять каких-либо талантов, точно также как и при развитии любого из полушарий не повышается вероятность специфических достижений. В любом случае больше ситуация зависит от личных способностей человека и приложенных усилий. Хотя при всех иных одинаковых исходных данных и одинаковых приложенных усилиях в ракурсе развития, амбидекстр имеет большие шансы для развития и реализации талантов.

Преимущества развития данного навыка может широко пригодиться в решении бытовых вопросов, при занятии спортом и на спортивных же соревнованиях (уникальность некоторых спортсменов заключается в способности орудовать сразу двумя руками). Для решения интеллектуальных задач также есть свои дополнительные бонусы, так как умение мозга переключаться с легкостью между полушариями в своей работе позволяет находить нестандартные пути решения, и помогает сохранить интеллектуально-мнестические функции в сохранности до глубокой старости.

Работа мозга, при переменном переключении между полушариями, а иногда при одновременной их работе позволяет человеку увеличить объем долговременной памяти, увеличить скорость и качество восприятия и переработки информации. Такая особенность психики дает возможность развития мультизадачности, ребенок амбидекстр с легкостью может одновременно думать над несколькими проблемами, что ранее встречалось крайне редко и сопутствовало гениальности личности. Потенциально, амбидекстр способен на новые научные открытия значительно больше, чем остальные.

Но есть и негативные моменты такой особенности, которые связаны с выбором руки для письма или выполнения другого навыка. При попадании в стандартную государственную школу с ее каноничной системой образования, ребенок амбидекстр скорее подвергается критике и эмоциональному давлению, чем поддержке в развитии своих особенностей. Из-за нетипичного способа усваивания и преобразования информации может сложиться ощущение психической недоразвитости или наличия отклонений. При грамотном подходе, оказывается, что стоит немного поменять систему обучения и такой ребенок, которого раньше считали отстающим, показывает результаты превышающие средние.

Стоит отдельно отметить эмоционально-психологические особенности, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Может наблюдаться гиперактивность или синдром дефицита внимания, несбалансированность эмоционального фона и неумении сдерживать эмоции. Дело тут не в характере, а в особенностях функционирования ЦНС, которая из-за активности обоих полушарий испытывает некоторые перегрузки. Так же эмоциональная сфера остается постоянно включенной, т.е. в те моменты, когда люди с ведущим полушарием могут отключиться от переживаний, уйдя в рассуждения или работу, то амбидекстер продолжает испытывать чувства в полную силу, при этом логически анализируя. Отсюда нервные срывы, напряженные отношения с окружающими, повышенная активность. С возрастом человек учится находить собственные способы совладания с такими своими реакциями, при помощи окружения это происходит быстрее.

Ребенок амбидекстр – рекомендации воспитателям

Начало обучения и первые шаги в школьной системе важный и трудный адаптационно шаг для человека. Учитывая особенности характера ребенка амбидекстра, можно помочь ему на подготовительном этапе.

При работе с детьми амбидекстрами основной проблемой воспитателей будет их гиперактивность. Ругать ребенка, ставить в угол и наказывать бесполезно, все, что вызовет подобный метод – это сопротивление, усиление агрессивных черт и уход в оборону вместо сотрудничества. Таких детей необходимо всегда держать в поле зрения, выбирать для них места впереди. Вместо того чтобы ограничивать старайтесь направлять энергию в русло познания и созидания.

Как воспитывать амбидекстра? Дети амбидекстры чаще всего балуются и активничают тогда, когда им становится скучно, ведь схватывают информацию они быстрее других, думают на несколько шагов вперед. Хорошо, если такому ребенку поручить роль помощника, дать ответственное задание или выполнение какой-либо дополнительной функции к основному заданию. Например, когда все вырезают аппликацию, малыша можно попросить попутно посчитать, сколько цветов было для нее использовано, какие фигуры самые популярные, и отметить, у кого из ребят работы схожи. Мультизадачность их мыслительного процесса позволит выполнить такое задание и не даст заскучать.

Важна эмоциональная поддержка и сохранение ровного тона и настроения воспитателем, когда ребенок чем-то взволнован. Ваша уравновешенность немного успокоит его, а также послужит примером того как можно справляться со своими эмоциями в будущем.

Для таких детей исключено давление в выборе ведущей руки и способа достижения результата. Вы можете сопровождать, помогать советами, задавать вопросы, предлагать попробовать разные варианты, но не переучивать, и не давить авторитетом, что какой-то из способов верный. Исследуйте мир вместе, и возможно, благодаря новому взгляду на прежние вещи вы сможете открыть для себя много новых решений и применений обычных вещей, которые подскажет вам ребенок.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

что это значит простым языком

Какой рукой вы пишете? Большинство ответит, что правой. Это не удивляет, потому что левшей в мире всего 15%. Но есть и те, кто виртуозно владеет сразу двумя руками. Это амбидекстры. Их немного, но такие люди вызывают неподдельный интерес среди ученых. Все из-за необычной работы головного мозга, способа мышления и других особенностей. Чем же так уникальны те, у кого есть способность к амбидекстрии? И что делать, если она есть у вашего ребенка?

Кто такой амбидекстр

Кто такой амбидекстр

Если говорить простым языком, амбидекстрией называют состояние, при котором человек одинаково хорошо владеет обеими руками. Слово произошло из латинского языка и означает «оба правые». Нет, здесь не идет речь о двух спорящих людях. Амбидекстры – это люди, у которых работа двумя руками не вызывает трудностей. Они работают и правой, и левой.

Интересно! В мире всего 1% амбидекстров.

