300 спартанцев википедия история: 300 спартанцев — Википедия – Леонид i — Википедия

Эфиальт (предатель) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с именем Эфиальт.

Эфиа́льт (др.-греч. Ἐφιάλτης) — сын Эвридема, малиец, во время Фермопильского сражения изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье через Каллидром, по которому Гидарн Младший провёл часть персидского войска в тыл спартанцев, вследствие чего Леонид со своими спартанцами и феспийцами погиб, окруженный с двух сторон неприятелем. Амфиктионами он был приговорён к смерти и убит позже в Антикире неким жителем Трахина по имени Афенад. Хотя Афенад убил Эфиальта по другой причине, не связанной с предательством, он получил за это награду. Геродот и Ктесий говорят, что измена эта была приписываема и другим лицам.

В фильме «Триста спартанцев» (1962) роль Эфиальта исполняет Кирон Мур. По сценарию, Эфиальт — молодой человек неизвестного происхождения, живущий у пожилой четы в близлежащем селении и помогающий старикам по хозяйству. Он подслушал разговор старика с одним из 300 спартанцев о тайной тропе и донёс об этом Ксерксу. Мотивом для предательства Эфиальта служит стремление обогатиться, так как ему понравилась молодая спартанка Элла и он рассчитывал произвести на неё впечатление своим богатством.

В фильме «300 спартанцев» (2006) он изображён как горбатый урод, который пошёл просить Леонида взять его в своё войско. Эфиальт продемонстрировал боевые навыки, но спартанский царь отказал ему, поскольку горбун из-за низкого роста не был способен стоять в строю. Эфиальт захотел отомстить Леониду. Он направился к Ксерксу и донёс о тайной тропе. На последнем этапе Фермопильского сражения, когда отряд спартанцев был окружён персами, он советует Леониду выполнить просьбу Ксеркса о сдаче, но в ответ спартанец проклинает предателя. Роль Эфиальта в фильме исполняет Эндрю Тирнан.

  • Именем предателя греки назвали демона, который правит ночными кошмарами[1].
  • Под названием Ephialtes (Эфиальт) описан род насекомых-наездников[2].
  • Кличку Эфиальт носил в детстве один из героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» («тонкий» Порфирий) за то, что «ябедничать любил».
  1. ↑ Ephialtes. (англ.) (недоступная ссылка). Online Etymology Dictionary. Дата обращения 17 августа 2011. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  2. Плавильщиков Н. Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространённых насекомых на территории европейской части России. — М.: «Топикал», 1994. ISBN 5-85256-023-5. С. 391.

Спартанское воспитание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 37 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 37 правок.

А́гогэ (др.-греч. ἀγωγή — «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан, не исключая царских. Для мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дававшей шанс на получение полного гражданства.

Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, бросая их в Апофеты (греч. Αποθέτες «место отказа» — ущелье в горах Тайгета), в случае, если у них имелись какие-либо физические недостатки:

Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых, больных и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург, XVI

По последним исследованиям было обнаружено искажение фактов Плутархом, который распространял слухи в угоду политической элите Греции[1].

Некоторые археологи отмечают отсутствие детских останков в пропасти, куда якобы сбрасывали спартанских детей[1][2].

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы — по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной.

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. В 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали на свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики постоянно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если это было необходимо, то и убивать.

Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали[3]. Также они убивали животных и грелись в их внутренностях.

В 17 лет, когда юные спартанцы возвращались домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» — вытерпеть очень жестокую порку. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и хлестали его мокрыми розгами. Если юноша не издавал ни звука, его секли до первых капель крови, но стоило ему издать хоть звук, порка продлевалась на некоторое количество ударов, при этом его секли ещё сильней, так могло продолжаться много раз, и каждый раз порка становилась всё более и более жестокой; жрецы могли засечь юношу до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые.

Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, и иногда учили пользоваться оружием.

Обсуждение:300 спартанцев (фильм, 2006) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Rename icon.svg
Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 30 июня 2015 года.
Старое название 300 спартанцев (фильм, 2007) было изменено на новое: 300 спартанцев (фильм, 2006).
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Курсивное начертаниекакой же он исторический?… комикс…—Bahatur 18:42, 20 октября 2008 (UTC)

Совершенно верно, к истории он не имеет практически никакого отношения. В нём столько неточностей, преувеличений, фальсификаций и т.д. что просмотр его может серьёзно помешать рядовому школьнику в его изучении античной истории. Пипумбрик 22:58, 9 января 2009 (UTC)


