Познание окружающего мира через игры

6У детей происходит познание окружающего мира через игры. Еще в прошлом столетии австрийский педагог Фридрих Фребель оказал неоспоримую, незабвенную услугу, придумав для детей систему игр, способствующих познанию окружающего мира .

Мячиками, этой первой детской игрушкой, играет еще младенец. Но и в течение всего первого периода детства ребенку нужна эта игрушка.

В мячике ребенок видит первые и основные формы всякой жизни, форму шара и круга, в нескольких мячиках он выучится различать единичность и множественность, а из движения мячика, привязанного к шнуру, — вправо и влево, вперед и назад — может составить наглядное понятие о движении.

Различные цвета, видимые им на мячиках, он научится узнавать и в окружающих его предметах, например в садовых цветах и т. д.

Затем из разноцветных пластинок или лоскутов бумаги по образцам или по собственной мысли дитя составляет гармонические цветные сочетания, рисует красками картинки.

Между тем мячики могут также служить и для различных игр.  Для второго периода детских игр служат шары, кубы и цилиндры, посредством которых пробуждаются в ребенке представления о шаре, остающемся в покое и движущемся, о кубе, имеющем несколько сторон и плотно лежащем на одной из них, и о цилиндре, совмещающем в себе свойства того и другого.

Ребенок вертит шар и цилиндр на шнурке, а куб приводит в движение посредством продернутого сквозь его поверхности, углы или ребра прута, и таким образом он знакомится с элементарными предметами техники.

Следующий отдел упражнений состоит в том, что дитя строит или составляет из различных частей какое-нибудь целое, причем у него не только раскрывается дар подражания и талант построения, но также рождается представление о значении отдельных частей, из которых каждая различна по своей форме и величине, но которые в совокупности составляют одно целое, где уже каждая часть играет роль особого члена.

Вместе с тем посредством этого отдела игр упражняется деятельность всех прочих душевных способностей, потому что ребенок из находящегося в его руках материала учится образовывать различные формы жизни, то есть, подражая известным предметам природы, также учится образовывать формы, им самим создаваемые, то есть такие, которые возникают в его мышлении.

Третий ряд детских упражнений, по Фребелю, представляет куб, разделенный крестообразно по каждой стороне. Ребенок делает из этих кубов, различные построения, складывая их сторонами, ребрами или прикладывая к стороне одного куба ребро другого, и т.д., вследствие чего образуются различные фигуры.

Здесь нужно обратить особое внимание на то, чтобы для каждого нового построения ребенок не уничтожал предыдущего, но чтобы все последующие у него естественно вытекали из предыдущих.

Для четвертого ряда упражнений Фребель рекомендует куб, разделенный на 8 равных плоских дощечек, отчего вместо увеличения числа кубических тел, как в предыдущем случае, увеличивается протяжение площади. Из этих дощечек ребенок образует фигуры различной формы.

Пятый ряд представляет куб, разделенный по каждой стороне двойным крестом, отчего образуется 267 маленьких кубиков,
из которых три еще разделены на два и три на четыре.

Шестой ряд упражнений составляют кубы, также разделенные на дощечки, из которых некоторые снова разделены посередиие вдоль и поперек, отчего образуется несколько квадратиков и призматических столбиков.

За четырьмя ящиками, содержащими фигуры геометрических тел, следуют плоские дощечки, наглядно представляющие стороны куба и их взаимные отношения между собой. Они состоят из треугольных частей, образующих прямой, острый или тупой угол, а также из квадратиков, число которых, начиная от 4 и прогрессивно удваиваясь, доходит до 64.

Здесь точно так же нужно, чтобы ребенок складывал такие фигуры, которые бы частью уясняли ему простейшие математические аксиомы, частью представляли разнообразные формы жизни, формы изящного и т. д.

Наконец и числительные способности, посредством попеременного увеличения и уменьшения числа кубов и палочек, упражняются в первых четырех арифметических действиях. Затем, выучившись проводить на листе бумаги отвесные и горизонтальные, чертить кривые и ломаные линии, дитя рисует фигуры, которые оно прежде делало из палочек, и таким образом приготовляется учиться писать.

К этому последнему делу следует приступать вместе с уроками чтения. После таких предварительных подготовок чтение не будет представлять для ребенка особенных затруднений.

Чем больше дитя усваивает образов и чем больше составляет из них представлений, тем легче происходит познание окружающего мира и тем легче ребенок учится читать.

 

Leave a reply

sandpiper-2 - подробности у нас груз 200 Карта Сайта