Специалисты утверждают, что в последнее время амбидекстров стало гораздо больше. С чем это связано? Сейчас такая особенность перестала пугать. Хотя еще несколько лет назад ребенка левшу насильно пытались приучить к использованию правой руки. Левую даже привязывали к телу.

Стоит отметить, что 100% амбидекстрия встречается редко. Чаще можно увидеть людей, которые пишут правой рукой, а с остальными делами легко справляется и левой.

Психологи считают, что амбидекстры обладают рядом психологических особенностей. Определить их можно путем наблюдения за особенностями поведения, проведением диагностических мероприятий, в частности, энцефалограммы, и анализа почерка. Выяснилось, что такие люди имеют ряд существенных отличий:

  • противоречивость натуры;
  • неврастеничность;
  • обидчивость.

Стоит отметить, что мозг у амбидекстров работает не так, как у других людей. Между полушариями установлена перекрестная связь. Поэтому они чувствительны, умеют логически мыслить, имеют хорошо развитую интуицию.

Амбидекстрия – врожденная или приобретенная способность

Амбидекстрия это врожденная или приобретенная способность

Маленькие дети с рождения одинаково хорошо пользуются обеими руками. В старшем возрасте, приблизительно к 4 годам, они выбирают «рабочую» руку. Так ребенок становится правшой или левшой. И эта особенность остается неизменной на протяжении всей их жизни. То есть, если вы 25 лет были правшой, внезапно стать левшой не получится. Хотя развить в себе амбидекстрию возможно.

Примечательно! Помимо амбидекстров, правшей и левшей, существуют амбисинистры. Это люди, одинаково плохо владеющие обеими руками. Эта особенность бывает врожденной или приобретенной вследствие травм.

Тест на амбидекстрию

Для начала возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Попробуйте одновременно писать одно и тоже слово. Если у вас это получится, вы — амбидекстр. 100% правша или левша одной рукой пишет, а другой может только чертить волнистую линию.

Есть и другой вариант. Посмотрите на фигуру в видеоролике. В какую сторону она вращается? Если по часовой стрелке, доминирующим у вас является левое полушарие мозга. Если против, то правое. А если то в одну, то в другую сторону, то, скорее всего, у вас амбидекстрия.

Плюсы и минусы амбидекстрии

преимущества амбидекстрии

Многие исследователи считают, что благодаря своим особенностям, амбидекстры стали гениальными. Но помимо преимуществ у них есть и недостатки.

Итак, преимущества:

  1. Высокий уровень производительности.
  2. Развитая способность к многозадачности.
  3. Сила воли и хорошая интуиция.
  4. Благодаря обработке данных сразу двумя полушариями, могут быстро оценивать сложившуюся ситуацию.
  5. Умение быстро принимать решения.
  6. Возможность писать или рисовать сразу 2 руками.

Из минусов выделяют:

  1. Проблемы с концентрацией внимания.
  2. Гиперактивность, синдром дефицита внимания.
  3. Чрезмерная утомляемость.
  4. Плаксивость.
  5. Неадекватная оценка себя, излишняя самокритика.
  6. Головные боли, мигрень.
  7. Неврастения.
  8. Нервозность, обидчивость.

Плюс ко всему, амбидекстры крайне неловкие, неуклюжие.

Причины амбидекстрии

Геодакян

Почему появляется этот феномен, до сих пор так и не известно. Но ученые все же смогли сделать некоторые выводы. По мнению генетика В. Геодакяна, амбидекстрия чаще всего развивается у недоношенных или ослабленных новорожденных детей или у близнецов.

Среди причин особо выделяются 2:

  1. Амбидекстрами считают людей с в геном LRRTM1 генетическом коде. Он провоцирует развитие шизофрении. Среди страдающих от этого заболевания много тех, кто одинаково хорошо работает двумя руками.
  2. Особенности внутриутробного развития плода. Из-за гипоксии и других неприятных состояний может произойти угнетение развития левого полушария. В результате ребенок родится левшой или амбидекстром.

В список можно добавить родовые травмы.

Методика развития амбидекстрии

жонглирование

Стать амбидекстром можно. Но есть определенные трудности. Правшам нужно развить в себе интуицию, а левшам логическое мышление. Это поможет достичь баланса в работе двух полушарий мозга.

Одинаково хорошо владеть двумя руками помогут специальные упражнения:

  1. Выполняйте простые дела, используя нерабочую руку. Так, правшам нужно работать левой рукой и наоборот.
  2. Жонглируйте. Здесь в любом случае придется использовать обе руки.
  3. Вышивайте по очереди одной и другой рукой.
  4. Займитесь музыкой. Учитесь играть на фортепиано, баяне или аккордеоне.
  5. Попробуйте одновременно рисовать двумя руками, например, правой круг, а левой квадрат.
  6. Попытайтесь нарисовать каждой рукой одну и ту же фигуру. Делайте это одновременно.

Развить амбидекстрию поможет и метод десятипальцевой печати.

Ребенок-амбидекстр: рекомендации воспитателям

Ребенок-амбидекстр

Ребенок-амбидекстр, что это значит? Такие дети имеют ряд характерных признаков:

  1. Могут писать сначала одной, потом другой рукой. Допустим, правая рука у него устала и он легко переключается на левую.
  2. Берут предметы каждой рукой по очереди. И это не приносит им каких-то неудобств.

Для подтверждения «диагноза» дайте малышу в каждую руку по ручке. Попросите его что-либо написать или нарисовать ими обеими. Если рисунок или надпись не сильно отличается, ребенок – амбидекстр. Как себя с ним вести?