простите, а причем тут раздел «Расхождение с оригиналами»? Фильм создан НЕ по историческим событиям, а по комиксу, который в свою очередь, не преследовал цель показать историчиские события. На оборот, в комиксе специально, если вы не заметили, добавлены фантастические элементы. По-поводу будут ли школьники изучать историю этого комикса, по-моему ничто не помешает. Так что следует убрать этот раздел. 94.248.80.110 21:03, 21 февраля 2010 (UTC)

«По свидетельству источников спартанцы не носили длинных волос» — согласно Плутарху носить длинные волосы и бороды спартанцам предписал ещё Ликург 85.140.223.9 08:10, 7 мая 2010 (UTC) Лёха

«существует мнение, что со стороны спартанцев не упомянуты илоты, вследствие чего их армия могла достигать весьма внушительных размеров» — скорее греческие авторы не заостряли внимания на участии илотов в битве. Павсаний говорит о 900 илотах, сражавшихся вместе с Леонидом, хотя более вероятно, что в его источнике речь шла о периэках. Через полвека после греко-персидских войск каждого гоплита-спартиата в бой сопровождали 7 легковооружённых илотов. Таким образом, последних при Фермопилах могло сражаться до 2100. Общая же численность войска, которым к началу битвы располагал Леонид могла по разным оценкам достигать 11 500 и даже 15 000 человек (совокупно легко- и тяжеловооружённых воинов). Для сравнения силы персов исследователи нового и новейшего времени оценивают в пределах от 25 до 100 тыс. человек, причём последняя цифра допустима, только если приплюсовать к боевому составу всех нонкомбатантов (включая рабынь и флейтистов). Кроме того в войске Ксеркса почти не было тяжеловооружённой пехоты, способной продавить строй греческих гоплитов. Значит, если учесть, какую сильную позицию занимали воины Леонида, персы просто не могли ебе позволить штурмовать Фермопилы в лоб. PS: очень плохой стиль комментируемой статьи — похоже на черновой перевод. 85.140.223.9 08:38, 7 мая 2010 (UTC) Лёха

Разве копье кинул не другой мужик, который использовал Леонида для прыжка? Кир

Причем тут достоверность? Хотя достоверность «исторических фактов» тоже под сомнением: с тех пор столько воды утекло и историю столько раз переписали, что до правды уже не докопаться. А фильм снимали не как реальную историю, он о другом. Мужество, отвага, кровавая сеча с жесткой расправой над врагами и героическая гибель. 300% тестостерона и правильное мужское кино.

89.178.101.209 09:34, 21 апреля 2012 (UTC)
  • Интересно, кто умудрился добавить ссылку на саундтреки из фильма, которые фактически являются материалом, защищаемым копирайтом. По-моему это не по правилам википедии. Нирваньчик 17:25, 20 мая 2010 (UTC)

Фильм 2007 или же 2006 года?[править код]

  • По данным, указанным на сайте Кинопоиск.ру, данный фильм появился не в 2007, а 2006 году. Хоть он вышел в российский прокат только 22 марта 2007 года, но мировая премьера состоялась 9 декабря 2006 года. К тому же, в карточке фильма указан его верный год, тогда почему в названии он иной? Я исправлю дату, если вы сочтете это ошибкой, то, прошу, отпишитесь здесь. EliasLevus 18:28, 18 ноября 2010 (UTC)

Цитаты — в Викицитатнике[править код]

В Викицитатнике уже есть страница 300 спартанцев (фильм, 2006). Поэтому нет смысла загромождать цитатами статью в Википедии. Предлагаю все цитаты собирать там. Андрей 06:58, 29 ноября 2012 (UTC)

А были ли 300 спартанцев?

Греческое войско встало в узком ущелье, что позволило перегородить его небольшой стеной и в бою менять уставшие отряды на свежие.

Когда персы обошли греков, Леонид оправил почти всех к основным силам, а сам остался со спартанцами, феспийцами (добровольно остались) и фиванцами (задержал силой, т.к. подозревал в измене) и вышел из ущелья на встречу основным силам персов.

Кроме того есть подозрение, что в бою участвовали и илоты, сопровождавшие спартанцев (по записям Геродота, кажется, одного спартанца обычно в походе сопровождало до 7 илотов, которые выполняли в бою роль легкой пехоты).

Фиванцы в бою перешли на сторону персов, за что Ксеркс их всех «наградил» личным клеймом.

К сожалению, в мировую историю попали только спартанцы, прочие герои-греки как-то выпали из людской памяти. Если сопоставить всех участников Фермопильской битвы: 300 погибших спартанцев, тысяча греков павших в боевом охранении на горном склоне, две тысячи из числа шедших им на выручку и две тысячи ополченцев из Фив и Феспия, то невольно возникает вопрос — а почему только триста спартанцев? Неужели 5000 не в счет? Дело в том, что первым, кто описал этот подвиг, был спартанский поэт Симонид Кеосский, который, естественно, старался превознести своих соотечественников. Он и прославил спартанцев, а об остальных как-то «забыл».