Для начала нужно понять, что справиться с гиперактивностью будет непросто. В этом случае бесполезно ругать, кричать. Лучше попробуйте направить неуемную энергию в правильное русло.

Помните, ребенок-амбидекстр схватывает информацию на лету. Поэтому ему часто становится скучно. Чтобы увлечь его, давайте дополнительные задания. Такие дети хорошо справятся с ролью помощника. Допустим, ученики в классе рисуют. Попросите малыша с амбидекстрией назвать, сколько и каких цветов он использовал. Или, например, определить, какие геометрические фигуры присутствуют на его рисунке. Он легко выполнит сразу несколько задач и не будет мешать другим.

Не давите на ребенка в вопросах выбора рабочей руки. Дайте совет, поддержите, попробуйте несколько вариантов, но ни в коем случае не переучивайте. Помните: детям нужна эмоциональная поддержка. Уравновешенный взрослый рядом поможет успокоиться, научиться справляться и со своими эмоциями тоже.

Интересные факты

Никола Тесла

Во все времена в мире существовали те, кто работал сразу и правой и левой рукой. Вот некоторые знаменитые амбидекстры:

  1. Юлий Цезарь. Мог одновременно выполнять несколько дел. Чем не свидетельство амбидекстрии?
  2. Никола Тесла. Инженер, изобретатель, лауреат Нобелевской премии.
  3. Том Круз. Известный актер, который, по свидетельствам очевидцев, отлично владеет обеими руками.
  4. Мария Шарапова. Известной теннисистке все равно какой рукой играть.

В 1% людей-амбидекстров входит и Тиль Линдеманн. Он успешно освоил несколько профессий. Также музыкант играет на многих музыкальных инструментах.

Заключение

Амбидекстрия – редкое явление, хотя и считается врожденной способностью. Но ее можно развить. Рисуйте, пишите, совершайте простые действия обеими руками. Играйте на музыкальных инструментах. Все это поможет вам улучшить работу обоих полушарий мозга и, как следствие, научиться работать одинаково хорошо двумя руками. Если у вас ребенок – амбидекстр, не пытайтесь его переучить. Лучше найдите способ направить его силы в созидательное русло. Занимайтесь с ним, развивайте творческие таланты, учите контролировать эмоции.

Никола Тесла

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Амбидекстры и амбисинистры

Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое — за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей — логика.

Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга,  борозды и спайки, соединяющие полушария. 

Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария. 

Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.

image_image

Анатомическое строение головного мозга с примерным разделением функций между зонами и отделами

(источник: s14.stc.all.kpcdn.net)

Амбидекстрия

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки. 

Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму. 

Правшей на нашей планете куда больше — примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия — те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот — левши составляют большинство популяции.

Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.

А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур? 

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны. 

Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.

image_image

Вращающаяся фигура девушки. Направление движения зависит от активации левого или правого отдела мозга. Хотя некоторым вообще кажется, что она всегда стоит к ним лицом…

(источник: netlore.ru)

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди — у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.

Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей. 

Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного — когда «не знаешь, за что хвататься» — до весьма неприятного вроде переломов.

«выработанная» амбидекстрия

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.

Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария. 

Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.

Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний. 

Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.

Рекомендации к тренировкам

Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).

Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.

image_image

Один из классических тестов на определение праворукости или леворукости.

(источник: aif.ru)

Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую — чревато плачевными последствиями на начальных этапах.

Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.

Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.

Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.

Амбисинистрия

До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками — амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.

Неизученность феноменов доминирования полушарий

К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии.

Внештатный автор

image_image

Анна Умеренко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Является ли человек амбидекстром от природы? (Из истории отношения к амбидекстрии)

Если отправить в поисковик запрос «амбидекстр», то помимо сухой и лаконичной статьи в Википедии на первом месте, в списке откроются тысячи копирайтерских материалов об удивительных амбидекстрах, сотни тестов на то, чтобы проверить себя на «гениальность», выявив у себя способности к амбидекстрии; более двух тысяч видео на эту тему предложит Яндекс, в социальных сетях группы амбидекстров насчитывают тысячи участников. Среди всех этих ресурсов в интернете встречаются и школы, предлагающие программы по «развитию мозга» через обучение письму и рисованию левой рукой. Это не дань моде, а скорее идущая из глубины веков традиция, отчасти преломленная под влиянием современных ценностей и взглядов. И кстати ничего общего не имеющая с современными научными исследованиями.

Тории Киёнага, 1780-е

Этимологически слово «амбидекстр» обозначает человека с двумя «правыми руками» — от латинского dexter — правый, ловкий, добрый, счастливый. Также есть и противоположное понятие — амбисинистр — от латинского sinister — левый, злой; то есть это человек, который обладает двумя неумелыми «левыми» руками. Понятия эти появились гораздо раньше, чем у ученых появилась возможность исследовать функциональную асимметрию мозга, поэтому неудивительно, что амбидекстрия всегда занимала умы, прежде всего, философов, мыслителей и литераторов. А они, в свою очередь, создали вокруг этого явления определенный ореол таинственности и даже романтики, который и по сей день не рассеивается. 

Мотивы мыслителей прошлого отличаются от мотивов фольклорного копирайтинга настоящего лишь эгоцентричностью. Если в XIX веке философы и публицисты искали объекты для претворения своих идей в жизнь, взывая к тому, чтобы по-новому воспитывать и обучать детей, обеспечивая в перспективе залог будущего счастья своего народа или даже всего человечества, то сейчас каждому предлагается открыть или развить в себе гениальность. Если на пороге XX века родители могли убеждать своего ребенка в том, что он амбидекстр, лишь для того, чтобы в школе он мог казаться хоть немного «нормальным» (левшей тогда считали неполноценными), то сейчас наблюдается другая тенденция. Родители активно ищут в своем ребенке одаренность и порой боготворят, совсем его не ограничивая. Хорошо это или плохо, кто знает…  Время покажет. А пока давайте перенесемся в прошлое и посмотрим, как в разные эпохи развивались идеи об амбидекстрии.

 Альбрехт Дюрер, Германия 1498,

Аристотель одним из первых пришел к выводу о том, что оценка правой руки как лучшей во многом условна и основана на обычае. «В наших силах иметь две правые руки, если мы приучим себя к этому», — писал он. А, может быть, — размышляли древние философы, — правильно воспитывая детей, мы могли бы добиться того, что они научатся в совершенстве владеть как левой, так и правой рукой и, значит, будут более приспособленными к жизни, будут более гармоничными и талантливыми? Платон в «Законах» выступал против постулата о разнице между правой и левой рукой, говоря, что кормилицы и матери делают человека по сути «одноруким». Действительно ли это так? Является ли человек амбидекстром от природы? Можно ли развить в себе таланты, тренируя неведущую руку? Способнее ли других ребенок, который берет ручку то в правую, то в левую руку?

«Классическая» амбидекстрия 

Среди мыслителей XVIII — XIX веков существовало настоящее движение, идущее вразрез с традиционными представлениями об иерархии правой и левой руки. Рассуждая о том, что разница между правой и левой рукой обусловлена не природой, а действием социальных привычек, философы провозгласили амбидекстрию в качестве цели, к которой стоит стремиться каждому человеку. Жан Жак Руссо, Ксавьер Биша, Жак Бартелеми Сальг, Жозеф-Ахилл Конт единодушно писали в своих работах о том, что формирование привычки пользоваться какой-то одной рукой не естественно для природы и физиологии человека. Дидро идет дальше, говоря, что «тирания предрассудков» заставляет человека «с первых лет жизни отказываться от природной склонности к амбидекстрии и приносить в жертву левую руку, которая слабеет от бездействия». 

Это идейное течение парадоксально соседствовало с гонениями и переучиванием левшей. Правда здесь речь не шла о том, чтобы дать право леворуким пользоваться их ведущей рукой. Просветители стремились восстановить права левой руки у правшей, поскольку видели практический смысл в формировании амбидекстрии — левая рука должна помогать человеку выживать и быть более эффективным. А для того, чтобы дать возможность развиваться левой руке у правшей, теоретики предлагали «привязывать правую руку», чтобы левая могла получить «недостающую ей жизненную силу». В этих словах мы видим удивительное совпадение с воспитательно-«карательными» методами данной эпохи по переучиванию левшей на правшей. Какими бы высокими ни были порывы вырваться из пут, ограничивающих человеческое развитие и приспособляемость, мыслители XVIII — XIX столетий ничем не отличались от «темных», на их взгляд, учителей и проповедников, провозглашающих «истинность» правой руки. Как красноречиво пишет об этом социо-культурном явлении Пьер-Мишель Бертран, «вместо того, чтобы привести человека к сияющему будущему, где он будет наделен всевозможными талантами, как о том мечтает кучка безответственных утопистов, культура амбидекстрии может вызвать к жизни невиданную социальную категорию — скрытых правшей».

Протез для обучения письму правой рукой - придуман Жан-Жаком Казнавом в 1845 г.

«Романтический»  сверх-амбидекстр

«Культура амбидекстрии» как социальное течение зародилась в Англии, когда писатель и журналист Чарльз Рид в 1878 году написал серию статей под заголовком «И грядет Человек». «Новый человек будет амбидекстром, — писал он, — не просто правшой или левшой, но человеком, вырвавшимся из той птичьей клетки, где матери, кормилицы и гувернантки с их языческими считалочками и глупыми предубеждениями против левой руки; в общем, это будет человек физически гармоничный, как его и задумал Господь».

Преемник Чарльза Рида, Джон Джексон продолжил поиски нового человека, «человека, который наслаждается полнотой своего бытия и примиряет после многих веков бесплодного антагонизма левую и правую руку, а соответственно левое и правое полушария мозга, удваивая свой физический и интеллектуальный потенциал». В 1900 году в журнале British Medical Journal появились призывы к «повсеместному принятию амбидекстрии».  А в 1905 году Джон Джексон основал Культурное общество амбидекстрии. Процитирую три правила и девиз этого общества:

  1. Две идеальные руки, в равной степени умелые, лучше, чем одна.
  2. Левая рука может и должна использоваться с большей ловкостью.
  3. Подобное умение принесет много выгод индивидууму и будет весьма полезна для общества.

Справедливость и равенство левой руке!

В конце XIX века амбидекстрия казалась по ту сторону добра правой руки и зла левой. Это понятие воплощало идеи «золотой середины», равенства и умеренности. И неудивительно, что расцветшая буйным цветом мода на амбидекстрию в начале XX века заставила школьных учителей давать детям специальные упражнения на развитие обеих рук, писателей рисовать образы ловких на обе руки героев, а режиссеров до сих пор снимать фильмы, где часто мелькают гениальные ученые, способные одновременно решать на доске перед аудиторией разные задачи — одну левой рукой, другую — правой. 