В дальнейшем многие историки, исследуя Фермопильское сражение, часто приходили к неверному выводу об участи ополченцев. Имея данные об их участии в начале сражения и, благодаря Симониду Кеосскому, данные о смерти только 300 спартанцев, они превратно истолковывали их дальнейшую судьбу. Кто-то писал об их позорном бегстве с поля боя, кто-то вообще приписывал им поголовную сдачу в плен персам.

Только почему-то никто не смог предположить героическую гибель на поле боя. А ведь погибшие ополченцы достойны не меньшей славы, чем спартанцы. Спартанские воины Леонида не могли отступить, согласно воинскому кодексу чести. Они были профессионалами и должны были до конца выполнить свой долг. А вот союзники их этим долгом не обладали. Более того, Леонид прямо приказал им уходить на соединение с основными силами греческой армии, но они отказались, сознательно обрекая себя на гибель.

Впрочем, это обстоятельство никоим образом не преуменьшает подвига спартанцев и воинов из прочих греческих полисов, ведь им противостояло около 200 тысяч персидских воинов, в том числе элитные части Ксеркса – так называемые «бессмертные». В этом бою, длившемся три дня, пало около 20 тысяч персов (в том числе 2 родных брата царя Ксеркса)

Вот такая версия о спартанцах. Кто уверен в другой ? Поделитесь …

300 (комикс) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2016; проверки требуют 3 правки.

«300» — комикс (графический роман) американского писателя и художника Фрэнка Миллера и колористки Линн Варли. В основе комикса лежит известное историческое событие — Фермопильское сражение, изображённое в фантастической обработке.

Спартанский царь Леонид со своими лучшими воинами идёт на войну с персидской армией Ксеркса. Он решает остановить персов в ущелье Фермопилы. Перед началом битвы горбун Эфиальт просит Леонида принять его в своё войско, но ему отказывают.

Спартанцы и их союзники сражаются два дня и две ночи. В перерыве между боями Ксеркс встречается с Леонидом и предлагает ему сдаться, в обмен обещая власть и богатство. Леонид не соглашается. Эфиальт показывает персам тайный проход в горах, чтобы напасть на спартанцев с тыла.

Перед последней схваткой Леонид приказывает Дилию, одному из своих воинов, уходить в Спарту, чтобы рассказать о сражении. На третий день персы окружают спартанцев, и Ксеркс снова предлагает Леониду сдаться. Леонид снова не соглашается, и оставшихся спартанцев убивают.

Комикс заканчивается на том, как Дилий со своим отрядом готовится к новой битве с персами — битве при Платеях.

Комиксы создавались под влиянием фильма «Триста спартанцев» (1962)[1], который Фрэнк Миллер смотрел в детстве. Кроме этого, автор основывался на работах Геродота[2]. Сначала «300» печатались как серия из пяти ежемесячных выпусков, которые назывались «Честь», «Долг», «Слава», «Битва» и «Победа». Первый выпуск вышел в мае 1998 года. Под одной обложкой все выпуски были напечатаны в 1999 году[3].

Писатель и автор комиксов Алан Мур критиковал «300» за историческую недостоверность. В комиксе Фрэнка Миллера спартанцы презрительно говорят об афинянах как о «любителях мальчиков», между тем, подчёркивает Мур, известно, что среди спартанцев были распространены гомосексуальные отношения[4]. Об исторической недостоверности говорили также авторы книги Classics and Comics Джордж Ковакс и С.В. Маршалл, аргументировав это тем, что настоящие спартанцы не воевали полуобнажёнными[5]. Сам Миллер объяснял, что на древнегреческих вазах воины часто изображены обнажёнными, и по этой причине он в своём комиксе изобразил спартанцев таким образом[2]. Эмили Фейри писала о том, что древние персы изображены аморальными и больше напоминают этнических африканцев и арабов[3].

Обозреватель Аарон Альберт писал о том, что хотя Миллер позволяет себе вольную трактовку истории, но «300» — это художественное изображение реальных событий[6].

Комикс получил три премии Эйснера (1999): в номинациях «Лучшая серия», «Лучший автор и художник» и «Лучший колорист».

  1. ↑ Kovacs, Marshall, 2011, p. 151.
  2. 1 2 Kovacs, Marshall, 2011, p. 160.
  3. 1 2 Kovacs, Marshall, 2011, p. 159.
  4. ↑ Emmett Furey. «Homosexuality in Comics — Part IV»  (англ.)
  5. ↑ Kovacs, Marshall, 2011, p. ix.
  6. ↑ Aaron Albert. «300 Comic Book Review»  (англ.)
  7. ↑ Kovacs, Marshall, 2011, p. 15.