Однако, как и другие утопии конца XIX — начала XX веков «эгалитарная» утопия амбидекстрии, вскоре была развенчана нейрофизиологами, которые поставили под сомнение культ человека «двурукого». Ученые пришли к простому выводу о том, что именно асимметрия является отличительной чертой человека от животного, а «псевдоравенство амбидекстрии противно законам природы». Действительно, если обратиться к национальному корпусу языка (НКРЯ), то семантически слово амбидекстр относится прежде всего к животному, а потом уже и к человеку с одинаково развитыми полушариями мозга «и, соответственно, с одинаковой степенью владения левой и правой руками (лапами), без выраженного доминирования одной из них». Таким образом, амбидекстрия, полагают ученые, — это естественное состояние животных, а так же человеческих младенцев вплоть до момента определения их сенсомоторных предпочтений.  

Все эти выводы будто бы рука об руку шли с новыми идеями, выдвинутыми З. Фрейдом и развитые К. Юнгом — об «амбивалентности личности и культуры», которые вплотную подошли к мысли о том, что человеку вовсе не нужны совершенство и движение к «сверх-состояниям».

Само явление идеализации амбидекстрии за рубежом теперь называют  «the ambidextrity craze» (безумие амбидекстрии), а по поводу движения Джона Джексона и единомышленников довольно резко высказывались негативные суждения. Например, Крайтон-Браун в 1907 году в своей книге «Праворукость и наклон влево» писал: «В самом движении во имя амбидекстрии я различаю все то же искаженное суждение, которое составляет мимолетная прихоть. Те, кто выступал за амбидекстрию, до этого пропагандировал вегетарианство, они же ходят без шляп, отказываются от прививок или подчиняются любой другой нелепости». 

В послевоенные годы идеи о развитии амбидекстрии и вовсе отошли на задний план, став не более чем анахронизмом. Однако любая мода имеет свойство возвращаться. Так и в наше время амбидекстрия снова начала вызывать интерес. В начале XXI века в отношении к амбидекстрии появились новые тенденции — желание добавить сверхъестественности и метафизики. Амбидекстрия стала подаваться в паре с эзотерическими понятиями о детях «индиго», то есть детях «нового вида», идеи о приходе которых расцветали на рубеже прошлого и настоящего века.

С одной стороны, сменяются столетия, а восхищение амбидекстрией и желание ее развивать все еще живет в сознании человечества. И это понятно — во все времена человек отличался любопытством и стремился найти способы выйти за пределы своих возможностей, поэтому развитие второй, менее умелой руки всегда казалось чем-то открывающим новые горизонты. С другой стороны, на данный момент можно найти немало исследований на тему функциональной асимметрии мозга. И хоть явлению амбидекстрии, на фоне более изученного левшества, отводится не столь большое внимание в нейропсихологии, поэтому порой оно является предметом антинаучных споров, все же можно найти объективные данные современных исследований. 

Почему амбидекстры хорошо владеют обеими руками и стоит ли этому учиться

Почти у 90% людей доминантной является правая рука, у остальных — левая. И лишь около 1% населения — амбидекстры. Они одинаково хорошо выполняют все задачи обеими руками.

Ещё есть люди, которые меняют руки для разных задач. Например, пишут правой, но мяч бросают левой. Это называется смешанным преобладанием руки. Оно довольно часто возникает при игре на музыкальных инструментах. Например, гитаристы, пианисты и ударники успешно используют в процессе игры обе руки. Только каждая из них натренирована на разные действия.

Эти люди не амбидекстры. Им всё равно будет трудно писать или есть недоминантной рукой. У амбидекстров же нет таких сложностей: им одинаково легко забивать гвоздь, чистить зубы или отбивать теннисный мяч и правой, и левой рукой.

Чем объясняется амбидекстрия

Пока учёным мало известно о причинах амбидекстрии и вообще о том, почему ведущей становится та или иная рука. Но исследования выявили связь между предпочтением руки и асимметрией мозговых полушарий.

Левое и правое полушария связаны с разными психическими функциями. Такое разделение задач помогает мозгу экономить энергию и быстрее обрабатывать информацию. Нельзя сказать, что левое полушарие отвечает за логику, а правое за творчество: это слишком грубое упрощение . Тем не менее полушария не симметричны по строению и функциям.

В процессе развития организма в одном из полушарий формируются речевые центры. Чаще всего — в левом. И оно же отвечает за работу правых конечностей.

Поэтому существует теория, объясняющая количество правшей с точки зрения эволюции. Согласно ей, левое полушарие стало ведущим из-за важности языковых навыков, за которые оно «отвечает». Оно также контролирует правую руку, поэтому большинство людей стали правшами. Среди других приматов преобладание правой руки не настолько распространено. Отдельные особи предпочитают пользоваться ей, но это не охватывает всю популяцию.

Однако эта теория не является полной. У многих животных, в том числе у мышей , лягушек и рыб , выражено предпочтение одной стороны, хотя разговаривать они не умеют.

Мозг амбидекстров же более симметричный. И если руки выполняют задачи одинаково качественно, значит, оба полушария связаны с одними и теми же функциями. Пока учёные не сошлись во мнении, преимущество это или недостаток.

Стоит ли развивать амбидекстрию

Неизвестно, как именно обучение этому навыку влияет на мозг. Хотя разные тренинги обещают, что использование недоминантной руки укрепляет связи между нейронами и повышает креативность, доказательств этого не обнаружено.

Некоторые учёные даже считают , что врождённая амбидекстрия связана с проблемами в речи и чтении, а также дефицитом внимания. Предполагается, что это вызвано соперничеством между мозговыми полушариями. Асимметрия развилась для того, чтобы каждое полушарие специализировалось на отдельных функциях.

В симметричном мозге амбидекстров полушария получают одинаковую сенсорную информацию. А это, возможно, замедляет процессы мышления.

Однако пока всё это только гипотезы. Нет доказательств того, что работа недоминантной рукой приведёт к психологическим проблемам. Поэтому решать только вам.

Как тренировать недоминантную руку

  1. Пишите или рисуйте двумя руками одновременно. Чтобы листок бумаги не двигался по столу, закрепите его чем-нибудь. Сначала слова и рисунки будут очень кривыми, но через пару недель получаться станет лучше. Главное — тренируйтесь каждый день хотя бы понемногу.
  2. Пишите недоминантной рукой. Например, научитесь выводить алфавит прописными, строчными буквами и курсивом. Подберите ручку, которая легко скользит по бумаге, и тренируйтесь ежедневно.
  3. Чтобы писать было удобнее, не сжимайте ручку слишком сильно, иначе у вас заболит рука. Если вы правша, поверните листок бумаги на 30 градусов по часовой стрелке. Если левша — на 30 градусов против.
  4. Пишите ведущей рукой и при этом смотрите в зеркало. Вы увидите, как будет выглядеть ваша недоминантная рука во время письма. Так будет понятнее, как её расположить, а картинка отложится в мозге.
  5. Укрепляйте мышцы недоминантной руки. Поднимайте гантели или просто что-то тяжёлое, постепенно увеличивая вес.
  6. Попробуйте готовить недоминантной рукой. Не беритесь за нож: это может быть опасно. Для начала взбивайте яйца и смешивайте в миске ингредиенты.
  7. Выполняйте ей простые повседневные дела: чистите зубы, держите ложку, отбивайте мяч от пола и стен.
  8. Постепенно переходите к сложным неопасным задачам. Выполняйте их только недоминантной рукой, чтобы укрепить навык. Однако учтите: если вы слишком рано начнёте использовать обе руки, у доминантной всё равно останется преимущество, ведь ей вы пользовались всю жизнь.

Читайте также 🧐🧠👩‍🔬

Амбидекстр – кто такой, плюсы и минусы человека

Привычно считать, что у человека ведущими являются либо левая, либо правая сторона. В советские времена левшей вообще не признавали, поэтому всех леворуких детей переучивали на то, чтобы их ведущей стороной стала правая. На сегодняшний день левшей принимают так же, как и правшей. Однако в редких случаях встречаются амбидекстры. Кто это такие и какие в этом явлении плюсы и минусы, рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com.

Какая разница, какой рукой человек пишет? В какой-то момент это стало важным, поскольку затрагивались следующие вопросы:

  1. По какой методике обучать детей письму?
  2. Как класть тетрадь в процессе обучения письма?
  3. Каким стандартам придерживаться в обучении калиграфии?
  4. Какое полушарие мозга затрагивается при развитии той или иной руки?

Если отметить, то многие повседневные вещи придуманы для правшей: открытие дверей, расположение пуговиц на рубашке, ручки на окнах и т. д. Однако в последнее время люди начали проявлять толерантность к тому, что отдельные люди будут рождаться не такими, как все. Во все времена рождались левши, которых не принимали и переучивали. Однако в современном мире человек может быть как правшой, так и левшой.

  • При ведущей правой руки развивается левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление.
  • При ведущей левой руки развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за образное мышление, творчество, интуицию, даже сверхъестественные способности.

Пожалуй, вот почему леворуких людей боялись: они могли творить, создавать нечто новое, неординарно мыслить, а также быть более склонными к различным магическим действиям, в которые в прежние времена люди очень сильно верили.

На сегодняшний день можно родиться как правшой, так и левшой. Однако в редких случаях человек может быть амбидекстром – индивидом, который не имеет ведущей стороны, обе руки являются у него одинаково развитыми и ведущими. Что делать в этом случае?

Все люди уникальны. Только не каждый умеет показывать собственную уникальность. Первой причиной, по которой люди либо теряют, либо перестают показывать собственную уникальность, является стремление быть такими, как все. Каждый сталкивался с тем, что его порицали и высмеивали из-за того, что он живет по своим правилам и законам. Человек в принципе никому не мешает своими действиями, но некоторые люди хотели бы, чтобы он жил так же, как живет все общество.

«Живи, как все!» — если человек начинает жить под этим лозунгом, то теряет собственную уникальность или просто не показывает ее. Вместе с тем появляется другая категория, которая понимает, что нужно жить по-своему, уникально, необычно – и тогда вас заметят. Но они настолько неумело показывают свою уникальность, что это вызывает отвращение или шок, нежели восхищение. Неумелость показа заключается в том, что люди не демонстрируют необычных способностей, а заостряют внимание окружающих на вещах, которые присущи всем. Идет показ не уникальности, а обыденности, только в извращенной форме.

Быть уникальным – не значит шокировать или вызывать приступ тошноты, а значит запомниться, привлечь внимание. Не обязательно оставаться в памяти путем шока или приступа гнева. Можно запомниться путем вызова восхищения или приятного удивления.

Все рождаются уникальными, но многие теряют ее, поскольку пытаются жить, как все, другие просто не умеют показывать свои способности, выпячивая наружу недостатки. Лишь немногие уникальные люди запоминаются и вызывают восхищение. Они показывают свои достоинства, не стараются жить, как все, но и не шокируют своим видом и поступками. Это и есть настоящее мастерство быть уникальным.

Кто такой амбидекстр?

Все люди рождаются амбидекстрами – индивидами, которые в одинаково степени владеют и развивают обе руки. Однако в процессе образовательного процесса и наставлений родителей ребенок постепенно приучается управлять только одной рукой. У леворуких людей развито правое (интуитивно-чувственное) полушарие, у праворуких – левое (логическое) полушарие. Кто такой амбидекстр? Это человек, который даже после образовательного процесса продолжает в одинаковой степени владеть как левой, так и правой рукой.