Kovacs, George. Classics and Comics / George Kovacs, C. W. Marshall. — Oxford University Press, 2011. — 288 p. — ISBN 978-0-19-979236-8.

Битва при Фермопілах — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Фермопільська (Термопільська) битва  — героїчна оборона греками у 480 р. до н. е. Фермопільського гірського проходу від перської армії царя Ксеркса, яка вторглася у Грецію і зайняла Фесалію під час греко-перської війни. Фермопіли (Термопіли; грец. Θερμοπύλαι, θερμός — теплий, Фермос, πύλη — ворота) — вузький прохід недалеко від міста Ламія (грец. Λαμία) у Греції, між Фесалією і Локридою, поблизу Малійської затоки (грец. Μαλιακός κόλπος). Битва згадувалась відомими давньогрецькими істориками Геродотом, Діодором і Ктесієм.

Фермопільський прохід обороняли об’єднані війська греків у 500-449 рр. до н. е., а на час битви ними керував спартанський цар Леонід на чолі ядра з 300 спартанців. Чотири дні Ксеркс вичікував біля самого проходу, а потім розпочав наступ, під час якого змінював почергово різнонаціональні і неоднаково озброєні військові загони. Після двох днів боїв персам не вдалося пройти через прохід, який був захищений муром та армією греків, яка мала 5 920 воїнів. Війська персів налічували 1,7—2,6 млн чол., як стверджує Геродот, проте сучасні вчені вважають, що вони налічували 200 тис. воїнів.

У битві обидві сторони зазнали великих втрат. Персам вдалося нарешті подолати оборону після того, як вони обійшли прохід гірськими стежками, на які вказав зрадник Ефіальт. За цей час Леонід відпустив 1 200 гоплітів і залишив лише 300 воїнів (за іншими даними залишилось ще 200 чи 1100 воїнів з ближніх міст, а також ілоти). Греків про обхідний наступ попередили бігуни фокійців, які обороняли стежку, але були відтіснені персами, та перський перебіжчик Тіррастіад. Цар та усі воїни загинули. Геродот також стверджує, що у полон здалися фіванці, проте вчені вважають, що це наклеп, адже праця Геродота створена у час міжусобиць Фів та Афін.

За деякими джерелами також повідомляється, що з 300 спартанців залишились живими два воїни: поранений і залишений у таборі Арістодем та відісланий гонець Пантит, але вдома на них чекала ганьба, через що перший відважно бився в битві у Платеях, спокутуючи провину, а другий — повісився. З боку персів загинули брати Ксеркса, Аброком та Гіперанф. Діодор описує останню сутичку як нічний напад спартанців на табір персів. Найбільше серед воїнів-спартанців відзначилися Дієнек, Дифірамб, та брати Алфей і Марон. Втрати персів у цій битві склали близько 20 тис. чол., у той час як греки втратили близько 4 тис. воїнів та 400 з них потрапили у полон. Після бою Ксеркс знайшов тіло Леоніда і наказав відрубати йому голову та насадити на кіл. Тіло царя було перепоховане через 40 років у Спарті, а на його честь через 600 років почали проводити змагання. Імена загиблих воїнів були викарбувані на плиті, а на місці битви було встановлено камінь з епітафією Сімоніда Кеоського: «Подорожній, коли ти прийдеш у Спарту, перекажи лакедемонянам, що ми полягли тут, вірні їхньому наказові». Зрадник Ефіальт же загинув від руки родича під час суперечки.

Битва у кінематографі[ред. | ред. код]

  • 300 спартанців — фільм 2007 року, заснований на графічній новелі Френка Міллера з низькою історичною правдивістю.

Українські Фермопіли[ред. | ред. код]

Бій під Крутами часто називають «Українськими Фермопілами». З 2015 року ще одними «Українськими Фермопілами» стали звати оборону Донецького аеропорту.

Илоты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фернан Сабатте. «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». 1900

Ило́ты[1] (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам.[2] Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте[3]:

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии[4]:

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и так далее.[5] По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 года до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.

О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает[6], что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

  1. ↑ Иногда в литературе встречается устаревшее наименование гелоты.
  2. ↑ Павсаний, «Описание Эллады», 3.20.
  3. ↑ Страбон, «География», 8.5.
  4. ↑ Плутарх, «Жизнеописание Ликурга».
  5. ↑ Афиней, XIV. 657 D;
    Плутарх, «Жизнеописание Ликурга», 28.
  6. ↑ Аристотель, «Политика», 2.10.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о