Интенсивность, точность, развитость, скорость и сила действия каждой руки одинаковая. Человек может писать, рисовать и владеть любой рукой в одинаковой степени. Это указывает на то, что у человека слаженно работают и взаимодействуют между собой оба полушария.

Амбидекстром можно стать с рождения либо приобрести соответствующие навыки посредством осознанных тренировок. Амбидекстры показывают более высокие показатели во время обучаемости и по жизни, нежели люди с ведущей левой или правой рукой.

Наряду со всеми преимуществами, амбидекстры обладают и недостатками:

  1. Гиперактивность.
  2. Быстрая утомляемость.
  3. Отвлекаемость.
  4. Повышенная капризность.
  5. Трудности в обучении.
  6. Чрезмерная эмоциональность.

Самое худшее, что могут сделать родители и воспитатели в данном случае, — начать переучивать ребенка, чтобы он начал работать только одной рукой. Однако это приведет лишь к еще большей капризности и раздражительности. В такой ситуации лучшим выходом будет поощрение работы обеими руками, развивая свой дар, при этом находя иные способы устранения недостатков ребенка.

Число рожденных людей с ведущими двумя руками в последнее время увеличивается – до 10-15%. Теперь амбидекстр – не новое, а привычное понятие. Некоторые люди, которые родились с одной ведущей стороной, намеренными тренировками пытаются достичь уровня амбидекстрии. Для чего они это делают? Результаты кроются не только в способности одинаково владеть обеими руками, сколько в совершенствовании функционирования головного мозга, который теперь слаженно работает обеими полушариями:

  1. Правши развивают правое полушарие путем обучения работы левой рукой, что дает им возможность становиться более творческими людьми, получать удовольствие от жизни, а также находить новые пути решения различных проблем.
  2. Левши при развитии правых рук влияют на работу левого полушария, получая в результате возможность логически мыслить, структурировать свою жизнь, планировать свое время, прогнозировать и т. д.

Амбидекстрия проявляется во всем, а не только в том, какой рукой человек пишет. Так, амбидекстр может отталкиваться обеими ногами с одинаковой силой, тонко слышать обоими ушами. Писать он может правой рукой, а рисовать – левой. Слышать музыку он может левым ухом, а отличать отдельные звуки – правым. При этом если попросить амбидекстра совершить некоторое действие другой рукой или ногой, то он с легкостью это сделает.

Амбидекстры получают информацию и интуитивно чувствуют. Таким образом, они могут познавать мир в два раза лучше и обширнее, нежели правши или левши.

Амбидекстры по-особенному смотрят на мир. Там, где люди обычно заостряют внимание только на одной составляющей (собственных чувствах или интеллектуальных знаниях, как должно быть), амбидекстры видят картину в целом. Они видят и видимое, и невидимое. Там, где обычный человек разделяет, амбидекстр объединяет.

перейти наверх

Плюсы и минусы амбидекстрии

В былые времена люди отрицательно относились не только к левшам, но и к амбидекстрам. Считалось патологичным то, что человек может одинаково работать обеими руками (полушариями), относя это к чему-то ненормальному. Однако на сегодняшний день специалисты спокойно относятся к данному явлению. В амбидекстрии есть как плюсы, так и минусы, что свойственно любой личности.

Если вы считаете, что амбидекстрия – это некоторый дар, который делает человека сверхличностью, то вы ошибаетесь. Ни левая, ни правая, ни обе руки не влияют на гениальность личности. Амбидекстр – такая же посредственная личность, как и правша или левша. Все зависит от личностных качеств и особенностей образа жизни человека, а не того, какими руками он управляет и какие полушария головного мозга в этом участвуют.

Плюсами амбидекстрии являются:

  1. Выполнение различной работы, которая требует владения обеими руками с одинаковой силой.
  2. Спортивные занятия, которые требуют развитости обеих рук.
  3. Решение различных жизненных или интеллектуальных задач, когда нужно использовать и воображение, и логику.
  4. Склонность к творческой работе, новым открытиям и достижениям.
  5. Мультизадачность.
  6. Способность сразу акцентировать внимание на многих проблемах.

Минусами амбидекстрии становятся:

  1. Непохожесть человека на остальных людей, которые могут неадекватно реагировать на его способности.
  2. Трудности в обучении в стандартной школе.
  3. Неспособность сдерживать эмоции и нестабильность эмоционального фона.
  4. Гиперактивность и синдром дефицита внимания.
  5. Повышенная активность, нервные срывы, конфликты с окружающими из-за того, что амбидекстр не способен отключать свои эмоции.
перейти наверх

Ребенок-амбидекстр – рекомендации воспитателям

Обучение и воспитание ребенка-амбидекстра составляет определенную трудность. Однако при соблюдении всех рекомендаций можно сохранить его дар, при этом воспитать здоровую личность:

  • Не ругать, не наказывать, не ставить в угол, поскольку можно получить лишь сопротивление, агрессию и нежелание больше сотрудничать.
  • Не выпускать из виду.
  • Давать ответственные задания, поручения, предлагать роль помощника.
  • Направлять активную энергию в конструктивное русло.
  • Сохранять уравновешенное состояние, когда ребенок нервничает или чем-то недоволен. Это позволит ему успокоиться.
  • С ребенком нужно сотрудничать, задавать вопросы, давать советы, дискутировать, но ни в коем случае не давить и не настаивать.

Родителям и воспитателям не нужно заставлять ребенка овладевать работой только одной рукой. Дайте волю ребенку владеть обеими руками так, как ему удобно.

перейти наверх

Итог

Амбидекстрия – редкое явление. Однако некоторые правши и левши сознательно ее формируют у себя, поскольку таким образом желают повлиять на работу своего головного мозга. Нередко в магических практиках рекомендуется все свои желания или аффирмации писать левой рукой, чтобы таким образом воздействовать на правое полушарие, которое логически не мыслит, а понимает лишь образы.

Быть уникальным человеком – стремление любого индивида. Каждый имеет право быть собой, не подстраиваться под других. Порой люди ярко демонстрируют свою непохожесть на окружающих. Здесь кроются глубинные мотивы, нежели простое желание быть собой.

Вас или других людей напрягает ваша исключительность? Это первый вопрос, который лучше задать себе. Если ваша уникальность напрягает лично вас, значит, вы не лишены чувства одиночества. Если ваша незаурядность неприятна другим людям, значит, вы слишком ярко ее показываете.

Когда уникальность напрягает лично, тогда человек подсознательно понимает, что его привычное поведение приводит к одиночеству. Конечно, можно намеренно желать уединения. В этом нет ничего предосудительного. Но порой человек подсознательно понимает, что его незаурядность не помогает наладить контакты. Это напрягает лично его, поскольку он чувствует себя одиноким.

Когда уникальность напрягает других людей, а вы собой довольны, тогда речь идет о яркой демонстрации своих особенностей. Это называется «выпендреж», когда внимание окружающих привлекается путем шокирования какими-то необычными качествами. Людей это раздражает. Они могли бы принять такую исключительность, но если бы ее не «выпячивали», не «светили ярко», а преподносили более спокойно.

Кого напрягает ваша уникальность – вас или других людей? В первом случае вы сталкиваетесь с одиночеством, во втором – с раздражением окружающих. Отказаться из-за этого от личной незаурядности? Ни в коем случае. Попробуйте сначала понять, в чем именно вы уникальны, как своими особыми качествами можно пользоваться, чем они могут быть полезны вам и другим людям. После чего просто используйте свою уникальность в нужном месте и в нужное время. Не показывайте свои способности без необходимости, иначе это вызовет раздражение. Если ваши способности кому-то станут полезными, тогда проявляйте их — это вызовет восхищение, благодарность и уважение.

Кто такие амбидекстры? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Про таких людей слышал, но о том что они так называются даже и не догадывался. И хотя говорят, что их всего один процент от общего числа — мне кажется это очень удобно, полезно и круто быть таким.

Амбидекстр – это человек…

… которому которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, гиперактивность, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная капризность, чрезмерная эмоциональность.

Если Амбидекстрами, как уже упоминалось, называют тех, кто обе руки может использовать так же, как правши используют свою правую руку, а амбисинистеры, это те, кто обе руки используют, как правши используют левую (т.е. криво и неумело).

Еще несколько интересных моментов о таких людях:

1. В отличие от правшей, которые показывают сильное доминирование левого полушария мозга, полушария амбидекстров развиты почти симметрично…

2. …как и мозг типичного человека с синестезией, или «смешанными чувствами», переживающего пересекающиеся чувственные восприятия. Число амбидестров (и левшей) среди синестетов гораздо выше, чем в общей популяции.

3. Амбидекстры с большой вероятностью обладают геном LRRTM1, который связывают с шизофренией. Исследования показывают, что больные шизофренией со значительно большей вероятностью являются амбидекстрами или левшами, чем не шизофреники.

4. Другое исследование, проведённое при помощи вебсайта BBC Science, показывает, что из одного процента 255 тысяч опрошенных респондентов, которые указали на одинаковую лёгкость письма обеими руками, 9,2 процента мужчин и 15,6 процентов женщин сообщили о своей бисексуальности.

5. Люди, которые определяют себя как «двухрукие», при общей оценке интеллекта набирают несколько ниже, чем в целом, и чаще всего эти баллы ниже в арифметике, мышлении и памяти…

6. …за исключением случаев, когда это не так. Исследование 8 тысяч детей в возрасте 7 и 8 лет показало, что 87 «смешанноруких» учеников показывали более выраженные затруднения в языковых навыках, а в возрасте 15 и 16 лет те же ученики показывали больший риск симптомов ADHD (синдром дефицита концентрации внимания и гиперактивность), и показывали более низкие академические успехи чем право- и леворукие ученики.

7. Амбидекстра легко разозлить. Таковы результаты исследования Колледжа Мерримак, что свидетельствует о повышенной взаимосвязанности полушарий мозга, которая была обнаружена у амбидекстров и левшей. Последующее исследование показало, что увеличение связей полушарий коррелирует с увеличением неловкости, неуклюжести и переменчивости настроения.

8. Как бы то ни было, однако использование двух рук может быть полезным в спорте, искусстве и музыке. Среди одинаково владеющих двумя руками есть такие знаменитые личности как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин, Марк Нопфлер и Киану Ривз.

Тема амбидекстров большая и не до конца изученная. Есть мнение, что их становится больше и это некий эволюционный скачок человечества. Большинство проблем, связанных с амбидекстрией обусловлено особенностями современного общества. Если ребенок амбидекстр при помощи родителей и учителей преодолеет все негативные факторы своей особенности, то во взрослой жизни амбидекстрия может стать его большим преимуществом. Существует мнение, что можно сделать работу своего мозга эффективнее и лучше решать сложные задачи, намеренно овладев обеими руками.

[источники]http://psihomed.com/ambidekstr/ https://blogintroverta.ru/stati/ambidekstr-preimushhestva-i-problemy-lyudej-s-ambidekstriej/ Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=8447.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о